18.03.2012 12877

Личностно ориентированный подход в свободно-творческом развитии личности дошкольника

 

Интерес к образованию, признающему личность, ее свободное творческое развитие свыше политических, идеологических ценностей естественен. Поскольку развивающееся демократическое общество ставит целью создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, обеспечивающих развитие России, то основные цели образования детей в современном дошкольном учреждении связываются с всемерным развитием личности ребенка, формированием умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности. И здесь огромное значение имеет личностно ориентированный подход в образовании. Долгие годы приоритетом оказывалась не личность, а тот продукт, который можно было от нее получить, - выполнение определенных социальных функций, реализация моделей поведения и т.п. Актуальность концепции личностно ориентированного образования не только обусловлена значимостью для общества, но и обоснована эмпирическими предпосылками. В качестве теоретических предпосылок выступают фундаментальные исследования о функции личности в социуме и жизнедеятельности человека, о специфических механизмах развития личностных функций, о соотношении функциональных и личностных компонентов и образования и т.д.

Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к субъекту воспитательного взаимодействия.

Личность - это этический феномен. Она представляет собой содержание, центр и единство актов, направленных на другую личность. Уже на закате античности личностью называют индивида, поскольку он не является лишь природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве. Анализ философско-педагогических взглядов мыслителей периода античности показывает, что уже тогда человека определяли не только как материальное природное существо, но и как нечто наделенное разумом и проявляющееся в своем человеческом качестве. Философы периода средневековья рассматривали человека как нечто «двойственное», с одной стороны, в нем видели подобие Бога, а с другой - творение земных демонических сил. Личность часто сводилась к «греховности», а учителя эпохи средневековья стремились к подавлению личности воспитанника, к нивелировке его индивидуальности.

Мыслители периода Возрождения ставили человека в центр своего мировоззрения. Человек-это «вершина творения».

С приходом эпохи Просвещения личность приобретает огромнейшее значение. Просвещение есть выход человека из несовершеннолетия. Центром философских воззрений эпохи Просвещения является человек.

В разные исторические эпохи понятие личности трактовалось и трактуется по-разному. Так, русский философ и публицист XIX века С.Н. Трубецкой говорит о личности так: «В той или другой форме личность представляет свое общество и свою эпоху, но этим еще не исчерпывается ее значение, ибо если бы личность служила только выражению известных общественных стремлений, пассивным органом собирательной воли и сознания, то она бы не могла оказать существенного влияния на ход событий и на развитие своего общества». Немецкий философ М. Шел ер видит личность как единство актов. Личность целостна, в нее входит дух и душа, и тело. Н. А. Бердяев не только подтверждает целостность личности, но и трактует ее так:

«Личность всегда есть целое, а не часть, и это целое дано внутри существования, а не во внешнем природном мире. Личность не есть объект и не принадлежит объективному миру, в котором ее нельзя найти. Личность разностное существо, существо своеобразное, не похожее ни на какое другое существо. Личность есть целостность и единство, обладающее безусловной и вечной ценностью».

Вплоть до наших дней философы отмечают личность как внутренний аспект поведения человека, организацию его духовного мира. Соотношение между понятиями личности и человека примерно такое: чтобы поступать как человек, надо чувствовать и мыслить как личность.

Термин «личность» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле личность - это человек, обладающий самосознанием, то есть отделяющий себя от того, что он испытывает, воспринимающий себя как единое целое, как «я». Но не каждого человека мы можем назвать «личностью». Поэтому возникает необходимость понимания личности в узком смысле слова, как человека, не просто осознающего свое «я», а обладающего таким уровнем сознания и самосознания, который делает его полноценным членом общества - родовым, общественным существом, осознающим свою ответственность перед обществом.

В центре всей воспитательной работы учреждений должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок - высшая цель, смысл педагогической заботы. Именно это и является основой личностно ориентированного подхода.

Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Проблема воспитания личности традиционна для педагогики. Значительное внимание этой проблеме уделяли теоретики американской «всеохватывающей» школы (X. Манн, Дж. Дьюи и др.). В конце XIX века в Германии оформилось течение «педагогика личности», провозгласившее целью воспитания развитие суверенного индивида и рассматривавшее деятельность воспитателя как искусство художника. Современное понимание личностного или личностно ориентированного подхода определили в 60-е гг. представители направления гуманистической психологии. И. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Франкль, которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «я» каждого ребенка. Идея личностного подхода разрабатывалась в начале 80-х годов некоторыми учеными Российской Федерации (К.А. Абульханова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов и др.) в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса. Однако личностный подход в воспитании нередко фактически подменяется индивидуальным подходом.

Личностно ориентированный подход - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его творческих возможностей, становлении самосознания, осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании личностно ориентированный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностями и учатся видеть личность в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека, своеобразие личности обогащает коллектив и его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам. Личностный подход может осуществить лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями, развивая его творческую активность.

Отношения между педагогом и воспитанником в силу различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к воспитаннику. Педагог, раскрываясь навстречу ребенку и получая в ответ его откровенность, помогает свободно-творческому формированию личности, ее развитию и обогащает себя.

Идея личностно ориентированного образования проявляется сегодня на двух уровнях: обыденном и научном. Научное представление имеет разную концептуально-понятийную структуру, в зависимости от того, в рамках какого предмета, какой науки эта концепция рассматривается.

С позиции психологии, концепция личностно ориентированного образования обогащается представлениями о функциях личности в жизнедеятельности человека, о специфической природе личностного уровня человеческой психики, о смысловой сфере, переживании и диалоге как механизмах образования личностного опыта (С. Ю. Степанов, А.А. Тюков). Рассматривая личностный подход в рамках дидактики, следует опираться на фундаментальные дидактические исследования, раскрывающие природу педагогического знания (В.В. Краевский), целостность образовательного процесса (B.C. Ильин, М.Н. Скаткин), личностно развивающие функции обучения (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева), сущность педагогической деятельности (В.А. Сластенин, М.А. Колесникова).

Теоретическое назначение концепции личностно ориентированного обучения ведется в раскрытии природы и условий реализации личностно развивающих функций образовательного процесса, в определении целевых, содержательных и процессуальных характеристик системы образования.

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанника. Личностный подход понимается как опора на личностные качества.

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но получит ли каждый человек посильное развитие, достигнет максимально возможного уровня, найдет занятие по душе и свое место в жизни, станет свободно-творческой личностью, достойно проживет свою жизнь, зависит от дошкольного учреждения. Всех детей нужно любить, уважать и создавать максимальные условия для свободного творческого формирования личности. Если природо сообразная педагогика не требовала приспособления к ученику, то гуманистическая педагогика требует ставить его в центр отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие.

Гуманизацию учебно-образовательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучаемым, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

Гуманизм (от лат. - человеческий, человечный) - целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий жизни, труда, обучения и т. д. Гуманизм - совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных ориентации и установок, гуманизм получает значение общественного идеала. Гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям, основанная на личностно ориентированном подходе. Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы педагог:

- постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

- умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;

- постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

- своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если причины эти не удалось вовремя выявить и устранить, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

- максимально опирался на собственную активность личности;

- сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

- развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Личностно ориентированный подход является также основным фактором свободно-творческого формирования личности дошкольника.

Проблема творчества - один, если так можно сказать, из острых участков «педагогической целины». Сегодня особо остро ощущается необходимость ее решения во всей системе непрерывного образования. И начало должно быть связано с периодом дошкольного детства - сензитивным в формировании творческой направленности личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина и другие). Не следует забывать, что в свободно-творческом формировании личности старшего дошкольника личностно ориентированный подход играет первостепенную роль. Личностные качества, творческая активность наилучшим образом формируются в деятельности, которая определяет и интересы, и отношение к действительности, и особенности взаимоотношений с окружающими. Это является одним из принципов личностно ориентированного подхода.

Основной вид деятельности, присущий старшему дошкольному возрасту - творческая игра, через нее ребенок входит в мир взрослых, усваивает предшествующий социальный опыт. Игра затрагивает все стороны его личности, будоражит чувства и эмоции, требует работы мысли и воображения.

В этот период проявляется избирательный интерес к содержанию деятельности. Дети уже способны мотивировать свой выбор, их увлекает содержание, идея произведения, они умеют оценивать поступки героев. Они достаточно хорошо владеют речью, пересказом, творческим рассказыванием, свободно используют текст литературного произведения как основу для построения совместной игры. Содержание творческой сюжетно-ролевой игры во многом определяется и богатством воображения. По утверждению Л.С. Выготского, все образы воображения основаны на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем из реальной жизни. Это в равной мере относится и к дошкольникам. Тем более, когда речь идет о детях старшего дошкольного возраста, уже имеющих определенный жизненный опыт. В этом возрасте интенсивно развиваются такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно - волевая, эмоциональная, действенно - практическая. Они во многом определяют творческую активность ребенка, суть которой - не следовать готовым шаблонам и образцам, а искать как можно больше соответственных оригинальных решений, не бояться свободно выражать свое отношение к окружающему, направлять свое воображение на поиск нового.

Хороший стимул для самостоятельного творчества детей даже в простейшей его форме - рассказывании - сказка. Изменение и сплетение разных сюжетов в свой собственный - это тоже работа. По Л.С. Выготскому, воспитание заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиться и направить это развитие в определенную сторону. Нельзя лишь забывать: ценность детского творчества не в результате, а в самом процессе. Важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. Психолог Т.В. Кудрявцев указывал на необходимость различения двух форм творчества - творчества как «открытия для себя» и творчества как открытия для других. Во втором случае на передний план выступает не объективная, а субъективная новизна продуктов творчества. Результат «открытия для себя» - не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребенке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений. Иначе «открытие для себя» - это во многом «открытие себя».

Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека.

Становление личности старшего дошкольника, проявление его активности, развитие самосознания, уверенности в себе зависят от успешности применения личностно ориентированного подхода, т. е; отношения педагога к воспитаннику как к личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. Личностно ориентированный подход требует от педагога такой оценочной деятельности, которая проявляется в умении выдерживать доброжелательность в обращении к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной.

Злоупотребление повышенным тоном, жесткими безусловными формами требований и оценок, постоянными напоминаниями ведет к развитию пассивности, слепого послушания, снижает инициативность, самостоятельность и проявление творческих способностей, что наносит особый вред для формирования личности старшего дошкольника.

В этом возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем, необходимыми для проявления творческих способностей. Дошкольник уже может подчинять личные мотивы общественным, давать оценку своего поведения и других детей, основываясь на требованиях педагогов, родителей, появляются волевые черты характера. Ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением, смотреть на себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и в совместной со взрослыми деятельности. Развитие воли происходит во всех видах деятельности.

Общение выступает средством развития воли, произвольности в том случае, если оно включено в деятельность детей, отвечает их интересам и не совпадает с сиюминутными действиями - это принцип личностно ориентированного подхода.

Появление у старшего дошкольника новых интересов, мотивов и потребностей связано с эмоциональным развитием. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные, эстетические, познавательные чувства. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. Личностно ориентированный подход предполагает учет в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка, игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольника.

Данные особенности становления личности старшего дошкольника влияют на его творческую активность при условии восприятия педагогом ребенка как личности, как сознательного ответственного субъекта воспитательного взаимодействия.

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними».

Основной задачей современного дошкольного образования является прежде всего развитие свободно-творческой личности ребенка. Изучение процесса творчества и путей развития творческих способностей чрезвычайно важно для эффективной подготовки свободно-творчески мыслящих людей. Поэтому следует обращать особое внимание на образование разнообразных глубоких и прочных систем знаний, максимальную стимуляцию деятельности учащихся, формирование устойчивых творческих интересов, целеустремленности творческих поисков, настойчивости в решении творческих задач. Все это является предпосылкой формирования свободно-творческой личности при условии применения личностно ориентированного подхода.

 

АВТОР: Регалюк М.М.