03.04.2012 7260

Психолого-педагогические основы систематизации и обобщения знаний

 

В психологии систематизация и обобщение относятся к приемам умственной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы касающуюся понятий «систематизация» и «обобщение» позволяет сделать следующие определения данных понятий:

Систематизация - приведение частей целого в какой либо определенный порядок, в котором составленные части, будучи в известных связях и отношениях друг к другу, составляют единое целое. В то же время рассматривается систематизация как мыслительный процесс, который у учащихся начинается на самых первых ступенях учения и продолжается, совершенствуясь, на всем протяжении школьного обучения. Таким образом, систематизация осуществляется в результате мыслительной деятельности человека.

Систематизация в школьных условиях представляет собой один из видов учебной деятельности учителя и учащегося, который находит отражение во всех звеньях процесса обучения и направлен на овладение школьниками системными знаниями - знаниями высокого качества Систематизация знаний определяется с позиции организации учебной деятельности учителя и учащегося, ее направленности, исключив психологический аспект обучения. В таком случае «вид учебной деятельности» можно принять за ближайший родовой признак. Но учебная деятельность непременно включает (предполагает) мыслительную деятельность обучаемых, выполнение ими цепочек мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и абстрагирование) и суждений (индукция и дедукция).

А обобщение «мыслительный переход от признаков отдельных, единичных предметов к признакам, принадлежащим целым группам этих предметов»:

- «форма приращения знаний путем мыслительного перехода от частного к общему, который обычно соответствует и переходит на более высокую ступень абстракции»;

- «один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении и объединении общих существенных черт предметов и явлений действительности. Под обобщением понимается так же результат этого процесса».

По нашим понятиям обобщение - это мыслительный процесс приращения знаний посредством перехода от конкретного уровня к более абстрактному уровню на основе общих существенных черт объектов и явлений.

Процессы систематизации и обобщения осуществляются тем успешнее, чем лучше учащийся владеет перечисленными элементарными мыслительными операциями.

Огромное внимание обобщению как виду мыслительной деятельности уделяли видные отечественные психологи. Так на существование двух форм обобщений - эмпирического и теоретического впервые указал Л.С. Выготский. Дальнейшее развитие содержание эмпирического и теоретического обобщений осуществлено С.Л. Рубинштейном. В работах данного психолога выявлены пути осуществления эмпирического и теоретического обобщений. По мысли Рубинштейна эмпирическое обобщение есть предпосылка теоретического.

Иную точку зрения относительно способов осуществления теоретического обобщения поддерживает В.В. Давыдов. По его мнению, теоретическое - это идеализация основной стороны предметно-практической деятельности. Как и С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов относит к содержанию теоретического мышления область взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему. Внутренние связи системы могут быть вскрыты только в развитии, в движении предмета. Но в отличие от С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдов считает, что сущность явлений, его закон могут быть успешно изучены, если явления входят в предметно-практическую деятельность человека.

П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина, исходя из разработанной А.Н. Леонтьевым теории деятельности, доказывают, что обобщение успешно осуществляется лишь по тем свойствам, которые вошли в состав ориентировочной основы действий, направленной на анализ этих действий. Это означает, что управление обобщением познавательных действий и входящих в них знаний должно идти через определенные структуры деятельности обучаемых, путем контроля за содержанием ориентировочной основы действия (ООД). Выделение типов ООД и использование знаний о них в обучении способствует повышению эффективности усвоения обучаемыми учебного материала.

Таким образом, согласно логике и психологии, в обучении можно осуществлять обобщение знаний на эмпирическом и теоретическом уровнях. В теории поэтапного формирования умственных действий доказывается, что II - тип ориентировки обеспечивает у обучаемых эмпирическое обобщение, а III - тип - теоретическое обобщение.

Тем не менее по ряду причин учащиеся не всегда активно включаются в процесс обобщения. Указываются следующие причины:

- обобщение строится на узкой конкретной базе потому, что исследуемый фактический материал не дает возможность вычленить все необходимые признаки и связи, систему операций при определенном способе деятельности, фактический материал используется как иллюстрация к общим положениям без достаточного анализа, применяемые методы обучения не позволяют ученику в конкретном содержании выявить присущие ему связи и зависимости, поэтому учащимся сообщаются готовые обобщения.

- обучение создает богатую конкретную основу, однако она не становится базой для формирования широких обобщений, это объясняется тем, что фактический материал изучается сам по себе вне общей идеи, общего принципа; изучаемый учебный материал рассматривается вне связи с другими вопросами в содержании учебного предмета.

Если работа по подведению и обобщению осуществляется на всех уровнях - в ней принимает участие лишь отдельные, как правило, сильные ученики, и она не становится достоянием всех;

- в результате недостаточной умственной активности учащихся, т.к. их деятельность в основном носит исполнительный характер и преследует цель обеспечить воспроизведение изучаемого содержания и работу в соответствии с заданным образцом.

Проблема организации систематизации знаний учащихся нашла отражение в работах А.И. Бугаева, Н.Н. Дидовича, Х.Ю. Дреспа, А.Н. Звягина, В. В. Мултановского, Н.Г. Сорокиной и др. Общий подход к систематизации знаний заключается в:

- опознании вида элемента системы знаний и представлении его как подсистемы;

- установление структуры, характера взаимосвязи компонентов в данной подсистеме знаний;

Для систематизации и обобщения знаний учащихся некоторые авторы предлагают следующие методические приемы:

- составление таблиц формул, выражающих взаимосвязь физических величин, относящихся к какому - либо определенному разделу физики; - построение квалификационных схем, посредством которых выражаются отношения подчинения (между видовыми и родовыми понятиями, имеющими ближайший общий род);

- построение таблиц, в которых в определенной системе представлены свойства тел и основные наиболее важные их применения в технике;

- составление сводных таблиц, в которых учебный материал по теме и разделу отражен с помощью различных знаков и символов, в определенную систему на основе выбранного признака.

В дополнение к этим приемам мы можем добавить несколько методических приемов систематизации и обобщения знаний, который мы назовем блоком приемов логической структуризации учебного материала. Прежде всего это: - построение блок-схем, с помощью которых составляется логическая схема учебного материала в определенной последовательности; - построение графов-комплексов. Показ логико-гносеологической связи между явлениями, процессами, понятиями, величинами и указывает на последовательность их формирования; - составление структурно-логических конспектов. Раскрытие логической связи между элементами знаний. Структурно-логический конспект в процессе систематизации и обобщения знаний может иметь различное назначение в зависимости от дидактической цели ее применения. В начале изучения темы или раздела она способствует выделению в объекте существенных признаков, сосредоточению на них внимания учащихся и, таким образом, усвоению четких и ярких представлений и понятий. Этот процесс является своего рода систематизацией и обобщением, но он имеет локальный характер и относится к отдельным объектам; - построение логических конструкций, наглядно выражающих общую структуру расположения элементов раздела курса физики; - составление структурно-логической таблицы-комплекс.

 

АВТОР: Филиппов О.Е.