02.04.2012 3453

Эволюция в отечественной психологии научных взглядов на отклоняющееся поведение детей и подростков

 

Изучение отклоняющегося поведения детей и подростков началось в дореволюционной России с момента организации специальных заведений для перевоспитания педагогически запущенных детей и подростков. В юстиции и в официальной школьной практике для обозначения детей, находившихся в специальных исправительных учреждениях в целях перевоспитания употреблялись такие термины, как «малолетние преступники», «нравственно испорченные дети», «нравственно-заброшенные дети», «морально дефективные дети», «аномальные дети» и др. Эти термины в то время употреблялись как синонимы, хотя в воспитательной практике существовала необходимость в их дифференциации.

В дореволюционной России и в первые годы после революции, когда появилось много беспризорных детей, возникшая в то время теория «моральной дефективности» рассматривала «нравственное уродство» «трудных» детей, как специфическое психическое заболевание, не связанное, однако, с другими отклонениями в психическом и физическом развитии ребенка.

Один из основоположников советской педагогической науки П.П. Блонский активно выступал против ярлыка «моральная дефективность» по отношению к детям, доказывая несостоятельность этой теории. Он писал: «Самое главное в борьбе с этой «моральной дефективностью» - это борьба с теорией «моральной дефективности», борьба с теми «учеными», которые этой теорией развращают новых педагогов и укрепляют позиции старых тюремщиков». Во всех случаях обнаружения отклонений в поведении у ребенка П.П. Блонский призывал понять сущность этих отклонений, выявить их причины и создать все условия для их преодоления. Он считал, что необходимо различать медицинский и педагогический аспект вопроса и в зависимости от этого определять разную систему мероприятий для их преодоления. Обозначая термином «имморальность» различные отклонения в поведении детей, П.П. Блонский называл ее основные признаки: резкий эгоизм, гипертрофию личности, проявляющуюся в упрямстве, своеволии, неподатливости внешним воздействиям, неприспособляемость к внешней среде (учебные заведения), а субъективно - эгоцентрическое мышление и поведение. Причины моральной деградации учёный отнес к потере или неразвитости нравственного чувства определил её как легкую умственную отсталость, не медицинскую, не клиническую, а педагогическую (морально деградированный - это не «больной», а педагогически запущенный ребенок).

Е.А. Аркин (20-е годы XX века) писал, что «в огромном большинстве случаев у трудных детей трудное детство». Трудным, полагал автор, можно назвать такого ребенка, с которым, с одной стороны, трудно окружающим (которого трудно обучать, воспитывать, трудно справляться школе и родителям), а с другой стороны, и школа трудна для ребенка, тягостна ему, не дает возможности достигнуть успехов, на которые он способен. По мнению ученого, существует то общее, что объединяет всех трудных детей: их развитие, которое «идёт не по обычному пути, как у обыкновенных детей, и воспитание и обучение их поэтому также должно вестись не обычными средствами».

Известный российский врач-невропатолог и педагог В.П. Кащенко в своих исследованиях выявил типологии характеров «трудных» детей и подростков. В начале XX века ученый внес в научную лексику понятие «дефективные дети», однако, вскоре, поняв ошибочность этого термина, изменил его на «исключительные дети» и неоднократно подчеркивал, что врачи и педагоги имеют дело с аномалиями, обусловленными не только органическими недостатками, но и отклонениями при изначально нормальной психико-соматической конституции, вызванными, однако, неправильным образом жизни, неблагоприятными социальными условиями. Ученый считал, что «трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей».

Л.С. Выготский причины отклонений в поведении «трудных» детей также советовал искать «не в ребенке, а вне его - в социально-экономических и культурно-педагогических условиях, в которых рос и развивался ребенок... Проблема moral insanity поставлена и решена у нас как проблема среды; оздоровление среды сделалось основой воспитательной практики в этой области». Полагая, что у этих детей понижение чувствительности является защитной реакцией, самообороной, биологическим защитным панцирем против болезненных воздействий среды, учёный-психолог сделал вывод о том, что отклоняющееся поведение ребенка может быть вызвано особой установкой, способом взаимоотношения со средой, выработанным в ответ на трудности, с которыми он встречается в жизни.

В 30-е годы XX столетия В.Н. Мясищев писал: «Правильное понимание трудновоспитуемое требует её анализа в условиях конкретной исторической действительности и установление в основных чертах как специфически «антисоциальных», антипедагогических для нее условий, так и специфических воспитательных и перевоспитательных возможностей». Учёный полагал, что радикальное разрешение этой проблемы требует радикальной перестройки основ самого общества. В.Н. Мясищев «трудных» детей делил на две группы, различающиеся по проявлениям отклонений в поведении и причинам, их вызывающим. Первая группа имеет социально-педагогическое происхождение, являясь результатом неблагоприятных социальных и педагогических условий среды, создающей социально-отрицательные установки и «навыки личности, обнаруживающиеся в неорганизованности, недисциплинированности, хулиганстве и т.п. легких и тяжелых антисоциальных действиях». Эту группу детей ученый называл трудновоспитуемыми в собственном смысле слова.

Ко второй группе, по мнению В.Н. Мясищева, относятся дети больные или болезненные «с проявлениями нервно-психической слабости, возбудимости, неустойчивости и т.д. от самого легкого до тяжелого невроза или психоза. Они тоже представляют трудности для педагога».

П.Г. Вельский и В.Н. Мясищев, говоря о наиболее типичных формах трудновоспитуемое, имели в виду глубину и степень деструктивных влияний, дезорганизующих личность ребенка. Первую, «легкую», форму, ученые охарактеризовали как небольшой налет дезорганизующих школьника влияний, происходящих чаще всего в школе, к которым относятся неорганизованность педпроцесса, дурной пример товарищей, конфликт учащегося с педагогом. Трудность этих детей проявляется в недостаточной дисциплинированности, в «озорстве», неглубокой агрессивности, в отдельных случаях мелких правонарушений и т.д. Говоря о более тяжелой по форме группе трудных детей, ученые отметили, что длительно действующие неблагоприятные внешние условия создают определённое мировоззрение ребенка, формируют его привычки, устойчивые установки. Если на ребенка с легкой степенью трудности достаточно влияния воспитательной беседы авторитетного лица, то при воздействии на детей с выраженной трудностью поведения требуется не только изменение внешних условий, но и систематическая переработка установок поведения. Таких детей ученые называли социально-запущенными.

К третьей группе П.Г. Вельский и В.Н. Мясищев отнесли правонарушителей, особо запущенных, которые, однако, при создании соответствующей обстановки в семье и в школе, иногда при переводе в специальные классы и школы для трудновоспитуемых, могут быть перевоспитаны.

Психологи особо выделили характерологически трудных детей, разделив их на несколько групп.

К первой группе они отнесли детей, начинающих вовлекаться в азарт, пьянство, сексуальность, которые тем не менее могут изменить свою направленность, если в деятельности будет удовлетворена их активность (их может заинтересовать драм-работа, физкультура, различные виды соревнований).

Во вторую группу вошли эмоционально неустойчивые дети, перевоспитание которых, по мнению ученых, требует твердого режима, крепкого руководства, тактичного контроля, немедленной проверки выполнения каждой работы.

К третьей группе относят возбудимых, аффективных детей, особенно часто встречающихся в социально неблагополучных семьях.

Четвертая группа - это дети, выросшие в жестокой обстановке и имеющие в связи с этим очень тяжелый характер. Среди таких детей нередко встречаются жестокие насильники, продуманно преследующие свои эгоистические цели. Психологи считают, что с данным контингентом детей можно достичь положительного результата, направляя их энергию на социально полезные цели, например, поручив помогать слабым, младшим.

К пятой группе относятся дети недоверчивые, скрытные, обидчивые, которые формируются в результате деспотического воспитания, оскорбительного отношения. По убеждению ученых, уход детей в себя, их замкнутость, безразличие, равнодушие можно рассматривать как своеобразную форму адаптации этих детей к миру. Они считали, что таких детей особенно полезно включать в живую активную работу с тем, чтобы они смогли, преодолев какое-либо препятствие, поверить в свои силы.

Контингент ЭШИ СРТ в основном попадает под признаки, раскрытые выдающимися отечественными учеными еще в начале прошлого столетия.

 

АВТОР: Славина Е.В.