20.03.2012 35217

Профессиональная компетентность руководителя школы как эффективное условие создания профессионального педагогического коллектива

 

В условиях глубокого изменения социально-экономических отношений в государственных и общественных структурах для общеобразовательной школы наступает время, когда не соответствие ее деятельности Закону РФ «Об образовании» и отсутствие у школы правильно, юридически грамотно оформленных документов, регламентирующих ее деятельность, могут привести к существенному осложнению стабильного функционирования и нормального развития образовательного учреждения. В школе, как в зеркале, отражаются те перемены, которые происходят в обществе.

Национальная доктрина образования также ориентирует школьных управленцев на создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия полноценного, качественного образования всех уровней.

Успешность реформирования системы образования и модернизация конкретной школы напрямую связаны с квалифицированной деятельностью руководителя общеобразовательной школы.

Знание руководителями школы законов, нормативных правовых актов, регламентирующих работу общеобразовательной школы, и умение применять их в своей деятельности создают правовую основу эффективного управления образовательного учреждения.

Эффективность работы руководителя общеобразовательной школы - определяется профессиональной компетентностью в определении содержания образования, в осуществлении связи между образованием и развитием личности, качеством образования и его практической направленностью. Ориентация руководителя школы на личностно-ориентированные цели образования также является показателем совершенствования профессиональной компетентности.

Современный руководитель общеобразовательной школы должен ясно представлять, что понимается под результатом образования, в какой образовательной парадигме осуществляется управленческая и педагогическая деятельность, уметь операционально ставить цели образовательной деятельности учреждения в целом и субъектов педагогической деятельности, прогнозировать результаты образования на перспективные, четвертные периоды, постоянно осуществлять сравнение целей и результатов, добиваясь поиска проблем в выявленных рассогласованиях, владеть инструментарием рассмотрения цели и результата в одинаковых измерителях и параметрах.

В любом виде профессиональной деятельности важное значение имеет выявление сущности понятия «компетентность».

В.Ю. Кричевский приводит основные признаки понятия компетентности: «Наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики; набор операционных изменений; владение алгоритмами решения трудных задач; способность творческого подхода к профессиональной деятельности».

Авторский коллектив под руководством Э.М. Никитина соотносит уровень квалификации с профессионально-педагогической компетентностью.

В работе Ю.Н. Кулюткина дается такое определение: «Компетентность - это система знаний и умений педагога, проявляющаяся при решении возникающих в практике профессионально-педагогических задач»

Авторы монографии включают в это понятие следующее: «Широкий общий и политический кругозор, высокую культуру; профессиональные знания педагогики, психологии, теории управления, научных основ управления школой, педагогической этики и других отраслей педагогической науки; способность реализовать свои знания на практике, владение методами психолого-педагогического, социологического, школоведческого исследования».

Таким образом, профессиональная компетентность руководителя общеобразовательной школы может быть представлена как целостная система, состоящая из множества элементов, одним из которых является его правовая культура. От современного руководителя образовательного учреждения требуется четкое представление о законодательной основе образования, знание нормативно-правовых актов и правовых факторов, влияющих на эффективность управления общеобразовательной школой.|

Профессиональная компетентность - это осознание руководителем «себя» в профессиональной деятельности. А это означает:

- осознание своих потребностей, интересов, стремлений, ценностных ориентации, социальных ролей и мотивов;

- оценка своих профессиональных возможностей (знаний, умений, навыков);

- соотношение профессионально важных качеств с их нормативом - общественно значимыми требованиями профессии;

- выработка собственной линии поведения, своего индивидуального стиля занятости на основе самооценки себя как профессионала.

В целом профессиональная компетентность определяется как процесс осознания руководителем «себя» в каждой из трех составляющих пространства профессионального труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе профессионального общения, в системе собственной личности.

За основу эталонной модели принята «профессиональная компетентность руководителя общеобразовательной школы, которая определяется как совокупность знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность выполнения руководителем своих профессиональных функций. Функции управленческой деятельности: информационно - аналитическая, мотивационно - целевая, планово - прогностическая, организационно - исполнительская, контрольно - диагностическая, регулятивно-коррекционная. Они взяты за основу моделирования профессиональной деятельности руководителя общеобразовательной школы.

Осознание и оценка руководителем своих профессиональных качеств, знаний, умений и навыков в отношении функций деятельности определяется как содержание профессиональной компетентности, которая дополняется характером самооценки профессиональных потребностей и мотивов деятельности. Критериями развития профессиональной компетентности, по нашему мнению, могут быть:

- самооценка профессиональных качеств и притязаний;

- сформированность профессионального целеполагания;

- способность к выработке программы действий, ее реализации, анализу и коррекции.

Таким образом, показатели развития профессиональной компетентности руководителя школы определены через самооценки своих управленческих качеств и умений, мотивации в деятельности. В ходе исследования нами были выделены внешние и внутренние условия, которые воздействуют на развитие профессиональной компетентности в процессе повышения квалификации.

Личностно-творческий компонент характеризует уровень личного саморазвития руководителя школы, степень овладения способами саморазвития, саморегуляции, самосовершенствования, нравственного, жизненного и профессионального самоопределения, отражает личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности.

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих актуализацию человеческого потенциала руководителя общеобразовательной школы, является его рефлексивная способность. Поэтому она рассматривается как одна из ведущих характеристик управленческой культуры.

Важно признать, что лично-творческий компонент придает управленческой культуре руководителя, кроме социальной направленности, различные субъективные свойства, характеризующие его творческую индивидуальность, субъектный опыт, индивидуально-личные способности. Личность руководителя обогащается в духовной, творческой, созидательной деятельности, направленной на преобразование школы.

Осваивая ценности, специальные, правовые, профессиональные знания, систему управленческих умений, технологию деятельности, руководитель трансформирует, адаптирует их благодаря личностным способностям к непрерывному образованию, к научному поиску, отношению к реальному уровню своей профессиональной компетентности.

Важнейшим личностным качеством, характеризующим уровень профессиональной культуры руководителя школы, является его индивидуальный стиль мышления.

Таким образом, личностно-творческий компонент управленческой культуры руководителя общеобразовательной школы раскрывает управление образовательным учреждением как творческий акт. Осваивая ценности и технологии управления, руководитель школы преобразовывает, интегрирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. В управленческой деятельности руководитель общеобразовательной школы самореализуется как личность, как руководитель, организатор и воспитатель.

Технологический компонент управленческой культуры руководителя школы включает в себя способы и приемы управления образовательным учреждением. Технология внутри школьного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя ориентироваться в области педагогического анализа, планирования, организации, контроля, регулирования и корректирования управленческой деятельности. Уровень управленческой культуры руководителя школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Технологический компонент профессиональной культуры руководителя школы включает в себя определение философского замысла логики управленческой деятельности и выработку на его основе идеологии, политики, способов и приемов управления педагогическим процессом. Творчески работающий руководитель создает свои управленческие технологии в соответствии с внутренними потребностями конкретной школьной системы и с учетом индивидуальных творческих возможностей. Технологичность профессиональной деятельности руководителя школы призвана способствовать достижению высоких результатов управления школьной системой. Важное место отводится овладению руководителем информационными, личностно-ориентированными технологиями управления.

Успешная реализация профессиональных знаний и умений руководителя общеобразовательной школы в значительной степени зависит от того, насколько ему присущи такие деловые личные качества, как:

- целеустремленность, организованность, реалистичность и последовательность;

- уверенность, умение формулировать и четко ставить цели, ясно и настойчиво стремиться к их достижению;

- способность и умение убеждать подчиненных в правильности принятого им решения;

- чувство нового, творческий подход к делу;

- аналитико-синтетические умения в проведении хода и результатов работы в их оценке;

- потребность в постоянном расширении и углублении своих знаний в вопросах педагогики, психологии, экономики, юриспруденции, теории управления общеобразовательной школой.

В последнее время все больше внимания уделяется такому аспекту управленческой деятельности, как работа с людьми. Профессиональное общение - это, прежде всего, внимание к людям, к их нуждам, уважение к ним. Все это зависит от профессионализма руководителя, его управленческой и общей культуры, его нравственной позиции.

Руководитель общеобразовательной школы - в первую очередь специалист по работе с людьми: сама должность требует от него умения строить взаимоотношения с подчиненными и вышестоящими руководителями, другими образовательными учреждениями, уметь обучать и развивать работников, обладать высокой психологической, педагогической, правовой, управленческой культурой, умело создавать условия для самоактуализации и личностного роста подчиненных. Очень важное качество руководителя - способность регулировать свое поведение. Умелый руководитель не увлекается командованием людей, а заботится об успешном решении проблемы оптимизации условий, необходимых для их трудовой деятельности. Руководитель - это менеджер, который, работая с людьми, отвечает за их профессиональные достижения и безопасность, организует и координирует их усилия для решения задач, стоящих перед образовательной школой.

Нормальное функционирование школы зависит от правильного распределения власти в управленческой системе.

Исследователи (К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенин и другие) отмечают, что компетентность деятельности, саморазвития, а также компетентность общения представляют основу всей компетентности руководителя. Главным орудием профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения и его профессиональной чертой (И.И. Зарецкая, И.А. Тватер) является общительность, которая может быть непосредственно включена в структуру коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность преломляется через способность руководить. По замечанию Л.С. Шубиной, коммуникативные способности являются обязательным компонентом организаторских способностей и способностей к руководству.

Развитие высоко деятельностной профессионально компетентной личности в условиях преобразования общества, общеобразовательной школы как его части и внутри школьного управления ставит проблему развития коммуникативной компетентности руководителя образовательного учреждения на достаточно высокий уровень актуальности. Коммуникативную компетентность нельзя считать итоговой характеристикой и представлять её как замкнутый индивидуальный опыт. Учитывая, что её целенаправленное развитие способствует повышению эффективности управленческой деятельности директоров во всех её проявлениях, необходима специальная организация образовательной деятельности руководителя общеобразовательной школы в рамках повышения квалификации. Следовательно, заслуживает внимания не только проблема определения роли и места коммуникативной компетентности, но и задача формирования профессиональной направленности на совершенствование коммуникативной компетентности, отбора содержания повышения квалификации, форм, методов, средств, техники формирования, развития и совершенствования коммуникативной компетентности при повышении квалификации, проецирования ценностного отношения к коммуникативной компетентности как элементу общей профессиональной культуры руководителей общеобразовательных школ, приобретающему важное значение в настоящее время.

К.Н. Ахлестиным и Т.Н. Шамовой выделяются три группы управленческих знаний и умений руководителя школы.

Первая группа. Управленческие знания и умения, связанные с реализацией функций управления, а именно осуществление информационно - аналитической функции, мотивационно - целевой, планово-прогностической, организационно - исполнительской, контрольно - диагностической, регулятивно - коррекционной.

Вторая группа. Знания и умения, связанные с организацией управления учебно-воспитательным процессом. Эти знания и умения характеризуют компетентность руководителя общеобразовательной школы в вопросах теории и практики обучения и воспитания, сущности учебно-воспитательного процесса. К ним относятся:

- знание закономерностей процесса обучения и воспитания;

- умение оценивать эффективность организационно-педагогических мер учебно-воспитательного процесса;

- умение делать выводы и конкретные предложения по устранению выявленных недостатков и развитию положительных тенденций образовательного процесса.

Эти знания составляют основу компетентности руководителя школы в управлении учебно-воспитательным процессом.

Третья группа. Управленческие умения, связанные с организацией личного труда руководителей общеобразовательных школ: - умение планировать свою деятельность на день, неделю, месяц; - четко определить цель и содержание своей деятельности в планируемый период;

- использовать рациональные методы и формы планирования личной работы, учета затраченного времени;

- умение организовать себя на выполнение личных планов; - умение осуществлять самоанализ и самооценку своей деятельности, ее результатов, видеть свои недостатки, проблемы, достижения; -умение выполнять и держать в поле зрения несколько дел одновременно; -умение соблюдать режим работы;

- умение длительно и напряженно трудиться в любых условиях;

- умение снимать трудовую усталость и психическое напряжение;

- организовать получение достаточной и необходимой информации, использовать ее в своей работе;

- умение применять рациональные приемы работы с документами;

- подводить итоги и определять результаты своего личного труда за день, неделю, месяц и т.д.)

Таким образом, профессиональная компетентность руководителя, это совокупность наиболее профессионально важных знаний, умений и качеств руководителя, определенный уровень его управленческой, правовой и профессиональной культуры. Модель профессиональной культуры, по мнению Ю.А. Самсонова, должна соответствовать следующим требованиям:

- обусловленность социальным заказом и современным научным уровнем, конкретность, системность, диалектичность, полнота, типологичность и обобщенность.

- обусловленность социальным заказом и современным научным уровнем отмечает, что если раньше профессиограммы были представлены только в виде знаний, умений и качеств, то в последнее время, в связи с развитием социокультурного подхода, речь идет в том числе и об определенных областях культуры.

- конкретность - представленность модели в простой, ясной, чувственно-воспринимаемой форме или воспринимаемой на уровне предметно-образного мышления.

- системность - представленность модели и в процессе, и в результате, - диалектичность - представленность модели во взаимосвязи с другими явлениями и в развитии.

- полнота - всесторонняя представленность модели, а именно: наличие требований к профессиональной культуре.

- типологичность и обобщенность. Возможность классифицировать определенные качества или свойства модели по функциональному или структурному признаку и представлению их в виде обобщенных классификационных групп, типов.

Модель профессиональной культуры дает четкое представление о руководителях общеобразовательных школ. Составляющие профессиональной культуры руководителя систематизированы по двум измерениям.

- по областям профессиональной культуры: профессионально - педагогическая культура, профессионально-управленческая, правовая, нравственно-этическая и коммуникативная культура.

- по потенциально результативным характеристикам: знания, результативность.

Вместе с тем, на эффективность управления общеобразовательной школой оказывает сильное влияние наличие у руководителя профессионально-педагогической, правовой и профессионально-управленческой, которые реально имеют недостаточно высокий уровень сформированности.

 

АВТОР: Селюкова Е.А.