18.03.2012 9109

Реализация идеи непрерывного образования в дошкольных образовательных учреждениях региона

 

Регионализация образования - ключевое понятие образовательной политики, это средство развития жизнеустройства региона, призванное выстроить систему взаимосвязей образования с другими общественными организациями.

Регионализация - это введение этногеографического, историко-культурного, духовно-религиозного опыта жителей конкретной территории в содержание и организацию регионального образования.

Как показало исследование, к числу основных проблем политики образования нашего региона можно отнести следующие.

Первой проблемой, на наш взгляд, является изменение роли и значения образования.

Образование как подсистема глобальной общественной системы должно учитывать все происходящие изменения, меняя соответственно свою структуру. Образование как общественная функция должно следовать за изменениями в обществе и при этом влиять на него, на его изменение и развитие. Качество влияния образования на общество ускоряет или замедляет изменения. В этом смысле изменения в образовании являются не только следствием, но и особым условием дальнейшего общественного развития. Исследования показывают, что без образованных кадров нет общественно-экономического развития. Это значит, что процессы преобразования общества и образования находятся во взаимодействии: один процесс обусловливает другой, ускоряет или тормозит его, если он не развивается в этом же направлении с соответствующей скоростью. От образования сегодня требуется, чтобы оно помогало решать жизненно важные проблемы общества.

Второй проблемой является интенсификация процесса внедрения новых знаний.

От каждого человека и всего общества требуется осознание того, что постоянное обучение есть одна из главных задач современной жизни. Поэтому образование сегодня не может быть целью, задачей и привилегией только части общества - молодого поколения, оно является задачей каждого человека и всего современного общества.

Третьей проблемой мы выделили проблему непрерывного образования.

Экономические и политические перемены вскрыли накопившиеся противоречия во всех сферах, включая образование. В Законе РФ «Об образовании» отмечается, что образование закреплено законодательно в соответствии с международным правом, а система образования основывается на совокупности преемственных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Существует множество взглядов на понятие и проблему непрерывности образования.

Б.С. Гершунский раскрывает понятие непрерывность образования «как целостную совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости, эстетического отношения к действительности средствами ступенчатого перехода от одной ступени образования к другой».

В «Концепции реализации образовательной программы дошкольного и начального общего образования как сквозной» так понимается проблема непрерывности: «само слово «непрерывность» говорит о том, что каждая ступень образования должна быть непосредственным продолжением предыдущей ступени и основой для последующей. Непрерывность предполагает обеспечить каждому человеку постоянное развитие и совершенствование, дает возможность раннего самоопределения личности для перехода общества на качественно новый этап развития. Непрерывность образования предполагает создание учебно-педагогических комплексов. Педагогический процесс во всех типах учебных заведений в этом комплексе ориентируется на личность обучаемого. Большое внимание при создании такого комплекса уделяется стыковке содержания, форм и методов обучения, характерных для каждого этапа. Исходя из сущности непрерывного образования каждый следующий этап предполагает необходимость учета того, что было сделано на предыдущем. В настоящее время в связи с гуманизацией и демократизацией общества, интеллектуализацией труда предполагается замена формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

Вот почему в педагогическом мире идет активный поиск модели непрерывного образования. Ведется такой поиск и в нашем регионе на основе концепции непрерывного образования. Требования и условия реализации конкретных целей исходят от органов управления образованием края, в основу деятельности которого положены принципы реформирования российского образования.

Сеть и структура общеобразовательных и профессиональных учебных заведений края дифференцированы. Многие из них приобрели статус лицеев, гимназий, колледжей, прогимназий, самостоятельных школ 1-й ступени, работают экспериментальные площадки.

Обеспечение принципов преемственности в данной системе осуществляется за счет внедрения вертикальной сквозной интеграции ступеней образования и горизонтальной интеграции различных образовательных структур, снимающей вопросы на «стыках» образовательных учреждений.

Непрерывность педагогического образования обеспечивается за счет деятельности двух классических университетов - СГУ и ПГЛУ, 5-ти педагогических училищ, в том числе одного высшего; в 4-х зональных центрах школы будущего учителя проводится эксперимент по до профессиональному педагогическому образованию; действует спец факультет СГУ, СКРИПКРО, ИРО для дополнительного педагогического образования. Функционирование данной системы осуществляется с помощью специалистов по прогнозу и развитию образования, социально-педагогическому мониторингу, содержанию образования и экспертизе экспериментальной деятельности, функционированию и организационно-педагогическому обеспечению деятельности образовательных учреждений, лицензированию образовательной деятельности, планово-экономической деятельности.

Система непрерывного образования способствует созданию стабильной сферы образования края, которая удовлетворяет социальный заказ общества на образовательные услуги.

В современных условиях все большее значение приобретает регионолизация образования, выделение регионального уровня образования из федерального требует разработки собственной стратегии образования в соответствии с местными социально-экономическими, этнографическими и другими условиями. Так, одной из важнейших задач, которые выделил комитет по социальным проблемам города Ставрополя в области образования, является определение целей, структуры, путей интегрирования и взаимодействия всех образовательных компонентов, а также анализ педагогических факторов, которые придают образованию в городе характер целостной системы, входящей в региональную образовательную систему.

В такой ситуации управление системой образования в городе станет эффективным, если будут организованы социологические исследования, которые могли бы дать научное представление о состоянии и изменении в образовании, возникающих трудностях, путях их преодоления. Такие исследования позволили бы системе управления придать опережающий характер.

Прогностический подход к проектированию и функционированию образовательной системы в городе включает комплексное социологическое исследование системы образования, изменение потребностей в образовательных заслугах, выявление и обобщение инновационной педагогической деятельности. Полученные данные могут использоваться в качестве постоянно действующего на территории города мониторинга с целью прогнозирования важнейших тенденций развития городской системы образования и послужат основой для разработки проекта развития системы образования в городе. Содержание проекта могло бы включать теоретико-методическое обоснование модели развития образовательной системы, а также ее прогнозирование, планирование, программирование на длительную перспективу. Преимущество данного подхода заключается в том, что исследования, проводимые по предлагаемому проекту, охватывали бы отдельные компоненты, а велись в комплексе по изучению социально-экономического развития системы образования в целом.

Реализация данного проекта позволила бы интегрировать все подсистемы образования «дошкольное учреждение - школа - вуз», обеспечивающие условия для самоопределения личности. Именно высококвалифицированные специалисты совместно с ведущими руководителями органов образования, практическими работниками инновационных педагогических учреждений могли бы проводить комплексные междисциплинарные и межотраслевые исследования и выработать систему показателей развития образования в городе, прогрессивности частных педагогических поисков, информирующего потенциала инноватики, показывающей наибольшее значение на дальнейшее поступательное движение образования в городе.

Осуществление широкомасштабных проектов всесторонней модернизации образования в городе возможно лишь при наличии высокого уровня профессиональной квалификации большинства педагогов.

Повышается роль лицензирования образовательных учреждений. Представление материалов в экспертную комиссию можно рассматривать как результат не просто перехода учреждения на новый путь развития, а как подведение итогов собственного опыта и прогнозирование дальнейшего развития.

В реализации образовательных программ должна быть предусмотрена координация образовательных учреждений с другими социальными сферами: здравоохранением, культурой, социальной защитой.

Социально-научный подход к дальнейшему развитию образования в городе является залогом роста интеллектуального творческого потенциала города в настоящем и будущем.

Комитет по социальным проблемам администрации г. Ставрополя является новой управленческой структурой, объединяющей руководство с различными социальными сферами. Это дает возможность по-новому решать проблемы дошкольного образования.

За прошедшие годы развития Российского государства был во многом забыт и отвергнут тот богатейший опыт государственного образования, который формировал интеллектуального человека с широким кругозором, глубокой мыслительной деятельностью, патриота, любящего Россию. Это воспитание готовило людей с ярким целенаправленным характером, чувством долга и порядочности, веры в себя и в людей.

Возможности формирования такого человека были заложены в системе светского воспитания. Само понятие «светское воспитание» включает в себя «хорошее воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета». Чем раньше ребенок будет воспитываться с соблюдением всех требований высоко-культурного общества, тем полнее разовьется он в тот тип человека, который будет принят новым обществом. Эта проблема была принята для разработки коллективом дошкольного учреждения «Радуга», который представлен теперь как дошкольный центр светского воспитания.

Основные задачи центра заключаются в следующем:

- создание колоритных условий для эмоционального благополучия интеллектуально-личностного развития каждого ребенка;

- подведение обучающихся к пониманию мудрости окружающего мира, воспитание восприятия его красоты, целесообразности, развитие желания и потребности беречь и улучшить его;

- знакомство с сокровищами мирового искусства - музыкой, живописью, театром с целью воспитания эстетической отзывчивости в душах детей;

- развитие коммуникативных умений и навыков, речевого этикета, высокого эстетического вкуса, творческих способностей и потребностей, что в конечном итоге позволит сформировать морально-эстетические качества личности. При отборе содержания деятельности центра, разработке программы коллектив руководствовался следующими принципами:

- приоритет интересов ребенка и его благополучия, гуманизация и демократизация взаимоотношений и всего педагогического процесса центра;

- сочетание индивидуальной и групповой работы с детьми;

- опора на позитивные начала в нравственном и физическом развитии ребенка:

- учет возможностей и потребностей детей.

Растить человека восприимчивым к прекрасному - это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики - науки об искусстве и учения о морали, о нормах морали, отношения людей к обществу и друг к другу.

Изменение целевой и содержательной парадигмы педагогического центра требует и изменения организации педагогического процесса.

Поскольку при усвоении содержания образования главной задачей поставлено формирование ценностных отношений ребенка к самому себе, к окружающему миру, к другим людям, то и вся деятельность детей должна быть построена на включении механизмов рационального и эмоционального познания, для этого образовательный процесс строится с учетом психологических закономерностей познания, развития и саморазвития ребенка. Это, в свою очередь, требует создания ребенку психологического комфорта в общении со взрослыми, со сверстниками, с культурой, природой. В этой связи широко включаются в образовательный процесс и жизнь, и интегрированные занятия, организуемые в игровой форме. Достижение целей светского воспитания детей невозможно, если эти цели не станут определяющими для всего педагогического коллектива. В связи с этим поставлена задача повышения образования всего коллектива в области этики, культуры, искусства, истории. Работа организуется в форме бесед, уроков, заседаний, светской гостиной на темы: «Уроки хорошего тона», «Уроки улыбки», «Музыка в нашей жизни». Такая же работа запланирована и с родителями, причем эффективность ее повышается при проведении мероприятий совместно с детьми, т.к. именно совместная деятельность дает наиболее продуктивные результаты в личностном развитии как ребенка, так и взрослого.

Мир ребенка не должен замыкаться миром семьи и миром дошкольного учреждения. Необходимо раннее приобщение ребенка к достижениям культуры, цивилизации. В этой связи поставлена задача привлечения к работе с детьми работников театра, филармонии, музеев.

Духовное возрождение народной культуры является велением времени. Стремление народа к национальному самовыражению и самоопределению вызвало желание использовать в своей жизни многовековые традиции в воспитании детей. Сегодня в работе с детскими педагогами дошкольного центра «Русь» предпринимаются определенные усилия, способствующие самосовершенствованию и внедрению новых приемов и методов работы.

Педагоги детского центра глубоко убеждены, что на воспитание ребенка в первую очередь оказывает влияние среда, складывающаяся из элементов национальных, начиная с предметов быта, одежды, игрушек и заканчивая обрядами. Использование предметов устного народного творчества, музыкального фольклора, знакомство с историей Отечества и народным искусством поможет обогатить нравственный опыт дошкольника. Исторические знания являются одним из важнейших компонентов человеческой культуры, и именно поэтому в работу с детьми включены ы по ознакомлению с отечественной историей и русской литературой. История нашего народа - важнейшая часть национальной культуры. Приобщение дошкольников к сокровищнице отечественной культуры и истории воспитывает уважение к земле, на которой они родились и выросли, чувство гордости за свой народ и высшую ценность - любовь к Родине.

Русский фольклор подсказывает критерии самопознания, самооценки, его всегда отличала гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, снисходительностью, деликатностью по отношению к человеку. Приемы, используемые педагогами в работе с детьми по данному направлению, нашли свое отражение в занятиях познавательного цикла, имеющих блочную структуру. Видя необходимость приобщения дошкольников к изначальным культурным ценностям, учитывая, что человек является носителем прошлого - нравов, обычаев, особенно своей малой родины, где родился и живет, необходимо знакомство детей с историей. Казацкие сказки, игры, позволяют лучше узнать жизнь и быт казаков. Дети - частые гости в краевой детской библиотеке, где организуются для них концерты, сюрпризы, викторины, составленные из любимых русских произведений. Однако поиск новых форм работы продолжается. В условиях возрождения общечеловеческих принципов воспитания и обучения, гуманистических и демократических перемен в обществе данное направление в работе центра «Русь» вносит вклад в решение проблемы по формированию нового культурного сознания детей дошкольного возраста средствами русского фольклора.

Основная задача дошкольного образования заключается не только в том, чтобы формировать у детей объем знаний и умений, но главным образом в том, чтобы всемерно развивать формы личной активности дошкольников, их самостоятельность, широкий и устойчивый интерес к процессам общественной жизни страны. Коллектив работников педагогического университета и культурно-образовательного центра «Росинка» создали концепцию и программу учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения на основе российской этнологии по воспитанию у детей чувства российского патриотизма, любви к истории России и ее культуре, формированию у детей подлинного русского характера, устремленности в будущее своей страны. Основной целью программы обучения и воспитания в культурно-воспитательном центре «Росинка» является формирование чувства преданности и любви к своей Родине, к своему краю, городу, развитие потребности в познании русской культуры, природы, людей своей страны.

Реалистически оценивая программы образовательных структур в соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об образовании», поиски путей конкурентоспособной образовательной структуры, разрешающей существующие противоречия и проблемы, коллективы детского сада №38 и школы-гимназии №25 г. Ставрополя совместно с СГУ создали учебно-научный комплекс, интегрирующий все его подсистемы образования, реализующие Госстандарты. Стратегическая цель интеграции программ образовательных структур «ДОУ - школа - вуз» всеми доступными средствами способствует достижению конечной цели - развитие сущностных сил личности, приближающей реализацию доминирующей идеи будущего: качественное повышение уровня образованности и культуры.

Программы образовательных структур типа комплекса «ДОУ - школа - вуз» направлены на реализацию общих целей образования. Это - самореализация, удовлетворение в новых знаниях, общение, самовыражение, воспитание отношений. Их интеграция основана на следующих методологических принципах:

- целостность, единство уровней образования, призванных обеспечить достижение как определяющей цели, так целей и задач по каждой ступени (уровню), которые сводятся к главному осознанному стремлению к образованию и самообразованию, профессиональной компетентности;

- преемственность, взаимосвязь и взаимодополняемость уровней образования, позволяющие обеспечить поступательное развитие личности, а впоследствии и профессиональное становление обучающегося;

- предвидение, внесение в учебные планы и программы требований Госстандарта, исходя из возможностей детей и запросов региона;

- опережающее развитие - содержание и постановка педагогического процесса должны опережать сегодняшние требования к обучению;

- интеграция, уровни образования на разных образовательных ступенях, начиная с дошкольного, сквозные по вертикали обеспечивают поступательное развитие личности, а координация структур по горизонтали создает новые качественные условия по взаимодействию с другими учреждениями, в том числе с учреждениями культуры.

Таким образом, интегративный учебно-научный комплекс «ДОУ - школа - вуз», в котором все звенья интегрируются и реализуют идеи непрерывного образования, выступает как инновационное, ориентированное на целостный процесс развития и обогащения творческого потенциала личности.

В детском саду есть условия для обучения детей шестилетнего возраста, поэтому выведение части классов из школы в детский сад создаст лучшие условия для обучения учащихся в школе и первоклассников в ДОУ, что окажется полезным для сохранения здоровья шестилеток, продления им радости детства и в определенной мере отодвинет негативное влияние подростков. Кроме того, в последние годы родители обращаются с запросом о том, чтобы давать образование шести- и семилетним детям в условиях дошкольных образовательных учреждений по «сквозной» программе дошкольного и начального общего образования.

Детский образовательный комплекс «Успех», созданный на базе детского сада №38, на первом уровне образования предусматривает обучение шестилетних детей в первом классе по четырехлетней программе начальной школы и последующее продолжение обучения во втором классе школы - гимназии №25 г. Ставрополя

Субъект-субъектные отношения педагога с детьми содействуют включению детей в творчески развивающую среду, приобщают к общечеловеческим, духовным и образовательным ценностям и навыкам коммуникативного общения.

В комплексе, наряду с реализацией общей цели образования, учитываются и основные функции ДОУ: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития; продумана система взаимодействия с семьей. Для обеспечения полноценного развития ребенка определяющим условием обучения является индивидуальный подход, учет интересов познания и личностно значимых для данного возраста сфер деятельности, продляющих эмоционально благоприятную среду для развития шестилетнего ребенка. Это, прежде всего, обучение в контексте игры, совместной деятельности и общении ребенка со сверстниками и взрослыми, обеспечивающее развитие познавательной мотивации и способностей детей, их образа мира, становление общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры.

Предлагаемая педагогическая система основана на реализации развивающего обучения. Обновлены устаревшая структура управления детского сада, содержание образовательно - воспитательного процесса, введены новые технологии образования в соответствии с закономерными потребностями современного ребенка, с опорой на психологическое диагностирование. Учитываются интересы семьи по введению дополнительных услуг. Иностранный язык, уроки искусства ведут специалисты-предметники. Психолог оказывает помощь учителю в проведении психодиагностики, коррекции целенаправленного воздействия на личность ребенка, консультирует по стимулированию способностей детей, их развитию, формированию познавательных мотиваций и созданию атмосферы радости в обучении. Все это создает альтернативу в обучении шестилетнего ребенка в школе, предопределяя ее функционирование по формуле «предложение - спрос - услуги».

Возможности традиционной образовательной системы в России оказались исчерпанными, что повлекло за собой реформирование всех уровней образования. В план реализации идеи развития непрерывности образования входит развитие личности как субъекта деятельности и обучение его на протяжении всей жизни.

Но разрушение старого не должно осуществляться без ясных перспектив, без полного координирования старых и новых систем и их воздействия на личность; критерием целостности педагогической системы является установление не только горизонтальных, но и вертикальных связей, что обусловливает воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой свободной и позитивно настроенной личности.

На наш взгляд, конкретные задачи инновационных образовательных учреждений включают:

- наиболее полное развитие субъекта познания любви к истине, гибкости мышления;

- вооружение знаниями, умениями и навыками с позиции принципа целостности, отраженного в мышлении, чувствах и действиях;

- заботу об укреплении духовного и физического здоровья человека, гармоническое, разностороннее формирование личности, т.е. равноценное развитие спортивных, прикладных, социальных, художественных, интеллектуальных и этических способностей;

- формирование жизнеутверждающей социальной открытости;

- подготовку к жизни в гармонии с природой.

Структура дошкольного, школьного и высшего образования должна обеспечить более высокий уровень образования, способствовать повышению культурного уровня, цивилизованности, интеллигентности современного человека; осознанно готовить его к социальной защищенности в будущей самостоятельной жизни. Поэтому совершенно закономерно создание новообразовательных комплексов «детский сад - школа - вуз». Целью создания таких принципиально новых комплексов является удовлетворение многообразных культурно-образовательных, духовных, этических запросов личности ребенка и родителей, «выращивание» так называемой интеллектуальной элиты.

Так, например, целенаправленность педагогической деятельности муниципально-образовательного комплекса «ДОУ № 1 - СШ № 1 - ВУЗ» определяется ранним изучением английского языка и опережающим разносторонним интеллектуальным развитием личности. Основными задачами деятельности данного комплекса являются:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья;

- забота об эмоциональном благополучии всех членов комплекса;

- опережающее разностороннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;

- создание оптимальных условий для развития ребенка, проявления его индивидуальности и творческих особенностей;

- ознакомление с английским языком, а в дальнейшем углубленное его изучение и культуры народа - носителя языка;

- создание медико-психолого-педагогической службы комплекса с целью коррекции психологического здоровья коллектива детей и взрослых, родителей;

- организация необходимой языковой среды в детском саду, школе. С этой целью проведение адаптационных форм работы с коллективом взрослых в виде курсов интенсивного обучения английской разговорной речи;

- информационно-поисковая работа в микрорайоне по выявлению трудных, малообеспеченных, многодетных семей, привлечение детей разновозрастных категорий в действующие на базе детского сада и школы секции и кружки без оплаты;

- разработка сквозных программ и учебных планов, предусматривающих цикличность в познавательном, художественно-творческом, музыкально-ритмическом, сенсорном развитии ребенка. Основной путь развития ребенка - это амплификация развития, т.е. его обогащение наиболее значимыми для дошкольника и школьника формами и способами деятельности.

Так, в детском саду № 1 г. Ставрополя уже с четырех лет дети изучают английский язык, идет раннее знакомство с историей живописи, графики, приобщение к национальному культурному достоянию, проводятся занятия по истории Государства Российского. Хореография, астрономия и геометрия для малышей, экология и фольклор - это все тоже в детском саду. Дети усваивают необходимый объем знаний, что явится хорошим подспорьем для дальнейшего обучения в школе.

Большое значение в связи с этим приобретает образованность педагога.

Поэтому организованы дополнительные образовательные услуги по риторике, истории культуры, иностранному языку и др. с привлечением специалистов из вузов. Таким образом, используются все «общественные инфраструктуры в качестве учебной аудитории».

В связи с изменениями социальной ситуации развития ребенка, включенного в систему раннего предметного обучения, изменяется и роль педагога в образовательном комплексе. Он является не только «универсальным» носителем культуры и знаний, но и психологом, чувствующим и понимающим душу ребенка.

Реализация обозначенных подходов требует от педагогов инновационных образовательных комплексов умения составлять программы и разрабатывать совершенные технологии обучения.

Создание адаптивной модели образовательной системы «детский сад - школа - вуз» в плане непрерывности образования переводит задачу перманентного развития личности в практическую плоскость и представляет собой объективную необходимость современности. В своем исследовании мы представляем в техническом варианте модель комплекса « детский сад - школа - вуз».

Второй год в детском саду № 65 г. Ставрополя ведется работа по проблеме социализации и развития личности ребенка дошкольного возраста. На первоначальном этапе был разработан пакет документов, на основе которых предусматривается переход обычного детского сада в режим функционирования как школы развития. В нем особо выделены вопросы укрепления материально-технической базы, повышения профессионального мастерства всех работающих воспитателей и учителей-предметников как важнейшие условия успешного решения поставленной проблемы.

В первую очередь предусматривались разработка, апробация и внедрение новых авторских программ, способствующих более успешному развитию ребенка. Первоначальные варианты таких программ созданы, рассмотрены на методическом объединении и используются в работе.

В целях более активного и эффективного включения в процесс работы по социализации и развитию детей родителей в штат детского сада-школы введены должности социальных педагогов семейного типа, в настоящее время они занимаются созданием социальных историй личности на каждого ребенка. Составляется характеристика микрорайона, которая позволит подойти к использованию воспитательных возможностей социума с научных позиций.

Одновременно социальные педагоги проводят диагностирование внутрисемейных отношений, выявляют воспитательный потенциал семей, дифференцируют семьи на определенные типы, что позволит затем более грамотно разработать программы воздействия на них.

В ходе диагностики выявляются положение ребенка в семье (комфортность, дискомфортность), структура семей, их функционирование. Социальные педагоги гумманизируют также взаимоотношения семей как систем с воспитательно-образовательным учреждением. Большое внимание уделено при построении воспитательно-образовательного процесса личностно ориентированному подходу к ребенку. Этим занимается психолог. Проводятся срезы в динамике по выявлению интеллектуального уровня развития детей, комфортности их положения в первичных коллективах.

Дошкольное и начальное образование являются важнейшими звеньями в системе непрерывного образования, развитие которого определяется целями и задачами, формируемыми требованиями современного общества.

Поскольку развивающееся демократическое общество ставит целью создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, то и основные цели образования детей в детском саду и школе связываются со всемерным развитием личности ребенка, формированием умственной активности, творческих способностей и нравственной зрелости.

Одним из новых типов образовательных учреждений, создающих необходимые условия для гармоничного развития личности, является комплекс «детский сад - школа», соединяющий в себе дошкольное учреждение с группами развивающего обучения и начальную школу I ступени общего образования с продленным днем.

Такой комплекс должен помочь детям развить не только интеллектуальные, но их духовные и физические задатки, реализовать интересы и склонности, выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни; научить пониманию, знанию и приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде; создать условия для успешного обучения на всех ступенях, для развития независимого творческого мышления, для удовлетворения духовных способностей; поощрять самоактуализацию и самореализацию, уверенность в себе, стремление брать на себя ответственность.

Принципы деятельности комплекса «детский сад - школа»: подход к ребенку как к субъекту всех видов деятельности, присущих дошкольному и младшему школьному возрасту; совместная поисковая учебная деятельность при решении учебных задач в процессе развернутых диалогов и дискуссий между собой и педагогом (коллективное решение детьми учебных задач в процессе позволяет им раскрыть условия происхождения усваиваемых знаний, умений и навыков, рефлексированый на сами способы их усвоения, осуществлять контроль и оценку); приоритетное значение умственного, нравственного, эстетического и физического развития детей (такое единство влияет на развитие детей, их учебную мотивацию и эмоциональную сферу, на становление их самостоятельности); подготовка специалистов, умеющих воспитывать и обучать детей в свете принципов развивающего обучения.

Главная цель образовательного процесса состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для развития его как само изменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться, имея в виду, что «субъект учения» - человек, умеющий учить себя, самостоятельно ищущий средства расширения границ известного, доступного.

Основное содержание образования в комплексе «детский сад - школа» составляют способы самоорганизации собственной деятельности как формы развития личности, задаваемые в ходе усвоения основных видов человеческого сознания: научного, художественного, нравственного, правового.

Основным принципом отбора содержания является принцип единства обучения и воспитания. Это означает, что образцы воспитания не задаются извне; воспитательная функция реализуется через формы сотрудничества в деятельности, в которой ребенок сохраняет себя как целостная личность. Введение образовательных блоков: природоведческого, эстетического, этического, лингвистическою позволит реализовать поставленные задачи: обучение базовым операциям и типам деятельности; обучение мышлению; обучение рефлексии; обучение пониманию; обучение общению; обучение технологиям творческой деятельности; обучение языкам; введение в духовный мир культуры; развитие эмоциональной сферы; формирование мировоззрения и системы ценностей; освоение норм здорового образа жизни; обучение умению владеть собой и собственным телом.

Ожидаемые результаты:

- существенное изменение мировосприятия и миропонимания;

- осознание мира динамичное, при котором картина мира перестраивается, переосмысливается;

- усиление регулирующей функции сознания;

- проявление, утверждение и интенсивное развитие таких свойств личности, как избирательное отношение к действительности, сознательный выбор жизненных целей, средств и способов их достижения, чувство ответственности за осуществленный выбор и результаты своей деятельности.

Для того чтобы создать предпосылки для перехода на обучение с шести лет, потребовались совместные усилия школы и дошкольных учреждений.

В сентябре 1994 года начат совместный эксперимент по созданию детского образовательного комплекса «Радость» (детский сад-школа) на базе дошкольного учреждения № 34 и педагогической школы-гимназии № 25. Комплекс организован с целью создания наиболее благоприятных условий для образования и развития шести-восьмилетних детей в условиях детского сада и последующих этапов обучения в третьем классе в четырехлетней начальной школе.

Первоначальный этап пребывания в школе - период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. У разных детей она проходит далеко не с одинаковой успешностью. Начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Было принято во внимание исследование физиологов, психологов и педагогов: среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы учебной программы.

Ребенок в школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционального развития. Учебная деятельность требует сформированности элементарных понятий, владения мыслительными операциями, умением обобщать, дифференцировать предметы и явления, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению, не менее важными являются навыки речевого общения, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации.

Для определения уровня готовности детей к обучению в первом классе с шести лет психологами выявлена степень школьной зрелости детей. Класс укомплектован детьми старших групп детского сада, находящимися на высоком и среднем уровнях морфологического, функционального и интеллектуального развития. Выявленный уровень развития ребенка позволяет нам заключить, что требование систематического обучения, разного рода нагрузки, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.

Основное условие успешного обучения детей с шести лет - знание особенностей развития, специфики воспитания данной возрастной группы.

Не было определенного стремления следовать какой-либо одной теоретической концепции, а хотелось максимально использовать достижения многих подходов, подчеркнуть эффективность их использования в практике.

В учебном плане введены уроки математики, четыре в неделю, чтения - четыре, риторики - один, ознакомления с окружающим - один, рисования - один, музыки - один, физкультуры - два, труда - два. В режиме дня предусмотрено распределение функциональных, физических и интеллектуальных нагрузок. На факультативных занятиях проводится обучение английскому языку, хореографии, этике.

Все виды стратегий воздействия на умственное развитие ребенка осуществляются с помощью обучения.

Психологическая сущность применяемой технологии обучения шестилеток - планирование учебного процесса «от ученика», то есть психологически ориентированное обучение. Ребенок не получает «отметок» за знания, а на первый план выдвигается его мотивационно-потребностная сфера, уровень развития его общих умственных способностей.

Без доброго отношения к детству будущее обречено на непредсказуемые аномалии.

Как организовать жизнь детей интересней, содержательнее, наполнить удивительными впечатлениями и радостными переживаниями, чтобы активнее проявилась фантазия, творчество, изобретательность детей? Очень приятно каждому родителю видеть своего ребенка жизнелюбивым, раскованным, счастливым! Удивляют их нравственное взросление, эмоциональная адаптивность, умение вступать в социальные контакты.

Возраст шесть - семь лет является уникальным в плане формирования в сознании ребенка блоков «Мир вокруг меня» и «Я в мире». Достаточный уровень этих представлений помогает ребенку приобрести уважение сверстников, так как лидерами, по результатам социометрического обследования, становятся дети, много знающие и умеющие. Педагоги в разных формах работы стремятся довести до сознания детей нормы отношений (дружба, ответственность, понимание трудоемкости, сложности создания даже бытовых вещей). Живой уголок в групповой комнате с его обитателями - белкой, попугайчиками, рыбками помогает решить эти задачи. Находясь в этом мире природы, ребенок получает взаимосвязанные сведения о жизни и развитии живых существ, о труде человека в природе и видит реальные результаты своего труда в уголке природы.

Первостепенное значение придается созданию комфортной среды в группе, в детском саду, положительного эмоционального климата, при котором каждый ребенок чувствует заботу о себе, внимание, ласку со стороны взрослых. Ему не страшно шагать в страну знаний, где все интересно. Он узнает нормы и правила этического поведения вместе с «Зубболитом» на уроках этики, учится красиво, благородно ходить на уроках хореографии, попадает в страну сказок на уроках английского языка.

Но ребенок не расстался с детством. Его ждут любимые игрушки. Они подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей, систематически обновляются. В группе созданы игровые зоны для сюжетных игр. Учебный уголок располагает дидактическим материалом для проведения всех видов занятий.

С начала обучения в первом классе двигательный режим ребенка значительно изменяется, возрастает объем статической нагрузки, а это ведет к увеличению функциональных нарушений осанки.

Создан стойкий барьер отклонениям опорно-двигательного аппарата, для чего используются различные формы физического воспитания: утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные минутки, гимнастика после дневного сна. Применяются упражнения как динамического характера, так и такие, которые сопряжены с кратковременным мышечным напряжением. Мы не увеличиваем двигательную активность, а включаем специально направленные упражнения, пропагандируем соответствующие знания среди родителей маленьких школьников. Полноценное физическое развитие шестилеток решается комплексным использованием средств физического воспитания, природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений.

Большое влияние на улучшение качества учебно-воспитательного процесса оказывает действенный медико-педагогический контроль. После проведения медицинского осмотра детей врач-терапевт назначает профилактический массаж детям, фитотерапию. Результаты профилактического осмотра позволили выявить причину небольших отклонений. В связи с этим медико-педагогический персонал разработал конкретные мероприятия профилактической работы (составлены карточки исследования на каждого ребенка).

Предлагаемая модель нового типа образовательного учреждения способна решить проблемы ранней интеллектуализации и социализации детей.

Высокий уровень учебно-воспитательной работы во многом зависит от уровня педагогического мастерства специалистов-педагогов. Каждый из них разрабатывает авторскую программу своей деятельности на учебный год, пополняет теоретические и практические знания через разнообразные формы методической работы, через мини-педсоветы.

Была сделана установка на «само ценность» детства, отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывание ему чуждых его интересам и склонностям форм обучения. Однако «само ценность» детства ни в коей мере не исключает обучения. Не отвергаются и основные средства становления личности ребенка в шестилетнем возрасте - специфические виды деятельности: рисование, конструирование, игра.

Взаимосвязь в работе учителя и воспитателей позволяет решить одну из главных задач - качественный подход к обучению детей. Воспитатели, зная методику работы с первоклассниками-шестилетками, проводят дифференцированную работу с детьми во второй половине дня. Воспитатель является как бы связующим звеном между учителем и родителем. В работе с родителями применяются такие формы, как встречи со специалистами (преподавателями английского языка, этики, хореографии), анализ физического состояния детей на начало и середину учебного года, тестирование родителей по вопросам функциональной и психологической подготовленности ребенка к школе, организация встреч и бесед за круглым столом с привлечением научных сотрудников.

Очевидно стремление шагнуть к подлинному педагогическому мастерству, найти методическое решение воспитательных задач, когда ребенок активно работает каждую минуту, последовательно перемещается по пути развития природной одаренности.

Нет и не может быть педагогических рецептов во всех случаях, гарантирующих учителю успех. Только при условии правильно организованной, четко отлаженной системы педагогического процесса, методического руководства можно говорить о положительных результатах в решении задач всестороннего развития детей, обучающихся в первом классе в дошкольном учреждении.

Дошкольное детство - это период высокой чувствительности, сензитивности ребенка к воспитательным воздействиям и влиянию социальной среды, на которой строится все последующее воспитание и обучение, формируется личность человека.

В развитии личности ребенка важное место принадлежит развитию познавательных и творческих интеллектуальных способностей. С точки зрения современной концепции обучения дошкольников, не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять, измерять, но и рассуждать.

Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для дошкольников, способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается.

Таким образом, инновационный процесс в дошкольном образовании нашего региона охватывает все сферы жизни и деятельности детей дошкольного возраста, а современные тенденции теории и практики отражают ситуацию нового этапа в развитии первой ступени непрерывного образования.

 

АВТОР: Регалюк М.М.