31.03.2012 3529

Интеркультурные возможности и особенности ментального пространства средней профессиональной школы

 

Интеркультурные возможности и особенности ментального пространства средней профессиональной школы рассмотрены нами с точки зрения следующих методологических подходов. Первый заключается в том, что в настоящее время осуществляется интеграция мирового пространства, соотносимая с человеческой коммуникацией. В основу коллективного самообмена должна быть положена культурная коммуникация. Методологической основой процесса культурной коммуникации выступает принцип всеобщей связи всех процессов и явлений в самой действительности. Культурная коммуникация есть интегратор, с помощью которого осуществляется координация деятельности субъектов в различных социокультурных пространствах, способствуя тем самым воссозданию культурного единства. При этом следует иметь в виду, что подлинное культурное единство есть единство разнообразия. Благодаря свободе народов в своем культурном выборе возможно взаимодействие, диалог культур, иначе говоря, интеркультурная коммуникация. Проблема взаимодействия культур востребует решение следующих задач: выявление общего, присутствующего в разных культурах и особенного, т.е. смысловых кодов, заключенных в каждой конкретной культуре. Однако восприятие основных аспектов реальности пространства, времени, искусства, экономики, религии, культуры, цивилизации происходит через призму исторически переработанных архитипических представлений, являющихся сущностью ментальности. То есть сущностное содержание культуры может быть выражено посредством явления ментальности. Следовательно, постигая смысловые коды культур, мы осмысливаем феномен ментальности.

Осуществление культурной коммуникации есть также и осуществление интеграции ментальных пространств, имея в виду, что пространство это интегратор, оно априорно по отношению к опыту. В этом заключается суть второго методологического подхода избранного нами для изучения проблемы. Пространство постоянно наполняется множеством более или менее всеобъемлющих систем, отношений, ибо его основное свойство быть заполненным.

Таким образом, ментальное пространство в частности, средней профессиональной школы, характеризуется интеграционными качествами.

При этом образовательно-информационное пространство школы есть среда и одновременно средство реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым культура имеет символически коммуникационную природу. Ментальность, являясь сущностным содержанием культуры, коммуникативна. Таким образом, ментальное пространство средней профессиональной школы, обладает интеркультурными возможностями.

К числу принципиально новых явлений в развитии российского образования относится возрастающая самостоятельность региональных систем образования (и их отдельных структур) как субъектов общественной практики. Эти системы не только обеспечивают сохранение единого образовательного пространства, выступают в качестве важнейшего средства развития регионов, но и самоопределяются в социуме, формируют собственную политику, выстраивают связи с другими видами общественных практик, выявляют и используют новые образовательные ресурсы.

В этих условиях возникает необходимость в гибких механизмах саморазвития региональных систем образования, основанных не только на логике естественно-эволюционных и искусственно регулируемых изменений, но способах реформирования образования его же собственными средствами, когда источник развития «изыскивается» в самих системах образования.

В настоящее время российская система образования осваивает новый опыт проектирования систем образования. Этот опыт специалисты связывают с изменениями парадигмы российского образования.

Термин «проектирование образования» указывает на новое понимание роли образования в развитии общественных систем и новую область образовательной практики. Проектирование образования в теоретико - методологическом плане выступает как деятельность, структура и способы построения которой наиболее представлены в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.Б. Щедровицкого и др. Специально проблема образования как средство развития региональных общественных систем представлена в работах Ю.В. Громыко, B.C. Лазарева, Э.Д. Днепрова и др. в рамках региональной политики эта проблема конкретизирована в требовании построения региональных программ развития образования (Е.В. Ткаченко, А.В. Петровский, М.К. Пучкин, В.И. Погребенский, Г.И. Ловецкий и др.), разработаны проекты развития региональной системы образования в условиях мегаполиса (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.), проекты программ развития образования отдельных образовательных учреждений, учитывающих этнические, культурные, региональные традиции (Е.В. Бондаревская, А.Ю. Соловьев, B.C. Мухина, О.И. Глазунова и др.).

Теоретико-методологической основой развития инновационных проектов средней профессиональной школы являются базисные теоретико - методологические положения системного подхода, предполагающего четыре уровня методологического анализа проблем проектирования в сфере образования - философский, общенаучный, конкретно-научный и научно-методический. Каждый из них является областью теоретической рефлексии в отношении адекватных методов, которые, будучи применены к изучению проблем социально-педагогического проектирования, дают новое для педагогики научное знание о нём.

Содержание первого, философского уровня методологии проектирования в образовании предусматривает конкретизацию общефилософского принципа развития применительно к процессам осуществления инновационных сдвигов в образовании, выступающем в качестве формы общественной практики. С позиции данного принципа образование оказывается способным и к естественно-эволюционному,- и искусственно регулируемому развитию. Вместе с тем важной особенностью диалектического подхода является представление об источнике осуществляемых преобразований, заключённом в самом объекте (т.е. образовании), что делает актуальной проблему его саморазвития. В качестве подобного рода механизма в современных системах научного знания рассматривается проектирование (К.М. Кангор, В.М. Розин, В.Ф. Сидоренко).

Второй, общенаучный уровень методологии, основан на использовании в проектной деятельности принципов системного, синергетического, деятельностного и аксиологического подходов, а также принципов, которые являются в основе своей общими в техническом (инженерном), экономическом, организационном, социальном и других типах проектирования. Это принципы завершённости (удовлетворения основным требованиям, предъявляемым к проекту его заказчиками, нормами культуры и общества), конструктивной целостности (полнота структурных элементов проекта, степень их проработанности и согласованности), реалистичности (его осуществления в конкретной ситуации), реализуемости (наличие реальных возможностей осуществления), интерактивности (коррекции в ходе осуществления проекта).

Третий из рассматриваемых уровней методологии – конкретно - научный - характеризует научное содержание социально-педагогического проектирования. Его основу составляют специфические принципы этого вида проектирования и конкретные принципы проектной деятельности в региональных системах образования. К числу первых принадлежат принципы социальной ценности образовательного проекта (удовлетворение потребностей социума, социальная защита обучающихся, рост образовательного потенциала населения), его педагогической эффективности (сохранение здоровья обучающихся, уровень их воспитанности, образовательной подготовки и т.д.) и экономической целесообразности (для участников проекта и его окружения). В состав конкретных принципов социально-педагогического проектирования входят следующие: социально-культурной преемственности (соответствия нравственным, эстетическим ценностям, традициям региона), региональной достаточности (наличие необходимых ресурсов осуществления образовательной деятельности), вариативности (возможности выбора образовательных маршрутов).

Конкретно-научный уровень методологии позволяет установить положения, характеризующие сущность и специфику социально - педагогического проектирования.

Объектом социально-педагогического проектирования является образование как форма общественной практики, а предметом - совокупность осуществляемых в ней видов профессиональной деятельности (педагогической, научной, культурно-образовательной, управленческой), форм организации образовательного пространства (образовательных сред, образовательных институтов, образовательных процессов), принципов и механизмов управления развитием региональной системы образования (образовательная политика, программы развития, нормативные акты и т.д.).

Цель социально-педагогического проектирования заключается в том, чтобы обеспечить необходимый комплекс условий органического перехода региональной системы образования из одного состояния в другое, качественно новое. Результатом социально-педагогического проектирования являются концепции и программы развития образовательных систем, модели образовательных институтов (структурных подразделений) и форм их кооперации, в том числе с институтами других сфер жизнедеятельности региона, полипрофессиональные коллективы разработчиков и реализаторов инновационных проектов, различные объединения (коалиции) людей, действующих в сфере образования, новые структуры, обеспечивающие и обслуживающие его развития и т.д.

Логику социально-педагогического проектирования составляет совокупность последовательно сменяющих друг друга видов деятельности - анализ актуальных проблем и региональной ситуации, концептуализация, программирование, планирование и конструирование новой образовательной практики, а также форм соорганизации деятельности субъектов процесса проектирования. В ходе реализации проекта реально возникает необходимость его коррекции, осуществление деятельности до проектирования и перепроектирования.

Личностно-ориентированное образование все отчетливей вырисовывает его социальный аспект. В связи с изменениями его вида, содержания и форм возникает необходимость и возможность создания нового типа образовательного учреждения. Социокультурная трансформация современного образования в парадигме непрерывности предполагает изменение типа отношений в образовательном процессе, ставя личность в позицию саморазвития.

Таким образом, социально-педагогическое проектирование в образовании - это специально организованная система деятельности поли профессиональных коллективов по осуществлению комплексных исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и саморазвитие образования как формы общественной практики, позволяющей удовлетворять потребности в образовании человека, общества, в котором он живёт, и потребности самих образовательных систем.

Способом проявления сущности социально-педагогического проектирования в региональных системах образования являются его функции - гносеологическая (связана с осуществлением проектного исследования, результатом которого является знание о сущем, знание о должном и знание - предписание), прогностическая (выражается в описании облика будущего состояния образовательной системы), технологическая (показывает последовательность действий самоопределения и саморазвития образовательных структур на основе разработанного ими проекта), организационная (свидетельствует о роли процессов формирования общности людей, являющихся участниками образовательного проекта и создаваемых организационных структур управления им).

Четвёртым уровнем методологического анализа социально - педагогического проектирования в региональных системах образования является научно-методический, который составляют положения, связанные с обоснованием структуры, содержания, специфики применения конкретных методов, а также составляющих их операций, приёмов, правил, позволяющих решать в процессе проектной деятельности, как отдельные задачи, так и их совокупности.

В социально-педагогическом проектировании выделены четыре группы методов, представленных в методиках прогнозирования (построение сценариев изменений в образовании), моделирования (разработка моделей, позволяющих осуществлять выбор вариантов из «веера» возможных), проектного анализа (выявление ценности проекта, его конструктивной целостности и жизнеспособности), комплексной экспертизы (позволяющей разработать общее экспертное заключение по результатам проектирования).

Целями последней являются, во-первых, определение соответствия продукта экспертизы (в данном случае проекта) некоторым нормативным моделям; во-вторых, понимание авторского замысла, помощь в его наиболее адекватном отражении в тексте проекта; в-третьих, оценка на различных этапах подготовки проекта реальной возможности его осуществления. Всё это делает процесс экспертизы многоуровневым и коллективным (в том числе с участием авторов проектов).

В исследовании выделены три группы взаимосвязанных показателей эффективности социально-педагогического проектирования: ценность разработанного образовательного проекта (социальная значимость, педагогическая эффективность, экономическая целесообразность), его конструктивная целостность (полнота структуры, проработанность структурных элементов, их согласованность), жизнеспособность проекта (реалистичность, реализуемость, управляемость).

Понятие «образовательный проект» является основополагающей категорией для проектной парадигмы в образовании. В исследовании образовательный проект рассматривается как ограниченное во времени направляемое изменение образовательной системы, обеспечивающее достижение ею новых целей в рамках возможных ресурсов, реальных средств и специфической организации.

Систематизация типологических и классификационных признаков социально-педагогических проектов основывается на таких признаках проекта как: сложность структуры проекта (монопроект, мультипроек^ метапроект), его масштаб (международный, федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, образовательного учреждения), полнота жизненного цикла проекта (проекты полного, неполного жизненного цикла, его отдельных стадий), уровень новизны (модификационный, комбинаторный, радикальный), длительность (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный), инвестиционная направленность (коммерческий, некоммерческий), уровень институализации (целевой, кооперативно-целевой, инициативный).

Подготовка таких проектов интегрирует в себе совокупность деятельностей, связанных одновременно с идеальным конструированием (разработкой проектной идеи) и формированием поли профессиональных коллективов, способных воплотить проектный замысел в образовательной практике. Управление разработкой и реализации образовательных проектов, а также экспертиза их последствий являются принципиальным механизмом управления проектированием в региональной системе образования. Традиционные функции управления - планирование, организация, руководство, контроль и координация должны рассматриваться в рамках образовательного проекта и относительно тех изменений в образовательной системе, которые с его помощью осуществляются.

Для средней профессиональной школы характерна модель социально - педагогического проектирования, представленная в трёх взаимосвязанных характеристиках. Первая показывает организационную структуру проекта, т.е. состав его непосредственных участников и окружения, вторая - последовательность осуществляемых проектных действий и третья - состав продукции проектирования. Представленная модель даёт целостное представление о стадиях проектной деятельности, включающих в свой состав определённые этапы, последними из которых являются экспертиза и решение о переходе к следующей стадии.

Первая стадия – пред проектная (начальная) - характеризуется формированием первоначального представления об организационной структуре проекта, выявлением его потенциальных участников и окружения, а также подготовкой предварительной характеристики проекта. Этапами данной стадии являются установка на проектирование, анализ среды проекта, формирование и обоснование первоначального замысла (идей) проекта.

Вторая стадия проектирования - это разработка концепции образовательного проекта. На этой стадии начинает активно действовать руководитель проекта и формируется его команда. Процессуальными этапами этой стадии являются определение приемлемости и показателей результативности (ценности) идей проекта, поиск и оценка идей, реализация которых даёт возможность решить выявленные проблемы, оформление концепции проекта.

Третья стадия социально-педагогического проектирования - подготовка программы проекта как соорганизованной и распределённой во времени совокупности разнопозиционных деятельностей, необходимых для разработки и реализации проекта. Здесь конкретизируются его проблемы, формулируются задачи, устанавливается состав участников и. окружения проекта, выявляются блоки работ, их последовательность и необходимое ресурсное обеспечение, определяются ожидаемые результаты проекта.

Четвёртая стадия подготовки образовательного проекта связана с разработкой плана осуществляемых в его рамках деятельностей, определённых по их субъектам, срокам, ресурсам и результатам.

Пятая стадия социально-педагогического проектирования - конструирование практики инновационного образования, где формируются организационные структуры управления проектом, и осуществляется институализация этой практики. В исследовании установлено, что, в зависимости от конкретной ситуации, эффективными являются пять структур управления образовательным проектом:

- функциональная (проект возглавляется линейным или функциональным руководителем организации);

- штабная (в организации формируется временный руководящий орган управления проектом, наделённый властными полномочиями по отношению к другим подразделениям организации в решении вопросов реализации проекта);

- матричная (основана на принципе двойного подчинения участников проекта его руководителю и руководителю функционального подразделения, в состав которого они входят);

- модульно-проектная (в организации формируется специальное относительно автономное подразделение, осуществляющее управление проектом);

- интегративная (управленческая структура, отражает сложившуюся форму кооперации в рамках проекта ресурсов различных организаций, учреждений, объединений и т.д.).

Ценность образовательного проекта характеризовали его:

- социальная значимость (влияние на изменения практики образования; уровень удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, их родителей и других социальных субъектов культурно-образовательной среды, обеспечение социальной защиты обучающих средствами проекта, его направленность на рост образовательного потенциала населения);

- педагогическая эффективность (состояние здоровья обучающихся, уровень их воспитанности, освоения образовательных программ, готовности к продолжению образования, сохранение контингента учащихся (студентов), рост профессиональной квалификации педагогических кадров);

- экономическая целесообразность (обоснованность вложения средств в проект).

Для определения конструктивной целостности образовательного проекта были взяты следующие показатели: полнота содержательной структуры проекта (анализ реальной образовательной ситуации, развёрнутая концепция проекта, его программа, план реализации, ресурсное обеспечение); степень проработанности структурных частей проекта (полнота, глубина, конкретность и т.д.) и их согласованность (соответствие анализа ситуации описанию проблем, концепции - основным направлениям деятельности, целей и задач проекта - существующим и необходимым ресурсам) и т.д.

За основу показателей жизнеспособности проекта были взяты его реалистичность (соответствие идеи, целей, задач реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности ресурсами, наличие источников дополнительных ресурсов); реализуемость (скоординированность действий авторов проекта и субъектов образовательной ситуации, во взаимодействии с которыми он осуществляется); управляемость проектом (разработанность моделей управления им).

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в соответствии с программой «Развитие системы образования в среднем профессиональном звене», цель, которой заключается в обеспечении государственной поддержки средней профессиональной школы России, создании условий для реализации конституционного права граждан на получение образования независимо от места проживания и организации оптимальных условий для обучения, воспитания, развития, обучающейся молодежи региона.

В докладе министерства образования Российской Федерации «Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2001 году» представлены основные показатели состояния образования, результаты выполнения программных мероприятий, отражены проблемы и поставлены конкретные задачи, решение которых направлено на реализацию государственной политики в сфере развития образования в средней профессиональной школе, определены основные программные мероприятия:

- разработка концепции устойчивого развития образования в средней профессиональной школе: региональной, особенно малочисленной и национальной школы, программы и механизмов межведомственного взаимодействия в развитии системы образования в регионе;

- нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития инновационных образовательных учреждений разных типов и видов в регионе;

- разработка содержания, программно-методического обеспечения системы допрофессиональной подготовки учащихся;

- модернизация системы подготовки и переподготовки кадров для образовательных учреждений региона, разработка теоретической модели дистантного обучения, информационных и компьютерных технологий для подготовки преподавателя средних профессиональных учебных заведений;

- разработка финансово-экономических механизмов функционирования и развития образовательных учреждений регионов, в т. ч. многоканального финансирования, реализации принципа межбюджетных отношений в финансировании образовательных учреждений регионов;

- разработка педагогических, информационных, компьютерных, социально-педагогических технологий обучения, воспитания, развития студентов средней профессиональной школы; психологическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса в учебных заведениях среднего профессионального образования;

- разработка теоретических основ деятельности средней профессиональной школы как открытого социального института, полифункционального образовательного учреждения, разработка системы социального воспитания, социальной поддержки студентов и их семей, в т. ч. социально-дезадаптированных детей-беженцев и вынужденных переселенцев, детей с ослабленным здоровьем.

Концептуальная модель развития системы образования в г. Георгиевске Ставропольского края «Ментальное пространство средней профессиональной школы как среда становления конкурентоспособной личности» представляет собой концептуальную модель развития системы образования региона, в основу которого положены идеи создания образовательного пространства и культуросообразной среды жизнедеятельности студентов.

В структуру данного образовательного проекта вошли: исторические и социокультурные предпосылки развития образовательного пространства региона; диагностика и тенденции развития региональной культурно - образовательной среды, включающей в себя образовательное пространство, школьную образовательную среду, воспитательную среду образовательных учреждений, особенности образовательной ситуации глазами студентов и преподавателей. Определены основные концептуальные основы развития системы образования в едином образовательном пространстве региона:

- создание единого образовательного пространства как проблема образовательной политики в регионе;

- создание культуросообразной среды жизнедеятельности студентов средних профессиональных учебных заведений - основная проблема воспитания в условиях образовательного региона;

- переход средних профессиональных образовательных учреждений к личностно-ориентированному типу образовательной деятельности;

- повышение уровня педагогической культуры преподавателей, родителей, населения образовательного региона.

В концепции определены механизмы управления развитием образования в регионе, смоделированы образовательно-воспитательные регионы и управление их деятельностью и развитием. В связи с этим главными целевыми задачами управления развитием системы образования в регионе становятся:

- выявление и учет многообразных образовательных запросов и интересов личности, семьи, регионального сообщества;

- единая образовательная политика, представленная в концептуальных ориентирах развития культурно-образовательного пространства региона;

- прогнозирование развития системы образования, создание образовательных комплексов в регионах;

- поддержка и развитие инновационных процессов в средних профессиональных образовательных учреждениях;

- усиление координационных и межведомственных связей в системе образования;

- научно-методическое обеспечение системы образования;

- обеспечение педагогическими кадрами и повышение профессионально - педагогической культуры работников образования;

- материально-техническое обеспечение системы образования;

- контроль за выполнением государственных образовательных стандартов и оценка качества образования.

Управленческие структуры в системе образования представлены районным отделом образования, Советом по образованию, научно - методической службой, методическими службами в школах, учреждениях дополнительного образования.

В числе первостепенных задач развития системы среднего профессионального образования в регионе - обновление инфраструктуры образования. Проведение социально-педагогических исследований позволило определить общие закономерности и специфические особенности в развитии образовательных учреждений и выявить основания для их интеграции, объединения в комплексы.

Главные ценности образования, суть которых раскрывается в концепции - это гуманистические ценности личностно-ориентированного воспитания: человек культуры как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре.

Осуществление этих проектов обеспечило создание условий реализации сельскими школьниками индивидуальных образовательных маршрутов в рамках разработанных, в ходе опытно-экспериментальной работы образовательных программ.

Установлено, что в ходе поисков таких внутренних механизмов, обеспечивающих адекватную реакцию региональных систем образования на динамичные изменения в современном мире, закономерным является усиление внимания к проектированию. В нем современная система научного знания видит своеобразное социально-культурное средство саморазвития социальных систем. Концептуальные основы формирующейся в педагогике проектной парадигмы составляют положения философии образования; общеметодологические основания проектной деятельности; позиции педагогики, психологии, других наук, изучающих процессы развития образования; состояние наличной практики образования. В рамках этой концептуальной схемы осуществляется постановка проблем развития и саморазвития образования, способов их решения, выявление методов комплексных исследований и проектных разработок, призванных обеспечить становление и развитие инновационного образования в регионе.

Складывающаяся проектная парадигма в образовании включает в себя педагогическое проектирование практики педагогической деятельности, психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов в рамках определённого возрастного интервала и социально-педагогическое проектирование образования как формы общественной практики (практики инновационного образования). В их основе лежат три группы принципов - общие (характерные для проектирования во всех областях жизнедеятельности общества), специфические (для каждого вида проектирования в сфере образования) и конкретные (в аспекте осуществляемого исследования это принципы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования).

 

АВТОР: Ростовская Е.Г.