31.03.2012 10806

Потенциальные возможности духовно-нравственного развития личности учителя в условиях непрерывного образования

 

Анализ педагогической теории и практики свидетельствует о том, что сегодня сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе детскому и молодежному, во многом деструктивна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения напрямую связана с потенциальными возможностями учителя обеспечивать духовно-нравственное саморазвитие на всех этапах профессионального образования (постдипломного): в учреждениях дополнительного профессионального образования - институтах повышения квалификации (через учебную деятельность) и в учреждениях общего образования - в школах (через профессиональную деятельность и самообразование). Определим основные направления содержания такой работы, которую, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Можно отметить также то, что, по данным статистики, научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики.

Нравственность основана на добромыслии, на следовании тому, что считается благом. Связь нравственности с духовным началом - единственный залог её истинности и прочности. Говоря словами А.Ф. Кони, необходимо вернуть людей «из области всё усиливающегося господства видимых вещей в область духовных идей и побуждений, которые могли бы служить противовесом всё усиливающимся похотям и стремлениям исключительно к материальному благополучию».

В современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина.

Для России это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России является посильное воплощение в жизнь высоких духовных начал. Утрата былого величия России на рубеже XX и XXI веков - не что иное, как следствие отказа от идеологии, традиционных ценностей и идеалов Российского государства.

Ясно видно, что для России любые попытки двигаться в нетрадиционном направлении чреваты морально-этической деградацией общества, ослаблением и даже разрушением духовных сил народа. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия становлению внутреннего мира человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, внутреннего мира человека.

В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания учащихся становятся традиции отечественной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:

- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

- нравственно-этическом (в контексте нравственного и духовного учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми);

- этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа).

Анализ проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях выявляет немало препятствий, главными из которых являются:

- разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей;

- некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

- отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, государственных и общественных структур, традиционных мировых конфессий, недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Отсюда следует необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно решаются обозначенные проблемы. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации, организации духовно-нравственного воспитания учащихся.

Системность подхода определяется выделением приоритетных аспектов деятельности, связанных единой целью, общими формами организации и управления. Д.Г. Левчук и О.М. Потаповская обозначили и кратко охарактеризовали семь основных аспектов системы духовно-нравственного воспитания субъектов образования в учреждениях образования:

Содержательный аспект системного подхода предполагает решение первых указанных нами проблем - разработки методологии, подробного описания всех элементов и форм бытования культуры; формирования системы общественного духовно-нравственного воспитания и образования в условиях современного секуляризованного окружения.

Научное осмысление, разработка содержания культуры и духовно-нравственного воспитания в конечном итоге направлены на:

- воссоздание и акцентирование различными средствами национально-культурного компонента в идеологии, образовании, искусстве, науке;

- интеграцию традиционного содержания и мировосприятия в различных областях знания;

- воссоздание и творческое укоренение традиционного уклада в жизни семьи и общества.

Большая роль в осуществлении этих мер отводится системе образования.

Содержательный аспект системного подхода включает в себя разработку содержания духовно-нравственного воспитания и образования:

- на уровне отдельного учебного курса;

- в виде «сквозной» составляющей, интегрированной во все школьные предметы; профессиональное; дополнительное образование; воспитание через средства массовой информации.

Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для разных возрастных групп субъектов образования (учителя, учащиеся и т.д.).

Институциональный аспект системного подхода предполагает одновременное включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений и общественных организаций.

Следует выделить приоритетную важность включения духовно-нравственных компонентов в семейное воспитание. Проблему преодоления духовно-нравственного кризиса общества невозможно решить без осуществления комплексного культурно-просветительного влияния на семью. Семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребенка, используемой им затем в качестве инструмента освоения социальной среды. Комплекс мер социально-культурного, медико-педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи на разных этапах ее развития поможет возвращению семье функции воспитания детей как «питания» не только телесной, но и духовной пищей.

Институциональный уровень системного подхода к духовно-нравственному воспитанию предполагает преемственность, взаимосвязь и координацию педагогической деятельности разных социальных институтов.

Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей администрации; управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи на традиционной основе.

Организационно-политический аспект. Учитывая сложность решения проблемы на федеральном и региональном уровнях, более перспективным представляется сегодня выстраивание системы духовно-нравственного воспитания на уровне региональном, в рамках регионального компонента образования. На основе существующих и вновь подготовленных нормативно-правовых документов возможна реализация комплексных региональных программ по духовно-нравственному воспитанию. Сегодня в регионах есть политические силы и определенные ресурсы для осуществления мер по духовно-нравственному воспитанию на уровне областей, городов, муниципальных центров.

Управленческий аспект. Его выделение в системе духовно-нравственного воспитания детей и молодежи позволяет включить в процесс решения проблемы все существующие структуры (социальные и институциональные) и обеспечить новые формы организации их взаимодействия. Это необходимо в условиях, когда ни одна из действующих структур не может решить проблему духовно-нравственного воспитания в полном объеме.

Таким образом, системный подход предлагается как организационная форма программного управления духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи на уровне региона.

Для создания системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо сосредоточить внимание на таких направлениях восстановления традиций духовно-нравственной культуры, как информационно-аналитические и программно-методические.

Кратко проанализируем деятельность специалистов и структур, участвующих в разработке и реализации мер по решению проблем духовно-нравственного воспитания и образования в соответствии с выделенными направлениями.

Имеющаяся на сегодняшний день информационная база не отражает в полной мере всего состояния дел по духовно-нравственному воспитанию и просвещению и не является общедоступной. Информационные и аналитические материалы периодической печати и Интернета по проблемам духовно-нравственной культуры, воспитания и образования схематичны и фрагментарны. Неполно представлена на сегодняшний день и аналитическая база ситуации в целом, а также анализ состояния отдельных проблем духовно-нравственного воспитания, просвещения.

Работа по формированию программно-методического направления возрождения духовно-нравственной культуры и образования ведется на протяжении ряда лет. На сегодняшний день существует несколько десятков программ воспитательно-образовательных курсов духовно-нравственного содержания для образовательных учреждений различного типа, подростковых и молодежных общественных объединений.

Однако разработки в рамках этого блока разрознены, не систематизированы и не объединены в комплексы целевых многоуровневых программ. Осуществляемая на региональном и федеральном уровнях методическая и издательская деятельность также стихийна и не систематизирована.

Включение духовно-нравственных компонентов в общественное дошкольное образование региона предполагает:

- разработку на основе имеющихся программно-методических материалов содержания и методики духовно-нравственного воспитания для интеграции в действующие комплексные программы, а также в практику работы государственных, муниципальных образовательных учреждений;

- создание рекомендаций по оснащению предметно-развивающей, учебной и игровой среды образовательных учреждений в традициях отечественной православной культуры;

- разработку регионального компонента содержания духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях;

- утверждение на региональном уровне «Положения об образовательном учреждении с этнокультурным компонентом образования» (с добавлением параграфа об этноконфессиональном компоненте);

- обеспечение доработки и включения духовно-нравственных компонентов в региональную систему образования.

Система программных мероприятий по доработке и включению духовно-нравственных компонентов в региональную систему образования ориентирована на то, что основными задачами духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе являются:

- содействие формированию у школьников целостного гуманного мировоззрения;

- развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей;

- духовно-нравственная профилактика развития пороков, «прививка» детям и подросткам духовного и нравственного иммунитета.

Специфика духовно-нравственного воспитания и образования учащейся молодежи заключается в необходимости:

- интеграции научно-профессионального и духовно-нравственного содержания образования;

- систематического духовного просвещения по наиболее актуальным вопросам современной жизни;

- развития навыков духовной безопасности;

- содействия формированию нравственной, профессиональной и жизненной позиции молодежи.

Программные мероприятия по повышению квалификации и переподготовке педагогов включают:

- проведение региональных научно-практических педагогических конференций, семинаров, круглых столов по вопросам духовно-нравственного воспитания с привлечением деятелей культуры, представителей ведущих конфессий;

- разработку с учетом региональной специфики и проведение курсов повышения квалификации различных категорий педагогов (руководителей образовательных учреждений; специалистов психологической и методической служб; учителей-предметников; преподавателей духовно-нравственных дисциплин; воспитателей; педагогов системы дополнительного образования; преподавателей училищ и вузов; священнослужителей);

- составление методических рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию для различных категорий педагогов;

- организацию методических объединений и постоянно действующего в регионе методического семинара;

- проведение ряда открытых мероприятий на базе региональных базовых площадок по духовно-нравственному воспитанию и преподаванию православно-ориентированных общеобразовательных и специальных дисциплин.

Учителю важно владеть новыми достижениями психолого-педагогических наук об учащихся школы. Например, переход от отрочества к подростковому возрасту знаменуется кризисом отрочества, который означает усвоение субъектом социальных отношений. Проблема ведущей деятельности обусловлена кризисом отрочества. Становление ребёнка в качестве субъекта социальных отношений в отечественной психологии остаётся открытой проблемой. В связи с этим анализируется вопрос: в процессе какой деятельности подросток удовлетворяет в наибольшей степени свою потребность утвердиться в системе общественных отношений, познать себя, стать вровень со взрослыми? На этот вопрос существуют разные ответы: общение со сверстниками, выступающее своеобразной формой воспроизведения отношений, которые существуют между взрослыми; общественно значимая деятельность, способствующая удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию взрослыми самостоятельности, самоутверждению и самоуважению; поиск новых видов и форм социально значимой деятельности и др. Заслуживает учета и такой факт: идея общественной направленности деятельности является центральной у скаутов, ротари и других подростковых объединений Запада. Вывод может быть такой: трудности выявления ведущего типа деятельности обусловлены реальным наличием в подростковом возрасте многих путей разрешения кризиса, разнообразных деятельностей, в которых подросток реализует свои потребности. Однако педагогические условия разрешения кризиса развития на данном этапе взросления очевидны. Они состоят в использовании методов, средств и форм воспитания, обеспечивающих наличие общности, совместности в жизни ребёнка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Особое место в системе методов воспитания занимают труд совместно со взрослыми и деятельность на благо других людей.

Подростковый возраст традиционно называют переходным, трудным, критическим. Л.С. Выготский считал, что психологическая природа кризиса кроется в возникновении самосознания. Это порождает стремление к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию. Блокирование этих потребностей также составляет основу кризиса взросления. По нашему мнению, адекватными методами воспитательной работы в подобных условиях становятся методы, инициирующие самоанализ, самокритику, самоконтроль, самоограничение. Это тем более актуально, что подросток некритичен к подлинному объему опыта ценностно-смысловой деятельности. Одной из центральных особенностей подростка является напряжённый поиск самого себя.

В силу того, что человек по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты.

Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пишу, одежду, жилища, технику, материалы, здания и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические, политические, идеологические идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, религию, литературу).

Личность несет в себе не только свое настоящее, но и прошлое, все события нравственной жизни, наслоения которых составляют глубокую и интимную область, известную особому нравственному сознанию, определяемому как совесть. В совести интегрирована вся нравственно-осознанная деятельность человеческой личности. В каждый отдельный момент судьбы совесть - это нравственный итог пройденного человеком жизненного пути. Общепризнано, что совесть является личным сознанием и личным переживанием человека относительно правильности достоинства и честности всего того, что им когда-то совершено. Реальность совести как постоянно действующего нравственного личного сознания представляется вполне очевидной. Это та реальность, с которой все люди встречаются внутри себя и в общении между собой. Как понятие и как реальность совесть является предметом не только теоретического исследования, но находит отражение в сфере народной мудрости и в описаниях художественной литературы.

Философы, богословы и религиозные писатели заявляют в той или иной форме о главенстве совести в нравственной жизни. Всемирно известные описания совести в её художественной интерпретации заключают в себе чрезвычайную этическую ценность. Они убеждают в том, что всякий человек, блуждающий в иллюзиях нравственной вседозволенности во имя достижения эгоистических и честолюбивых целей, неизбежно наталкивается на совесть как на невидимую подводную скалу, о которую разбивается «железная логика» всех его построений. В то же время он обретает в совести ту реальную и твердую почву, утверждаясь на которой становится способным нравственно осознать своей личность. Совесть относится к наиболее глубоким и ярким явлениям нравственного человеческого опыта. Она представляет собой ту замечательную способность души, с помощью которой в каждой отдельной личности преломляется общечеловеческое, нравственное сознание с его аксиомами естественного нравственного закона. Поэтому именно личная совесть, а не что другое, находится во власти самого человека. Совесть должна явиться связующим звеном двух важнейших реальностей: нравственного порядка в душе и нравственного порядка во всем окружающем мире.

Совесть не может быть рассмотрена и описана в каком-то одном аспекте. Современные православные богословы (А. Блум, Й. Даума, Н.О. Лосский) считают, что понимание совести как явления нравственного опыта человека предполагает комплексный подход к ее изучению.

В мистических воззрениях совесть обычно понимается как невидимая и таинственная сила, присутствующая в человеке и принуждающая его делать то, что является добрым и правильным. Олицетворением совести иногда признаётся голос Ангела-Хранителя или голос Самого Бога. Так, преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице» пишет, что «совесть есть слово и обличение Ангела-Хранителя, данного нам при крещении». Святитель Феофан Затворник указывает, что совесть есть голос Вседержителя Бога в душе человека. Мистическая интерпретация совести свойственна в определенной степени даже чуждому всякой мистике позитивизму, где совесть трактуется в таких наделенных высшим авторитетом понятиях, как «народный дух», «общая воля», «инстинкт рода». В богословии совесть рассматривается как осознанный долг совершать конкретные дела в следовании нравственному закону. Другой взгляд на совесть отмечается у философов. Здесь совесть понимается как «врожденная способность морального суждения», как умение в каждое мгновение определять, что является правильным. Н.О. Лосский определяет совесть как какой-то голос обращающийся к личности, как «данность», существующую наряду с нашим «я». Различные теории совести основываются прежде всего на психологии, объясняющей совесть как приобретенное личностью знание, которым определяется ее нравственная позиция. Например, во фрейдизме совесть трактуется как «Super Ego», с помощью которого общество налагает свою волю на индивид. Бихевиоризм рассматривает совесть в системе «наказаний - вознаграждений». Здесь личность учится избегать разного рода запрещенных действий, вдохновляется исполнять поощряемые дела, чувствуя вину за первые и награду за вторые.

Как видно, в мистических воззрениях на совесть устанавливается её императивный характер и реальная и ощутимая связь с религиозным опытом. В философии отмечается, что совесть обладает властью и силой, когда имеет дело с конкретными поступками и решениями, при этом подчеркивается важность того, что совесть руководит человеком в безошибочном принятии нравственных решений. В теориях философов содержится указание на то, что совесть способна формироваться и развиваться под воздействием социальной среды и личного нравственного опыта. Все это говорит о сложной иерархической структуре совести, о динамичности и многогранности ее проявлений.

В нравственной жизни человека совесть сохраняет главенствующее положение и выполняет специфические функции. Основными функциями совести являются законодательная, судебная и исполнительная. В этих трех функциях совести проявляются ее авторитет, достоинство и свобода. Авторитет совести связывается с ее законодательной функцией и состоит в том, что санкционированные ею требования справедливого и честного отношения к жизни имеют абсолютный и безусловный характер. Достоинство совести проявляется в ее судебной функции и заключается в том, что голос совести, обвиняющий за злые дела, всегда справедлив, категоричен и неподкупен. Свобода совести предполагает её исполнительную функцию и проявляется в том, что ничто не может поколебать совесть, сознающую свою правоту, так же как ничто не может связать совесть, заставить ее молчать и не карать за злые дела и беззакония. Совесть всегда указывает на требования нравственного закона, обличает или одобряет совершенные поступки, вознаграждает или карает. Выполнение совестью ее функций - не простой автоматический акт. Это всегда сложный динамический процесс, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установок личности, от степени приближения личности к нравственному идеалу.

Совесть формируется в динамическом процессе, в котором совершенствуется способность человека видеть смысл и ценность или, наоборот, ничтожность и низость собственных поступков. В раннем возрасте человека совесть пребывает еще совершенно неразвитой. Она нуждается в развитии и воспитании и формируется постепенно, вместе с другими силами и способностями души. Грани формирующегося нравственного сознания, каким является совесть, заметны в характере развития личности уже в раннем возрасте и проявляются через активное человеческое влияние действий, деятельности. Под воздействием всех этих факторов происходит формирование доброй, чистой и непорочной совести.

Способность быть не только чутким, но и верным требованиям совести и умение действовать по совести в конкретной ситуации имеют первоначальный опыт в раннем детстве, который затем распространяется на отрочество и юность. Привычка действовать по совести в раннем детстве в дальнейшем перерастает в возможность жить по совести.

Нравственное учение о долге составляет один из важнейших разделов этики. В некоторых философских системах, в частности в стоической философии и философии Канта, идее долга отводилось центральное положение. В XIX веке философы ввели в этику термин «деонтология», которым стали обозначать комплекс вопросов, связанных с понятиями долга и должного.

Понятие долга возникает и формируется в опыте повседневной жизни. Быть перед кем-то в долгу означает определенное внутреннее требование. Таким требованием может быть уплата материального долга или оказание взаимной услуги. Заплатить долг - значит ответить благодеянием тому, кто в нужный момент оказал помощь или был в чем-то полезен. С этой точки зрения долг есть эквивалент добра, которым по закону справедливости оплачивается всякое благодеяние. Понятие долга теснейшим образом связано с понятиями достоинства и блага, являющимися важнейшими категориями этики. Эта связь прослеживается в каждом конкретном поступке, подлежащем нравственному анализу и оценке, и может быть выражена в следующих положениях:

- Достойный поступок есть тот, который совершается во имя долга.

- Верность в соблюдении долга есть добродетель, достойная человека.

- Соблюдение долга есть всеобщее условие быть достойным блага.

В свете основных положений деонтологии достоинство личности определяется не внешними и случайными условиями ее бытия, а глубокими внутренними характеристиками личности, состоянием, достигнутым в результате правильной ценностной ориентации и нравственного выбора, осуществившихся в соответствии с идеальной установкой нравственного сознания.

Долг - это налагаемое на человека со стороны его разума требование поступать в соответствии с нравственным законом. Долг есть важнейшая санкция нравственного закона, который на уровне отдельной человеческой личности осознается в каждой конкретной ситуации как определенная нравственная необходимость. Долг является одной из высших форм нравственного сознания личности. Всякий раз, когда человек встречается в своей жизни с явлениями нравственного добра, он их не может не узнать и не пережить. Это происходит потому, что существует заранее предустановленное соответствие между возможностями человека и нравственным идеалом. Идеал требует своего осуществления в жизни. Это требование становится тем внутренним императивом, который мы называем долгом. Отсюда следует, что в структуру содержания понятия долга входят следующие элементы:

- Видение нравственного идеала.

- Осознание его как ценности.

- Желание его достижения ради высшего блага.

- Решимость в осуществлении желаемой цели.

Все эти элементы формируют понятие долга в условиях духовной нравственности.

Обязанность, как и долг, является санкцией нравственного закона. Требования нравственного закона носят императивный характер. Человек не может не сознавать, что написанный в его сердце нравственный закон объективно справедлив и требует выполнения. Необходимость выполнения нравственных требований осознается человеком как нравственная обязанность. С точки зрения структуры своего содержания обязанность включает три важнейших компонента:

- Осознание требований нравственного закона.

- Уважение к требованиям нравственного закона.

- Внутреннее само принуждение к выполнению требований нравственного закона.

Главным из этих трех компонентов является само принуждение к выполнению требований нравственного закона, поскольку именно оно придает обязанности внутреннюю силу и ценность. Сознание обязанности объединяет нравственные силы личности и направляет их к выполнению конкретной задачи, стоящей перед человеком в данный момент и в данной ситуации. Как важнейшее проявление нравственного сознания, обязанность ведет человека к деятельному осуществлению добра и к нравственному совершенству.

Отмеченное выше положение свидетельствует о признании того, что обязанность, так же как и долг, является санкцией нравственного закона. Это ставит естественный вопрос: какое принципиальное различие между понятиями долга и обязанности?

Поясним это. Долг всегда предполагает необходимость расплатиться за какое-либо благодеяние. Нравственное сознание в этом случае напоминает о том, что за оказанное благодеяние нужно ответить взаимным благодеянием, услугой или пожертвованием. Например, исполнить нравственный долг перед Отечеством - значит заплатить ему верностью за те блага, в которых выражается забота Отечества о гражданском благосостоянии.

Исполнение нравственной обязанности осуществляется в принципиально иной ситуации, в которой речь идет о некоторой моральной компенсации в отношении субъекта, требующего исполнения обязанности. Например, оказание милости нищему или страннику, встреча с которыми в силу своего эпизодического характера исключает конкретный долг, который может быть основан на истории прежних взаимоотношений, является исключительно сознанием нравственной обязанности. Нравственный долг в этой ситуации исключён.

Помимо нравственных обязанностей, диктуемых требованиями нравственного закона, жизнь налагает на человека различные служебные, семейные и общественные обязанности. Выполнение всего комплекса обязанностей может вызывать затруднения в виде так называемых коллизий обязанностей.

Коллизия обязанностей имеет место в такой ситуации, когда человек стоит перед необходимостью выполнить несколько обязанностей, в то время как возможность позволяет выполнять лишь одну из них в ущерб другим. Отсюда следует, что каждый человек должен стремиться к тому, чтобы по возможности не допускать подобных ситуаций. Но если такие ситуации все же встречаются по воле не зависящих от человека обстоятельств, требуется правильная нравственная ориентация, чтобы суметь отличить главные, высшие или непосредственные обязанности от обязанностей, которые следует считать второстепенными. Необходимо также иметь в виду, что могут случаться не только реальные, но и мнимые коллизии обязанностей, когда место истинных ценностей занимают мнимые, например, честолюбие вместо чести или высокомерие вместо достоинства.

Нравственная ответственность - это внутренняя отчетность человека за все то, что происходит в области его влечений, выборов и конкретных поступков. Нравственная ответственность является одной из важнейших форм нравственного сознания. В процессе развития и формирования личности нравственная ответственность является не чем иным, как диалогическим отношением личности к самой себе, к путям и способам реализации своей свободы. Чем большим нравственным доверием и авторитетом облечен человек, тем выше степень налагаемой ответственности.

Основной смысл нравственной ответственности заключается в самоотчете личности за реализацию её возможностей и свободы. Сознание ответственности ограждает личность от совершения бесчестных, недолжных и недостойных поступков и подчиняет требованиям чести, долга и совести. Отсюда следует, что сознание ответственности самым существенным образом связано с понятиями достоинства и свободы. Чем глубже укоренены в личности эти нравственные понятия, тем сильнее они влияют на степень ее нравственной ответственности. Как категория нравственного сознания, ответственность представляет собой весьма специфичный и сложный аспект нравственной феноменологии личности. В содержание понятия нравственной ответственности необходимо включить следующие компоненты:

- Осознание человеком своего «Я» в свободе его нравственного выбора.

- Оценка нравственного выбора с точки зрения понятий достоинства свободы.

- Определение степени ценности совершенного поступка.

- Переживание нравственных последствий своего поведения в виде одобрения или порицания со стороны совести.

Глубина нравственной ответственности в каждом конкретном случае зависит от значимости переживаемой личностью ситуации, своей роли и места в ней. В целом же сознание нравственной ответственности, как и всех других форм нравственного сознания, возрастает и формируется в процессе развития и становления личности.

Все, что осуществляется человеком в плане ценностной ориентации и в области нравственного выбора, в сфере межличностного общения и в стихии свободной творческой деятельности, все это предполагает его личную ответственность. Отсутствие её открывает простор для недозволенности и безнравственности, когда человек не способен глубоко задумываться над смыслом своего существования, заметить низость и бесчестность своих деяний, где он исходит лишь из своих эгоистических желаний и интересов. Правило «никогда не сожалеть о содеянном» является главным принципом для таких людей. Однако не следует считать, что нравственно безответственные натуры всегда равнодушны к суждениям о них со стороны окружающей их среды. Здесь, несмотря на свой эгоизм, чувственность и потребительство, они, за редким исключением примеров откровенного цинизма, стараются показать себя с лучшей стороны.

Противоположность этим натурам составляют люди, для которых их личная ответственность имеет фундаментальное этическое значение. Это люди высоких нравственных принципов и долга, характеризуются внутренней личной свободой и творческим отношением к жизни. В отличие от нравственно безответственных натур человек с высоким сознанием нравственной ответственности готов честно и искренно признать свою вину, ошибку, неверный поступок, выразить сожаление и раскаяние в своих заблуждениях и сомнительных увлечениях, исправить допущенные просчеты и ошибки, ставя на первое место не свой имидж, а требования чести и долга.

В своем универсальном значении сознание нравственной ответственности человека не ограничивается пределами его личностно-биографической индивидуальности. Из всего того нравственного зла, которое творится в мире, нет ничего, за что каждый сознательный человек не нес бы прямой или косвенной ответственности. Христианский призыв к борьбе человека со злом в своей собственной душе и в своей личной жизни особенно ярко и отчетливо выявляет этот всеобщий аспект нравственной человеческой ответственности.

Руководствуясь сознанием нравственной ответственности, человек ставит для самого себя задачу установить правомерность или ложность совершенного или задуманного поступка. Однако эта задача далеко не всегда является легко выполнимой. Часто встречаются такие ситуации, когда странные и смутные оттенки чувств и пережитых событий не ясны для самого человека. В этих случаях помощь духовного наставника, способного объективно проанализировать и оценить ситуацию, особенно необходима. Например, человек не может выполнить предъявляемые к самому себе высоких нравственные требования и терпит неудачу в этике межличностного общения, которая порождает состояние беспокойства, внутренней напряженности, неудовольствия, душевного дискомфорта.

Достижения психологии, вскрывшей глубину, богатство и многообразие форм в характере человеческого поведения, выдвигают настоятельную необходимость более углубленного изучения принципов, определяющих личную ответственность человека в каждом конкретном случае.

Проблема личной ответственности предполагает принципиально важный вопрос: может ли каждый человек выполнить предъявляемые к нему нравственные требования или индивидуальные человеческие возможности настолько различны и не похожи, что нельзя ждать от всех людей этически безупречного поведения? В последнее время отмечается тенденция при ответе на этот вопрос уделять большое внимание природным склонностям. Однако, можно сказать, что обычные люди в ситуации выбора обладают достаточным разумом и свободой, чтобы устоять против реального безнравственного поступка, и поэтому они несут нравственную ответственность за свой выбор. Даже патологическая наследственность или душевная болезнь, как и телесные недуги, не снимают нравственную ответственность за совершаемые поступки, поскольку в этих поступках и сопутствующих им душевных состояниях лежат особенности эмпирического характера личности. Каждый человек вполне ответственен за формирование своего характера соответственно вырабатываемым суждениям, привычкам, влечениям и вкусам, которые могут выражать положительные или отрицательные качества личности и влиять на душевное состояние. Например, если вместо того, чтобы воспитывать в своем характере такие черты, как уважение к каждой человеческой личности, искреннее и честное отношение к ближнему, открытость, доступность, скромность и отзывчивость в обращении с окружающими, человек будет придавать слишком преувеличенное внимание своему собственному «я», проявлять в межличностных отношениях недоверчивость, замкнутость, эгоизм, высокомерие, заносчивость, зависть, презрение, надменность, самомнение и другие подобные черты, им самим выработанные в течение жизни, то этот сформированный им эмпирический характер может явиться причиной его бедственного душевного состояния, и находить в этом состоянии, свое выражение.

Каждый человек открыт для осуществления добра и нравственного совершенства в своей личной жизни и поэтому несет ответственность в той мере, в какой он еще не достиг совершенства. Отсюда следует, что степень личной виновности или невиновности за каждый совершенный поступок зависит от ценности этого поступка.

Сознание ответственности сопровождает человека на всех этапах нравственного самоопределения в момент совершения задуманного деяния и в момент осмысления результатов совершенного поступка. Принципиально важное значение здесь имеет нравственный выбор какого-либо мотива, помысла, влечения, ценности, потребности, идеи или теории, которые способны оказывать фундаментальное влияние не только на нравственные, но и на мировоззренческие устои личности и тем самым существенно определять процесс ее созидания и формирования либо, наоборот, процесс ее дестабилизации и распада. С этой точки зрения, сознание ответственности является важнейшим фактором, противостоящим энтропийным процессам, то есть процессам распада как на уровне структуры отдельной человеческой личности, так и на уровне общественной структуры вселенского бытия. Выбор человеком определённой мировоззренческой установки предполагает особенно степень его личной нравственной ответственности. Если, например, какая-либо отвлеченная идея в ее восприятии ставится выше интересов достоинства конкретных людей, обреченных на унижения ради торжества провозглашенного принципа, мировоззренческая ориентация, основанная на высшей объективной истине, должна вести к утверждению в человеческой жизни нравственных начал добра, справедливости и свободы, Не что иное, как в первую очередь сознание ответственности перед Богом и перед людьми, перед окружающим миром и перед совестью способно удержать человека от нарушения требований нравственного закона. На огромное и чрезвычайно важное значение нравственности в человеческой жизни указывает тот факт, что благодаря сознанию, ответственности большинство живущих в мире людей гарантировано от совершения самых различных нравственных преступлений. Вместе с тем сознание ответственности является фактором, контролирующим и дисциплинирующим личность и направляющим ее силы на осуществление в личной и общественной жизни дел правды и долга, чести и нравственной доблести.

Одним из многочисленных актуальных аспектов социально-гуманитарного знания является утверждение о том, что экономический кризис, грозящий перерасти в экологическую катастрофу и уничтожить человечество, вызван действием разума. И прекратить этот процесс можно только с помощью разума, рожденной им цивилизации и духовно-нравственных качеств человека.

Учителям необходимо учитывать специфику толкования терминов духовный, духовность. Так, духовный в словаре В.И. Даля означает - бесплотный, бестелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относится к душе человека, все умственные и нравственные его силы, ум и воля.

Духовность, в понимании А.В. Миронова, есть способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личность на аксиологической, эстетической и интеллектуальной основе; способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется самообожествление человека, ликвидация его жесткой зависимости от постоянно меняющейся ситуации.

Духовность, по мнению А.В. Миронова, формировалась вместе со становлением человека и его культуры. Антропологи утверждают, что элементы духовности возникли, сложились и развивались в зрительном процессе антропосоциогенеза. А.В. Миронов убежден, что у истоков феномена духовности стоит родительская и, чаще всего, материнская любовь.

Первейший элемент духовности состоит в заботе индивида не только лично о себе, но, главное, о своих окружающих, детях, о человеке вообще. Отсюда же в истории человечества проистекает любовь к своему роду, племени, народу, стране, их традициям, мечтам, идеалам, что концентрируется в емком и гордом понятии - патриотизм.

Другой элемент высокой духовности - это чувство и поведение альтруизма, которые первоначально также связаны с любовью матери. Мужество, трудолюбие, стыд, совесть, милосердие - ценности, которые, становясь реальными качествами конкретной личности, приводят эволюцию человека в самую сердцевину нашей гуманности. Один из главных теоретических выводов исследования заключается в понимании того, что гуманность и духовность – одно порядковые фундаментальные качества, наличие которых позволяет назвать человека - Человеком.

Основополагающим, фундаментальным понятием теории гуманизации деятельности учителя является Человек. Проблема человека в учебном материале курсов повышения квалификации приобрела новые существенные аспекты и измерения. Так, в учреждениях образования учитель проводит в жизнь философию признания того, что человек должен выступать и объектом, и субъектом образования, саморазвивающейся системой, при этом важно уточнить природу и сущность духовно-личностных ценностей; целей, идеалов, верований, мировоззрений, прав, свобод и обязанностей. Обратимся к суждениям Президента Академии гуманитарных наук России В.Т. Пуляева.

В.Т. Пуляев считает, что гуманизм, характеризуя человека, означает прежде всего его человечность и апеллирует к значимости самой личности, к осуществлению индивидуально-личностного начала. Гуманистическое миропонимание связано с определенной системой ценностей и самоценностей и реализуется в отношениях человека к природе, обществу, самому себе. Ценности и самоценности, утверждающие в человеке гуманизм, проявляются в самореализации личности, в ее свободной ориентации и способности развернуть в творческом порыве свой внутренний духовный потенциал. Гуманистические начала в обществе исходят из культа человека, его человечности, способности к состраданию, доброте, любви. Гуманизм есть возвращение человеку человечности, и это должно относиться к каждому индивидууму. Целостность личности включает такие духовные начала, как соучастие, сострадание, справедливость, милосердие, достоинство, терпимость, воззрение на человека как на существо свободное, творческое, обладающее правами, обязанностями и ответственностью.

Раскрытие понятия «гуманность» обусловливает необходимость следующего шага - формулировки качеств гуманного человека в целях, функции и содержании социально-гуманитарного образования, начиная с дошкольного возраста и кончая постдипломным обучением. Здесь закладываются принципиально важные идеи: только гуманный человек может противостоять угрозам разного рода тоталитаризма, экстремизма, киборгизма и идиотизма; только гуманные люди в своих социальных взаимодействиях могут образовать (создать, построить) гуманное, здоровое общество с минимальными социальными патологиями.

Система образования во всем мире переживает ныне глубокий кризис потому, что традиционные способы получения и передачи знаний, основанные на жестком разделении труда, на административно-бюрократических принципах организации, на техносознании и технодействии, на потребительских и товарно-денежных ориентациях, не способны решить проблемы воспроизводства и развития общества в его социально-гуманитарном измерении.

Целенаправленная работа учителя по гуманизации своей профессиональной деятельности не ограничивается обучением на курсах повышения квалификации. Основу духовно-нравственного развития учителя определяет его самостоятельная работа по изучению и внедрению в практику школы гуманной философии личности, психологии деятельности, теории и методики профессионально образования.

Система образования во всем мире переживает ныне глубокий кризис по многим причинам, одна из которых заключается в том, что традиционные способы получения и передачи знаний, основанные на жестком разделении труда, на административно - бюрократических принципах организации, на техносознании и технодействии, на потребительских и товарно - денежных ориентациях, не способны решить проблемы воспроизводства и развития общества в его социально - гуманитарном измерении. Суть новой парадигмы знания и образования состоит в подходе к человеку как высшей ценности, самоцели и главному условию развития общества. Самоценность человеческой жизни и развитие личности в гармонии с миром природы, социума и собственно внутреннего мира - таков высший смысл новой системы знания и образования. Образование в России должно стать ведущим механизмом развития российского общества, его общественного интеллекта - науки, культуры и самого образования. Оно должно превратиться в основу воспроизводства духовно - нравственного потенциала общества, гармоничного, целостного, творческого, профессионального становления и развития личности российского социума. Это касается прежде всего проблем непрерывного профессионального образования учителя: учитель как субьект образовательного процесса в современных условиях должен быть самодостаточной личностью, ориентированной на духовно-нравственное саморазвитие как в школе, так и в учреждениях дополнительного профессионального образования.

 

АВТОР: Рыбина Г.В.