20.03.2012 9681

Факторы актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности малой группы

 

При рассмотрении факторов актуализации и блокирования мотивов личностного участия в совместной деятельности следует говорить о том, что собственно фактор (от нем. faktor, от лат. factor - делающий, производящий) - это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. Фактором так же называют явление или процесс, обусловливающие те или иные изменения.

С. Л. Рубинштейн указывал, что проблема мотивации включает в себя анализ факторов внешнего и внутреннего порядка, которые направляют, регулируют, поддерживают эти действия или, наоборот, изменяют их исходную направленность, блокируют их осуществление. Это положение прослеживается в теориях А. Маслоу, Ю.М. Хезберга, П.М. Якобсона, а в ряде других психологических теорий выделяются личностные и ситуационные факторы. Под личностными факторами понимаются мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационными - внешние, окружающие человека условия (поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих, физические условия и т.д.). Вслед за В.И. Чирковым следует отметить, что в исследовании факторов мотивации следует анализировать не объективные параметры среды, а субъективное отражение индивидом объективных условий, его оценку и интерпретацию окружающей действительности.

И.А. Васильев и М.Ш. Магомед-Эминов разделяют предметное содержание мотивационных побуждений на субъективный и объективный полюса. Это отображает единство двух принципов детерминации, сформулированных в отечественной психологии С.Л. Рубинштейном о том, что «внешние причины действуют посредством внутренних условий»; и А.Н. Леонтьевым - «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

В отечественной психологии достаточно большое внимание уделялось процессуальной стороне мотивации. Для обозначения регулятивных составляющих психики исследователями стало использоваться такое понятие, как «психологический механизм мотивации» (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, Н.Л. Карпова, В.Г. Леонтьев и другие). «Мотивационный механизм» в понимании А.Н. Митина трактуется как совокупность мотивов, формирующихся под влиянием мотивообразующих воздействий. В словаре практического психолога «психологический механизм мотивации» определяется как «совокупность закономерных связей и отношений, обуславливающих процесс действия (влияния) осознаваемых или неосознаваемых психических факторов, побуждающих индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели».

Все используемые представления о психологическом механизме мотивации раскрывают сущность процесса «опредмечивания» потребности личности (формирования мотива участия личности в деятельности) и перехода к непосредственным действиям по удовлетворению имеющейся потребности. Мотивация оказывает побудительное воздействие на поведение человека и группы, как в самом начале, так и во всех звеньях деятельности. И проблема мотивации включает в себя не только выяснение первоначальных побудительных сил человеческой активности, не только рассмотрение некоторой модели целенаправленных действий, которая возникает в сознании личности и группы как субъекта этих действий, но и анализ всех тех факторов, которые направляют, поддерживают действия или изменяют их исходную направленность, блокируют их осуществление.

Для раскрытия процессуальной стороны мотивации совместной деятельности следует рассматривать динамику побуждения личности к началу и прекращению деятельности. Изучение динамики мотивационного процесса связано с характеристикой этапов осуществления совместной деятельности, с определением причин, которые обусловливают очерёдность стадий осуществления совместной деятельности и степень участия личности в совместной деятельности на каждом этапе.

Важно, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение (интенсивность стимуляции, новизна, сложность) и вызывать необходимость совершения человеком ряда действий (например, реактивных действий, опекающего поведения, ориентации на успех или неудачу). Для обозначения этого процесса различные исследователи (Е.Л. Доценко, Г.В. Калинина, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Е.Е. Насиновская, И.В. Тихомирова, X. Хекхаузен и другие) используют понятие «актуализация мотивов» участия личности в деятельности. Понятие «блокирование мотивов» в теории практически не встречается, что вызывает необходимость дать научное толкование феноменам блокирования и актуализации мотивов.

Непосредственно «актуализация» (новолат.) - переводится как «осуществление; переход из состояния возможности в состояние действительности». В немецком языке термин «действительность» как перевод латинского слова «actualitas» («действенность») был введен Мейстером Экхартом. В немецком понятии «действенность» содержится важный компонент действия, в то время как в древнегреческом и латинском действительность идентична с истинностью. Во французском и английском языках - с реальностью. В неотомизме понятия «действительность» и «возможность» применяются наряду с понятиями «акт» и «потенция». Исходя из анализа значения слова «актуализация», психологический феномен актуализации представляется нам переходом некоторого свойства или явления из возможного в действительное. Мотивационная сфера личности представляет собой совокупность побуждений к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей. Однако в процессе соединения потребности личности с каким-либо объектом окружающей среды, отвечающим этой потребности, появляется мотив - основной двигатель актов поведения и деятельности личности человека. Актуализированный мотив - это еще не действие, но первые шаги к его осуществлению. Таким образом, актуализация мотива означает оформление имеющихся потребностей, возможных для реализации в действенные мотивы, определяющие и задающие непосредственную деятельность человека.

Понятие «блокирование» и его производные (блокада, обложение, окружение, охват) находят свое место в различных науках. В большой советской энциклопедии указывается, что в технике «блок» понимается как техническое приспособление, которое служит для изменения направления силы тяги и для получения выигрыша в силе или скорости. Блокировка же обозначает «совокупность методов и средств, обеспечивающих фиксацию рабочих частей (элементов) аппарата, машины или схемы (электрической) в определённом состоянии, которое сохраняется независимо от того, устранено или нет блокирующее воздействие». В экономике «блокирование» представлено как «ограничение», «временное или окончательное приостановление операций». Учитывая этимологическое значение слова, блокирование мотивов участия личности в деятельности может быть понято как воздействие комплекса сил на прекращение деятельности или изменение направления процесса осуществляемых индивидом действий (вплоть до перехода к другим видам деятельности).

В социальной психологии понятия «актуализация мотива» и «блокирование мотива» не получили достаточно широкого употребления и конкретного определения. Но факторы мотивационных процессов побуждения личности к началу и прекращению деятельности имели собственную область рассмотрения в русле различных концепций.

Психоаналитическая теория 3. Фрейда и его последователей основана на признании существования определенных психологических сил, которые формируют поведение человека и не всегда им осознаются. Источником психической энергии, по 3. Фрейду, является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Мотивация человека полностью основана на уменьшении напряжения скопления энергии ' врождённых состояний возбуждения, производимого телесными потребностями - инстинктов. Практически любой поведенческий процесс имеет основой взаимодействие между выражением инстинкта (катексис - направленность энергии на объект) и его торможением (антикатексис - возникающее препятствие, мешающее удовлетворению инстинкта). Основа процессов актуализации и блокирования мотивов участия личности в деятельности заключается, как представлено в этой теории, в соотношении психической энергии инстинкта и предполагаемых или осуществляемых энергетических затрат для их удовлетворения.

Авторы когнитивных теорий мотивации предполагают, что поведение и деятельность личности формируется в результате активной обработки и интерпретации информации. Мотивация рассматривается не как механическое или врожденное множество процессов, а как целенаправленное и устойчивое множество видов поведения, основанных на доступной информации. Наиболее концептуально отражают процессы актуализации и блокирования мотивов оценочная теория ожиданий и теория когнитивного диссонанса. В соответствии с оценочной теорией ожидания Г. Мюррея, поведение есть функция от ожиданий и соответствующих им значений целей. Этот подход предполагает, что существует несколько возможных поведений, и выбирается то поведение, которое обеспечивает максимум значения наибольшему количеству целей. Данная теория дает объяснение осознаваемым поведению и деятельности человека, построенным на основе соотношения ожиданий (желаемого), и оценки ситуации в соотношении с предполагаемыми результатами (возможного). Согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, мотивацию во многом определяет эмоциональное переживание, возникающее при когнитивном соотношении ожидаемого и действительного. Положительное эмоциональное переживание является следствием подтверждения его ожиданий и воплощения когнитивных представлений («консонанс» намеченных и реальных результатов деятельности). Отрицательные эмоции возникают и усиливаются при расхождении между ожидаемыми и действительными результатами деятельности («диссонанс»). Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживается человеком как дискомфорт, который следует преодолеть. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы в соответствии с реально полученным результатом, или попытаться получить новый результат, согласующийся с прежними ожиданиями. Актуализация мотивов участия в деятельности в концепции данного автора обозначается соотношением ожидаемого и действительного результатов деятельности, сопровождаемым положительным эмоциональным переживанием. Блокирование мотивов участия в деятельности раскрывается как процесс преодоления когнитивного диссонанса.

Создатель теории самоактуализации в рамках гуманистической психологии К. Голдштейн рассматривает самоактуализацию как фундаментальный мотивационный процесс: «организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире». В последующих исследованиях А. Маслоу раскрывает структуру потребностей (физиологическая потребность, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в уважении, потребность в самоактуализации). В основу иерархической системы потребностей автор закладывает принцип актуализации потребностей более высоких уровней по мере удовлетворения потребностей более низких уровней. Мотивационная сфера в понимании А. Маслоу имеет в своей основе многоуровневую иерархичную структуру потребностей, своим содержанием определяющих значимость реализации.

К. Левин из опыта конкретного экспериментального исследования мотивации сделал вывод о наличии двух динамических модальностей объектов: положительном и отрицательном. Эти модальности вызывают либо стремление к объекту, либо избегание его. В этой теории поведение личности управляется различными психологическими силами, связывает внешние и внутренние источники мотивации. Действие психологических сил становятся интенсивнее благодаря побудительной валентности, а также внутреннему напряжению субъекта, и ослабевает по мере удаления от стимула. В дальнейшем Дж. Аткинсон развил эти положения в своей теории «мотивации достижения», введя вслед за К. Левиным характеристику вероятности достижения успеха или неуспеха. Трудности, препятствия, невозможность удовлетворения потребностей также представляют собой определенные значимостные образования, формируя соответствующие мотивы преодоления или избегания трудностей. Стремление удовлетворить некоторое побуждение может оказаться таким же сверх значимым, как и страх перед трудностями.

Для осмысления психологических условий актуализации и блокирования мотивов участия личности в деятельности важно представить исследования отечественных учёных.

В трудах В.К. Вилюнаса важной особенностью мотивации человека определяется её аффективное двух модальное строение: положительная и отрицательная модальности побуждений. Одновременное проявление потребностей различного происхождения суммируется в итоговое побуждение к цели, возникая на основе вероятности ожидания успеха и неуспеха. Эмоции успеха - неуспеха служат в качестве «универсального механизма, который подключается к процессу регуляции деятельности и на основе накапливаемого опыта оповещает индивида о достижимости целей и оправданности активности».

В свою очередь, М. Ш. Магомед-Эминов определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения. Автор выделяет особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности. Такими компонентами являются: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация пост реализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

Ведущие отечественные психологи неоднократно подчеркивали необходимость анализа субъективной оценки индивидом значимости воздействий. В.Н. Мясищев в этой связи отмечал, что необходимо учитывать значимость побуждений, связанную с их объективным и субъективным смыслом, с отношением человека к ним. Особенно это проявляется в социальной сфере. А.А. Бодалев и его сотрудники исследовали степень значимости поступков и качеств личности других людей. Л.И. Анцыферова писала о ранжировании социальных систем по степени их значимости в процессе формирования личности. По мнению К.А. Абульхановой, во взаимодействиях с социальной действительностью личность выявляет интегральную характеристику значимости. В.А. Ядов, выстраивая диспозиционную теорию регуляции социального поведения, говорил о мотивационном характере такой регуляции, включающем готовность к поведению на определенном уровне не только в виде предрасположенности к содержанию поступков и их последовательности, но и в виде эмоционального переживания значимости этих действий для субъекта.

Рассмотренные психологические теории мотивации личности позволяют выделить характерные особенности процессов актуализации и блокирования мотивов участия в деятельности.

- Регуляционные процессы мотивации личности определяются «диссонансным» соотношением потребностей личности и имеющихся условий, требующих определённых затрат для их удовлетворения.

- Актуализация и блокирование мотивов участия личности в деятельности связаны с эмоциональной и когнитивной оценкой личностью условий, определяющих возможность удовлетворения имеющихся потребностей.

- Актуализация и блокирование мотивов участия личности в деятельности определяются соотношением осознаваемых и неосознаваемых побуждений личности, имеющих строгую иерархию и необходимость последовательной реализации от уровня обеспечения жизнедеятельности к уровням социальных потребностей и потребностей личностного развития.

- Основой актуализации и блокирования мотивов участия личности в деятельности служат аффективное двух модальное строение мотивационной сферы личности (положительная и отрицательная модальности побуждений), модальность мотивационных образований: желаемого - не желаемого и возможного - реального.

- Особую роль в актуализации и блокировании мотивов участия личности в деятельности социального характера играет значимость побуждений, которая связана с субъективным отношением человека, с необходимостью их удовлетворения на конкретном этапе развития, с объективным смыслом их реализации в социуме.

- Существуют характеристики, усложняющие мотивационные процессы: неочевидность и сложная иерархия возникающих мотивов; наличие в мотивационной структуре элементов с различной длительностью их жизненного цикла; существование для каждой деятельности специфических факторов актуализации и блокирования мотивов участия личности в ней.

Все эти положения нашли своё отражение в работах В.Г. Асеева о системе взаимодействия двух видов мотивации: собственной потребности в деятельности и целевой установки, связанной с получением конкретного результата с позиции этой деятельности. Автором теории выделяются содержательная и динамическая стороны мотивации. Каждая сторона включает побуждения как отрицательного типа (блокирование мотива), так и положительного (актуализацию мотива). Взаимосвязь этих мотивационных сторон состоит в том, что развитие и обогащение системы побуждений содержательного типа (интересов, мотивов, целей, идеалов, ценностных ориентации) создает благоприятную основу для успешного удовлетворения побуждений динамического типа; развитие же потенциала и обогащение потребностей в различных видах деятельности создает благоприятную основу для успешного удовлетворения побуждений содержательного типа.

Вслед за В.Г. Асеевым, актуализация мотивов с опорой на содержательно-динамическую схему мотивации рассмотрена в кандидатских диссертациях: А.В. Битуевой (соотношение содержательной и динамической сторон в ценностных ориентациях), В.В. Голубева (механизмы актуализации позитивных мотивационных ожиданий личности), И.А. Лисицы (формирование и структурные характеристики актуальной временной зоны личности), В.А. Соловьёвой (психологические условия актуализации мотивов деятельности), В.Н. Степанова (психологические механизмы актуализации и блокирования управленческих решений) и других. В этих исследовательских трудах, как и в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Ф.Е. Василюк и других, внешнее и внутреннее, индивидуальное и общественное понимаются в их неразрывности и единстве. Принципиальное разделение этих структур осуществляется в соответствии с двумя уровнями смысловой регуляции деятельности (Е.Ю. Патяева, Б.С. Братусь). Первый из них составляют конкретно-ситуативные образования, непосредственно влияющие на мотивацию, а второй - вне ситуативные, устойчивые и обобщенные образования, которые участвуют в порождении конкретно-ситуативных регуляторных факторов. Ситуативные или ситуационные образования, как правило, связывают непосредственно с конкретной ситуацией. Примером этому могут служить психические состояния, вызванные различными стрессогенными факторами, участием в групповой дискуссии, в экстремальных условиях. Вне ситуативные или вне ситуационные образования - это устойчивые психологические характеристики, индивидуально-личностные особенности человека, «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Ассимилируясь в структуру личности, в дальнейшем своем функционировании они практически не зависят от ситуативных факторов, являются стабильными, не насыщаемыми, а только задающими векторы жизнедеятельности субъекта.

Значительное место в определении уровней смысловой регуляции деятельности занимает описание значимостной регуляции побуждений, под которой понимается субъективное отражение личностью объективного значения результативных состояний действительности и процесса жизнедеятельности. Так, значимость деятельности выражается в результате оптимального соотношения содержательной и динамической стороны мотивации деятельности.

Для определения возможных вариантов соотношения содержательной и динамической стороны мотивационного побуждения, следует рассмотреть континуум мотивационной системы. Он, равно как и континуум отдельного побуждения по В.Г. Асееву имеет трех зональное строение и включает центральную актуальную зону и две потенциальные: в одной потенциальной зоне активность содержательного или динамического типа не нужна в силу обеспеченности соответствующими внешними процессами, а в другой - невозможна или чрезмерна трудна в субъективном представлении человека. Границы зон определяются складывающимся соотношением деятельностных и содержательно-смысловых возможностей личности в данный момент жизни и меняются путём действия механизмов значимости регуляции побуждений. Рассмотрение феномена совместной деятельности позволяет определить, что в совместной деятельности аффективно-когнитивные модальности мотивационной структуры отдельной личности предполагают учёт субъективной оценки индивидом значимости характеристик как самой деятельности, так и коллективного субъекта.

На основании анализа мотивационной терминологии, следует выделить, что актуализацией мотивов участия в деятельности является результат перехода из состояния возможности в состояние действительности элементов содержательной и динамической сторон мотивации личности. Блокированием мотивов участия в деятельности является результат перехода из состояния действительности в состояние прекращения или изменения направления действия элементов содержательной и динамической сторон мотивации личности.

Для определения результата оптимального соотношения содержательной и динамической стороны мотивации к деятельности мы, вслед за В.Н. Мясищевым, БД. Парыгиным, В.В. Рогачевым, используем понятие «включенность» - личностное состояние по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Следовательно, «включение» есть процесс, в ходе которого происходит индивидуальная проблематизация личности по отношению к выбору вида деятельности и индивидуальное самоопределение личности по отношению к возможным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в ней. Н.Л. Карпова вводит понятие «мотивационная включенность», понимая под этим «психологическое ядро» активности личности - длительное психическое состояние, имеющее многофакторную и многокомпонентную структуру и соотносящееся с психологической установкой. На основе сопоставления этих понятий, мотивационную включенность личности в совместную деятельность мы можем обозначить как длительное психическое состояние активности личности, характеризующееся: интериоризацией цели деятельности; согласованием индивидуальных и групповых мотивов деятельности; определением собственной функциональной роли в структуре коллективного субъекта и непосредственным выполнением этой роли; приносящей удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности.

По итогам анализа психологических теорий, определяющих условия мотивационной регуляции, выделим, что наряду с личностными характеристиками на актуализацию и блокирование мотивов участия личности в деятельности значительное влияние оказывают особенности процесса самой деятельности. В нашей работе особый интерес представляют мотивационные процессы совместной деятельности. Рассмотрим своеобразие мотивационной сферы отдельного человека и коллективного субъекта, формирующихся в совместной деятельности.

Основным параметром мотивированности коллективного субъекта совместной деятельности является уровень включенности его членов в совместную деятельность, который свидетельствует об их отношении к ней. Исследователи выделяют следующие эмпирические показатели включенности в совместную деятельность: уровень активности участия, интенсивность деятельности, степень удовлетворения участием и другие.

Характеристики совместной деятельности, обобщённые А.Л. Журавлёвым, позволяют нам выделить социально-психологические условия протекания процессов актуализации и блокирования мотивов личностного участия в совместной деятельности.

Наличие единой цели для участников совместной деятельности предполагает согласование индивидуальных представлений о результатах деятельности группы. Значит, для актуализации мотивов участия личности в деятельности, необходима высокая степень соответствия собственной цели деятельности участника и групповой цели совместной деятельности. И наоборот, рассогласование индивидуальной и групповой целей деятельности могут привести к блокированию мотивов участия личности в совместной деятельности и даже к расформированию коллективного субъекта.

Координирование целей, равно как и сопряжение индивидуальных мотивов требует особой работы в группе, предполагающей разговор о желаниях, интересах и стремлениях каждого представителя группы. Но для осуществления такого рода диалога между людьми необходима атмосфера доверия, открытости, искренности. Значит, позитивная эмоциональная атмосфера в группе, сопровождая совместную деятельность, предположительно способствует актуализации мотива участия в ней. Вместе с тем, наличие конфликтных и напряжённых межличностных отношений в группе, скорее всего, будут вызывать блокирование мотивов участия личности в совместной деятельности. Отсутствие личностно значимых взаимосвязей и взаимозависимостей в группе так же может влиять на нежелание совместного осуществления целеполагания и планирования совместной деятельности, с другими обсуждать собственные цели, тем самым, вызывая блокирование мотивов участия личности в совместной деятельности.

Актуализация и блокирование мотивов совместной деятельности связаны с организационной структурой группы. Так, исследования феномена лидерства (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев) и организационной структуры группы подтверждают, что тип управления совместной деятельностью, распределение ролей в группе, определение функций каждого представителя коллективного субъекта, характер координации и других процессов, несомненно, оказывают влияние на актуализацию и блокирование мотивов участи в совместной деятельности.

Единое пространственно-временное пребывание и функционирование участников совместной деятельности способствуют организации коммуникации и формировании всех вышеуказанных особенностей. Адекватный уровень пространственно-временных условий осуществления совместной деятельности позволяет обеспечить актуализацию имеющихся мотивов участия в ней. Пространственно-временные характеристики осуществления совместной деятельности, не отвечающие потребностям личности или находящиеся в зоне высокой насыщенности, могут способствовать блокированию мотивов участия личности в совместной деятельности.

Таким образом, исследование факторов актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности предполагает учёт субъективной оценки индивидом структурных характеристик деятельности (значимость собственной цели деятельности, планируемые действия, предполагаемые результаты) и динамических особенностей осуществления совместной деятельности, проявляющихся в характеристиках коллективного субъекта. Рассмотрим каждую группу мотивационных факторов в отдельности.

Первая группа мотивационных факторов включает определение условий актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности, выделяемых на основе структурных характеристик мотивации деятельности. В.М. Недбаева, опираясь на теоретические положения Е.Л. Ильина, предложила схему мотивации осуществления деятельности, из которой мы можем вычленить основные структурные элементы мотивации. Такими элементами являются: комплекс мотиво образующих факторов внешней среды; индивидуальные особенности субъекта (потребности, интересы, индивидуальные мотивационные особенности, стремления, ожидания); мотивационная структура личности, выраженная через субъективное представление деятельности и себя в ней; особенности осуществляемой деятельности; характеристики процесса осуществления деятельности; конкретная цель деятельности и формирование намерений по её достижению, выстроенные с учетом условий достижения целей и собственных возможностей; оценка полученного результата в соответствии со степенью удовлетворения потребностей субъекта.

Непосредственное воздействие на мотивацию участия в совместной деятельности осуществляется через комплекс факторов, имеющих значимость для участника, обладающего индивидуальными мотивационными характеристиками (потребности, интересы, индивидуальные мотивационные особенности, стремления, ожидания). Влияние извне всегда опосредствуется индивидуальным внутренним восприятием личности процесса совместной деятельности. В результате воздействия комплекса мотивообразующих факторов, формируется определенная мотивационная структура, выступающая побудительной причиной постановки субъектом тех или иных целей. В качестве цели учеными обозначается осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. Степень конкретизации общей цели и промежуточных этапов ее достижения, уровень информированности личности о средства достижения цели влияют на побуждающее воздействие. При этом валено, чтобы цель, задаваемая коллективным субъектом, была принята личностью, стала её «личностным смыслом» (А.Н. Леонтьев), «смысловым образованием» (Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь).

Неотъемлемой задачей при формировании мотивации становится учет условий достижения целей и собственных возможностей. Результатом обращения личности к условиям деятельности и анализа собственных возможностей является оценка вероятности достижения личностного и группового успеха, прогнозирование последствия выбираемого пути достижения цели, что непосредственно сказывается на мотивации к совместной деятельности (А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов). Известно, что чем выше уровень мотивированности личности, тем больше усилий прилагается ею для достижения результата (Дж. Аткинсон, И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов, Д. Макклелланд). В зависимости от соответствия полученного в ходе осуществления действий результата ожидаемому эффекту, выбирается линия дальнейшего поведения. Положительный результат, соответствующий ожиданиям или превосходящий их способен значительно усилить мотивацию к осуществлению совместной деятельности в дальнейшем. Отрицательный результат, не принесший удовлетворения имеющихся потребностей, способен разрушить мотивацию (Н.В. Афанасьева, И.А. Батурин, В.А. Белых). Однако этот факт не всегда означает прекращение личностного участия в совместной деятельности, но указывает на необходимость формирования иной мотивации, посредством изменения комплекса мотивообразующих факторов.

На основе рассмотрения структурных элементов, выделим факторы актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности. Факторами, определяющими актуализацию мотивов участия личности деятельности, являются положительное аффективное значение мотива, положительная субъективная оценка внешних факторов деятельности, достаточно высокая субъективная значимость предполагаемого результата деятельности, наряду с осознанием необходимости и реальной возможности её осуществления (предотвращения негативного и реализации позитивного).

Факторами, блокирующими мотивы участия личности в деятельности, являются: отрицательный аффективный характер мотивов, негативная субъективная оценка внешних факторов деятельности, низкая субъективная значимость результата деятельности (как положительного, так и отрицательного), трудность (невозможность) реализации позитивного события (предотвращения негативного) или напротив, легкость достижения результата, не требующего специального вмешательства.

Вторая группа детерминант актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности представляет собой факторы, выделяемые на основе характеристик малой группы.

Современная психология малой группы - это направление исследований, включающее социально-психологические проблемы малых групп, межличностных отношений, организованности, лидерства, сплоченности, совместимости, срабатываемости, эффективности и социальной перцепции. В отечественной психологии оно сложилось благодаря усилиям Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, И.П. Волкова, А.И. Донцова, Я.Л. Коломинского, Р.Л. Кричевского, А.Н. Лутошкина, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Обозова, Л.И. Уманского, Р.Х. Шакурова, А.С. Чернышева, Е.В. Шороховой и многих других. Экспериментальное изучение организованности группы является предметом исследований, проводимых в Курской социально-психологической лаборатории, под руководством Л.И. Уманского и А.С. Чернышева. Сотрудниками лаборатории было дано определение понятию «организованность», получены данные о ее структуре, определена значимость отдельных элементов структуры: единство мнений об организаторах, общность межличностных отношений, сенсомоторная согласованность и психологический настрой на деятельность. Показано, что организованность возникает лишь на определенном этапе организации группы, как результат и показатель стремления к упорядоченности групповой деятельности. Введено понятие «уровень организованности группы» - степень актуализации и функциональности личностных характеристик ее членов (А.С. Чернышев,

В.В. Клименко). Изучению этого феномена во взаимосвязи с другими социально-психологическими характеристиками личности и группы посвящены работы Д.В. Беспалова, В.В. Клименко, А.С. Крикунова, Ю.Л. Лобкова, Ю.А. Лунева, С.В. Сарычева.

Организованность отражает способность группы к деловой интеграции для оптимального решения обще групповой задачи, способность группы самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности и сочетать разнообразие мнений и форм инициативного поведения с устойчивым единством действий ее участников по реализации цели группы. (Сарычев С.В., 2000). Психологический аспект организованности отражает направленность упорядоченности взаимодействия индивидов на социально значимые цели (Чернышев А.С, 1980). Организованность - способность группы как коллективного субъекта совместной деятельности к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний и действий в упорядоченные, определенные.

Основными показателями организованности на поведенческом уровне являются: психологический настрой на деятельность, сенсомоторная согласованность реакций, единство мнений об организаторах, общность межличностных отношений. На теоретическом уровне организованность рассматривается как структура основных организационных свойств коллектива: направленности, самоуправляемости, лидерства, единства действий, стрессоустойчивое и межгруппового единства. С.В. Сарычев и А.С. Чернышев отмечают, что указанные свойства образуют иерархическую структуру и опосредуют взаимоотношения и взаимодействие членов группы. Количественный аспект организованности описывается степенью организованности. Критериями степени организованности являются совместимость, актуализация и сосредоточение функций организации. Среди критериев организованности группы различные исследователи выделяют: степень согласованности действий участников, способность группы самостоятельно планировать этапы осуществления цели и распределять предстоящую работу среди своих членов; степень дисциплинированности членов группы в выполнении возложенных функций; способность группы к эффективному контролю и коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизационных проявлений; умение группы в относительно сжатые сроки суммировать выполненную ее членами работу, обеспечивать итоговую целесообразность взаимодействия, и другие.

Вместе с организованностью, среди характеристик группы, влияющих на мотивацию участия личности в совместной деятельности, особо следует выделить особенности функциональной структуры группы, социальный статус, процесс и результат группового оценивания. Важно, чтобы экстринсивные мотивы, возникающие на основе этих характеристик, были подкреплены процессуально-содержательными мотивами.

Исходя из рассмотренных вслед за А.Л. Журавлёвым характеристик коллективного субъекта, выделим факторы регулятивных мотивационных процессов. На актуализацию и блокирование мотивов участия личности в совместной деятельности, скорее всего, влияет степень сформированное™ общего мотива по достижению цели и степень согласованности мотивов осуществления совместной деятельности. Так же здесь играет важную роль межличностное взаимодействие, при котором действия одного человека или группы лиц обуславливают определённые действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых. Актуализация мотивов участия в совместной деятельности всех её представителей приводит к формированию мотивированности - особого свойства субъекта совместной деятельности.

Обобщая многочисленные данные групповых экспериментов, Н.Н. Обозов разработал теоретическую модель регуляции совместной деятельности. Эта модель основана на представлении о соотношении триединства личности, коллективного субъекта, осуществляемой деятельности и включает три основных блока 'факторов: условия деятельности, уровни проявления личностных характеристик, степень подобия или различий участников совместной деятельности по личностным характеристикам (ценностным ориентациям, установкам, мотивации и т.д.). Значит, в данной работе для более глубокого анализа факторов актуализации и блокирования мотивов участия старшеклассника в совместной игровой деятельности следует охарактеризовать уровни проявления личностных характеристик, влияющие на мотивацию, и условия осуществления совместной игровой деятельности. Большое значение имеют социально-психологические характеристики группы и групповой организации.

Анализ зарубежных и отечественных концепций, рассматривающих процессуальную сторону мотивации, показал, что регуляционные процессы мотивации личности определяются «диссонансным» соотношением потребностей личности и условий, требующих определённых затрат для их удовлетворения. Основой процессов актуализации и блокирования участия личности в деятельности является иерархическая структура осознаваемых и неосознаваемых побуждений. Эти процессы определяются аффективно-когнитивными модальностями осознаваемых мотивационных образований: желаемого - не желаемого и возможного - реального.

В совместной деятельности аффективно-когнитивные модальности мотивационной структуры отдельной личности предполагают учёт субъективной оценки индивидом значимости характеристик деятельности и коллективного субъекта. Особую роль в актуализации и блокировании мотивов участия личности в совместной деятельности играет значимость побуждений, которая определяется необходимостью их удовлетворения на конкретном этапе возрастного развития, с объективным смыслом их реализации в социуме.

Актуализацией мотивов участия в деятельности является результат перехода из состояния возможности в состояние действительности элементов содержательной и динамической сторон мотивации личности. Блокированием мотивов участия в деятельности является результат перехода из состояния действительности в состояние прекращения или изменения направления действия элементов содержательной и динамической сторон мотивации личности. Значимость деятельности выражается в результате оптимального соотношения содержательной и динамической стороны мотивации деятельности - «включенности» личности в деятельность. Факторы актуализации и блокирования мотивов участия в деятельности связаны с основными структурными единицами совместной деятельности, с личностными характеристиками, процессом осуществления совместной деятельности и социально-психологическими характеристиками группы.

 

АВТОР: Ручко Л.С.