24.03.2012 6189

Педагогическая интеграция как инструмент организации процесса профессиональной подготовки курсантов

 

Военное образование - составная часть федеральной системы высшего профессионального образования и так же, как вся система в целом, нуждается в модернизации, чтобы «успешно конкурировать с системами образования передовых стран».

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Будущие специалисты, в том числе и военные, должны знать о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качественном уровне получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стандартам.

Особенности системы военного образования как объекта педагогического воздействия,- отмечает Горбенко С.И.,- обусловлены тем, что военное образование решает двуединую задачу: во-первых, обеспечивает потребности обороны страны в военных специалистах, обладающих необходимым набором знаний, умений и навыков для военно-профессиональной деятельности; во-вторых, удовлетворяет потребности граждан в получении профессионального образования соответствующего уровня и направленности.

Военно-учебное заведение как элемент общей системы военного образования функционирует в условиях взаимосвязанных в пространстве и во времени целей и задач всей системы. Специфические задачи, стоящие перед высшим военно-учебным заведением, определены в приказе Министра обороны РФ 2003 г. №80:

- подготовка и переподготовка для Вооружённых Сил офицеров - квалифицированных специалистов с высоким профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации;

- профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров;

- организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение проблем укрепления обороноспособности страны и совершенствование профессионального образования военнослужащих;

- удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования, повышения квалификации в соответствующей области военно-профессиональной деятельности;

- организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодёжи и подготовке её к поступлению в высшие военно-учебные заведения.

Всё это требует повышения внимания к разработке междисциплинарных программ, соединения их с прорывными высокими технологиями, к разработке механизмов непрерывного обновления содержания профессионального образования.

Как в системе образования в целом, в военно-профессиональной школе также важно обеспечить повышение профессионализма педагогов, подготовку педагогического корпуса, соответствующего запросам современных вооруженных сил. Особенно актуальной становится необходимость обеспечения военных педагогов возможностью свободного получения профессиональной информации, связанной с образованием, повышения квалификации, что требует в свою очередь развития военно-педагогической науки, приведения нормативно-правовой базы военного образования в соответствие с задачами модернизации.

Одна из актуальных проблем военного, в частности, военно-технического образования,- отмечает Ю. Кудрявцев,- обеспечение офицеров-инженеров дополнительными, прежде всего гуманитарными знаниями и умениями, выходящими за рамки учебных планов командно-инженерных специальностей.

Такая необходимость обусловлена целым рядом причин, имеющих комплексный характер:

- обеспечение возможностей офицеру для личностного саморазвития, обретения личностного смысла жизни;

- повышение его общекультурного уровня;

- повышение психолого-педагогической компетентности, способствующей преодолению коммуникативных трудностей в работе с личным составом;

- повышение уровня социальной и профессиональной мобильности.

Мы разделяем позицию Ю. Кудрявцева, утверждающего, что «у молодых офицеров недопустимо низка психологическая и педагогическая культура. Отсюда слабая подготовленность к профилактической и воспитательной деятельности, отсутствие уверенности в своих педагогических возможностях».

Указанный недостаток актуализирует потребность интеграции основного военно-инженерного и дополнительного (гуманитарного) образования.

Перед военной школой, как и перед всей системой отечественного образования, стоит главная цель: воспитание патриота и гражданина, духовно-нравственной, полноценной личности. Необходимо создание определенных условий для духовного самоопределения военнослужащих.

В последнее время у общества складывалось негативное отношение к армии. СМИ пропагандируют ценности, на которых весьма затруднительно формировать патриотизм, духовность, готовность к самоотверженности, к подвигу. Как показывает опыт, «курсанты военных вузов не находятся в изоляции от их влияния, что усложняет задачу их воспитания». Вот почему особенно актуальной становится задача интеграции современной системы воинского воспитания и традиционно сложившейся в российской армии системы духовно-нравственного воспитания, т.е. интеграции современного и исторического опыта. При этом основой интеграции,- отмечает Сиволобова Н.А,- может служить российская (прежде всего русская) национальная идея.

Назрела потребность интеграции системы военного образования. Потребность эта обусловлена следующими факторами: несовершенство структуры военного образования (отсутствие звена среднего военно-профессионального образования); нарушение внутренних связей между целями, содержанием, формами и методами управления; несогласованность технологий обучения и воспитания. В прошлом,- отмечает Самойлов В.О.,- военные образовательные учреждения были превращены в высшие школы с выбором репродуктивно-иллюстрированного метода обучения в качестве основного. Современный этап развития системы высшего образования офицеров до сих пор не избавился от многих негативных тенденций, присущих советскому этапу. Нерешенные проблемы первостепенной важности продолжают лихорадить образовательную деятельность вузов, принося ущерб и системе высшего образования офицеров, и ближайшему будущему Вооруженных Сил РФ.

Другая важнейшая потребность - адаптация системы военного образования к системе высшего профессионального образования РФ, что в свою очередь предполагает государственное регулирование: регистрацию, лицензирование, аттестацию и аккредитацию вузов, стандартизацию образовательных программ. Важнейшим фактором усиления интеграционных процессов может служить и потребность в объединении усилий управленческих структур в области научно-исследовательской, методической работы. Всякое управление,- отмечает Горбенко С.И,- в том числе и управление образовательной системой, педагогическим процессом, объективно ориентирована. В связи с этим весьма актуальной проблемой является управление качеством подготовки специалистов в военном вузе.

Интеграция обучающе-воспитательной среды вузов требует создания целостной информационной системы. В соответствии с предметом нашего исследования для нас представляют интерес интеграционные процессы в содержании социальных и гуманитарных дисциплин, поиск возможностей управления этими процессами для устранения дублирования, параллелизмов, что в конечном счете позволит повысить эффективность развития общей культуры будущих офицеров, их психолого-педагогической компетентности.

В этой связи уместно вновь сфокусировать внимание на задаче интеграции образовательной среды вуза. С позиции работников инженерных вузов, «подготовка специалистов по интегрированным образовательно-научным и образовательно-производственным программам осуществляется на базе «метода погружения в среду».

Успешность управления интеграционными процессами зависит от владения теоретическими основами педагогической интеграции как способа научного познания и инструмента практической деятельности. Совокупность теоретических положений, объясняющих сущность феномена интеграции, в современной педагогике объединены общим понятием «интегративный подход»:

- педагогическая интеграция предполагает объяснение, прогнозирование конкретных проявлений объединения и управление ими в пределах предметов педагогики в соответствии с ее задачами;

- в результате интеграции ранее самостоятельные элементы объединяются (синтезируются) в целостную систему на основе установления связей взаимодействия, взаимо перехода, взаимо дополнения, управления (сближение теорий обучения и воспитания, объединения в системах организации образования, в содержании образования);

- педагогическая интеграция - это высшая форма выражения единства целей, принципов, содержания, организации процесса обучения и воспитания;

- интеграция как управляемый процесс имеет следующие этапы: определение целей интегрирования, подбор объектов интегрирования, определение системообразующего фактора, создание новой структуры объекта, переработка содержания, проверка на эффективность, корректировка результата;

- к способам интеграции относятся: унификация, универсализация, категориальный синтез, экстраполяция, обобщение, моделирование, систематизация;

- интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов.

Таким образом, теоретические положения педагогической интеграции выполняют функцию и метода педагогического познания, и инструмента преобразования практики.

Как методологическое знание педагогическая интеграция способна обеспечивать преемственность нового и старого, теоретического знания и практического опыта.

Как инструмент преобразования практики, педагогическая интеграция способна исключать дублирование, т.е. оптимизировать педагогический процесс, приводить к созданию новых объектов (концепций, теорий, педагогических систем, новых учебных курсов, видов деятельности, изменение среды, создание новых моделей, технологий, дидактических средств).

В качестве цели интеграции Безрукова B.C. выделяет не только исключение ненужного, устранение отрицательных факторов, но и создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, повышения их профессиональной компетентности.

Определение системообразующего фактора - это нахождение основания для объединения ранее самостоятельных объектов. В качестве таких оснований могут выступать идеи, явления, понятия, способные объединить в целостное единство компоненты системы, их целенаправить, стимулировать целостное деятельностное проявление, сохранить определенную и необходимую степень свободы компонентов, обеспечить саморегуляцию новой системы, ее саморазвитие. «Определить систематизирующий фактор - значит выявить доминанты, ведущие к организации отдельных компонентов в систему, обнаружить специфические основания возможных связей между ними». Т.е. системообразующий фактор - это систематизатор детерминанты, интегратор.

Анализ источников, отражающих современное состояние проблемы совершенствования системы военного образования, существующие противоречия и несоответствия, наметившиеся тенденции развития, позволяют выявить наиболее значимые факторы и объекты интеграции.

Это современный и исторический опыт военного и духовно-нравственного воспитания. Объектами выступают морально-психологические качества личности, формы и методы воспитания, его идеологические основы.

Интеграционные процессы внутри системы военного образования. Объектами служат компоненты организационной системы и управления, содержание технологий военно-профессиональной, специальной и психолого-педагогической подготовки.

Интеграция военного и гражданского образования. Объектами являются образовательные стандарты, содержание образования (например, в содержании, технологиях преподавания социально-экономических и гуманитарных дисциплин, в том числе, и в содержании психолого-педагогической подготовки курсантов).

Интеграция образовательно-воспитывающей среды вуза. В качестве объектов выступают: информационная система; система обучения и воспитания; организационно-управленческая система; научно-методический потенциал, кадровый потенциал, материально-технологическая база.

Интеграция вуза и региональной социально-педагогической и социокультурной среды. Объектами содержания и интеграции являются формы деятельности образовательных учреждений, культурно-досуговых учреждений, органов управления, военных формирований, деятельность других социальных институтов.

Рассмотрим указанные сферы и объекты с точки зрения интегративного подхода, т.е. в аспекте объяснения, прогнозирования конкретных проявлений интеграции и управления ими в пределах предмета педагогики. По мнению Безруковой B.C. это предполагает проведение анализа источников и компонентов интеграции на предмет их возможного взаимодействия.

1. Интеграция современного и исторического опыта воинского и духовно-нравственного воспитания.

Существенной особенностью русской школы воинского воспитания (к сожалению, ослабленной в современной российской армии) является опора на духовно-нравственные ценности. Духовные основы воинского воспитания, подлежащие восполнению, связаны с культурой, что находит выражение в идеях. «Исторический опыт свидетельствует, что духовность армии и флота не может существовать вне социально-значимых идей, верований, убеждений, ценностей, которые должны всячески оберегаться и культивироваться как общественными институтами, так и самой армией. Единая общенародная идея духовно цементирует общество и Вооруженные Силы».

В содержание этой идеи входят: идея Родины, нравственные традиции, гражданственность, религиозные ценности, законопослушность. Системообразующим фактором в процессе интеграции исторического и современного опыта воспитания будущих офицеров должна стать российская национальная идея. Вырщиков А.Н. выводит ее суть из базисных оснований: государственность, культура, свобода. При этом следует учитывать, что национальная идея (как национально-государственная идея) должна стать неформальным стержнем общественного согласия, единства армии и народа, повышения престижа военной службы, гармонизации общенационального и национально-особенного.

Содержание русской национальной идеи должно постепенно становиться национальным мировоззрением, идеологической формой общественного сознания, целенаправленно внедряться в сам образ жизни и пронизывать всю систему общественных отношений отмечает Сиволобова Н.А.

Национальная идея, несущая в себе объединяющее, скрепляющее начало не опровергает, а дополняет, входит на правах существенного компонента в содержание личностных ценностей.

В историческом наследии для современного опыта особенно значимы традиции русской школы воинского воспитания: забота о солдате, опора на сознательность солдата, его инициативность в бою, коллективизм, насыщение патриотическим содержанием воинских ритуалов, единство патриотических и религиозных начал, культ жертвенного героизма, готовность к взаимовыручке, стойкость в перенесении тягот воинской службы.

2. Интеграционные процессы внутри военного образования.

В соответствии с концепцией развития системы военного образования высшая военная школа развивается по следующим, имеющим интеграционный характер направлениям (Закорин Н.Д. и др.): создание крупных учебно-методических и научных комплексов, межвузовских (региональных) учебных центров, приведение уровней военного образования в соответствие с законодательной базой государства, увеличение срока обучения курсантов в военных училищах и их перевод на единый командно-инженерный профиль.

Интеграционные процессы усиливаются в области специального общепрофессионального образования (сопряжение программ, обучающих технологий, применение комплексных организационных форм обучения и воспитания). По-прежнему актуальной остается задача усиления связей взаимодействия, взаимодополнения, взаимоперехода внутри блока социально-экономических и гуманитарных дисциплин.

Структурообразующую роль в содержании этих дисциплин, а также в системе вне учебной деятельности призваны играть педагогика и психология. Основанием служит то обстоятельство, что данные научные знания пронизывают, органически входят во все социальные и гуманитарные знания, синтезируют их в практической деятельности специалиста.

Интеграция усиливается и в области педагогики и психологии. Одним из результатов является возникновение педагогической психологии. Дифференциация и интеграция научного знания должны отражаться и в структуре психолого-педагогической подготовки будущих специалистов. Например, Жуков Н.М. предлагает осуществлять такую подготовку поэтапно (последовательно): пропедевтический этап, формирующий этап, интеграционный и контрольно-корректирующий этапы.

В частности, цель интеграционного этапа - систематизация и обобщение знаний по дисциплинам психолого-педагогического цикла, формирование практических умений и навыков выполнять профессионально-педагогические функции, актуализация личностных качеств в соответствии с социальным заказом.

Усиление интеграции необходимо и в сфере управления педагогическим процессом в военном вузе. Прежде всего это связано с модернизацией структуры методической системы вуза. Единая методическая система призвана, как отмечает Запорожец С.М., «не только осуществлять постоянную связь между педагогической наукой и практикой обучения, но и создавать условия, необходимые для творческого внедрения результатов психолого-педагогических исследований в технологии подготовки эффективных педагогических проектов и качественного совершенствования процесса обучения на основе этих проектов».

Целостность педагогического процесса в вузе может быть достигнута только при интеграции всех компонентов обучения, ориентированного на конечную цель - подготовку высококвалифицированных специалистов. «Отсюда следует, что основные резервы повышения эффективности качества подготовки специалистов заключаются в перестройке организации обучения... посредством ориентации на конечные результаты, т.е. в обеспечении интеграции преподавания всех дисциплин относительно конечных целей обучения в вузе, интеграции вуза с войсками и наукой».

Таким образом, цель подготовки специалистов является главным интегратором в системе военного профессионального образования.

3. Интеграция гражданского и военного образования.

Основы для интеграции двух систем подготовки военных кадров имеют значительный исторический опыт. Ещё в дореволюционной России гражданские вузы осуществляли подготовку офицеров. Наряду с университетами, военная подготовка студентов осуществлялась в специальных высших технических учебных заведениях (горный и лесной институты, институт инженеров путей и сообщений и др.). Бывшие специалисты российских вузов, - отмечают исследователи, - в подавляющем большинстве добросовестно выполняли свой патриотический долг, внесли весомый вклад в создание и укрепление кадрового потенциала русской армии и флота.

Современное состояние военного образования характеризуется отставанием в реализации новых педагогических идей находящих отражение, например, в области введения государственных стандартов, создания учебно-методических объединений как собственных военных вузов, так и вузов, объединенных с гражданскими.

Специалисты в области военного образования считают, что в интересах интеграции военного и гражданского профессионального образования должна создаваться единая законодательная база, которая «позволяла бы решать как общие, так и специфические задачи военного образования... Высшее профессиональное образование независимо от ведомственной принадлежности вузов основывается на фундаментальных и новейших достижениях науки, техники, технологии, культуры. Поэтому военные специалисты в общенаучном, общетехническом и общекультурном отношении должны получать соответствующее образование наравне с гражданскими специалистами». По этой причине два первых уровня образования в военных и гражданских вузах по содержанию должны быть общими.

Особенно это касается общекультурной и психолого-педагогической подготовки курсантов. Гражданские вузы обладают значительным, заметно превосходящим военные образовательные учреждения научным потенциалом в области социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Военным вузам необходимо научиться использовать этот потенциал. Укреплению взаимодействия будут способствовать привлечение научных кадров (например, чрез совместительство), участие в проведении совместных конференций, семинаров, организация учебно-методических объединений, обучение офицеров в магистратуре, защите диссертаций в диссертационных советах гражданских вузов, получение дополнительных квалификаций (например, «Преподаватель высшей школы»). Целесообразна и организация временных научных коллективов для проведения исследований в области образования, совместного поиска путей и способов повышения психолого-педагогической компетентности военных кадров.

Таким образом, главная идея интеграции высшего военного и высшего гражданского образования заключается в том, чтобы от каждой систем образования взять все самое лучшее и внедрять в практику подготовки военных кадров.

4. Интеграция образовательно-воспитательной среды вуза.

По определению Калачинской Л.В. под учебно-воспитательной средой понимается взаимосвязь конкретных материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих процессы воспитания, преподавания и учения.

Образовательно-воспитательная среда вуза должна быть организована так, чтобы компоненты педагогического процесса могли обладать способностью к изменению, подвижностью, вариативностью, а ее воздействие осуществлялось полноценно (системно) на управленческом, социокультурном, учебно-предметном и личностном уровнях.

Степень интеграции среды зависит также от степени интеграции (синтеза) основных целевых компонентов: подготовка специалиста-инженера; подготовка офицера-командира, способного руководить воинским коллективом; воспитание полноценной личности, гражданина и патриота.

Исследователи отмечают, что в сравнении с гражданскими вузами, организация и состояние педагогического процесса в военно-инженерных вузах отличается большой степенью погружения обучающихся в вузовскую среду. В отличие от студента, отмечает Калачинская Л.В., курсант проводит в стенах своего военно-учебного заведения практически все свое время, находясь в замкнутом педагогическом пространстве, что требует особых подходов к организации этой среды, проектирования содержания и форм жизнедеятельности.

Интеграция среды может быть понята и описана как целостное объединение (синтез) ее функций, возможностей: удовлетворение информационно-образовательных потребностей; удовлетворение социокультурных потребностей; удовлетворение потребностей курсантов в усвоении норм, идеалов (социализирующая функция); потребность в овладении профессионализмом; удовлетворение потребности в само актуализации (в повышении самооценки, достижении успеха, выбора способов и средств проектирования профессиональной судьбы).

Успешная интеграция среды, усиление ее образовательно-воспитывающих функций зависит от ряда условий: наличия достаточной профессиональной компетентности командного и преподавательского состава; высокой сформированности профессионально важных и социально значимых качеств офицеров, преподавателей, уровня их психолого-педагогической готовности к работе с личным составом; степени развитости коммуникационных связей; наличия не только линейно-функциональной, но и адаптивной системы управления; достаточности материально-учебной базы и инфраструктуры обеспечения воспитания, обучения и развития личности участников педагогического процесса.

Наиболее общим понятием, объединяющим и в концентрированном виде выражающим интеграционные процессы в военной среде в целом и в системе военного профессионального образования в частности, является понятие «военный корпоративизм». В общем смысле, корпорация - это союз, объединение, совокупность лиц, объединяющихся для достижения какой-либо цели.

В содержание понятия входят: цели, интересы, совместная ответственность, солидарность, верность своей группе, чувство профессионального единства. Системообразующая роль принадлежит профессиональным интересам. Особенность понятия «профессиональный корпоративизм» заключается в том, что корпоративная группа - это не механическое соединение людей, а интегративное, целостное единство, которое больше, чем сумма его составляющих, это единство взглядов, интересов и действий, взаимопомощь и поддержка, совместная ответственность.

Военный корпоративизм - это особая среда военнослужащих, для которых служба в армии составляет подлинное призвание. Вахмистров В.П. выделяет, что корпоративная структура офицерского корпуса включает не только официальные служебные структуры, но также общества, ассоциации, школы, обычаи, традиции.

В его основе, наряду с профессиональными интересами, также лежит органичное профессиональное единство офицеров, понимание ими своей групповой обособленности и особой социальной ответственности.

Усиление, интеграция военной среды - важнейшая задача современного военного корпуса, развития военного образования и воспитания, ибо «утрата высокого духовного основания военно-профессионального корпоративизма ведет к общественно негативным, эгоистическим трансформациям. Сохранение же позитивной социальной основы, ее укрепление и развитие дает органам военного управления дополнительные рычаги повышения сплоченности и профессионализма военнослужащих через включение механизмов социальной синергетики высших воинских коллективов».

Социальная основа указанного явления состоит в закономерном характере групповой самоорганизации военнослужащих, интеграции и институциализации их интересов в системе отношений «государство - гражданское общество».

Однако профессиональный корпоративизм может иметь и негативные последствия, т.е. приводить к обособлению, к индивидуальному и групповому эгоизму, возникновению противоречий с другими профессиональными группами или в целом со всем обществом.

Меры предупреждения и недопущения подобных проявлений бюрократических групповых интересов, противоречий могут быть внутренними и внешними. Внутренние меры - это усиление общекультурного и военно-патриотического воспитания. Патриотизм и гражданственность - это мера сохранения баланса, гармонии профессионально-корпоративных и общественных, государственных интересов.

Внешние меры - организация и управление связями взаимодействия военных структур с внешней профессиональной, административной, социокультурной средой, гражданским обществом, прежде всего с местными и региональными социальными институтами, включение офицеров в социально значимую деятельность, имеющую гражданский характер, организация и управление связями с другими профессиональными группами, прежде всего, с педагогическим сообществом.

Таким образом, в основе военного корпоративизма в качестве системообразующего фактора выступает ценностно-ориентационное единство воинов в осознании жертвенности воинской чести и достоинства, незыблемости традиций, значимости профессиональной общности, коллективизма и воинского товарищества. Вахмистров В.П. подчёркивает «именно специфика образа жизни, особый интегративный, коллективистский, духовный строй людей военной профессии составляют объективную основу для корпоративного обособления военно-профессионального сообщества».

Особенность статуса военно-патриотического воспитания в военном вузе определяется рядом обстоятельств: во-первых, на нем центрируются все другие направления воспитания; во-вторых, военно-патриотическое воспитание - системообразующий фактор, интегратор процессов социализации, общеобразовательной, специально-инженерной и военной подготовки курсантов; в-третьих, военно-патриотическое воспитание - это наиболее значимая основа для установления взаимодействия военного вуза с региональной системой образования, интеграции военного вуза с социокультурной средой; в-четвертых, курсанты военного училища из объекта воинского и военно-патриотического воспитания в будущем превратятся в субъект воспитания личного состава; в-пятых, в условиях военного вуза военно-патриотическое воспитание тесно связано с воинским воспитанием.

В качестве воинского воспитания Белевцев В.В. определяет - целенаправленный непрерывный процесс формирования высоких морально-психологических и боевых качеств будущих офицеров, вооружения их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения обязанностей в воинской службе и защите Отечества.

К основным духовным ценностям, лежащим в основе воинского воспитания, Масягин В.П. относит: гражданственность, над классовость, над партийность, над корпоративность, патриотизм, готовность служению Отечеству, преемственность в сохранении и развитии лучших традиций армии и флота, самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений, гуманизм, социальную направленность, интегративность (консолидирующий характер).

«Патриотизм как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, - отмечает В.И. Лутовинов,- является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Военно-патриотическое воспитание осуществляется по следующим направлениям: духовно-нравственное; историческое; политико-правовое; патриотическое; профессионально-деятельностное; психологическое; воспитание на воинских традициях.

Однако, утверждают исследователи, не следует патриотизм относить только к духовно-нравственному воспитанию. «Гражданский патриотизм, - отмечает А.Н. Вырщиков, - это своеобразный механизм взаимодействия человека, общества и государства, он синтезирует остальные разновидности патриотизма и связан именно с защитой своей национально-культурной идентичности в пространстве межгосударственных связей, международных процессов».

Таким образом, воинское и военно-патриотическое воспитания являются важнейшей целью и мощным фактором интеграции всех составных частей военно-профессиональной и специальной подготовки будущих офицеров.

 

АВТОР: Соловьёв В.В.