03.04.2012 13343

Содержание и структура культуры здорового образа жизни личности школьника как технологическая основа ее формирования

 

Технология формирования культуры здорового образа жизни личности школьника определяет направление работы, в рамках которой объединяются теоретические и практические поиски в данной области (проявляется философское понимание закономерности единства теории и практики). Существо поиска сводится к моделированию новой структурно-организационной системы на основе изучения образующих ее элементов и опытной проверки. При этом учитывается, что множество элементов системы находится в соотношении и связях друг с другом и образует определенную целостность, единство.

Изучение любых конкретных систем, как правило, приводит к созданию абстрактных систем (понятий, гипотез, теорий, научных знаний). В современной науке исследования разного рода явлений проводятся в рамках системного анализа (использование совокупности методологических средств) и системного подхода (рассмотрение объекта как системы). В этом ракурсе методология представляется прежде всего как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Под педагогической системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. В соответствии с ценностными ориентациями конкретного общества задаются цели формирования личности, а значит та или иная педагогическая система: меняются цели - должна меняться и система, а следовательно, и деятельность.

Учение о деятельности является одним из главных в отечественной психологии. Единство сознания и деятельности, психики и деятельности - это важный принцип, впервые выдвинутый выдающимся отечественным психологом С.Л. Рубинштейном и развитый его последователями Л.С Выготским и А.Н. Леонтьевым. Деятельный подход задает принципиально иное виденье предметных целей обучения. А.В. Петровский подчеркивал, что отражение в сознание человека реальности достижения цели приводит к формированию перспективы личности, которая, в свою очередь, придает целям особенно сильный побудительный характер.

«Развитие личности происходит в деятельности и во взаимосвязи с деятельностью» (С.Л. Рубинштейн). В этой связи основанием образования, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни личности, предстает процесс обучения деятельности. Именно она становится ведущим механизмов, регулирующим осознанное развитие отношений природного и социокультурного в человеке, и опосредует, формирует его личность.

Таким образом, среди общенаучных принципов познания мира, различных социальных феноменов, входящих в рамки построения картины действительности в конкретных дисциплинах, в том числе и в педагогике, все большее значение приобретает системный подход. Его отличительной чертой является то, что объектом системного анализа (использования для подготовки и обоснования решения по сложным проблемам совокупности методических средств) прежде всего являются развивающиеся системы.

В науке понятие «система» определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство. В качестве общих характеристик «системы» в самых различных системных исследованиях, отмечает А.Т. Асмолов, фигурирует следующее: 1) целостность - несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и не выводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого; 2) структурность - связь и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом; 3) взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или открытый (преобразующий среду и систему) характер; 4) иерархичность - каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т.е. каждый компонент системы и сам включает в себя другую систему; 5) множественность описания - каждая система, являясь сложным объектом, в принципе, не может быть сведена только к какой-либо картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществование множества разных ее отображений. Имеется в виду - с разных методологических позиций. Ибо на сегодня не существует принципиально единой методологии научного познания.

Проблема формирования здоровья и здорового образа жизни детей и учащейся молодежи относится к числу недостаточно разработанных проблем современной науки. Она носит междисциплинарный научный характер, изучение которой входит в компетенцию различных естественно-научных (медицины, биологии, антропологии, физиологии и др.), общественных и гуманитарных (философии, социологии, экономики, психологии, педагогики, и др.) дисциплин. И решение ее не представляется вне рассмотрения сущностных характеристик содержания таких понятий, как «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни личности».

Понятие «здоровье» с древних времен до настоящего времени постоянно уточняется, конкретизируется и до сегодняшнего дня не имеет единого научного определения. И.П. Павлов в апреле 1903 года на Международном медицинском конгрессе в Мадриде говорил по этому поводу, что, к сожалению, мы не имеем до сих пор чисто научного термина для обозначения этого основного принципа организма - внутренней и внешней уравновешенности его.

Здоровье - состояние равновесия между требованиями среды и силами организма (Остроумов А.А.); естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем и динамического уравновешивания с окружающей средой (БСЭ, 1966); процесс сохранения и развития биологических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (Казначеев В.П., 1975); целостное многомерное и динамическое состояние (включающее позитивные и негативные стороны), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять свои биологические и социальные функции (Щедрина А.Г., 1989).

Согласно Н.М. Амосову, здоровье - это сумма резервных мощностей основных функциональных систем организма человека. Отсюда, чем выше резервные мощности, тем крепче здоровье.

В целом же существует достаточно большое количество дефиниций здоровья, например, в медицине здоровье человека рассматривается как отсутствие болезней. В гигиене - как отсутствие факторов риска заболеваний или устойчивости к ним организма и ликвидации возможных угроз. В биологии взгляд на здоровье показывает необходимость взаимодействия организма со средой и его адаптацией к ней в процессе онтогенеза. Психологическая формулировка здоровья сводится к преодолению и отрицанию болезни как стратегии жизни человека. Информационный подход понимает здоровье как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

Естественнонаучный аспект проблемы здоровья, как известно, разрабатывается прежде всего медициной, для которой здоровье - конечная цель всех воздействий на человека. При этом содержание понятия «здоровье» в современной естественнонаучной литературе имеет несколько значений. Это внутренняя и внешняя уравновешенность организма, динамический комплекс защитных приспособительных механизмов (Павленко G.M., 1968). Уровень адаптации к изменениям внешней и внутренней среды и оптимальная саморегуляция, гармония физиологических процессов (А.Я. Иванюшкин, 1982). С точки зрения медицины, это оптимальная адаптация организма к внешней и внутренней среде, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (БСЭ).

Широкое признание получило и общее определение «здоровья» предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Согласно этому определению, здоровье человека характеризуется не только отсутствием болезни или дефекта, но и состоянием полного комфорта - физического, психического и социального, а также духовного. Ибо духовность рассматривается как понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека. Духовность противостоит социальности в той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, не адаптивна, бездуховна.

Социально-духовные ценности в структуре личности, согласно Г.М. Соловьеву и И.Р. Тарасенко, есть разнообразная многогранная система образований в системе общества и индивида, в которой отображаются актуальные духовные потребности, вкусы, культура поведения, общения, коммуникации и деятельности, ее творческая направленность и духовные способности, которые представляются как социально, так и личностно выработанная совокупность свойств и качеств человека воспринимать, чувствовать, осознавать духовно-культурные, нравственные ценности общества, а также воспроизводить и творить их, воплощать в жизнь и жить ими. Можно определить, что духовное здоровье - это потребностное и деятельностное качество человека, определяющееся культурными и морально-нравственными ценностями: уважением к человеку, его достоинству и уникальности; проявляется в поведении, общении и коммуникации; находится в тесной взаимосвязи с физическим, психическим и социальным здоровьем. Его отсутствие вызывает внутренний и внешний (социальный) дискомфорт. Определение понятия «здоровье» трактуется в следующим контексте: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние человека, которое обеспечивает его полное биосоциальное функционирование, физическую или интеллектуальную работоспособность, достаточную приспособляемость к естественным воздействиям, изменчивости внешней среды при отсутствии патологических отклонений в организме.

В медицине разработано представление о здоровье как континууме состояний, согласно которому существует много градаций и стадий перехода от нормального состояния здоровья к патологическому. Данные стадии здоровья рассматриваются как адаптационно-приспособительная деятельность организма, которая определяется рядом факторов, среди которых важную роль играет и возраст. При этом состояние организма в возрасте 21-23 лет характеризуется наилучшим адаптационно-приспособительным показателем, т.е. наилучшим физическим здоровьем.

Многие авторы считают, что все градации состояния здоровья можно разделить на три категории: «норма», «болезнь» и «третье состояние», которое можно обозначить как «предболезнь» или «практическое здоровье», отягощенное различными хроническими недомоганиями. В этой связи норма рассматривается как относительное понятие, являющееся характерным показателем только для определенной группы людей, в определенный промежуток времени и в определенных условиях. В содержание понятия «норма» вкладываются единство, количество и качество физиологических характеристик. По мнению Г.И. Царегородцева, «норма» - это состояние оптимального равновесия организма с окружающей средой.

Таким образом, «норма» - это количественные физиологические характеристики человека (рост, вес, давление и т.д.), и качественные индикаторы глубинных процессов жизнедеятельности человека на всех его уровнях и этапах развития как индивида, так и социализированной личности. Понятие «норма», как и понятие «здоровье», индивидуализируется. Каждый человек здоров по-своему, его индивидуальная норма зависит от многих факторов: возраста, пола, профессии, места жительства и т.д. Между тем при статистическом подходе к здоровью, определении его состояния понятие «норма» и понятие «здоровье» идентифицируются, отождествляются, и всякое отклонение от общепринятой нормы рассматривается как патология, болезнь. Однако известно состояние и предболезни, когда заболевания как такового еще нет, но компенсаторные возможности организма уже снижены, и появляются еще объективно не выявившиеся изменения на функциональном и биохимическом уровнях. Это переходное состояние между здоровьем и болезнью именуется «третьим состоянием». Оно, как отмечают специалисты, характерно для людей, систематически употребляющих алкоголь, большинства курящих, ведущих антигигиенический образ жизни в целом, для лиц, пребывающих в специфическом психофизиологическом статусе. Наблюдения ученых показывают, что в «третьем» состоянии люди могут находиться годами и даже всю жизнь, располагая примерно половиной психофизиологических возможностей, заложенных в них природой. Такое состояние не только ограничивает выбор человеком вида занятий в молодости, но и в дальнейшем сильно сужает поле его социальной и профессиональной активности. В нем находятся истоки большинства пред болезненных состояний и болезней.

В философской литературе понятие «здоровье» определяется как полнокровное существование человека, в результате которого его жизнь и деятельность воспринимаются как естественное саморазвитие присущих ему свойств и качеств.

Концепция здоровья, опирающаяся на достижения естественных и общественных наук о человеке, предполагает разграничение представлений о двух видах здоровья (физическом и психическом) и о взаимосвязи этих видов здоровья. Оба эти вида подчиняются как общим, так и специфическим закономерностям и рассматриваются как нормальное функционирование физических или психических сил организма, как соответствие определенным нормам физического и психического состояния. Их различие состоит в том, что если физическое состояние здоровья означает прежде всего способность человека к адаптации по отношению к различным физическим агентам внешней среды и к выполнению различных видов физической работы (различным мышечным усилием), то психическое здоровье предполагает способность к адаптации к социальной среде, к различным формам общественной жизни, к психическим нагрузкам (стрессу), а также способность к выполнению разнообразной психической деятельности (включая творческую).

Особым аспектом этой проблемы является вопрос о взаимосвязи физического и психического здоровья. В этом плане говорят о двух различных сторонах этой проблемы: о влиянии физического состояния на психическое тело и о влиянии психического состояния на физическое, соматическое. Помимо указанных представлений о двух видах здоровья употребляется значение и третьего вида здоровья - социального, которое определяется состоянием социальной среды, уровнем культуры, образования, нравственности, материально-экономическим уровнем и др. Взаимоотношения людей, культура общения, их социальный и материальный статус, экология и т.д., существенно определяют как физическое, так и психическое здоровье каждого члена общества.

Содержание здоровья представляется как состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) организма и условиями среды, постоянно меняющимися. Согласно В.П. Петленко, потенциал здоровья - это совокупность способностей индивида и особенностей его поведения, по которым можно построить прогноз, определить предрасположенность к тому или иному заболеванию.

В целом же в современной науке существует множество представлений на предмет здоровья, а также средств и методов его сбережения в контексте здорового образа жизни как с позиции частных, так и общих вопросов; валеологии; физической культуры; духовно-нравственных ценностей; философии и психологии; экологии среды и человека; организации здорового образа жизни. И, тем не менее, несмотря на большое количество исследований и публикаций по данной проблеме, обнаруживается постоянное пополнение научного знания, открываются все новые и новые пути ее решения.

Определяя сущность содержания «здорового образа жизни» (ЗОЖ), необходимо рассмотреть имеющиеся в научной литературе дефиниции данного явления.

В начале 80-х годов наиболее активно разрабатывается проблема ЗОЖ (A.M. Изуткин, 1981; Г.И. Царегородцев, 1981; Ю.П. Лисицын, 1983; М.В. Сандлер, 1984 и др.), даются его формулировки, в основном, представителями медицинской науки, через понятие «здоровье», а также через взаимосвязи и взаимовлияния образа жизни и здоровья населения.

В теоретическую разработку концепции здорового образа жизни внес весомый вклад Лисицын Ю.П. Он утверждает, что все имеющее отношение к сохранению и укреплению здоровья, все, что через деятельность по оздоровлению условий жизни: труда, отдыха, быта - способствует выполнению человеком его человеческих функций, его образу жизни и наиболее благоприятным для здоровья условиям и есть здоровый образ жизни.

А.Д. Степанов определяет ЗОЖ как формы повседневной деятельности людей, которые способствуют полноценному выполнению ими социальных функций. В своем понимании термина ЗОЖ О.А. Мильштейн и А.А. Алексеев считают необходимым различать здоровый образ жизни в узком смысле слова только как социально-гигиеническое понятие и в широком - как социологическое понятие. В международном терминологическом словаре, подготовленном институтами санитарного просвещения, дается следующее определение: «Здоровый образ жизни - это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижения активного долголетия». А.Т. Бутенко (1979), А.В. Лисовский (1981) отмечают, что анализ теоретико-методологических исследований показывает, что категорию «здоровый, образ жизни» нельзя рассматривать вне контекста такой базисной категории, как «образ жизни». Он заключает в себе как аксиологическое содержание, выступая в качестве идеала, модели, «образца» жизнедеятельности, так и определенное, объективно сложившееся «образование» в жизнедеятельности личности. Образ жизни предстает прежде всего как определенная структура форм жизнедеятельности индивида, в которой доминируют те или иные моменты его содержания. При этом способ жизнедеятельности является продуктом взаимоотношения личности и общества и структурой форм жизнедеятельности - его реальным проявлением.

Очевидно, что в образе жизни проявляются взаимосвязь и взаимодействие коллективного и индивидуального, общественного и личного, диалектического единства социально-типичного и индивидуально неповторимого в поведении, общении, складе мышления отдельного человека. Иначе, понятие «образа жизни» весьма многопланово, охватывает оно различные сферы жизнедеятельности людей и поэтому применяется во многих научных дисциплинах и исследованиях: в философии, политологии, культурологии, социологии, педагогике, психологии и других областях познания. Определяется оно и «как социально-психологическое явление» (Б.Д. Парыгин) и «как социально-философская категория» (И.В. Бестужев-Лада), и «как основное социологическое понятие» (М.Н. Руткевич) и как «социально-экономическая категория» (Е.И. Капустин) и т.д.

Образ жизни характеризуют и как деятельность человека; в ее разновидности включают трудовую, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения. Ю.П. Лисицын в понятие «образ жизни» включает важный фактор - медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах: 1) характер активности людей - интеллектуальная, физическая, 2) сфера активности - трудовая, нетрудовая, 3) виды (формы) активности - производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности.

Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них. Иначе, это способ переживания жизненных ситуаций, деятельность людей в определенной социосреде обитания, в которую выделяют экологическую обстановку, образовательный и культурный ценз, психологическую ситуацию в микро- и макросреде, быт и обустройство общественной, индивидуальной жизни. Следовательно, по логике определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом жизни, уровнем жизни, качеством и стилем жизни. Данные понятия объединяются четырьмя категориями: экономической, которая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково Ваше материальное благополучие; социологической - каково качество Вашей жизни; социально-экономической - каков Ваш уклад жизни; социально-психологическая - каков стиль Вашей жизни. Эти категории могут являться определенным руслом для понимания сущности здорового образа жизни и факторов, обусловливающих здоровье человека.

В последние годы в исследовании проблемы здорового образа жизни выделилось три основных направления: философско-социологическое, медико-биологическое, психолого-педагогическое. Все три направления исследования ЗОЖ характеризуются своими подходами и имеют свой понятийный аппарат.

Представители философско-социологического направления: И.М. Быховская, В.И. Столяров (1985), О.А. Мильштейн (1986), П.А. Виноградов (1989) , В.А. Пономарчук (1990), Л.В. Филиппова (1990), В.К. Бальсевич (1990) и др. - рассматривают здоровый образ жизни как некую глобальную социальную проблему, составную часть образа жизни личности и общества в целом. Наиболее типичную характеристику здоровому образу жизни представителей философско-социологического направления дает О.А. Мильштейн: «Здоровый образ жизни - это объективная потребность современного общественного развития».

По второму направлению - медико-биологическому - наиболее существенный вклад внесли такие ученые-медики, как Н.М. Амосов (1978, 1987), В.П. Петленко (1981), Г.И. Царегородцев (1981), Ю.П. Лисицын (1983, 1987), А.Д. Степанов (1983, 1984), А.В. Карасев (1985), Г.И. Куценко (1987), И.И. Брехман (1990) и др.

Наиболее характерно определение А.П. Лаптева: «Здоровый образ жизни - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия».

Представители третьего - психолого-педагогического направления: М.Я. Виленский (1984, 1988, 1990), В.М. Лабскир (1988-1991), Б.Ф. Ломов (1989), П.И. Ключник (1986,1989), М.М. Борисов (1993), Л.И. Лубышева (1992), И.Г. Бердников (1998) и др. - считают, что для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни, и главная причина здесь состоит в понимании человеком своей психологии и в воспитании.

В современной научной литературе наблюдаются попытки объединения указанных направлений в единую социокультурную проблему. В этом смысле под здоровым образом жизни понимаются типичные формы и способы повседневной культурной жизнедеятельности личности, объединяющей нормы, ценности, смыслы регулируемой ими деятельности и ее результаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному, неограниченному выполнению ими учебно-трудовых, социальных и биологических функций. Тем самым подчеркивается его неразрывная связь с общей культурой личности, которая выступает критерием оценки способа ее бытия, базовой ценностью уровня биологической жизнедеятельности, ее социальной практики.

Ориентация на ценности является характерной чертой жизнедеятельности личности в зависимости от того, насколько они удовлетворяют ее материальные и духовные потребности. Объективность как свойство ценности содержится в предметно-практической деятельности личности, ее образе жизни.

Необходимо отметить, что резкой грани между философско-социологическим, медико-биологическим и психолого-педагогическим направлениями не существует, так как проблема формирования и внедрения здорового образа жизни в повседневную жизнь является закономерным результатом целостного учебно-воспитательного процесса в вузе, в котором обеспечивается взаимосвязь и взаимодействие различных дисциплин и видов деятельности учащихся.

М.М. Борисов подчеркивает, что сущность данного понятия заключается в том, что «здоровый образ жизни - это научно обоснованный, культурный, наиболее рациональный и оптимальный в конкретных условиях, осознанный личностью как жизненная необходимость образа жизни.

Неоспоримо, что характерной чертой здорового образа жизни является его неразрывная связь с общей культурой, которая становится критерием оценки способа ее бытия, уровня биологической жизнедеятельности и социальной практики. Являясь базовой ценностью человека, здоровый образ жизни обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, создает предпосылки для гармонического развития личности, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к профессиональной деятельности.

М.Я. Виленский в содержании здорового образа жизни выделяет следующие структурные компоненты: целевой, содержательно-операциональный, мотивационно-ценностный, программно-ориентировочный, эмоционально-волевой, - подчеркивая, что в содержании здорового образа жизни учащихся отражается результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного, в чем проявляется результат их социокультурной, творческой деятельности, активными субъектами которой они являются. При этом к основным элементам образа жизни относят: культуру учебного труда с элементами его научной организации; организацию режима питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающую санитарно-гигиеническим требованиям; организацию индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; преодоление вредных привычек (алкоголь, курение, токсикомания и др.);

культуру сексуального поведения; культуру межличностного общения и поведения в коллективе; культуру самоуправления и самоорганизации. Все вышеперечисленные элементы здорового образа жизни проецируются на личность, ее жизненные планы, цели, запросы, поведение.

М.Я. Виленский, П.А. Виноградов подчеркивают, что особое место среди них занимают мировоззренческие взгляды, интересы и потребности молодежи, включенные в повседневную жизнь, которые должны формироваться.

Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо постоянно учить. И от того, как преподают, зависит качество обучения и воспитания.

Вообще сложность решения проблемы здорового образа жизни, отмечает М.Я. Виленский, состоит в том, что здоровый образ жизни - производное многих составляющих в их диалектической взаимосвязи. Поэтому предупреждение и нейтрализация отрицательных факторов, деформирующих здоровье людей, предполагает интегративный комплекс мер социально-экономического, правового, экологического, образовательно-воспитательного, лечебно-профилактического, культурно-просветительного и организационного порядка. Другая сложность. обусловлена отсутствием интегральной междисциплинарной концепции как конкретной научно-практической основы проектирования и формирования образа жизни, адекватного требованиям здоровья. Парадоксальность современной ситуации состоит в том, что такие человековедческие науки, как педагогика, психология, медицина, практически работающие с конкретным, индивидуально неповторимым человеком в целях его обучения и воспитания, профилактики и лечения, отделены друг от друга искусственными границами. Отсюда большинство однофакторных профилактических программ, например, по борьбе с курением, алкоголизацией общества, избыточной массой тела, низкой физической активностью не доказали своей эффективности в отношении снижения общей смертности населения (к.п.д. профилактики составил 0,5-0,7%). «Комплексный подход к целостному человеку - существу биосоциальному, субъекту деятельности, общения и познания - вытекает из самой проблематики образа жизни, главное в котором - сам человек». Г.М. Соловьев в широком плане характеризует здоровый образ жизни как социально и исторически определенное представление о здоровье, а также средствах и методах его интеграции в практическую деятельность. В узком понимании (в отношении личности и ее культуры), по его мнению, «культура здорового образа жизни» - это социально определенная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальных знаний, мотивационно-ценностных ориентации, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье. Из изложенного очевидно, что здоровый образ жизни является проблемой многофакторной, полиструктурной и междисциплинарной в плане учебно-воспитательного процесса, и в ее решении должен превалировать комплексный подход.

Исходя из обобщений, мы в своем исследовании принимаем за основу следующие определения понятий в авторской формулировке:

- Здоровый образ жизни - это модель жизнедеятельности, связанная с представлением о личностной и социальной ценности здоровья, формами и способами его сбережения.

- Культура здорового образа жизни личности - это индивидуально выраженный стиль жизни человека в отношении своего здоровья, определяемый следующими компонентами: образовательно-когнитивным; мотивационно-ценностным и целевым; физической культурой; социальнодуховным и поведенческим; деятельностным (программно-ориентировочным, конструктивным, содержательно-операциональным и оценочным); эмоционально-волевым.

В данном содержании культура здорового образа личности представляется довольно сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, способность к созидательной деятельности, направленность ее оценок, ценностей и результатов деятельности.

Мотивы определяют направленность личности, характеризуют иерархию ее деятельности, стимулируют и мобилизируют ее на проявление активности в сфере здорового образа жизни; ценностные ориентации выражают аксиологию деятельности, совокупность отношений личности к сохранению и укреплению здоровья, пониманию ценности здоровья в ее развитии, становление личностно, профессионально и социально активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляющей, актуализирующей силой поведения личности в сфере здорового образа жизни.

Как известно, мотив - это то, что побуждает личность к действию или бездействию. Мотивы подразделяют на социально-значимые, личностно-значимые и профессионально-значимые, положительные и отрицательные. Мотивы определяются знаниями, убеждениями, установками, интересами и потребностями. Личностный смысл мотива представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение.

В качестве примера структуризации мотивов в образовании часто используется иерархическая модель классификации мотивов, предложенная американским психологом А. Маслоу: 1) физиологические потребности; 2) потребности безопасности; 3) потребности в социальных связях; 4) потребности самоуважения; 5) потребности самоактуализации. Первые потребности считаются низшими (нужды), пятые - высшими (роста).

Все виды перечисленных мотивов в различных их сочетаниях могут присутствовать и в основе деятельности здорового образа жизни личности. При этом мотивационная составляющая технологии формирования культуры здорового образа жизни должна вести, на наш взгляд, занимающихся от личностно-значимых мотивов к социально-значимым, от низших потребностей к высшим. Необходимо учитывать также, что мотивы представляют собой скрытый механизм деятельности человека. На первый взгляд, они как бы понятны и просты, как и сам человек, но на самом деле могут иметь довольно завуалированное непростое содержание и непредсказуемый выход в определенную деятельность или поступок. Поэтому их исследование и формирование, по существу, должны носить комплексный характер. Объясняется это еще и тем, что в культуре здорового образа жизни личности мотивы подкрепляются психофизическими ощущениями и физиологическими потребностями, генетически присутствующими и вырабатываемыми в процессе регулярных занятий. Более того, мотивы могут носить как устойчивый, осознанно подкрепленный, так и неустойчивый, мало аргументированный, характер.

Физическая культура предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей жизнедеятельности.

Физическая культура личности, ее структура, основные качества и их признаки в целом такие же, как и у культуры ЗОЖ личности. Но это на первый взгляд. На самом же деле каждая из них специфична по своему содержанию, и в то же время эти культуры взаимопроникновенны, существенно дополняют и обусловливают друг друга.

Социально-духовные ценности определяют общекультурное развитие личности.

Деятельностный компонент и различные виды деятельности в области здорового образа жизни отражают следующее содержание: ценности и потребности в их конкретных проявлениях (аксиологию); морфологию (состав, структуру, простату или сложность); праксиологию (развитие способов функционирования); антологию - способы существования (люди, объекты, среда), а также творческие способности. Программно-ориентировочный и содержательно-операциональный компоненты обеспечивают проектирование и конструирование плана жизнедеятельности личности в соответствии со здоровым образом жизни по целям, задачам, временному фактору, а в контексте технологии деятельности - совокупность действий, операции процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата.

Деятельность представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности. «Рассматривать личность вне анализа деятельности - значит сбрасывать со счетов ключевой для понимания любой саморазвивающейся системы вопрос, для чего? (Н.А. Бернштейн). Любые попытки понимать личность вне контекста реального процесса взаимоотношений в мире с самого начала обессмысливает изучение ее сущности.

Деятельность в сфере здорового образа жизни - это динамическая, социальная и саморазвивающаяся система активных, упорядоченных и целенаправленных действий по освоению ценностей здоровья.

Эмоционально-волевой компонент культуры здорового образа жизни личности определяет необходимость проявления волевых качеств при достижении поставленной цели и программы ЗОЖ, эмоциональную оценку достигнутого.

В соответствии с компонентами и признаками качеств культуры здорового образа жизни были определены и ее уровни.

Очень низкий уровень (ситуативный), при котором не обнаруживается наличие знаний и интеллектуальных способностей, представлений о здоровье, средствах и методах его укрепления и сохранения. Социально-духовный компонент ЗОЖ признается, но безразличен. Мотивационно-ценностные ориентации проявляются ситуативно и не выраженно, нет стремления к познанию и целенаправленному использованию ценностей здорового образа жизни (мотивация оправданно-низкого уровня достижений). В целом отмечается безразличное или отрицательное отношение к физической культуре. Физическое совершенство характеризуется низким уровнем физического развития и подготовленности, несоответствием возрастному эталону и отдельным индивидуальным способностям. Определенный интерес к деятельности, активность возникает в условиях необходимости, новизны, в силу эффекта подражания и других, зависящих от ситуации причин. Обнаруживается склонность к вредным привычкам, хотя этот фактор может и не проявляться. Социально-духовные и личностные ценности здоровья и культуры здорового образа жизни признаются, но деятельностное и эмоционально-волевое отношение к ним пассивное.

Низкий (уровень начальной грамотности), можно сказать адаптационный, характеризуется наличием элементарных знаний и

представлений о ценностях здоровья, средствах и методах его укрепления. Причем знания имеют феноменологическую ступень абстракции, первую ступень осознанности и ученический или типовой уровень их усвоения. Мотивы могут иметь определенную направленность, но не всегда четко выражены в плане установок. На этом уровне в основном доминируют физиологические потребности и потребности безопасности. Самостоятельно средства физической культуры в укреплении здоровья могут и не использоваться. Физическое совершенство, как правило, характеризуется неудовлетворительным уровнем физического развития и подготовленности, а деятельность, - в основном, оздоровительно-гигиенической направленностью. В ее структуре нет ни комплексности, ни четкости в программно - ориентировочном, конструктивном, содержательно-операциональном и оценочном компонентах, а эмоционально-волевые качества культуры ЗОЖ проявляются не всегда выражено. Социально-духовный компонент культуры ЗОЖ не проявляется в полной степени. Могут обнаруживаться и вредные привычки.

Средний (репродуктивный - типовой и эвристический) уровень отражает познание типовых положений здорового образа жизни, его социальных, профессиональных и личностных ценностей. Научность знаний начинает проявляться на аналитико-синтетической и отчасти прогностической ступенях абстракции, второй степени осознанности и эвристическом уровне их усвоения. Мотивационно-ценностные ориентации, социально-духовные ценности и деятельность по укреплению здоровья приобретают четко выраженную направленность и устойчивость, в укреплении здоровья используются средства физической культуры. Физическое совершенство характеризуется, как правило, удовлетворительной или хорошей степенью физического развития и подготовленности, соответствующих возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. В оздоровительной деятельности просматриваются простые формы программно-ориентировочных, содержательно-операциональных, методических знаний, умений и оценочных компонентов. На фоне эмоциональной удовлетворенности не всегда проявляется сила и постоянство воли, системность, целеустремленность и трудолюбие.

Высокий (продуктивный - творческий) уровень отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости здорового образа жизни, его социально-духовных ценностей для формирования всесторонне и гармонически развитой личности/Познавательные интересы в области здорового образа жизни включены в общую направленность. Научность знаний отличается аксиоматической ступенью абстракции (охватывает большой объем информации), высокой степенью осознанности (включающей междисциплинарные связи) и творческим уровнем усвоения. Личностно, профессионально и социально значимые мотивы здорового образа жизни не имеют четкого разграничения, как, впрочем, и все разновидности потребностей, они осознаются как единая взаимосвязь и взаимообусловленность. Физическая культура отражается в повседневной жизни и характеризуется высокой степенью физического развития и подготовленности, соответствующих возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Частота, затраты времени, уровень достижений, динамика деятельности оптимизируются, программно-ориентировочные, конструктивные, содержательно-операциональные и оценочные умения постоянно совершенствуются. Ее социальные виды (пропагандистская, организаторская, инструкторская) трансформируются в личностно-значимый фактор.

Исходя из содержания культуры здорового образа жизни определяются и ее функции:

- образовательно-когнитивная (просветительская), в процессе которой происходит усвоение накопленного опыта в области здоровья и культуры ЗОЖ, зарождаются познавательные, пропагандистские и практикоориентировочные интересы, формируются интеллектуальные и творческие способности, социальные программно-ориентировочные, конструктивные, содержательно-операциональные, оценочные и прогностические умения, осуществляются процессы самообразования и саморазвития;

- мотивационно-ценностно-ориентировочная, стимулирующая индивидуализацию личностной ориентации мотивационно-потребностной сферы (как ценности собственной и социальной жизнедеятельности), самопознание, самооценку, самовоспитание и самоуправление.

- физкультурно-оздоровительная, обеспечивающая формирование физической культуры личности, ее психофизическую адаптацию к социальной и природной среде, высокий уровень физической и интеллектуальной работоспособности;

- социально-духовная, формирующая духовно-нравственную культуру поведения, общения, коммуникации и эстетического восприятия окружающего мира;

- содержательно-деятельностная (преобразующая), обеспечивающая продуктивность и результативность проявления всех остальных функций культуры ЗОЖ в плане программно-целевых установок, технологического содержательно-операционального, конструктивного и оценочного компонентов;

- психологическая, выполняющая становление и развитие эмоционально-положительных психических свойств и качеств человека.

Таким образом, здоровье человека, в первую очередь, зависит от факторов его определяющих: биологических возможностей; социальной среды; природно-климатических условий; материального благосостояния; психофизических особенностей личности; наличия культуры, знаний, мировоззренческих убеждений и др. Все перечисленные факторы влияют на состояние здоровья человека и составляют основу науки о здоровье.

Это относится и к педагогическим кадрам всех специальностей, ибо помимо обязанностей в рамках своего предмета деятельность педагога - это еще и проблема научить, обучить, привить навыки и умения своим ученикам, как правильно, вернее, как нужно и необходимо сохранить свое здоровье, при этом используются знания и своего предмета!

В этом отношении, ориентируясь на идеи о здоровье сберегающей системе образования и пути формирования культуры здорового образа жизни, педагогические коллективы учебных заведений могли бы стать культурными центрами, обеспечивающими консультации о самостоятельных занятиях, о рациональном питании и закаливании, о психотренировке, физическом воспитании, оздоровительных методиках и многое другое. Соответствующую пользу может принести и организация спецкурсов по валеологии с привлечением для его разработки психологов, медиков, социологов и других специалистов, способных дать учащимся глубокие знания по экологии человека, гигиене умственного и физического труда, семейной жизни и любой другой тематике, близкой к организации здорового образа жизни учащихся.

Проблемами формирования знаний о здоровом образе жизни занимаются педагоги, медики, психологи и философы, но при этом следует отметить, что тематическое содержание теоретического раздела по основам данной сферы культуры до конца не отработано и не оптимизировано в плане состава дидактических единиц, целостного взгляда на проблему на основе междисциплинарных связей.

 

АВТОР: Соловьева Н.И.