03.04.2012 9217

Особенности организации деятельности преподавателя-служащего в условиях военно-инженерного вуза

 

Основное направление модернизации военного профессионального образования - интеграция в общую систему образования. Это связано с приведением в соответствие стандартов инженерного образования, рассмотрением вопросов, связанных с дополнительным образованием, решением проблемы сопряжения программ общепрофессиональных, специальных инженерных и военных дисциплин.

Не только в общей системе образования, но и в военно-профессиональной школе необходимо обеспечить повышение профессионализма педагогов, расширение возможностей получения ими профессиональной информации, создание условий для саморазвития, самореализации, для повышения уровня психолого-педагогической компетентности, социальной и профессиональной мобильности.

Исследователи отмечают, что в до перестроечную эпоху в военных вузах преобладал, а в некоторых случаях продолжает преобладать репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы обучения, что породило отставание военных вузов от тех положительных изменений, которые происходят в гражданских вузах. Результатом этих отставаний в некоторых случаях становится снижение качества обучения, понижение престижа военного инженерного образования.

Назрела острая необходимость профессионализации и гуманитаризации образовательной среды вуза, повышения степени её информатизации.

В этой связи повышается актуальность задачи разработки технологии на базе «метода погружения в среду».

Специалисты в области военного образования отмечают, что повышение качества образования «заключается в перестройке организации обучения... посредством ориентации на конечный результат, т.е. в обеспечении интеграции преподавания всех дисциплин относительно конечных целей обучения в вузе, интеграции вуза с войсками и наукой».

Особенностью жизнедеятельности военного вуза является тот факт, что курсанты, преподаватели, офицеры-воспитатели находятся в военно-учебном заведении значительно больше времени, по сравнению с преподавателями и студентами гражданского вуза, т.е. находятся в замкнутом педагогическом пространстве, что требует учёта при проектировании, организации образовательного процесса.

В результате в образовательной среде военного вуза особенно сильно проявляются «военный профессиональный корпоративизм»: единство интересов, солидарность, взаимопомощь, совместная ответственность, коллективизм.

Военный корпоративизм - это особая среда, общества, обычаи, традиции, нормы поведения.

«Именно специфика жизни, особый интегральный, коллективистский духовный строй людей военной профессии составляют объективную основу для корпоративного обособления военно-профессионального сообщества».

Одна из важнейших задач современного военного образования - гуманитаризация образовательной среды вуза, педагогических отношений его субъектов. Её решение связано с гуманитаризацией военной и технической составляющих содержания образования, усилением гуманитарной направленности изучаемых дисциплин. Изменения должны коснуться, прежде всего, в отношении преподавателей, офицеров-воспитателей к курсантам: отказ от чрезмерных «администрирования, назидательности и декларирования, недоверия и неуважительного отношения к слушателям и курсантам как к пассивным объектам воздействия».

Повышать активность курсантов - значит осуществлять индивидуальный подход, сотрудничество, уважать позицию курсанта, опираться на диалогический способ общения. Это в свою очередь требует разработки соответствующего психологического и педагогического сопровождения образовательного (в том числе и воспитательного) процесса, внедрения новых педагогических технологий, повышения общей профессионально-педагогической культуры, мастерства преподавателей, офицеров-воспитателей.

В последнее десятилетие министерством обороны РФ принят ряд документов, определяющих организационно-методические требования и механизмы их реализации в системе высшего военного профессионального образования.

В Приказе Министра обороны РФ «О совершенствовании системы военного образования в МО РФ» (1998, № 338) перед вузами ставятся задачи совершенствования организации, содержания и обеспечения образовательного процесса, приведения его в соответствие с требованиями профессиональной деятельности офицеров и государственными требованиями к профессиональному образованию.

Особенность требований к преподавателям, офицерам заключается в необходимости соответствия общим требованиям, предъявляемым к уровню профессионализма, и специфическим, определяемым особыми условиями военной деятельности и службы.

«Особенностью военного профессионального образования является и то, - указывают исследователи, - что военные специалисты должны быть хорошо подготовлены к выполнению не только исполнительских, но и управленческих функций». Такая особенность требует применения специальных мер по подготовке профессорско-преподавательского состава к управлению образовательным процессом (педагогическому, методическому управлению). Специфика управления состоит в особой роли принципов единоначалия, единства требований, определяемых воинскими уставами, что определяет командно-административный характер управления.

Содержание и организация методической работы в вузе, наряду с руководящими документами министерства образования и науки, агентства по образованию, определяется приказами, руководствами Министра обороны РФ, главнокомандующего вида вооружённых сил.

Например, в Приказе МО РФ 1998 № 338 «О совершенствовании системы военного образования в МО РФ» поставлены задачи перехода на многоуровневую структуру военного образования, повышения роли самостоятельной работы курсантов, внедрения новых информационных технологий, преодоления ведомственной разобщенности, совершенствования системы контроля качества подготовки. Обращается внимание и на необходимость повышения эффективности послевузовского и дополнительного образования, усиления роли фундаментальных знаний.

В указанном документе особо выделена роль учебно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки: создание учебно-методических комплексов, разработка и внедрение новых образовательных технологий, информатизация учебно-воспитательного процесса. Методическая работа, указывается в документе, имеет целью совершенствование методики, повышение качества проведения всех видов учебных занятий. Указывается на необходимость повышения активности в организации опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальная работа организуется по решению учёных советов, а также на кафедрах под руководством предметно-методических комиссий.

В качестве основных форм методической работы в военном вузе называются учебно-методические сборы, методические совещания, научно-методические конференции, семинары, методические занятия (инструктивно-методические, показные, открытые, пробные).

Другой особенностью организации учебно-воспитательного процесса является наличие в военном вузе такой организационной формы, как самоподготовка. Основной акцент в организации деятельности курсантов на самоподготовке придаётся решению целевых практических задач-моделей, что позволяет им освоить практические действия, овладевать способами самостоятельной работы в условиях ограниченности учебного времени.

Характерной особенностью образовательного процесса, а следовательно, и содержания деятельности преподавателей является повышенное внимание к организации воспитательной работы.

Особенности содержания и организации воспитательной работы в военно-инженерном вузе заключаются в том, что педагогическому коллективу необходимо решать задачи общего воспитания (политического, экономического, экологического, нравственного и др.), воспитания профессионально компетентного инженера, а также воспитания будущего офицера, способного решать специфические задачи, командовать и управлять личным составом в боевой обстановке и в мирное время. Причём воинское воспитание в военном вузе играет системообразующую роль в системе профессиональной подготовки.

В соответствии с Приказом МО РФ №10 «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ» (2000г.) перед педагогическими коллективами поставлены следующие организационно-педагогические задачи:

- анализ уровня воспитанности слушателей и курсантов на основе изучения документов, поведения и поступков обучающихся;

- согласованная практическая работа должностных лиц вуза на основе выбора и применения оптимальных форм, методов и средств воспитания, своевременная корректировка содержания воспитательной работы;

- анализ и обобщение достигнутых результатов воспитательной работы, её совершенствование.

Для достижения оптимальности воспитательной работы необходимо обеспечить соответствующий комплекс мер, условий, факторов: образцовая воинская дисциплина и внутренний порядок, создание условий для успешной учебы, информационное обеспечение, организация культурно-досуговой деятельности.

В качестве ведущих определены следующие принципы организации и управления воспитательной работой:

- единство воспитательной и учебно-методической работы;

- единство индивидуального и дифференцированного подходов;

- единство процессов формирования профессионально-важных качеств и индивидуальных личностных особенностей каждого курсанта;

- комплексность планирования воспитательной работы, анализ и оценка результатов.

В военно-учебном заведении, отличающемся повышенной регламентированностью учебно-воспитательного процесса, уставными взаимоотношениями курсантов и преподавателей, особая роль принадлежит организационно-распорядительным методам руководства. Это обусловлено не только особым статусом военно-учебного заведения, но и характером жизнедеятельности. В результате в условиях военного вуза «организация образовательного процесса, в ходе которого решаются воспитательные задачи, приоритетную роль играют военно-административные меры», однако это не только не исключает, но и предполагает актуализацию социально-психологических методов управления педагогическим процессом.

Вышесказанное позволяет предположить, что учёт особенностей высшего военно-профессионального образования не позволяет прямое перенесение опыта гражданских вузов на военную систему, так как есть определенная специфика в подготовке офицерского состава. Однако это не исключает необходимость изучения их опыта, творческой переработки и адаптации рациональных идей в воспитании и обучении курсантов.

Организация воспитательной работы с курсантами тесно связана и с другой особенностью: курсант - это не только объект воспитательных воздействий, формируемый с заданными свойствами и качествами. Это еще и субъект воспитания, которому в недалёком будущем самому предстоит стать воспитателем своих подчинённых.

Предъявляемые требования к выпускнику, в частности, требования уметь осуществлять воспитательную работу с подчинёнными, обусловили необходимость разработки программы подготовки курсантов к проведению воспитательной работы с подчинёнными, овладению методикой её организации, управления.

Формированию педагогической компетентности будущих офицеров способствуют социально-экономические и гуманитарные дисциплины (в частности дисциплина «Военная педагогика и психология»), включение курсантов в практическую деятельность в процессе всего обучения в вузе, в период стажировки в войсках.

Социально-психологическая подготовка курсантов в соответствии с Приказом МО РФ «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооружённых силах РФ» (№ 235, 1995г.) осуществляется на протяжении всего периода обучения в вузе, т.е. курсант включен в реальный педагогический процесс, наблюдает реальную воспитательную деятельность командиров и преподавателей, участвует в её оценке, анализе, что позволяет приобрести основы педагогического опыта, который впоследствии используется в будущей деятельности как командира и воспитателя. Таким образом, происходит реализация принципов тесной связи обучения с жизнью, теории и практики. Теоретические знания, полученные при изучении «Военной педагогики и психологии», подкрепляются участием курсантов в воспитательной деятельности при исполнении должностей младших командиров, при выполнении приказов, поручений командиров.

Специфика организации подготовки курсантов к воспитательной деятельности выражается в военно-прикладной направленности обучения в военном вузе. Это находит выражение в содержании образовательного процесса: овладение специальными компетенциями, уяснение статуса военнослужащего, любовь к военной профессии, уважение к ритуалам.

Осуществляемая в вузах социально-психологическая подготовка направлена на выработку у курсантов эмоционально-волевой устойчивости, готовности эффективно действовать в критических ситуациях. Содержание подготовки включает вооружение курсантов психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками организации взаимодействия подчиненных, влияния на людей, применения социально-психологических методов, методикой практической организации учебно-воспитательного процесса.

В обобщенном виде содержание и организацию подготовки курсантов к реализации психолого-педагогических функций можно выразить в виде модели.

Содержание понятия «готовность к воспитательной работе» включает следующие компоненты: психологическая готовность (потребности, склонности, мотивация); педагогические компетенции (коммуникативные, методические, организаторские, конструктивно-проективные); опыт; социально значимые и профессионально важные качества (долг, ответственность, ценностные ориентации, нравственные требования, мужество и стойкость, верность традициям, корпоративность, коллективизм, толерантность, отзывчивость, эмпатийность и др.).

Характерной особенностью организации учебно-воспитательного процесса в военном вузе являются меры по его психологическому обеспечению.

Психологической основой воспитания курсантов являются психологический отбор, методическое руководство по изучению личных дел, собеседование, психолого-педагогический мониторинг, психопрофилактическая работа (психопрофилактика правонарушений, психологическая помощь военнослужащим (в том числе и курсантам) и членам их семей).

Есть особенности и в проектировании целей, содержания инженерной подготовки. Целью военно-инженерной подготовки является не только формирование профессиональных компетенций, творческого потенциала будущего офицера, посвятившего себя инженерной деятельности, но и формирование морально-психологической готовности к профессиональной деятельности, эксплуатации и обслуживанию военной техники, готовности к деятельности в различных областях боевой, учебно-плановой, служебно-повседневной деятельности. Важным условием успешной подготовки военного инженера является глубокое, осознанное представление преподавателями структуры, информационной базы инженерной военно-профессиональной деятельности, её специфических особенностей.

Цель труда военного инженера, например связиста - нахождение профессионального инженерного решения, содержащего информационную основу для выполнения поставленной боевой задачи.

Указанные цели обусловливают особенности процесса подготовки. Профессиональная военно-инженерная деятельность полидисциплинарна (её информационной базой является множество научных дисциплин). При этом структура информационной базы подобна структуре научной дисциплины, т.к. в ней можно выделить такие же структурные элементы: задачи, факты, теории, методы, методологию, тезаурус, оценочные методы. Однако принципиальное различие между научной и учебной дисциплинами состоит не в содержании и в структуре, а в их социальной функции. Курсанты изучают не научную дисциплину, а дисциплину учебную. В то же время это изучение осуществляется ради того, чтобы в конечном итоге уметь решать задачи дисциплины научной. Результатом правильно организованного образовательного процесса должны стать, таким образом, умения курсанта решать задачи своей специальности.

Задача междисциплинарного подхода к организации образовательного процесса - обеспечить целостность педагогического процесса, синтез всех дисциплин - гуманитарных, общенаучных и военно-специальных.

Особенности организации и управления образовательным процессом в военном вузе сопряжены и с рядом трудностей, свойственных данным учебным заведениям, определяемых их спецификой.

Трудности эти можно классифицировать на организационные, учебно-методические и психолого-педагогические.

Организационные трудности. Организационные трудности связаны с разделением преподавателей на две группы: преподавателей-офицеров и преподавателей-служащих. Не имея специальной подготовки для работы в военной среде, преподаватели-служащие нередко испытывают стрессы, допускают ошибки в выполнении должностных обязанностей, в установлении отношений с другим персоналом военного учреждения. Причинами дезадаптации становятся специфические условия военного вуза: уставная дисциплина, преобладание мужского контингента, наличие жёсткого контроля, требовательности со стороны командования, ограниченность возможностей для должностного роста гражданских преподавателей; отстранение их от работы на старших курсах и руководства выпускными квалификационными работами, ограниченность доступа к служебным документам, ограничения в тематике, содержании печатных работ преподавателей-служащих, различия в льготах, формах поощрения и стимулирования. Результатом таких различий являются морально-психологический дискомфорт, расслоение на группы, отличающиеся социально-правовым статусом, психологическим микроклиматом, авторитетом в курсантской среде.

Учебно-методические трудности. Данные трудности связаны с условиями, возможностями для профессионального роста, повышения квалификации, характером участия в учебно-методической работе, что в свою очередь порождает недостатки в развитии и саморазвитии преподавателей-служащих, в замедлении процесса развития готовности к работе в военном вузе.

Как показало исследование, преподаватели-служащие реже привлекаются к разработке инженерных поисков, учебно-методических комплексов, к проведению экспериментальной работы.

У преподавателей-служащих обнаружена недостаточная мотивация к инновационной деятельности, к разработке авторских технологий, методик обучения и воспитания.

Психолого-педагогические трудности. Данные трудности связаны с ослаблениями, нарушениями морально-психологического самочувствия, дезорганизацией психических функций, снижением уровня самооценки, утратой мотивации на достижение успеха в профессиональной деятельности, недооценкой роли самообразования

Командно-административные методы управления нередко вызывают внутреннее противодействие, несогласие, непонимание своей роли, места, статуса в военно-корпоративной среде. Последнее отрицательно сказывается на характере педагогических отношений с курсантами, недостаточности авторитета преподавателей среди курсантов. В результате преподаватели-служащие преимущественно заняты учебной работой, выполнением обучающих функций.

Однако указанные недостатки и трудности не являются непреодолимыми: при корректной организации учебно-воспитательного процесса, совершенствовании системы управления педагогическими кадрами, мотивации гражданских преподавателей к инновационной деятельности, научной и методической работе можно значительно повысить педагогический потенциал преподавателей-служащих, качество их труда.

В обобщённом виде особенности содержания военно-профессиональной подготовки специалистов можно выразить посредством тех требований, которые предъявляются к выпускнику вуза. В соответствии с государственными стандартами выпускник военного вуза, как будущий офицер, должен знать: основы поддержания боевой готовности; основы организации воспитательной работы; методику боевой подготовки; основы общевойскового боя и др.; должен уметь: оценивать боевую готовность; воспитывать подчинённых; поддерживать воинскую дисциплину и правопорядок; планировать и проводить боевую подготовку и т.д.

Таким образом, данные требования предъявляются только к выпускнику военного вуза, что требует соответственно и особой организации учебного процесса, адекватного содержания, управления.

Отличительные особенности имеет и система управления военно-учебными заведениями.

Военные вузы, как сложная социально-педагогическая система, только тогда будут эффективны, когда в них действует имеющая военно-командный характер система управления.

Такая система управления имеет следующие черты: включенность вуза в общую систему образования и в образовательно-воспитательную среду Вооружённых сил РФ; достаточная профессиональная компетентность управленческого состава; наличие системы оценивания, контроля эффективности управления качеством образования вуза, каждого его подразделения.

Особенность также и в том, что выпускники вуза - военные специалисты - должны быть хорошо подготовлены к выполнению не только исполнительских, но управленческих функций. Поэтому система управления и система обучения и воспитания неразрывно связаны. Чем лучше подготовлено управление в вузе, тем лучше будут подготовлены к выполнению управленческих функций курсанты.

Наиболее интенсивно подготовка курсантов к выполнению управленческих и воспитательных функций осуществляется в процессе управления курсантским коллективом. В эту работу включаются командиры, преподаватели, курсанты и родители.

Степень сформированности воинского учебного коллектива определяется по ряду критериев (показателей): общая военно-профессиональная деятельность; единство социально значимых и военных целей, задач; воинский труд как системообразующий фактор деятельности коллектива; психологическая устойчивость.

В основе коллектива как боевой семьи лежат чувства товарищества, высокая мотивация совместной службы и деятельности.

Показателем и результатом высокого уровня развития коллектива является сплоченность. Непременным условием сплоченности воинского коллектива служат уставные взаимоотношения, которые складываются во время службы, учёбы и повседневной жизни.

Общность социально-психологических черт, которые учитываются командирами, преподавателями, являются также важным условием для сближения курсантов. Учитывать также следует особенности социальной среды воспитания курсантов до их поступления в институт, национальные и религиозные различия.

Таким образом, воинский учебный коллектив представляет собой устойчивую систему качеств, которые проявляются не только в учебной и бытовой обстановке, но и в процессе военной службы, при решении воинских задач.

Управлять воинским военным коллективом - значит создавать такие условия, которые позволяют формировать его в заданном направлении, то есть в направлении цели, ради которой создаётся военная организация. Важным условием успешности управления является выявление неформального лидера и наделение его функциями формального руководителя, назначения на должность младшего командира.

Эффективным средством формирования воинского коллектива является общественное мнение. Формирование позитивного коллективного мнения требует от преподавателей, командиров создания комплекса условий, применения специальных мер: организация собраний, диспутов, вечеров, семинаров, конференций с постановкой актуальных вопросов жизнедеятельности коллектива; изучение мнений и представлений по этим вопросам; активность и целенаправленность в обсуждении вопросов, проблем; повышение авторитета, компетентности командира, преподавателя.

Одна из задач, на решение которой направлены усилия преподавателей военных вузов, особенно в период модернизации военного образования, - поиск новых средств активации творческого мышления курсантов, разработка технологии оценки качества подготовки курсантов, уровня профессиональной компетентности преподавателей.

Активизация процесса обучения в вузе достигается различными средствами аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работой, вовлечением курсантов в творческую, научно-исследовательскую деятельность (кружки, проблемные группы, конкурсы, олимпиады). Активизация также предполагает использование таких средств, как контроль, постановка перспектив, использование различных форм поощрения.

Основными факторами, влияющими на качество подготовки специалистов, являются: начальный уровень знаний курсантов; качество обеспечения учебного процесса по всем параметрам; качество преподавания; эффективность использования времени, отведённого для самоподготовки; качество проведения воспитательной работы; эффективность системы управления.

Необходимость активизации учебно-познавательной деятельности курсантов обусловлена прежде всего сложностью, объёмом решаемых курсантом задач - овладения общепрофессиональными, специальными инженерными и командными компетенциями. Преподаватель, используя весь арсенал имеющихся средств, способов, приёмов активизации учебно-познавательной деятельности, создаёт необходимые условия для мотивации учащихся к изучению преподаваемой им дисциплины: даёт им новые и более эффективные средства для реализации своих установок; обеспечивает соответствие организационных форм содержанию, производит отбор подлежащего усвоению содержания, оптимизирует процесс усвоения; учитывает индивидуальные особенности курсантов, особенности распорядка дня.

Важным средством активизации являются технические средства и компьютерные программы, позволяющие внедрять активные и интерактивные обучающие и контролирующие методики. ТСО - это совокупность технических устройств и дидактических материалов, используемых в учебном процессе в качестве средств повышения эффективности обучения: технические средства предъявления информации; контроля, управления обучением. Компьютеры также могут рассматриваться как технические средства обучения.

Активные методы и формы обучения способствуют развитию творческого мышления. В процессе активного обучения используются различного класса задачи: задачи на развитие соображения, воображения; задачи на развитие способов познания; задачи на разработку алгоритмов решения; задачи на выявление противоречий и формулирование проблемы. Например, при изучении математики важно не просто научить решать различные задачи, но и научить наиболее способных курсантов формулировать на математическом языке проблемы, взятые из реальной жизни или из другой области знаний, т.е. научить конструировать задачи.

Работа преподавателя с задачами (их конструирование, классификация и т.д.) необходима и для моделирования подготовки будущего специалиста: переход от модели специалиста к модели его подготовки связан с выделением и полным описанием типовых задач, которые он будет решать в будущей профессиональной деятельности.

В этой связи важное значение приобретает принцип контекстного подхода к организации обучения: строить работу в контексте будущей профессии, т.е. отбирать содержание, конструировать задачи, создавать условия, которые связаны с характером профессиональной деятельности.

Конструктивно-проективная работа преподавателя, связанная с целеполаганием, отбором исходных принципов и содержания, методов и форм интегрируется обобщённым понятием « технология обучения».

В соответствии с одним из подходов к классификации технологий приведем следующую: проектно-созидательные технологии; технологии развивающего обучения; компьютерные технологии обучения; модульные; интегральные; технологии, базирующиеся на графических методах сжатия информации.

Успешность обучения курсантов зависит, во-первых, от степени овладения ими арсеналом технологических средств; во-вторых, от умений комбинировать их в зависимости от ситуации, имеющихся возможностей, условий.

Качество образования в военно-инженерном вузе определяется и степенью эффективности управления образовательным процессом.

Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств: качество образовательных программ; качество организации процесса; качество методической и научной работы; качество учебно-материальной базы. Например, качество образовательной программы определяется следующими факторами: квалификационными требованиями; требованиями государственных образовательных стандартов; учебным планом; учебными программами по специальностям; структурно-логическими схемами по специальностям; тематическими планами изучения учебных дисциплин; индивидуальными планами обучения курсантов; тематикой выпускных квалификационных работ.

Качество учебного процесса определяется: графиком-календарём учебного процесса на учебный год; расписанием учебных занятий и экзаменов; приказами по организации учебной работы, о допуске преподавателей и ассистентов к чтению лекций; другими служебными документами, регламентирующими вопросы организации учебного процесса; учебными занятиями; текущей успеваемостью; самостоятельной работой курсантов; консультационной работой преподавательского состава; войсковой стажировкой; курсовыми работами (проектами, задачами); выпускными квалификационными работами; семестровыми зачётами и экзаменами; междисциплинарным итоговым экзаменом; формами и методами обучения; привитием курсантам командно-методических навыков и навыков воспитательной работы; ориентацией учебного процесса на практическую деятельность.

Факторами, определяющим качество методической работы, являются: планы методической работы вуза, факультетов и кафедр; учебно-методические материалы; организация и проведение методических сборов, совещаний, конференций, семинаров, методических занятий; контроль учебных занятий и анализ их результатов; успешность проводимых экспериментов; показные, открытые и пробные занятия; заседания кафедр; работа предметно-методических комиссий; работа методического кабинета; индивидуальные планы работы преподавателей.

Под нормой качества образования понимается выявленная, общепризнанная и зарегистрированная документально система требований и качества образования, соответствующих потребностям общества и личности.

Обеспечить высокий уровень качества образования способен преподаватель, командир, обладающий достаточным уровнем квалификации, мотивацией к повышению уровня профессионального мастерства, обладающий необходимыми социально значимыми и профессионально важными качествами. Чтобы представить и описать профессиональный облик преподавателя, способного обеспечить высокий уровень качества подготовки курсантов, необходимо разработать модель профессионального облика преподавателя военно-инженерного вуза.

От степени соответствия каждого преподавателя, должностного лица эталонной модели зависит уровень эффективности функционирования военно-учебного заведения.

 

АВТОР: Тарасова Л.И.