18.03.2012 2250

Состояние здоровья детей и подростков в учебных заведениях нового типа

 

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает внедрение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Марклунд (1989) упоминает три уровня нововведений в образовании: 1) внешняя структура школы и, прежде всего, количество классов, степень образования (возраст) и деление на различные дисциплины (курсы) обучения; 2) распорядок и планы учебных дисциплин с указанием поставленных целей и содержания обучения; 3) методы обучения преподавателя, способ работы учащихся, образовательные материалы (средства), какой материал изучается и формы оценки.

Особенностью современного общего образования является поиск новых подходов, средств и форм обучения. В настоящее время широко внедряются в образование инновационные учебные учреждения (лицеи, гимназии, кадетские школы, частные школы), характеризующиеся интенсификацией учебно-воспитательного процесса. Однако характер инициатив породил их недостаточную социальную и научную обоснованность (Хорошева Т.А., Бурханов А.И., 2004).

Принято считать, что инновационные формы обучения способствуют реализации задач гуманизации школы, ведут к тому, что школа становится местом открытого человеческого общения, а ее психологический климат способствует развитию творческого мышления, личностному росту всех участников педагогического процесса.

Новые программы отличаются от типовых высокой интенсивностью учебного труда, требуют от учеников значительных психоэмоциональных затрат. Большие энергозатраты влекут за собой и напряжение функциональных систем, что, в свою очередь, не может не отразиться на соматическом здоровье ребенка (Дегтева Г.Н., Зубов Л.А., 2003).

Данные анкетирования указывают на тот факт, что большинство педагогических работников (64%) не связывают использование педагогических инноваций с риском для здоровья учащихся. В то же время известно, что использование инновационных методических подходов и образовательных технологий, не соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, могут вызвать серьезные отклонения в состоянии его здоровья. По данным Института возрастной физиологии РАО, на здоровье детей Москвы, как и России в целом, неблагоприятно сказываются те инновационные технологии, которые сопровождаются интенсификацией всех форм обучения и воспитания, зачастую без соблюдения должных гигиенических требований. Это приводит к росту заболеваемости детей и подростков. Чрезмерные учебные нагрузки, нерациональный отдых, постоянно действующие и нарастающие стрессорные ситуации негативно сказываются не только на самом психическом здоровье, но и на сопряженной с ним социальной адаптации, способствуя росту социально дезадаптированных подростков, девиантного их поведения (Образование и здоровье, 2005).

Широкое внедрение компьютеров в школе коренным образом меняет привычные формы учебной деятельности школьников, и процесс компьютеризации нуждается в тщательной гигиенической оценке и постоянном контроле за соблюдением установленных нормативов надзора. Особенно это касается специализированных школ и лицеев с углубленным изучением информатики и программирования (Глушкова Е.К. и соавт., 1993; Кучма В.Р., 1993; Анисимов В.Н., 1994; Краснова О.А., Левченко И.В., 1995; Кучма В.Р. и соавт., 1998;)

Современный инновационный учебно-воспитательный процесс своей технологией, объемом информации, спецификой физиолого-гигиенической организации занятий предъявляет к учащимся большие требования, которые, как правило, выходят за пределы адаптационных и функциональных возможностей ученика младшего школьного возраста (Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В.,1998; Чермит К.Д., 2001).

Повышенная учебная нагрузка в школах нового типа не проходит бесследно. До 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления. В общеобразовательных школах доля таких детей не превышает 20-30%). К концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивалась частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигало 90%). Проявления повышенной невротизации обнаружены у большинства (до80%>) учащихся школ нового типа. Функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся 5-9 классов и у 20% старшеклассников (Смирнов Н.К., 2003).

А.Г. Хрипкова (1997), изучая причины неблагополучия со здоровьем школьников, утверждает, что действующие в школах учебные планы обрекают учащихся на перегрузку. Дополнительно увеличивается число часов на преподавание иностранных языков, вводятся новые курсы, проводятся занятия по углубленным программам. Выявлена выраженная зависимость степени и характера ухудшения состояния здоровья школьников и объема и интенсивности учебных нагрузок (Макарова В.И.,1997).

По данным Хорошевой Т.А. и соавт. (2004), сравнение показателей физического развития учащихся школ различного типа не выявило достоверных различий по всем параметрам в начальных классах. Показатели длины и массы тела, ОГК учащихся инновационных школ находились на уровне таковых у детей традиционной школы. Кроме того динамика физического развития характеризуется увеличением с возрастом в инновационных школах числа детей с дисгармоничным развитием (на 7,2-21%>) по сравнению с традиционной школой.

Воробьева Е.П. (2001) отмечает, к концу учебного года возросло количество учащихся лицейских классов имеющих низкий и ниже среднего уровень физического развития, причиной этого стало снижение массы тела и объем грудной летки, который остался на прежнем уровне.

Тогда как, результаты исследования В.П. Осотовой (1998), свидетельствуют о том, что для лицеистов свойственно более гармоничное физическое развитие в сравнении с общеобразовательной школой, а также более раннее половое созревание девочек, обучающихся в лицее.

Действие факторов риска снижения функциональных возможностей организма и развития патологических изменений реализуется через снижение адаптационного потенциала системы кровообращения. Оценку степени воздействия окружающей среды на организм школьников 10 лет одного из лицеев города Ставрополя Сивакова Н.Н. и соавт. (2001) осуществляли путем определения «структуры здоровья», то есть распределение в процентах лиц с различной степенью адаптации к условиям окружающей среды по градациям к выделенным уровням. Авторы отмечали смещение «структуры здоровья» из зоны удовлетворительной адаптации в зону неполной или частичной адаптации у детей обучающихся по традиционной программе. У обучающихся по развивающей программе (Занкова А.П.) «структура здоровья» практически не изменилась.

Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью, активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга. Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление (Кучма В.Р., 2003).

Хасановой Н.Н. (2001) установлено, что у школьников 7 лет как экспериментальных, так и традиционного классов течение учебного дня наблюдается ухудшение показателей умственной работоспособности, причем падение работоспособности начиналось на более ранних этапах в течение учебного дня. Негативные изменения были выражены более отчетливо у школьников гимназического и традиционного классов по сравнению с гимназическим.

Утомление выражается в изменении функционального состояния физиологических систем организма по умственной работоспособности, статистическим параметрам сердечного ритма, сдвигам в симпато-адреналовой системе и обменных процессах в дневном, недельном и годовом временных периодах (Безруких М.М., 1989; Бородкина Г.В., 1992; Беренштейн Г.Ф. и соавт., 1993; Стунева Г.И. и соавт., 2000). Часто у юношей и девушек к концу учебного года вследствие чрезмерной учебной нагрузки, несоблюдения физиолого-гигиенических принципов организации обучения, нарушения режима дня наблюдается незавершение процесса адаптации (дезадаптация) (Минасян С.М. и соавт., 2004).

Учебная деятельность школьников оказывает комплексное влияние на нервные и эндокринные механизмы регуляции функций. М.В. Антропова (1976, 1984) указывает, что учебная деятельность включает три составных взаимосвязанных компонента: умственную работу, статическое полное напряжение и динамическую физическую работу. В повседневной жизни школьника, как правило, преобладает статический компонент, а двигательная активность снижена, что неблагоприятно сказывается на функциональном состоянии систем его организма.

Учебная нагрузка существенно влияет на статус здоровья учеников, о чем свидетельствуют высокие корреляционные коэффициенты между заболеваемостью группы обще аллергическими заболеваниями, заболеваниями дыхательных органов и показателями, характеризующими уровень психоэмоционального напряжения в школе (Шпангенберг Ст., Боева Б., 2003).

Большинство старшеклассников обучение в общеобразовательных школах сочетают с занятиями на подготовительных курсах в вузах. Продолжительность уроков (7-8 часов в день), интенсификация учебного процесса при ограниченной двигательной активности отрицательно сказываются на самочувствии юношей и девушек (Антропова М.В. и соавт., 1997; Минасян С.М. и соавт. 2004).

Умственная деятельность и сопровождающее ее психоэмоциональное напряжение вызывает ряд существенных нейроэндокринных сдвигов. Наиболее четкие данные имеются в отношении функции симпато-адреналовой системы, о состоянии которой судят по содержанию катехоламинов в крови и моче (Пратусевич Ю.М.,1977). И.А. Корниенко и соавт. (1987) к концу учебного года у учениц наблюдали повышение резервных возможностей симпатоадреналовой системы.

Известно, что только полноценный ночной сон обеспечивает восстановление функциональной работоспособности клеток коры головного мозга после продолжительной дневной деятельности. Накопленные в литературе данные (Сердюковская Г.Н., 1986; Антропова М.Ф., 1994; Чубирко М.И. и соавт., 1997) свидетельствуют, что учащиеся сокращают активный отдых на открытом воздухе и ночной сон. Более выраженными оказались нарушения режима дня у учащихся учреждений нового типа. Чрезмерная нагрузка и малоэффективный отдых провоцируют напряжение регуляторных систем, приводят к целому ряду сложных изменений, обусловливающих снижение адаптивных возможностей организма (Степанова М.И. и соавт., 2000).

Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Нервные клетки коры головного мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение (Кучма В.Р., 2003).

В литературе (С. Шпангенберг, Б. Боева, 2003) имеются данные, что на здоровье учеников влияет существенно и в одинаковой степени как учебная нагрузка (вид обучения, общее количество часов, успех, частные уроки и т.п.), так и качество учебной среды (факторы микроклимата учебной среды, освещенность рабочих мест, отопление и др.), а также качество обслуживания в школе (питание, спортивная деятельность, здания и основные учебные помещения школы и т.д.). Причем перечисленные факторы оказывают влияние как на общую, так и на специфическую для школьного возраста заболеваемость - на заболевания органов чувств, сердечно-сосудистой и нервной систем, желудочно-кишечные, а также некоторые эндокринные заболевания.

Таким образом, перманентные образовательные инновации, охватившие большинство сегодняшних школ многократно обострили проблему сохранения здоровья подрастающего поколения. По мнению СВ. Степанова (1999), адаптируя вслед изменяющейся социально-экономической и политической ситуации содержание образования, в инновационных школах не всегда адекватно подбираются сопутствующие ему педагогические технологии. В результате ученик становится заложником перегруженных учебных планов и программ, жертвой традиционного для страны «экстенсивного обучения», калечащего и без того слабое здоровье ребенка.

Вместе с тем однозначной оценки влияния инновационных форм обучения на психосоматическое здоровье учащихся на сегодняшний день не существует. Отсутствуют данные о сочетанном воздействии химического загрязнения окружающей среды и обучения в школах инновационного типа.

В то же время, динамическое наблюдение за процессами роста и развития детей и подростков, обучающихся в инновационных школах различных по экологическим характеристикам регионов, позволит своевременно обнаружить неблагоприятные тенденции и реагировать на них путем разработки и проведения программ укрепления здоровья.

 

АВТОР: Прасолова О.В.