20.03.2012 8499

Социально-психологический анализ феномена мотивации участия личности в совместной деятельности

 

Социально-психологическое исследование феномена совместной деятельности связано, как правило, с анализом проблемы психологии малой группы, с ее образованием и функционированием (А.Л. Журавлёв, А.Г. Кирпичник, В.В. Клименко, Ю.А. Лунев, СВ. Сарычев, А.С. Чернышев, Л.И. Уманский, Н.П. Фетискин, Е.В. Шорохова). Г.М. Андреева отмечает: «Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения:... необходимо определить, что же значит для человека группа в психологическом плане, какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее! фокус интереса в данном случае - не содержательная деятельность данной группы, а, скорее, форма действий индивида в условиях присутствия других людей или даже взаимодействия с ними». Следовательно, высокую значимость в научном обосновании совместной деятельности имеет изучение отдельно взятой личности - представителя малой группы, его функциональных состояний, особенностей протекания психических процессов. Эта значимость определяется тем, что исследование психологических особенностей личности в совместной деятельности составляет основу ряда групповых феноменов, позволяет раскрыть групповые потенциалы. Для социальной психологии недостаточна простая констатация множества людей или уже наличия между ними каких-то отношений. Важным для исследований в области социальной психологии является содержательный анализ воздействий на личность определённой социальной группы и личности на группу.

Особое внимание здесь следует уделить вопросу регуляции участия личности в совместной деятельности, поскольку он непосредственно связан с условиями оптимизации совместной деятельности. Социально-перцептивное направление изучение малой группы в отечественной психологии акцентирует внимание на конструировании методов поведения личности в малой группе (А.А. Бодалев, Р.Б. Гительмахер, А.А. Деркач, В.В. Новиков, В.Н. Панферов и другие). Широкое развитие получают самостоятельные теоретические концепции, которые имеют эклектический характер (Р.Б. Гительмахер, А.Л. Журавлев, А.Л. Свенцицкий, А.В. Филиппов). Для нас имеют значение исследования контактной группы», под которой понимается относительно небольшое число людей, непосредственно общающихся друг с другом во время исполнения каких-либо совместных действий (Н.С. Мансуров, К.К. Платонов). Так, Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская полагают, что отправным моментом в анализе малой контактной группы является «трактовка ее как звена системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных межличностных контактов, развитие которых опосредовано фактором совместной деятельности и ведет к обретению группой социально-психологических характеристик».

Освещая историю исследований регуляции участия личности в совместной деятельности, следует отметить, что концепция совместной деятельности получила развитие в нашей стране в первой половине 60-х годов, вызванная практическими потребностями и развитием социальной психологии как науки. Исследования этого времени решали задачи, связанные с комплектованием малых групп (Ф.Д. Горбов, М.А. Новиков), с подготовкой лидеров учебных и производственных коллективов (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев), с изучением феноменов трудовой деятельности на производстве (Б.Г. Ананьев, Е.С. Кузьмин, Н.В. Голубева, Н.Н. Обозов, А.Л. Свенцицкий, Э.С. Чугунова и другие). Для этого периода характерно изучение социально-психологических феноменов процесса совместной деятельности, оказывающих влияние на её результаты: совместимость, сработанность, организованность, межличностные отношения в группе. Детерминация совместной деятельности малой группы раскрыта в теоретической модели регуляции совместной деятельности Н.Н. Обозова. В русле структурного подхода автор выделил феномены группы, возникающие на основе совмещения личностных характеристик участников совместной деятельности.

Весомый вклад в исследование детерминации совместной деятельности внесла разработка понятия «коллективного субъекта совместной деятельности» (К.А. Абульханова, А.И. Донцов, А.Л. Журавлёв, А.С. Чернышев). Авторами отмечается, что «не только содержание совместной деятельности определяет групповые психологические феномены, но и социально-психологические свойства, процессы и состояния коллектива существенно влияют на характеристики совместной деятельности, могут существенно её трансформировать». Понятие «коллективного субъекта» дало начало развитию динамической концепции совместной деятельности. В рамках этой концепции исследователи выделяли отличительные характеристики совместной деятельности по сравнению с деятельностью индивидуальной, развёртываемые в групповых процессах.

Анализ развития концепции регуляции совместной деятельности в современной отечественной психологии указывает на то, что существует эклектичное представление о феномене совместной деятельности. В научных трудах встречаются понятия «групповая активность», «групповая деятельность», «групповое взаимодействие», «коллективная деятельность», «совместная деятельность», «совместная активность» и другие. В связи с этим, определим исходные основания феномена совместной деятельности.

Собственно совместная деятельность в социальной психологии рассматривается как особое образование, обладающее специфическими закономерностями и несводимое к образующим его деятельностям отдельных индивидов. Совместная деятельность в социальной психологии определяется как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Обращаясь к проблеме регуляции совместной деятельности, следует определить субъекта и структурные элементы совместной деятельности.

А.И. Донцов, Е.М. Дубовская, И.М. Улановская раскрывают понятие совместной деятельности с помощью анализа представлений о субъекте совместной деятельности. Следует отметить, что если субъектность индивида принимается однозначно, то вопрос о субъектности группы остается проблематичным, хотя проблему коллектива как субъекта деятельности и общения поставили А.В. Петровский, Л.И. Уманский и его ученики (А.В. Петровский, Л.И. Уманский, 1970). Сегодня можно говорить о существовании двух взглядов на сущность субъекта совместной деятельности.

С одной стороны, индивид определяется в качестве субъекта совместной деятельности. Е.В. Шорохова отмечает: «Нет никакой специфической социальной психологии, которая не была бы психологией личностей, находящихся в определенных отношениях». Данное положение подтверждается в теории совместно-индивидуального моделирования совместной деятельности (Л.И. Уманский), в теории об индивидуальном типе решения задач в совместной деятельности (Н.П. Щербо), о ситуации индивидуального решения задачи в условиях соприсутствия другого человека (Н.Н. Обозов, Дж. Сильверман и И. Джерингер). Тем не менее, результаты ряда исследований совместной деятельности представляют наличие специфических характеристик, которые не могут быть объяснены через анализ деятельности отдельного человека в группе как субъекта совместной деятельности.

С другой стороны, под субъектом совместной деятельности подразумевается совокупность индивидов, решающих (по определению Л.И. Уманского) одну «общую» задачу на «одном пространстве в одно и то же время». Однако, как отмечают А.И. Донцов, Е.М. Дубовская и И.М. Улановская «сам факт предъявления задачи соприсутствующим индивидам не гарантирует групповой или совместной формы ее решения», а существование группы как коллективного субъекта деятельности должно представлять собой результат анализа деятельности и взаимодействия включенных в нее индивидов. При этом, исследователи рассматривают такую совокупность индивидов с различных позиций:

- как социальную единицу, обладающую способностью к социальному самоуправлению (В.Н. Иванов, В.И. Кирьянов, Е.Т. Рибарова, В.Н. Соболева, А.С. Чернышев, А.С. Крикунов);

- как взаимосвязанную и взаимозависимую группу людей, выполняющих совместную деятельность (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Осипова);

- как совокупность субъектных качеств, принадлежащих группе (А.С. Чернышев, А.С. Крикунов, Т.И. Сурьянинова, А.И. Донцов);

- как всякую совместно действующую совокупность людей (В.М. Бехтерев).

Совмещая эти взгляды, А.Л. Журавлёв отмечает следующие черты коллективного субъекта: взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов в группе, способность группы проявлять различные формы совместной активности, способность группы к саморефлексии. В данной работе, опираясь на взгляды А.Л. Журавлёва, А.С. Чернышева, Л.И. Уманского мы понимаем совместную деятельность как организованную в определённых времени и пространстве систему активности взаимодействующих индивидов группы, детерминированную единой задачей. Опираясь на второй подход в понимании субъекта совместной деятельности, следует выделить дополнительные черты, объясняющие особенности его функционирования.

Ряд исследователей рассматривают проблему субъекта совместной деятельности с точки зрения структуры и содержания самой деятельности. В работе Р.Л. Кричевского отмечается направленность взаимодействия в группе, определяемая мотивом их деятельности. М.Г. Ярошевский предполагает, что субъект совместной деятельности формируется под влиянием социальной заданное, значимости и конкретного содержания самой деятельности. По мнению А.И. Донцова, «именно предметность социально обусловленной совместной деятельности может быть рассмотрена в качестве основы и ведущего фактора социально-психологической целостности коллектива как совокупного субъекта деятельности». В.В. Рубцов определяет субъект совместной деятельности через специфическую форму ее организации, предполагающую распределение и закрепление за отдельными членами группы ее действий и операций. А.Л. Журавлев в качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности выделяет следующие характеристики: «целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированность), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условия жизнедеятельности коллективного субъекта».

Другая группа исследователей рассматривают отдельные аспекты в совместной деятельности. Дж. Рассел интерпретирует совместную деятельность как процесс обмена информацией между участниками. Я. Яноушек выделяет выраженность и содержательность взаимодействия партнеров в процессе решения задачи. А.В. Беляева рассматривает «вербальное взаимодействие», Е.В. Цуканова исследовала влияние изменения условий протекания совместной деятельности на динамику «коммуникативного взаимодействия». Н.М. Полуэктова и Б.В. Тихонов анализировали влияние некоторых характеристик взаимодействия (таких, как четкость и гибкость распределения ролей) на производительность совместной мыслительной деятельности. А.С. Чернышев обсуждает вопрос о детерминации особенностей и структуры взаимодействия в группе межличностными отношениями, а Э.И. Маствилискер - обратное влияние самого взаимодействия субъектов на складывающиеся между ними отношения. А.Л. Журавлев отмечает, что «структура совместной деятельности фактически складывается, функционирует и развивается именно через взаимодействие между отдельными ее участниками». Г.М. Андреева решающим условием осуществления совместной деятельности выделяет «кооперацию» - своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную. В качестве важнейших взаимосвязанных ее признаков автор выделяет предметность и совместность. При этом, дифференциация ролей способствует достижению успешности при совместном решении задач.

Коммуникацию и рефлексию В.В. Рубцов рассматривает как средства, обеспечивающие осуществление совместной деятельности. Эти средства позволяют осуществлять групповое целеобразование и мотивообразование, обуславливаясь взаимодействием людей не только с предметом деятельности (т.е. предметностью), но и друг с другом (т.е. субъектностью). На основе пересечения предметности и субъектное возникают особые компоненты совместной деятельности. Б.Ф. Ломов и Е.И. Головаха выделяют такими компонентами общую цель, общий мотив, совместные действия, общий результат и субъективное отношение к нему группы.

В работе А.И. Донцова, Е.М. Дубовской и И.М. Улановской представлен подробный анализ теоретических взглядов на структуру и процессуальные характеристики совместной деятельности. Как указывают исследователи, основанием для определения структуры совместной деятельности в различных научных работах служит характеристика процессуальной стороны различных процессов:

- процесс общения (от выявления задачи, которая возникает в ходе взаимодействия, до согласования индивидуальных решений);

- процесс и формы взаимодействия участников (акты обмена действиями);

- взаимосвязанность (по типам изолированности, предполагаемой взаимосвязанности, взаимосвязанности по типу «молчаливого соприсутствия», по типу «влияния и взаимовлияния», активной взаимосвязанности, коллективистской взаимосвязанности);

- кооперация (кооперативная задача, кооперативная схема, внутренние установки и интенции участников);

- взаимодействие функционально-ролевых позиций участников (разделения функций или ролей членов группы в процессе осуществления совместной деятельности);

- координация действий и участников (распределение начальных действий и операций, обмен способами действия, взаимопонимание).

Авторы указывают, что «структура совместной деятельности, ее принципиальное отличие или сходство со структурой индивидуальной деятельности не стали пока предметом специфического исследования. Поэтому в каждом конкретном случае исследователи исходят либо из предполагаемой тождественности обоих видов деятельности, либо сводят структуру совместной деятельности к структуре других процессов». Обобщая положения различных работ, важно отметить, что схема совместной деятельности может быть следующей: предъявление внешней инструкции, формулирование групповой задачи, разделение функций, возникновение и реализация внутригрупповых феноменов (общение, взаимодействие и другие), влияющих на успешность конечного результата деятельности.

Анализ литературы показал, что взгляды большинства исследователей совместной деятельности можно объединить в четыре группы условий, которые способствуют превращению группы в успешного субъекта совместной деятельности: содержание осуществляемой совместной деятельности; организационно-структурные характеристики осуществляемой совместной деятельности (разделение функций, ролей, действий и операций); индивидуальные особенности участников; социально-психологические характеристики группы.

Таким образом, группа, осуществляемая совместную деятельность, представляет собой совокупность индивидов, находящихся в межличностных отношениях, опосредствованных деятельностью.

Отметим, что группа как субъект совместной деятельности предполагает обобщённую интерпретацию всех индивидуальных и личностных особенностей участников, а с другой стороны широта такой интерпретации требует уточнения рассматриваемых компонентов анализа совместной деятельности по отношению к каждому представителю группы.

Поэтому, наряду с представлением о совместной деятельности как о деятельности более чем одного человека следует подробно исследовать те характеристики, которые отличают более успешного субъекта совместной деятельности от менее успешного.

Одной из таких характеристик является мотивация участия в совместной деятельности (Г.М. Андреева, A.M. Донцов, А.Л. Журавлев, Р.Л. Кричевский, Н.Н. Обозов, Т.Г. Хащенко, Е.В. Шорохова, Н.П. Щербо). Рассмотрим проблему мотивации совместной деятельности.

Многочисленные идеи в отношении исследования мотивационной сферы личности, определяя собственную значимость, стали появляться ещё в работах древних философов: Аристотеля, Гераклита, Демократа, Лукреция, Платона. Изучение побудительных сил активности человека проявлялось в осмыслении таких понятий как «нужда», «влечение», «желание». В последующем основанием для различных точек зрения, касающихся объяснения деятельности личности, явилось рациональное и иррациональное понимание природы человека. Появление эволюционной теории Чарльза Дарвина, соединившей человека и животных в цепь исторического, анатомо-физиологического и психологического развития, повлекло за собой изучение общих форм поведения: разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк и др.) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдауголл, И.П. Павлов и др.). В 20-е и последующие годы XX столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин, Г. Оллпорт). Важной отличительной особенностью мотивации человека явилось выделение вторичных (психогенных) потребностей (Г. Муррей).

Интерес к исследованию детерминации поведения человека вызвал появление широкого круга разнообразных психологических теорий за рубежом. Эти теории мотивации представляют различные способы объяснения и предсказания поведения. Так, в бихевиористских исследованиях Дж. Уотсона, К. Спенса реализован взгляд на внешнюю детерминацию поведения: ведущим и порой единственным фактором определяется система стимулов во внешней ситуации. Психоаналитический подход (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) объясняет поведение через глубинные процессы личности. Гуманистические теории (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) ставят во главу угла независимость и индивидуальность, транслируют понимание мотивации с вершин идеалов человека. Когнитивные теории презентуют поведение «изнутри», обусловливая его знанием, представлением человека о мире.

В отечественной психологии первой половины XX века вопросы мотивации поведения рассматривали А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, В.М. Боровский, Н.Ю. Войтонис. Л.С. Выготский первым стал разделять понятия «мотив» и «стимул», говоря о произвольной мотивации. Д.Н. Узнадзе рассматривал мотивацию с позиций «теории установки», полагая, что источником активности человека является неудовлетворенная потребность. Исследования мотивации во второй половине XX века так лее отражают «мотив» как производное явление от «потребности», акцентируя внимание на возможности и необходимости участия сознания в процессе формирования побуждений. По мнению С.Л. Рубинштейна, мотивация - это субъективная, опосредованная процессом психического отражения, детерминация поведения человека. А.В. Петровский под мотивацией понимает побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. П.М. Якобсон рассматривает мотивацию как детерминацию конкретных форм поведения человека и как совокупность тех психических моментов, которыми определяется всё поведение человека в целом. Как совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение на уровне психического отражения побуждений к жизненно необходимым целям, рассматривает мотивацию В.К. Вилюнас. Мотивация в системно-динамической модели И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова рассматривается как один из видов психической регуляции, который управляет и организует деятельность, интегрируя побуждения в целостное мотивационное побуждение.

Анализ отечественных теорий регуляции поведения личности подтверждает следующее утверждение: мотивация предполагает участие сознания и определяет преднамеренность осуществляемых личностью поведения и деятельности на основе отражения совокупности имеющегося ряда факторов и условий действительности и соотношения их с имеющимися у человека потребностями.

Несмотря на различие способов объяснения регуляции поведения в психологических концепциях, прослеживается их взаимодополняемость. Это позволяет обозначить глубину и неоднозначность мотивационной сферы личности, решать задачи определения исходных причин, условий и факторов, задающих траекторию поведения и деятельности человека. Для нашего исследования особое значение имеют отечественные мотивационные концепции, основным положением которых является выделение связи поведения человека с произвольной регуляцией, а значит и с мотивацией, в которой «ведущая роль принадлежит не физиологическим, а психологическим механизмам, так как сознательно осуществляются анализ ситуации, выбор цели и построение плана действия».

На основе анализа различных теорий мотивации Е.П. Ильин представляет феномен потребности личности как «отражение в сознании нужды (нужности, желательности чего-то в данный момент), часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием». Понимание потребности личности в рамках деятельностного подхода определяет представленность потребности в сознании, самостоятельно не приводящую к немедленным действиям по устранению какого-либо негативного воздействия или получению дефицита. Потребность требует осознать возникающие ощущения организма, определить объект и способ, необходимые для достижения желаемого результата.

Понятие «мотив» - русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» - двигаю, не имея однозначного толкования в психологии. А.В. Петровский определяет мотивы как «связанные с удовлетворением потребностей побуждения к деятельности». Исходя из предложенной А.Н. Леонтьевым «формулы смысла», мотив может быть определен как произведение смысла и цели. В определении Л.И. Божович смысловое понимание мотива противопоставляется цели и означает «то, ради чего осуществляется деятельность в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена». В качестве выражения отношения к объекту действия определяет мотив В.Н. Мясищев. По мнению Б.А. Сосновского, мотив - это «наличие отношения к деятельности, к миру вообще, стоящее у «истоков» всех переживаний и пристрастностей человека». В.И. Ковалев отмечает, что мотивы - осознанные, являющиеся свойством личности побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей. По мнению С.Б. Каверина, мотив - это образ успешно завершенного действия по реализации потребности; чувственно окрашенное, обязательно притягательное и приятное представление будущей процедуры достижения и обладания.

Вслед за различными авторами мы можем обозначить понятием «мотив» инстинктивные импульсы, потребности, биологические влечения, переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели и идеалы и т.п., получившие в литературе название мотивационных переменных или компонентов. Отечественная психология позволяет разделить в понимании понятия «потребность» («отражение в сознании человека состояния нужды» - Е.П. Ильин) и «мотив» («опредмеченная потребность» - А.Н. Леонтьев).

Опираясь на деятельностный подход, раскрываемый в работах К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, А.Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна и других исследователей, мы рассматриваем мотивы как «побудительные причины поведения и действий человека, возникающие под воздействием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого человеком блага, которое придет на смену потребностей при условии, если будут выполнены определенные действия». В этой связи возникает необходимость осмысления мотивационной сферы как целостного психологического образования во всей совокупности мотивов и субъективных форм их проявлений в деятельности - мотивационных переменных (компонентов).

В теории мотивационной регуляции В.Г. Асеева мотивация представлена как «родовое понятие всей совокупности психических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные цели, определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности». При этом мотивация, представляющая собой «отражение в субъективной значимости и регулятивное осуществление объективно важных состояний действительности, включая самого человека», в качестве движущей силы поведения занимает основное место в структуре личности, пронизывая основные образования: направленность, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы. Мотивация представляется нам как целостное многокомпонентное, многоуровневое, иерархизированное динамическое системное образование в структуре человеческой психики, развивающееся и изменяющееся.

При рассмотрении специфики мотивации совместной деятельности важно отметить, что в условиях совместной деятельности меняется не только характер мотивации, меняется самый источник побуждений человека. Поведение человека, включенного в совместную деятельность, вне контекста совместной деятельности не может быть объяснено, потому что является частью совместной деятельности, соответствует ее целям, задачам и структурам.

Речь идет о специфической форме детерминации поведения личности, возникающей в условиях совместной деятельности - экзогенной потребности, В отличие от индивидуальной потребности (эндогенной), экзогенная потребность связана с жизнедеятельностью коллективного субъекта, выражая побуждение к выполнению определенных действий, обусловленных положением и ролью человека в структуре совместной деятельности.

Формирование экзогенной функциональной потребности представляется нам как результат устойчивого успешного проявления способностей личности в условиях совместной деятельности. Формирование мотивационной сферы отдельного человека в коллективном субъекте, происходит, кроме всего прочего, под влиянием структурных компонентов совместной деятельности. Такими элементами выступают элементы собственно деятельности (содержание и предмет деятельности, осуществляемые действия, операции, организация деятельности) и особенности межличностных отношений (складывающихся из индивидуальных особенностей участников, социально-психологических характеристик группы, разделения функций, ролей). Следовательно, совместная деятельность предполагает наличие мотивов участия в ней, возникающие на основе как эндогенных, так и экзогенных потребностей.

Опираясь на перечень условий формирования коллективного субъекта совместной деятельности, можно выделить более конкретизированные группы мотивов, имеющих место быть в совместной деятельности. Так, все мотивы участия личности в совместной деятельности можно разделить на следующие группы:

- мотивы, возникающие по отношению к содержанию совместной деятельности, её целям и задачам;

- мотивы, формирующиеся под воздействием организационно - структурных характеристик осуществляемой совместной деятельности на основе существующих функций, ролей, действий и операций;

- мотивы, соответствующие индивидуальным особенностям участников, их взглядам, ценностям, характеру протекания психических процессов и т.д.;

- мотивы, определяющиеся социально - психологическими характеристиками группы.

Следует отметить, что сами по себе мотивы достаточно разнообразны. Так, мотивами в области характеристики содержания и структуры деятельности могут выступать: познавательные мотивы, мотив непосредственного (процессуального) удовольствия от осуществления деятельности, мотив достижения результата. На основе анализа схемы мотивационной структуры деятельности, предложенной В. Хеннигом, здесь можно выделить мотивы удовольствия от самой деятельности, отношение к престижным стимулам деятельности (самоутверждение, честолюбие), прагматические мотивы (предполагаемое получение личной выгоды). В области межличностных отношений совместной деятельности могут формироваться такие мотивы как стремление к общению, мотивы социальной идентификации с группой, мотивы социальной ответственности, стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности за дело отдельных индивидов и группы в целом (Л.К. Золотых), значимость деятельности и её результатов для коллектива.

Выделив варианты мотивов участия личности в совместной деятельности, необходимо отметить, что индивидуальные мотивы под влиянием совместной деятельности претерпевают определённые изменения, проходят определённую динамику. Б.Ф. Ломов выделяет следующие эффекты преобразования мотивационной сферы личности: изменение индивидуальных мотивов, «обогащение» мотивационной сферы, распад совместной деятельности в результате столкновения мотивов.

Социально-психологический анализ феномена мотивации участия личности в совместной деятельности позволяет сделать ряд основных выводов. Исследование мотивации личностного участия в совместной деятельности предполагает рассмотрение понятие «коллективного субъекта». Это понятие характеризуется взаимосвязанностью и взаимозависимостью индивидов в группе, которые обусловливают способность группы проявлять различные формы совместной активности, совокупностью субъектных качеств, принадлежащих группе. Анализ феномена совместной деятельности позволил выделить четыре группы условий формирования коллективного субъекта: содержание совместной деятельности; организационно - структурные характеристики совместной деятельности; индивидуальные особенности участников; социально - психологические характеристики группы. На основе пересечения предметности и субъектности совместной деятельности возникают особые компоненты её регуляции: общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат и субъективное отношение к нему группы.

Определение мотивов участия личности в совместной деятельности возможно при рассмотрении эндогенных (индивидуальных) и экзогенных потребностей, связанных с жизнедеятельностью коллективного субъекта. Опираясь на перечень условий формирования коллективного субъекта, мы сформулировали четыре группы мотивов участия личности в совместной деятельности: мотивы, возникающие по отношению к содержанию совместной деятельности; мотивы, формирующиеся под воздействием организационно-структурных характеристик осуществляемой совместной деятельности; мотивы, соответствующие индивидуальным особенностям участников и мотивы, определяющиеся социально-психологическими характеристиками группы. Внутри этих групп выделяются частные мотивы. Характерно, что индивидуальные мотивы участия личности в совместной деятельности могут изменяться под влиянием структурных и содержательных особенностей совместной деятельности, под влиянием существующих в ней межличностных отношений.

 

АВТОР: Ручко Л.С.