18.03.2012 6114

Концептуальные основы развития свободно-творческой личности ребенка в истории педагогической мысли

 

Антропологизация и гуманизация многих областей знаний, ориентированных на изучение человека, - ярко выраженное и закономерное явление в общем развитии современной науки на рубеже XXI века, что обусловлено новыми императивами во взаимоотношениях науки, природы и общества, ибо именно в человеке природа и история объединены взаимодействиями и взаимозависимостями.

Как известно, особую значимость для наук антропологического цикла представляет всестороннее изучение проблемы личности, ее самооценки, саморазвития и социализации, положения и роли в современном обществе.

Средства воспитательных влияний безграничны и черпаются из самой природы человека, сущностных сил ее развития. Науки о человеке открывают для воспитания, т.е. для общественного формирования индивида, свободной личности, неисчерпаемые возможности.

Это выступает как альтернатива традиционному «предметному подходу» к изучению человека, раскрывает особенности его индивидуального роста, развития, обучения и воспитания, основываясь на необходимости целостного, системного подхода к растущему индивиду со многих позиций.

Исходя из определения системы человековедческих дисциплин, имеющих целью на основе научной интеграции глубоко и всесторонне, с учетом индивидуальных особенностей изучения, обучения, воспитания ребенка в процессе его роста и личностного развития, необходимо рассмотреть основополагающие понятия, такие, как развитие, личность, свобода.

Развитие, с точки зрения физиологов, это качественные изменения, связанные с увеличением размеров клетки, массы отдельных органов и тканей, всего организма в целом.

С точки зрения педагогов (Подласый И.П.), развитие - это нечто принципиально важное в процессе и результате человеческой жизни, ни процесс, ни результат которого нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же состоянию. Развитие человека протекает крайне неодинаково, межиндивидуальные различия могут включать различные аспекты принадлежностей. Это значит, что межиндивидуальная изменчивость может отражать изменчивость процесса развития. И, наконец, развитие может рассматриваться как качественное изменение, происходящее в процессе всей жизни человека, благодаря которым индивидуальность, личностное совершенствование становится на более высокий уровень, т.е. происходит формирование свободной личности.

Индивидуальность проявляется в своеобразии опыта, интеллекта, интересов. Опираясь на уникальность и неповторимость духовного мира, соотношение нравственного, физического и интеллектуального развития, следует развивать личность. Формирование личности - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и себе.

Личность - это человек, достигший такого уровня развития, которое позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность.

Свободная личность обнаруживает себя тогда и там, когда и где индивид в своих действиях производит результат, всеобщий результат, всеобщий эффект. Свободная личность задает людям новый эталон работы, она рождается на переднем крае возникновения всеобщей культуры.

С этим связана синонимичность «личности» и «свободы». Свобода-это развитая способность человека преодолевать препятствия, способность действовать не только согласно известным стереотипам, но и применительно к неповторимым ситуациям, особенностям материала. Такие положения о свободе личности можно найти в статье К.В. Исаева «Что есть свобода личности?'«, опубликованной в психологическом журнале.

Характер преобразований, происходящих в нашей стране и мире, обусловлен прежде всего гуманизацией жизни. И ведущая тенденция современной педагогики - ее обращение к своим мировоззренческим основам, возвращение к личности, к свободе личности, ее самоопределению. Изменение социальной ситуации в стране обнажило потребность в личности, способной осуществить преобразование общества на принципах демократизации и гуманизма, то есть именно свободной личности.

Проблема воспитания свободной личности не является по сути новой. Свободное воспитание является течением буржуазной педагогики 2-й половины XIX - начала XX века, для которого характерны индивидуальность и категоричность отрицания сложившейся в большинстве университетов буржуазных стран практики воспитания и обучения, основанной на подавлении личности ребенка, на мелочной регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеалом сторонников свободного воспитания является свободное, не стесненное никакими ограничениями развитие сил ребенка и его способностей, полное раскрытие индивидуализма.

Идеи свободного воспитания неразрывно связаны с теорией естественного воспитания, выдвинутой еще в XVIII веке Ж.-Ж. Руссо.

В Западной Европе идеи свободного воспитания начали быстро завоевывать популярность с конца XIX века в связи с распространением идей «свободного воспитания». Одной из первых с пропагандой свободного воспитания выступила шведская писательница и педагог Э. Кей, которая в своей книге «Век ребенка» (1900) требовала предоставить ребенку дополнительное право на свободное развитие, избавить от гнета взрослых, учить только тому, что необходимо в повседневной жизни. С резким осуждением господствовавшего авторитарного воспитания выступили немецкие педагоги Г. Шаррельман, Ф. Гайсберг, Л. Гурлитт. Они требовали предоставления учителю и учащимся права на свободное творчество и свободное выражение своей индивидуальности. По их мнению, не должно существовать никакой педагогической системы, а если такие системы и создаются, то они только отучают учителя от творческой работы, превращают его в ремесленника. Шаррельман главную задачу педагога видит в том, чтобы развивать в каждом ребенке его дремлющие силы, давать выход его творческой фантазии. Поскольку ребенок может себе ясно представить только то, что он пережил внутренне, ведущую роль в обучении должно играть «переживание», накапливание его личного опыта, самостоятельное достижение ребенком самостоятельно же намеченных целей.

Большое место в процессе обучения и воспитания эта группа педагогов отводила творчеству детей.

К сторонникам идей свободного воспитания принадлежала великий итальянский педагог Мария Монтессори, отстаивавшая в своих работах идею о невмешательстве в процесс естественного роста и духовного развития ребенка, о создании для детей таких условий, которые обеспечивают развитие способности самостоятельно удовлетворять свои потребности, преимущественно в плане самообслуживания. Свободное воспитание в понимании Монтессори крайне индивидуалистично, оно имеет своим объектом прежде всего жизнь отдельного ребенка, его саморазвитие.

Необходимо отметить, что европейские и американские педагоги, примыкавшие к течению свободного воспитания и отстаивавшие идею о неограниченной свободе детей, практически придерживались точки зрения Ж.-Ж. Руссо, считавшего, что воспитатель на деле должен руководить ребенком, но воспитанник не должен об этом даже подозревать.

В России Л.Н. Толстой первым после Ж.-Ж. Руссо вернулся к проблеме свободного воспитания. Полностью мысль Руссо о том, что природа ребенка совершенна, что испорченные фальшивой и неискусственной культурой взрослые в процессе воспитания совершают насилие над природой ребенка, Толстой выступил с отрицанием как старой, так и современной ему теории и практики воспитания. Передача знаний не должна совершаться насильственно: дети запоминают то, что хотят, и настолько, насколько хотят.

Интерес к идеям свободного воспитания, наблюдавшийся в России в эпоху общественно-демократического движения 60-х годов XIX века, к концу столетия сократился и возродился только в период революции в 1905 году, особенно после ее подавления. Сторонниками свободного воспитания в это время были С.Т. Шацкий, И.И. Горбунов-Посадов, А.У. Зеленко, Н.В. Чехов, К.Н. Вентцель. Занимаясь активной пропагандой в печати, Вентцель сделал даже попытку создать свою теорию свободного воспитания. С его точки зрения, центральным в этой теории является указание на то, что «только слившись, путем глубокой симпатии с воспитанником, он достигает при помощи проникновенной интуиции того понимания истинных задач воспитания, в котором ему отказывает голый интеллект». Главная задача самого свободного воспитания состоит в освобождении творческих сил личности, в развитии индивидуальности, а не в индивидуализации педагогических средств для достижения внешних целей. В этом он видел коренное отличие теории свободного воспитания от всех других педагогических теорий. Вентцель и его сторонники выдвинули требование гармоничного и всестороннего развития личности ребенка на основе его активной духовной и физической деятельности, причем большое значение придавалось творческому производительному труду.

Сторонники свободного воспитания сформулировали следующие принципы перестройки школы:

- деятельность организуется при участии учащихся и их родителей;

- учительские занятия организуются исключительно в зависимости от интересов детей и полностью индивидуализированы;

- все отношения педагогов и учащихся следует строить на взаимном доверии, симпатии;

- педагогам нужно иметь полную свободу в выборе и применении любых методов и приемов обучения.

Эти принципы были частично реализованы в «Доме свободного ребенка», который был открыт сторонниками Вентцеля в Москве в 1906 году.

Идеи свободного воспитания нашли широкое отражение на страницах журнала «Свободное воспитание».

Таким образом, вместе с присущими теории свободного воспитания противоречиями ее сторонники выдвинули и ряд требований, в том числе требования гармоничного и всестороннего развития духовных и физических сил детей, их творческой активности, использования различных видов производительного труда, свободы педагогического творчества для педагогов и т.д.

Ясно, что базисом для становления свободы личности является детство. В первые годы, когда закладывается отношение к окружающему миру и самому себе, особенно важно заложить основы бескорыстной нравственной мотивации.

Формирование свободы личности возможно только при комплексном воздействии на все сферы жизни и деятельности человека. Как уже было сказано, проблема целостного развития личности не нова, но в последнее время появились новые подходы к ней. Проблема целостного развития свободной личности определяется в педагогической литературе общей целью воспитания, которая звучит следующим образом. Цель воспитания - воспитание целостной, гуманной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой и национальной культуры в творческой жизнедеятельности, саморазвитие и нравственную саморегуляцию. Что касается целостности развития и воспитания свободной личности, то развитие личности ориентирует свободную личность на творчество, самобытность, индивидуальность, его неповторимость. Впервые более или менее четко проблема свободы была сформулирована Спинозой, который показал, что свобода действий человека определяется степенью их разумности.

Проблема свободы личности у Б.Т. Лихачева имеет две основные составляющие: самость, социумность личности. Самость - отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, это глубина индивидуальности личности, питаемая процессами самопознания, само регуляции, саморазвития, самовоспитания и т.д. Социумность - отражение внешнего плана развития личности, это широта и высота ее восхождения к социальным ценностям, нормам, обычаям, ориентация и приобретение на их основе личностных качеств.

Результатом процесса воспитания и целостного развития личности будет являться следующее:

- Воспитание свободной личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, чувства собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимостью суждений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образа жизни.

- Воспитание гуманной личности, понимающей высокую ценность человеческой жизни, обращенной к людям, доброй, способной к состраданию, сопереживанию, милосердию, способной оказывать помощь конкретным людям, стремящейся к добру, добрососедству.

- Воспитание духовной личности, имеющей развитые потребности в познании и самопознании, рефлексии, поиске смысла жизни, общении с искусством, автономии внутреннего мира.

- Воспитание творческой личности, обладающей развитым интеллектом и творческими способностями, имеющей потребность в преобразующей деятельности, чувство нового, способной к жизнетворчеству. Воспитание практической личности, владеющей практическими умениями, необходимыми для новой жизни в новой социокультурной ситуации.

Е. Шиянов в труде «Идеи и принципы развития, социализации и воспитания личности» выделяет функции, которые определяют свободу личности. Говоря о формировании свободной личности, необходимо конкретизировать ее функции:

- мотивизирующая - способствует обоснованию и принятию решений того или иного поступка;

- опосредующая - переводит внешние воздействия во внутренние импульсы, руководящие поведением;

- коллиритная - позволяет личности видеть секреты и противоречия действительности, явления;

- рефлексивная - конструирует и удерживает образ «я» в контексте переживаемого события как установку по отношению к самому себе в плане своих способностей, социальной значимости, самоуважения, стремление повысить самооценку;

- критическая - помогает оценивать перелагаемые извне ценности и нормы;

- смыслотворческая - определяет системы жизненных смыслов;

- ориентационная - способствует построению личности, картины мира, индивидуального мировоззрения;

- творчески-преобразующая - обеспечивает творческий характер любой личностно-значимой деятельности, в качестве которой выступает деятельность отношений как деятельность осмысления и креативности;

- самореализующая - как стремление к признанию своеобразного «я» окружающими;

- функция обеспечения уровня духовности-жизнедеятельности в соответствии с личностными претензиями предотвращает редукцию жизнедеятельности к утилитарным целям.

Имея представление о целостности и свободе личности, можно определить, какими путями происходит ее развитие и воспитание. В.В. Сериков уделяет огромное внимание личностно ориентированному образованию. Долгие годы приоритетом оказывалась не личность, а тот продукт, который можно было от нее получить, - выполнение социальных функций, реализация моделей поведения и т.д. Концепция личностно ориентированного образования задает регулятивы преобразования педагогического сознания и практики.

Теоретическое назначение концепции личности ориентированного образования свободы личности состоит в раскрытии природы и условий реализации личностно развивающих функций образовательного процесса в определении деловых, содержательных и процессуальных характеристик системы образования, целостное содержание образования складывается из двух элементов.

- Дидактически переработанного социально-культурного опыта, существующего до и независимо от процесса обучения в виде учебно-программных материалов.

- Личностного опыта, приобретенного на основе субъект-субъектного общения и обусловленных им ситуаций, проявляющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития.

М.К. Мамардашвили говорит о том, что свобода личности - очень емкое понятие. Рассматривать его нужно с позиций культуры, в которой развивается человеческая личность. Человек изначально, с момента своего рождения, помещен в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский человеческий опыт. Способы его фиксации самые разные: это и феномены общественного сознания: верования, традиции, установки, культурные приоритеты и т.п.; это и своеобразие символики и мифологии; это предметы искусства и тексты; это и языковые значения, понятия, знания и даже фиксированные умения.

Человеческая личность, свободная личность - субъект культуры; в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности; культура как летологические корни, которые питают и выращивают личность. Обеспечивает человеческими образцами и средствами решения личностных задач.

Самосознание свободной личности развивается внутри культурного целого, в котором выкристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку в процессе образования необходимо усвоить этот социальный опыт, а также преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности, так состоялось «второе рождение» - рождение своего собственного жизненного пути. От степени усвоения опыта и его преобразования зависит и степень свободы личности.

Говоря иначе, культура задает систему ценностей и представлений, являющихся составляющими свободы личности, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Культура переводит человека в другой способ бытия, способ, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным. Однако присвоение культурного опыта от орудийных действий до нравственных норм требует произвольных осознанных усилий специальной организованной деятельности.

Многие современные инновационные разработки образовательных программ кроме личностно ориентированного обучения опираются также на развитие творческих способностей, раскрытие сущностных сил ребенка.

Если говорить о дошкольном детстве, то его роль состоит в том, что ребенок овладевает некоторыми общечеловеческими знаниями и умениями, приобретает некоторые психические качества, которые необходимы для жизни в обществе.

Человеческая среда не просто условие развития ребенка, она - сам источник того развития, в ней новое человеческое существо должно найти с помощью взрослых все то, что и составит его развитие, формирование свободы.

Ребенку нужна не просто среда, действующая на его мозг через органы чувств, ему нужна среда очеловеченная, ему нужно человеческое общество и человеческое воспитание.

Главная задача воспитания ставится следующим образом: развитие индивидуальности и свободы личности каждого ребенка. Для ее достижения необходимо знать потенциал наших детей, заложенные в них сущностные силы. Ориентация на гуманизацию системы дошкольного и школьного образования, отказ от единой программы, предоставленная свобода выбора содержания, форм работы - все это позволяет достичь более высоких результатов.

В связи с современными потребностями общества, ориентацией на гуманистические идеи обусловливается необходимость нового подхода к развитию, воспитанию, обучению. И основной задачей ставится прежде всего развитие творческой личности ребенка, формирование свободы творчества.

Многие учреждения, центры дошкольного образования создают творческие лаборатории, в которых решается поставленная проблема. Следует отметить, что опыт этих центров систематизируется в лабораториях ТРИЗ (творческое решение изобретательных задач).

Педагог призван научить детей анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Основное положение ТРИЗ: каждый ребенок свободен, изначально талантлив и даже гениален, но его необходимо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимальных затратах достигать максимального эффекта.

Очень важно развивать системное мышление свободной личности, то есть учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов, научить находить и разрешать противоречия, которые окружают человека повсюду и всю жизнь и являются двигателями прогресса. Большое внимание должно уделяться формированию умения видеть и использовать ресурсы для решения поставленных задач. Эти положения раскрываются в статьях журнала «Дошкольное воспитание» с 1993 года.

Развитие творческих способностей идет по двум линиям: с одной стороны, усложняется действие по использованию средств решения соответствующих задач, с другой - изменяется само средство. Чем богаче такие связи, тем выше уровень развития творческих способностей.

Необходимо подчеркнуть, что творческое развитие личности предполагает в своей основе и свободу личности, свободу проявления каких-либо способностей, свободу самовыражения.

Проблема «свободы личности» не ими связана с проблемой социализации. Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении его социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В литературе отмечается, что кто из нас не усвоит этого среднего минимума социальной традиции, тот не может войти в современную жизнь, понять все то, что в ней происходит, не может стать самостоятельным человеком, творцом жизни, свободной личностью. Входя в социальную жизнь, мы должны проникнуться теми идеями и стремлениями, которыми живет окружающая нас действительность. Мы можем не принимать для себя этих идей и стремлений, но мы должны научиться понимать их, чтобы уметь свободно двигаться в «социально-психологическом пространстве», как благодаря зрению мы свободно двигаемся в физическом пространстве.

Любой человек того или иного общества ориентируется на нормы и правила этого общества, подчиняется определенным законам, принятым в этом обществе. Экологическая, нравственная, духовная среда общества, в которой начинает формироваться ребенок, сразу же предъявляет свои требования, которым он должен подчиняться.

А. Мудрик в труде «Социализация и смутное время» отмечает следующее. Общество с помощью социальных институтов, которые предъявляют свои требования к ребенку с самого рождения и вне которых ни один человек не может существовать, развивает личность ребенка в нужном направлении. Формирует те качества свободной личности, наличие которых необходимо каждому человеку данного общества.

Таким образом, просматривается неизбежность и в то же время необходимость развития свободы личности ребенка в различных социальных институтах как в наиболее благоприятных социальных формах.

Проанализировав вышесказанное, следует отметить, что социализация, или социальное становление неизбежно и одновременно является одной из определяющих формирования свободы личности. Так как всякое развитие требует прежде всего взаимодействия с чем-либо: со средой, с людьми, - и другого общения, то следует, что вне общества ребенок не сможет достичь того уровня человека, которого работая растило общество, пройдя исторический путь развития, не сможет получить опыт, накопленный поколениями, он в своем развитии окажется на первых стадиях человеческого развития или погибнет вообще. Отсюда необходимость социализации, которая осуществляется в социальных институтах, призванных обеспечить развитие ребенка, формирование свободы его личности и передающих накопленный опыт и знакомящих с общественными ценностями.

Как отмечалось выше, социология - это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества. Таким образом мы вернулись к понятиям самость и социумность. Это сферы личностного проявления, направленности на себя и на общество, это две стороны самосознания.

Для того, чтобы обеспечить свободу личности в ее самоопределении, самовыражении, другими словами, достичь гармонии самости и социумности, мы должны понимать сущность таких категорий, которые лежат в основе воспитания и развития личности: гармония, развитие личности, саморазвитие личности; самореализация личности; социализация личности.

Идеи воспитания свободы личности, развития и социализации личности, которые должны отталкиваться, а также базироваться на общих принципах социализации личности, представлены подробно в книге «Педагогика детства» в е «Социализация личности». Они звучат следующим образом:

- принцип гуманизма;

- принцип культуросообразности;

- принцип целостности;

- принцип сопрерывности.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема свободы личности отнюдь не является новшеством. Она занимала умы многих древних философов (Сократ, Спиноза, Сенека), нашла отражение в трудах философов гуманистов (Ж.Ж. Руссо). На современном этапе эта проблема стоит наиболее остро, т.к. общество делает заказ именно на свободную личность, с адекватной самооценкой, умеющую творчески преобразовывать действительность, конструировать и удерживать образ «я», способную определить системы жизненных смыслов и т.д. Такая личность может развиваться и функционировать только в гуманном человеческом обществе, где нет «общей серой массы», а каждый индивидуален, где образование ориентировано на личность, а социализация обеспечивается необходимыми факторами. Возникает замкнутый круг: свободная личность сформируется в гуманном обществе, а в свою очередь, она должна строить именно такое общество и воспитывать подрастающее поколение, которое идет ей на смену, в системе общечеловеческих ценностей, формировать свободу личности.

 

АВТОР: Регалюк М.М.