29.03.2012 8329

Особенности формирования коммуникативных компетенций при изучении иностранного языка

 

Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие обучаемого и обучающегося, учащегося и средства обучения и т.д.), способствует созданию благоприятной для студента обучающей и воспитывающей среды.

Смысл профессионально-личностного становления будущего специалиста - постоянно совершенствовать образование, искать ответы на вечные вопросы воспитания и смысла жизни, уходить от соблазна покоя и равнодушия, стремиться быть интеллигентным человеком, как бы сложно это не было. В наше время понятие «интеллигентность» переживает период интерпретации, высвечивания новых смыслов, освобождения от «старомодности» и негативного к нему отношения. Интеллигентному человеку сейчас нужен не просто ум, а мудрость, соответствующая сложности современной эпохи, как «синтез исходной правды мировоззрения и философской рефлексии». Это поможет будущему специалисту не уходить от вопросов «быта и бытия», находить «золотое сечение» между духовным и материальным, брать на себя ответственность за свои идеи, «быть деятельным участником своих истин».

В процессе перехода общества на качественно новый уровень - меняется ведущий социальный тип личности, как и сам характер человеческих отношений, ценностные ориентации людей. В условиях плюрализма форм социальной жизни объективно пробивает себе дорогу наиболее жизнеспособные тенденции. Начинает формироваться новая модель жизнедеятельности, в центре которой находится личность, способная ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах и отвергающая жестко запрограммированное поведение в строго фиксированной системе координат. Вариативность ситуаций прямо обуславливает возвышение социального типа, более адекватно соответствующую требованиям времени. Для него характерна инициатива, образованность, профессионализм, опора на собственные силы.

Как отмечает В. Пузиков, все это определяет новое качественное состояние специалиста, и можно отнести данные характеристики к числу стратегических ценностей, которые, наряду с предприимчивостью, позволяют преодолевать индивидуальный психологический барьер, неопределенность в жизненной перспективе, упорядочить всю систему жизнедеятельности.

Какими параметрами можно обозначить качество подготовки специалистов в вузе? Каковы структурные и содержательные составляющие качества образования в условиях динамично меняющейся социальной, технологической и информационной реальности?

- Абдулина предлагает следующие факторы, от которых зависит качество профессиональной подготовки специалистов:

- Качество образования определяется «исходным материалом» - уровнем знаний, умений и навыков обучаемых;

- Синхронность взаимодействия средней и высшей школы;

- Преемственность ступеней профессионального образования;

- Качество учебных программ, учебников и пособий, методологического сопровождения (обеспечения) и самого уровня преподавания;

- Обеспеченность материально-технического оснащения учебного процесса;

- Качество обучающего - профессиональный уровень преподавателя, поддерживаемый непрерывным самообразованием и повышением квалификации, научно - поисковой и инновационной деятельностью;

- Организация учебного процесса и управление вузовской деятельностью, обеспечивающие условия и возможности студенту получить максимальный объем высококачественных и хорошо усвоенных знаний;

- Подготовка студентов к «выживанию» на рынке труда;

- Способность выпускников - специалистов определенного профиля и уровня квалификации - создавать ситуации самовостребованности, готовить рабочие места «для себя», самостоятельно управлять собственным выбором действия и находить сферу применения своих профессиональных качеств;

Востребованность - многоуровневый социальный заказ на специалистов: государственный (федеральный), региональный, межведомственный, социально-групповой, личностный, глобальный (международный);

Соответствие качества подготовки специалистов мировым стандартам.

Качественная подготовка предполагает:

- глубокое погружение в предметную область знаний, овладение способами «проникновения» в изучаемую сферу познания;

- формирование механизма внутренней потребности и нарастающего интереса к познанию неведомого;

- изучение мотивации к творческому характеру преподавания и обучения;

- определение стимулов, формирующих навыки и умения самостоятельной работы студентов.

На вузовском уровне образование можно рассматривать как процесс предоставления образовательной услуги. Услуги своеобразной, специфической, однако, в целом позволяющей использовать отработанные механизмы ее анализа и управления качеством. Главная цель государства при обеспечении образовательного процесса в условиях рыночной экономики - повышать культурный, нравственный уровень общества путем воспитания зрелых, активных, всесторонне-развитых членов общества, обладающих чувством патриотизма, владеющих интеллектуальным потенциалом. Главная задача предприятий как потребителей продукции вуза - получить специалиста, который с минимальными для предприятия издержками смог бы включиться в производственный процесс. Какие возможности существуют у обучающего (личности) оценить качество своей подготовки? В. Логачев предлагает два пути в решении этого вопроса. Первый - это обратиться к общеобразовательному стандарту, где в общих чертах расписаны требования к уровню подготовки специалиста. Однако, можно предположить, что из-за специфики предоставления образовательной услуги, когда ее результат зависит от усилий двух сторон - оказывающей услугу и потребляющей услугу, провести контроль соответствия фактического уровня обученности требованию стандарта, можно, вероятно, путем статистической обработки результатов обследования большой выборки студентов. Второй путь - на себе испытать степень востребованности данной специальности как выпускника данного вуза.

Система качества способствует введению вузом в практику постоянную оценку и определение степени удовлетворенности обучающихся.

Качество подготовки специалиста неразрывно связано с соответствием его практический деятельности ожиданиям общества, с требованиями профессиональной среды. Формирование специалистов, чьи профессиональные и личностные качества получат спрос на рынке труда, - главная цель высших учебных заведений.

Как пишет В.Г. Кинелев, в подготовке специалистов с высшим образованием нужно учитывать две противоположные тенденции - фундаментальную и профессиональную, которые, однако, должны дополнять друг друга. Приобретенные фундаментальные знания могут найти полезный выход в практической деятельности, только при условии определенного уровня профессионализма. И наоборот, процесс профессионализма может остановиться, если не хватает фундаментальной подготовки Необходимым аспектов последней, имеющим долговременное влияние на развитие специалиста, - отмечает В.Д. Шадриков, являются не только теоретические знания по тем или иным учебным дисциплинам, но и влияние этих дисциплин на развитие профессионально важных качеств. Таковыми, безусловно, являются не только личностные свойства. Многое зависит от того, о каких профессиях и специализациях идет речь. Так, для некоторых видов деятельности важны свойства нервной системы (некоторые виды труда в экстремальных условиях - профессии 2-го типа, по К.М. Гуревичу). Однако для большинства специалистов с высшим образованием важно учитывать именно личностные качества. В них сконцентрирован потенциал человека, своеобразно обобщена вся его жизнедеятельность, «аккумулирован» его жизненный опыт. Поэтому, развитие личности в процессе образования следует рассматривать как существенный аспект его фундаментализации.

Бессмысленно искать какой-то универсальный набор «самых важных» свойств выпускников вузов и будущих специалистов: каждый высококвалифицированный труд многогранен с точки зрения требований к работнику. При этом система этих свойств своеобразна для разных профессий. По данным исследований, проводимых Б. Коссовым, Е. Гуртовой, существует совокупность 18 двухполюсных личностных свойств, разная системная организация которых способна удовлетворительно дифференцировать мнения экспертов-профессионалов о требованиях к представителям разных типов профессиональной деятельности. Таким образом, в развитии личности специалиста черты фундаментализации и профессионализации образования представлены диалектически.

Вопрос о том, каким образом разные учебные дисциплины способствуют развитию личности является актуальным с точки зрения проблем научно-методического обеспечения системы образования и мониторинга ее состояния. По данным исследований, проводимых по методике СОГН («сравнение оценок гуманитарных наук») важную функцию в вузах в значительной степени выполняют гуманитарные дисциплины, в частности, педагогика, психология.

Можно сделать вывод, что главным и системообразующим фактором влияния учебных дисциплин на сознание студентов является личность в целом, связанная с развитием сфер, а также с фундаментальностью образования. В главный блок модели значимости факторов входит и уровень знакомства с учебными дисциплинами: чем это «знакомство» ближе (а уровень познания - выше), тем больше влияние наук и учебных предметов на развитие личности. Следует отметить, что волевому развитию личности придается скромное значение.

Актуальность учебной дисциплины, направления подготовки специалиста в настоящее время в ряде случаев осознается и высоко оценивается студентами, сейчас они отдают предпочтение профессиям, связанным с экономикой, юриспруденцией, иностранным языком. Однако, нередко выбор специальности является инерцией мышления абитуриента. Примером может служить имеющийся в настоящее время бум абитуриентского спроса на финансово-экономические и юридические специальности. Между тем рынок труда здесь уже достаточно насыщен. Тем не менее абитуриенты упрямо проявляют интерес именно к ним. Четкое представление о различных сторонах предстоящей работы и об уровне своей подготовки к ней во многом определяет устойчивость мотивов студентов и степень их реализации. Очевидно, следует согласиться с линией Т.Э. Петровой, которая утверждает, что сказывается и изменение социального состава студентов: «с появлением «коммерческого» набора на вузовскую скамью пришли обеспеченный, уверенные в правильности выбора специальности и соответствии ему своих способностей молодые люди». Какие же цели будущей профессиональной деятельности являются для студентов приоритетными в настоящее время? На первое место ставятся мотивы заработной платы и самореализации, повышение познавательно-творческого уровня и профессиональной компетентности специалиста. Как указывает Ф.Г. Хайруллин, молодые люди считают, что сейчас появилось больше возможностей использовать свои знания и способности.

Любой профессиональной логике предшествует система мировоззренческих образов. Эти образы могут и должны оказывать стимулирующее и мотивационное воздействие на будущего специалиста. В 90-х годах термин «специалист» стал часто соседствовать с «деловым человеком». Высокую ценность получает понятий «успех» - «успех в деле».

По данным социологического опроса, на вопрос каким должен быть современный деловой человек студенты выражали мнение: он должен обладать: высоким профессионализмом, работоспособностью, готовностью к риску, принципиальностью. В связи с переходом страны к рынку, отношение к приобретению высшего образования становится более прагматичным среди студентов растет понимание необходимости знания языков, умение работать с компьютерами, владения искусства менеджмента - всем тем, что даст им возможность конкурировать на рынке труда. Современная ситуация такова, что «требует от специалиста высоких адаптивных способностей, которые в складывающихся условиях порой имеют даже большее значение, чем профессиональная компетентность» - пишет А.Б. Курлов.

Советская модель всесторонне развитой личности не акцентировала внимание на развитие личностных особенностей, индивидуальности человека, развитие которой не поощрялось, более того, ставилась обратная цель - устранить индивидуальные особенности. И, как следствие, уже в начале 90-х годов в структуре жизненных ориентации молодых людей, ориентация на всестороннее развитие личности начинает занимать не самое последнее, но и не главное место.

Интересны в этом отношении размышления Керка Ректора, американского аналитика, который делится тем, какое впечатление произвели на него русские бизнесмены и чем они отличаются от американских. «По сути, - пишет он, - все люди одинаковы в том, что они хотят успеха и благополучия. Но если говорить о разнице, то она заключается в разном мышлении, различных ментальных установках. В Америке бизнесмены не имеют проблем с возможностью самовыражения, она воспитывается с детства. В России самовыражение воспринимается как самоутверждение, эгоизм в негативном смысле». Керк Ректор считает, что возможность для человека использовать свой потенциал, реализовать и почувствовать свое «я», можно занимаясь любимым делом, в данном случае - бизнесом.

Данные социологических исследований за последние 5 лет говорят, что возрастает значимость в глазах студентов «качественного образования», обеспечивающего конкурентность выпускников, эти данные говорят о том, что новое поколение россиян выбирает «успех через образование».

Следует отметить, что составляющими жизненного успеха, наряду с хорошим образованием и предприимчивостью, студенты считают способности, которые при умелом выборе специальности во время обучения в вузе могут обеспечить личности прочный фундамент постоянного саморазвития и самосовершенствования в целях успешного существования в динамично изменяющейся социально-экономической реальности.

Как известно, процесс социализации разворачивается последовательно, в соответствии с психофизиологическим развитием человека, и происходит на протяжении всей его жизни, но особенно активно в юношеские годы, т.е. в период обучения в колледже, вузе. Студенческая пора - тот благоприятный период, когда индивид, уже имея представление об определенных культурных нормах общества и сознавая себя как личность со своими интересами, предпочтениями и ценностями «открыт» для сбалансирования интеграции в систему общественных отношений. Социализация личности, рассматриваемая с точки зрения освоения социального опыта в условиях его целенаправленной, специализированной организации (каковой и является обучение в вузе), проявляется как совокупность всех образовательных воздействий. Именно образование, приобщает молодых людей к жизни в обществе путем передачи ему системы ценностей, знаний и навыков. Современная гуманистическая парадигма образования видит путь к раскрытию уникальных потенциальных способностей человека (мыслить самостоятельно и творчески, действовать в нестандартных ситуациях профессионально и гуманно), в индивидуализации учебного процесса, в котором обучаемый выступает в качестве активного агента преобразовательной деятельности, чье субъективное восприятие реальности, в которой протекает эта деятельность, приоритетно по отношению к ее продуктам и результатам. Целью учебной деятельности является не предметный результат (как это происходит в процессе труда), а овладение средствами его получения, в чем и видится несоответствие структуры учебной деятельности задачам подготовки. Сказанное подтверждают, в частности, и нередкие недоуменные высказывания студентов по поводу необходимости изучения того или иного учебного предмета. Если рассматривать обучение как процесс не столько в плане его временной протяженности, сколько с позиции «манеры исполнения» деятельности, - отмечает С.И. Гессен, можно предположить, что как психологическое обоснование мотива деятельности, так и прогноз ее результата должны нести аксиологическую «нагрузку». Иными словами, ориентация на личность обучаемого, а не на структуру организации учебной деятельности позволяет трактовать ее как процесс обретения этой личностью индивидуальности.

В подтверждение этого можно привести слова великого отечественного психолога и философа С. Рубинштейна о том, что социализация личности как результат его полноправного «внедрения» в трудовую деятельность предполагаем наличие не только профессиональных знаний и умений, но и определенного уровня сформированности социально значимых характеристик. Вместе с тем, социальная значимость, будучи понятием идеальным, характеризует освоение личностью только той системы ценностей, которая существует в обществе. Все же, что связано с духовной сферой деятельности человека, относится к его индивидуальному опыту и достигается путем непосредственного взаимодействия личностей учителя и ученика.

В гуманистической парадигме образования, где личность рассматривается как высшая ценность, действует коллегиальная модель, когда каждый участник учебного процесса с его уникальным опытом и субъективными переживаниями в ходе совместной учебной деятельности обогащается новыми личностно-социальными качествами, приобретаемыми в результате соответствующих образовательных инноваций. Коллегиальная модель позволяет выявить индивидуальные предпочтения студентов, обеспечить «обратную связь», свидетельствующую об адекватности дидактических средств способностям обучаемых, сделать реальные шаги к творческому освоению профессиональных знаний, а также содействовать нравственному становлению личности: подлинным субъектом деятельности человек становится лишь отражаясь в другом, в другой личности в условиях тесного взаимодействия.

Итак, гуманистическая ориентация учебной деятельности заключается в том, что главным в образовательной практике становится не овладение содержанием учебного предмета, а интерес обучаемого; его адекватная деятельность по овладению знаниями, а не насыщение разнообразной информацией, результатом личностной ориентации образования должен стать такой подход, чтобы, по утверждению С.И. Гессена, «возвысить личность до подчинения нравственности», трансформировать учебную работу в творческую. Воспитательная практика вузов, развивающая творческие способности студентов, должна постоянно иметь в виду жизнеутверждающие факторы - формирование личности, способной успешно преодолевать любые трудности, отчаяние, неверие, способной заботиться не только о себе, но и о других.

Для обеспечения высокого образовательного потенциала выпускников необходимо постоянно анализировать состояние учебного процесса, выявлять причины возможного снижения качества профессиональной подготовки и намечать пути их устранения.

Непосредственное влияние на формирование интереса у студентов к своей будущей профессии, как показывает опыт работы в вузе, оказывает максимальное вовлечение обучающихся в практическую профессиональную деятельность, потребность в профессиональном самосовершенствовании. Для того, чтобы этот процесс приобрел систематичный характер, мы учим будущего специалиста, выпускника неязыкового вуза, использовать в своей будущей профессиональной деятельности образец, на который он ориентируется еще в стенах учебного заведения. Умение студента увидеть компоненты, из которых складывается профессионализм идеала, раскрыть взаимосвязь между ними, выявить условия их возникновения и развития позволяет сделать процесс самосовершенствования целенаправленным и планомерным. Вот какие высказывания студентов III-IV курсов во время их педагогической практики можно привести: «на практике я убедилась, что преподаватель на уроке добивается успехов в обучении учащихся глубоким знанием своего предмета», «способность педагога выходить из конфликтных ситуаций помогает ему устанавливать дружеские отношения с учениками». Идеал, выбранный студентом для подражания, привлекает его высоким уровнем интеллекта, широким кругозором, умением общаться с аудиторией, наличие высокого профессионально-личностного статуса. Студент ставит цель - развить в себе подобные качества. Для самосовершенствования мы рекомендуем студентам чтения специальной, психолого-педагогической и методической литературы. Студенты под руководством преподавателя для выработки у себя профессиональных качеств и умений, составляют программу по их воспитанию и развитию.

Программой определяются знания, умения и навыки, которые хочет развить студент, подбирается литература, с помощью которой это можно сделать. Изучая ее, будущий специалист соотносит теоретический материал с практической деятельностью, раскрывает причинно-следственные связи между явлениями, событиями. Подобному анализу подвергаются все составные компоненты будущей профессии. После этого личность избирает условия, которые будут способствовать ее развитию. Например, если студент желает развить в себе коммуникативные способности, то он чаще выступает с рефератами, докладами, проводит организационные мероприятия, и таким образом развивает в себе способность взаимодействовать с учащимися.

Для того, чтобы помочь будущему специалисту овладеть навыками профессиональной деятельности, необходимо решить следующие задачи:

- Осознание профессионально-личностных качеств, которыми должен обладать специалист.

- Самопознание и самоанализ собственного уровня развития.

- Определение уровня своих знаний, умений, способностей и степени их соответствия выработанной профессии.

- Нахождение или создание образца для подражания.

- Осознание тех изменений, которые необходимо произвести в себе самом и разработка программы саморазвития

- Воспитание морально-волевых качеств, помогающих добиваться реальных достижений в обладании профессии.

- Самоконтроль за выполнением намеченной программы.

- Анализ конкретных результатов своего труда.

Успех в решении этих задач будет зависеть от степени заинтересованности студента в выбранной профессии. Готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности трактуется как важный аспект целостной готовности к трудовой деятельности, структурированная система качеств личности студента, обеспечивающая эффективное решение профессиональных задач. В составе готовности к будущей специальности выделены мотивационно-личностный, содержательный и деятельностный компоненты. Мотивационно-личностный компонент включает убежденность в необходимости ее осуществления, стремление к ее проведению. В содержательный компонент входят знания основ профессиональной деятельности, ее сущности, задач, принципов и содержания, владения формами и методами ее осуществления. В содержательный компонент входят знания теоретических основ будущей специальности, ее сущности, задач, принципов и содержания, владения формами и методами ее осуществления. К деятельностному компоненту отнесены система умений, необходимых для организации проведения профессиональной деятельности.

Для понимания сущности процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, был проведен анализ технологий, реализующих личностно ориентированную парадигму образования (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, A.M. Саранов).

Н.А. Алексеев определяет педагогическую технологию в рамках личностного подхода как авторскую деятельность педагога по проектированию учебного процесса в рамках определенной предметной области с ориентацией на тип психического развития учащихся и учет личностных возможностей педагога. Е.В. Бондаревская считает, что любая педагогическая технология может стать личностно-ориентированной, если будет отвечать таким требованиям, как сотрудничество, диалогичность, деятельностью - творческий характер предоставление обучаемому необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества. Структурными элементами технологии личностно-профессионального развития будущего специалиста является цель, содержание, диагностика и коррекция. Целью технологии является создание условий для развития «сущностных сил» личности студента, становления его творческой активности и самостоятельности, рефлексии, поиску смысла своей деятельности. Модель современного специалиста представляет собой комплекс следующих показателей:

- наличие теоретических знаний, алгоритмов действий при выполнении функциональных обязанностей в рамках осваиваемой профессии;

- наличие элементарных умений в выполнении функциональных обязанностей в рамках осваиваемой профессии; наличие умений самостоятельно выполнять функциональные обязанности в рамках осваиваемой профессии и элементарных умений в управлении подчиненными в «штатной» ситуации; наличие навыков в выполнении функциональных обязанностей в рамках осваиваемой профессии и умений ориентироваться в необычных обстоятельствах. Описанные выше уровни обученности (компетентности) позволяют диагностично задавать цели профессиональной подготовки специалистов. Для реализации личностно-ориентированного подхода к обучению в вузе, нами использовались возможности информационных технологий обучения. Так специфика процесса обучения иностранному языку на основе информационных технологий заключается в его деятельностной основе, что предусматривает необходимость организации самостоятельной деятельности обучаемых, предоставления каждому достаточной практики в соответствующем виде речевой деятельности, в упражнении по формированию соответствующих навыков. При организации процесса обучения иностранному языку на основе информационных технологий необходимо исходить из общих концептуальных положений педагогических оснований обучения с использованием информационных технологий и обусловленным характером общих тенденций развития образования в мировой практике:

- в основе компьютерного обучения должна лежать самостоятельная практика каждого обучаемого в том виде речевой деятельности, которым он овладевает в настоящее время;

- деятельность обучаемого должна строиться под руководством опытного педагога. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы преподаватель имел возможность систематически отслеживать, корректировать, контролировать и оценивать учебную деятельность студентов;

- самостоятельная учебная деятельность студентов нуждается в эффективной обратной связи как в отношении используемого учебного материала (пооперационная внутренняя обратная связь, обеспечивающая возможность самоконтроля), так и в отношении внешней обратной связи при работе в группах, контактах с преподавателем.

Помимо средств обучения, ориентированных на использование средств информационных технологий, остаются в практике и традиционные средства обучения. Необходимость их использования обусловлена как специфическими функциями, которые передать компьютеру либо невозможно, либо нецелесообразно с психолого-педагогической точки зрения: программы обучения, учебники, учебные пособия, книги для внеаудиторного чтения, наглядные пособия и др. И каждый студент и в отдельности, и все наше государство в целом заинтересованы сегодня в практическом владении иностранным языком, обеспечивающем выход на мировой рынок, приобщения к мировой культуре. Поэтому, в качестве приоритетной цели выступает коммуникативная компетенция. В то же время иностранный язык - это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество. Поэтому из числа способов овладения языком предпочтение отдается тем, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, оттачивают средства ее выражения, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом. Сознательность в обучении общению, по мнению А.А. Миролюбова, - это умение ориентироваться в особенностях аудитории, соотносить с ней задачи, форму, средства своего сообщения, умение прогнозировать его воздействие, возможные реакции аудитории или партнера. Личностно-ориентированный подход к обучению предполагает учет индивидуальных особенностей каждого обучаемого, способствующего интеллектуальному и нравственному развитию личности. Здесь хочется привести высказывание известного американского психолога и педагога Джона Дьюи о том, что можно определить образование как перестройку или реорганизацию опыта, которая расширяет его смысл и увеличивает способность человека выбирать направление для последующего опыта. Речь идет о приобретении опыта каждым индивидом в каждый отрезок его жизни. Другими словами процесс обучения должен быть дифференцированным с учетом природных задатков, способностей и условий социализации в высшей школе. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся, т.е. основные свойства личности обучаемого.

В своих трудах академик И.А. Зимняя пишет, что, студенчество-центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля - профессионала».

Аксиологический концентр высшего профессионального образования в настоящее время переместился с подготовки специалиста как средства обеспечения народного хозяйства трудовыми ресурсами на развитие личности, ее творческого потенциала как средство решения более глобальной задачи, определенной в докладе международной комиссии по образованию XXI века - «дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, свободы и социальной справедливости». Говоря о подготовке образованных, критически мыслящих выпускников вуза, следуют привести основные положения характеристики современного специалиста, среди них такие, как:

- понимание своей ответственности за принимаемые решения, их социальные и экологические последствия, соблюдение норм профессиональной этики;

- осуществлять системный анализ проблемной ситуации; выявлять из неопределенной проблемной ситуации задачу и корректно ее формулировать; выдвигать гипотезы;

- сознательно преодолевать собственную инерцию мышления (т.е. отходить от однажды выбранного взгляда на проблему); вести целенаправленный поиск необходимый научно-технической информации по проблеме и многое другое.

Таким образом, личностная сторона предполагает раскрытие возможностей человека, формирование его мотивов и интересов, воспитание потребностей в процессе целенаправленного взаимодействия преподавателя - и студента. Отсюда - такие требования к будущим специалистам:

- понимание сущности и социальной значимости своей специальности;

- знание законов межличностного общения и умение использовать на практике;

- способность принимать решения и нести за них ответственность.

Задача высшего образования готовить таких специалистов, которые могут быть определены как личностно-ориентированные компетентные специалисты, владеющие умениями профессионального и личностного общения как на родном, так и на иностранном языке. Как влияет личностно - ориентированный подход на постановку целей обучения иностранным языкам? Известно, что под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах. Это возможно только в том случае, если у учащихся будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК).

Личностно-ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение учащихся к культуре страны, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение учащихся в диалог культур. В настоящее время в документах по модернизации высшей школы проектируется достижение функциональной грамотности во владении иностранным языкам, т.е. реальное рабочее владение им, действительно обеспечивающее нашим выпускникам возможность речевого взаимодействия с носителями иностранного языка как в личных целях, так и в целях международного сотрудничества.

Однако, учитывая неодинаковые возможности и способности учащихся, их различные планы на будущее и, соответственно, различные профессиональные устремления, допускаются разные уровни обученности. Таким образом, личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы студентов, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения.

Выступая в качестве новой парадигмы образования, этот подход обеспечивает большую преемственность между вузом и профессиональной деятельностью, и позволяет выпускнику в случае достижения им порогового уровня использовать иностранный язык в своей специальности.

В состав коммуникативной компетенции, основываясь на подходах Е. Ван и Дж. Трима, входят ряд подуровней:

- лингвистическая (языковая) компетенция - способность говорящего произвести на основе преподаваемых ему правил цепь грамматических правильных фраз;

- социолингвистическая - использование и преобразование языковых форм в соответствии с ситуацией общения;

- дискурсивная - достижение связанности отдельных высказываний в значимых моделях общения;

- стратегическая - использование вербальных и невербальных способов для пробелов в знании кода;

- социокультурная - знакомство с социокультурным контекстом, в котором используется язык;

- социальная - желание взаимодействовать с окружающими, чувствовать уверенность в себе, а также поставить себя на место другого.

П.С. Занкин определяет подобные подуровни как специальную компетенцию, профессиональную компетенцию и этноспецифическую компетенцию.

Выделение коммуникативной компетенции явилось результатом понимания того, что коммуникативное поведение личности определяется и направляется социальными и культурными нормами. Говорящий на языке, должен быть способен оценить свою собственную адекватность, соответствие высказывания данному моменту и ситуации. Говоря о коммуникативной компетенции, хотелось бы обратить внимание на ряд моментов. При коммуникативном подходе целого обучения иностранному языку часто является научить человека говорить и действовать так, как это делают говорящие на родном языке, но возникает вопрос: возможно ли это на самом деле. Кроме того, существует мнение, что коммуникативная компетенция в родном языке и культуре, уже развитая у человека, изучающего иностранный язык, ведет к интерференции во время общения с представителями другой культуры. Следовательно, чтобы избежать этого, студент должен стремиться соответствовать нормам нового социума, что может привести к исключению родных для человека социокультурных норм и ценностей. Вышеуказанное является тем более актуальным, что, говоря о культуре как о неотъемлемом компоненте преподавания иностранных языков, нельзя не задаться вопросом: культура какого народа, какого сообщества должна стать объектом изучения? Естественно, что изучая английский язык нельзя не знать и не интересоваться культурой Великобритании и США, но следует помнить и о том, что «... английский язык является сегодня глобальным» и общаться на нем необходимо не только с носителями, но и людьми, для которых он тоже является иностранным или вторым языком».

О.П. Молчанова определяет компетентность следующим образом: «Компетентность - способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать и правильно применять свои знания. Фактически, «компетентность - это способность человека решать проблемы». Очевидно, что поведение человека и то, настолько эффективно решает он стоящие задачи, зависят от его компетентности. Сама же компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственно практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.

Понятие компетентности строится таким образом, что бы оно, с одной стороны, могло ассимилировать новые открытия и разработки, касающиеся человеческого познания и практики, а с другой позволяло определять образовательные требования для каждого типа, профиля, ступени образовательных систем.

Н. Розов определяет следующие аспекты компетентности:

- смысловой - адекватное осмысление ситуации в более общем культурном контексте, то есть в контексте имеющихся культурных образцов понимания, отношения, оценки такого рода ситуаций;

- проблемно-практический - адекватность распознавания ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной обстановке;

- коммуникативный - адекватное общение в ситуациях такого рода и по поводу таких ситуаций с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Человек не может иметь общекультурную компетентность, если не компетентен (в трех названных выше аспектах) в ситуациях, выходящих за пределы его профессиональной сферы. Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную) роль играет, проблемно-практический аспект, то в общекультурной ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты.

Профессиональная компетентность - это способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Преподавание иностранных языков через развитие коммуникативных способностей, социокультурной компетенции - наиболее перспективный подход сегодня.

По мнению В.В. Серикова, речь идет о подготовке действительно широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к разностороннему, целостному видению и анализу сложных проблем жизни общества, способных к поиску новых решений насущных проблем.

Конечную цель образования можно представить в виде проектируемой модели специалиста, включающей в себя, с одной стороны, профессиональную подготовку, а с другой - социально-психологические и духовно-творческие качества личности специалиста, определяющие его способность трудиться в условиях рыночных отношений, добиваться результатов, адекватных требованиям общественного и научно-технического прогресса.

В современных условиях важна ориентация на общечеловеческие, непреходящие ценности. Поэтому в требованиях, предъявляемых к специалистам, выпускникам вуза, содержится коммуникативный элемент, способствующий развитию межкультурных связей и гуманизации межэтнических отношений. Сегодня возникает потребность в овладении не одним, а двумя и тремя иностранными языками.

Общегуманитарная подготовка в профессиональном образовании исходит из высоких требований, предъявляемых к личности выпускника высшего учебного заведения. Выпускник высшей школы, где бы он ни работал по окончании вуза, должен создавать вокруг себя микроклимат культуры и духовности, иметь широкий кругозор и высокий уровень сознания, обладать качествами организатора и воспитателя.

По мнению М. Зиновкиной, будущие специалисты, выпускники вуза, должны «приобрести способность»:

- осуществлять системный анализ проблемной ситуации;

- выявлять из неопределенной проблемной ситуации задачу и корректно ее формулировать;

- видеть, точно оценивать противоречия и целенаправленно разрешать их принимая нестандартные решения;

- генерировать оригинальные идеи решения;

- выдвигать гипотезы;

- адекватно формулировать «идеальный конечный результат»;

- искать и взвешивать многовариантные решения творческой задачи или проблемы;

- сознательно преодолевать собственную инерцию мышления (т.е. отходить от однажды выбранного взгляда на проблему).

Обучение есть процесс формирования специально организованной среды, наиболее адекватной задачам подготовки к профессиональной деятельности. Обучение есть формирование личности по заданному образцу, образование, по мнению B.C. Егорова, - это проекция личности на среду, формирование среды «по образу и подобию» личности. Проективное образование является не просто личностно-ориентированным, т.е. направленным на личность как объект обучения, но и выступает как личностно-центрированное. При этом организация учебной среды определяется действиями и намерениями самого обучающегося, его образовательными потребностями и целями, его успехами и неудачами, его способностями и возможностями, и главное - тем замыслом, проектом, который он формирует и стремится реализовать посредством образования.

Личностно-ориентированное обучение предполагает учет индивидуальных особенностей каждого обучаемого. Это соответствует гуманистическому направлению в педагогике - способствовать интеллектуальному и нравственному развитию личности.

Сказанное выше относится и к области иностранного языка. Любой учебный предмет является компонентом общей системы образования и потому должен отражать общие тенденции целеполагания через специфику своей предметной области.

Образование, ориентированное на развитие личности достигает своих целей в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности, ее сил саморазвития. Мы исходили из того, что собственно личностные функции обучаемого «включаются» в образовательном процессе в том случае, когда когнитивная ориентировка уже не может обеспечить адекватную позицию учащегося в структуре учебной ситуации. Личностные функции - это в данном случае не характерологические качества ее (последние, кроме, некоторых, так называемых общечеловеческих, у людей могут и должны быть разными), а те проявления человека, которые, собственно, и реализует социальный заказ «быть личностью».

В качестве таковых функций В.В. Сериков выделяет следующие:

- мотивации (принятие и обоснование деятельности);

- опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);

- ориентации (построение личностной картины мира - индивидуального мировоззрения);

- самореализации (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими) и др.

Активизация личностных функций обеспечивается таким содержанием, которое способно поколебать целостность личностного мировосприятия, иерархию смыслов, статус. Учебная задача решается на личностном уровне, когда переживается, как жизненная проблема, что, в свою очередь, мобилизует и развивает мощные структуры интеллекта.

Основой личностно ориентированного образования можно считать учебную ситуацию. Любой изучаемый материал представляется в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно смысловой сферой учащегося. Имеются в виду задачи трех типов: 1) предметные, включающие фактический материал изучаемого материала с косвенным указанием на его связь с гуманитарно-целостной сферой; 2) конструктивные, направленные на поиск способов приобщения учащихся к данной области культуры, что связано с переводом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную; 3) личностно ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала.

Учебный диалог можно считать специфическим видом технологии. В соответствии с личностной парадигмой он предстает не только как один из методов обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание любой личностно-ориентированной технологии обучения. Диалогичность выступает в данном случае одной из сущностных характеристик учебного процесса, показателем перехода его на личностно смысловой уровень. Диалог не только средство, но и самоцель обучения, не только процесс, но и содержание, источник личностного опыта, фактор актуализации смысловообразующей, рефлексивный, критической и других функций личности.

Освоение и использование личностно-ориентированных технологий будет способствовать решению проблемы интенсификации процесса обучения иностранному языков студентов гуманитарных специальностей. Разработкой, анализом, подробным описанием личностно-ориентированных технологий занимались Т.И. Власова, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко и др. Технология может стать личностно-ориентированной при двух условиях: при наличии личностно-смыслового содержания, идущего от учащихся и учителя, а также исполнения. Личностно-ориентированные технологии, применяемые при обучении иностранному языку, ставят в центр всей образовательной системы личность студента, развития его природных потенциалов. Личностно-ориентированные технологии имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие студента. Преподавателю необходимо органически сочетать две системы: преподавание предмета и работу с личностной сферой студентов.

Мы полагаем, что изучение иностранного языка на протяжении всего периода учебы в университете могло бы дать студентам возможность работать не только по своей конкретной специальности, но и в качестве референтов, переводчиков и выступать непосредственными участниками международного и профессионального общения.

Изучение иностранного языка играет важную роль в гуманитарной подготовке студентов. Под гуманитарной подготовкой мы понимаем расширение кругозора студентов в области истории, литературы, философии, повышение их общей культуры мышления, общения, речи. Изучение иностранных языков в высшей школе не только развивает лингвистическую компетенцию студентов, но и знакомит их с культурой страны изучаемого языка. Иностранный язык является средством, обеспечивающим диалог культур.

Студенты должны ясно осознавать (а задача преподавателя - помочь им в этом), что они приходят на урок иностранного языка не только, чтобы учиться, но и для того, чтобы общаться.

В своем научном исследовании мы проводим подробный анализ традиционных и инновационных методов преподавания иностранных языков в современном мире. Мы не ставим своей целью противопоставить эти методы или выделить один из них как единственно верный.

 

АВТОР: Стасюкевич И.В.