03.04.2012 13975

Характерные особенности аудирования как вида речевой деятельности

 

Обучению смысловому восприятию речи на слух уделяется самое пристальное внимание и в отечественной и в зарубежной методике преподавания русского языка как иностранного. Аудирование, будучи одним из процессов общения посредством языка, формирует сознание человека, воздействуя на его ум, чувства и волю смысловым содержанием сообщаемого. Это положение является одной из основных причин того, что обучение русскому языку иностранных слушателей подготовительного отделения предполагает целенаправленное формирование навыков и умений зрелого аудирования.

Разработка проблем, связанных с обучением восприятию речи на слух, активно началась в 60-е годы. Тогда же наметились основные направления исследований, которые в последующие годы получили развитие в трудах психологов, лингвистов и методистов. Исследователи выделили 4 направления, разрабатываемых в методике обучения аудированию иноязычной речи.

- Изучение психологических уровней и механизмов восприятия и понимания речи на слух.

- Проверка сформированности навыков и умений восприятия и понимания речи на слух.

- Пути преодоления лингвистических и экстралингвистических трудностей при аудировании.

- Анализ аудиоматериалов и рекомендации относительно их рационального использования.

Пристальное внимание ученых к процессу аудирования объясняется тем, что обучение восприятию речи на слух, в том числе и при овладении русским языком иностранными слушателями на подготовительном отделении неязыкового вуза, было и остается приоритетным направлением методики преподавания иностранного языка.

Статистические данные, приведенные З.А. Кочкиной, показывают, что 70% бодрствования человек проводит в речевом общении. Из этих 70% на письмо приходится 9% времени, на чтение - 16%, на говорение -30% и на аудирование - 45% времени. Следовательно, большую часть бодрствования человек проводит, слушая свою или чужую речь. Не вызывает сомнения, что овладеть иностранным языком невозможно без умения слушать и понимать звучащую речь.

Термин «аудирование» ввел Дон Браун в 1930 году в работе teaching Aural English». Сопоставляя процесс аудирования с процессом чтения, он выстроил следующие логические цепочки, для аудирования: Слышим I > слушаем i > аудируем и для чтения: Видим i > смотрим i > читаем. «Процесс аудирования включает в себя слышание, слушание, распознавание устной речи и интерпретирование произносимых символов, привнесение в символы значимости и знаний и осознание невысказанных фактов и предположений».

При изучении иностранного языка информация адресуется зрительным и слуховым анализаторам. На слух можно воспринимать речь собеседника или информацию, передаваемую с помощью технических средств. При слуховом восприятии речи значительно раньше наступает переутомление, чем при зрительном восприятии, т. к. в отличие от письменного слова, которое воспринимается как линейная последовательность символов, устное слово воспринимается целиком (симультанно).

Н. И. Гез отмечает: «Прием информации на слух сводится к тому, что внешние раздражения воздействуют на слуховые рецепторы, которые в ответ на это вырабатывают нервные импульсы. Воспринятые колебания этих раздражителей обрабатываются в сенсорной области нервной системы, при этом значительно сокращается объем информации, а сами раздражители объединяются в классы одинакового значения. В сокращенном и несколько упорядоченном виде информация поступает в сознание. Слуховая система человека создает при восприятии звучащей информации инварианты, которые обладают способностью обнаруживать корреляционные отношения между сигналами. Этот факт играет решающую роль в приеме и обработке информации».

После 1950-го года термин «аудирование» стал широко использоваться в работах по психологии и методике преподавания иностранных языков. Было проведено немало исследований в области изучения процесса слухового восприятия речи, в которых ученые давали определение понятия «аудирование». Большинство исследователей-методистов придерживается определения, данного З.А. Кочкиной: «Аудирование - это процесс восприятия и понимания слышимой речи», внося в него свои дополнения и уточнения (работы И.А. Зимней, В.И. Ильиной, Н.И. Соболевой и др.). Одним из наиболее точных и полных представляется следующее определение: «Аудирование - это сложный мыслительный процесс восприятия, распознавания и понимания речи, сопровождающийся активной переработкой полученной информации в ее связи с имеющимися у аудитора лингвистическим и прагматическим опытом и оценкой воспринимаемой информации во внутренней речи».

С нашей точки зрения, это определение наиболее точно отражает деятельностный характер аудирования, его психологическую природу, единство субъективного и объективного в восприятии и понимании речи.

Последний фактор, а именно «прагматический опыт», несомненно, важен, так как одни лингвистические (грамматические, лексические, фонетические) знания сами по себе не обеспечивают понимания в процессе общения. Понимание осуществляется через взаимодействие лингвистических и психологических факторов при наличии прагматического опыта.

В реальных условиях владения речью четыре вида речевой деятельности неразрывно связаны между собой, поэтому, говоря об обучении языку, необходимо говорить о взаимосвязанном обучении видам речевой деятельности. Выделение какого-либо действия из целостного процесса владения речью условно и делается только с целью наиболее полного анализа процесса обучения. Выделяя в настоящей работе в качестве приоритетного направления обучение аудированию, отметим, что обучение в целом должно быть построено по принципу взаимосвязанного формирования навыков и умений во всех видах речевой деятельности на протяжении всего процесса овладения иностранным языком, начиная с первых занятий.

Аудирование - когнитивная деятельность, которая представляет собой сложную взаимосвязь различных познавательных процессов. Эта взаимосвязь обеспечивает восприятие и понимание озвученного материала.

Проблема обучения аудированию имеет важное значение как с точки зрения методики преподавания иностранных языков (в том числе и русского языка как иностранного), так и с точки зрения лингвистики и психологии.

Говоря о психологических основах аудирования, следует отметить, что процесс слухового восприятия речи характеризуется исследователями не как пассивное отражение действительности, а как активная деятельность человека. С точки зрения восприятия речи аудирование связано с не меньшей активностью человека, чем говорение, чтение и письмо. На основе восприятия осуществляется понимание речевого сообщения.

В психологии известны три теории восприятия речи - акустическая, моторная (артикуляционная) и теория «анализа через синтез».

Сторонники акустической трактовки восприятия звучащей речи полагают, что речь воспринимается посегментно, при этом каждый шаг (сегмент) в восприятии приводится в соответствие с существующими в долговременной памяти слуховыми образами.

Последователи артикуляционной теории восприятия считают, что слуховые сигналы вызывают встречную моторную реакцию слушающего.

По теории «анализа через синтез» предполагается, что слушающий понимает высказывание тогда, когда может вызвать у себя внутреннее представление о структуре высказывания в целом и о структуре его компонентов (т.е. представить синтаксическую и фонологическую характеристики этого высказывания), а затем сопоставить воображаемое и слышимое. При этом слушающий руководствуется тремя видами правил - грамматическими (правила построения предложений), семантическими (наполняемость моделей соответствующей лексикой) и прагматическими (соотнесенность высказывания с определенной речевой ситуацией). Другими словами, теория «анализа через синтез» предполагает наличие некоторых навыков порождения и при восприятии звучащей речи.

Многие исследователи процесса аудирования вслед за А.А. Леонтьевым признают оптимальной теорию «анализа через синтез», обосновывая это тем, что акустическая теория имеет дело с имитативной речью, а более высокий речевой этап - восприятие спонтанной речи - этой теорией уже не объясняется. Моторная теория ограничивает свои предположения существованием встречной моторной активности органов речи слушающего. Теория «анализа через синтез», включая первые две, дополняет их.

Теория «анализа через синтез» позволяет системно объединить основные моменты, на которые следует обращать внимание при обучении слуховому восприятию речи. В настоящем исследовании будем опираться на эту точку зрения.

Сложность процесса восприятия обусловливается целым рядом факторов: объективных и субъективных. К объективным относится сам объект восприятия - речевое сообщение (текст), которое представляет собой сложное логическое и смысловое образование. В качестве субъективных факторов выступают психологические особенности протекания процесса восприятия речи слушателем.

Восприятие звучащей речи рассматривается в психологии как многоуровневый процесс. В настоящее время исследователями выделяется от трех до семи уровней. Уровни рассматриваются на разной основе (работы В.А. Артемова, Н.И. Жинкина, В.И. Ильиной, А.Р. Лурии и др.).

Чаще всего психологи признают выделение трех уровней восприятия речи: сенсорного, перцептивного и смыслового.

Первый обычно соотносится со звуковым уровнем, второй - со словесным и третий - с текстовым. Последний - смысловой уровень - является в процессе коммуникации необходимым уровнем восприятия речи, находящимся в сложных отношениях с остальными уровнями и опирающимся на них. «Расчленение процесса слухового восприятия по уровням позволяет представить некоторую постепенность умственных операций при аудировании речевых сообщений (обнаружение или распознавание знаков - их различение - смысловое восприятие). В реальном психологическом процессе все уровни восприятия действуют в тесном единстве».

Как отмечает А.Р. Лурия, в аудировании выделяются «существенные информативные узлы», которые затем синтезируются в «общую смысловую схему», переживаемую «как понимание услышанного сообщения». Слушающий не буквально запечатлевает предъявляемую информацию, а определенным образом изменяет ее, перекодирует воспринятый материал в более удобную для хранения в памяти форму. Свернутый до смысловой вехи сегмент речи говорящего может обозначаться опорным словом или фразой, которых достаточно для последующего развертывания заключенной в смысловой вехе информации. Выделяясь из общего потока сообщения, они прочно удерживаются в памяти и при воспроизведении или фиксации выступают опорными пунктами «припоминания» содержания услышанного сообщения.

Это согласуется с теорией «анализа через синтез», по которой слушающий понимает высказывание тогда, когда может вызвать у себя внутреннее представление о структуре высказывания в целом и о структуре его компонентов, а затем сопоставить воображаемое и слышимое.

Таким образом, в основе способности к аудированию лежит умение узнавать и переносить известную слушателям подсистему средств выражения (языковые средства, структурная организация) на ту, которую они встречают в звучащем речевом сообщении. Восприятие может облегчаться наличием первоначальной информации, т.е. прошлым опытом, под влиянием которого происходит сличение поступающих сигналов с теми эталонами, которые хранятся в памяти. Узнавание при сличении происходит не за счет полного совпадения слышимого с хранимым в памяти, а на основе некоторых инвариантных признаков, которые, как отмечает Е.И. Пассов, абстрагируются на основе вариативности воспринимавшегося в прошлом материала. Иными словами, обязательным условием узнавания является наличие образа объекта в памяти и совпадение этого образа с предъявляемым для узнавания материалом. «Узнавание происходит в двух формах: в форме мгновенного (симультанного) узнавания и в форме поэлементного сличения - сукцессивное узнавание. При сукцессивном узнавании происходит сличение последовательно предъявляемых признаков, основанное на аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга. В результате тренировки число признаков, предъявляемых для сличения, сокращается, а сам процесс автоматизируется, т.е. узнавание становится свернутым и переходит в симультанное, при котором объекты узнаются по одному признаку».

Аудирование по структуре характеризуется побудительно - мотивационной частью. Потребность слушания и соответственно его мотивационно-целевая сторона опосредуется деятельностью говорения другого участника общения. В процессе коммуникации аудирование является производным, вторичным. «Цель слушания, реализуемая в его предмете, - в раскрытии смысловых связей, осмыслении поступающего на слух речевого сообщения. Аудирование включает операции только внутреннего оформления (воссоздания) чужой мысли, а именно, операции отбора, сличения и установления внутри понятийных соответствий». Следовательно, процесс восприятия звучащей речи не имеет механизма внешнего оформления и определяется внутренней стороной - смысловым восприятием. Смысловое восприятие, как и любой другой процесс психического отражения, не планируется, ибо содержание аудирования задается извне, оно не структурируется слушающим, и характер протекания этого процесса произвольно не контролируется его сознанием.

Согласно концепции И.А. Зимней, аудирование характеризуется тремя уровнями: побудительно-мотивационным, аналитико-синтетическим и исполнительным.

- Мотивационная сторона при аудировании определяет готовность реципиента осмыслить речевое сообщение, обеспечив тем самым коммуникацию, следовательно, побудительно-мотивационная часть вытекает из общечеловеческой потребности в вербальном общении.

- Аналитико-синтетический уровень является в процессе перцепции сообщения тем уровнем, на котором происходит основная работа слушающего по приему и декодировке информации. Воссоздание мысли основывается на операциях отбора, сличения, установления связей и отношений, которые осуществляются механизмами вероятностного прогнозирования, оперативной памяти и осмысления. Этот уровень предполагает быстроту, точность опознания лексических единиц и грамматических явлений. Аналитико-синтетический уровень включает 4 фазы:

- Фаза смыслового прогнозирования. Ее функция - в актуализации семантического поля, соотносимого с общим смыслом гипотезы.

- Фаза вербального сличения. Ее функция - в идентификации слуховых образов. Аудирующий проделывает гигантскую работу по обработке поступающей к нему через слуховой канал информации. Если принимаемый образ соответствует эталону, заложенному в памяти реципиента, то процесс приема продолжается, в противном случае происходит рассогласование, которое ведет к отказу от дальнейшего аудирования.

- Фаза установления смысловых связей между словами и смысловыми звеньями. Эта фаза начинается одновременно с актуализацией вербального образа и ведет к установлению смыслового целого. Во время данной фазы аудирующий переходит от перцептивного к языковому, а от него к смысловому звену речи. Установление смысловых связей и формирование смыслового целого определяется и объективными факторами (заложенной в сообщение информацией и его языковой реализацией), и субъективными факторами (уровень владения языком, речевой опыт аудитора, индивидуальные особенности и др.).

- Фаза смыслоформулирования. Она характеризуется обобщением всей перцептивно-мыслительной деятельности и переводом ее в нерасчле-ненную единицу понимания - общий смысл аудируемого сообщения

- Исполнительный уровень. Его основной функцией является понимание сообщения. При аудировании это определяется тем, насколько однозначно и успешно осуществлен прием сообщения, т.е. насколько успешно протекала внутренняя перцептивно-мыслительная деятельность на предшествующих уровнях схемы смыслового восприятия. Поэтому очевидно, что для обеспечения понимания аудируемого сообщения аудитору необходима предварительная работа над фонетическими, лексическими и грамматическими явлениями изучаемого языка.

Таким образом, аналитико-синтетическая часть аудирования включает и исполнительную часть этой деятельности, которая выражается в принятии решения на основе анализа и синтеза. Все это позволяет говорить о сложной, специфической внутренней деятельности аудирования, в основе которой лежат психически-перцептивно-мнемические и мыслительные процессы.

Это положение отвечает общей концепции Н.И. Жинкина, по которой продукт аудирования представляет собой смысл, извлеченный реципиентом из сообщения.

На основе вышесказанного, можно определить аудирование как вид речевой деятельности, который представляет собой внутренний способ формирования и формулирования мысли.

В заключение отметим, что на начальном этапе обучения иностранцев слуховому восприятию русской речи закономерно возникают трудности, связанные с несформированностью механизмов слуховой рецепции, и как следствие, - слишком малый объем информации, удерживаемой в памяти, слабая «помехоустойчивость» при восприятии и, в конечном итоге, либо полное непонимание прослушанного речевого сообщения, либо, в лучшем случае, его неполное понимание.

Знание психологических характеристик аудирования, владение их психофизиологическими механизмами и сформированными на их основе умениями и навыками приведет к снижению трудностей, с которыми обычно связан процесс аудирования в иностранной аудитории.

 

АВТОР: Тимина С.В.