18.03.2012 2102

Мотивационно-смысловые связи в процессе профессиональной педагогической подготовки студентов

 

Основная проблема подготовки педагогов связана с созданием предпосылок, позволяющих студентам перейти от учебной к профессиональной трудовой деятельности. Решение указанной задачи связано с поиском путей и средств, обеспечивающих трансформацию мотивов, поскольку именно они являются конституирующим признаком деятельности, что послужило исследовать вопросы формирования у студентов познавательной учебной (текущей) и профессиональной (перспективной) мотивации в тесной взаимосвязи с динамикой развития их профессионального педагогического самосознания. Нами определено, что при отсутствии целевой мотивации студенты по собственной инициативе обычно активно не включаются в учебную деятельность, в общение, и, следовательно, мало участвуют в тех видах осознанной социальной активности, которые влекут за собой их профессиональное развитие. Одним из составляющих интеллектуальное развитие при благоприятных условиях обеспечивается максимальное стремление личности к совершенствованию и профессиональному саморазвитию.

К сожалению, в последнее время в студенческих группах пропадает интерес к обучению, наблюдается ухудшение самодисциплины, снижение успеваемости, отсутствие стремления к самообразованию и т.д. В немалой степени это связано с недооцениванием роли учителя в современном обществе, отсутствием осязаемых стимулов, ориентирующих будущих педагогов на приобретение знаний по учебным дисциплинам. Кроме того, недостаточное стимулирование способствует нарастанию тенденции индифферентного отношения ко всему, что окружает их в вузе.

Опрос студентов показал, что романтический настрой, который присутствует в первые недели обучения в вузе, быстро исчезает. У 60% студентов наблюдается апатия, при которой теряется интерес к дальнейшему самосовершенствованию в профессиональной деятельности. Анализ результатов показал, что при профессиональной, грамотной работе педагогического состава со студентами в процессе их адаптации к вузовскому обучению, апатия сменяется интересом к осваиваемой профессии с одновременным развитием профессионального самосознания. Однако при проявлении некомпетентности педагогов эта тенденция может усилиться и сохраниться до завершения их обучения.

Нами и другими учеными (Асеев В.Г., Берне Р., Брушлинский А.В., Подласый И.П.), занимающимися проблемами становления профессионального самосознания, определено, что профессиональное самосознание влияет также на эффективность учебной деятельности. Однако если самосознание чересчур переключается на себя, то студент становится менее способным к достижению высоких результатов, так как он зацикливается на собственном «Я», и оставшихся ресурсов памяти, внимания, мышления недостаточно, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. По мнению психологов и педагогов, в каждый акт самосознания вовлекаются не только психические процессы в различной их комбинации, но также и вся личность в целом.

В этой связи практическую важность приобретает вопрос о соотношении понятий «мотив» и «смысл», а точнее - вопрос о мотивационно-смысловых связях.

Так, термин «мотив» в современной литературе употребляется в связи с определенным родом деятельности. Всем известно, что не бывает деятельности без мотива, но вполне возможен мотив без деятельности до ее начала. Не деятельностные мотивы проявляются и реализуются не во внешнем праксисе, но непременно и по-особому структурируют общую мотивационно-смысловую картину направленности человека. Такие мотивы могут переживаться субъектом и входить в его сознание, в связи с чем доступны объективному изучению и психологическому измерению. Мотив, а точнее иерархия мотивов во всей своей психологической представленности и выраженности, придает направленность не только деятельности, но и личности в целом.

В направленности личности существуют как относительно устойчивые структурные образования, так и жизненно необходимая их вариативность. Их реальное сочетание проявляется в мотивационно-смысловых феноменах направленности. Это представляется чрезвычайно важным: вне категории смысла невозможно психологическое изучение собственно человеческой мотивации, ее функций и всего многообразия проявлений. Ни побуждение, ни направление деятельности просто не сработают в человеке вне участия смысла, который не только окрашивает мотивы, но и придает им необходимую для личности целостность, системность организации.

Понятие смысла в соответствии с широко известной формулой: «сознательный смысл выражает отношение мотива к цели».

Отраженный в сознании мир всегда субъективен, более или менее осмыслен. Смысл его по-своему проявляется не только в структуре самосознания, в сфере эмоций, но и в направленности личности человека, что, несомненно, очень важно при развитии профессионального педагогического сознания будущих специалистов.

Мотивационно-смысловое описание направленности личности студента позволяет, с одной стороны, детальнее анализировать феномены познавательной и профессиональной мотивации, не сводя их к гипотетическому побуждению к деятельности. С другой стороны, появляются теоретические и инструментальные возможности изучения реальных движущих сил человеческого поведения, анализа истинной направленности личности студента во всех ее проявлениях. И здесь необходимо выявление конкретных потребностей, лежащих в основе учебной деятельности студентов, соответствующих им побуждений - мотивов. А.В. Петровский к осознанным мотивам человека к деятельности относит интересы, убеждения, стремления (намерение, мечты, страсти, идеалы), к неосознанным - установки и влечения.

Обращаясь к конкретным эмпирическим исследованиям, можно констатировать мотивационно-смысловые связи в процессе профессиональной педагогической подготовки студентов. В основном сводятся к анализу влияния мотивов на различные компоненты деятельности, в том числе и динамику развития самосознания личности в процессе учебной деятельности. Кроме того, различные уровни мотивации изменяют параметры осуществляемых действий (физических, перцептивных, познавательных), особенности целеобразования в условиях различной мотивации. Такой подход к изучению личности оставляет вне поля зрения сложные процессы развития профессионального педагогического самосознания, составляющие действительное содержание поступков. По мнению В.Г. Асеева, «акт деятельности значителен и психологически насыщен не только непосредственно осуществляемыми действиями, но и внутренней сознательной работой по оценке значимости побуждений, осуществляемой человеком». Это свидетельствует о необходимости формирования профессионального самосознания на основе формирующихся потребностей личности будущего педагога.

Проблематика сознательной сферы личности разрабатывалась в целом ряде работ: А.Г. Асмолова, Б.В. Зейгарник, В.В. Столина и других. Однако преимущественно акцент в них ставится на выявлении или проявлении тех или иных смысловых (сознательных) образований, а не на процессуальных аспектах их динамики.

В данном аспекте представляется интерес к личностной само регуляции и процессу регуляции поведения обучаемого через его самосознание, которое может рассматриваться с точки зрения опосредованности установкой.

Как считают ученые (Ю.М. Забродин и Д.Н. Узнадзе), мост между мотивами деятельности, поведения и самосознанием наводится установкой. Однако установка как реальная основа поведения не расположена с другими мотивационными образованиями, такими, как потребность, мотив, цель, задача, план и т.д.

Сознательно изменяя ценность поведения, личность тем самым воздействует на установку, «формирование и видоизменения установки собственно человеческого поведения происходят в сфере сознания. Сознание показывает субъекту, насколько приемлемо для него реальное осуществление этого поведения». Таким образом, когда в процессе обучения имеет место «подрыв» мотивационной основы учебной деятельности и основы поведения в целом, сознание не оставляет это без контроля и по мере необходимости вмешивается в действие установки.

Сказанное может служить обоснованием того, что необходима разработка целостного, системного подхода к изучению динамики профессионального самосознания и его влияние на формирование и развитие познавательных и профессиональных мотивов при обучении будущих педагогов.

Хотелось бы заметить, что в контекстном типе вузовского обучения развитие познавательных и профессиональных мотивов выступает центральным звеном всего процесса развития личности студента как будущего специалиста.

Познавательные и профессиональные мотивы, являясь новообразованием учебной деятельности, выступают одновременно продуктом взаимных трансформаций и обуславливают дальнейшее развитие личности, становление ее профессионального самосознания. Познавательные и профессиональные мотивы не альтернативны по своему содержанию и, одновременно проявляясь в нем, взаимодействуют и становятся смысло образующими и ведущими в сфере формирования личности студента его профессионального педагогического самосознания.

 

АВТОР: Простяков А.А.