16.03.2012 14585

Модель развития ученического самоуправления в школе

 

Процесс развития ученического самоуправления можно рассматривать как последовательную смену состояний, динамичных, качественных изменений, обеспечивающих взаимодействие двух систем (учебной - управляемой) и социально-значимой жизнедеятельности обучающихся (самоуправляемой). Остановимся на обосновании этой формулировки.

В условиях демократизации государственного устройства России изменяется соотношение общественных и государственных начал в управлении образовательными учреждениями. На практике это выражается в изменении структуры организации и управления учебно-воспитательным процессом.

В ходе проведенного исследования мы получили подтверждение тому, что ученическое самоуправление представляет собой многоаспектное социально-педагогическое явление, состоящее из нескольких значимых компонентов (социального, правового, педагогического, организационного, психологического.).

Рассматривая социальный компонент ученического самоуправления мы видим в нем составную часть общественного самоуправления. В образовательных учреждениях учащиеся впервые сталкиваются с возможностями принятия и реализации социально-значимых решений, активного участия в решении важных управленческих проблем. Именно на основе самоуправления возможно сформировать чувство сопричастности учащихся к событиям, и чувство ответственности учащихся за принятие решения.

Правовой компонент очерчивает границы компетентности н правомочности принятия решения; свидетельствует о наличии или отсутствии правовых гарантий учащихся и педагогов. К сожалению, правовые гарантии пока еще оформлены очень нечетко.

Организационный компонент рассматривается как условие коллективообразования, и как его результат. Он выражается в уровне готовности к совместному решению учебно-воспитательных задач с позиции самоуправления учащимися и педагогами.

Педагогический компонент учитывает социально-психологические подходы к самоуправлению, так как уровень учебно-воспитательных задач определен социальными условиями, отражающий тог или иной этан общественных отношений, а сам процесс обучения и воспитания опосредован социально-технологическими особенностями управленческих отношений педагогов и учащихся. Это точка зрения педагогической науки. Для примера: в политологии самоуправление рассматривается с позиции регулирования общественных отношений, в социальной психологии - с позиции фактора становления межличностных взаимодействий.

Психологический компонент является движущей силой развития ученического самоуправления. Отношение обучающихся к целям деятельности, наличие мотивов к участию в этой деятельности отражает общественный уровень признания идей самоуправления в школьном коллективе.

Таким образом, совокупность компонентов объясняет данное нами определение понятия ученическое самоуправление как формы организации жизнедеятельности ученических коллективов, обеспечивающей развитие самостоятельности обучающихся в принятии и реализации решений для достижения социально - значимых целей субъектами образовательного процесса.

Следовательно, процесс развития ученического самоуправления мы можем рассматривать в качестве социальной модели. Под моделью в логике понимаю! искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, логико-математических знаковых формул, физической конструкции, который, будучи аналогичен (подобен, сходен) исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между его элементами.

Построение социальных моделей имеет свои специфические особенности. В социальных моделях основными элементами моделируемых процессов являются как отдельные личности, так и социальные группы, социальные общности объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе. Необходимо при построении прогностической модели учитывать, что характер и содержание социальных действий в той или иной степени детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп, и в определенной ситуации каждая система выступает по отношению к окружению как единое целое.

В педагогике создание прогностической модели осуществляется в процессе моделирования, который понимается нами как специфический способ познания, где одна система (объект исследования) воспроизводит другую (модель). Создание прогностической модели, в свою очередь, рассматривается как процесс построения модели, включающий в себя формулирование замысла, разработку исходной концепции, создание научного описания строящейся системы. В связи с этим, важно определить какое место в системе управления занимает задача реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях.

Общие понятия научной модели глубоко и системно рассмотрены в трудах В.А. Штоффа, который указывал, что термин «модель» употребляется в двух противоположных значениях: в значении теории и в значении чего-то, к чему теория относится, т.е. то, что она описывает. Под моделью ученый понимает «мысленно представленную или материально реализованную систему, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте».

Л.И. Новикова рассматривает модель в воспитании как «...умозрительное целостное представление строящейся или преобразуемой системы, внутреннее виденье ее. Смысл такого моделирования состоит в возможности мысленного проигрывания вариантов развития и прогнозирования результатов».

Проведенный анализ научной литературы о понятии моделирования позволил нам определить отличительные особенности разработанной нами прогностической модели реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях.

Прогностическая модель представляет собой «промежуточное звено» между теорией и практикой, так как в ней рассматриваются упрощенные (схематизированные) образы, способы отображения объективной реальности (явлений, сторон, отношений).

Прогностическая модель выполняет следующие функции: измерительную, описательную, интерпретаторскую, предсказательную, критериальную.

Разработанная нами прогностическая модель реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях представляет целостный социально-педагогический комплекс, в котором:

- интегрированы возможности развития гражданской инициативы обучающихся, педагогов, родителей;

- сопряжены инновационные процессы и традиционные формы и способы организации ученического самоуправления;

- предопределена сущность влияния на функционирование ученического самоуправления системы внешних и внутренних факторов.

В построении прогностической модели реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях мы выделили несколько составляющих, характеризующих ее функционирование:

- педагогические условия эффективной деятельности ученического самоуправления;

- общность компонентов ученического самоуправления;

- критерии и показатели эффективности системы ученического самоуправления.

Применительно к проблематике моделирования развития ученического самоуправления в педагогических аспектах управленческой сферы нами были учтены следующие принципиальные позиции:

- моделирование интенсивного пути развития ученического самоуправления;

- реализация технологии самоорганизуемой деятельности ученического самоуправления;

- формирование адаптивной образовательной среды и личностно ориентированной технологии управления ею;

- использование возможностей модификации управления развитием ученического самоуправления в условиях трансформации воспитательной системы образовательного учреждения;

- проектирование «открытой модели» управления, исходя из синергетических позиций.

Психологические аспекты управления моделью ученического самоуправления, как показало проведенное исследование, исходя из педагогических целей, заключаются в учете следующих положений:

- необходимости овладения педагогами научно обоснованными средствами развития ученического самоуправления;

- поиском путей совпадений интересов сообщества и каждой отдельной личности;

- социально-психологическим проектированием организации деятельности ученического самоуправления образовательного учреждения;

- моделированием социально-психологических взаимоотношений в сообществе на основе межличностных коммуникаций;

- созданием условий «открытых пространств» личности, доступных пониманию, познанию и способствующих самореализации и т. д.

Перечисленные категории, и это важно подчеркнуть, носят личностно ориентированную направленность и предполагают переосмысление привычных категорий образовательных процессов в сторону их гуманизации:

- Целью прогностической модели ученического самоуправления становится определение таких направлений и стиля педагогических отношений, которые имеют личностное наполнение (и со стороны учителя, и со стороны ученика) процесса ученического самоуправления. В этом случае цель является осмысленной, эффективной, содержит принципы достижения результата, а не методики воспитательной работы. Очевидно, что целеполагание основывается в этом случае на творческих возможностях субъектов процесса, которые самостоятельно конструируют и моделируют образовательное пространство взаимодействия образовательного учреждения, общественного объединения и некоммерческих организаций.

- Принципы образования личности изменяют ориентацию с формирующего воздействия на двухуровневую систему принципов взаимодействия. Задействуемый при этом механизм актуализации личностных структур сознания обучающихся является основой для творческого построения (моделирования) системы ученического самоуправления.

- Содержание образования личности переориентируется с внешне задаваемых ценностей и качеств на развитие ценностей самоорганизации, представленных открытыми нравственными ориентирами.

- Технология проектирования, используемая ученическим самоуправлением, рассматривается в контексте средств, представленных в творчески развиваемых моделях конструирования самоорганизуемой ситуации педагогической поддержки личности.

На наш взгляд, данные категории являются методологическими основами моделирования воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях.

Прогностическая модель реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления, созданная на основе субъектности деятельности обучающихся предполагает выявление существенных связей, которые обеспечивают эффективность развития ученического самоуправления и являются его закономерностями.

Эффективность прогностической модели мы оцениваем по следующим критериям и показателям: Организационно-нормативный:

- Деятельность ученического самоуправления служит средством развития воспитательного потенциала образовательного учреждения для формирования основ социальной активности личности,

- Проектные технологии в деятельности ученического самоуправления приводят к позитивным изменениям в воспитании и развитии учащихся, формировании качеств социальной компетентности.

Программно-вариативный:

- Представители ученического самоуправления удовлетворены выбором содержания предлагаемой общественной деятельности.

- Обеспечивается положительная мотивация обучающихся к самостоятельной социальной практике для развития качеств социальной компетентности.

Прогностический:

- Формируется готовность к проявлению участником ученического самоуправления инициативы и активности в общественной деятельности;

- Расширяется возможность участия обучающихся в социально-значимых проектах и программах.

Интегративный:

- Обеспечивается помощь субъектам ученического самоуправления в отборе ценностных ориентиров проектов и программ обучающихся., Создаются условия для вхождения ученического самоуправления образовательного учреждения в социальную среду как партнера общественных объединений, некоммерческих организаций.

Исходя из того, что социальное воспитание в современном обществе отражает потребность человечества в передаче опыта жизни последующим поколениям на новом качественном уровне, для практики социального воспитания нерешенными остаются проблемы выявления педагогических условий развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях.

Современная наука утверждает, что моделирование социально- педагогических процессов может быть эффективным (для личности) и результативным (для общества), если в его основу положены методологические позиции гуманистической парадигмы, определяемые соответствующими философскими,   психолого-педагогическими, аксиологическими, культурологическими, синергетическими и другими подходами.

Моделирование социализирующих и воспитательных процессов включает категории, смыслы которых складываются из зависимости поведения и деятельности обучающегося от следующих факторов:

- влияние существующих воспитательных институтов общества;

- воздействие среды и активности самой личности как субъекта процессов воспитания и социализации;

- влияние системы общественной помощи (не всегда целесообразной или эффективной), необходимой подрастающему поколению в период его включения в социальную практику.

Многообразие подходов к проблемам взаимообусловленности процесса развития ученического самоуправления и процесса социального воспитания, их моделирования в сфере образования подчеркивает существующие противоречия и кризис образования личности.

Наиболее характерным показателем существующего кризиса является положение, в соответствии с которым осознаваемая обществом потребность воспитания человека-личности, способной в условиях гражданских свобод к своей нравственной и интеллектуальной самоорганизации, зачастую не находит педагогической поддержки в образовательных системах государства, где отстаивается отношение к человеку как средству выполнения государственных (военных, правоохранительных, производственных, образовательных и т.д.) задач.

Попытки поиска перспектив в противоречивых процессах воспитания личности в современном российском образовании позволяет предполагать эффективность прогностической модели реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях. Обозначим только некоторые позиции, подтверждающие данный вывод.

Исходя из результатов опытно-экспериментальной работы нами были обоснованы принципы деятельности ученического самоуправления:

- открытости и доступности - ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им, Все обучающиеся могут принимать участие в самоуправленческой деятельности независимо от того, к какому первичному коллективу или объединению относятся;

- добровольности и творчества - первичным ученическим коллективам или объединениям предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;

- равенства и сотрудничества - в ученических коллективах все их члены: выборный актив и рядовые занимают равные положения. Первичные коллективы (классы, кружки, клубы, объединения и др.) строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства;

- непрерывности и перспективности - органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время; учащиеся могут создавать постоянные и временные объединения.

На этих принципах реализуется содержание деятельности всех органов ученического самоуправления от классных коллективов до общешкольных.

В практике образовательных учреждений к целям, реализуемым органами ученического самоуправления в различных видах деятельности, относятся следующие:

- учебные - организация взаимопомощи в учебе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;

- социально-значимые - реализация задач самообслуживания, благоустройства территории, шефской работы и т.п.;

- проектные, программные - содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий;

- в сфере жизнедеятельности обучающихся - благоустройство образовательного учреждения, создание уюта, обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием.

Содержание управленческих целей может определяться не только проблемами жизнедеятельности детских коллективов, но и проблемами ближайшего социального окружения.

В процессе развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях реализуются две группы функций: общеуправленческие и специфические самоуправленческие. Р.Х.Шакуров выделяет разноуровневую систему функций, в которую входят: целевые (высший уровень), социально-психологические (средний уровень), оперативные (нижний уровень). При этом каждая из оперативных функций направлена на осуществление всех функций высшего и среднего уровня. Органы самоуправления, наряду с управленческими функциями, реализуют социально-ориентированные и личностно-ориентированные функции детского коллектива.

Социальные функции ученического самоуправления отражают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ученическим коллективом, и направлены на нравственное воспитание. Личностно-ориентированные - направлены на удовлетворение потребностей и интересов учащихся.

Важнейшей функцией ученического самоуправления является сплочение коллектива. Органы самоуправления, реализуя эту функцию, регулируют межличностные и межгрупповые отношения в ученическом коллективе.

Основными структурными элементами и одновременно базой формирования системы ученического самоуправления являются первичные коллективы - класс (кружок) и общеученический коллектив школы, учреждения дополнительного образования и пр. Деятельность классного коллектива определяется задачами, стоящими перед общешкольным коллективом, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Практическая задача органов ученического самоуправления - вместе с педагогическими коллективами формировать морально-этический климат в образовательном учреждении. С этой целью под руководством актива разрабатывается кодекс чести школьника, включающий права, обязанности членов коллектива, меры их поощрения и порицания. Во многих коллективах составляются заповеди, регулирующие отношения: ученик-ученик, ученик-коллектив, ученик-общество и др.

Основными структурными элементами (единицами) системы ученического самоуправления в классе и школе являются собрание (конференция), исполнительные органы (комитет, совет и др.), а также институт уполномоченных (выборный актив).

Общешкольное (классное) собрание (конференция) является важным органом самоуправления. Собрание рассматривает и принимает стратегические управленческие решения, которые определяют жизнедеятельность коллектива учащихся на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу. На собрании (конференции) избираются исполнительные органы ученического самоуправления, определяются сроки функционирования органа, режим его работы, обязанности членов, структура исполнительного органа.

Наряду с основными структурными подразделениями в классах для подготовки текущих дел, организации разных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы.

В каждом классном коллективе в систему ученического самоуправления входят и уполнолномоченные органов самоуправления. Это командиры, старосты классов, члены постоянных подразделений при исполнительных органах, а также члены общешкольных органов самоуправления.

Завершающим систему ученического самоуправления и важным ее компонентом является поручение. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально значимую деятельность. В числе принципов, которые лежат в основе системы поручений - преемственность, учитывающая обогащающийся из года в год опыт социальной деятельности воспитанника; последовательность, предполагающая постепенное усложнение содержания и характера задан и й; массовость, то есть участие в делах коллектива каждого воспитанника. Обычно в первичных коллективах преобладают индивидуальные поручения, но наиболее эффективными в воспитательной работе являются групповые и коллективные. Они позволяют создавать группы по интересам, которые впоследствии перерастут в содружества.

Для чего нужны поручения? Болгарский исследователь В.Момов считает, что общественные поручения характеризуются двумя особенностями: с одной стороны, они носят характер полномочия, которое личность получает от коллектива, а с другой - характер обязательства, которое личность добровольно берет на себя перед коллективом. И в первом, и во втором случае имеется в виду, прежде всего, моральное значение, ибо речь идет, прежде всего, о развитии чувства ответственности отдельной личности перед коллективом за порученное дело. Таким образом, стремление ответственно выполнять поручение не только развивает организаторские навыки учащихся, но и способствует, прежде всего, его духовному росту, расширяет круг его запросов, повышает социальную значимость и личную ответственность, Н.К.Крупская неоднократно указывала па недопустимость разделения учащихся на небольшой «командный» актив и массу инертного пассива. Необходимо, подчеркивала она, включить каждого ребенка в общую работу, в общее решение вопросов, у каждого развивать умения и навыки.

Изучение регионального опыта в ходе проведения экспериментальной работы позволил нам выделить целый ряд моделей ученического самоуправления в различных типах образовательных учреждений.

Как показывает практика работы многих образовательных учреждений, эти модели возможно использовать в широкой педагогической практике для ориентации на имеющийся опыт. Так же мы получили подтверждение тому, что система ученического самоуправления находится в прямой зависимости от этапов развития коллективных отношений субъектов воспитательного процесса. Эта зависимость широко изучена и изложена в работах В.М.Коротова, Г.М.Логутенко. Т.В.Орловой, М.КРожкова, М.М.Плоткина, О.С,Фоминой, Я.М.Фролова - Рассмотрим этапность процесса развития ученического самоуправления, которую мы зафиксировали в ходе опытно-экспериментальной работы.

Для первого этапа характерно проведение педагогическим коллективом работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, уважительного отношения к пленам коллектива, стремления к активной социальной деятельности. На этом этапе динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от педагога. Поэтому целесообразно разработать и реализовать организационно-деятельностный проект по изучению уровня социальной активности учащихся и возможностей педагогов в ее развитии. Учет интересов детей, их возрастных психологических особенностей, потребностей дает положительный результат. На их основе разрабатываются для воспитанников задания, поручения, делается правильная расстановка сил в коллективе, создаются условия для самооценки, самоконтроля, взаимопомощи. На этом этапе ведущими методами и приемами являются: пример членов педагогического коллектива; поддержка социально значимых начинаний; формирование на основании имеющихся умений и навыков положительного имиджа у воспитанника, его неповторимости и ценности для коллектива; предложение учащимся интересных дел.

Второй этап развития коллективных отношений субъектов воспитательной деятельности характеризуется стабильностью деятельности постоянно увеличивающегося ученического актива и постоянным расширением его прав и обязанностей. Формируются постоянно действующие органы самоуправления (штабы, бригады, содружества и др.). В содержании деятельности членов исполнительных органов появляется принципиально повое направление работы - инициативное самоуправление. Создается законодательная база: законы, правила жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексы чести, символы я атрибуты коллектива.

Повышается статус актива в жизни школы. Лидеры выборных органов школьного самоуправления включаются в состав педагогического совета школы.

На третьем этапе основой ученического самоуправления являются общественное мнение и твердо установившиеся традиции. Самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность.

Это завершающий этап в формировании системы ученического самоуправления. Для него, по В.М.Коротову, характерны расширение прав, обязанностей и усложнение функций органов самоуправления; передача отдельных воспитательных функций педагогов ученическим коллективам; постоянное увеличение числа воспитанников, принимающих участие в организации жизни коллектива; повышение роли общественных детских и молодежных организаций в жизни коллектива: выполнение управленческих функций в порядке очередности.

Выделить этапы развития ученического самоуправления пытались многие ученые. Общим для всех подходов было то, что эти этапы сопоставлялись стадиями развития коллектива, выделенными А.С.Макаренко.

Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определенного уровня развития самоуправления в основном виде деятельности.

На этапе зарождения основное содержание управленческих задач, решаемых учащимися самостоятельно, определяется чаще вопросом не «что делать?», а «как делать?».

Целесообразно, чтобы педагог или вышестоящий орган самоуправления предложил учащимся выбор целей деятельности, предоставил возможность сравнить результаты их реализации. Пути достижения поставленных целей определяются на основе совместного решения коллективов педагогов и детей. При этом осуществляется постепенный переход к их самостоятельному поиску.

Перед педагогами на данном этапе стоят задачи преодоления у части детей сложившихся установок на пассивность и безответственность, формирования у них осознания необходимости участия в организации той или иной деятельности. На первом этапе организационно оформляется структура постоянных органов ученического самоуправления, в основном, в рамках существующих традиций. Педагогическое влияние на этом этане носит характер непосредственного руководства деятельностью детей. В то же время по возможности педагоги должны сформировать у учащихся уверенность в том, что от их действий, предложений, основанных на инициативе и самостоятельности, зависит успешность работы детского коллектива, развить у них необходимые знания, умения и навыки для участия в управлении коллективом.

Как показывает наш многолетний опыт, развитию ученического самоуправления на этом этапе способствует усложнение ситуаций, выход из которых ищет весь коллектив. Учащиеся должны участвовать в реализации всех этапов управленческого цикла. На этапе становления стоит задача формирования у детей положительного отношения к участию в работе органов самоуправления. Их структура на втором этапе определяется в соответствии с целями деятельности и путями их реализации; по мере необходимости возникают временные органы самоуправления для решения текущих управленческих задач. Педагогическое влияние на этом этапе постоянно принимает характер опосредованного.

На этапе самосовершенствовании стоит задача стимулирования реализации учащимися самоуправленческих функций. Здесь проявляется высокая мобильность структуры, функционирует большее количество временных органов самоуправления, в процесс работы которых (при решении управленческих задач) вовлекаются все члены коллектива. Основные методы педагогического влияния: совет, консультация, личный пример педагога. Целесообразно, чтобы на этапе самосовершенствования пути достижения поставленных целей осуществлялись учащимися самостоятельно. Результатом работы на третьем этапе является поддержание высокого уровня активности детей в решении управленческих задач.

Источником развития самоуправления на этапе зарождения является противоречие между внешней целью и индивидуальными мотивами. Цель, поставленная педагогами, перед органами самоуправления, только тогда превращается в групповой мотив, когда учащиеся видят зависимость удовлетворения их разнообразных потребностей от своих действий.

На этапе становления в качестве источника развития выступает' противоречие между целью деятельности, определенной самим ученическим коллективом, и отношением детей к содержанию. Разрешается это противоречие на основе широкого вовлечения детей в преодоление возникающих трудностей в принятии решений, определяющих формы достижения групповой цели.

На этапе самосовершенствования источником развития является противоречие между целями деятельности и отношением детей к процедуре ее организации, в том числе и процедуре принятия управленческих решений. Разрешение этого противоречия заключается в формировании мотивов поиска оптимальной организационной структуры коллектива.

Формирование мотива группового действия как бы «пронизывает» все этапы управленческого цикла, на каждом из которых реализация этой задачи имеет свои особенности. Как мы уже отмечали, наличие такого мотива зависит от цели и содержания деятельности, но для активизации самоуправления, интенсивного его развития не менее важное значение имеет процедура управленческой деятельности.

Интерес у детей проявляется к процедуре выработки управленческого решения. Да, когда оно; во-первых, существенно влияет на реализацию их интересов или интересы референтного для них коллектива, а во-вторых, когда управленческая задача не имеет однозначного решения.

Сложившаяся практика реализации Закона Российской Федерации «Об образовании», его содержание позволяет применять его нормы для участия педагогов и родителей в управлении образовательным учреждением, а документом, регулирующим отношения администрации школы и органов школьного самоуправления является школьный Устав или Положение об ученическом самоуправлении. Несмотря на то, что существуют различные формы организации ученического самоуправления - Парламент, Дума, палата Спикеров и т.д., главная задача ученического самоуправления заключатся в организации жизни школы в интересах учащихся, учителей и родителей.

Во время опроса, связанного с необходимостью выделения педагогических условий развития деятельности ученического самоуправления, проведенного в 45 школах г. Воронежа и Ростовской области, нами был задан вопрос: «Принимали ли Вы участие в проектах, связанных с развитием ученического самоуправления?». Общее число людей и организаций-участниц составило 26173, а это означает, что примерно 582 человека принимали участие в организации мероприятий, направленных на развитие ученического самоуправления. Из результатов проведенных опросов и из опыта работы с такими школами можно отметить, что многие из них постоянно принимают активное участие в жизни общества. Но не сравнимы по степени эффективности результаты, достигнутые просто «активными» школами и школами, работающими по модели общественно-активных школ.

Можно отметить, что в среднем число преподавателей, школьных администраторов, учащихся, родителей, представителей бизнеса, принимающих участие в мероприятиях, проводимых общественно-активными школами, гораздо выше, чем в просто «активных» школах. Единственный показатель, по которому они находятся впереди - это число привлекаемых представителей власти. Тот факт; что школы, работающие по модели, могут привлечь к совместной деятельности самых различных членов сообщества, в то время как другие школы не сотрудничают ни с негосударственными организациями, ни с другими школами, является, пожалуй самым важным показателем того, насколько больше возможностей даст данная модель для развития социальной активности обучающихся. Это позволяет сказать, что даже самая «активная» школа добьется больших успехов, реализуя прогностическую модель реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях.

В целом, анализируя результаты внедрения прогностической модели в ходе исследования, можно говорить о следующих результатах: 87% представителей образовательных учреждений считают, что преподаватели стали более активными, в 80% школ констатируют более активное участие родителей, и 75% - отмечают активное участие всего сообщества в жизни школы. На вопросы анкеты отвечали 97 учащихся и 60% из них сказали, что она гораздо больше стали участвовать в общественной жизни, и 78%» опрошенных видят себя в будущем активными участниками жизни общества. Для нас это очень важный показатель, говорящий о том, что данная модель действительно помогает вырастить поколение, осознающее свою гражданскую ответственность. Эта связь между участием в школьных мероприятиях и новым чувством ответственности становится ясной из высказываний учащихся, когда они говорят о мотивах, побуждающих их принять участие в деятельности ученического самоуправления: «Участие в различных мероприятиях помогло мне понять, что мы сами должны решать наши проблемы, и не ждать, что кто-то сделает это за нас».

«Я считаю, и многие учащиеся со мной согласны, что основная причина увеличения активности в нашей школе - это участие ребят и взрослых в программах и проектах.

«Я узнал о проведении школы «Лидер» и принял участие в ней. Так здорово уметь делать что-то хорошее вместе!». Данные опроса позволили нам обосновать второе педагогическое условие -мотивация обучающихся к самостоятельной социальной практике, обуславливающая содержание деятельности ученического самоуправления, В то же время, как показала практика, виды проводимых мероприятий органами ученического самоуправления такие же различные, как и сами образовательные учреждения, в которых они организуются. Для подтверждения данного положения мы попросили учащихся назвать акции и программы, которые, по их мнению, были самыми результативными для развития ученического самоуправления. В ходе опросов были выявлены следующие мероприятия: s общешкольные мероприятия - 1 8;, программы по благоустройству - 6; семинары, конференции, открытые уроки - 24:, добровольческие акции, включая проведение Недели Добра - 27;, праздники -12; акции по сбору средств -11;, школа «Лидер» - 23:, досуговая работа - 2.

Полученные результаты позволили нам выделить третье педагогическое условие - необходимость взаимодействия образовательных учреждений, общественных объединений, некоммерческих организаций.

На вопрос «Наблюдаете ли Вы положительные результаты от деятельности ваших органов ученического самоуправления по прогностической модели ученического самоуправления, 97% ответили - «Да». И вот почему:

- «Учащиеся и родители стали принимать более активное участие в жизни школы, возрос ее престиж, учащиеся стали больше уважать преподавателей».

- «У нас стало больше знаний».

- «Стало интереснее учиться».

- «Стало интересно приходить в школу, принимать участие в принятии решений, участвовать в добровольческих акциях. Так замечательно творить добрые дела!»

Данные характеристики стали возможны на практике, потому что среди наиболее важных положений построения прогностической модели ученического самоуправления мы выделили следующие:

- использование педагогическим сообществом развития ученического самоуправления имеет целью формирование основ социальной активности личности и опоры па них как отдельных людей, так и различных социальных групп;

- прогностическая модель ученического самоуправления призвана оказывать поддержку в развитии социально-значимых качеств обучающихся;

- прогностическая модель ученического самоуправления поддерживает непрерывное образование детей и юношества с учетом его вариативности (т.е. исходя из объективного многообразия и реализации этого многообразия в практике образования);

- эффективность деятельности ученического самоуправления относится к проблемам и нуждам людей в сообществе как к начальной точке образовательного процесса;

- приоритетами развития ученического самоуправления является профессиональное самоопределение обучающихся в целях самостоятельного решения возникающих социально-значимых проблем;

- прогностическая модель ученического самоуправления является открытой системой, в которой специальной целью выделяется психолого-педагогическая поддержка обучающихся;

- прогностическая модель ученического самоуправления обеспечивает' разнообразные дополнительные образовательные услуги и позволяет каждому получить такое образование, какое нужно именно ему, и более широкое, чем установлено образовательными стандартами и утвержденными учебными планами.

Наиболее сложными в вопросах моделирования систем ученического самоуправления являются вопросы управлениями межличностными коммуникациями. В данной модели эти вопросы носят интегративный характер использования психологических и педагогических особенностей при построении системы ученического самоуправления. Поэтому мы могли сделать выводы о том, что воспитательный потенциал системы ученического самоуправления отражает внутренне свойство процесса, определяет возможности его устойчивости в имеющихся внешних условиях, эффективно используя внутренние ресурсы.

Анализ результатов современных исследований позволил нам выделить ряд зависимостей, которые в своей методологической части послужили основанием для обоснования прогностической модели реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях (социально-правовых, педагогических, организационных). Остановимся на каждой из обозначенных зависимостей подробнее.

«Социально-правовая зависимость» выражается во влиянии сформированности нормативно-правового поля системы образования на мотивационно-смысловую и операционную стороны взаимодействия образовательных учреждений, общественных объединений, некоммерческих организаций с целью совершенствования системы ученического самоуправления.

«Педагогическая зависимость» отражает связь характера взаимодействия педагогов и обучающихся, уровня соответствующих операционных умений и навыков профессиональной деятельности,

«Организационная зависимость» выражается в связи форм и методов деятельности ученического самоуправления с возможностями самостоятельной социальной практики обучающихся.

Таким образом, на основании проведенного исследования теоретического анализа можно сделать следующие выводы:

- Эффективность прогностической модели реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях зависит от уровня социально-педагогического взаимодействия различных социальных институтов общества.

- Результаты теоретических исследований позволили обосновать педагогические условия развития ученического самоуправления, при реализации которых оно будет эффективно для процесса социального воспитания обучающихся: использование технологий мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления; мотивации обучающихся к самостоятельной социальной практике; внедрение проектных технологий развития ученического самоуправления.

- Прогностическая модель рассматривается нами в нескольких аспектах: ее функционирования с позиции образа личности обучающегося в результате его непосредственного участия в процессе деятельности ученического самоуправления; общности субъектов ученического самоуправления; системы взаимодействия различных социальных институтов общества.

- Основные направления взаимодействия образовательных учреждений, общественных объединений, некоммерческих организаций ориентированы прежде всего на то, насколько воспитательные возможности ученического самоуправления влияют на демократические формы организации коллектива обучающихся, обеспечивают развитие их самодеятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

 

АВТОР: Пойманова З.И.