24.03.2012 5077

Модель формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза

 

Базой нашего исследования являлось Костромское высшее командно-инженерное училище радиологической, химической и бактериологической защиты, ведущее подготовку специалистов - военных инженеров - экологов для войск радиационной, химической и биологической защиты.

Войска РХБ защиты (химические войска) появились во время первой мировой войны, после того, когда кайзеровская Германия впервые применила для боевых целей в 1915 году химическое боевое средство (хлор). В русской армии в 1915 году были сформированы химические войска.

В современный период в развитии войск РХБ защиты произошли значительные качественные изменения. Научно-технический прогресс в военном деле, наличие на вооружении армий ряда государств ядерного, химического, биологического, высокоточного оружия и других современных средств борьбы и связанные с этим взгляды на ведение боя и операции потребовали расширения круга задач, решаемых войсками РХБ защиты, изменения их состава, организационной структуры и технического оснащения.

Расширение строительства радиационно, химически и биологически опасных объектов, расширение экологической проблемы в связи с авариями на них, а также усиление борьбы с загрязнением ими окружающей среды -все это значительно повышает престиж специалиста по РХБ защите как в военной области, так и в гражданском научно-производственном комплексе.

Подготовка специалистов по РХБ защите командно-инженерного профиля с высшим военно-специальным образованием осуществляется в настоящее время в Костромском военном училище. Срок обучения - 5 лет.

Костромское военное училище радиационной, химической и биологической защиты готовит в настоящее время специалистов не только для всех видов Вооруженных Сил Российской Федерации, но и для ведомств ФПС - Главного командования пограничных войск, ФАПСИ, ФСБ, МЧС, МВД, с 2002 года начало обучение военнослужащих Белоруссии, с 2003 года - военнослужащих ближнего и дальнего зарубежья. За пять лет обучения курсанты приобретают две специальности военную и гражданскую « Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» и квалификацию « инженер-эколог».

Формирование готовности курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве Костромского высшего военного командно-инженерного училища радиологической, химической и бактериологической защиты должно быть построено на основании разработанной нами модели педагогического управления данным процессом.

Придерживаясь взглядов ряда ученых, занимавшихся вопросами моделирования в педагогике - B.C. Безруковой, О.М. Железняковой, Н.Н. Никитиной, М.А. Петухова, Е.С. Рапацевича, Л.Г. Семушиной, Н.Г. Ярошенко и других, рассмотрим подходы к определению понятия «моделирование».

Слово «модель» в переводе с французского языка означает «образец», «прообраз». В философском значении «модель», по мнению В.И. Вернадского, представляет собой «аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности, продукта человеческой культуры, который служит для хранения и расширения знания об оригинале, его свойствах и структурах, для его преобразования или управления им».

Модель представляется зачастую как нечто идеальное, желаемое, недосягаемое. Этому близка точка зрения Т.А. Стефановской и Х.Ремшмидта, которые подразумевают под моделью образец (эталон, стандарт). Согласно Н.А. Умову, И.П. Иванову, модели - это наглядные образы, картины, панорамы.

Моделирование в педагогике позволяет заранее преобразовать и синтезировать знания, полученные при изучении отдельных теоретических вопросов и использовать их для решения практических задач. Моделирование, считает Е.С. Рапацевич, в качестве универсальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности, тогда как модель есть аналог, заместитель исследуемого объекта.

В.А. Штофф рассматривает данное понятие с двух сторон. С одной стороны, под моделью понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (схематизированной или идеализированной) и наглядной форме. Однако всегда модель в этом смысле выступает как некоторая идеализация, упрощение действительности. В то же время модель, как составной элемент научной картины мира, содержит и момент фактизации, будучи продуктом творческого воображения, причем этот элемент в той или иной степени всегда должен быть ограничен фактами, наблюдениями, измерениями.

Моделирование как метод исследования получил в настоящее время широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Наличие отношений частичного подобия позволяют использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы.

Создание моделей - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в различных отраслях знаний.

Термин «моделирование» пришел в педагогику из области технического знания. Благодаря моделированию педагогический процесс становится технологичным. В процессе и посредством моделирования создается педагогическая технология, обеспечивающая развитие участников педагогического процесса.

Педагогическую технологию можно рассматривать как последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов педагогического процесса, действий и состояний его участников.

Обобщив опыт технического моделирования, и преломив его через педагогическую науку, B.C. Безрукова выделяет следующие общие принципы и порядок действий по моделированию педагогических объектов.

Принцип человеческих приоритетов. Центральным звеном модели является человек, следовательно, необходима ориентация на его личностные особенности и перспективы развития. Такой подход строится на принципе гуманизации и природо сообразности.

Принцип саморазвития моделируемых систем. Данный принцип предполагает создание педагогических моделей гибкими, динамичными, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

В педагогике практически невозможно создание точной, статистической модели, поскольку педагогическая деятельность - это творческий процесс, который представляет взаимодействие между людьми, а каждый человек -это индивидуальность, требующая определенных подходов и методов воздействия.

С учетом данных принципов разрабатывается порядок создания модели. Порядок действий по моделированию педагогического объекта:

- подготовительная работа: анализ объекта моделирования; выбор формы модели; теоретическое обоснование моделирования; методическое обеспечение; пространственно-временное обеспечение;

- материально-техническое обеспечение;

- правовое обеспечение моделирования;

- разработка модели: выбор системообразующего фактора;

- установление связей и зависимостей между компонентами; написание документа;

- проверка качества модели: теоретическое экспериментирование модели; экспертная оценка; корректировка; принятие решения об использовании.

Педагогическое моделирование является связующим звеном педагогической теории и практики. Как считают С.Ф. Занько, М.И. Махмутов, Ю.С. Тютюнников, педагогическая теория рассматривается как инструмент моделирования. Она может быть взята непосредственно как модель (то есть как целевая идея) или может быть только источником ее формирования.

Нам близка точка зрения Н.М. Амосова, который под моделью понимает систему, отражающую структуру и функцию оригинала. «Совершенно не обязательно знать все детали модели, - пишет академик Г. Флеров, - отдельные блоки могут выбираться непосредственно из опыта и представлять собой, в сущности «черные ящики», детальное знание структуры которых в принципе вполне возможно, но несущественно для моделирования данного конкретного процесса или явления. Главное в моделях не условные значки, а те содержательные структурно-функциональные зависимости, которые фиксируются с их помощью».

Моделирование позволяет, с одной стороны, в модельных представлениях адекватно отразить сложные процессы и явления, с другой, представить их в виде компонентов, связей, функций, принципов, образов действий.

Вопросы моделирования в педагогических исследованиях освещаются в работах С.И. Архангельского. М.А. Весны, А.Ф. Зотова, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой.

Моделирование позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования. Основным понятием метода моделирования является модель, под которой С.И. Архангельский понимает «такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте».

Разработанная нами модель формирования готовности курсанта к реализации воспитательных функций включает в себя целевой, содержательный, технологический, методический компоненты. Целевой компонент содержит цель процесса формирования готовности курсанта к реализации воспитательных функций. Содержательный компонент определяет направленность процесса на конкретные стороны готовности. Технологический компонент включает основные требования к исследуемому процессу и внутреннюю логику его организации. Методический - формы, методы, приемы, средства формирования готовности курсанта к реализации воспитательных функций.

Основной целью разработанной нами модели является осознанное, целенаправленное применение будущими офицерами основных компонентов готовности к реализации воспитательных функций, сформированной у них в образовательном пространстве военного вуза, в своей профессиональной деятельности.

Реализации данной цели осуществлялась нами на основании деятельностного методологического подхода и строилась на следующих принципах: социальная обусловленность и научность обучения воспитания, практическая направленность подготовки курсантов, целенаправленность, систематичность и последовательность в обучении и воспитании, доступность и высокий уровень трудности образовательных задач, сознательность, активность и мотивированность курсантов, прочность овладения компонентами профессиональной компетентности;

дифференцированный и индивидуальный подход к обучению и воспитанию курсантов; комплексность и единство обучения и воспитания.

Данные принципы связаны в систему, они определяют все стороны образовательного процесса как системы: содержание, организацию, методику и общую направленность процесса образования курсантов.

Социальная обусловленность и направленность обучения и воспитания определяет необходимость соблюдения в подготовке курсантов требований государства, предъявляемых к Вооруженным Силам РФ, позволяет совершенствовать учебный процесс в соответствии с образовательной концепцией, принятой в обществе.

Этот принцип обеспечивается через соблюдение ряда педагогических требований:

- при организации обучения осуществлять научно обоснованный подход к отбору учебного материала; в ходе учебных занятий рассматривать все явления в развитии и взаимосвязи, видеть пути совершенствования учебного процесса; излагать учебный материал с позиций последних достижений науки и техники;

- тесно связывать учебно-воспитательный процесс с жизнью страны и Вооруженных Сил,

- добиваться научной организации учебных занятий и внеаудиторной деятельности.

Все требования проявляются в единстве и тесно взаимосвязаны.

Принцип практической направленности подготовки ориентирует на подготовку курсантов тому, что необходимо в будущей профессиональной деятельности. Он определяет содержание образования и условия подготовки курсантов, придает обучению военно-практическую направленность, обеспечивает его связь с опытом прошлых военных действий и современным уровнем развития военного дела.

Принцип практической направленности подготовки предъявляет к обучению курсантов следующие требования:

- гибко сочетать теоретические и практические методы и формы обучения, выбирая в каждом конкретном случае наиболее эффективные и добиваясь профессионального овладения каждым обучаемым будущей профессией, добиваться понимания и усвоения всеми курсантами сущности, характера и особенностей учебной дисциплины, строго соблюдать дисциплину учебного процесса порядок отбора содержания обучения и последовательность прохождения тем различных учебных дисциплин, технологию овладения курсантами знаниями, умениями, навыками, внимательно следить за развитием техники и вооружения в ВС РФ и других государств.

Принцип целенаправленности, системности и последовательности в обучении и воспитании определяет направленность, логику, последовательность учебного процесса. Систематизированные знания необходимы курсанту для успешной деятельности при выполнении им своих профессиональных обязанностей, но получить их можно только при логической последовательности изучения учебного материала, четкой организации внутри предметных и меж предметных связей.

Данный принцип предполагает выполнения педагогом ряда взаимосвязанных педагогических требований:

- выделять в изучаемом материале главное, формулировать и раскрывать цель каждой темы, раздела, курса в целом; направлять и развивать логическое мышление обучаемых, приучать их к самостоятельному анализу, самоконтролю и самокоррекции;

- хорошо знать содержание не только данной темы, но и предыдущих и последующих, всей учебной дисциплины, видеть взаимосвязь с будущей профессиональной деятельностью;

- в процессе обучения руководствоваться всеми планирующими документами (учебными планами, учебными программами, расписанием учебных занятий), строго соблюдать логику учебного процесса, последовательно распределять материал по периодам обучения, тесно связывать ранее изученный материал с новым;

- систематически руководить самостоятельной работой курсантов, повышать у них чувство ответственности за результаты учебной деятельности.

Принцип доступности и высокого уровня трудности образовательных задач определяет такую организацию и методику обучения, при которой курсанты сознательно и активно овладевают знаниями, умениями и навыками, формируют профессиональные позиции.

От педагога данный принцип требует соблюдения следующих педагогических правил:

- создавать на занятии обстановку, требующую от обучаемых максимального напряжения сил, осуществлять строгий контроль за соответствием учебного материала количеству времени, отводимого на его изучение;

- воспитывать сознательное отношение будущих офицеров к преодолению реальных трудностей подготовки профессии военного, вести дополнительные занятия с отстающими в учебе;

- обеспечить отбор учебного материала с учетом интеллектуальных возможностей каждого курсанта, знать уровень подготовки обучаемых.

Принцип сознательности и активности курсантов определяет позицию и отношение курсантов к участию в образовательном процессе.

Сознательность курсантов в обучении и воспитании - это понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в правильности и практической ценности получаемых знаний, их положительное отношение к обучению. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию у курсантов высоких морально-психологических и военно-профессиональных качеств личности.

Активность курсантов - это их интенсивная умственная деятельность в процессе обучения и применение знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Данный принцип требует от педагога соблюдения следующих педагогических правил:

- вооружать курсантов методами и приемами самостоятельной работы по приобретению новых знаний, умений и навыков,

- добиваться понимания каждым курсантом значимости военной службы, учебы, вызывать интерес к изучаемому материалу,

- повышать ответственность курсантов за приобретение знаний, умений и навыков.

Принцип прочности в овладении компонентами профессиональной компетентности. Для решения учебно-воспитательных задач курсантами нужен целостный комплекс взаимосвязанных компонентов военно - профессиональной компетентности - знания, умения, навыки, психологические качества военного.

Данный принцип предполагает соблюдение следующих педагогических требований:

- обеспечивать установку на запоминание учебного материала, опираясь на все виды памяти, обучать курсантов правилам и приемам самообучения, осуществлять процесс обучения в условиях максимального приближения к военной службе,

- побуждать курсантов к осознанному выполнению действий, поощрять инициативу, самостоятельность, разумный контролируемый риск, проявленные курсантами в целях повышения своего профессионального мастерства и овладения военной специальностью.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода определяет организацию учебно-познавательных действий на занятиях по различным учебным дисциплинам в сочетании с индивидуальным подходом при обучении каждого курсанта.

Данный принцип предполагает реализацию педагогом следующих требований:

- систематически изучать и учитывать интеллектуальные способности курсантов и организовывать учебный процесс в строгом соответствии с ними, постоянно контролировать учебную деятельность каждого курсанта;

- создание групп усиленной подготовки; проведения дополнительных индивидуальных занятий; составление индивидуальных планов подготовки; представление самостоятельного выбора форм обучения.

Комплексность и единство обучения и воспитания определяют обязательность осуществления целостного военно-педагогического процесса. Педагог, как организатор, добивается усиления воспитующего характера учебного процесса. Комплексный характер, единство обучения и воспитания курсантов достигается усилиями всех его участников: педагогов и курсантов.

В своей работе педагоги используют следующие методы: устное изложение материала, его обсуждение, упражнение (тренировка), практические занятия и самостоятельное освоение учебного материала.

Содержательный компонент исследуемого процесса обусловлено содержанием образования и воспитательной работы в военном вузе. Он призван «пропустить» данное содержание через своеобразную призму основных элементов готовности к реализации воспитательных функций.

Технологический компонент предполагает рассмотрение динамики исследуемого процесса. Он включает в себя выявленные нами этапы процесса формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функций, осуществляемые в процессе его образования в военном вузе. А также совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешность исследуемого процесса.

Формирование готовности курсантов к реализации воспитательных функций представляет собой динамичный процесс, охватывающий весь период жизнедеятельности в образовательном пространстве военного вуза. Он условно может быть разделен на несколько этапов.

Первый этап - адаптационный. На нем курсанты включаются в образовательный процесс, осмысляют и принимают нормы и ценности воспитательной системы военного вуза.

Второй этап - основной. Он является наиболее продолжительным по времени и наполненным по содержанию, формам и методам воспитательных воздействий. На нем у курсантов формируются основные компоненты готовности к реализации воспитательных функций. Методологической основой для событий данного этапа являются идеи В.И. Слободчикова, связанные с особым характером проживания человеком значимых для него периодов жизни. В.И. Слободчиков положил в основу периодизации возрастного развития идею человеческой общности, которая охватывает одновременно две стороны психического развития человека: его объект и источник, то есть что развивается и кто (какая сила) движет развитием?

Корни этой гипотезы уходят в представления Л.С. Выготского о том, что каждая высшая психическая функция в начале формирования существует в интерпсихическом состоянии, то есть ее становление обусловлено влиянием окружающих людей (общностей). Поэтому, если человек не попадет в определенную общность или выпадет из нее, то у него не складывается или оказывается трансформированным какой-то орган, связывающий его с миром людей, с культурой, а потому не складываются соответствующие способности, развитие которых обеспечивается через этот канал.

Исходя из этого, В.И. Слободчиков разработал своеобразную карту человеческих общностей, внутри которых достигаются различные уровни психического развития для существования в данных общностях. А также для их преобразования и создания новых. Следовательно, человеческая общность - это то окружение человека. Внутри которого идет развитие его психических функций и становление личности. Каждая человеческая общность осуществляет совместную деятельность, характеризующуюся содержанием и предметом. Характеристики общности зависят от характера распределения обязанностей и системы взаимных ожиданий партнеров. Субъектами человеческих общностей являются индивид (ребенок, отрок, юноша, взрослый) и его партнер. Переход в новую общность означает смену формы и содержания общности, а также смену партнера. Причем смена партнера не обязательно означает, что новая общность строится с новыми людьми, это может быть тот же самый человек, но в новой позиции.

Вхождение в новую общность, по мнению ученого, подобно новому рождению, поэтому каждая новая ступень развития начинается с «кризиса рождения». В построении новой общности выделяют две фазы: принятие новой общности и освоение новой общности. В период проживания первой фазы ребенок (подросток, юноша) учится жить по законам новой общности, принимает предъявляемые ему ожидания партнера и старается им соответствовать. Партнеру предстоит принять в новую общность человека во всей его индивидуальности. То есть происходит принятие партнерами друг друга и новых обязательств друг перед другом. К концу стадии принятия человек осваивает новые способы взаимодействия с партнером до такой степени, что обнаруживает способность самостоятельно, по собственной инициативе строить, налаживать данное взаимодействие.

Когда человек достигает подобного состояния, партнер начинает работать «на разрыв» этого сложившегося типа взаимодействия, как бы «вбрасывая» в эту общность ожидания и содержание из будущего. Доверчиво принимая эти новые ожидания, человек пытается встроить их в существующую систему отношений, что приводит к появлению новой предметности совместных действий и кризису развития данной общности.

В момент кризиса обнаруживается зазор, разнонаправленность инициатив партнеров по общению. Партнер толкает воспитуемого на поиск новых способов самоопределения, на освоение собственной самости самостоятельно. Усилия воспитуемого направлены на сохранение status quo. Он стремится развернуть старую систему отношений на новой предметности. С восстановление взаимодействия на новых, заданных воспитуемым условиях предметности и начинается стадия освоения собственной отдельности внутри данной общности. Таким образом, человек проживает значимый для него период жизни как бы дважды: один раз во взаимодействии с партнером (присвоение общности), а второй - самостоятельно (освоение общности).

Исходя из данных рассуждений, основной этап можно условно разделить на два под этапа: первый - подготовка к реализации изучаемых функций под руководством педагога (преподавателя, офицера, старшего товарища), второй - самостоятельная осознанная интериоризации основных компонентов готовности к реализации воспитательных функций и применение их элементов в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Третий этап - итоговый, на котором происходит редукция полученных знаний, умений, навыков и способов деятельности, осуществляемая во время стажировок в войсках, практики, выполнении функций командиров по отношению к курсантам младших курсов. Особенностью организации учебного процесса в военном вузе является воссоздание (моделирование) в процессе обучения курсантов условий будущей военной службы в войсках. Необходимо, чтобы учебный процесс в подразделении соответствовал особенностям и характеру современной военной службы. При моделировании военной службы особое внимание уделяется созданию сложной обстановки, преодолению условностей и упрощений на занятиях и учениях, показу реального применения полученных знаний в ходе учебного процесса в реальной профессиональной деятельности.

Анализ литературы, передового педагогического опыта, собственной опытно-экспериментальной работы, позволили нам выявить совокупность необходимых педагогических условий формирования готовности курсанта к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза: во-первых, ориентирование форм и методов организации образовательного процесса в военном вузе на воспитание и самовоспитание курсантов; во-вторых, обеспечение вариативности и интенсивности участия курсанта в социально-ориентированном взаимодействии в рамках образовательного пространства военного вуза; в-третьих, организация информационно-методической индивидуально ориентированной помощи и поддержки курсанта, как в процессе формирования готовности, так и в процессе реализации воспитательных функций.

Первое условие - ориентирование форм и методов организации образовательного процесса в военном вузе на воспитание и самовоспитание курсантов предполагало переход от авторитарной педагогики к педагогике субъект-субъектных отношений, основанной на сотрудничестве и диалоговых формах взаимодействия, стимулирование курсантов не только к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, но и к стремлению осваивать педагогические аспекты профессиональной деятельности, такие как изучение индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, вкусов, привычек своих будущих подчиненных, диагностирование уровня сформированности у них социально значимых качеств, ценностных ориентации и другое. Данное условие реализуется в большей степени в образовательной деятельности, в процессе изучения предметов психолого-педагогического блока, блока специальных и общепрофессиональных дисциплин посредством акцентирования внимания преподавательского состава на воспитательные функции профессионального образования.

Второе условие - обеспечение интенсивности и вариативности участия курсанта в социально ориентированном взаимодействии в рамках образовательного пространства военного вуза направлено на накопление богатого индивидуального опыта социального взаимодействия посредством проживания различных ролей, участия в ситуациях взаимодействия различного типа, как в процессе целенаправленной профессиональной подготовки, так и во внеаудиторной деятельности, в ситуациях реальной жизнедеятельности военного вуза. Условие реализуется посредством методов формирования социального опыта: перевода социальной ситуации в педагогическую, педагогического требования, упражнения, поручения, примера, разъяснения, деловой игры, создание ситуаций успеха, анализ жизненных ситуаций.

Третье условие - организация информационно-методической индивидуально ориентированной помощи и поддержки курсанта, как в процессе формирования готовности, так и в процессе реализации воспитательных функций основано на организации осмысления курсантом индивидуальной траектории продвижения в изучаемом процессе и его самоопределения по отношению к особенностям реализации им воспитательных функций. Условие реализуется через формы и методы консультационного, информационного, инструктивного, диалогового характера, основанные на индивидуальном переживании, самоанализе и рефлексии курсантом, происходящих с ним изменений.

Данные условия тесно взаимосвязаны. Они взаимно дополняют и обуславливают друг друга, поэтому они были созданы нами в совокупности и обеспечивали исследуемый процесс на всем его протяжении.

Методический компонент модели, по сути, является логическим и практическим продолжением технологического. Он включает в себя методы, формы и приемы обучения и воспитания, помогающие формировать готовность курсанта к воспитательной деятельности. Особое внимание мы уделили активным методам обучения и воспитания, с помощью которых курсант может более осознанно интериоризировать основные компоненты готовности. За счет активных методов обучения и воспитания можно оживить учебно-воспитательный процесс в военном вузе. Они помогают раскрепостить сознание, активизировать интеллектуальный потенциал курсанта, приобрести необходимые практические умения. Эти методы отвечают следующим условиям: ставят курсантов в положение активных участников образовательного процесса; позволяют значительно повысить эффективность использования учебного времени, обеспечивают формирование социально-ценностных позиций, необходимых психологических качеств и практического опыта. В соответствии в методами воспитательной работы и методами обучения мы использовали разнообразные формы организации деятельности: сочетание индивидуальных и групповых.

Таким образом, разработанная нами на основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения передового педагогического опыта, собственной опытно-экспериментальной работы модель формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функций, осуществляемая в образовательном пространстве Костромского высшего военного командно-инженерного училища радиологической, химической и бактериологической защиты представляет собой совокупность тесно взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, технологического и методического.

 

АВТОР: Смирнова М.С.