24.03.2012 6707

Ведущие предпосылки и тенденции развития профессионального образования

 

Переход к рыночной экономике обостряет актуальность проблем качественного профессионального обучения в системе профессионального образования и повышает социально-экономико-педагогическую значимость профессиональной адаптации, поскольку от этого зависит отношение к профессии и к учению, качество знаний, умений и навыков, устойчивость профессиональной направленности личности.

Тенденция замедления экономического роста и застойные явления в обществе России могут получить позитивное разрешение на основе всестороннего развития личности студента: не просто совершенствование его профессиональной подготовки, а всестороннее и гармоничное его развитие, обеспечивающее высокую степень трудовой активности, предприимчивости, мобильности и адаптации к быстро меняющимся условиям рынка, т.е. выпускники вузов должны стать саморазвивающимися личностями. Для этого необходимо развивать у обучающихся умение пополнять свои знания, учиться думать, делать самостоятельные выводы на базе конкретных знаний, формировать навыки преобразующего интеллекта, который позволит им стать конкурентоспособной личностью.

Творческие способности составляют единую систему, которую в целом можно назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.

С.Я. Братышев, B.C. Безрукова, Б.Т. Лихачев и др. отмечают, что признание ведущей роли образования в развитии общества и личности изменило взгляды на понятие «образование», которое долгое время отождествлялось с организованным и длительным процессом обучения в специальной системе, создаваемой для определенных целей. В современной трактовке под образованием понимается все, что имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем освоения системы знаний, развития умений и навыков, опыта творческой деятельности.

Функциональный подход к образованию (Л.В. Бабух, B.C. Гершунский, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, В.А. Сластенин и др.) позволяет рассматривать его в разных смысловых плоскостях: как ценность, как систему, как процесс, как результат.

В мировой практике сложились различные модели образования, однако, независимо от модели образовательной системы, ее функционирование всегда подчинено определенной цели как ожидаемому результату. В структурной цепочке результативности образования отечественные исследователи выделяют: грамотность, образованность, профессиональную компетентность, культуру и менталитет личности (Б.С. Гершунский).

Современная отечественная система образования является самостоятельной социально-экономической отраслью, которая находится в непрерывной динамике и учитывает в своем развитии не только национальный опыт, но и мировые тенденции.

Наряду с признанием ведущей роли образования в развитии общества и личности стало меняться само содержание понятия «образование». На протяжении длительного времени оно отождествлялось с организованным и длительным процессом обучения в начальной, средней, высшей школе, т.е. в специальной системе, созданной для реализации целей образования. В законе РФ «Об образовании» - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней - цензов. В расширенной трактовке под образованием понимается все, что имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.

Приведенные определения позволили В.И. Горовой, Л.Н. Харченко обозначить образование в плане социокультурного феномена, выполняющего разнообразные социальные и культурные функции:

- Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

- Образование есть практика социализации человека и преемственности поколений.

- Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

- Образование - процесс трансляции культурно оформленных образов человеческой деятельности.

- Образование - способ развития региональных систем и сохранения национальных традиций.

- Образование - социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

- Образование - активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Использование функционального подхода к образованию, обоснованному Л.В. Бабухом, Е.П. Белозерцевым, B.C. Библером, Б.С. Гершунским, С.Ф. Егоровым, А.Ф. Лосевым, В.В. Розановым, Н.С. Розовым, Е.В. Семеновым, В.А. Сластениным и др., рассматривают его в разных смысловых плоскостях: образование как ценность; образование как система; образование как процесс; образование как результат.

Разнообразное толкование понятия «образование» вовсе не означает нарушения его целостности, а отражает природу его многоплановости, многоаспектности и многофункциональности, возможность акцентирования внимания на тех или иных его сторонах. Обращение к сущностной характеристике образования позволяет выявить его не только системообразующее ядро, но и главную миссию - вхождение человека в культуру. Отсюда целями образования являются и культурные ценности, к которым в процессе образования приобщается человек.

Начиная с 60-х годов XX в., российская культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, толерантности, уважения личности, которые долгое время не транслировались педагогикой в образовательную практику. В связи с этим возникла необходимость в таких философско-педагогических идеях, которые могли стать методологией новой педагогики.

Одной из таких идей определилось выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как субъекту познания, общения, творчества. В практическом плане ее решение было связано с рассмотрением аксиологических (ценностных) аспектов образования.

Аксиологический подход в качестве методологической основы современной педагогики рассматривает образование как социально-педагогический феномен, который получил свое отражение в основных его идеях: универсальность и фундаментальность гуманистических ценностей, единство целей и средств, приоритет идеи свободы.

Исходя из аксиологических идей, высказанных исследователями (Г. И. Аксенова, И. Н. Андреева, Д. Ю. Ануфриева, Ю. В. Варданян, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Л.С. Подымова, В.А. Ситаров, В. Э. Тамарин, А. Н. Ходусов, Е. Н. Шиянов, А. И. Шутенко и др.), Л.Н. Харченко выделяет культурно-гуманистические функции образования: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций.

Как показало наше исследование, именно гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания.

Опыт философско-антропологической рефлексии приводит к выводу, что содержание образования должно отражать важнейшие измерения бытия человека и его деятельности в природе, обществе и культуре и, особенно, - в сфере образования. Сущностная характеристика такого отражения - целостность картины мира и человека в нем, достигаемая комплексом различных дисциплин, взаимодействующих на базе философско-антропологической методологии. При этом вектором ориентации является феномен образования как подсистема социума, «вписанная» в мета систему культуры, которая осваивается, к примеру, будущими учителями в историко-культурном контексте и современных формах как закономерный процесс социализации человека.

Если иметь в виду педагогическое образование, то логическим центром его содержания выступает идея универсальности знаний о человеке в его взаимосвязях с природой, обществом, культурой.

Решение этих задач возможно только при культуро образующем характере содержания образования, в котором должны быть целостно и гармонично представлены ценности материальной и духовной культуры, науки, ведущие сферы искусства, экономическая культура и культура труда, политическая, правовая, коммуникативная культура и т.д. Важнейшее значение имеет физическая культура, как исторически детерминированная сфера общей культуры и истории человечества.

Практика показывает, что не всякая деятельность, с точки зрения содержания и технологии, обеспечивает достижение положительных результатов в образовании личности. Наилучший результат можно достичь только в том случае, если для этого созданы оптимальные условия. Иначе говоря, человек в период своего становления должен быть помещен в определенные условия, обеспечивающие всестороннее развитие его личности, воспитание ее с учетом индивидуальных особенностей и в соответствии с социальной программой. В совокупности всю систему этих условий и средств, включая ее процессуальную и результативную стороны, называют системой образования. Коллективный же процесс, именно коллективный и двусторонний, имеющий предметом и целью всестороннее развитие личности и развитие самой системы, обеспечивающей формирование личности, именуется образованием или воспитанием (в широком смысле этого понятия). Воспитание выполняет роль направленного развития членов общества в соответствии с целями общества (ее идеологией, в основе которой лежат определенные принципы), а также интересами и потребностями личности. Воспитание организует жизнь и деятельность подрастающего поколения: отбирает из окружающих условий те средства и тот материал, которые необходимы для его развития; нейтрализует отрицательные условия, негативно влияющие на развитие личности; изменяет влияние среды.

Следовательно, образование, как и воспитание в широком смысле слова - это институт передачи накопленного опыта в виде знаний, умений и навыков и воспитания качеств личности; типологических свойств поведения человека, которые детерминированы исторически; индивидуальными способностями и результатом. В узком смысле понятие «образование» можно определить как процесс передачи знаний, касающийся различных сфер жизнедеятельности общества, а понятие «воспитание» - как процесс формирования жизненно важных знаний и качеств личности, обеспечивающих ее адаптацию к окружающей социально-природной среде. При употреблении словосочетания «образовательно-воспитательный процесс» подчеркивается единство, взаимосвязь, взаимообусловленность и целостность двух основных компонентов данного феномена человеческой деятельности (Г.М. Соловьев). Словосочетание «учебно-воспитательный процесс» практически идентично понятию «образовательно-воспитательный процесс», при использовании его акцентируется ведущая роль учебной деятельности в целом образовательном процессе.

На современном этапе система высшего профессионального образования играет все большую роль в жизни общества. Под профессиональным образованием сегодня понимают «процесс становления и развития личности человека». Как отмечает A.M. Новиков, одной из основных целей профессионального образования является создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации или, в необходимых случаях - переквалификации, для включения человека в общественно-полезный труд в соответствии с его интересами и способностями. Причем для каждого конкретного человека его профессиональное образование (по мнению A.M. Новикова) выступает в двух ипостасях:

- как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку в наибольшей мере человек раскрывает свои способности в труде и в первую очередь - в профессиональном труде;

- как средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается как субъект на рынке труда.

Усиление роли профессионального образования в жизни общества, видимо, и обусловило увеличение числа работ педагогов и психологов по проблемам психологии, педагогики и дидактики высшей школы. Как отмечает известный исследователь проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий, к основным тенденциям его развития относятся следующие:

- все более глубокое осознание каждого образовательного уровня как органической части системы непрерывного образования, решение проблемы преемственности различных ее ступеней;

- компьютеризация и технологизация обучения;

- переход от информации к активным методам и формам обучения с включением в деятельность обучающихся элементов проблемности, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы - переход от школы воспроизведения к школе понимания, школе мышления;

- переход к активизирующим, развивающим, интенсифицирующим, игровым способам организации учебного процесса;

- переход к такой организации взаимодействия педагога и обучаемого, при которой акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность обучаемого.

Из вышеперечисленных тенденций наиболее важной и значимой для многих специалистов представляется деятельностная направленность профессионального образования. Как отмечает A.M. Новиков, длительное время российская (советская) общеобразовательная и профессиональная школы находились на позициях гностического, так называемого «знаниевого» подхода - основной образовательной задачей считалось формирование у учащихся, студентов прочных систематизированных знаний (умения и навыки всегда выступали второстепенными компонентами по отношению к знаниям). Сейчас акцент меняется - от гностического подхода - к деятельностному, а основная цель образования рассматривается теперь как формирование способности к активной деятельности, к труду во всех его формах, и в том числе, к творческому профессиональному труду. Это, в частности, означает, что сами знания из основной и единственной цели образования превращаются в средство развития личности обучаемых.

В этой связи предпринимаются попытки предложить новое понимание целей подготовки педагогических кадров, например, с позиции личностно ориентированного образования. Однако за словосочетанием «личностно ориентированное образование» скрываются довольно разные представления на его содержание, которые обусловливаются, прежде всего, тем, что вкладывается в понятие «личность».

Личность выступает объектом изучения психологии (персонологии), предметом изучения философии, социологии, педагогики, и в каждой из этих наук существуют трактовки этого понятия. В психологии, в частности, разработано более 70 теорий личности. По большому счету на базе каждой из них может быть построена модель личностно ориентированного образования. Поэтому говорить о таком образовании без раскрытия того, что понимается под определением понятия «личность», «развитие», «деятельность» - значит, ничего не сказать.

Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова - Славская, А. Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейн и др. отмечают в своих трудах, что из всех проблем, с которыми сталкивалось человечество в своем развитии, наиболее сложной является проблема самого человека. Во многих науках сегодня широко используется понятие «личность», а в отечественной психологии сложились разнообразные подходы к изучению личности. В то же время к настоящему моменту в науке сложилось и общее представление о личности как эпицентре индивидного и социального. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес, врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.

Анализ литературных данных показал, что личность имеет разные уровни проявления. К высшему уровню личности исследователи относят направленность, которая в концепциях личности рассматривается как: динамическая тенденция (С.Л. Рубинштейн), смысло образующий мотив (А.Н. Леонтьев), доминирующее отношение (В.Н. Мясищев), основная жизненная позиция (Б.Г. Ананьев), динамическая организация сущностных сил человека (А.С. Прангишвили). Установлено, что направленность, так или иначе, выявляется в изучении всей совокупности психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивов, идеалов, взглядов, убеждений, мировоззрения и пр. Ряд исследователей придерживаются определения направленности как индивидуально неповторимой композиции и внутренней иерархии основных потребностей человека, считая важным в характеристике направленности то, какие из потребностей занимают ведущее положение и сколь длительное время.

Обращение к сущности понятия «профессиональная направленность» показало, что она проявляется в сферах разных профессий и в зависимости от их особенностей имеет соответствующие объектно-предметные характеристики. Е.А. Климовым разработана схема таких характеристик, согласно которой объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность, направленная на его развитие, воспитание и обучение. Таким образом, педагогическая направленность есть разновидность профессиональной, и отличается своим предметно-объектным содержанием. Нет единства взглядов ученых на проблему сущности и структуры профессионально-педагогической направленности, однако практически все исследователи сходятся во мнении, что педагогическая направленность - это профессионально значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности и обусловливает ее индивидуальное и типичное своеобразие.

Образовательный процесс в вузе детерминирован социальным заказом государства на подготовку специалистов, что формирует требования к ним в процессе обучения. И тогда обучение в вузах определяется действием закономерностей трех уровней: социального, собственно педагогического и индивидуального. Вопросы профессионализма в настоящий момент приобретают особое значение для высшего образования с позиции профессионального самосознания, самоопределения, самореализации; требований к содержанию и методам работы с информацией; роли профессиональных факторов в формировании мастерства, выработки профессиональных требований; способов обучения по специальности. К настоящему времени в педагогике и психологии сложилось несколько концепций обучения будущих специалистов - акмеологическая, ассоциативно - рефлекторная, управляемого усвоения, проблемно-деятельностная (П. К. Анохин, Б. Г. Ананьев, А. В. Барабанщиков, A.M. Воробьев, Т.В. Габай, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, А.И. Каменев, В.В. Офицеров, И.П. Павлов, СЛ. Рубинштейн, Ю.А. Саморин, И.М. Сеченов, И.Ф. Талызина, Л.Н. Уваров).

В этом плане В.И. Горовая к основным качествам личности специалиста нового типа, работающего в любой области относит: «высокий профессионализм, интеллигентность, социальную зрелость и творческое начало; образ и образец культуры, реализуемый в индивидуально-творческой деятельности».

В педагогической литературе широко распределено понимание личности как носителя неповторяемого ансамбля свойств и качеств. В этой связи при определении целей профессионального образования различают общие личностные и профессионально значимые качества. Между тем в научно-литературных источниках разные авторы называют несколько сотен различных качеств, которые признаются важными для успешной профессиональной деятельности.

В.В. Давыдов, разводя понятия индивида и личности, отмечает: «Личностью обладает творчески («свободно») и талантливо действующий человек, создающий новые формы общественной жизни». Учитель, не работающий над собственным развитием и не участвующий в инновационной деятельности, обладает индивидуальностью и является субъектом педагогической деятельности, но личность в нем умерла. Нет творчества, нет личности, есть субъект репродуктивной деятельности, а личности нет.

Понятие личности как субъекта творческой деятельности предполагает также ценностное отношение человека к собственному развитию. Развиваясь как субъект деятельности, человек становится все более универсален, а значит, свободен в выборе целей и способов их достижения. Наивысших ступеней свободы он добивается, когда главной ценностью для него становится само развитие и развитие мира, когда он способен рефлексивно относиться к своей деятельности и выходить за ее границы. В этом отношении предполагается, что модель выпускника педвуза должна определять требования к его подготовке как субъекта минимум четырех видов деятельности: педагогической, инновационной, самоуправление коллективом, саморазвитие.

Существует мнение и о том, что ориентация на личность необходима, но при этом не менее важным является определение того, в каком и для какого общества она воспитывается. Исходя из этого, рекомендуется говорить о приоритетах и гармоничном сочетании четырех основных подходов к образовательной деятельности: социально ориентированном, содержательно ориентированном, процессуально ориентированном и личностно ориентированном. По этой причине, отмечает В.И. Беляев, можно лишь условно согласиться с модным сейчас термином «личностно ориентированное обучение». По его рассуждению значительно точнее было бы говорить о социально и личностно ориентированном воспитании и обучении при условии, если это обучение опирается на вполне определенную содержательную основу (купьтуроемкую, культуро насыщенную) и реализуемую посредством использования традиционных и инновационных технологий. Речь идет, таким образом, о гармоничном сочетании всех подходов с опорой на приоритетный. Предметная ориентация в данном случае трактуется как культуро содержательная и культуро творческая, а процессуальность и технологичность - как способы воспроизводства культуры в личности.

В этом плане С.Л. Рубинштейн впервые определил и в дальнейшем разработал философский, педагогический и психологический аспекты деятельностного подхода. Им дано не только общее понимание деятельности, но и показано соотношение деятельности и личности. С.Г. Геллерштейном выдвинута идея создания профессиографии - науки о связи между профессией и структурой личности. А.С. Шафранова разработала карту профессиональной характеристики, которая выявляет важнейшие моменты, обусловливающие овладение конкретной профессией. Автор устанавливает через предварительную профессиональную подготовку параметры пригодности к профессии в контексте развития личности.

В свете сказанного интерес представляют и идеи А.Н. Леонтьева. Он отмечает, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения, которые и характеризуют личность, при этом виды и формы деятельности в процессе жизни человека развиваются.

Н.В. Кузьмина отмечает, что личность педагога, с одной стороны, является результатом самовоспитания и саморазвития, а с другой -результатом тех педагогических систем, в которых он получил общеобразовательную, специальную и профессиональную подготовку. Определяя факторы достижения высоких результатов педагогического труда, она выделяет главные среди них: тип направленности как свойство личности, обусловленное потребностью в достижении того или иного результата; уровень способностей; структуру профессионально-педагогической компетенции; системообразующий фактор профессионализма личности преподавателя, как образ результата и потребность в его достижении.

H.И. Рейнвальд, рассуждая о модели специалиста, акцентирует внимание на том, что основной задачей вузов является удовлетворение потребностей страны в специалистах высшей квалификации и активизация этой деятельности невозможна без четких представлений о том, какими именно гражданскими качествами должны обладать выпускники высшей школы. Указывая на неразрывную связь ожидаемого результата и путей его достижения, Н.Ф. Талызина отмечает: «Проблема модели специалиста является ключевой для определения как учебных планов, так и учебных программ». В данном контексте вырисовываются, по меньшей мере, три условных проблемы:

- Проблема сочетания в модели специфических профессиональных требований с требованиями формирования общих личностных качеств (включая мировоззренческую гражданскую направленность, без которой профессионал любого профиля на современном этапе не сможет удовлетворительно выполнять свои функции).

- Проблема учета в модели специалиста не только статических компонентов - свойств личности, необходимых для представителей всех специальностей на всем протяжении их профессиональной деятельности, но и динамических - меняющихся в связи с развитием науки и технологических систем во всех сферах общественного производства.

- Проблема организации управляющих воздействий, способных обеспечить интенсивную и нравственно-здоровую, а также материальную заинтересованность, как преподавателей, так и студентов в максимально успешном освоении избранной специальности.

- Проблема формирования профессиональных качеств будущего специалиста актуализируется и другой точкой зрения. Она включает и такие положения, как:

- Выпускаемые вузами специалисты смогут решить задачи, встающие перед обществом на пороге XXI в., лишь поднявшись на уровень глобальных проблем и общекультурных ценностей. Это по плечу лишь тем, кому присуща высочайшая культура и подлинный гуманизм. Поэтому модель специалиста должна включать узкопрофессиональные знания и умения, а также основные свойства личности, гармоническое развитие которых лежит в основе нравственного здоровья и высокой духовной энергии.

- Все более актуальной становится разработка динамических моделей специалиста, как рост значимости нравственных, гражданских качеств личности, так и процессов интенсивного развития науки и технологий во всех сферах общественного производства.

- Цели высшего образования могут и должны быть выражены в измеряемых величинах по научно обоснованным параметрам психологической структуры личности и деятельности студента (как учебной, так и будущей профессиональной).

Таким образом, теоретический анализ предпосылок и тенденций развития профессионального образования показал, что процесс подготовки кадров до настоящего времени является одним из сложных видов деятельности, остается не до конца изученным и определенным как по содержанию образования и его качеству, так и в отношении основных компонентов, составляющих профессионально важные качества личности будущих специалистов. Не оспорим и тот факт, что в структуре их профессионализма особое место должны занимать социально-духовные ценности. Именно они, на наш взгляд, являются основой любой деятельности человека и, в частности, профессиональной: они мотивируют ее, активизируют и превращают процесс труда в творческую работу и, что самое ценное, актуализируют духовный смысл производственных отношений в обществе и обеспечивают их результативность.

Хотя и сегодня профессиональное образование остается во многом таинственным процессом, обусловленным неповторимой индивидуальностью студентов, можно уже изучать, оценивать, выбирать и улучшать образовательные технологии, что в полной степени относится и к физической культуре как технологической системе, посредством которой могут успешно решаться задачи социально-духовного становления профессиональных кадров. Эта проблема имеет социальную и научную значимость, недостаточно изучена и требует своего решения.

 

АВТОР: Тарасенко И.Р.