16.03.2012 8108

Преодоление у учащихся колледжа негативных последствий учебных факторов риска

 

Необходимым условием успешной деятельности учащегося является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На начальном этапе обучения складывается новый коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознаётся призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации протекает на нескольких уровнях как приспособление к новой системе обучения, к изменению учебного режима, к вхождению в коллектив, отличный от школьного. Все это сопровождается существенной перестройкой жизни и психических, физиологических состояний учащихся, оказывающих непосредственное влияние на их здоровье.

Для оптимальной адаптации учащегося к колледжу важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной саморегуляции поведения (А.В. Петровский, 1986).

Успешное решение этой проблемы связано с внедрением такой формы взаимодействия с обучающимися, которая бы способствовала более эффективной адаптации на разных уровнях (ускорению процессов эффективного межличностного взаимодействия, адаптации к учебной деятельности, развитию мотивации к обучению и т.д.).

Анкетирование, интервью, наблюдение за учебно - воспитательным процессом в колледже позволили нам сделать вывод о том, что преподаватели и мастера производственного обучения (не имеющие высшего педагогического образование) не всегда могут самостоятельно оказать помощь учащимся в их личностном развитии, а тем более знать какие последствия могу оказать адаптационные трудности на здоровье учащихся.

Выделяя учебным фактором риска смену образовательного учреждения и начало профессионального обучения, связанного с адаптационными трудностями, мы проводим «Месячник адаптационного периода» в группах учащихся первого курса, которая призвана решить задачу адаптации в определённой мере. Это помогает стабилизировать психическое состояние обучающихся, сформировать необходимые навыки учебной деятельности и адекватное представление о профессии, а также является катализатором успешных межличностных связей.

Основной целью данного периода является помощь учащимся колледжа в адаптации к учебной деятельности и освоении навыков межличностного общения. В процессе мероприятий решались следующие задачи:

- Осуществить знакомство студентов-первокурсников друг с другом, с отделением и колледжем.

- Способствовать развитию групповой сплоченности.

- Способствовать адаптации студентов к учебной деятельности.

- Выяснить представления о студенческой жизни.

- Сформировать представление о структуре учебного процесса, о вне учебной деятельности.

Формирование навыков некоторых видов учебной деятельности.

- Первоначальное знакомство со специальностью. Для исследования эффективности тренинга использовался следующий комплекс диагностических процедур (Психологические тесты под ред. А.А. Карелина: В 2 т., М.: Владос, 1999):

- Определение индекса групповой сплоченности.

- Определение психологического климата группы.

- Методика «Самооцека эмоциональных состояний».

Проверка эффективности «Месячника адаптационного периода» осуществлялась по таким показателям, как становление положительной атмосферы и позитивного психологического климата в группах, развитие групповой сплочённости, а также наличие положительной динамики показателей эмоционального состояния участников эксперимента.

План проведения «Месячника адаптационного периода» (дни активного взаимодействия куратора, мастера производственного обучения и классного руководителя). Цели адаптационного периода:

- знакомство группы друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, с колледжем и его распорядком;

- создать доброжелательную атмосферу сотрудничества в группе;

- настроиться на учебу;

- создать во время совместной работы с учителями атмосферу взаимной поддержки.

- выяснение ожиданий учащихся;

- поиск личностной мотивации обучения в колледже;

- прояснение позиции «ученик-студент».

Директор колледжа:

- издает приказ о проведении адаптационного периода и его подготовке;

- своевременно назначает воспитателей групп (классных руководителей);

- контролирует выполнение приказа и его административное обеспечение;

- проводит итоговое обсуждение проведения адаптационного периода.

Заместитель директора по теории обеспечивает:

- специальное расписание для колледжа в дни адаптационного периода;

- наличие кабинетов на весь учебный день для каждой группы.

Заместитель директора по воспитательной работе:

- координирует действия учителей - предметников;

- организует итоговые мероприятия;

- участвует в анализе по процессу адаптационного периода.

Психолог помогает инженерно - преподавательскому составу:

- настроиться на идею сотрудничества с родителями, учащимися, педагогами;

- определить предмет сотрудничества, значение первого родительского собрания и его задачи, стратегию работы с родителями в течение года;

- предлагает различные способы взаимодействия с родителями для создания возможности сотрудничества.

На родительском собрании:

- снять некоторое напряжение родителей, вызванное отношением к колледжу, опасениями, связанными с предстоящим учебным годом и индивидуальными трудностями ребенка;

- создать атмосферу сотрудничества;

- поделиться с родителями впечатлениями воспитателя об атмосфере в группе, его особенностях, трудностях (на материале адаптационного периода);

- выявить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в колледже и соотнести их с ожиданиями педагогов;

- определить трудности родителей в общении с ребенком, в его воспитании;

- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года, об единых требованиях, продиктованных правилами колледжа.

В конце собрания воспитатель (куратор) рассказывает о системе просвещения родителей в колледже, о возможности выбора родительских собраний и регулярных встреч с психологом, договаривается о единых требованиях, продиктованных правилами студенческой жизни, о способах взаимодействия воспитателя с родителями в течение года.

Ожидаемые результаты адаптационного периода:

- снижение тревожности учителя и учащихся; привыкание к новой группе;

- создание доброжелательной атмосферы, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги, и такая обстановка благоприятна для учебы;

- приобретение опыта взаимодействия с учащимися, способствующего взаимному личностному раскрытию, узнаванию и принятию друг друга.

В соответствии с решением проблемы адаптации в колледже организована деятельность психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, которое мы понимаем как создание социально-психологических условий для успешного профессионального обучения и развития конкурентоспособной в условиях рыночной экономики личности специалиста, сохранения его здоровья.

Исследование адаптационного периода выявило особенности в деятельности первокурсников:

- не все первокурсники имеют четкое представление о выбранной профессии;

- мотивы получения профессии у значительной части студентов еще не включены в структуру реально выполняемой деятельности;

- ведущая психологическая подструктура деятельности - способ ее выполнения - сформирована недостаточно;

- в качестве результата деятельности на I курсе можно рассматривать успеваемость, в связи с недостаточной базовой подготовкой и неумением студентов преодолевать трудности, она невысока.

- Особенности общения первокурсников опосредованы взаимоотношениями с разными группами лиц.

- Родители. Влияние родителей на первокурсников велико, они могут оказывать самое серьезное влияние на успеваемость и результаты учебно-профессиональной деятельности учащихся.

- Сверстники. Сохраняется влияние сверстников по месту жительства в сфере досуга, но оно уступает место общению со сверстниками в колледже, связанному с определением профессионального будущего. Важнейший коллектив, к которому принадлежит обучающийся и под влиянием которого формируется его личность, - это его учебная группа. Деловые и эмоциональные связи не всегда совпадают, что сказывается на социально-психологическом климате в группе, а он влияет на успешность учебной деятельности.

- Преподаватели. Общение преподавателей и первокурсников во многом опосредовано взаимными ожиданиями. Причём, поле ожидания преподавательского коллектива перекрывает реальное поле первокурсника, а первокурсники оценивают роль преподавателя чаще всего лишь как источник знаний, но не как товарища и друга. Несоответствие взаимных экспектаций может служить причиной некорректных взаимоотношений в системе «преподаватель - студент».

Мы исходили из того, что психологическая диагностика (функциональная и личностная) начального периода обучения позволяет определить степень готовности учащихся к освоению программы в колледже, спрогнозировать дальнейшее развитие личности.

Одной из задач «Месячника» была задача снижения степени беспокойства, тревожности, которое естественным образом возникает в новой ситуации. Результаты проведённого нами исследования свидетельствуют о том, что эту задачу она решает. Действительно, степень тревожности и беспокойства у учащихся снижается, степень уверенности и успокоенности возрастает.

Таким образом, проведённое нами исследование позволяет сделать вывод о том, что «Месячник адаптационного периода» в первые дни занятий действительно способствует адаптации студентов к обучению в колледже. Мы выяснили, что в такой срок можно добиться значительного роста групповой сплочённости, адаптивности к новым условиям обучения. Мы доказали, что такие мероприятия действительно позволяют снять излишнюю тревожность и беспокойство у первокурсников, способствуют росту уверенности в себе и своих силах, а это верный признак психического здоровья наших подопечных.

Совсем недавно нам казалось, что нет и не будет альтернативы студенческим общественным организациям, которые хоть и были чрезмерно политизированы, но все - таки занимались проблемами молодежи. В силу ряда причин они утратили своё влияние на студенческую среду. Так шесть лет назад возникла необходимость образования в нашем колледже службы студенческой поддержки, целью которой является создание оптимальных условий для максимального развития личности учащихся и снижения негативных последствий образовательной деятельности на их здоровье. Служба студенческой поддержки призвана помочь молодому человеку не быть поглощенным окружающими влияниями, найти свое лицо, свое отношение с миром, людьми, самим собой. Сформированная из таких звеньев как заместитель директора по учебно - воспитательной и социальной работе, педагог - психолог, социальный педагог, медработник, студенческий актив, служба студенческой поддержки действует в следующих направлениях:

- создание благоприятного морально - психологического климата в колледже и по месту жительства;

- содействие в устройстве выпускников;

- всемерная забота о сохранении здоровья студентов;

- организация досуга.

Претворение планов службы студенческой поддержки мы осуществляем в содружестве, в творческом составе всех участников образовательного процесса.

Служба студенческой поддержки помогает студентам I курса в адаптации к новому коллективу. Проводится анкетирование, цель которого выявление мотивов поступления в колледж, интересов, склонностей учащихся, их представлений о профессии, выясняется, как они проводят досуг. Постоянно в центре внимания находятся студенты - сироты, подростки из «группы риска», обследуются и изучаются их бытовые условия жизни, оказывается практическая помощь психолога, осуществляется социальная поддержка.

Для создания необходимых условий деятельности педагогов и учащихся служба студенческой поддержки организует занятия с молодыми и опытными мастерами, кураторами, преподавателями. Среди учащихся проводим анкетирование «Учитель глазами ученика» и на основе полученных данных, учитывая их пожелания, рекомендуем администрации колледжа назначать кураторов групп. Эти мероприятия позволяют создать благоприятный морально - психологический климат в группе, в колледже, снизить уровень тревожности и перенапряжения нервных процессов учащихся.

Учитывая сложности в организации занятости населения Ставропольского края, служба студенческой поддержки колледжа принимает активное участие в трудоустройстве своих выпускников, ставит перед собой цель оградить их от безработицы и мало обоснованной неопределенной тревоги за исход будущего профессионального определения.

Так в 2001/02 г. выпущено 217 человек. Из них:

- в ателье, предприятия малого бизнеса края устроено 36 человек;

- по направлениям швейных предприятий трудоустроено 78 человек;

- ВУЗы поступило 24 человека;

- свободно устроились в связи с переменой места жительства, замужеством - 79 человек.

Решая проблему трудоустройства наших выпускников, работа ведётся в тесном контакте с отделом по делам молодежи при администрации нашего города и центрами занятости населения городов КМВ. Результат этой работы на лицо: среди наших выпускников нет таких, которые бы хотели, но не нашли себе работу по специальности.

Психолого-педагогическая служба на современном этапе развития системы образования является её чрезвычайно важным компонентом. В соответствии с решением проблемы адаптации и преодоления негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся, в колледже организована психолого-педагогическая служба.

Наш многолетний опыт педагогической работы показал, что должна существовать психолого-педагогическая служба (далее Служба), «Кабинет психолого-педагогической коррекции» (далее Кабинет) в образовательном учреждении, которые могут стать центром методической работы, центром по пропаганде здорового образа жизни и психолого-педагогических знаний среди родителей и учащихся, центром психолого-педагогической и методической учебы преподавателей. С момента выбора профессии начинается процесс формирования личности профессионала, длящийся всю профессиональную жизнь человека. Принимая во внимание большой удельный вес в образовательных программах колледжей практики на производстве, её можно рассматривать как первичную профессиональную адаптацию.

Деятельность «Кабинета психолого-педагогической коррекции», открытого в рамках психолого-педагогической службы направлена на преодоление негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся. Нами разработаны определённые направления в работе «Психолого-педагогической службы», которые успешно апробируются в нашем колледже вот уже более десяти лет.

Работники кабинета психолого-педагогической коррекции не выражают озабоченность общим ухудшением физического и психического здоровья молодого поколения, а ведут активную борьбу с негативными последствиями учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся.

Определяя основные направления и цели работы кабинета психолого-педагогической коррекции, мы руководствовались рекомендациями И. В. Дубровиной, которая рассматривает её в единстве трёх аспектов:

- Научный. Изучение закономерностей психологического развития и формирования личности с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения практических знаний в условиях современного учебного заведения.

- Прикладной. Психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание методических рекомендаций, учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических, психологическую подготовку учащихся, педагогов и родителей.

- Практический. Непосредственная работа заместителя директора по воспитательной и социальной работе, педагога-психолога, социального педагога и медработника, которые и формируют службу психолого-педагогической коррекции колледжа. Педагог-психолог и социальный педагог реализует лишь третий практический аспект. Его задача - работа с учащимися, коллективами, преподавателями и мастерами производственного обучения для решения тех или иных конкретных проблем, грамотное использование всего того, чем на сегодняшний день располагает наука.

Что касается прикладного аспекта, то центральными фигурами здесь выступают педагоги, методисты, которые или самостоятельно, или в сотрудничестве с педагогом-психологом используют новейшие психологические данные при составлении учебных планов и программ, разработки дидактических и методических материалов, построений программ воспитания.

В своей работе мы выдели два направления - актуальное и перспективное.

Актуальное - решение текущих проблем, вытекающих из трудностей в обучении и воспитании учащихся, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности.

Перспективное - развитие, становление личности учащегося, формирование их психологической активности и готовности к учебной деятельности в колледже.

Начальная цель - взаимодействия педагога-психолога, социального педагога и учащегося - определение (и формирование - в случае необходимости) его готовности к обучению в колледже через интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие характеристики, выявление его индивидуальных особенностей, как основы поиска оптимальной для данного ребенка области знания или деятельности.

Конечная цель - формирование психологической готовности учащегося к жизненному самоопределению, включающему самоопределение личностное, социальное, профессиональное.

Главная цель - обеспечить «стыковку» начальной и конечной целей деятельности по отношению к обучающемуся, максимально содействовать сохранению их здоровья, психическому и личностному развитию.

Принцип индивидуального подхода - основной принцип работы кабинета психолого-педагогической коррекции колледжа. Исходя из него, мы находим специфические для каждого учащегося способы оптимального развития его интересов, способностей личности в целом, возможностей в самовоспитании, самоорганизации и сохранении здоровья.

Основные виды деятельности психолого-педагогической службы. В зависимости от характера проблемы мы имеем дело преимущественно с отдельными учащимися, группами, возрастной параллелью, преподавателями, мастерами производственного обучения, родителями.

Мы выделили «прямой» и «непрямой» варианты психолого-педагогической службы.

«Прямая» служба - педагог-психолог или социальный педагог лично работает с учащимися. Это традиционный и наиболее распространенный вариант, он предусматривает непосредственный контакт с ребенком, включающий тестирование, советы и некоторые формы когнитивного и поведенческого «лечения».

«Непрямая» служба - предполагает работу со специалистами других профессий: преподавателями, воспитателями, администрацией - всеми, кто, в свою очередь, непосредственно работает с «проблемными учащимися». Основные формы работы: консультация, тренинг и т. д.

Общая цель «прямой» и «непрямой» службы - корректировать проблемы. Дополнительная цель «непрямой» службы - улучшить знания и умения педагогов, родителей так, чтобы они могли более эффективно предотвращать или решать подобные проблемы в будущем.

И «прямая», и «непрямая» службы обеспечиваются следующими видами психолого-педагогической работы: профилактикой, диагностикой, коррекцией, консультацией, просвещением.

На перспективном уровне решения проблем основной вид работы кабинета - психопрофилактика, на актуальном - психолого-педагогическая коррекция. Психодиагностика необходима при решении проблем любого уровня.

В психолого-педагогической службе мы выделяем диагностико-коррекционное, диагностико-воспитательное (или развивающее) направление как по самой сути своей единой направленности работы.

Этапы проведения диагностико-коррекционной работы.

- этап - запрос в службу. Преподаватели, администрация, родители или сами учащиеся хотят знать в чем причины неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, какова программа работы с «трудными» группами; каковы пути преодоления конфликта, налаживания внутрисемейных отношений, как овладеть учебными умениями, как преодолеть сложности в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с преподавателями и родителями, как составить программу самовоспитания и т. п.

- этап - определение психологической проблемы. Запрос переводим в проблему. Проблемы формируются на основании изучения всей информации об учащемся. Её сбор происходит при наблюдении за учащимися на уроках, во время перемен, вне учебных мероприятий, бесед с куратором, инженерно-преподавательским составом, родителями, товарищами. Важно иметь данные об истории развития ребенка как о фоне исследования.

- этап - выбор метода исследования. В психологии действуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный (для повторяемости, возможности измерений, выявления статистических закономерностей) и качественный (ориентация на индивида, как на уникального, неповторимого человека). Важно обеспечить сочетание этих подходов - но главное - качественная характеристика полученных данных. Применение одних и тех же стандартных, даже очень надежных методов не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос. В кабинете психолого - педагогической коррекции имеется обширный банк методик, применяя которые, мы получаем все более и более точную картину индивидуальных особенностей человека, в той мере, в которой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора. Иногда нам необходимо знать и получить очень быструю и оперативную информацию об учащемся. Отсюда острая потребность пользоваться методиками, не связанными с громоздкой процедурой обработки и позволяющими осуществить экспресс-диагностику. Экспресс-методики большей частью основаны на анализе высказываний, продуктов деятельности, способов выполнения заданий и т. п.

- этап - психологический диагноз. Это узловой этап, во имя которого развертываются все предшествующие и, исходя из которого, мы строим последующие. Диагноз не просто ставим по результатам психологического исследования, но обязательно предполагаем соотнесение полученных в исследовании данных с тем, как выявленные особенности проявляются, в так называемых, жизненных ситуациях. Диагноз основываем на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из разных источников.

Формулировка диагноза содержит прогноз-предсказание пути и характера дальнейшего развития учащегося в случае, если необходимая работа будет проведена своевременно и, если она не будет проведена, продумываем кому и в какой форме сообщать о диагнозе и прогнозе психического здоровья и личностного развития учащегося.

- этап - практические рекомендации. Это последний этап - разрабатываем программы психолого-педагогической коррекционной работы. Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется педагогом-психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно педагогом-психологом и преподавателем, директором образовательного учреждения, куратором, родителями, в зависимости от того, кто будет работать с учащимся и выполняться педагогами и родителями с помощью и под постоянным наблюдением психолога.

Психопрофилактическая работа.

Психопрофилактика - это специальный вид деятельности психолого-педагогической службы, направленный на активное содействие развитию всех учащихся образовательного учреждения. Задачи психопрофилактики:

а) ответственность службы за соблюдение в образовательном учреждении психологического развития, формирования личности и сохранения здоровья каждого учащегося;

б) своевременное выявление таких особенностей учащегося, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном, личностном развитии и здоровье;

в) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Работа проводится как с отдельными учащимися или группами учащихся, так и с членами педагогического коллектива, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности учащегося.

Предупредительная программа должна отвечать четырем требованиям:

а) обеспечивать должное количество стимулов внешней среды в определённой сгруппированности и временной последовательности;

б) стимулировать стремление к познанию, включать высшие чувства, побуждать к действиям в сфере желательного поведения;

в) создавать условия для развития положительных стойких взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома, общественной и предметной средой;

г) обеспечивать включение в общество для усвоения адекватных социальных ролей.

д) Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень. Переходные периоды должны быть под постоянным вниманием всех педагогов и преподавателей.

е) Предупреждение психологической перегрузки учащихся, связанной с многочасовым пребыванием в коллективе, с напряжением, вызванным неуверенностью в своих знаниях, боязнью отвечать у доски и т. п.

ж) Создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении: оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый); улучшение форм общения педагогов с учащимися, родителей с детьми (взрослый - ребенок); учащихся между собой (ребенок - ребенок).

Психолого-педагогический консилиум в системе психопрофилактики. Эта форма работы позволяет сосредоточить усилия педагогов на выявлении их мнений об учащихся, на выработке мер индивидуального подхода к учащимся и коллективу в целом. Наша задача в педконсилиуме - помочь преподавателям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития учащегося, основных качеств его личности, показать сложности и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное - обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним.

Участвуя в консилиуме, мы преследуем несколько целей:

- Показать педагогам разные стороны психических и личностных характеристик учащегося, подчеркивая положительные стороны. Сформулировать предположение о причинах происхождения и существования проблем учащегося.

- Создать у педагогов собственный опыт видения учащегося если не иным, то хотя бы измененным взглядом.

- Выработать коллективное понимание всеми педагогами личностной сущности учащегося.

Психологическая консультация.

Консультация - наиболее предпочитаемая функция психолого-педагогической службы. Понятия «психолог-консультант» и «практический психолог», занимающийся консультированием как одним из видов практической работы, не равнозначны.

Практический психолог находится внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны (учебные факторы риска) взаимоотношений преподавателей и учащихся, те или иные качества учащихся, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка и взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.

Психологическую консультацию мы проводим, когда пришли с проблемой. При этом считаем необходимым:

а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для её решения;

б) затем попытаться предупредить возникновение подобных проблем в будущем.

Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему.

Опыт нашей работы показал, что часто педагоги во время консультации сопротивляются активному вовлечению в продуктивный процесс решения проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывавшего решение вопроса на консультанта.

При осуществлении консультативной работы мы решаем следующие конкретные задачи:

- Консультируем заинтересованных лиц по проблемам обучения и воспитания детей. Это могут быть и индивидуальные, и коллективные консультации,

- Проводим индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и со сверстниками, самовоспитаний, профессиональной ориентации.

- Стараемся повысить психологическую культуру педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, родительских собраниях.

Психологическое просвещение. К психопрофилактике и психоконсультированию тесно примыкает психопросвещение педагогов, родителей, учащихся. В этом направлении мы стараемся:

- знакомить взрослых с основами детской, педагогической и социальной психологии, учащихся - с основами здорового образа жизни, самовоспитания;

- популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

- формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.

Единство и взаимодействие всех видов работы психолого - педагогической службы.

Мы считаем, что работники психолого-педагогической службы должны владеть всеми видами работы, так как только в совокупности они дают возможность профессионально решать стоящие перед ними задачи. Мы предположили, что можно выстроить эти виды работы по степени углубления знаний о психическом развитии и здоровье учащихся.

- Психологическое просвещение - самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим занятиям.

- Психологическая профилактика - на основе своих знаний и опыта психолог проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом развитии и здоровье учащихся.

- Психологическое консультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу приходят сами преподаватели, учащиеся, родители.

- Психологическая диагностика - углубленное проникновение психолога во внутренний мир учащегося. Результаты психодиагностического обследования помогают в дальнейшей работе с учащимися, свидетельствуют об эффективности профилактической или консультативной работы, проведённой по поводу данного ребенка.

- Психологическая коррекция - устранение отклонений в психическом, личностном развитии и здоровье учащегося.

В любой конкретной ситуации каждый из видов работы сможет выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую мы решаем.

Средства изучения учащихся и воздействия на них с целью профилактики и коррекции.

Большое значение в работе психолого-педагогической службы, по нашему мнению, играет наличие и материальные средства, составляющие оборудование «Кабинета психолого-педагогической коррекции». В ПГРК «Интеграл» такой кабинет существует уже более десяти лет. Оборудование кабинета мы разделили на три группы:

- оборудование, используемое для: психолого-педагогического изучения учащихся; полноценного личностного и интеллектуального развития учащихся; профилактики преодоления отклонений в интеллектуальном, личностном развитии и здоровье учащихся;

- мебель и приспособления;

- средства научной организации работы практического психолога. Технические средства кабинета психолого-педагогической коррекции.

Успех работы «Кабинета» во многом зависит от вовлечения в диагностико-коррекционную работу следующих групп материальных средств изучения учащихся и воздействия на них:

- Натуральных предметов и явлений материальной действительности;

- Изображений и отображений предметов действительности;

- Письменные описания психических реальностей;

- Технические средства для проявления научной информации, заложенной в других средствах;

- Технические средства и натуральные объекты для улучшения гигиенических и психофизических условий кабинета.

Эти средства воздействия являются источниками знаний людей о самих себе, средствами управления их интересами, диагностики интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей учащихся, выявления причин нарушений межличностных отношений учащихся со сверстниками, консультирования учащихся, педагогов и родителей по вопросам обучения, развития, жизненного самоопределения, профессиональной ориентации, культуры умственного труда. Это не только наглядные пособия, способствующие формированию представлений, но и средства, помогающие раскрыть существенные свойства, связи и отношения изучаемых психолого-педагогических явлений, наметить программу индивидуальной работы с учащимися с целью их лучшей адаптации к бучению в колледже и т. п. Другими словами, это средства, обеспечивающие нормальное протекание процессов психопрофилактики, диагностики, коррекции и консультирования.

- Аудиовизуальные средства - кино и видеофильмы (фрагменты), диафильмы, диапозитивы, грампластинки, записи на магнитной ленте, видеокассетах и телепередачи.

В настоящее время особенно большую роль в работе нашей Службы играют аудиовизуальные средства, кино, телевидение, так как основными направлениями в нашей деятельности являются не только психодиагностика отклонений в развитии, но и их коррекция, профилактика. Вовлечение учащихся в непосредственный анализ своих действий и слов, записанных на видеокассету в ходе естественного или психолого-педагогического эксперимента в качестве его субъекта, представляет им возможность остро переживать новые чувства, формировать новые мысли и в дальнейшем по-новому поступать.

Учащиеся нашего колледжа с удовольствием посещают занятия по психосаморегуляции (ПСР), социально-психологический тренинг «Сотвори себя сам», записанные на магнитофонную пленку и используемые нами с профилактической коррекционной целью.

Существуют влияния (эмоциональные воздействия) на внутреннее состояние человека, которые являются эффективным фактором, повышающим его работоспособность. Один из легко доступных и массовых по своему воздействию на обучающихся является музыка (Н.В. Вязовец, 1983).

Усилению эмоционального воздействия на личность, активному раскрытию внутреннего конфликта учащихся может способствовать классическая музыка с учетом её функционального воздействия. Музыка может звучать в коридорах колледжа, а также в Кабинете как в комплексе с индивидуальной и групповой психотерапией, так и самостоятельно в виде пакетов программы.

Важной задачей музыкотерапии является проникновение в глубинные сферы личности, куда с помощью слова проникнуть невозможно (В.И. Ковалевский, 1992; Е.И. Рогов, 1998). С профилактической коррекционной целью самочувствия учащихся мы используем в своей работе следующие музыкальные произведения (Профессиональная деятельность детского городского психологического центра. Методическое пособие. Под ред. Е.И. Рогова. - Шахты, 1993).

Музыкотерапия хорошо зарекомендовала себя как на производстве, так и в теоретическом корпусе. Занятия в колледже начинаются в 8 часов 15 минут, а уже с восьми часов учащиеся имеют возможность послушать произведения для поднятия общего жизненного тонуса. Социологический опрос учащихся позволил сделать вывод, что музыкальное воздействие значительно снижает субъективное ощущение усталости, способствует повышению настроения, вызывает чувство эмоционального удовлетворения, оказывает положительное эмоциональное воздействие на их работоспособность. В основе благоприятного воздействия музыки на работоспособность человека лежит свойство положительных эмоций, порождаемых ею, оптимизировать психофизиологические процессы в организме и деятельность нервной системы.

В банке методик Кабинета хранятся программированные и коррекционные программы для индивидуального, группового или коллективного использования. Работа учащихся на персональных компьютерах может сочетаться с обычными занятиями в кабинете, на которых учащиеся подготавливаются к индивидуальным занятиям с ЭВМ - выполнению упражнений, решению логических задач и т. п. Наш опыт показывает, что учащиеся работают с интересом, хорошо усваивают психолого-дидактическую информацию, а нас это освобождает от рутинной работы по обсчёту итоговых данных. Вместе с тем мы получаем возможность извлекать из памяти машины обширную информацию о каждом учащемся и результатах его тестирования. Из своей практики мы знаем, что «ручная» обработка первичного материала приводит к различным ошибкам и снижает достоверность полученных результатов у 20% обследуемых.

Наш пакет психодиагностических программ компьютерных версий состоит из:

- теста MMPI, разработанного С. Хатузем и Дж. Маккинли, адаптированного Ф.Б. Березиным и является одним из наиболее распространённых методов исследования личности;

- шестнадцати факторного личностного опросника, являющегося русскоязычной версией опросника «16 Personal Factors», созданного американским психологом Р. Кэттелом. Настоящая адаптация опросника выполнена А. Г. Шмелёвым;

- теста (УНП) на уровень невротизации и психопатизации, разработанный в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева и предназначенный для определения уровня невротизации и психопатизации;

- теста (САН) самочувствие, активность, настроение, предложенный В.А. Доскиным с его помощью можно изучить кривые работоспособности, диагностировать утомление и другие виды функциональных состояний;

- теста определения агрессивности Баса-Дарки, выявляющего следующие формы агрессивных и враждебных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины;

- теста эмоциональной напряжённости, который позволяет выявить индивидуальные особенности эмоциональной напряжённости, её степень, т.е. способность управлять своими переживаниями;

- теста Стреляу, адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелёва, направленного на изучение трёх основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, применяемый в исследовании эмоциональной сферы и темперамента, индивидуализации педагогического подхода.

Несомненным достоинством перечисленных тестов и опросников, в том числе, Цветовой тест Люшера, тест Т. Лири является социально-психологический аспект их применения, позволяющих не только выявить учащихся, подверженных влиянию учебных факторов риска, но и показать причинно-следственные связи, определяющие их. Использовали мы эти методики как инструмент психодиагностического исследования в процессе психокоррекционного воздействия, будь то меры воспитательного характера или психотерапия, так как они могут применяться при изучении проблем как у лиц с пограничными психическими расстройствами, так и на контингенте нормы.

Значительную роль в создании благоприятных условий для занятий играет правильное цветовое оформление интерьера «Кабинета». Окраска стен, потолков, мебели, оборудования может создавать у учащегося ощущение оптимизма или угнетенности, тепла или прохлады, вызывать подъем творческих сил или различные отрицательные эмоции. Одни цвета оказывают на психику человека раздражающее действие, другие - успокаивающее. Цвет может создавать также иллюзии изменения длины, высоты, ширины помещения, разницы веса предметов. В конечном счете, цвет либо повышает, либо понижает работоспособность учащихся.

Одним из показателей внешней среды, её состояния в «Кабинете» является уровень шума, который создается учащимися во время перерывов, работающими машинками в близко расположенных мастерских, рабочим шумом спортивного зала, проходящими вблизи электричками и т. д. Такой шум, уровень которого превышает установленные нормы, отрицательно влияет как на физиологические функции, нарушая сердечную деятельность, так и на психические функции, притупляя внимание и замедляя реакции.

Исходя из этого, оправдывают себя все мероприятия, которые обеспечивают как можно более полную изоляцию «Кабинета». Действенными средствами борьбы с шумом являются различные глушители шума, которыми оснащается оборудование, сооружения щумопоглощающих ограждений, подвесных звукопоглощающих конструкций, облицовка стен звукопоглощающими материалами, но, к сожалению, таких сооружений у нас в кабинете ещё нет.

Вместе с тем, абсолютная тишина может являться возбуждающим фактором. При некоторых психопрофилактических и психокоррекционных процедурах используется усиливающееся действие повторяющихся монотонных звуков, например, приглушенного звука метронома или однообразного гудения индуктора. С этой же целью мы используем записанные на ленту магнитофона звуки морского прибоя или шум падающих капель воды (Методические рекомендации по психической саморегуляции. Под ред. В.И. Тимофеева, Ю.И. Филимоненко.- СПб.: Иматон, 1993).

Существенное значение в обеспечении комфортных условий в «Кабинете» имеет состояние воздуха. Хорошо известно, что задымленное, запылённое, душное помещение быстро вызывает утомляемость, головную боль, снижает уровень внимания и т. д. С целью улучшения гигиенических условий «Кабинета» мы применяем увлажнитель воздуха.

Организация использования оборудования кабинета психолого-педагогической коррекции.

«Кабинет» - это подразделение нашего колледжа, оснащённое наглядными пособиями, диагностическим оборудованием, мебелью и приспособлениями, в котором разнообразными материалами с применением технических средств, проводятся внеклассные и факультативные занятия, оздоровительные и диагностические мероприятия с учащимися, педагогами и родителями.

При оборудовании «Кабинета» мы решили следующие вопросы;

- оснащение оборудованием;

- оборудование и организация рабочих мест психолога и учащихся;

- оборудование кабинета ТСО и организация их использования на занятиях, оздоровительных и диагностических мероприятиях;

- организация хранения оборудования и подготовка его к эксплуатации;

- создание в кабинете нормальных условий для учебной деятельности, (освещения, вентиляции, электропитания);

- планировка кабинета.

Таким образом, в «Кабинете» мы проводим разнообразную работу по всем направлениям: психологическое просвещение и консультирование, психологическая диагностика, профилактика и коррекция. Мы сообщаем учащимся, педагогам и родителям новые знания о выявленных их психофизиологических особенностях, о человеческой психике путем демонстрации опытов и учебно-наглядных пособий, организации психологических игр и тренингов, постановки различных самостоятельных экспериментальных работ и работ с книгой, справочными материалами, раздаточными материалами, методиками, тестами, анкетами, опросниками. В Кабинете осуществляем демонстрацию кинофильмов, диафильмов, прием и обсуждение телепередач, заслушивание рефератов учащихся, учет их знаний.

В заключении мы можем констатировать:

- что «Месячник адаптационного периода» действительно способствует адаптации учащихся к обучению в колледже. Мы выяснили, что можно добиться значительного роста групповой сплочённости, адаптивности к новым условиям обучения. Мы доказали, что наши мероприятия действительно позволяют снять излишнюю тревожность и беспокойство у первокурсников, способствуют росту уверенности в себе и своих силах, что является верным признаком психического здоровья наших учащихся. Анализ результатов также показал, что некоторые моменты «Месячника адаптационного периода» нуждаются в некоторой методической доработке, что обязательно будет сделано в дальнейшем;

- что работа нашей психолого-педагогической службы - эффективна, так как она занимается преодолением негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся, является центром вне учебных и факультативных занятий, центром по пропаганде здорового образа жизни и психолого-педагогических знаний среди преподавателей, родителей и учащихся.

 

АВТОР: Суховеева Н.Д.