03.04.2012 11712

Психологические механизмы аудирования

 

Аудирование, наряду с чтением, относится к рецептивным видам речевой деятельности, которые являются предметом многочисленных исследований. В результате проведения экспериментов выявляются особенности восприятия и понимания звучащей речи, факторы, влияющие на характер его реализации, и основные механизмы слуховой рецепции.

Проблема рецептивных механизмов речи впервые в России была поставлена Н.И. Жинкиным в работе «Механизмы речи». Исходя из утверждения о двусторонности и взаимодополняемости всех речевых механизмов, Н.И. Жинкин включает в понятие механизма речи достаточно широкую иерархию взимодополняемых компонентов. В качестве самых общих уровней иерархии выступают «прием и выдача» - два звена речевой деятельности как процесса двустороннего общения. Внутри каждого из этих звеньев общения выступают:

- механизмы осмысления в единстве взаимодополняемых компонентов анализа и синтеза, проявляющихся на разных уровнях языкового материала по-разному;

- механизмы памяти в единстве долговременной памяти и кратковременной (оперативной) памяти;

- механизм опережающего отражения (антиципации).

Развивая положения, выдвинутые Н.И. Жинкиным, к основным психологическим механизмам речевой деятельности исследователи относят следующие:

- механизмы осмысления;

- механизмы долговременной и оперативной памяти;

- механизмы опережающего отражения действительности в форме упреждающего синтеза в продукции и вероятностного прогнозирования в рецепции (работы И.А. Зимней, А.И. Ильиной, З.А. Кочкиной и др.).

В целом ряде исследований особенности формирования речевых механизмов, в том числе и рецептивных, нашли достаточное отражение. Это работы Л.И. Апатовой (механизм осмысления), П.И. Зинченко, Г.В. Репкиной, (механизм оперативной памяти), Л.М. Хадарцевой, Н.С. Харламовой (механизм вероятностного прогнозирования.). В этих исследованиях разработан путь формирования механизма осмысления для процесса восприятия звучащей речи; подтверждено положение о том, что целенаправленное формирование механизма осмысления при аудировании речи на иностранном языке сказывается на повышении уровня других механизмов речевой деятельности; исследовано функционирование механизма оперативной памяти во взаимосвязи с другими речевыми механизмами; доказано, что высокий уровень прогностических умений в рецепции позволяет ускорить и облегчить обучение аудированию иноязычных слушателей.

Для настоящего исследования важность анализа вышеперечисленных психологических механизмов речевой деятельности заключается в необходимости учета особенностей их функционирования для построения системы обучающих и контролирующих упражнений в области аудирования.

Рассматривая механизм осмысления, И. А. Зимняя отмечает, что «Осмысление - это процесс установления смысловых связей и смысловых отношений между элементами и единицами воспринимаемого речевого сообщения». Посредством осмысления выявляется или устанавливается иерархия смысловых связей (соподчинение, подчинение, важность, второстепенность и т.д.), привносимая субъектом. Иными словами, посредством осмысления осуществляется смысловая организация воспринимаемого материала, которая всегда имеет место в процессе аудирования.

Слушание представляет собой сложный вид человеческой деятельности по приему, переработке и уяснению воспринимаемого речевого сообщения. Характеризуясь, подобно другим видам деятельности человека, определенным психологическим содержанием, аудирование имеет внешнюю и внутреннюю стороны, смысловое восприятие выступает в качестве его внутренней стороны и представляет собой тот психический процесс, ту психическую функцию, посредством которой и осуществляется рецептивная деятельность.

И.А. Зимняя подчеркивает, что «восприятие в процессе речевой деятельности определяется как смысловое, потому что, во-первых, восприятие человека включает акт понимания, осмысления, и, во-вторых, в процессе речевой деятельности осуществляется восприятие смыслового содержания прослушанного материала, что тем более предполагает осмысление». Операционным механизмом смысловой организации воспринимаемого материала служит перекодировка, являющаяся «мощным инструментом для увеличения количества информации, которое мы можем обработать». Суть перекодировки заключается в «увеличении объема кратковременной памяти за счет непрерывной переработки информации, образования групп из воспринимаемых им символов краткого обозначения и запоминания последнего вместо всей последовательности». Таким образом, смысловая перекодировка осуществляется за счет объединения, группировки, выделения главного и т. д.

Результатом смысловой организации воспринимаемого материала, осуществляемой механизмом перекодировки, является его реконструкция. Под реконструкцией в психологии понимается качественная и количественная перестройка воспринимаемого материала (в том числе и речевого), которая проявляется в различных формах в процессе воспроизведения запечатленного ранее содержания. Таким образом, реконструкция выражает, с одной стороны, сам процесс перестройки, являющийся следствием его смысловой организации, а с другой стороны, итог, результат этого процесса, воплощающийся в различных формах.

Осмысление, направленное на смысловую организацию материала, может привести к адекватному осмыслению того, что было заложено в звучащем сообщении, а может и не привести. В первом случае можно говорить о понимании как положительном результате осмысления, а во втором - о непонимании речевого сообщения.

На начальном этапе обучения иностранных слушателей аудированию уяснение и учет действия механизма осмысления приобретает чрезвычайную важность при составлении учебных материалов и контролирующих заданий.

Следует отметить, что одним из важных факторов, обусловливающих процесс осмысления, является структурная и смысловая организация материала при предъявлении его на слух, т.е. смыслоорганизованность, которая определяется И.А. Зимней как «внутреннее единство смысловых связей, выявляющееся в семантической близости слов списка, связанности высказываний в группе предложений и в логико-структурной организации текста, проявляющейся в характере развертывания предикатных связей». Исследования показывают, что смыслоорганизованность предъявляемого для прослушивания материала влияет на его осмысление и, соответственно, на объем сохранения материала в памяти. Объем воспроизведения у учащихся, применяющих смысловую перекодировку, всегда выше, чем у тех, кто ее не применяет. Это свидетельствует о преимуществе смысловой организации материала, способствующей увеличению объема кратковременной памяти благодаря включенности механизма осмысления.

Механизм осмысления тесно связан с механизмом слуховой памяти. Чтобы понять фразу, нужно до определенного момента удержать в памяти все слова, ее составляющие, а чтобы понять все высказывание, т.е. произвести над фразовый синтез, нужно удержать смысл хотя бы основных составляющих это высказывание фраз.

Итак, следующий психологический механизм речевой деятельности, отвечающий за умения и навыки в области восприятия и понимания звучащего речевого сообщения, - механизм слуховой памяти. «Память - это сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось». Общими характеристиками памяти являются длительность формирования следов, прочность и продолжительность удержания следов, объем запечатленного материала, точность считывания и особенности воспроизведения материала. По длительности процессы памяти традиционно делят на два вида - кратковременную (процессы запечатления длятся несколько минут) и долговременную (долговременное, возможно в течение всей жизни, запечатление следов).

Чрезвычайно большое значение имеет данное разделение для методики обучения иностранным языкам, в частности при овладении иностранцами таким видом речевой деятельности, как аудирование. Знание преподавателем основных психологических характеристик памяти дает возможность учитывать их при отборе материала, построении системы упражнений в области слухового восприятия речевого сообщения. Не вызывает сомнения, что игнорирование этого психологического механизма в повседневной работе по формированию и развитию умений и навыков аудирования ведет к снижению результатов и, напротив, грамотно (с точки зрения психологии) построенная методика, учитывающая все особенности функционирования памяти человека, позволяет за более короткий период достичь наилучших показателей.

Говоря о видах слуховой памяти, следует отметить, что умение ориентироваться в той области знаний, к которой относится сообщение, зависит от количества слов и грамматических конструкций, хранящихся в долговременной памяти. Для ее успешной работы важна семантическая близость запоминаемых элементов. Слова и речевые образцы, сгруппированные по определенным признакам, запоминаются значительно легче и прочнее, чем случайный материал. На кратковременную память влияет и внешнее звуковое сходство воспринимаемых на слух элементов. Психологи считают, что только что воспринятый материал классифицируется по сенсорным признакам (большую роль при этом играют слуховые ассоциации), но не исключает и семантической близости, а «известный», более прочно усвоенный материал, классифицируется по смыслу. Эта взаимосвязь долговременной и кратковременной слуховой памяти непременно должна учитываться в процессе обучения восприятию звучащих речевых сообщений.

Охарактеризуем виды слуховой памяти. Умение ориентироваться в той области знания, к которой относятся речевые сообщения, воспринимаемые на слух, зависит от объема (количества слов и грамматических конструкций), хранящихся в долговременной памяти. Следовательно, «отбор необходимых для сообщения слов происходит в долговременной памяти». При обучении иностранцев русскому языку, в том числе и на материале языка специальности, запас слов и грамматических конструкций задается предшествующим опытом и определяется сроком обучения. На этапе, рассматриваемом в рамках настоящего исследования, а именно начальном этапе изучения языка специальности, этот запас, естественно, минимален, что следует учитывать при составлении текстов, предназначенных для слухового предъявления, и при построении системы упражнений. На данном уровне владения языком необходимо как можно быстрее, не игнорируя при том возможности учащихся, накапливать активный и пассивный словарь специальной лексики, вводить новый грамматический материал, необходимый для восприятия сообщений, построенных на материале текстов профессиональной направленности. Без определенного багажа лексики и грамматических конструкций, характерных для научного стиля речи, иностранные слушатели будут не в состоянии воспринимать учебный материал, предъявляемый им на дисциплинах специальности (математике, физике, химии). Процесс расширения словаря должен быть постоянным и динамичным, ибо объем и сложность изучаемого материала требует от преподавателей и студентов максимальной отдачи именно в начале обучения, когда закладываются базовые механизмы всех видов речевой деятельности. В рамках настоящего исследования это положение отражается во взаимосвязанном и взаимодополняемом развитии предметной компетенции и аудитивных умений и навыков учащихся.

Однако следует отметить, что все вышесказанное не будет иметь под собой никакой основы, если при формировании и развитии лексической и грамматической базы, у учащихся не будет развиваться память кратковременная (оперативная). Развитие именно этого вида слуховой памяти наиболее важно на начальном этапе обучения языку.

Оперативная память, согласно мнению П.И. Зинченко и Г.В. Репкиной, это вид памяти, «непосредственно включенный в процесс любой деятельности как ее способ, во всех своих характеристиках определяющийся целями и задачами этой деятельности, следовательно, если отбор материала для восприятия звучащего сообщения происходит в долговременной памяти, то само восприятие сообщения как сочетания фонем, слов и т. д. на основе определенных языковых правил складывается именно в оперативной памяти».

Величина единицы восприятия речи находится в тесной зависимости от тренированности кратковременной памяти слушающего. Объем оперативной памяти - один из важнейших компонентов, определяющих степень сформированности умений в области аудирования на иностранном языке. Психологи довольно определенно высказывают мысль о возможности сознательной, целенаправленной тренировки кратковременной памяти, и, поскольку успех в аудировании во многом зависит от объема оперативной памяти, воздействие на нее может явиться способом совершенствования слухового восприятия речи. Оперативная память характеризуется «кратковременностью», следовательно, для увеличения ее объема необходима переработка поступившей звучащей информации, основанная на принципах объединения, группировки, введения новой символики, иными словами, перекодирования.

Средний объем оперативной памяти определен в получивших широкую известность исследованиях Дж. Миллера как 7 ± 2 элемента, и до настоящего времени эти цифры никем не опровергнуты. На основании данных показателей психологи полагают, что при слуховом восприятии многосложных слов количество букв, их составляющих, не должно превышать семи, в противном случае эффективность восприятия снижается. Числом «пять» ограничивается эффективность восприятия односложных слов.

Существует связь механизма осмысления и механизма слуховой памяти, заключающаяся во влиянии смыслоорганизованности воспринимаемого звучащего материала на объем слуховой памяти (долговременной и кратковременной). Здесь следует указать еще на один психологический механизм речевой деятельности, отвечающий за качество восприятия звучащего сообщения, - это механизм вероятностного прогнозирования, или антиципации.

Явление антиципации является объектом пристального внимания исследователей, а его роль в слуховом восприятии речи общепризнанна. И.А. Зимняя определяет вероятностное прогнозирования как «процесс упреждения целого, предвидения элементов, последующих за данным элементом, на основе априорной вероятности их появления в апперципируемом целом». Иначе говоря, «элементы, последующие за данным элементом», есть не что иное, как фонетическая последовательность и лексическая сочетаемость, характерная для данного языка.

Можно считать, что прогнозирование складывается из определенных психологических процессов и знания лингвистической вероятности. В контексте теории речевой деятельности механизм вероятностного прогнозирования рассматривается как определенный механизм, при функционировании которого процесс восприятия речи содержит выдвижение гипотез, соотнесение выдвинутой гипотезы с реально существующим стимулом, подтверждение или отклонение выдвинутой гипотезы.

Антиципация определяется как важнейший и неотъемлемый компонент мыслительной деятельности человека. «Антиципация, базирующаяся на «забегающей вперед» работе мозга, представляет собой проявление познавательной активности субъекта, позволяющее в ответ на стимулы, действующие только в настоящем, предугадывать еще не наступившие события». Даже ошибочное прогнозирование стимулирует активность реципиента и делает процесс восприятия целенаправленным и осмысленным. Точность прогнозирования катализирует процесс слухового восприятия речи, являясь одним из важных факторов сокращения мыслительных операций и ускорения процесса декодирования информации.

Должным образом развитые прогностические умения обеспечивают «слитность», «целостность» при восприятии звучащего сообщения. Несформированность данного психологического механизма ведет к «поэлементному» аудированию, которое проявляется в восприятии отдельных звуков (слогов, слов) по мере их поступления, а также в замедленности процесса соединения этих элементов, что значительно затрудняет целостное восприятие. Именно благодаря развитому вероятностному прогнозированию реципиент может «успеть» за темпом речи, предлагаемым говорящим, иными словами, антиципация обеспечивает необходимую скорость приема информации.

Влияние антиципации на процесс восприятия звучащего речевого сообщения на родном языке велико, а при аудировании иностранной речи роль сформированности и развитости этого механизма речевой деятельности возрастает стократно. Значение развития механизма вероятностного прогнозирования при аудировании речи также обусловливается тем, что восприятие на слух - самое трудное из умений, требующее наивысшего напряжения от реципиента. Тем более значительна роль антиципации для снятия напряжения, которое испытывает слушающий. Н.С. Харламова пишет о том, что «в условиях заданного темпа речи, линейности и одновременности предъявлений сообщений на слух отсутствие умения представлять общее и прогнозировать ход развития мысли говорящего равносильно срыву всей деятельности слушающего, особенно на иностранном языке». Таким образом, формирование механизма антиципации в самом начале изучения иностранцами русского языка делает более плодотворной работу с аудируемым материалом на продвинутом этапе обучения, т. к. высокий уровень развития этого механизма способствует сокращению мыслительных операций и ускорению декодирования информации.

Одной из задач методики обучения рецептивным видам речевой деятельности на иностранном языке является разработка специальных приемов, обеспечивающих развитие механизма вероятностного прогнозирования и формируемых на его основе прогностических умений в рецепции.

Рассмотренные выше механизмы речевой деятельности являются базовыми для осуществления процесса аудирования, и поэтому их формирование - одна из приоритетных задач на начальном этапе обучения иностранных слушателей восприятию звучащей речи. Однако следует отметить, что развитие прогностических умений, как и развитие механизмов осмысления и слуховой памяти, является не самоцелью, а лишь одним из средств активизации обучения восприятию звучащего иноязычного сообщения.

 

АВТОР: Тимина С.В.