16.03.2012 11562

Методика исследования социально-психологической адаптации безработных

 

Программа исследования

Анализ проблемы социально-психологической адаптации безработных показал, что данный процесс обусловлен как объективными социально-экономическими факторами, так и социально-психологическими детерминантами. Анализ детерминант адаптивного поведения безработных, позволяет нам выделить ряд ведущих социально-психологических факторов. Эти факторы, взятые нами в качестве предмета анализа, не исчерпывают всей системы детерминации адаптивного поведения, но вместе с тем они выражают существенные черты, совокупность и мера развития которых будет определять тот или иной тип приспособительного поведения безработного к современным требованиям рынка труда.

Предметом данного исследования стали объективные (уровень объективной конкурентоспособности) и субъективные факторы (ценностные ориентации безработных, уровень их притязаний по отношению к новой работе, трудовые мотивы, стратегии поиска рабочего места), влияющие на успешность процесса адаптации безработных, а также психологические закономерности личности, характеризующие состояние безработицы.

Экспериментальная часть исследования социально-психологической адаптации безработных к новым требованиям рынка труда осуществлялась в течение 1999-2003 г.г. на базе городских центров занятости Чувашской Республики.

Эмпирическое изучение особенностей протекания процесса адаптации безработных складывалось из нескольких этапов, и включало в себя процедурно основные и вспомогательные методы исследования. Содержание социально-психологических факторов и объективных причин, влияющих на процесс адаптации безработных, раскрывается нами через ряд показателей, основанием для выявления которых является теоретический анализ по проблеме адаптации, в частности эмпирических исследований особенностей адаптации безработных.

Первый этап был посвящен первичному анализу психологической, социологической и экономической литературы по вопросам адаптации безработных к рынку труда, проведению интервью с безработными, с целью выявления и постановке основных задач исследования, а также анализу состояния рынка руда в Чувашской Республике. Целью данного этапа исследования стало изучение ситуационно-кумулятивных факторов определяющих объективную конкурентоспособность безработных. Нами был проведен анализ экономической и психологической ситуации на рынке труда, а также ситуационной конкурентоспособности социально-демографических и профессионально-квалификационных групп экономически активного населения Чувашии.

На втором этапе исследования нами был проведен анализ субъективной позиции безработных в оценке их конкурентоспособности. В качестве индикаторов восприятия своей Я-конкурентоспособности нами были выделены: оценка своих шансов на получение новой работы, самооценка своего уровня приспособленности к рыночным отношениям, степени развития предпринимательских способностей и уровня работоспособности; характеристика психологического самочувствия безработного на рынке труда; субъективная оценка личностных качеств, влияющих на уровень конкурентоспособности. На данном этапе исследования нами, также был проведен анализ динамики изменения оценки Я-конкурентоспособности безработных в зависимости от времени пребывания в статусе безработного и возраста. В качестве объективных критериев уровня конкурентоспособности выступили: наличие высокого потенциала трудоустройства (высокая профессиональная востребованность, отсутствие длительных перерывов в работе, общий уровень адаптации и принятия себя). Сопоставление субъективной и объективной оценки потенциала трудоустройства безработными, позволило нам определить степень адекватности представлений об уровне их конкурентоспособности.

В ходе третьего этапа были выделены и исследованы внешний и внутренний критерии адаптации, а также выявлена зависимость между особенностями протекания психологической перестройки и степенью активности поведенческих стратегий безработных. Основываясь на модели предложенной А.А. Реаном (1996), рассматриваем внутренний критерий адаптации через взаимосвязь с общим психическим благополучием безработного. Адаптация по внутреннему критерию определялась через субъективные оценки удовлетворенности взаимодействием с социальной средой и эмоционального комфорта, а также уровня социальной фрустрированности. В качестве показателей адаптации по внешнему критерию (соответствие объективным требованиям) использовались: предпочитаемые безработными типы стратегий и способы поиска нового рабочего места, участие в активных программах. Внешний фактор адаптации изучался при помощи специально созданной анкеты и полуструктурированного интервью.

Поскольку процесс адаптации безработных связан не только с поведенческими изменениями, но и ценностно-нормативными, то в ходе данного этапа исследования, также был проведен сравнительный анализ ценностных ориентации безработных Чувашской Республики.

На четвертом этапе были изучены индивидуально-психологические особенности безработных, а также собрана информация об особенностях адаптации безработных. Дифференциация безработных по социально-психологическим группам проводилась, исходя из соотношения уровня объективной и субъективной конкурентоспособности и адаптивности поведенческих стратегий организации поиска рабочего места. Анализ выделенных групп осуществлялся с учетом структурных особенностей мотивационной сферы и ценностных ориентации безработных, а также с учетом зависимости от индивидуально-психологических качеств безработных. В качестве свойств, влияющих на процесс адаптации безработных к рынку труда выделялись: 1) свойства психофизиологического уровня (экстраверсия, пластичность, возбудимость, активность); 2) свойства личностно-характерологического уровня (ценностные ориентации, мотивы поиска и увольнения с работы, социально значимые качества - уровень субъективного контроля, принятие себя).

Выборка исследования

Объектом изучения являлся процесс социально-психологической адаптации безработных Чувашской Республики к современным требованиям рынка труда. На разных этапах данного исследования в работе приняло участие 369 безработных, зарегистрированных в центрах занятости г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, из них 254 женщин и 115 мужчин в возрасте от 25 до 55 лет. В исследовании использовались группы безработных по следующим признакам: 1) возраст; 2) уровень образования; 3) время пребывания в статусе безработного.

В соответствии с законами РФ о занятости населения, «безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы, заработка и иного дохода, зарегистрированные в органах труда и занятости в целях поиска подходящей работы и готовые преступить к ней». Безработица - это явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. Данная часть социума (безработные) начинает приобретать специфические личностные особенности. В связи с этим безработные в нашем исследовании представлены группой лиц зарегистрированных в службах занятости Чувашской Республики. Количественный состав выборки безработных - 369 человек.

Социальная адаптация соотносится с социализацией - процессом взаимодействия с социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы, имеющие адаптивное значение. В связи с этим деление безработных по возрастам соответствует этапам экономической реформы в нашей стране, а также социально-экономическим условиям их социализации. Подгруппа испытуемых, возраст которых на момент исследования (2002г.) был от 25 до 30 лет, родились в начале и середине 70-х гг. XX века. В начале перестройки им было 10 - 15 лет, в 1991 г., когда открылись первые биржи труда им исполнилось по 17-22 лет, процесс их социализации шел на фоне резких скачкообразных изменений в системе экономической, политической и социальной жизни российского общества. Заканчивая учебные заведения данная возрастная группа, в отличие от последующих уже не имела социальных гарантий трудоустройства, многие из выбранных ими специальностей и профессий оказались невостребованными на рынке труда. Система государственной политики в области занятости находилась еще только в начале своего развития, в связи с этим респонденты данной подгруппы выходя на рынок труда были предоставлены сами себе.

Подгруппа респондентов, возраст которых на момент исследования был от 30 до 40 лет. Родились в конце 60-х начале 70-х гг. XX в. В 1992 г. - в год «шоковой терапии» им было с 22 до 30 лет, многие уже работали и возможно подверглись первым сокращениям. Кроме того, у данной подгруппы испытуемых появился выбор между работой на государственном предприятии и занятием предпринимательской деятельностью.

Экономическая социализация подгруппы испытуемых, возраст которых на момент исследования был от 40 лет и более, происходила на фоне социалистической экономики. Безработица для данной подгруппы респондентов была абстрактным понятием, многие на момент первых сокращений имели уже достаточно большой стаж трудовой деятельности, причем на одном предприятии. Кардинальные экономические реформы неизбежно должны были потребовать от них психологических изменений, адаптации к новым экономическим и социальным условиям. Деление на подгруппы по фактору возраста позволило нам проследить динамику протекания психологических изменений в процессе социально-психологической адаптации безработных к современным условиям рынка труда.

Деление респондентов по фактору «время пребывания в статусе безработного» соответствует этапам развития стресса. Эта динамика выступает как базовая закономерность развития состояния безработицы. Такое разделение на подгруппы было предпринято, с целью выявления динамики протекания процесса социально-психологической адаптации безработных и анализа стадий психологической перестройки в ситуации безработицы.

Методы и методика исследования особенностей адаптации безработных к современным требованиям рынка труда

Для исследования особенностей адаптации безработных в работе был использован ряд методик, выбор которых был обусловлен логикой исследования, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, доступностью и возможностью использования на разных возрастных группах, портативностью.

1) Интервью.

Поскольку процесс социально-психологической адаптации еще не завершен, а эмпирических данных по изучению данной проблемы недостаточно, то мы сочли целесообразным использование полустандартизированное формы интервью. Такая форма исследования позволила собрать еще мало структурированную информацию, как о некоторых объективных, так и субъективных социально-психологических факторах адаптации безработных, а также для выяснения современной ситуации на рынке труда Чувашии. Интервью проводилось на первом этапе исследования для выяснения основных тенденций изучения. В качестве респондентов выступали безработные, а также специалисты служб занятости г.Чебоксары и Новочебоксарска, Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, работниками республиканского учебно-методического центра занятости населения Чувашской Республики. Анализ результатов интервью позволил составить анкеты, для дальнейшего исследования проблемы адаптации безработных, а также правильно сформировать выборку испытуемых.

2) Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда.

Данная методика использовалась нами для исследования внутреннего фактора адаптации (эмоциональный комфорт, принятие других), а также с целью изучения социально-значимых качеств личности (уровень субъективного контроля, принятие себя, адаптивность).

3) Методика определения психологической характеристики темперамента. Посредством данной методики изучались психофизиологические свойства безработных, которые предположительно обеспечивают функционирование адаптационных механизмов.

4) Методика диагностики уровня социальной фрустрированности. Выбор методики обусловлен возможностью выявить общий уровень фрустрированности безработных, а также определить степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности безработных.

5) Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. Методика выявляла социально-психологические установки, направленные на процесс, результат, альтруизм, эгоизм, свободу, труд, власть и деньги. А также общий уровень мотивации - высокий, низкий, дисгармоничный.

6) Комплексная методика изучения ценностно-мотивационных проявлений безработных в процессе вторичной профессионализации М.Г. Рогова. Методика состоит из четырех блоков суждений в своей совокупности отражающих ценностно- мотивационные проявления безработных. В основе всех блоков лежит пятибальная шкала оценки, где 1 означает наименьшую значимость данного фактора для респондента, 5 - наибольшую значимость, остальные баллы соответственно располагаются между этими полярными оценками. Нами был использован лишь первый блок: анкеты, касающийся основных ценностей безработных. Все ценности были сгруппированы в следующие основные группы: 1) ценности-цели (общественно-значимые, материальные, профессиональные, познания, общения, успех, качество жизни, развитие, самореализация, социально-статусные, трудовые, внутренняя удовлетворенность, самостоятельность); 2) ценности-средства (власть, независимость, общение, компетентность, эрудиция, высокие запросы, достижение результата, общественное одобрение, личностные свойства). С целью выявления характера структурных изменений в системе ценностей безработных, респондентам предлагалось оценить степень значимости указанных ценностей на данный момент, т.е. имея статус безработного, и распределить их так, как они сделали бы это до того как стали безработными.

7) Комплексная методика изучения отношения безработного к своему новому статусу, выявления причин незанятости и оценки Я- конкурентоспособности, а также для определения типа стратегии поведения на рынке труда и анализа мотивов поиска работы.

Результаты исследования были обработаны методами математической статистики для получения среднегрупповых показателей и показателей межгруппового соотношения исследуемых характеристик. На некоторых этапах исследования с помощью t-критерия Стьюдента были получены степень значимости различий между выборочными совокупностями. Для установления характера функциональных связей параметров мотивационной структуры безработных, использовались методы корреляционного анализа (по К. Пирсену). При обработке экспериментальных данных использовались как математико-статистические методы, реализованные в программе Microsoft Excel, так и специализированная программа математической статистики Statistica.

 

АВТОР: Петунова С.А.