02.04.2012 21983

Воспитание, воспитательная среда, воспитательная компетентность: понятие и сущность

 

Для правильного понимания сути проблемы исследования важно определить термины «воспитание», «воспитательная система», «воспитательная компетентность», «воспитательное пространство», «воспитательная среда». Толкование понятия воспитание дается в известном словаре СИ. Ожегова:

Воспитание: 1) воспитать; 2) навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Профессор П.И. Пидкасистый считает, что понятие «воспитание» является центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и педагогической деятельности. Ученый доминантное понятие нашего исследования «воспитание» подвергает терминологическому рассмотрению.

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова «воспитание» - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном значении слова процесс воспитания свойственен и животным - «питают» своим молоком млекопитающие; детеныш кенгуру «воспитывается» матерью; жеребенок, встав на ножки после рождения тянет свою мордочку под брюхо лошади - «воспитывается», вскармливается. Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению. Однако ученый отмечает, что никогда данный термин не ограничивался только лексическим значением. Термин «воспитание» переосмысливался, расширив свое значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это значение, то в широком духовном значении.

На протяжении тысячелетий мыслители и педагоги оперируют понятием «воспитание» и рассматривают его с разных ракурсов, как общественное и педагогическое явление.

Если подходить к воспитанию с точки зрения общественной обусловленности, то воспитание представляет собой «сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и направленности». Еще Аристотель указал на то, что «для каждой формы государственного строя соответственное воспитание - предмет первой необходимости» Дидро, Гельвеций, Монтескье показали, что монархия, деспотическое государство и республика создают при помощи законов разные типы воспитания, при этом худшей является воспитательная система деспотического государства, а лучшей - республика. Просвещение народа всегда прямо пропорционально его свободе, ибо воспитание целиком зависит от общества: ни одна «реформа воспитания не может произойти без реформы в области законов» - отмечал Гельвеций.

В философском энциклопедическом словаре воспитание рассматривается, как «воздействие общества на человека». В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению. При толковании термина «воспитание», с точки зрения философской, оно имеет широкую сферу применения «распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармонического целого».

С социальных позиций предстает понятие воспитание в социологической энциклопедии. Под воспитанием понимается процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями. Таким образом, актуальность проблем воспитания обусловлена необходимостью формирования нового общественного сознания. Каким оно должно быть? Из каких элементов будет складываться его структура? Какое место в ней займут духовные ценности - общечеловеческие и национальные? Все эти вопросы поднимаются в своих работах и научных статьях по философии образования Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, И.Н. Сиземская. Л.И. Новикова, В.Д. Щадриков, Я.С Турбовской и др. Согласно их видению выработка тактических основ воспитания зависит от четырех направляющих:

- критического осмысления современной действительности;

- сохранения - восстановления традиций отечественной общественной мысли;

- учета положительного социокультурного опыта, накопленного в предшествующие годы;

- освоение мировой общественной мысли применительно к культурным традициям и потребностям современного развития жизни.

Анализ современных отечественных научно-практических работ, содержащих попытки систематизации базовых категорий педагогики «образование», «воспитание», «обучение» позволяет констатировать методологические рассогласования в толковании понятия «воспитание». Согласно точке зрения В.М. Полонского эти понятия всегда трактовались в зависимости от господствующей идеологии, философских и религиозных представлений, уровня развития педагогической науки и практики. В определенной части это пересекающиеся диалектически связанные понятия, одно из которых предполагает и другое и без него практически не может изолированно существовать. Однако степень этой связи применительно к разным группам индивидов, в разных учебно-воспитательных ситуациях, существенно меняется.

Сущностная характеристика понятия «воспитание», с точки зрения педагогической, рассматривается в педагогических словарях, монографиях и научных статьях. Например, в словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспировой воспитание трактуется как сложная педагогическая категория. Во-первых, это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей. Во-вторых, целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами. В-третьих, целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей. В-четвертых, предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути. В-пятых, процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. В-шестых, целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности. В-седьмых, составные части целостного воспитательного процесса: умственное, нравственное и т.д. воспитание.

В широком и узком значениях слова толкуется термин «воспитание» в другом известном словаре понятий и терминов по образованию и педагогике под редакцией В.М. Полонского. Обратимся к сущностной характеристике понятия «воспитание»:

Воспитание в широком смысле - система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека.

В другом известном словаре профессиональных педагогических терминов под редакцией С.М. Вишняковой под воспитанием в широком смысле понимается «процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в целях его подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов». Как видим, в этих определениях есть одна общая часть - это воздействие социальной среды. Второе определение является, на наш взгляд, более полным. Воспитание рассматривается и в узком значении.

Воспитание в узком смысле - целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения. Идентичное определение дается в словаре под редакцией С.М. Вишняковой, воспитание в узком значении слова - это педагогическая деятельность педагогических работников, направленная на формирование качеств, определяющих нравственно-этическую позицию человека, его социальное поведение (гражданственность, ответственность, чувство долга) формирование черт характера таких как сила воли, целеустремленность, готовность к преодолению трудностей.

Несколько иное толкование понятия «воспитание» в широком и узком значениях слова дает В.В. Краевский. «Воспитание в широком социальном смысле, - понимается ученым, - когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности, в широком педагогическом смысле, когда имеются в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс».

В узком педагогическом смысле, под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает некий участок приложения воспитательных усилий.

В нашем представлении наиболее удачной является точка зрения по определению сущностной характеристики воспитания Ю.И. Кривова. Ученый различает четыре смысла термина «воспитания»:

- широкий социальный - речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности;

- широкий педагогический - имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс;

- узкий педагогический - под воспитанием понимается специальная воспитательная работа (то, что в школьном обиходе называется «внеурочная», «внеклассная» или «внешкольная» деятельность);

- еще более узкий - когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием морально-волевых качеств (нравственное воспитание), художественных представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.

С позиций компетентного подхода результат профессиональной подготовки специалистов определяется уровнем профессиональной компетентности выпускника педагогического колледжа, вуза. Понятие «компетентность», «компетенция» используются в настоящее время достаточно широко, когда речь идет не только о подготовке специалистов с высшим образованием (Е.В. Бондаревская, Е.П. Белозерцев, В.А. Бордовская, В.А. Болотов, Б.С. Гершунский, В.А. Кан-Калик, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.), но о среднем специальном педагогическом образовании, В.В. Арнаутов, В.В. Карпов.

Термин «профессиональная компетентность» часто встречается в работах известных педагогов, философских, психологических, педагогических и энциклопедических словарях. Поэтому обратимся, в первую очередь, к терминологическому рассмотрению понятия. В «Словаре иностранных слов» (1984) дается следующее толкование понятию: «Компетентность (см. компетентный) - 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо»; Компетентный (лат. Competetens (competentis)) соответствующий; способный - 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведующий в определенной области; «Компетенция (лат. Competentia - принадлежность по праву) -1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом».

Толкование значений этого слова дается в словаре русского языка С.И. Ожегова (1986).

Компетентный - 1) знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; 2) обладающий компетенцией.

Компетенция - 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий, прав.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова рассматривается толкование термина «компетентность учителя профессиональная». Это: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

Многие исследователи (А.К. Маркова, Ю.Х. Шакуров и др.) считают, что компетентность учителя определяется соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества - с другой. Они рассматривают компетентность как сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно, как обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в педагогической литературе сущность компетентности (иногда компетенции) обосновывается через уровень результативности педагога в деятельности.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе рассматриваются различные уровни педагогической компетентности: общекультурной, психологической, социальной, коммуникативной и т.д. При определении компетентности психологической уделяется внимание трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй - к юридическому соответствию; третий - к вопросу, достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматься профессиональной деятельностью.

Определение педагогической компетентности в сфере воспитательной работы в современных условиях является сложной задачей. В нашем понимании под воспитательной компетентностью будущего специалиста мы включаем несколько этапов: 1) освоение базовых знаний, обязательных для всех учителей. В этом контексте профессия учителя действительно подразумевает большой объем знаний; 2) приобретение практического опыта; 3) владение воспитательными технологиями и методиками; 4) умение интерпретировать отечественный и зарубежный опыт.

В контексте исследования под воспитательной компетентностью рассматривается способность будущего специалиста к системному видению педагогической реальности, владение знаниями о педагогической теории и методике воспитания, современными технологиями воспитания, способностью к интеграции с отечественными и зарубежным инновационным опытом.

В научной литературе В.А. Караховский, Л.И. Новикова, Л.И. Маленкова, С.Д. Поляков используют категорию воспитательная система как центральную. На наш взгляд, С.Д. Поляков четко излагает сущность воспитательной системы. Согласно точке зрения ученого, воспитательные системы относятся к виду социальных систем. С.Д. Поляков выделяет признаки социальных систем как организаций - наличие целей (исходя из которых строится деятельность системы) и управленческих процессов. Основные деятельности, вокруг которых складывается воспитательная система школы: труд, учение, клубная деятельность.

Изучение воспитания как системы позволяет определять структуру, функциональное наполнение, содержание взаимодействующих элементов, выявление механизмов поддержания целостности воспитания во времени.

Что касается термина «воспитательное пространство», то пока нет ясности, чем оно отличается от «образовательного пространства», каковы его границы, сфера воздействия. Согласно точке зрения СМ. Полонского, под пространством понимается территория. Более глубокое толкование воспитательного пространства, с точки зрения социокультурной природы, дается Н.М. Борытко. «Под социокультурным воспитательным пространством, - в трактовке ученого, - понимается специально организованная педагогическая среда, структурированная система педагогических факторов и условий становления ребенка. Характерные признаки пространства - его протяженность, структурность, взаимосвязь и взаимозависимость элементов, его выделенность из среды, обязательно воспринимаемая воспитанником субъективно (образ пространства, выделенного из среды)».

К характерным особенностям воспитательного пространства Н.М. Борытко добавляет такой важный компонент, как субъективность восприятия. Под субъективностью восприятия понимается то, что воспринимается одним человеком как пространство, служит ценностью, пределом, имеет определенные очертания, границы, для другого есть бесформенное «нечто», не воспринимаемое и незначимое, то есть пространством не являющееся.

В исследовании воспитательное пространство рассматривается в контексте культуры, как социокультурный феномен. Солидарны с мнением Н.М. Борытко, что с этой точки зрения, воспитание человеческого в человеке - это воспроизводство в нем социальной культуры, его «окультуривание».

Совершенно правомерно в научной литературе ставится вопрос о воспитательной среде, выполняющей не только внешнюю функцию (связь с другими социальными институтами), но и внутреннюю - как пространство преобразовательной деятельности самой системы (охрана природа, работа в социуме и т.д.). Если среда в основе своей есть данность, то воспитательное пространство, в трактовке Л.И. Новиковой - результат конструктивной деятельности, достигаемый в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности не созидательной, но и интегрирующей. Придерживаемся точки зрения Н.М. Борытко, что средовый подход к воспитанию подчеркивает значимость и актуальность воспитания для общества.

Таким образом, в настоящее время существует настоятельная необходимость в разработке теоретических и методологических основ проблем воспитания, исследования содержания и сущности воспитательной системы, механизмов ее проявления и функционирования. Разработка проблем теории и методики воспитания требует нахождения новых способов и приемов исследовательской деятельности, глубокого анализа и опыта выявления и осмысления новых направлений повышения эффективности воспитательной работы с будущими специалистами.

 

АВТОР: Скорикова Л.В.