04.04.2012 15994

Художественно-образное мышление как эстетико-педагогическая категория

 

Категория «образ» имеет несколько значений. Существует большое количество толкований этого термина в различных сферах человеческой деятельности. Наиболее полно значение образа раскрывается в таких науках, как философия (гносеология), психология и эстетика.

В.И. Даль отмечал, что понятие об образе очень древнее, оно означало внешний вид, внешнее подобие предмета. В XI веке в древнерусском и старославянском языках «образъ» - буквально - это «вид», «облик», «изображение», «икона», способ. Используются также слова «образный», «образовати».

В Русском толковом словаре понятие «образ» представлено как:

- то, что наглядно представляется в чьей-нибудь памяти, в воображении (фантастический образ);

- то, что зафиксировано в той или иной форме как результат отражения, преломления каких-нибудь явлений в творческом сознании (мыслить образами; музыкальный образ симфонии).

В философии «образ» трактуется как:

- результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека;

- чувственная ступень познания образа - ощущения, восприятия, представления.

В монографии Апрелевой В.А. «Очерки по гносеологии и психологии музыкального процесса», где рассматривается соотношение художественного мира и мира реального, «образ» представлен как любое изображение, рисунок цветка, горного ландшафта в школьных учебниках по географии, т.е. чувственно-конкретным воспроизведением реальных предметов и явлений. Как указывает автор монографии, применительно к музыкальному искусству, понятие «образ» чаще всего употребляют для обозначения изобразительной наглядности.

Остановимся на выяснении сущности понятия «художественность» «художественный образ» в контексте темы исследования. Художественность - это мера эстетической ценности произведения искусства, степень его красоты. Художественность произведения определяется тем, насколько в нем воплощаются особенности искусства как специфического вида познавательной и творчески-созидательной деятельности.

Критерий художественности предполагает как соответствие специфического содержания искусства действительности, так и его формы содержания. Художественный образ, выступая фундаментальной категорией эстетики, искусствознания, характеризуется как специфический для художественного творчества «способ и форма освоения жизни, язык искусства, форма выражения мыслей и чувств художника».

Категории «художественный образ», «художественная идея», «художественный замысел» возникли во время эпохи преобразований в искусстве, протекавших в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. Они рождаются только тогда, когда искусство становится познанием, отражением по преимуществу. «Способ изложения» есть содержательная форма, внутренняя форма художественной идеи (образа). Преобразуя материал жизни, она и создает содержание произведения.

В художественном освоении действительности и в содержании искусства субъективное, оценочное, идейно-выразительное начало играет существенную роль. Сливаясь в одно нераздельное духовное целое с познавательным началом, оно образует специфическое художественное содержание.

Искусство, считает М.С. Каган, унаследовало от мифологии ощущение единства мира. В силу этого оно отождествляет то, что в действительности не только различно, но прямо противоположно - природное и человеческое, телесное и духовное, живое и бесчувственное и переживающее, немое и говорящее, такова удивительная природа художественного образа.

В каждом виде искусства художественный образ имеет особую структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражаемого в нем духовного содержания, а с другой стороны - характером материала, в котором содержание это воплощается. Каждый вид искусства использует для создания художественного образа свой материал: звук в музыке, дерево, глина, мрамор в скульптуре, линия, цвет в живописи.

Важность изучения специфики отдельных искусств в их сопоставлении подчеркнула и своем исследовании Н.Л. Дмитриева. По ее мнению, искусство «реально существует только как система его видов, весьма различающихся по своему содержанию, языку и жизненной роли. Понятие о сущности искусства, искусство вообще - абстракция, освоенная на опыте литературы, живописи, музыки, театра и т.д.».

Для нас важна мысль А.Я. Зися о том, что «художественная картина мира не вырастает из какого-нибудь одного, отдельно взятого художественного образа. Она формируется в индивидуальном и общественном сознаниях как интеграция художественных обобщений, обладающих «философским качеством», существующих в различных произведениях искусства той или иной эпохи, образном строе разных видов искусств».

Художественно-образное мышление в строгом смысле этого термина начинается с оперирования художественными образами. Если говорить о прогрессе этого мышления, то он связан с постепенным усложнением художественных образов, отображаемых в сознании личности студента: от простых к более содержательным, от фрагментарных: к более масштабным, от единичных к объединенным, интегрирующим. Художественный образ в этом случае «оказывается одновременно и переживанием, и понятием, и идеей, и идеалом, и вместе с тем он открыт для сотворчества воспринимающих его людей, которые должны его пережить, интерпретировать, «приложить» к своему опыту и духовному миру, тем самым, продолжая творческий процесс начатый художником: так художественный образ оказывается и средством общения людей».

М.С. Каган, определяя коммуникативную сущность искусства, художественного общения, называет его квазиобщением, поскольку искусство (его художественно-образное содержание) способно не только углубить наше понимание реального человеческого общения, но и беспредельно расширить его сферу, перенести читателя, слушателя в общение образов-персонажей, удвоить «круг» своего реального общения. Поэтому в квазиобщении всегда участвуют процессы воображения, создающие модель субъекта: с этой точки зрения художественный образ, как один из типов квазисубъекта мысленно моделируется в условиях художественного общения. Без включения процессов воображения невозможно такое мысленное моделирование, а значит и не возникает условий художественного общения. Очевидно, что речь идет о задействовании в художественно-образных процессах творческого мышления личности.

Коммуникации в философском понимании - подразумевает связь, соединение, установление отношений, передачу некоторой информации из одного пункта в другой. Музыкальное искусство выполняет эту роль. Так, передавая полученные исполнителем (студентом) результаты художественного освоения окружающей действительности, обогащая слушательскую аудиторию, художественно-исполнительское искусство выполняет важную познавательную миссию. Исполнитель, как художник (создатель произведения искусства), всегда является проводником не только общественных интересов, но и авторской идеи.

По мнению А.М. Новикова, «коммуникативная деятельность (в нашем случае, коммуникативные способности) в учебном процессе практически вообще не представлена. В условиях монологического построения учебного процесса общение на занятиях свернуто. А ведь общение является условием познания, условием выработки системы ценностей».

К.К. Горанов в своей работе «Художественный образ и его историческая жизнь» пишет о том, что музыка является, с одной стороны, самым абстрактным (с точки зрения наглядности) искусством, но, с другой стороны, самым конкретным языком переживаний. Все другие искусства объективируют переживание через другие человеческие проявления (поведение, мимика, визуальные ситуации). Реальное бытие художественного образа музыкального искусства очень трудно для объяснения. Для нас важна мысль Е.В. Асафьева: «Жизнь музыкального произведения - в его исполнении, т.е. раскрытие его замысла через интонирование для слушателя, а далее - в его повторных воспроизведениях слушателями».

Художественный образ как форма отражения предметов, результат познавательных процессов, основывается на чувственном мироощущении, художественно-образном видении мира и чувственном восприятии.

Чтобы определить содержательные компоненты художественно-образного мышления и дидактические условия, способствующие наиболее успешному его развитию у студентов, нам необходимо определить смысловое содержание понятий «развитие», «мышление», «художественно-образное мышление», «художественно-исполнительская деятельность».

Философское осмысление «развития» означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

В философском осмыслении понятие «мышление» - это:

- активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях и т.п., связанный с решением тех или иных задач. В жизни каждого индивида мышление не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно связан с иными психическими процессами, т.е. не существует изолированно от сознания человека в целом;

- вид деятельности;

- процесс получения новой информации известной новыми эмпирическими данными;

- высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности.

Мышление позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть опосредованно восприняты на чувственных ступенях познания.

Таким образом, философия рассматривает мышление человека, прежде всего, как активный процесс опосредованного и обобщенного отражения объективной действительности, как особый вид познания и созидания, способствующий развитию ощущений, воображения, фантазий и представлений. В процессе сопоставления, сравнения, обобщения, открываются возможности более глубокого и всестороннего познания студентами художественно-образного замысла произведений искусств.

Возникая на основе практики, мышление тесно связано с чувственными формами познания. Они выступают в качестве единственного источника мышления, в котором оно черпает свой фактический материал. Ни одна форма мышления не порывает связи с чувственными процессами, а для некоторых, в частности художественного, связь эта приобретает особое значение. Но в то же время, характер чувственного отражения, давая возможность познать мир во всем его многообразии, ограничивает эту полноту познания.

С помощью мышления человек познает известные ему предметы глубже, всесторонне, чем при их непосредственном восприятии, хотя в основе мышления лежит чувственное познание, ибо мышление оперирует образами восприятия и представления. С.Л. Рубинштейн пишет, что «в восприятии можно лишь констатировать, что в данном частном случае данное единичное явление протекало как-то, но лишь в результате мыслительной операции можно прийти к тому, что такова общая закономерность». Мы можем с этой мыслью согласиться.

Для нашего исследования представляется важным вопрос о необходимости включения элемента чувственного непосредственно в структуру мысли ученика, слияния восприятия с мышлением, представленный в работах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина. При этом формирование понятия должно сопровождаться возникновением у студентов такой совокупности образов, которая по количеству дает возможность обобщенно представить те стороны окружающего мира, характеризующие данное понятие, а по качеству - приближают познание к отражению предметов в условиях их существования.

Нам близка мысль И.С. Якиманской о том, что функции образов не исчерпываются тем, что они служат необходимым опорным материалом. В ходе обучения, под влиянием сформированных понятий, возникают вторичные образы, которые участвуют в познавательном процессе.

С.Л. Рубинштейн писал: «Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения новые, непосредственно чувственно не данные абстрактно их свойства».

К пониманию единства чувственного и рационального в процессе познания философы пришли не сразу, в их позициях господствовали односторонние взгляды. Представители эмпиризма (Локк, Беркли, Юм и др.) сводили познание к чувственному опыту, недооценивая роль научных абстракций. Рационалисты (Декарт, Спиноза и др.) утверждали, что абстрактное мышление само способно дать истинную картину мира, не обращаясь к тому материалу, который доставляют ему органы чувств.

Марксистская философия, к достижениям которой в отечественной науке существует разное отношение, выдвинула плодотворный тезис о практическом опыте, утверждая, что в основе всей познавательной деятельности лежит практика, практический опыт - активное изменение и преобразование действительности. Таким образом, эта философия изменила взгляд на соотношение чувственного и рационального. Известно, что в современной науке (атомная физика, квантовая механика и др.) изучение объекта не всегда начинается с чувственного познания. В искусстве наблюдается обратный процесс, где продуктом мышления (художественно-образного) изначально является не абстрактно-понятийная мысль, а художественная абстракция в чувственно-конкретной форме.

Так, в результате познавательной деятельности человека, чувственное познание и мышление находятся в постоянном взаимодействии, проявляя диалектический характер познания.

Благодаря этому, в сознании человека мир отражается во всем его многообразии.

Широко известна классическая формула В.Г. Белинского «Искусство есть мышление в образах», что определяет специфику музыкального искусства. Справедливость формулы не может вызывать сомнений; она проверена многовековой художественной практикой и длительными наблюдениями. Термины «образное мышление», «художественное мышление», «художественно-образное мышление» прочно вошли в труды философов и литературоведов, встречаются в психологической и педагогической литературе, где ясно прослеживается связь с особенностями, присущими художественному образу: совмещение конкретно-чувственного плана с глубоким обобщением и эстетической значимостью.

От категории научного мышления (понятий, суждений, умозаключений) художественный образ отличается тем, что он чувственно конкретен, доступен восприятию, непосредственно воздействует на органы чувств человека. Художественный образ в различных видах искусств разный по способу воплощения творческого замысла, материалу, из которого создаются произведения, по способу его обработки.

В эстетике категория «художественное мышление» представляет собой вид интеллектуальной деятельности, направленной на созидание и восприятие произведений искусства, особая разновидность мышления человека, отличающаяся по характеру протекания, конечным целям, социальным функциям и способам включения в общественную практику. Специфика художественного мышления личности с различных точек зрения раскрыта в трудах И.Б. Астахова, М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.

На наш взгляд, верно отмечает И.Б. Астахов «Ни ученый, ни художник, ни любой человек вообще не в состоянии осуществить истинный акт познания вне мышления». Подчеркнем, что выступая уникальным способом познания окружающего мира, художественное мышление имеет отличную от научного, теоретического мышления психофизиологическую базу, его своеобразие «проявляется в образно-чувственном постижении мира, в органичном синтезировании результатов действия рационального и эмоционального механизмов воображения».

Л.В. Копнин выделяет четыре группы видов мышления: общественное и индивидуальное, эмпирическое и теоретическое, эмоциональное и рациональное, научное и художественно-образное. В конкретной деятельности человека виды мышления выступают во взаимосвязи и в зависимости от потребностей, уровня развития и других особенностей практики. На первый план выступает как ведущий тот или иной вид мышления. Образное мышление может выполнять функции, аналогичные понятийным формам мышления, но делает это иначе. Образное мышление дает определенное познание свойств и связей действительности, позволяет ориентироваться в ней и решать практические задачи. Плодотворным в поиске решения проблемы оказывается ее содержательный, семантический анализ отношений объектов задачи, где образные компоненты мышления позволяют непосредственно оперировать этими отношениями на основе образной логики, дающей возможность устанавливать связи не с двумя, как при словесном рассуждении, а со многими звеньями анализируемой ситуации.

Художественная мысль отражает сопричастное отношение к объекту. Конструктивный характер художественного мышления неразрывно связан с умением видеть мир целостно, осваивать его симультанно (мысленный охват многообразия), открывать новые непредвиденные связи, Целостность восприятия мира, действительности является основополагающим качеством восприятии и познания художественного образа, поэтому наличие этого конструктивного характера (целостности) художественно-образного мышления будет абсолютно логичным.

Очевидно, что в процессе работы над музыкальным произведением, раскрытия его художественно-образного замысла, последовательность мыслительных действий комплексно взаимосвязана с понятийно-логическим видом мышления (аналитический разбор текста), с наглядно-образным (сравнительно-сопоставительная характеристика художественно-образного содержания) и наглядно-действенным видом мышления (реализация исполнительского плана в практическую деятельность). Таким образом, это доказывает наличие у исследуемого типа мышления такого важного качественного свойства как целостность мышления.

Мы разделяем мнение Т.А. Костогрыз о том, что «образное мышление» и «мышление в понятиях» - это два дополняющих друг друга отношения к окружающему миру. Понятийно-логическое мышление существует наряду с художественно-образным сознанием - они не существуют в раздельном виде. Человек обладает не двумя «мышлениями», а целостным мышлением, представляющим собой единство всех познавательных функций.

Обобщая смысловое понимание «художественного» и «образного» типов мышления, необходимо дать в рабочем порядке следующую формулировку художественно-обратного мышления педагога-музыканта: это интеллектуально-мыслительный процесс, направленный на раскрытие (постижение) художественного замысла автора и отражение образной действительности произведения искусства в процессе обучения конкретной художественной деятельности.

 

АВТОР: Хотенцева И.А.