29.03.2012 17397

Анализ состояния изученности проблемы профилактики правонарушений среди подростков в общеобразовательной школе

 

Актуальность работы с молодежью подчеркивалась педагогами-практиками и педагогами исследователями на протяжении многих лет развития существования самой педагогической науки. Актуальность работы с современной молодежью усиливается ввиду возросшего отчуждения ее от государства, многих общественных институтов, призванных заниматься формированием нового поколения. Продолжается скрытый и явный отсев молодежи из системы образования: каждый десятый молодой россиянин ныне находится вне всех форм образования и занятости. Растет молодежная преступность, составляющая в настоящее время две трети всех правонарушений в обществе. За последние годы она увеличилась в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых.

Можно с уверенностью утверждать, что молодежная преступность становиться фактором угрозы национальной безопасности страны. Это становиться возможным, прежде всего, в силу того, что пренебрежение к закону становиться образом жизни. Высокий уровень групповой солидарности при определенных провоцирующих обстоятельствах может перерастать в коллективные действия протеста, тем более, что свойственный молодежи радикализм ведет к полярному изменению ее жизненных ценностей. Так, на основе проведенных исследований М.Г. Беленький указывает, что молодежь считает наведение «порядка» в стране выше задач «демократии» (72%), широко распространено ожидание «сильной личности» (63%).

В целом, можно выделить следующие особенности подростковой преступности и криминальных тенденций в детско-подростковой популяции: подростки являются наиболее криминально активной частью населения (уровень подростковой преступности за последние годы на 25% превысил аналогичный показатель среди взрослых, на 19% увеличилось количество несовершеннолетних, поставленных на учет в органах внутренних дел и подвергнутых мерам превентивного воздействия); значительными темпами возрастает криминальная активность детей и подростков, не достигших возраста уголовной ответственности - 14 лет; растет число правонарушений, совершаемых девушками (за последние 5 лет - на 57%); специальные исследования психического здоровья в различных возрастных группах несовершеннолетних правонарушителей показывают, что распространенность психической патологии среди детей и подростков с криминальной активностью тесно связана с их возрастом (до 14 лет - 80%, 14-15 лет-53%, 16-17 лет-38%); число несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества, возросло за последние годы в 8-10 раз (Беленький, Смирнов, 2000).

Приведенные данные отражают объективную ситуацию в России во многом обуславливающую девиантное поведение части молодежи. Они также подтверждают, что это не новая проблема для нашей страны, но тенденции ее обострения и развития подчеркивают высокую теоретическую и практическую значимость разработки современных основ профилактической работы по предупреждению правонарушений подростков в условиях общеобразовательной школы.

Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» (Закон РФ «Об основах системы профилактики», 2000).

В юридической педагогике педагогической профилактике посвящен особый раздел - превентивная педагогика, которая рассматривает ее как процесс использования педагогических средств в предупреждении преступлений, а также процесс их разработки (Столяренко, 2000).

Мы же в своем исследовании опирались на точку зрения известных педагогов В.И. Загвязинского, М.П. Зайцева, Г.Н. Кудашова. Они отмечают, что с целью предупреждения отклонений (в том числе и противоправных) в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получивших название «профилактика».

Таким образом, они дают следующее определение: «Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей» (Загвязинский, Зайцев, 2002).

Согласно Закону РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий (Закон РФ «Об основах системы профилактики», 2000).

В соответствии с этим в педагогике выделено несколько уровней профилактической деятельности:

- решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей;

- меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека;

- индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

Решению ряда вопросов профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательных учебных заведений способствуют Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Кроме того, на региональном уровне аспекты обозначенной проблемы находят отражение в областных и краевых программах: «Патриотическое воспитание граждан», «Развитие воспитания и дополнительного образования», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области (крае)», «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиков и их незаконному обороту на территории области (крае)», «Одаренные дети» и др.

Что касается учебно-воспитательных учреждений, занятых в процессе профилактики правонарушений несовершеннолетних, то их перечень достаточно обширен (степень занятости того или иного типа учреждения определяется наличием в контингенте учащихся большой доли несовершеннолетних с девиантным или криминальным поведением).

К таким учреждениям относятся профессионально-технические училища (по причине оттока учащихся асоциальной и антисоциальной направленности из школ); детские дома и школы-интернаты, инспекции по делам несовершеннолетних, инспектора отделов народного образования, комиссии по делам несовершеннолетних, приемники-распределители, специальные школы, специальные профессионально-технические училища.

Существует сеть специальных воспитательных учреждений, которая включает воспитательные колонии, а также специальные учебно-воспитательные учреждения, в которых дети не только содержатся, но и обучаются. Последние могут быть открытого и закрытого типа. Находятся эти учреждения в ведении органов исполнения наказания (воспитательные колонии) и внутренних дел.

Однако ведущую роль в деле предотвращения правонарушений подростков и коррекции их противоправного поведения продолжает играть общеобразовательная школа. Во многом это обусловлено тем, что на современном этапе развития российского образования школа постепенно становится открытой социально-педагогической системой, распространяющей свое влияние не только на своих учащихся и их родителей, но и на весь окружающий социум.

Кроме того, фактором успешности деятельности общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков является нахождение ее как социально-педагогической системы в состоянии развития и саморазвития. В этом состоянии школа претерпевает позитивные качественные изменения, характеризующиеся планомерностью и целеустремленностью. Таким образом, достигается наличие определенного соотношения между процессами развития общеобразовательного учреждения как социально-педагогической системы и развития подростка как части этой системы. Этим соотношением и обеспечивается реализация синергетического подхода, что является необходимым условием успешного функционирования общеобразовательной школы в современных условиях.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка признается право каждого ребенка, нарушившего уголовное законодательство, обвиняемого или признанного виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе. При этом общеобразовательные учреждения осуществляют профилактику девиантности в целом и правонарушений, в частности. Однако их практика работы на протяжении многих десятилетий показывает, что применявшиеся в них традиционно методы наказания и перевоспитания в большинстве случаев не дают эффективных результатов по социальной реабилитации и реинтеграции этих несовершеннолетних в общество. Поэтому в настоящее время большое значение приобретает разработка и внедрение новых социально-педагогических методик, технологий и их элементов, направленных на профилактику девиантности (и, конкретно, правонарушений) прежде всего на уровне первичной профилактики.

Переходя к историко-педагогическому анализу состояния изученности проблемы профилактики правонарушений среди подростков в общеобразовательной школе, необходимо остановиться на ряде основных понятий, составляющих основу каждой из существующих теорий.

Как правило, поведение любого подростка может быть оценено как нормальное или отклоняющееся. Нормальное поведение подростка предполагает его взаимодействие с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации.

Отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие подростка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Такое поведение носит также название девиантного.

Одним из видов девиантного поведения является противоправное поведение подростка, выражающееся в совершении последним правонарушений. В современной научной литературе правонарушения преимущественно рассматриваются как повторяющиеся асоциальные проступки подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения подростком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Это и определяет отсутствие единого взгляда в науке на саму сущность правонарушений как формы проявления девиации и способы их профилактики.

«Всплеск» внимания к проблеме социальной запущенности и девиантного поведения подростков отмечался ещё в 20-е годы 20 века. Тогда же был выдвинут и обоснован тезис, согласно которому «виновницей» девиантности являлась несовершеннолетних окружающая социальная среда. Этой точки зрения придерживались П.Г. Вельский, П.П. Блонский, А.Я. Гердт, М.Н. Гернет, А.И. Граборов, В.И. Куфаев, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, Н.В. Чехов, СТ. Шацкий и другие исследователи (Блонский, 1979, Макаренко, 1987, Шацкий, 1980).

Существовало и другое мнение. Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Н.Н. Озерский и ряд других ученых видели причину девиантности в психических расстройствах и заболеваниях детей (Выготский 1956, Мясищев, 1995).

Соответственно этим двум мнениям и строилась профилактика девиантности (в том числе и правонарушений): изменениям подвергалась социальная среда, окружающая ребенка (колонии и приют П.П. Блонского, А.Я. Гердта, А.С Макаренко), либо воздействие оказывалось непосредственно на психику ребенка и ее функции (широкая волна так называемой «дефективности» девиантных несовершеннолетних).

Несколько позже исследования М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, Г.Г. Бочкаревой, А.Г. Глоточкина, В.Я. Гиндинкина, Л.М. Зюбина, О.В. Кербикова, Э.Г. Костяшкина, А.И. Кочетова, А.И. Миллер, Г.В. Морозова, Л.С. Славиной, В.И. Сухомлинского, И.И. Трушиной, Н.И. Фелинской (Алемаскин, 1980; Алемаскин, 1968; Алмазов, 1986; Алмазов, 1989; Бочкарева, 1970; Зюбин, 1982; Костяшкин, 2003; Кочетов, Верницкая, 1986; Миллер, 1985; Славина, 1966; Славина, 1988) и других ученых позволили утверждать, что причиной девиантного поведения подростков является их социально-педагогическая запущенность. Эта точка зрения является одной из основополагающих и на современном этапе развития науки. В соответствии с ней профилактика должна осуществляться в общеобразовательных заведениях, в которых обучается ребенок, и иметь своей основой комплексный социально-медико-психолого-педагогический дифференцированный подход.

В целом, глубокое теоретическое осмысление проблем профилактики девиантного поведения (в том числе, и правонарушений) несовершеннолетних содержится в трудах В.К. Андриевского, А.С. Белкиной, С.А. Беличевой, Н.И. Болдырева, В.Г. Бочаровой, М.И. Вейт, Г.В. Вершининой, Ю.В. Гербеева, В.Н. Гурова, В.И. Загвязинского, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберга, И.С. Кона, В.В. Коновалова, И.Р. Косевич, Ю.Н. Крупка, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, Ф.А. Лопушанского, Г.П. Медведева, И.Б. Михайловского, А.В. Мудрика, И.А. Невского, М.С. Неймарка, М.С. Певзнера, В.Ф. Пирожкова, В.Г. Степанова, Г.Н. Филонова, Т.Ф. Яркиной и ряда других (Беличева, 1993; Беличева, 1993; Бочарова, 1994; Бочарова, 1999; Гуров, 1998; Гуров, Селюкова, 1993; Загвязинский, 1995; Загвязинский, Зайцев, 2002; Клейберг, 1997; Кон, 1988; Личко, 1983; Лопушанский, Крупка, Туркевич, 1986; Мудрик, 1990; Невский, 1990; Пирожков, 1979; Степанов, 1995; Филонов, Яркина, 1993).

Важные аспекты исследуемой проблемы содержат работы А.Г. Асмолова, B.C. Афанасьева, Г.И. Забрянского, Н.Г. Кобец, В.В. Коклюхина, Н.Д. Кузнецовой, В.И. Кудрявцева, Л.И. Маленковой, Л.И. Олиференко, В.Д. Шадрикова и др. (Кудрявцев, 1997; Маленкова, 1996; Олиференко, 2002).

В последние годы педагогическая наука обогатилась идеями гуманистического, личностно ориентированного подхода к образованию и воспитанию учащихся девиантного поведения. Можно отметить большой вклад таких ученых, как: Г.С. Батищев, Л.И. Божович, М.Ю. Красовицкий, Л.Н. Куликова, В.Н. Никитенко, A.M. Печенюк и др. (Божович, 1968; Печенюк, 1989; Печенюк, 1975).

Среди зарубежных ученых, занимающихся проблемой девиантности несовершеннолетних и ее профилактики можно назвать таких ученых, как: М.Вебер, Р. Джонсон, Э. Дюркгейм, Г. Кэплан, Р. Мертон, В. Франкл. Из более поздних - А. Бандура, Б.П. Буунк, В. Вичев, Р. Линтон, В. Момов, Р. Торрис, С.В. Проданов, Р. Уолтере, М. Шериф, Т. Шибутани и др. (Дюркгейм, 1995 и др.).

Рассмотрение вопроса развития противоправного поведения, как полагает ряд ученых, приводит к построению «цепочки» асоциальных поступков несовершеннолетних. По мнению В.И. Загвязинского, это: шалость - проступок - правонарушение - преступление - рецидив (повторное преступление). Эта цепочка выстроена в соответствии со степенью тяжести той или иной формы отклонения (Загвязинский, Зайцев, 2002).

Л.И. Маленкова выстраивает несколько иную цепочку: поступок -проступок - правонарушение - преступление. В качестве проступков она рассматривает поступки, умышленно или неумышленно нарушающие требования нравственности. Если проступки по своему результату асоциальны или антисоциальны, то они превращаются в правонарушения. Отдельные правонарушения несовершеннолетних, достигших возраста ответственности по российскому законодательству, квалифицируются как преступление (Маленкова, 1996).

Г.С. Тагирова считает, что в антиобщественном поведении выделяются три вида:

- аморальное - нарушение норм морали и правил человеческого общения;

- противоправное - не уголовно наказуемое правонарушение;

- преступное - нарушение уголовно-правовых норм (Тагирова, 2003). Однако нам ближе определение, предложенное Е.В. Змановской: «Противоправное (делинквентное) поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях» (Змановская, 2003).

Это определение и легло в основу теоретической и практической части нашего исследования.

Выдающийся педагог - практик в области профилактики правонарушений в условиях общеобразовательной школы И.А. Невский ввел в науку понятие «механизм протекания отклонений в поведении». Этот механизм, представляющий собой четыре последовательных этапа, лежит в основе этапов построения профилактической работы в школе.

Итак, первый этап - дезориентация ребенка в новых, не привычных для него социальных условиях, где наработанные за предшествующий период жизни привычные способы поведения теряют свою эффективность, а новые в его поведенческом арсенале еще не выработаны.

Второй этап - дестабилизация ребенка, характеризующаяся малоэффективными попытками восстановления личностно и эмоционально значимых контактов с окружающей средой. Неэффективность попыток, с одной стороны, приводит к социально-психологическому истощению и возникновению неуверенности в собственных силах, а с другой - к росту раздражения и неприятия окружающей среды, формирующего базу для обращения ребенка к социально негативным формам поведения.

Третий этап - дезадаптация ребенка, характеризующаяся наличием психологически нетерпимой для ребенка ситуации и отсутствием знания, каким образом выйти из данной ситуации социально положительным способом. На данном этапе поведение ребенка теряет свою последовательность и логичность, слабо предсказуемо и объяснимо, часто носит импульсивный, аффективный характер.

В целом, процесс прохождения несовершеннолетним первых трех этапов формирования противоправного поведения можно представить через систему взаимодействия и воздействия различных факторов риска на личность ребенка (несовершеннолетнего).

Дальнейшее развитие отклонений в поведении несовершеннолетних, по мнению И.А. Невского, может идти двумя путями: через формирование либо деструктивного, либо асоциального поведения.

Четвертый этап - (первый вариант) - деструктивное поведение, характеризующееся воспроизведением подростком негативных поведенческих реакций и образцов поведения с одновременным осознанием неправильности, «запрещенности» своего поведения, что сопровождается самообвинением, снижением самооценки, состоянием постоянного психологического перенапряжения. Следствием подобного развития могут быть снижение осознанности своего поведения (в результате запуска психологического защитного механизма - вытеснения), развитие различного рода психологических и биологических нарушений (неврозы, психозы, энурез, бессонница и т.д.), требующих медицинского вмешательства.

Этой точки зрения придерживался и Г. Кэплан, который отмечал, что, поскольку каждый человек стремится к положительному образу «Я», низкое самоуважение он переживает как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшать субъективную вероятность принятия себя (независимо от возраста). Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние.

Пониженное самоуважение, по мнению Г. Кэплана, статистически связано у несовершеннолетних практически со всеми видами девиантного поведения - нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, суицидальным поведением и различными психическими нарушениями.

Объяснение этому ряд зарубежных и отечественных ученых (Башкатов, 1993; Долгова, 1995; Кондрашенко, 1988) видят в следующем:

- Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, поскольку вовлеченный в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе.

- Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения. Участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которые у него не было в семье и школе.

- При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.

- Кроме делинквентности большое влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

И, наконец, четвертый этап (второй вариант) - асоциальное поведение, характеризующееся воспроизведением несовершеннолетним негативных поведенческих реакций и образцов поведения на основе их осознанного принятия. В данном случае негативное, отклоняющееся поведение подростка не приходит в противоречие с его нравственно-моральной сферой, а воспроизводится осознанно с целью достижения конкретной личной выгоды, служит способом формирования самооценки, утверждения социальной роли и т.д. на базе видоизмененной системы ценностей и идеалов (прав тот, кто сильнее; хорошо то поведение, которое приносит личную выгоду; значимы те идеалы и ценности, которые удобны и т.д.) (Невский, 1990).

Второго варианта формирования девиантности придерживаются такие ученые, как: Р. Джонсон, С.А. Беличева, В.Г. Афанасьев, А.Е. Личко и ряд других (Беличева, 2000; Афанасьев, 1988; Личко, 1983 и др.). При этом важнейший фактор, определяющий второй путь развития, - девиантные сверстники. По мнению ученых, наличие девиантной группы: а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Одновременно девиантные действия вызывают отрицательное отношение со стороны «нормальных» людей, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки из не мотивированных становятся мотивированными и, прежде всего, принимают антиобщественный и противоправный характер.

Вышесказанное позволило нам сделать вывод о том, что именно рассмотренные этапы протекания отклонений в поведении несовершеннолетних не только являются основными направлениями профилактической работы по предупреждению правонарушений, но и определяют организацию, содержание, методы и технологии профилактической работы в общеобразовательной школе. Кроме того, данные изучения «механизма протекания отклонений в поведении» наглядно свидетельствуют о необходимости и незаменимости социальной и социально-педагогической составляющей в профилактической работе школы.

Несмотря на то, что охарактеризованные этапы формирования девиантности (и, как следствия, противоправного нарушения) являются общими для всех несовершеннолетних «группы риска», подростки с противоправным поведением не являются однородной массой. Существуют несколько типологий несовершеннолетних, склонных к противоправным действиям. Подобная градация должна, на наш взгляд, лежать в основе профилактической деятельности любого общеобразовательного учреждения, поскольку от того, к какому типу принадлежит подросток, зависят не только содержание и методика работы с ними, но и структура, и способы реализации дифференцированного подхода к нему.

Еще в 1932 году Н.И. Озерецкий предложил актуальную сегодня типологию несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители (Кондрашенко, 1988).

Позже А.И. Долгова, Е.Г. Горбатовская и В.А. Шумилкин предложили свою классификацию:

- последовательно - криминогенный тип - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

- ситуативно-криминогенный тип - нарушение моральных норм, правонарушения непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;

- ситуативный тип - незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающее не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний (Долгова, 1995).

Однако, мы своем исследовании, в качестве основной использовали классификацию, предложенную Е.В. Змановской:

- ситуативный правонарушитель (противоправные действия преимущественно спровоцированы ситуацией);

- невротический правонарушитель (асоциальные действия выступают следствием интропсихического конфликта и тревоги);

- субкультурный правонарушитель (нарушитель, идентифицировавшийся с групповыми антисоциальными ценностями);

- «органический» правонарушитель (противоправные действия - следствие мозговых повреждений с преобладанием, импульсивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности);

- психотический правонарушитель (противоправные поступки - следствие тяжелого психического расстройства - психоза, помрачения сознания);

- антисоциальная личность (антиобщественные действия вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к близости) (Змановская, 2003).

Обобщение вышеизложенного позволяет сконструировать своего рода модель личности несовершеннолетнего, склонного к правонарушениям. Данная модель может быть разработана как для образовательного учреждения в целом, так и для определенной группы и конкретного несовершеннолетнего, в частности.

Для организации успешной профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы недостаточно знать сущность отклонений и группу, которой принадлежит подросток. Мало разбираться в механизме протекания отклонений. Необходимо знать мотивацию этих отклонений, определяющую выбор в той или иной форме девиантного поведения, поскольку мотивация является неотъемлемым структурным компонентом каждой из форм. Поэтому вопросу мотивации правонарушений несовершеннолетних уделено много внимания в работах различных ученых и практиков.

Так, например, ряд ученых (А.И. Долгова, Е.В. Змановская, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев и др.) ведут речь о специфической противоправной мотивации, представляющей собой систему наиболее устойчивых и доминирующих мотивов личности - внутренних побуждений, потребностей, установок, ценностей, интересов и убеждений (Долгова, 1995; Змановская, 2003; Кудрявцев, 1982; Лунев, 1997).

Противоправная мотивация как устойчивая система доминирующих мотивов конкретной личности, непосредственно связана с ее правовым сознанием. Поэтому важное место в профилактической работе с подростками занимает правовое просвещение и образование, формирование правового сознания и законопослушания.

Сейчас нам кажется важным и целесообразным остановиться на таком виде противоправной мотивации, как гедонизм или «гедонистический риск». Изучению данного явления посвящены работы И.Ю. Борисова, В.А. Петровского, И. Болдвина, В. Франкла и других (Борисов, 1990; Франкл, 1990).

Гедонизм - это стремление в получении сильных и приятных ощущений. Соответственно «гедонистический риск» - это особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания опасных, угрожающих их удовлетворению ситуаций (Борисов, 1990). Угроза создается с самим субъектом, т.е. он сам совершает опасные поступки, ставит себя в опасное положение. Основная функция «гедонистического риска» состоит в создании чрезвычайно сильных эмоциональных переживаний, возникающих в ситуации опасности.

Гедонизм как основа поступков несовершеннолетних существовал всегда, но широкое распространение получил с начала 80-х годов XX века. В настоящее время он не только не утерял, но напротив, укрепил свои позиции. Эта проблема является одной из основных наиболее сложных в области превентивной деятельности по предупреждению правонарушений среди молодежи. Ею занимаются ученые различных областей наук: педагоги, психологи, медики, социологи и пр. Однако конкретных способов ее решения, соответствующих массовости ее распространения, пока нет. Поэтому, осуществляя профилактику правонарушений подростков, общеобразовательная школа должна быть готова к борьбе, в первую очередь, именно с гедонизмом несовершеннолетних.

Вот как представляет механизм «гедонистического риска» И.Ю. Борисов. Подростки оказываются в ситуации, когда удовлетворены потребности, отвечающие за поведение в одних сферах жизни, и отсутствуют потребности, способные организовать поведение в других сферах. Преодолеть этот кризис легче всего путем «гедонистического риска», применив его к потребностям в безопасности и самооценке, поскольку:

- эти потребности актуализируются при угрозе;

- они очень сильны и поэтому способны порождать сильные эмоции даже при небольшой степени актуализации;

- эти потребности универсальны, поэтому их может «эксплуатировать» любой человек;

- не существует пространственно-временных ограничений для актуализации этих потребностей, поскольку они не цикличны и всегда «под рукой», т.к. направлены на самого себя.

Молодежь в «гедонистическом риске» получает необычный по своим возможностям способ получения сильных ощущений: способность актуализироваться при угрозе, особая сила, универсальность на фоне общей неразвитости потребностной сферы - все это позволяет любому, даже самому неразвитому подростку (и ему в первую очередь) неограниченное число раз и в любой желаемый момент времени получать очень сильные, не имеющие конкурентов эмоциональные переживания. Для этого требуется всего лишь найти или специально создать ситуацию, угрожающую безопасности или самооценке - задача для многих подростков чрезвычайно простая.

«Гедонистический риск» может участвовать в формировании таких форм поведения, как драки, оскорбление, провоцирование окружающих, азартные игры, отдельные формы вандализма, жестокие действия (в том числе по отношению к животным), кражи и некоторые другие.

Опасность «гедонистического риска» и сложность его профилактики в том, что чрезвычайно затруднено использование наказание как метода воздействия на несовершеннолетних. Приемы, центральным элементом которых является угроза, создают благоприятные условия для открытия и использования подростками и «гедонистического риска» - весь этот механизм является таким специфическим способом актуализации потребностей, в который угроза входит как важнейшая составная часть (Борисов, 1990).

Наряду с «гедонистическим риском» важной проблемой профилактики правонарушений несовершеннолетних является полоролевая идентификация мальчиков как еще один важный вид противоправной мотивации подростков.

Проблема заключается в том, что в современной ситуации, к сожалению, те люди, которые занимаются воспитанием детей, их социализацией преимущественно женского пола. Соответственно перед ребенком, будь он мальчиком или девочкой, широко представлены женские модели для идентификации. То есть естественная ситуация воспитания оказывается недостаточной для формирования у мальчиков маскулинности. Поэтому зачастую подростки-мальчики ищут крайние, неадекватные способы идентификации, так как не могут найти естественно, социальных одобряемых.

Большую роль в этом играет и пропаганда средствами массовой информации «идеала» современного мужчины, расходящегося практически по всем параметрам с классическим идеалом.

В целом, как отмечает Е.В. Лекторская, существует жесткий стереотип маскулинности. Соответствовать ему очень сложно, ибо отклонение от имеющегося образца хотя бы по одному из перечисленных качеств, приводит как бы к отрицанию «мужественности» вообще. Кроме того, и в семье, и в школе часто практически отсутствуют виды деятельности, в которых необходимо проявление маскулинных качеств (Лекторская, 1990).

Таким образом, ограниченная сфера проявления маскулинных качеств приводит к тому, что несовершеннолетние начинают активно включаться в асоциально направленную деятельность, в которой как раз можно проявить «истинно мужские» качества: силу, смелость, силу воли, склонность к риску и т.п.

Суммировав все вышесказанное и обобщив данные исследований ученых и педагогов-практиков, мы можем представить примерную общую модель комплексной профилактики правонарушений подростков в условиях общеобразовательной школы в системе российского образования. Однако нельзя оставить в стороне богатый опыт, накопленный за рубежом.

Комплексная программа борьбы с правонарушениями США включает подготовку молодежи к семейной жизни, работу с семьей и совместную деятельность школы и семьи. Яркими представителями сторонников данной концепции являются психологи А. Бандура и Р. Уолтере. В своих исследованиях они рассматривают вопросы причин и условий возникновения противоправного поведения, специализации, влияния условий обучения и воспитания, детско-родительских отношений. В основу своей концепции профилактики правонарушений подростков они кладут процесс научения, в первую очередь, в семье. Они считают, что родительское воспитание должно включать в себя поощрение социально одобряемых моделей поведения ребенка, соответствующих его возрасту, и осуждение привычек, которые ранее были терпимы или даже желаемы как неизбежные стадии воспитания.

Наряду с концепцией научения (воспитания) подростка в семье психологи обособляют концепцию становления внутреннего контроля как важную основу профилактики правонарушений подростков. Внешний контроль, говорят они, путем постепенной интериоризации запретов должен перейти во внутренний. При этом действия несовершеннолетнего все больше начинают регулироваться новым образованием - совестью или чувством вины. В результате контроль за своим поведением осуществляется 2 способами. Во-первых, индивид воздерживается от действий, противоречащих его поведенческим нормам, даже если его вряд ли схватят за руку. Во-вторых, если он на какое-то время уступил влечению, то будет чувствовать вину и постарается исправить случившееся, хотя вероятность обнаружения проступка может быть мала (Бандура, Уолтере, 1999).

Другой американский психолог - Т. Шибутани - считает, что организация профилактики правонарушений среди несовершеннолетних целиком зависит от типа отклоняющегося поведения подростка. В своей концепции социальной дезорганизации он выделяет 3 типа противоправного поведения:

- Приспособление к требованиям эталонной группы. При этом подростки не обязательно страдают личностными расстройствами, они хорошо приспособлены к своему миру. Их поведение оценивается как отклоняющееся теми, кто не является участником той же самой эталонной группы.

- Временная утрата самоконтроля, особенного под влиянием сильного возбуждения.

- Компульсивный тип. Такие нарушения как употребление наркотиков, сильные оскорбления при слабой провокации и алкоголизм часто являются фиксациями. Многие из таких компульсивных шаблонов основываются, по мнению Т. Шибутани, на защитных по своей природе частных значениях (Шибутани, 1999).

В качестве устранения и профилактики указанных явлений Т. Шибутани предлагает следующее. Если социальная дезорганизация является аспектом социального изменения, из этого следует, что социальная реорганизация иногда предполагает принятие некоторых шаблонов поведения, которые прежде осуждались как отклонения. Со временем новые шаблоны поведения фиксируются в привычках, и устанавливается социальный порядок. Если же социальная дезорганизация не является социальным изменением, то, по мнению ученого, имеет смысл говорить о маргинальном статусе и групповой солидарности подростков с противоправным поведением.

Маргинальными ученый называет тех людей, которые находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не принимаются ни одним из них как его полноправные участники. Поскольку сам подростковый возраст - это возраст перехода от благополучного мира детства к неопределенному миру взрослых, у несовершеннолетних зачастую обнаруживаются признаки маргинального человека. Вместе с тем маргинальные люди, по мнению Т. Шибутани, обычно бывают более творческими, чем другие. Поэтому креативность - это главная точка опоры в профилактике правонарушений и перевоспитании подростка в целом.

Наблюдения ученого показывают, что одно из существенных различий между теми, кто защищает традиционные ценности и нормы, и теми, кто их нарушает, лежит в их чувствах по отношению к значимым другим. Индивид, нарушающий нормы - это обычно человек, не отличающийся преданностью тем людям, о ком известно, что они поддерживают существующий порядок. Исходя из этого, Т. Шибутани сформировал 2 гипотезы групповой солидарности применительно к противоправному поведению подростков и профилактике их правонарушений:

- если у подростка сформировались дизъюнктивные чувства по отношению к значимым другим, которые поддерживают status quo, или конъюнктивные чувства по отношению к тем, кто выступает против существующего положения, он будет восприимчив к изменениям и отступится от своих обязанностей, как только возникнет благоприятная возможность;

- если у подростка сформировались конъюнктивные чувства по отношению к значимым другим, которые поддерживают status quo, или дизъюнктивные чувства по отношению к тем, кто ищет перемен, он будет болезненно воспринимать нарушения конвенциональных норм и противодействовать изменениям (Шибутани, 1999).

Б.П. Буунк предлагает свою теорию профилактики правонарушений несовершеннолетних - теорию аффилиации. Аффилиацию он рассматривает как стремление искать общество других, вне зависимости от того, какие чувства к ним испытываешь.

Поскольку именно общение является превалирующей сферой деятельности любого подростка для эффективной организации процесса профилактики, по мнению психолога, необходимо выделить мотивы и ситуации, способствующие аффилиации. К группе наиболее распространенных мотивов он относит:

- социальное сравнение, связанное с состоянием неуверенности подростка: чем больше он неуверен в себе и своих реакциях, тем сильнее стремится к обществу других, оказавшихся в подобной ситуации;

- редукцию тревоги: в угрожающих и подавляющих обстоятельствах подросток часто обращается к людям, которые ему сочувствуют и могут предложить утешение и эмоциональную поддержку;

- поиск информации: перед лицом некой угрозы подростки ищут знающего человека, который может предоставить информацию, необходимую, чтобы правильно оценить угрожающую опасность.

Аналогично с мотивами он выделяет ситуации, способствующие аффилиации:

- приятные, доставляющие удовольствие обстоятельства;

- угрожающие обстоятельства.

В соответствии со всем вышесказанным Б.П. Буунк намечает пути исправления и предотвращения негативной аффилиации, а, следовательно, и пути профилактики правонарушений несовершеннолетних:

- уменьшение уровня тревожности подростков;

- оказание социальной поддержки, включающей в себя 4 компонента:

- эмоциональную поддержку (уверенность в том, что о тебе заботятся, тебя любят и высоко ценят), оценочную поддержку (социальное сравнение и ответ на вопрос, правильно ли я отношусь к тому или иному явлению), информационную поддержку (информация о том, как воспринимать явления), инструментальную поддержку (получение конкретной действенной помощи);

- уменьшение степени одиночества подростка, которое включает в себя: отчаяние (чувство отчаяния, панического ужаса, беспомощности и брошенности), депрессия (чувство горя, подавленности, опустошенности, жалости к себе и отчужденности), невыносимая скука (чувство неловкости, нетерпения, скуки, невозможность сосредоточиться), нелюбовь к себе (ощущение собственной непривлекательности, глупости и постоянное ощущение опасности) (Перспективы социальной психологии, 2001).

Анализ же непосредственно практики и обобщение опыта решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних силами общеобразовательных учреждений в развитых странах показывает, что, несмотря на их внешнее различие, в них можно обнаружить много общего. Прежде всего, всех объединяет то, что проблемы социальной защищенности граждан, в том числе и детей, повсеместно становятся чрезвычайно актуальными и требуют первоочередного решения.

Общим является и то, что одной из важнейших проблем становится обновление теории социализации ребенка с целью определения оптимальных путей его адаптации к современному обществу. В связи с этим возникла необходимость пересмотра всего учебно-воспитательного процесса во всех учебных заведениях.

Одной из перспективных социально-педагогических концепций является новая концепция «интегрированного развития компетентности», которая успешно развивается в США и некоторых европейских странах.

В каждой отдельно взятой стране, тем не менее, существует своя сеть, своя система профилактики.

В Германии, например, организация и развитие процесса профилактики правонарушений несовершеннолетних происходили параллельно (одновременно) со становлением и развитием в стране социальной педагогики. Школа выполняла преимущественно социально-педагогическую функцию, тогда как задача образования имела только второстепенное значение. Отчасти такое положение сохранилось и до нынешних времен. Государственная власть требует воспитывать в учащихся лояльных граждан, послушных верноподданных.

Современная профилактика правонарушений подростков в этой стране основывается на принципе самопомощи, который во главу угла ставит использование собственного потенциала при решении своих проблем. Это критико-эмансипированный подход привел к пересечению сфер социальной педагогики и социальной работы в Германии.

В Бельгии широко используется термин «ортопедагогика». Уже сам термин во многом дает представление о сути подходов в области профилактической работы: во-первых, ортопедагогика является частью педагогики, а поэтому ортопедагогическая работа всегда связана с собственно педагогической деятельностью; во-вторых, приставка «орто», означающая «прямой, правильный», указывает, что в тех случаях, когда обычный «нормальный» педагогический подход оказывается недейственным, необходимо найти другой, «правильный» подход. Подобно педагогике ортопедагогика предусматривает предварительное изучение образовательно-воспитательной ситуации ребенка с целью отыскать у ребенка те факторы внешнего и внутреннего характера, которые стали причиной проблемной ситуации, и выяснить, можно ли их каким-то образом изменить.

Ортопедагогика выясняет также специфические характеристики данной ситуации, которые необходимо учитывать воспитателям, предлагает модель особой среды, в которой нуждается ребенок, и специальные методы, которые должны быть использованы. Конечная цель ортопедагогики -восстановление нормальной жизни ребенка. Если это удается, то ребенок оказывается уже в сфере нормального педагогического воздействия (Олиференко, 2002).

В Нидерландах подростков, склонных к правонарушениям, именуют, преимущественно «подростками с психосоциальными проблемами». Для таких подростков существуют специализированные детские дома и приюты. Тем не менее, основная роль в профилактике правонарушений отводится общеобразовательной школе. Ей оказывается помощь в таких формах, как помещение подростка в другую семью, проживающую в том же месте или дневная помощь. Возникновение таких форм было связано с осознанием того, что удаление подростков из домашней обстановки и привычного окружения имеет много недостатков. Кроме того, предложенные формы помощи позволяют одновременно работать и с подростком, и с его семьей, налаживая их взаимодействие.

В Соединенных Штатах Америки, которые считаются родиной социальной работы, существует чрезвычайно развитая сеть помощи детям, попавшим в критическую или социально опасную ситуацию.

В каждой школе страны есть социальный работник, важное место в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних занимает широкая сеть приютов для сирот и брошенных детей, в которых воспитателями являются профессиональные социальные работники.

Распространены также приюты для детей и подростков, испытавших эмоциональный срыв. Эти учреждения функционируют на стационарной основе и выполняют функцию реабилитационных центров, куда направляются дети из неблагополучных семей, подростки, бежавшие из дома или совершившие правонарушение. Каждый центр рассчитан на 8-10 человек. Воспитатели, главная задача которых - снять стресс, пережитый ребенком, исполняют роль советчиков, работают индивидуально с каждым, а также со всей группой.

В США существует также сеть детских исправительных учреждений, подчиненных властям штатов. К ним относятся специальные школы для малолетних преступников, куда подростки попадают по направлению суда, тюрьмы, колонии, детские приемники.

Как можно заметить, место социально-педагогической помощи в структуре профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в разных странах различно. Эти различия, как правило, обусловлены национальными и культурно-историческими особенностями той или иной страны. В одних государствах социально-педагогическая работа является частью сферы социальной работы, в других эти две профессиональные области имеют ярко выраженную специфику.

 

АВТОР: Старцева-Тарасова В.И.