01.04.2012 1933

Смысловая сфера и регуляция: криминально-поведенческий и дизоптогенетический аспекты

 

В ряде работ были исследованы нарушения смысловой регуляции у лиц подросткового и юношеского возраста с криминальным поведением без наличия психической патологии. Так Васильевой Ю.А. (1995; 1997) у этой выборки, в сравнении с лицами с нормосообразным поведением, на фоне более низкой продуктивности и рефлексивности обнаружены низкий уровень осмысленности собственной жизни, недостаточно сформированная познавательная мотивация и профессиональная ориентация, нарушения временной перспективы практически с отсутствием планирования своего будущего, сниженный уровень субъективного контроля с недостаточно критической ориентацией на ситуативные обстоятельства и ценности референтной группы, пониженная самоценность и ожидаемое отношение от окружающих, повышенная внутренняя конфликтность, самообвинение и закрытость. Баланс ценностно-потребностной регуляции сдвинут в сторону преобладания потребностей.

Нас же интересует специфика развития личности при дизонтогенезе. На основе анализа ряда работ, посвященных изменению смысловой сферы при различной, в первую очередь, психической патологии, Леонтьев Д.А. пришел к выводу об отсутствии нозоспецифичности различных нарушений смысловой регуляции, выявленных при следующих исследованных нозологиях: алкоголизм, эпилепсия, шизофрения, психопатии, инволюционные изменения, а также кризисные и посттравматические состояния, неврозы (в том числе и логоневроз), афазия и, кроме того, соматические заболевания. Так, обнаружено доминирование одного мотива при обесценивании других и при алкоголизме, и при шизофрении, и при соматических заболеваниях; а подверженность ситуативным влияниям - при алкоголизме, психопатиях, органическом поражении лобных отделов мозга; защитное ограничение деятельности - при алкоголизме, шизофрении и неврозах; сдвиг смысла на операциональную сторону деятельности - при эпилепсии, афазии; нарушения сознания - при эпилепсии, неврозах и пр. То есть нарушения смысловой регуляции при психических и соматических заболеваниях обладают особой симптоматикой, не имеющей однозначных связей с клинической картиной конкретных видов заболеваний.

Степень нарушений смысловой регуляции может существенным образом отличаться даже при одной и той же тяжести клинической нозоспецифической симптоматики. В этой связи автор отмечает, что «личность больного - не обязательно больная личность». Наконец, отмечается, что патологические изменения смысловой сферы в большей степени касаются структурной организации и динамических аспектов смысловой сферы, нежели ее содержательной стороны. Даже в случаях кардинальной смены или крушения смысловых ориентиров и всей направленности жизнедеятельности, каковые характерны для алкоголизма и кризисных, посттравматических состояний, вероятность преодоления кризиса и восстановления нарушенной жизнедеятельности связана во многом с возможностью восстановления динамических механизмов смысловой регуляции, в том числе и саморегуляции. Смысловая регуляция рассматривается как конституирующая функция личности (Леонтьев Д.А., 1999).

Обратимся теперь к работе Е.Г. Дозорцевой, создавшей теоретическую модель аномального развития личности у подростков с противоправным поведением, которое определяется как существенно деформированное становление личности, которое «нарушает их позитивную социальную адаптацию и препятствует сохранению и развертыванию внутреннего творческого потенциала» (Дозорцева Е.Г.,2000). При этом процессе проблемы текущего этапа развития личности накладываются на неразрешенные проблемы предыдущих этапов. Автор разработала онтогенетическую модель поэтапной и поуровневой регуляции деятельности несовершеннолетними с аномальным личностным развитием при делинквентном и криминальном поведении. Ею выделяются следующие уровни организации деятельности: психофизиологический, операциональный, целевой и смысловой. А к этапам относятся восприятие ситуации, определение уровня проблемы и построение образа будущего, принятие решения, его выполнение. Уровни регуляции деятельности сопоставлены с возрастными периодами. 1- Младенчество и раннее детство (от рождения до 1 года и далее до 3 лет) - время формирования операционального уровня регуляции; дошкольный и младший школьный период (3-7 лет, 7-11-12лет) - период развития целевого уровня в границах социальных норм; подростковый и юношеский (11-12-15, 15-18 лет) - смыслового. Каждому уровню регуляции деятельности соответствует свой уровень организации субъекта деятельности: операциональному - индивидный (организменный, психофизиологический), целевому - конвенциональной личности (регулирующей поведение посредством усвоенных социальных норм), смысловому - рефлексивной личности (самостоятельно регулирующей свое поведение на основе внутренней осознанной позиции «Я» и соответствующего ему выбора).

Существует специфика выражения психических и личностных аномалий развития на каждом из уровней организации субъекта деятельности. На индивидном - в виде не целенаправленности действий в пределах ведущего мотива и при непосредственной внешней регламентации поведения. На уровне конвенциональной личности - в виде отсутствия соподчинения мотивов и их непосредственном характере - при инфантильном варианте; в виде развития и закрепления вместо просоциальных аномальных способов реагирования в субъективно сложных ситуациях - при дисгармоничном варианте; и, наконец, в виде развития внутренней позиции исходя из асоциальных эгоцентрических или референтных групповых норм - при асоциальном варианте. А на уровне рефлексивной личности аномалии развития выражаются в двух формах: инфантильной - с недостаточной, слабой структурированностью мотивов и смыслов при конфликтности самосознания, и асоциальной - с формированием и закреплением в самосознании хотя и устойчивой структуры, но касающейся асоциальных по содержанию смысловых ориентиров и норм (Дозорцева Е.Г., 2000).

На момент проведения настоящего исследования, в теоретическом (методологическом) плане недостаточно исследованными и потому актуальными для изучения явились смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершившими насильственные правонарушения, а также исповедуемые ими личностные ценности, на характер которых непосредственно влияют условия жизни и воспитания (наличие - отстутсвие семьи, стиль семейного воспитания), психическое развитие подростка (индивидные и индивидуально-психологические особенности). Необходимость подобного исследования обусловлена и требованиями практики: ведь не случайно при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых большую роль играет изучение самосознания подростка, на чем основывается диагностика завершенности созревания личности (Кудрявцев И.А., 1988), в том числе наличия/отсутствия отставания в психическом развитии.

 

АВТОР: Семенова О.Ф.