18.03.2012 5784

Структура и содержание подготовки студентов к педагогической деятельности

 

Важное направление совершенствования профессиональной педагогической подготовки будущих специалистов связано с существенным пересмотром традиционных представлений о цели, задачах, результатах обучения. Если учитывать, что при традиционной ориентации профессиональной педагогической подготовки будущих специалистов акцент делался на совершенствование педагогического образования, и основное внимание уделялось психолого-педагогической разработке проблем, связанных с ответом на вопросы, чему и как учить студентов, выбирающих педагогическую деятельность. В центре внимания педагогов и психологов оказывается уже не вопрос о содержании и структуре психолого-педагогических знаний в системе педагогического образования, а вопрос об использовании этих знаний в педагогической практике студентов педвузов и в практической профессионально-педагогической деятельности педагогов (Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Онушкин, Г.С. Сухобская и др.).

Совершенствование профессиональной педагогической подготовки будущих специалистов требует не только выявления и разработки новых подходов к определению целей и содержания педагогического образования, но и существенной реформы методов и технологий, используемых во всей системе образования.

Профессиональная деятельность преподавателя отличается от всех других видов трудовой деятельности задачами, средствами, способами, условиями достижения учебных целей и другими специфическими особенностями педагогического труда, важной специфической особенностью которого является его целенаправленный творческий характер.

Педагогическая деятельность является сложно организованной системой различных видов деятельности. Самая первая из них - деятельность преподавателя. Основное ее содержания включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и научной работы. Исследовательская работа обогащает внутренний мир педагога, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень знаний.

Профессионализм преподавателя в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.

В структуре педагогических способностей выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Гностический компонент - это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющее на ее эффективность. К последним относится умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты.

Конструктивный (проектировочный) компонент обеспечивает стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляется в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, подбор конкретного содержания для отдельных разделов учебных курсов, выбор форм проведения занятий и т.д. Он направлен на творческую переработку учебного материала применительно к составу учебной аудитории с учетом индивидуально психологических особенностей студентов, уровня их развития, выдвигаемых целей и задач обучения.

Организаторский компонент направлен на организацию труда непосредственно в ходе учебного процесса, на активизацию внимания обучаемых при проведении различных видов учебных занятий. Организаторская деятельность в структуре педагогической деятельности является реализацией на практике методических планов, различных проектов и способствует дальнейшему их развитию. Он предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативный компонент - от уровня его развития зависит легкость установления контактов преподавателя со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач и передачи информации.

Кроме указанных компонентов деятельности педагога в психолого-педагогических исследованиях рассматриваются и другие модели (структуры) педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.). Так, И.П. Подласый рассматривает основные педагогические функции педагога в более широком их понимании. По его мнению, к основным педагогическим функциям относятся: целеполагание, диагностическая, прогностическая, проективная, планирования, информационная, организационная, оценочная, контрольная, коррекционная, аналитическая.

Главная функция педагога - управление процессами обучения, воспитания, развития и формирования. Современное высшее учебное заведение - это сложная многоуровневая система управления с участием в ней человека в качестве как управляющего, так и управляемого звена. Это обусловливает неизбежность обращения к педагогике и психологии, поскольку без учета интеллектуальных, эмоциональных и психических

резервов человека невозможно усовершенствовать и сделать эффективным управление, зависящее от деятельности управляющей и управляемой подсистемы, психологического климата в учебных коллективах.

Структура управляющей системы в процессе обучения включает следующие основные элементы:

Готовность педагога к управлению учебно-воспитательным процессом.

- Знание индивидуально-психологических особенностей обучаемых.

- Введение обучаемых в учебный процесс по конкретной учебной дисциплине, формирование у них направленности и мотивов к обучению.

- Управление познавательной деятельностью обучаемых. Использование современных принципов, методов и способов обучения.

- Управление самостоятельной работой обучаемых и их научными разработками.

- Знание личностных и профессионально-важных качеств будущего педагога и целенаправленное формирование у них профессионального самосознания в ходе учебно-воспитательного процесса.

- Использование контролирующих и оценочных функций. Анализ промежуточных результатов управления, корректирование психолого-педагогического воздействия на обучаемых.

- Анализ итогов результатов обучения, формирования основных качеств будущего специалиста его профессионального самосознания.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) являются главной и важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но не решающим профессиональным качеством.

Таким образом, современный педагог должен обладать такими профессионально важными качествами, как: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное совершенствование своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда, изобретательность, терпеливость, порядочность, честность, достоинство, оптимизм в работе, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и т.д.

Через выше указанные требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Чтобы обеспечить их выполнение, необходимо усилить целевые задачи и содержание подготовки педагогов в современных условиях образовательного процесса вуза. Тезис о максимальном соответствии знаний, умений, навыков будущих педагогов потребностям высшей школы, предполагает, прежде всего, установление взаимосвязи между их должностными функциями в реальных условиях учебного процесса вуза и содержанием информации в процессе подготовки квалифицированных специалистов педагогов.

Обязательное для педагога качество - гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Профессионально важным качеством педагога являются, конечно, выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже в самых экстремальных ситуациях, не должен терять контроль над собой, сохранять за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, личностные профессионально-важные качества (ПВК) в педагогической деятельности неотделимы от профессиональных ПВК, которые приобретаются в процессе профессиональной подготовки педагогического состава и связаны с получением специальных знаний, умений, навыков, способов мышления, методов деятельности.

К основным ПВК относятся: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника преподавания, владение технологиями общения среди профессиональных педагогов, ораторское искусство, научная увлеченность, любовь к своему профессиональному труду.

Содержание подготовки педагогов высшей квалификации предусматривает различное сочетание всех видов изучаемых учебных дисциплин с таким расчетом, чтобы наряду с приобретением практических, профессиональных навыков уделялось внимание совершенствованию своих индивидуально - психологических особенностей включающих развитие и формирование памяти, внимания, мышления, профессионального самосознания и психологической готовности к педагогической деятельности. При планировании объема задач и содержания подготовки педагога следует исходить из функциональных задач их практической деятельности и их потенциальных возможностей. Иначе говоря, в области педагогического образования происходит та же перестройка, что и в области содержания образования: от традиционного безличного информационного подхода с акцентом на обучение педагога системе знаний, умений и навыков, осуществляется переход к личностно-ориентированному подходу с акцентом на воспитание педагога как субъекта применения и использования тех или иных знаний, умений и навыков, входящих в структуру педагогического образования.

Отказ от пассивных, информационных, монологических форм подготовки педагогических кадров, переход к активным, проблемным и диалогическим методам освоения педагогического опыта позволяет решить ряд острейших проблем, стоящих перед системой подготовки педагогических кадров.

Таким образом, совершенствование профессиональной педагогической подготовки студентов должно осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

- приведение в содержание педагогического образования соответствия с данными современной теоретической и экспериментальной отечественной и мировой психологической науки, отказ от стереотипов моно субъектной педагогики;

- переход от пассивных информационных форм обучения и воспитания к активным, включенным, проблемным, контекстным, диалогическим способам освоения педагогического опыта;

- отказ от представлений о педагогическом мастерстве как о совокупности без личностных профессиональных знаний, умений, навыков, передаваемых в процессе обучения.

Эти направления совершенствования подготовки педагогического состава связаны с существенным повышением роли профессионального педагогического самосознания в структуре образования.

Отсюда, цель педагогического образования может быть представлена в контексте непрерывного общего и профессионального развития педагога нового типа, которого характеризуют следующие нравственные качества:

- высокая гражданская ответственность и социальная активность;

- гуманизм, любовь к обучаемым, потребность в самосовершенствовании и саморазвитии личности;

- высокая педагогическая культура;

- профессионализм, знание педагогических современных технологий и умение их грамотно применять в своей педагогической деятельности, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Развитие профессионально-значимых качеств непосредственно зависит от уровня развития педагогического самосознания.

 

АВТОР: Простяков А.А.