Дипломное проектирование по курсу «Дизайн» (методические рекомендации)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие задачи дипломного проектирования
2. Требования к дипломному проекту
3. Тематика дипломных проектов
4. Содержание и состав дипломного проекта
5. Структура и содержание пояснительной записки дипломного проекта
6. Состав и содержание графических материалов дипломного проекта
7. Стадии и график выполнения дипломного проекта
1. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Дипломный проект является показателем, прежде всего, творческой зрелости будущего дизайнера и рассматривается как заключительной этап профессиональной подготовки его в ВУЗе.
При выполнении дипломного проекта используется и синтезируется все те знания, которые получены студентом при изучении теоретических курсов и дисциплин, а также навыки, приобретенные им при курсовых проектированиях и прохождении практик.
Дипломный проект по направлению «Дизайн» должен учитывать современные и перспективные социальные изменения в жизни современного человека и отвечать эстетическим, моральным требованиям времени, соответствовать уровню развития современной архитектурно-художественной науки и техники, следовать основным принципам и творческой направленности архитектуры и дизайна.
Разработка дипломного проекта ставит своей целью:
- расширить, углубить и закрепить у будущих дизайнеров комплекс программных знаний и навыков архитектурно-художественных, экономического, технико-эстетического характера;
- приобрести первый опыт самостоятельного творческого решения комплексных задач и правильно увязать с требованиями смежных специальностей;
- глубоко всесторонне изучить состояния вопроса по выбранной теме и ознакомиться с архитектурными, художественными и научно-техническими достижениями по ней как отечественной, так и зарубежной практике;
- развивать у студентов творческую инициативу и стремление к новаторству;
- уметь владеть различными принципами художественной композиции и мастерством графического профессионального исполнения, с доведением проекта интерьера, ландшафта до высокого архитектурно-художественного уровня;
При выполнение проекта особое внимание обращается на решение композиционной задачи, её оригинальности и выразительности. Проект должен отличаться функциональной практической целесообразностью, экономичностью, основываться на применении прогрессивных материалов, конструкций и методов строительства.
Все эти вопросы дипломантом разрабатываются комплексно и определяют его подготовленность к практической деятельности дизайнера.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ
Все требования, которые предъявляются к дипломным проектам, выполняемым по направлению «Дизайн», можно подразделить на следующие группы:
- архитектурно-художественные разработки интерьеров общественно-производственных зданий;
- интерьеры жилых помещений;
- интерьеры офиса и ландшафтные разработки, надлежащие к ним;
- художественно-конструкторские разработки интерьеров-павильонов народно-хозяйственных, и художественных выставок;
- оформление праздничных, и театрально-зрелищных представлений.
При разработке вышеуказанных групп, ставятся следующие основные требования:
1. Архитектурно-художественные требования.
2. Технологические требования.
3. Конструктивные требования.
4. Экологические требования (по охране окружающей среды).
5. Инженерно-санитарные требования.
6. Пожарно-безопасные требования.
7. Физиологические требования.
8. Цвето-физиологические решения и другие.
В области социально-бытовой организации
В проектировании интерьерной и архитектурно-ландшафтной среды для человека ставятся следующие требования:
а) Создание наилучших условий социально-бытовой организации жизни, обслуживание и удовлетворения его общественных интересов и потребностей;
б) Создание здоровых условий для труда, быта и отдыха населения, отвечающих всем санитарно-гигиеническим и экономическим требованиям;
в) Образование продуманной пространственной структуры производственных, жилых, выставочных, праздничных и других помещений и комплексов, обеспечивающих наилучшие условия для человека производственного, прожиточного процесса, необходимые технические, художественно-эстетические параметры жизни деятельности и гибкую возможность его изменения и совершенство.
Архитектурно-художественные требования
а) На основе глубокого изучения и понимания функций интерьеров и место в нем человека, поиск соответствующей формы организации пространства, среды, обеспечивающих гибкое изменение функций, простоту художественной конструкций и инженерной системы (сантехнические, отопительно-вентиляционной и др.) жизнеобеспечения объекта, высокое художественное качество объекта их комплексов.
б) Создание эстетически и технически совершенного идейно-художественного реалистического образа и интерьерного пространства, широкое понимание ансамбля интерьерного комплекса, в котором гармонично сочетаются архитектура, художественное начало, синтез искусства и архитектуры, природа в их взаимосвязи и единстве.
в) В содружестве с архитекторами, конструкторами, поиск надёжных, художественно-выразительных инженерных несущих и ограждающих конструкций.
г) Новаторское и активное творческое использование художественного наследия отечественного и зарубежного дизайна, национальных традиций и приёмов народного прикладного искусства.
д) Грамотное использование основных приёмов композиции - масштабность, цветовых гармоний, силуэтов, ритма, метра, пластики, фактуры и др.
е) Использование элементов архитектурного дизайна, монументально-декоративного и прикладного искусства в интерьерном пространстве, композиция отдельных групп оборудований, частей, гармонизируя их в единству образного восприятия. Широкое использование эффективных современных отделочных материалов на фасадах и интерьерах.
Конструктивные требования
а) Достижение чёткого конструктивного замысла в единстве с архитектурно-художественным образом.
б) Выбор дополнительных конструктивных решений в интерьерах и частично на фасадах избранного здания в целях усиления выразительности, художественной образности и создания комфорта с учётом строительных возможностей, применяемых материалов, помогающих эстетизации внешней и внутренней отделки и учет экономической целесообразности.
Очень важно при решении конструктивных дополнений руководствоваться следующими правилами:
- они должны быть легкими и удобными
- эргономичными, просто и легко монтажируемыми, обычными мобильными механизмами;
- материалы, применяемые для изготовления конструкций, должны быть мало подвержены разрушению, коррозии, вредным выделеням и передвлаженного воздуха, перегрева;
- выбор рациональных, красивой выразительной фактуры, отделочных материалов с учётом архитектурного замысла;
- производить расчет прочности основных, характерных для данного проекта несущих конструкций.
- на чертёжах должны быть отражены конструктивная схема, показаны размеры и привязке к модульной сетке, раскладка сборных элементов, разработкп характерных детальных чертежей, узлов конструктивной компоновки.
3. ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ
Тематика дипломного проектирование определяется в соответствии с актуальными задачами творческой практики архитектуры и дизайна и потребностям рыночной экономики, народного хозяйства страны. Изучение тематики выполненных за последние годы дипломных проектов по специальности «Дизайн позволяет их классифицировать на следующие группы тем:
I-Группа проектов по разработке интерьеров офисов, магазинов, производственных помещений, жилых домов и квартир с детальной разработкой главного интерьера (фойе, зал, зал заседания, кабинеты, торговое помещение и т.д.) и с прилегающими к нему вспомогательными помещениями, с увязкой их функциональных особенностей и взаимного расположения.
II-Группа - куда входит проектирование народно-хозяйственных, производственных выставок, ярмарок, экспозиций музейных отделов, музеев, рынков, концертных и зрелищных мероприятий и .др. Разрабатываются специально построенные, временные или транспортируемые, стационарные помещения, а также используются готовые помещения с внесением необходимой реконструкций в планировке данного комплекса.
III Группа – связана с проектированием архитектурной среды; ландшафтного решения парков, территорий детских садов, территорий производственных предприятий, дорожного хозяйства, животноводческих ферм, научно-производственных учреждений, больниц и т.д.
Дипломные проекты желательно выполнять по реальным заданиям на конкретных ситуациях, также допускается разработка темы поискового характера.
Тема дипломного проекта утверждается с начала учебного года, допускается внесение частичных изменений преддипломной практики до начального периода.
4. СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Задача дипломанта, работающего по данной тематике, заключается в разработке планировки и построении интерьера с детальной разработкой проекта входящих в него частей, оборудования и прилегающих помещений.
Темы проектов I-группы:
- интерьеры общественных зданий;
- интерьеры театров, кинотеатров;
- интерьеры спортивных сооружений;
- интерьеры станций метро, плавательных бассейнов;
- интерьеры торговых центров;
- интерьеры магазинов, (цветочные, зоологические, антикварных товаров и др.)
- интерьеры заводских и фабричных цехов и др.;
- оформление открытых площадей (стадионы, территории крупных, мелких учреждений, дорог) с разработкой малых форм;
- применение в архитектуре видов монументального и прикладного искусства (синтез искусства и архитектуры);
- проектирование и исполнение монументального искусства в интерьере.
- свободная тема.
Состав проекта.
По градостроительному решению:
а) Ситуационный план (на конкретно геодезической подоснове) М 1:2000-1:5000;
б) Генеральный план объекта с благоустройством и озеленением
М; 1:500-1:1000.
По объемно-планировочному решению и архитектурному решению:
а) План первого этажа с озеленением ближайшей территории М-1:200, 1:100; (с указанием места установки рекламных установок, малых форм и автостоянки).
б) План основных интерьеров с указанием месторасположений оборудований. М-1:200. 1:100.
в) Главный фасад М-1:100-1:200. (с указанием эмблемы, логотипа, рекламной установки и других указателей.
г) Основной интерьер в перспективе. М-1:25-1:50;
д) Аксонометрия и макет интерьера. М.1:100-1:50;
е) Фрагмент отдельных частей интерьера. М-1:100-1:50;
ж) Светодизайн.
Художественное решение, входящих элементов в комплект дипломного проекта.
а) Проект рекламного проекта.
б) Эмблема и логотип предприятия.
в) Плакат.
г) Эскизы одежды работников предприятия (основных и обслуживающих лиц, например: официантки, заправщика, продавщицы и т.д.)
д) Отверточная бумага
е) Упаковочная коробка
ж) Фрагменты оборудований и др. необходимых частей проекта.
Темы II группы дипломных проектов:
- стационарная художественная выставка «Живопись, скульптура, керамика»
- выставка русских молодых художников, зарубежных молодых художников, (живопись, скульптура, керамика);
- выставка античной скульптуры;
- выставка этнической культуры Востока, Океании, Европы, малых народов Азии, Африки и т.д.
- передвижная выставка «Художники абстракционисты», «Выставка произведений художников импрессионистов Франции XIX века в Москве» и т.д.;
- оформление музейных экспозиций различной тематики;
- стационарные народно-хозяйственные выставки;
- оформление передвижной выставки зарубежной техники;
- разработка архитектурной полихромии улиц города;
- свободная тема по II группе:
Состав проекта:
II группы по градостроительным решениям:
а) Ситуационный план (на конкретной геодезической подоснове) М-1:2000, 1:5000.
б) Генеральный план объекта с благоустройством и озеленением М-1:500, 1:1000.
По объемно-планировочному и архитектурному решению:
а) План первого этажа с озеленением ближайшей территории М-1:200; 1:100;
б) План с указанием расположений оборудования и экспонатов, М-1:50; 1:100.
в) Главный фасад выставочного павильона или здания, где запланирована экспозиция выставки М-1:50; 1:100;
г) Архитектурно-конструктивные разрезы М-1:100;
д) Перспектива, интерьер основного интерьера в цветовом решении М-1:25, 1:50;
е) Перспектива 2-х интерьеров. М-1:100.
е) Макет или аксонометрия интерьера.
Художественное решение входящих элементов в комплект дипломного проекта:
- плакат выставки;
- рекламная установка;
- эскизы костюмов, работников выставки;
- эмблема и логотип;
- афиша выставки;
- фрагменты существенных частей выставки;
- осветительные приборы;
- модульные основы экспозиционных станков, тумб, приборов и др.
- модульные основы экспозиционных щитов;
- цветовая карта экспозиции.
Темы III группы дипломных проектов:
- проектирование архитектурной среды территории Вуза;
- архитектурно-художественная разработка ландшафта парка культуры отдыха города….
- архитектурно-художественная разработка ландшафта детского парка в …;
- воссоздание ландшафта парков …;
- архитектурно-художественная разработка ландшафта бульвара …
Содержание и состав III группы:
Задачи дипломанта, работающего по ландшафтной тематике, заключается в разработке идейной концепции проекта, композиционных приемов, направленности проектных решений, в зависимости от характера и масштаба проектируемого объекта и градостроительной ситуации, увязка их с природным окружением. Художественная направленность проекта должна рассматриваться в совокупности с функциональными, техническими, экологическими, архитектурными задачами ландшафтного дизайна.
Одна из главных задач архитектурно-художественного проектирования ландшафта заключается в рациональном формировании среды, с учётом роли его в служении для жизни и комфорта человека.
Создавая в своем проекте композиционную концепцию ландшафта, дипломант должен учитывать среду, в которой сочетаются биогенные и антропогенные компоненты, в одной системе имеющие свои экологические закономерности.
По ландшафтному решению представляются:
- геодезический план - подоснова для работы - в масштабе 1:1000 или 1:500 с координатной сеткой, горизонталями с черными (существующими) отметками; с указанием границ участка в красных линиях и нанесением существующих насаждений, подземных коммуникаций, наземных сооружений и устройств (здания, ограждения, дороги, мостики, кюветы, лестницы и т.д.);
- опорный план существующего состояния ландшафтной организации парка;
- схема функционально-ландшафтного зонирования парка;
- генеральный план архитектурно-планировочной и ландшафтной организации парка;
- схема инженерных коммуникаций;
- перспектива или видовые точки, разрезы;
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Пояснительная записка должна раскрывать основной замысел работы, особенности проекта и его содержание, включая расчеты.
Размер её составляет 50-70 листов формата А4 (кроме фото, компьютерных материалов, иллюстрирующих содержание пояснительной записки). Пояснительная записка дипломного проекта по всем темам должна состоять из следующих разделов:
Введение
В этом разделе необходимо отразить успехи строительства, архитектуры и дизайна в России и за рубежом и связать их с актуальностью темы данного дипломного проекта.
Введение представляет собой как бы реферат на тему дипломного проекта, написанный студентом в период прохождения преддипломной практики.
Архитектурное и объемно-планировочное решение
В разделе необходимо охарактеризовать градостроительную ситуацию отведенного участка строительства, существующие здания и сооружения, размещение района строительства, его внешние связи, характер рельефа местности, природно-климатические условия, расположение относительно магистральных улиц или крупных сооружений этого района; следует изложить данные задания для проектирования, в соответствии с которыми принято предлагаемое решение проекта в планировочном и архитектурно-композиционном отношении, а именно учет климатической особенности, расчетные зимние и летные температуры, ветровая нагрузка, рельеф местности, сейсмичность, солнечная ориентация и т.д.
Также следует дать характеристику принятого планировочного и композиционного решения, в соответствии с назначением здания и протекающими в нем функциональными процессами, дать характеристику организации внешнего окружающего пространства, главных и второстепенных элементов композиции.
В данном разделе необходимо указать на традиции, нашедшие отражение в решении проектируемого сооружения, в выборе архитектурных форм и средств архитектурного декора.
Здесь же следует дать характеристику архитектурному решению фасадов и интерьеров, расположению основного композиционного ядра в зависимости от функционального процесса расположения основных и вспомогательных помещений, расположения вестибюлей, холлов, путей загрузки и эвакуации, расположения основных транспортных коммуникаций (лестницы, лифты и т.д.), в соответствии со строительными и противопожарными нормами, дать описание свето-цветовых решений, отделочных материалов и др. в композиции.
Художественная часть
Этот раздел является одним из главных, входящих в комплекс задач архитектурного проектирования. Это единый творческий процесс в организации архитектурно-планировочной структуры пространства, в совокупности которых достигается выразительность архитектурного образа. Следует дать архитектурно- композиционную, художественно-эстетическую, социальную, функциональную характеристику принятого композиционного решения, в соответствии с назначением проектируемого объекта.
Необходимо охарактеризовать архитектурную, природную, социальную среду, в которой находится проектируемый объект, также дать аналитическое объяснение цветовым, конструктивным, дендрологическим и т.д. решениям проекта.
Также в данном разделе нужно дать качественную характеристику составляющим отдельных элементов и интерьера в целом: оконным, дверным проёмам, перегородкам, расчленяющим пространство, осветительным устройствам и оборудованиям, (формы и размеры, материал и фактура, цвет и освещение и т.п.)
Здесь же следует дать объяснение выбранному стилю, масштабу, синтезу искусств и др., которые являются определяющими средствами в художественном решение интерьеров.
Конструктивная часть
На основании данных задания, обосновать и описать принятую конструктивную схему здания, интерьера с точки зрения архитектурной, инженерной и художественной целесообразности и экономичности. Описать размеры пролетов и шагов колонн при каркасной системе, шаги несущих колон и пролетов при стенах из кирпича, блоков или панелей.
При необходимости следует отразить конструкцию перекрытий и покрытий зданий. Указать на элементы, обеспечивающие устойчивость несущим конструкциям в продольном и поперечном направлениях. Дать краткое описание приятых конструктивных элементов здания, их конструктивное соединение между собой. Также дать характеристику солнцезащитным устройствам, их материалу и конструкции. В записки надо отразить степень использования дополнительных конструктивных элементов, которые введены в целях художественной выразительности.
Охрана природы и улучшение окружающей среды
При выполнении данного раздела необходимо исходить из того, что структура планировки и застройки, озеленения и обводнения, принятая в проекте, должна рассматриваться как градостроительное средство, направленное на сохранение и преобразование естественного ландшафта, улучшение микроклимата и защиту от загрязнения окружающей среды.
Здесь необходимо дать аналитическую характеристику на климатические условия местности. Также дается комплексная оценка ожидаемого состояния проектируемой окружающей среды, путем выявления эффективности внедренных в проекте решений, градостроительных и инженерно-технических средств.
Раздел по гражданской обороне
В разделе коротко отражаются основные требования гражданской обороны к планировке и застройке территорий. Описываются принятые дипломантом мероприятия, которые должны учитываться и соответствовать этим требованиям, создавать условия, при которых объем возможных разрушений и потерь будет меньшим.
6. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Состав графических материалов и их содержание зависят от темы проекта и творческого замысла дипломанта, и в связи с этим могут изменяться. Однако в среднем состав графических материалов должен составлять 8-10 листов ватмана (планшетов размерами 55х75 см). Конкретный состав листов и макетов устанавливается руководителям.
В целом пояснительная записка комплектуется в следующим порядке: титульный лист – оглавление –задание на проектирование – текст пояснительной записки – перечень и объем выполненного иллюстративного материала проекта по разделам. На титульном листе пояснительной записки подписываются все руководители проекта и консультанты по всем разделам. С запиской знакомятся референты, составляющие отзыв к защите.
7. СТАДИИ И ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Дипломный проект выполняется в течение 4 недель, предусмотренных графиком учебного процесса. Примерное содержание и последовательность работ в период этого времени следующее:
I этап - выбор и утверждение темы, выдача задания, изучение исходных данных. Знакомство с объектом, сбор информации, знакомство с литературой, изучение программ задания и методических указаний по разработке дипломного проекта, лекций по теме диплома.
II этап - самостоятельный поиск главной идеи проекта (клаузура),
III этап - работа в стадии форпроекта эскиза - обобщение эскизных вариантов. Решение окончательного варианта согласуется с руководителем,
IV этап - разработка оптимального варианта эскизного проекта, общего замысла в установленных масштабах. Стадия проходит кафедральную защиту.
V этап -разработка проекта в карандаше с установленным объёмом на планшетах 55х75 (кроме макета). К концу этого периода происходит утверждение проекта проверочной комиссии кафедры,
VI этап - графическое исполнение в целом по выбранному эскизу. Графика должна быть ясной, четкой, соответствовать жанру темы. Возможно отмывка тушью, разнообразная черно-белая графика, штрих с подсветом. Разрешается включить так же в состав графического материала и фотографии с макетов и т.п. Перспективы, интерьеры и отдельные узлы проекта можно выполнить смешанной графикой, цветом, акварелью. В этом период производится окончательное систематизирование данных, составление пояснительной записки и её редактирование.
VII этап – просмотр, подписание расчетно-пояснительной записки титульного листа. Проверочная комиссия определяет готовность дипломного проекта, рецензирование, установление очередности защиты.
Защита дипломных проектов производится Государственной Аттестационной комиссией (ГАК).
Порядок защиты проходит следующим образом:
1. Перед комиссией выставляется дипломный проект и слово предоставляется дипломанту для изложения существа проекта.
Дипломант должен показать в работе свою творческую зрелость и самостоятельность, так как, выполняя проект, при консультациях руководителей, он несёт полную ответственность перед ГАК за свою работу.
Дипломный проект раскрывает все стороны общетеоретической, технической и специальной подготовки. Объяснения по проекту даются в сжатой форме в течение 15-20 минут, при этом необходимо последовательно, связно осветить общий замысел и содержание всех разделов проекта.
2. Дипломанту задаются вопросы и его ответы должны показать широту творческого мировоззрения, эрудицию в вопросах теории архитектуры и дизайна.
3. Заслушиваются отзывы рецензентов, и дипломанту представляется право согласиться с рецензией или частично высказать причины своего несогласия.
4. Происходит открытое обсуждение проекта и ГАК резюмирует общее отношение к проекту.
5. В закрытом заседании устанавливается оценка проекта по пятибалльной системе. Проект, не отвечающий необходимым требованиям, обычно, к защите не допускается.
6. Оценка проекта объясняется председателем ГАК в торжественной обстановке всем дипломантам, защитившим свои проекты в данный день.
1. Наумов А.И. Архитектурный факультет, кафедра градостроительства ЛИСИ. Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальности 1201-Архитектура (градостроительная специализация), - Л., 1980.
2. Вараксин В.Н., Трахтернберг Н.Е. Архитектурный факультет, кафедра архитектуры и градостроительства БПИ. Методические указания по разработке дипломных проектов (по специальности 1201- Архитектура), - Минск., 1971.
3. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. - М.,1982.
4. Руководство по составлению раздела «Охрана природы и улучшение окружающей среды градостроительными средствами» в проектах планировки и застройки городов, посёлков и сельских населенных пунктов. ЦНИИП градостроительства. - М., 1982.
5. Ильяшев А.С. Специальные вопросы архитектурно-строительного проектирование. - М., 1985.