24.03.2012 17174

Теоретические подходы к пониманию сущности феномена «готовность» в современной науке

 

Феномен «готовности» давно стал предметом научных интересов педагогики и психологии. Готовность человека к какой-либо деятельности стала объектом социально ориентированных научных исследований с 1870 года. Интерес к ее изучению то возрастал, то падал.

В 40-х годах XX века различные аспекты проблемы готовности к профессиональной деятельности исследовались учеными США. Параллельно велись исследования и в европейских странах: Франции (П. Делон, К. Трончер), Германии (Э. Голен, Э. Фишер, В. Хартман, Э. Херцог), Великобритании (И.Д. Браун, Г. Доу, Дж. Габриэль, Р. Гудсен). Различные аспекты готовности человека вообще, и профессиональной в частности, были лбъектом многолетних исследований в Венгрии, Чехословакии, Болгарии, ГДР. В России значительное оживление исследований вопросов готовности к деятельности было замечено в 50-е годы XX века.

Несмотря на широкую распространенность и уже определившееся значение понятия «готовность к деятельности», его объем и содержание остаются дискуссионными. Единой трактовки в определении данного понятия не существует до настоящего времени. Педагогические и психологические исследования дают обширный диапазон определений готовности. Это можно объяснить несколькими причинами. Слово «готовность (к освоению и осуществлению деятельности)» ограничивает круг индивидуально-психологических свойств, оставляя за его пределами знания, умения и навыки. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Индивидуально-психологические особенности человека определяются способностями, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Ссылаясь на исследования Л.М. Гура отметим, что ими являются: во-первых, особенности теоретической концепции автора; во-вторых, исследования состояния готовности на различных уровнях протекания психических процессов, которыми регулируется поведение личности относительно окружающей действительности. Одни авторы рассматривают ее на уровне психофизических реакций, другие - на уровне включения в деятельность. В-третьих, произвольная трактовка авторами категории «готовность».

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить два основных подхода к определению содержания понятия «готовность к деятельности»: функциональный (Е.С. Кузьмин, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Л.С. Несисян, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов) и личностный (М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин). Функциональное направление рассматривает готовность в связи с психическими функциями, формирование которых считает необходимым условием для обеспечения результативности профессиональной деятельности. Оно определяет готовность как особое состояние, целостное проявление личности, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, то есть как функциональное состояние, «фон», на котором происходят психические процессы. В рамках данного направления существует подход к рассмотрению готовности во взаимосвязи с установкой (А.С. Прангвишвили, СЛ. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе).

Установка личности в понимании СЛ. Рубинштейна - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражается в избирательной мобилизированности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

Д.Н. Узнадзе считает, что важно понять установку, как готовность к деятельности. Ее следует, несомненно, понимать не как частичный психологический феномен в ряду других таких же частичных феноменов, а как состояние самого целостного субъекта. Это значит, что установка вызывает психическую активность, которая возникает в результате воздействия объективных обстоятельств и представляет собой такое состояние, в котором отражены сами вызывающие ее объективные условия. Следовательно, установка - не чисто субъективное состояние, а перенос в субъект объективной ситуации. Она, так сказать, перешедшее в субъект объективное положение вещей.

Готовность не возникает помимо установок, если их понимать как налаживание, настройку субъекта на предстоящую деятельность. Но готовность включает не только различного рода осознание и неосознание задач, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соотнесении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. Поэтому только в некоторых случаях состояние готовности и установки совпадают, обычно готовность - это белее сложное структурное образование.

В.М. Мясищев разделяет точку зрения Д.Н. Узнадзе. Он рассматривает зависимость готовности человека к деятельности от уровня его активно-положительного отношения к ней. Как для отношения, так и для установки характера необходима мобилизация внутренних сил личности на осуществление деятельности.

Г.Г. Голубев относит готовность к трудовым и психическим состояниям. Он исходит из того, что профессия как вид деятельности предполагает специальную подготовку, поэтому готовность - психическое состояние, обеспечивающее более высокую дееспособность.

Несмотря на различия в конкретном толковании понятия готовности, анализ литературы показал, что большинство авторов данного направления придерживаются мнения, что готовность - это особое психическое состояние. В данном контексте готовность включает в себя не только различного рода осознанные и неосознанные установки, но и осознание задач, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов действия, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. Поэтому только в некоторых случаях состояние установки и готовности совпадают, обычно готовность - это более сложное структурное образование. Таким образом, функционального подхода считают готовность особым психическим состоянием.

Сторонники личностного подхода подразумевают под готовностью устойчивую характеристику личности (подготовленность, устойчивая готовность). Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность становится существенной предпосылкой успешной деятельности. Они считают готовность синтезом свойств личности (интегральным свойством личности), определяющим ее пригодность к деятельности и включающим в себя активное, положительное отношение к деятельности, некоторый опыт (знания, умения, навыки), умение организовать свой труд, работать самостоятельно, а также видеть перспективы развития.

В.А. Крутецкий считает, что готовность есть синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности. К их числу он относит: активное, положительное отношение к деятельности, склонность заниматься ею, переходящую в страстную увлеченность; ряд характерологических черт и устойчивых интеллектуальных свойств; наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний; определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области; определенные психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

К.А. Платонов трактует готовность как интегральное свойство личности, начало формирования которого лежит в подструктуре опыта, то есть обусловлено в первую очередь знаниями, умениями и навыками. Близка к данным размышлениями идея Р.А. Назимова, характеризующая готовность как умение организовать свой труд, работать самостоятельно, а также способность видеть перспективы собственного развития.

С.Г. Козлов, В.М. Мельников рассматривают готовность как целостный феномен личности. Они отрицают возможность выделения психической, технической, физической готовности, утверждая, что готовность складывается их трех факторов: направленности на результат, психической направленности и эмоциональной устойчивости.

Некоторые исследователи рассматривают готовность как техническое состояние, «настрой» личности на выполнение профессиональной деятельности и как качество личности. Так М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович утверждают, что в процессе трудовой деятельности проявляются как устойчивые личностные особенности человека (убеждения, взгляды, черты характера), так и ситуативные его психические состояния, связанные с трудовым процессом (бдительность, собранность, удовлетворенность). По их мнению, - состояние готовности - это « настрой», актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент, внутренняя настроенность личности на определенное поведение при выполнении трудовых задач, установка на «активные и целесообразные действия». Настрой же на профессиональную деятельность обуславливается мотивами и психическими особенностями личности, поэтому готовность трактуется ими и как состояние, и как интегральное качество личности.

Характеризуя понятие «профессиональной готовности» учителя к воспитательной работе, В.А. Сластенин приходит к выводу, что для определения его сути необходимо знать реальную структуру педагогической деятельности. Готовность к деятельности, по его мнению, следует рассматривать как целостное состояние личности, она есть особое психическое состояние. Структурно профессиональная готовность учителя к воспитательной работе представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных компонентов. «К их числу мы в первую очередь относим, пишет В.А. Сластенин, - мотивационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) компоненты. Все качества личности учителя, определяющие его готовность к воспитательной работе с учащимися, интегрированы в его направленности как совокупность доминирующих мотивов профессионального поведения и деятельности».

Согласно предположению В.А. Сластенина в состав основных свойств и характеристик, определяющих готовность к воспитательной работе, входят направленность личности, политическая зрелость, общественная активность, принципиальность, любовь к детям, педагогический профессионализм, организаторские качества, перцептивно-гностические качества, экспрессивные качества.

Отмечается, что готовность к воспитательной работе включает в себя процессуальный компонент. Исполнительский (процессуальный) компонент есть умение учителя обоснованно определить и рационально применить способы, наиболее эффективно приводящие к заданным целям в конкретных педагогических ситуациях.]

Таким образом, в современной литературе выделяются два основных подхода к пониманию сущности категории «готовность к деятельности»: функциональный и личностный.

Начиная с 70-х годов в педагогике и психологии высшей школы разрабатываются различные аспекты профессиональной готовности. В общетеоретическом плане проблемы профессиональной готовности освящается в трудах А.И. Щербакова, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Калюшкина, К.М. Дурай-Новаковой и других.

Особый интерес в контексте нашего исследования представляют работы К.М. Дурай-Новаковой., посвященные проблеме готовности к педагогической деятельности. В ее работах изучаются основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности в целом. Отмечается, что формирование педагогической готовности учителя - объективный процесс, в основе которого лежат определенные закономерности:

- Обусловленность системы общепедагогической готовности потребностям социально-экономического и духовного развития общества, задачами в области формирования личности;

- Соответствие содержания, фор и методов общепедагогической готовности уровню развития педагогической науки и практики, характеру и содержанию педагогического труда;

- Воспитание и развитие будущих учителей в процессе общепедагогической готовности;

- Взаимосвязь целей, функций, содержания и методов общепедагогической готовности;

- Зависимость качества общепедагогических знаний, умений и навыков от характера, содержания, форм и методов организации учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной деятельности студентов;

- Зависимость содержания и методов педагогической готовности от индивидуальных способностей студентов.

Таким образом, готовность к воспитательной работе (по сути, данная категория близка к изучаемой нами готовности к реализации воспитательных функций), сформированная в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, в понимании К.М. Дурай-Новаковой, представляет собой взаимосвязь общих, особенных и индивидуальных характеристик.

А.Г. Мороз под готовностью к педагогической деятельности понимает совокупность осознанных и мотивированных действий, направленных на удовлетворение своих педагогических потребностей и интересов. Структура готовности к педагогической деятельности представлена им в виде совокупности следующих компонентов: психологическая готовность (потребность в педагогической деятельность, внутреннее восприятие требований деятельности, осознанность соответствия своих личностных качеств требованиям деятельности, осознанная мотивация личных стремлений к данной специальности, морально-психологическая готовность к труду).

Теоретическая подготовленность к педагогической деятельности (наличие глубоких знаний основных наук, определенного уровня развития, владения знаниями и методами постоянного пополнения знаний). Практическая готовность (умение планировать и организовывать учебно-воспитательную работу с учащимися, умение применять ранее полученные знания, умения и навыки на практике; формирование новых умений и навыков). Идейно-политическая подготовка, мировоззрение, общая культура. Необходимый уровень развития педагогических способностей (педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность, педагогический такт, организаторские способности). Профессионально-педагогическая направленность личности.

Определенный интерес в этом отношении представляют разработки С.А. Мануковой, направленные на рассмотрение готовности к профессионально-педагогической деятельности как психологического новообразования личности, как конечного результата профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

С.А. Манукова, раскрывая понимание готовности как новообразования личности студента педвуза, характеризующее субъективное отношение личности к педагогической деятельности, идейную и практическую готовность к ее осуществлению, внутренне подкрепленную значимыми нравственными мотивами, доказывает, что такая готовность имеет определенную структуру. Ее составляющими являются мировоззренческий, когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой и операционально-поведенческий компоненты.

Система профессиональной подготовки должна строиться, по мнению автора, с учетом необходимости формирования всех указанных компонентов готовности во взаимосвязи. Для этого важно, чтобы эта система в своем составе имела все необходимые для их формирования направления учебно-воспитательной работы.

Нам близки рассуждения С.А. Мануковой с точки зрения идей, связанных с использованием в процессе формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функций потенциалов образовательного пространства военного вуза, которое, в свою очередь, содержит все необходимые элементы для успешного формирования заявленного новообразования личности курсанта.

К проблеме формирования готовности студентов к воспитательной работе обращается в своих трудах Е.А. Леванова. Готовность студента к воспитательной работе рассматривается ею с нескольких точек зрения: во-первых, как профессионально-значимое качество личности, являющееся сложным психическим образованием. Оно включает в себя: положительное отношение к воспитательной деятельности, достаточно устойчивые мотивы деятельности; адекватные требования профессиональной деятельности чертам характера, способностям, проявлениям темперамента; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевых процессов и т.п.

Во-вторых, как психическое состояние. Психическое состояние готовности - это «настрой», актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент.

Состояние готовности, в понимании автора, включает в себя следующие компоненты: познавательный (понимание воспитательных задач, оценка их значимости, знание способов решения и т.п.); эмоциональный (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевление); мотивационный (потребность успешно выполнять задачи, стремление добиваться успеха).

Проблема готовности студентов к воспитательной деятельности, трактуется Е.А. Левановой, с позиции целостной личности, при этом учитывается роль мотивов и психических процессов. Готовность как качество и как состояние в решающей степени обуславливается устойчивыми мотивами и психическими особенностями конкретной личности.

Рассматривая практическую готовность учителя как психолого-педагогическую категорию, Е.А. Леванова определяет ее сущность следующим образом: «Практическая готовность к воспитательной работе в школе представляет собой целостное образование личности, которое интегрирует личностный и процессуальные компоненты. Причем, личностный компонент может быть интегрирован как наличие у учителя устойчивого мотивационно-ценностного отношения к осуществлению воспитательной деятельности. Содержание процессуального компонента практической готовности определяется знаниями теории, методики воспитательного процесса, а также наличием сформированных на требуемом уровне воспитательных умений».

В.П. Наумов исследует в своей работе процесс формирования готовности будущих учителей к общению с подростками. Автор определяет готовность как гармоническое сочетание личностных качеств учителя, его положительное отношение к деятельности при достаточном объеме психолого-педагогических и специальных знаний и владение учебными умениями общения.

По мнению В.П. Наумова, процесс формирования готовности будущего учителя к общению с подростками организуется исходя из принципа деятельностного подхода и принципа соответствия. Это означает: во-первых, профессиональные качества будущего учителя формируются и проявляются в деятельности, через систематическое решение вербальных и практических, исполнительских и творческих задач, возникающих в процессе общения с подростками; во-вторых, структура, содержание и динамика процесса профессиональной подготовки студентов в вузе соответствует в главных параметрах их будущей воспитательной деятельности в школе.

Исходя из основных функций учителя в педагогическом общении, автор включает в структуру готовности следующие компоненты: мотивационный, содержательный, деятельностный. Профессиональная готовность как интегральное свойство личности будущего учителя формируется комплексно. Мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты формируются в единстве и взаимосвязи на всех этапах подготовки будущего учителя.

Таким образом, автор отмечает, что процесс формирования готовности будущего учителя к общению с подростками имеет свою структуру и логику. Особенно важным, на наш взгляд, является определение принципов организации данного процесса. Будучи целостным, этот процесс разворачивается последовательно и закономерно. Формы и методы педагогической деятельности, понимаются при этом как средства подготовки студентов, а динамика формирования компонентов готовности (и их взаимосвязей) составляет сущность этого процесса. Такой подход к проблеме близок к нашим позициям в рассмотрении феномена готовности.

Мы солидарны с позицией А.И. Тимонина в понимании сущности категории «готовность к деятельности», которую он трактует как особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода мотивы, направленные на осознание задач, модели вероятного поведения, определение специальных способов деятельности, оценку возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. «Готовность будущего учителя к педагогической деятельности» А.И. Тимонин понимает как особое личностное состояние, предполагающее наличие у будущего учителя мотивационно-ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей. Он выделяет у данного феномена следующие структурные компоненты: когнитивный, процессуальный, деятельностный, эмоциональный, которые рассматриваются в единстве с мотивационно-ценностным компонентом.

В целом оба направления исследования готовности к деятельности находят отражение в нашем рабочем определении. Опираясь на исследования профессиональной готовности К.М. Дурай-Новаковой, А.И. Тимонина, мы можем определить готовность как интегративную характеристику личности, сформированную в результате широко понимаемой профессиональной подготовки: развития профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания. Она представляет собой устойчивое состояние, при актуализации которого индивид успешно осуществляет свою социальную и профессиональную деятельность.

 

АВТОР: Смирнова М.С.