01.04.2012 16777

Среднее профессиональное образование в социально-экономических условиях современной России

 

Ориентация России на демократические ценности, правовое общество, переход к рыночной экономике и связанные с этим коренные изменения в ведущих сферах общественной жизни поставили перед образованием весьма непростые задачи. С одной стороны, важным является сохранение сильных сторон отечественной образовательной системы, позволивших России в XX веке стать одной из высокоразвитых в культурном отношении стран мира, а с другой - система образования должна становиться более гибкой, с тем, чтобы в новых условиях, отвечая на потребности личности и запросы изменяющейся экономики и складывающегося рынка труда, сохранить свою роль одного из ведущих факторов общественного развития.

Важную функцию по подготовке кадров для экономики современной России выполняет система среднего профессионального образования, которая обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку практико-ориентированных специалистов. Известный ученый и практик в области профессионального образования П.Ф. Анисимов подчёркивает: «Среднее профессиональное образование выполняет важную социальную функцию, играя заметную роль в формировании массового среднего класса, составляющего социальную основу общества».

Современный этап и перспективы развития экономики и социальной сферы характеризуются сохранением потребности в специалистах среднего звена при заметном изменении их роли, места и функций, повышении требований к их компетентности, технологической культуре и качеству труда. Сохранение и развитие востребованности среднего профессионального образования является общемировой тенденцией. В современном экономически развитом обществе сфера применения неквалифицированного труда весьма ограничена. В докладе Европейского фонда образования и Совета Европы «Высшее и после среднее профессиональное образование в Центральной и Восточной Европе» указывается, что на современном этапе «падает спрос на неквалифицированную и полуквалифицированную рабочую силу, растут требования к квалифицированным рабочим и служащим, а также специалистам среднего уровня, таким как технические работники, работники сферы услуг, офисные служащие».

Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, на которые ориентирована современная российская экономика требует в том числе и обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих высокой квалификацией и многофункциональными умениями. Специалисты отмечают, что в этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным активно участвовать в подъеме национальной экономики России.

Задача приоритетного развития профессионального образования определена в качестве ключевой и в ряде важнейших документов, определяющих приоритеты развития государства. Обозначенные приоритеты определяются рядом причин:

- становится очевидным, что решение актуальных социально-экономических задач напрямую зависит от эффективного использования трудовых ресурсов, изменения структуры и развития рабочей силы, а следовательно и качества профессионального образования;

- о высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена - это самый большой сегмент производительных сил общества. Их доля в общей структуре занятых в экономике составляет около 70% (НПО - 20,7%, СПО в производственном секторе - до 32%, а в непроизводственной сфере - до 48%). Отметим, что такая кадровая структура экономики России близка к кадровой структуре большинства стран Евросоюза;

- подготовка современных высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена во многом определяет темпы экономического развития и качество жизни; дефицит кадров и уровень их компетенции грозит стать в ближайшие годы основной проблемой экономики;

- становится, реальным и ежегодно возрастает дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в различных секторах экономики. Количественное и качественное состояние трудового потенциала, объемы и структура подготовки кадров оценивается как неадекватное экономическому развитию страны.

Эти и другие причины позволяют рассматривать эффективность начального и среднего профессионального образования, на выработку подходов к повышению которой направлена исследовательская работа, не только с прагматичной точки зрения, но и как важнейший фактор социального развития общества, что справедливо и для большинства других стран.

В исследованиях российских ученых последних лет отмечается нарастание проблем в подготовке кадров среднего звена для современной экономики.

Отечественная система профессионального образования на протяжении десятилетий успешно выполняла свои задачи, реализуя узко отраслевые потребности развития экономики. Динамичное наращивание этих потребностей в период глубочайших социально-экономических перемен конца истекшего века привело к резкому отставанию профессионального образования от запросов общества, вскрыло его системные недостатки: консерватизм, неспособность гибко и динамично реагировать на стремительные изменении в экономике и социальной сфере.

Кризисные явления в современном профессиональном образовании и необходимость изменения его парадигмы на переходе к постиндустриальному обществу отмечаются и многими зарубежными и исследователями. В монографии Филиппа Г. Кумбса «Кризис образования» дан системный анализ состояния профессионального образования во многих странах мира и спрогнозированы результаты его развития, прокомментированные в исследовании О.А. Козыревой. Очевидно, что ниже перечисленные проблемы, названные этими авторами, актуальны и для нашей страны: «Подготовка выпускников учебных заведений мало соответствует быстро изменяющимся потребностям национального развития и столь же быстро меняющимся потребностям человека. В то же время отношение к окружающему миру, предпочтение при выборе профессии не способствует рациональному использованию выпускников». Г. Кумбсом предлагаются элементы конструктивной стратегии развития профессионального образования, согласно которой: во-первых, «необходимо улучшить всю совокупность взаимосвязей, как внутри самой системы между ее различными уровнями, а так же между системой образования и ее внешним окружением как на стадии приема, так и на стадии выпуска». Во-вторых, «системы образования должны взять на себя инициативу и приложить все усилия к тому, чтобы как можно быстрее приспособиться к новым условиям и новым требованиям».

Подобные положения высказываются и другими специалистами. В докладе президента российского Союза директоров ссузов В.М. Дёмина отмечается, что для современного этапа развития профессионального образования характерны следующие особенности:

- оно не может ограничиваться своей прежней функцией воспроизводства необходимого объёма рабочей силы для сложившейся в прежние годы инфраструктуры экономики. Присущая рыночным отношениям динамика развития производства требует придания должного качества, эффективности и гибкости профессиональному образованию, требует его органичной интеграции в экономику, ориентации на постоянные изменения между спросом и предложением кадров;

- необходим учёт международных тенденций развития профессионального образования и интеграция российского профессионального образования в общеевропейское образовательное пространство в рамках Болонского и Копенгагенского процессов.

Вопросам развития и модернизации среднего профессионального образования, обеспечению его конкурентоспособности в контексте Копенгагенской декларации, было уделено пристальное внимание представителей министерств и ведомств, руководителей субъектов Федерации, органов управления образования регионов, учёных, представителей вузов, принявших участие в работе IV съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России (март 2006г.). На съезде были определены главная задача модернизации базового профессионального образования и связанные с ней цели образовательной политики:

Центральная задача - обеспечение конкурентоспособности среднего профессионального образования на основе современного качества, выстраивание эффективной системы экономики и управления на федеральном и региональном уровнях, которая будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества, государства. Цели образовательной политики: в политическом аспекте - определение активной роли государства в сфере начального и среднего профессионального образования, политики и стратегии его развития с учётом функций федеральных и региональных органов власти и управления образованием. Усиление роли регионов, полноправное паритетное партнёрство государства и гражданского общества, социальных партнёров, работодателей в инновационном развитии систем; в социальном аспекте - обеспечение конституционных гарантий доступности качественного образования для всех граждан, гарантий их права профессионального выбора и защиты от некачественного образования. Вместе с тем необходимо формировать в общественном создании государственную и социальную значимость, карьерную перспективность начального и среднего профессионального образования, повышать престиж и мотивацию молодёжи в его получении; в экономическом аспекте - обеспечение единства интересов и потребностей граждан, общества и государства в высоком качестве подготовки конкурентоспособных рабочих и специалистов, востребованных и мобильных на рынке труда, способных к постоянному повышению своего профессионального уровня в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества; в образовательном плане - переход к устойчивому инновационному развитию системы профессионального образования, ориентированной на достижение высоких результатов, соответствующих мировым стандартам. Создание условий для непрерывного образования граждан в течение всей жизни.

Перечисленные цели согласуются с Законом РФ «Об образовании». Так, в ст. 23 Закона говорится: «среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования».

Это перекликается и с основной целью профессионального образования, сформулированной в концепции модернизации российского образования до 2010 года: «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».

По ходу развития общества цель изменяется, корректируется, уточняется в соответствии с новыми общественными условиями. Следовательно, цель образования формируется вне системы образования, она обусловлена потребностями общества на данном этапе развития и представляет собой «социальный заказ» как на профессионала-специалиста, так и на личность, отвечающую современным нормам общежития в социуме.

Новые цели профессионального образования связаны с понятием «качество профессиональной подготовки», которое рассматривается как результат реализации требований, которые предъявляет рынок труда к специалисту, общество к личности и личность к условиям своей будущей деятельности. Они, на наш взгляд, таковы: личность желает реализовать свои потребности в получении профессионального образования, квалификации и профессионального мастерства, обеспечивающих желаемое материальное благосостояние и карьерное продвижение. По данным социологических исследований 43% респондентов считают одной из главных ценностей в жизни - «профессиональное мастерство», занимающее третье место в рейтинге ценностей. Второе место занимает материальное благополучие - 60%. Соотнося эти цифры, можно предположить, что большая часть молодёжи связывает материальное благополучие с достижением высокого уровня профессионализма. «Заказчики» рабочих ресурсов оценивают сегодня специалиста с точки зрения его мобильности в деятельности, самостоятельности, что также является важнейшими составляющими профессионализма.

Таким образом, профессионализм, готовность к профессиональной деятельности, способность быстро адаптироваться к задачам деятельности на конкретном рабочем месте - в новых условиях должны стать важнейшими практическими задачами подготовки специалиста среднего звена. Это значит, что профессиональное образование должно существенно измениться, что предполагает совершенствование педагогических условий, подходов к содержанию профессионального образования, его методическому обеспечению.

Общие тенденции и особенности развития среднего профессионального образования совпадают с приведенной во введении оценкой состояния кадрового обеспечения банковского сектора российской экономики и позволяют определить основные направления совершенствования подготовки специалистов среднего звена для банковской сферы в новых социально-экономических условиях.

Состояние банковского сектора российской экономики и системы его кадрового обеспечения может быть охарактеризовано следующими положениями:

- в развитие экономики требует наличия устойчивой и полноценно функционирующей сети кредитных учреждений, способных обеспечивать широкий спектр банковских услуг, которые сохраняют потребность в специалистах среднего звена при заметном повышении требований к их компетентности, технологической культуре и качеству труда;

- многие из выпускников банковских учреждений СПО при устройстве на работу испытывают серьёзные трудности, связанные с возросшими требованиями работодателя и социума к банковским специалистам - их знаниям, умениям и компетентностям;

- содержание образования и используемые технологии обучения в учебных структурах, как правило, не позволяют реализовать подготовку, обеспечивающую высокий уровень готовности выпускника к профессиональной деятельности; процесс подготовки не обеспечивает полноценного формирования системных теоретических знаний обучающихся и способности их применения для практического решения прикладных задач; остаются мало проработанными вопросы развития деловых и личностных качеств студентов, обеспечения их готовности в кратчайшие сроки адаптироваться к профессиональной среде;

- о существующая учебно-программная документация в большей мере ориентирована на содержательные аспекты учебного процесса и в меньшей степени - на конечные цели и задачи подготовки специалистов;

- в рамках интернационализации российского профессионального образования нуждаются в детальной проработке актуальные для всей системы среднего профессионального образования вопросы, связанные с разработкой и внедрением государственных образовательных стандартов нового поколения, использованием зачетных единиц для выражения трудоемкости образовательных программ и учебной нагрузки студентов, компетентностного подхода для описании результатов обучения и описания стандартов квалификаций специалистов банковской сферы.

Совершенствование системы подготовки специалистов среднего звена для банковской сферы в новых социально-экономических условиях должно предусматривать:

- создание системных психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование развитой личности, готовой к профессиональной деятельности и способной адаптироваться для работы в смежных областях, когда:

- используемые образовательные технологии будут направлены на подготовку практико-ориентированных специалистов, отвечающих требованиям к составу и структуре компетентностной модели специалиста среднего звена банковской сферы;

- в образовательную программу подготовки будут включены занятия, имитирующие профессиональную деятельность будущих специалистов, требующие решения реальных практических задач, способствующих развитию профессиональных компетенций и способности адаптации к изменению трудовых функций;

- поисково-исследовательская направленность образовательного процесса будет акцентирована на развитие способности к поиску и использованию необходимой информации и её адекватной интерпретации к конкретным условиям профессиональной деятельности;

- задания при организации производственной практики студентов будут носить междисциплинарный характер;

- необходимость учёта международных тенденций развития профессионального образования при разработке учебно-программной документации, предполагающих использование зачетных единиц для выражения трудоемкости образовательных программ, современные модели планирования и реализации учебной нагрузки студентов, компетентностного подхода для описания результатов обучения и описания стандартов квалификаций специалистов банковской сферы.

 

АВТОР: Садекова А.У.