24.03.2012 6942

Пути формирования культурного опыта студентов в музейной образовательной среде

 

Формирование культурного опыта студентов - это, прежде всего, качественные изменения, происходящие в личности в процессе взаимовлияния внутренних факторов и внешних условий и их воздействия на личность. Термин «формирование», нередко отождествляемый с процессом социализации, как отмечает А.Н.Леонтьев, представляет собой педагогический феномен, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. В «максимально широком смысле формирование - всяческие изменения, новообразования, усложнения личности без указания источников этих изменений»; в более узком - саморазвитие и изменение личности под влиянием внешних факторов, «процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни общества».

На формирование студентов вуза, как отмечает В.Т.Лисовский, решающее влияние оказывают такие факторы:

- целенаправленное воздействие общества на личность;

- социальная среда, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется;

- активность самой личности, участие в практической преобразовательной деятельности, ее умение сопоставить различные точки зрения, критически анализировать.

Причем В.Т.Лисовский считает, что именно этой активности часто не хватает современным юношам и девушкам для взросления. Но, в тоже время, в развитии молодого человека, на определенных возрастных этапах, огромную роль играет переход из одной среды в другую. Культурные хронотопы (развивающие среды), как раз, по мнению А.Н.Леонтьева, подготавливают переход к «новой высшей ступени развития».

Формирование культурного опыта студента вуза - это, первостепенно, процесс учебно-воспитательного характера, опирающийся на специфическое содержание и технологии образования, обеспечивающие приобретение студентами ценностей, знаний, норм для их последующего применения в поликультурном пространстве. Так, культурологическое образование, в рамках государственного стандарта высшего профессионального образования, дает студенту любой специальности целостное и системное представление об основных функциях культуры, а также о социокультурных параметрах жизни общества и человеческой личности (А.Я.Флиер). Так как культура не наследуется биологически, ей выучиваются в процессе жизни и только методом обучения и усвоения социального и культурного опыта сообщества, система высшего образования, ставящая перед собой задачи профессиональной подготовки будущих специалистов призвана дать сегодняшнему выпускнику вуза необходимые культурные навыки, творческий подход к своей профессии. Особенно это значимо для будущих педагогов. Музей, как было уже показано выше, обладает в этом смысле огромным потенциалом. «Создаваемое посредством экспозиции образовательное пространство - своего рода призма, через которую индивиду предлагается вступать в диалог с различными культурными смыслами».

Образовательно-воспитательные возможности музея, как отмечает Н.Ф.Ломова, предполагают несколько этапов:

1 этап - накопление исторического и художественно-культурного опыта, эмоциональных впечатлений и чувственного опыта от общения с подлинными предметами, а также опыта самопознания, познания личных возможностей, своего творческого потенциала. И как следствие, - нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Данный этап в формировании культурного опыта студентов музейной образовательной средой можно определить как расширение их информационного кругозора и эмоционально-эстетическую подготовку к восприятию юношами и девушками музейной экспозиции, актуализацию культурологических знаний и прошлого культурного опыта студентов.

2 этап - осознание музея как культурно-исторического феномена, формирование образа музея в сознании студента.

На этом этапе происходит становление сознательного восприятия, которое тесно связано с развитием личности, ее умением заглядывать в прошлое и будущее.

3 этап можно в логике данного автора охарактеризовать как осмысление музейного предмета, предполагающее сочетание чувств, разума и действия, благодаря чему создается предпосылка к диалогу с ушедшими поколениями.

Данный этап в формировании культурного опыта студентов можно рассматривать как решающий, когда осуществляется саморазвитие, самовоспитание, самоутверждение студента как личности; происходит погружение в проблемы духовности, формируется уважительное отношение к памятникам культуры, а впоследствии к любым предметам и строениям, творениям человеческих рук.

Таким образом, основываясь на логике и аргументации Н.Ф.Ломовой, структуру педагогического процесса в образовательной среде музея, в которой формируется культурный опыт, можно представить в следующем виде:

- Таким образом, в пространстве музея, независимо от его профиля, процесс формирования культурного опыта студентов предполагает в качестве первого пути актуализацию, осознание и осмысление музейной информации. Следовательно, посещение музея должно заставить зрителя думать, причем не только над ее содержанием, но и знакомить с проблемами современного общества, своей ролью, отношением к тем или иным социальным и культурным процессам. Так как восприятие экспозиции - это интеллектуальный акт, направленный на выявление смысла, нужно учить студентов созерцанию - умению смотреть, видеть, рассматривать, исходя из того, что созерцание - важнейший вид духовной деятельности человека, один из инструментов познания глубинного смысла деятельности.

Итак, на основе проведенного анализа литературы по психологии, педагогике, культурологи, музееведению можно схематично процесс формирования культурного опыта студентов в музейной образовательной среде представить таким образом:

- Систематизация указаний на способы организации культурно-просветительской деятельности музеев позволяет нам увидеть, что для формирования культурного опыта студентов в его среде используются различные методы и формы работы: экскурсии, лекции, консультации, кружковая и клубная деятельность, музейные праздники, олимпиады, а также их комплекс.

В образовательной деятельности музеев, как показывает анализ научных публикаций, достаточно четко обозначились два направления работы со студенческой аудиторией:

- Помощь студентам в освоении будущей профессии;

- Гуманитарное образование студентов негуманитарных вузов. Первое направление предполагает - благодаря музейной экспозиции (первоисточникам), создать условия для более продуктивного освещения особенностей отечественной истории, культуры, а материалы фондов служат основой для курсовых, дипломных работ. Студенты-историки, например, могут опираться на подлинные материалы, архивные и фондовые источники, фотоматериалы, письма, личные документы и т.д.

Музей незаменимый союзник вуза при подготовке художника-педагога, имеющего возможность непосредственно осваивать опыт мастеров прошлых веков и современников, созерцая, копируя и анализируя их произведения. Музейная среда, музейный предмет - это не только источник нового знания, но и возможность формирования целостной личности студента, обогащения его опыта, поскольку, самостоятельно выбирая тематику, материал в пространстве музея он проявляется свободу поиска, вовлекается в процесс познания, у него складываются личные убеждения. В.Д.Парыгин, рассматривая формирование убеждений в процессе овладения человеком социального опыта, на первый план помещает адаптацию, внушение, заимствование, переходящие в убеждения, заражение. Этот процесс характерен для музейной образовательной среды.

Кроме того, организуемая музейная практика, позволяет студентам изучать особенности комплектования, учета, хранения, создания экспозиции, помогает познакомить с людьми, влюбленными в свое дело. Э.Андерсон, в частности, описывая опыт работы со студентами исторического факультета, отмечает, что постоянно изменяются направления студенческой практики в музеях. Прежде всего, усилия музея направлены на то, чтобы студенты работали с увлечением, когда проявляются не только знания, но и характер, а также умение работать в коллективе. Студенты привлекаются к работе по созданию музея, которая тем или иным образом оценивается, ориентируется на то, «чтобы результат их труда имел бы практическое применение, был бы социально значим».

Таким образом, работа со студентами - будущими педагогами в музейной образовательной среде должна быть направлена на совершенствование педагогической ориентированности, общекультурной подготовки, развитие способности восприятия музейной информации.

Второе направление - для студентов негуманитарных вузов - предполагает реализацию общеобразовательных и эстетических программ. Большой интерес в этом плане, на наш взгляд, представляет опыт Государственного Русского музея. Например, программа занятий там предусматривает лекции в залах музея, сопровождаемые концертом (игра на гитаре, фортепиано, исполнение романсов), что способствует эмоционально-образному «вживанию» в обстановку «века минувшего». Посещение реставрационных мастерских, встречи с художниками, поэтами, музейные праздники, как правило, приуроченные к открытию выставок, не только обогащают знаниями, формируют ценностные ориентиры личности, но и учат понимать окружающую действительность.

«Видимо, главное, что может и должен сделать музей, - это предложить студентам достаточно широкий спектр возможностей непосредственного участия в поисковой, исследовательской, фондовой, культурно - образовательной работе» - определяет М.Ю. Юхневич.

Следовательно, в имеющемся опыте музеев страны и мира работа со студенческой аудиторией направлена на гуманитарно-эстетическое мышление, способность к творчеству, повышение музейной культуры, а так же подготовке музейного педагога. При этом признается, что не все студенты станут научными сотрудниками музея, но именно благодаря музею они смогут основательно познать отечественную историю, культуру.

Таким образом, музеи, в своей основе, преследуя образовательные, воспитательные цели, содействуют освоению социальных ценностей, становлению культуры личности, истинное лицо которой проявляется в процессе реализации знаний, норм в социальной деятельности человека.

Однако успешность процесса формирования культурного опыта студентов будет зависеть, прежде всего, от построения музейно-педагогического процесса, где деятельность субъектов образовательного процесса направлена на формирование социально-культурного опыта будущего специалиста.

Изучение литературных источников, исследований по музееведению показало, что в последние десятилетия изменилось отношение к экскурсионному процессу, основной акцент теперь делается на культуру человеческого общения. Музейные специалисты при работе с учащимися школ и вузов заботятся о поддержание доброжелательной обстановки, учат быть искренними и говорить о том, что волнует, связав свой рассказ с реальностью.

В то же время в многочисленных публикациях на эту тему указывается на то, что в данном процессе необходим определенный подход к посетителю-студенту, где учитывается:

- Возрастная специфика студенческого возраста. Это стремление найти себя по отношению к социуму, определить нравственные идеалы.

- Недостаточность жизненного опыта, которая проявляется в неуверенности или агрессивности, сочетающаяся в восприимчивости ко всему новому, любознательности, высокой эмоциональности.

- Социально-психологические особенности личности, оказывающие влияние на круг интересов, а также способность освоения совокупного социокультурного опыта, готовность к рефлексии.

- Влияние молодежной субкультуры, являющейся причиной попадания под воздействие массовой культуры, формирования эклектики, культурной мешанины.

Особенности работы музея со студентами исследуется рядом специалистов (Э.Андерсон, Н.Р.Вдовина, О.И.Карпухин, В.Н.Константинов, И.М.Коссова, Е.Б.Медведева, В.Д.Парыгин, Б.А.Столяров, Н.Ф.Хилько и др.), которые считают, что музей не только открывает дополнительные возможности преодоления кризисных ситуаций студенческого возраста, но и способствует развитию социально значимых качеств, ориентирует на современные проблемы общества в процессе «завоевания» информации. Музей может помочь в обсуждении проблем волнующих молодежь, показать истинную ценность отечественной и зарубежной культуры, вечность и целесообразность многих социальных истин.

С начала 1990-х годов музей воспринимается как символ культуры, в котором сосуществуют различные мнения, позиции, точки зрения, определяющие его глубинный социокультурный смысл, способствующий формированию истинного и реального, индивидуально осмысленного, лишенного догматизма культурного опыта личности.

Исключительно важная роль в формировании культурного опыта студентов принадлежит вузовскому музею.

В настоящее время практически все педагогические вузы имеют по несколько музеев профильного назначения. Их рассматривают как помощник вуза в вопросах воспитания и профессиональной подготовки.

Музейные работники вузов (С.Г.Величко, З.В.Казакова, Ю.В.Романов, В.Г.Ходецкий) констатируют сегодня более широкие возможности вузовского музея. Наряду с использованием в образовательном процессе нетрадиционных форм и методов обучения они способствуют формированию особого мировоззрения человека с высшим образованием, чувствующего свою причастность к культурному наследию страны, ее ценностям и традициям; позволяют анализировать социальные изменения общества, рассматривать взаимодействия природных и социальных законов. Основная особенность вузовских музеев, по мнению В.Г.Ходецкого состоит в том, что они:

- во-первых, изначально направлены на обучение студентов и потенциальных абитуриентов - школьников;

- во-вторых, дают возможность проявления творческой активности личности, так как все желающие могут принять участие в обсуждении музейных экспозиций;

- в-третьих, отталкиваясь от конкретного экспоната, т.е. от частного к общему, позволяют анализировать как локальные, так и глобальные изменения в обществе, помогают более сознательно изучать природные и социальные процессы в нем.

В социально-педагогической деятельности музеев лидерство по-прежнему принадлежит музеям университетов и педагогических институтов, при доминирующей направленности на обучение, они имеют существенное воспитательное влияние.

Музей, посвященный истории вуза, прежде всего, рассказывает о людях, которые учились, работали в данном учебном заведении. Благодаря этому абитуриент, первокурсник узнает, что представляет собой студенческая корпорация, сколь разносторонними были и есть преподаватели вуза. Музейные педагоги едины во мнении, что такие музеи для вуза просто необходимы, ведь они позволяют сохранять преемственность, связь времен, дают возможность студенту переживать историю, проводить параллели и ощущать причастность своей судьбы к судьбе родного вуза. С.Г. Величко, представляя опыт работы музея истории Тимирязевской академии уверена, что успех взаимоотношения музея и студента зависит от доверительного и доброжелательного отношения музея к учащемуся - это экскурсии, проходящие как диалог, непринужденная обстановка общения с экспонатами, которые разрешается трогать руками, совместный поиск ответов, в процессе непринужденного общения, на волнующие проблемы молодежи, в юношеском возрасте, когда растет потребность в общении с разными людьми, хотя одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении, способствуют саморазвитию, самовоспитанию, самореализации и социализации студентов.

Исторический музей, в том числе и при вузе, помогает формированию такой социально-духовной ценности как патриотизм, через научение студентов способности смотреть на экспозицию глазами того времени. Ордена и медали преподавателей и студентов университета, прошедших Великую Отечественную войну, тетради с дневниковыми записями, портреты - составляющие экспозицию такого музея, показывают непростой путь становления человека, раскрывают величие и трагичность судьбы отдельной личности и целых поколений, демонстрируют стойкость людей, огромные потенциалы человека - рассказывает З.В. Казакова. «Порой, современные студенты, читая эти дневники, не могут сдержать слез. Некоторые из них затем выбирают темы курсовых работ о роли этих экспонатов в патриотическом воспитании молодого поколения», их личностном становлении. Встречи ветеранов со студентами, безусловно, тщательно организованная и продуманная работа в этом направлении, - резюмирует З.В. Казакова, способствуют не только патриотическому воспитанию студенческой молодежи, но и формированию у них ценностного отношения к историческому и культурному достоянию своего народа.

Таким образом, музейный предмет или экспонат, т.е. «знак» предмета культуры, вещь, извлекаемая из потока времени, среды бытования, имеет огромную социализирующую значимость, историко-культурную и эстетическую ценность, обладая способностью сосредотачивать в себе человеческую энергетику, такая вещь способна зафиксировать душевное состояние мастера или человека, им пользовавшегося и уже этим воздействовать на зрителя своим особым энергетическим полем.

Опыт работы музея Костромского государственного технологического университета (КГТУ) показывает возможности широкого использования в воспитательной работе Мемориального центра боевой и трудовой славы, экспозиционные материалы которого используются педагогами и студентами при выпуске ежегодного студенческого историко-краеведческого журнала «Отчий дом». Музей, показывая деятельность университета в годы Великой Отечественной войны, довоенное и послевоенное время, представляет в документальных материалах непростую жизнь студентов и преподавателей, его экспонаты являются для студентов основой для самостоятельной научно-исследовательской работы, а также стимулом по отрывочным сведениям собрать биографию семьи, определяя ее историческое место в судьбе государства, чтобы сберечь в памяти для своих будущих детей. Вот, например, результаты такой деятельности музея:

- «Изучая историю своей семьи, сам собой напрашивается вывод, что она неразрывно связана с историей нашей Родины. Четыре моих прадеда воевали. Трое с ранениями разной тяжести вернулись с войны, один погиб» (студентка 1 курса юридического факультета Е. Зотова).

«Прадедушка не вернулся с войны. Его имя написано на обелиске. Каждый год 9 мая я хожу и кладу цветы рядом с его именем. К сожалению, это все, что я о них знаю» (студентка А. Смирнова).

Если говорить о вузовских музеях, то особенно значимы для педвузов и негуманитарного профиля высших учебных заведений, музеи и галереи художественного направления, позволяющие любому человеку чувственно воспринимать мир, познавать искусство. Воспитание вкуса - это важное условие формирования личности, но достаточно длительный процесс. Он идет от живого созерцания к абстрактному мышлению, где наивысшее проявление - созидательная деятельность. «Для воспитания высокого эстетического вкуса нужна такая культура чувств, когда они поднимаются до уровня эстетического, эмоционального отношения, к определенным моральным, общественно-политическим, культурным и эстетическим ценностям общества, когда они становятся эмоциональной установкой на творческое открытие самим субъектом тех или иных ценностей».

Художественный музей - незаменимый союзник при решении этой задачи, так как в нем важное место занимают встречи с мастерами искусств, которые дают возможность поставить проблемные вопросы – «художник и общество», «художник и современный мир» и другие, а так же знакомство с техникой и технологией изобразительного искусства. Художник известен своей универсальностью, а его деятельность широка и многообразна: от архитектуры и скульптуры до живописи, графики и плаката, не чужд он изящной словесности, театра и кино. Педагогическая культура художника-педагога - часть общей культуры, ее проекция на сферу педагогической деятельности, представляющая собой совокупность достижений социально педагогической практики в образовательной сфере. Профессиональная готовность художника-педагога обобщенный показатель подготовленности специалиста к педагогической, художественно - творческой и, в том числе, музейной деятельности, основу которой составляют профессиональные знания, умения, навыки и профессионально значимые качества личности учителя.

Художественный музей вуза, может внести приятный эстетический оттенок любому научному мероприятию (конференции, собрания, специальные занятия), вызвать эмоционально-ценностную реакцию, влияя на нравственную, интеллектуальную сферы формирующейся личности студента. В принципе, организация в дни работы музея или временных выставок специальных лекций, учебных конференций, практико-методологических занятий, соответствующих теме выставки укрепляет позиции музея как учебно-воспитательного центра, способствуя формированию особого мировоззрения студента. Примером такого направления работы музея может служить «Образовательный форум -2003» проходивший в музеи истории МПГУ, когда организовывались временные тематические выставки, посвященные проблемам истории и культуры, ориентированные, прежде всего, на студенческую аудиторию.

Однако социокультурное становление личности студента не может ограничиться вузовскими музеями. Существенное значение имеет приобщение к культурному наследию общества через посещения местных, областных, столичных музеев. С одной стороны, чтобы восприятие студентами сложной, серьезной экспозиции, к каким относятся крупные столичные музеи, было сознательным, необходима серьезная теоретическая подготовка (культурологическая, искусствоведческая, историческая и т.д.). С другой стороны, необходим личностный опыт общения с музейной экспозицией, знание «музейного языка», осознанная мотивация. Конечно, посещение музеев в рамках учебного процесса и выездные экскурсии несколько отличаются, но по сути цели должны преследоваться одни, также как и тщательная подготовка, «дозирование» информацией, совместное обсуждение увиденного. Другое дело, если студент самостоятельно посещает музей, так сказать в свободное время, когда еще более углубленно и осмысленно оценивается музейная информация, отношение к которой определяет прошлый культурный опыт.

Этот факт позволяет нам музейную деятельность связать с деятельностью рекреационной, с одной стороны, и социализацирующей личности - с другой, поскольку:

- досуг сегодня представляется как неотъемлемо свойство культурно развитой личности;

- социальное развитие молодежи связано с содержанием культурно-досуговой деятельности.

Еще Аристотель, понимая под досугом не только отдых в чистом виде, но созерцание мира, его осмысление, предполагал его огромные потенциальные силы как источника творческих возможностей личности и общества в целом. А.Шопенгауэр в «Афоризмах житейской мудрости», размышляя над проблемами становления личности, говорил о том, что каждый человек «сообразно с характером» выбирает занятие: «человек умный, талантливый время пытается провести с пользой, глупый как бы его убить». «Досуг, пишет А.Шопенгауэр, - является, так сказать, венцом человеческого существования, так как именно он делает его полным обладателем своего «я», то счастливы те, кто находит в себе нечто ценное». Специфика музея (здание, в котором он расположен, архитектурно-художественное решение экспозиции, коллекции) в значительной мере усиливает эмоциональное воздействие форм досуга. Совершенно очевидно, что досуг, культура и социализация личности - неразделимые явления, поскольку социальное развитие молодежи связано с культурно-досуговой деятельностью.

Таким образом, формирование культурного опыта студентов музейными средствами представляет собой длительный и системный процесс, который реализуется:

- во-первых, через тесную, устойчивую взаимосвязь музеев и вуза. При этом вуз ориентируется не только на профессиональную подготовку, но и обеспечивает приобретение студентами знаний норм, ценностей в отношении культуры.

В данном процессе, как свидетельствует анализ литературы, необходимы:

- комплексный, обеспечивающий всестороннее развитие личности подход, учитывающий последовательность педагогических функций развития, воспитания, образования;

- программа, главной целью которой является воспитание культуры студенчества, духовное обогащение в условиях музейной среды;

- педагогически целесообразное применение комплекса форм работы музеев;

- во-вторых, для реализации задач формирования культурного опыта студентов необходимо целенаправленное использование как учебного процесса в вузе, так и внеаудиторной деятельности;

- в-третьих, поскольку музей, являясь социальным институтом, используя различные каналы музейной коммуникации, культурно-образовательные программы, а также индивидуальный подход, соответствующий возрасту и социальному статусу посетителя, способствует формированию культурного опыта личности, то его посещению должно уделяться особое внимание при определении содержания и организационных форм.

На основе проведенного анализа сделает ряд выводов: Освоение социально-культурного опыта человеческого общества, выраженного музейными средствами, является важным условием становления и развития собственных взглядов личности, важным фактом ее социализации.

Музеи способствуют становлению особого мировоззрения человека с высшим образованием, чувствующего свою причастность к культурному наследию. Успешность этого процесса определяют образовательный уровень и прошлый культурный опыт, как самого студента, так и готовность музея в доступной и увлекательной форме вооружить студентов определенным объемом информации и подготовить его к осознанному восприятию музейной экспозиции.

Решение такого круга педагогических задач указывает на целесообразность использования диалога в образовательном пространстве музея, постижении музейного языка.

Путями формирования культурного опыта студентов в музейной образовательной среде являются информирование, вовлечение в процесс познания сущности рассматриваемого феномена, создание условий для их включение в научно-исследовательскую, охранно-защитную, культурно-просветительскую, социально-преобразующую деятельность.

 

АВТОР: Субботина О.В.