06.04.2012 2857

Состояние тактико-технической подготовки в дзюдо

 

Совершенствование технических действий в единоборствах проходит эффективнее за счёт использования в процессе тренировки методов, снижающих время на поиск выбора решения альтернативы из нескольких возможных вариантов С.В. Малиновский. Формирование теории тактической подготовки отражает сумму знаний накопленных за годы существования и непрерывного развития того или иного вида спорта. В результате исторически сложившихся особенностей единоборств, и в том числе борьбы дзюдо, была создана специфическая методология позволившая обосновать средства и методы тактической подготовки: И.И. Алиханов; И.И. Алиханов, Ю.А. Шахмурадов; В.А. Боголепов; Г.М. Грузных, И.А. Кондрацкий; Ю.С. Гусов, Р.А. Пилоян; В.Т. Джапаралиев; В. Дзуренда; А.А. Карпинский; В.П. Кожарский; В.В. Колосов; Х.К. Курбанов, Р.А. Пилоян; А.И. Ленц; А. Марек; А.А. Новиков с соавт.; Р.А. Пилоян, А.А. Новиков; М.Н. Рубанов; А.Г. Станков; В.Г. Суринов; Е.М. Чумаков; Ю.П. Шулика. Анализ перечисленных работ по особенностям тактической подготовки единоборств, несмотря на их различие, позволяет сделать заключение о единстве положений общей теории тактической подготовки спортсменов разного возраста и квалификации. Из полученного заключения следует, что задачи теории тактической подготовки заключаются в том, чтобы обосновать влияние её на виды спортивной борьбы в целом и, на дзюдо в частности, и найти рациональные методы её использования и наиболее целесообразные формы управления: И.И. Алиханов; А.К. Анарбаев; Н.М. Галковский; Ч.Т. Иванков; В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев; А.А. Карпинский; В.В. Колосов; А.И. Ленц; А. Марек; И.А. Письменский, Я.К. Коблев, В.И. Сытник; Р.А. Пилоян; А.Г. Станков; Г.С. Туманян; Е.М. Чумаков; О.П. Юшков; Cland St.Denise; Essink H.; Jeesinka и др.

Изучение и закрепление тактики проведения и подготовки технического действия складывается в течение многолетней подготовки борца, начиная с первых дней занятий юного спортсмена-»новичка» в секции ДЮСШ и ДЮСШОР и продолжающейся до его совершенства. При этом технические действия изучаются в неразрывной связи с основами тактики и их целесообразности. Успешное выполнение комплексов технических приёмов в большей степени зависит от функционально-физической подготовки спортсмена, от его общего интеллектуального развития, от мотивов и интересов и, конечно от педагогического мастерства тренера-наставника. Немаловажное значение успешного роста спортивного мастерства дзюдоиста играет предотвращение травматизма на тренировках это положение касается большинства видов спорта и не только единоборств.

Получение физической травмы, особенно серьёзной, вызывает неизбежно травму психологическую, за которой следует боязнь выполнения технического приёма или контрприёма А.Ф. Попова. Поэтому тренеры должны уделять особое внимание проведению профилактических мероприятий по ограничению причин травматизма и их повторения. В последние годы в связи с бурным развитием борьбы дзюдо, во многих странах мира значительно повысилась конкуренция за призовые места, в результате чего побеждать на международных соревнованиях становится всё труднее. В этой связи, к возможностям науки и техники стали предъявляться ещё более повышенные требования необходимости издания методической литературы. Поэтому период с 1972 года ознаменовался выпуском специальной научно-методической литературы по дзюдо, со всеми специфическим особенностями.

Особое место в методике подготовки детей и подростков к будущей спортивной деятельности борца-дзюдоиста, наряду с развитием основных физических качеств занимает его общее и специально-интеллектуальное развитие, без которого невозможно довести занимающегося до высшего спортивного мастерства. Процесс многолетней подготовки борца-дзюдоиста проходит в комплексе с физической, технической, тактической, психологической и другими видами подготовки, как правило, несколько лет, прежде чем он сумеет достигнуть высоких спортивных результатов и сможет в совершенстве разбираться во всех его тонкостях.

Борьба дзюдо, как и многие другие виды спорта в нашей стране и за рубежом, постепенно молодеет и требует специального подхода к подготовке со стороны тренерских кадров. В этой связи большую методическую роль сыграли работы: М.Я. Набатниковой; В.П. Филина; И.А. Аршавского; В.С. Бегидова; В.А. Бекетова; М.С. Бриля; В.М. Волкова; Г.В. Гончарова; В.П. Губы; С.В. Колмыкова; Г.Е. Ларионова; А.А. Маркосяна; И.Д. Свищёва; В.И. Стадникова; Г.С. Туманяна; А.А. Харлампиева; Ю.А. Шулика и др.

Среди общего процесса многолетней подготовки борца-дзюдоиста от занимающегося требуется развитие и совершенствование ряда необходимых физических и психических качеств: наряду с силой, выносливостью, ловкостью, быстротой, спортсмен должен научиться воспринимать и очень быстро осмысливать создавшуюся обстановку поединка, будь то соревнование или тренировка, при этом ему необходимо выбирать наиболее целесообразное действие, быстро и точно его выполнять. Для этого спортсмену необходимо с первых же дней подготовки учиться прогнозировать действия соперника и быть готовым в любой момент к контрприёму или самому техническому приёму: Г.Г. Гацко; М.А. Айрапетян; И.И. Алиханов; А.Г. Ахманицкий; А.А. Белкин; С.В. Бобылёв; Э.Н. Братчиков; В.Т. Джапаралиев с соавт.; Я.К. Коблев; С.В. Малиновский; В.П. Некрасов с соавт.; А.В. Родионов; В.Н. Селуянов.

В процессе овладения дзюдоистом тактико-технических приёмов, ему приходится усваивать многие специальные и специфические, зависящие только от данного вида спорта понятия, термины, приёмы, которые осуществляют причинно-следственную зависимость с его мышлением.

Мышление в спортивной деятельности, в зависимости от специфики вида спорта, выступает во всей многообразной форме. Непрерывно изменяющейся ситуации во время поединка в соревнованиях или тренировочных схватках, требует сосредоточения внимания для чёткого восприятия и быстрой переработки поступающей информации. При этом спортсмен непрерывно мыслит, вся мыслительная деятельность протекает в форме анализа, синтеза. Сравнивая и обобщая воспринимаемую информацию.

Одним из основных условий усвоения знаний, умений, навыков является индивидуальное мышление спортсмена: И.Д.Свищёв; В.Дзуренда; Я.К.Коблев; В.В.Вальцев и др.

Рядом зарубежных авторов отмечены методики индивидуального подхода к формированию тактического мышления дзюдоистов: и др. Для развития перечисленных психических качеств и индивидуального традиционного подхода к их формированию, уже недостаточно традиционных педагогических приёмов. Необходима разработка специальных дидактических методов, главным критерием которых, должно быть глубокое осмысливание не только тактико-технических действий, но и способность к моментальному выбору другого противодействия в случае смены тактической ситуации. Задача тренера заключается, прежде всего, в необходимости научения своего ученика, способности логически мыслить на первых же стадиях многолетней подготовки спортсмена, уметь прогнозировать возможный контрприём со стороны соперника и сознательно противостоять ему: М.А. Айрапетян; И.А., Алешков; И.И. Алиханов; А.А. Белкин; Л.Д. Битехтина; В.В. Вальцев; П.Я. Гальперин; С.В. Калмыков; К. Коблев; В.В. Колосов; А.И. Ленц; С.В. Малиновский; А. Марек; И.А. Письменский, Я.К. Коблев с соавт.; С.Д. Неверкович; С.Д. Неверкович, А.Ф. Попова; Р.А. Пилоян; А.В. Родионов; О.П. Юшкоп; B.Tegner и др.

Одним из основных факторов, оказывающих серьёзное влияние на подготовку борца-дзюдоиста является умение не только глубоко осмысливать, но и быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой, находить взаимосвязи в этих объектах и, принимать логически оправданное решение к быстро меняющейся ситуации: С.В. Малиновский.

Среди всего многообразия средств и методов многолетней подготовки дзюдоиста видное место занимает работа по совершенствованию тактического мышления. Конечно, решение оперативно-тактических задач в единоборствах вообще, и в дзюдо в частности по своей специфике значительно отличается от многообразия вариантов в спортивных играх. Тем не менее, тактическая подготовка в дзюдо имеет свои чисто специфические особенности, совершенствовать которые необходимо с первых же лет занятий этим видом борьбы: В.С.Бегидов; С.В.Бобылёв; Я.К.Коблев с соавт.; В.В.Вяльцев; В.А.Гавриленко; В.Дзуренда; Я.К.Коблев; М.Н.Рубанов; И.Д.Свищёв; А.Г.Станков; В.Д.Фролов с соавт.; В.В.Шиян; Jeesink A.; Hoare S.; Inokuma I.; Kawaishi M.; Nishioka H.; Tegner B. и др.

Специфика борьбы дзюдо накладывает определённый отпечаток на характер мышления спортсмена, С возрастом эти особенности изменяются и совершенствуются, становясь по своей структуре сравнимыми с оперативным мышлением в различных видах трудовой деятельности: и др. В данном случае мышление носит наглядно-образный характер. Благодаря влиянию, на всё поведение спортсмена острых эмоциональных переживаний, создаются объективные сложности в системе многолетней подготовки дзюдоиста. От одной тренировки к другой за годы регулярных занятий растёт вместе с возрастом тактическое мастерство спортсмена, поскольку многие тренировочные занятия по своим нагрузкам и условиям приравниваются к условиям соревнований. Проведение тренировочных занятий по своей эквивалентности часто превышает накал соревновательной борьбы: А.В.Родионов и др. В ряде исследований было установлено, что чем выше класс мастерства спортсмена, тем выше темп его мыслительной деятельности. Скорость восприятия, переработка поступающей информации, выбор ответного действия во многом зависят от специфики вида спорта, куда входит в первую очередь мысленный перебор возможных ответных действий, как в обороне, так и в нападении. Спортсмену в кратчайшие промежутки времени, приходится мысленно считать возможные варианты и выбирать из них наиболее целесообразное. Известно, что любые познавательные процессы осуществляются человеком при помощи мышления. Качество принимаемых решений зависит от опыта человека, поэтому возможность выбора решения его скорость и эффективность далеко неэквивалентны у юноши-новичка, только что начавшего заниматься дзюдо, и зрелого мастера посвятившего этому виду борьбы несколько лет.

Профессор А.В. Рудик в своей работе раскрывает психологическую характеристику формирования тактического мышления спортсмена в зависимости от уровня его подготовленности. В настоящее время имеется целый ряд методических работ, которые могут служить пособиями для практической деятельности тренера по борьбе дзюдо: В.С.Бегидов; Я.К.Коблев с соавт.; В.В.Вальцев; А.Марек; В.Г.Пашинцев; М.Н.Рубанов; И.Д.Свищёв; А.Н.Семёнов; А.Г.Станков; В.В.Шиян; Eric Dominy; Essink H.; Inokuma L.; Hoare S. и др.

В перечисленных работах, авторы дают практические рекомендации по проблемам управления учебно-тренировочным процессом при подготовке дзюдоистов разного возраста и квалификации.

Центральным звеном многолетней подготовки дзюдоистов наряду с общей физической, технической, психологической является процесс решения тактических задач. Этому разделу уделяется недостаточно внимания ввиду сложности и определённой специфики подготовки: В.С. Малиновский; А.В. Родионов. Авторы в своих работах показали, что в основе оперативного мышления лежит многоуровневая психофизическая система, в которой двигательные акты являются лишь заключительным звеном продуманного действия, а интеллектуальные процессы выполняют роль высшего регулирования. В ряде работ по психологии мышления решение задач в спорте рассматривается как разновидность человеческого мышления в других видах трудовой и специальной деятельности, как один из видов оперативного мышления: П.А. Рудик; А.В. Родионов и др. В отличие от оперативного мышления в трудовых процессах, в спортивной деятельности оно выступает всегда в условиях дефицита времени, повышенной эмоциональной сферы, жёсткого сопротивления соперника, иногда сильных болевых ощущений, которые необходимо преодолевать и, продолжать схватку, проявив при этом всю собранность воли и терпения. Все эти действия проходят при непосредственном сознательном участии мышления.

Главным отличием оперативного мышления в спортивной деятельности, от труда «оператора» является необходимость хорошо тренированного локомоторного аппарата в сочетаниями со специальными интеллектуальными способностями. По данным С.В. Малиновского понятие «оператор» отражает лишь то, что человек использует в качестве средств труда, т.е. работу на специальных пультах и автоматических устройствах: такого же мнения придерживается В.Л.Марищук и Л.К.Серова. Они внесли большой вклад в решение надёжности и эмоциональной устойчивости оператора. Как правило, эти работы рассматриваются в свете учения о типах высшей нервной деятельности. Эти свойства являются врождёнными, неизменными и поэтому они выступают в качестве постоянных параметров надёжности. Среди рабочих качеств оператора обычно выделяют долговременную выносливость к экстренно возникающему напряжению, которая должна быть связана либо с силой нервной системы по отношению к возбуждению, либо с уравновешенностью нервных процессов. Существенную роль в данном случае играет также характер сложной реакции на ожидание непредвиденные раздражители-функции уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

В этом плане В.Л.Марищуком и Л.К.Серовой была разработана оригинальная методика «информационные аспекты управления спортсменом», позволившая указать на возможность эмоциональной устойчивости у спортсменов. Благодаря исследованиям, осуществляемым как в нашей стране, так и за рубежом, достигнуты определённые успехи в уяснении наиболее важных узловых теоретических вопросов проблемы надёжности человека в специальной, в данном случае, спортивной деятельности. Стратегия решения оперативной задачи в спортивной деятельности заключается в последовательном выборе оперативных элементов, каждый из которых имеет своё определённое назначение в общей системе и составляет её дискретную совокупность и д.р.

Необходимым начальным условием успешного выполнения спортсменом любого тактико-технического действия, является активное избирательное восприятие и непрерывное слежение, на протяжении всего поединка, за моментами ситуаций, поведением соперника, положением его ног, напряжением мышц захватывающих рук и, любым прочим движениям. Словом, с практическим опытом к спортсмену приходит способность реагирования отображающего динамику параметров деятельности соперника. В процессе слежения, которое может длиться очень короткое время, происходит непрерывная селекция поступающей информации, анализируется возникающая ситуация, которая, в свою очередь расчленяется на отдельные элементы, главные и второстепенные, при этом прогнозируются возможные варианты последующего действия задуманного соперником А.В.Родионов. При выборе вариантов решения из нескольких возможных альтернатив в мозге спортсмена формируется оперативно-информационная модель деятельности (ответного действия), представляющая дискретную совокупность, которая входит в основное содержание стратегии спортсмена: П.Я.Гальперин; С.В.Малиновский; В.Л.Марищук, Л.К.Серова; В.В.Погорелый, В.С.Соколовский; Ewen H.; Tegner B. и др. Очевидно, что в структуре этого вида деятельности ведущая роль отводится умению спортсмена внимательно воспринимать ситуацию, анализировать её, мысленно декодировать и обобщать поступающую информацию с целью своевременного необходимого ответного действия. При этом спортсмен должен очень внимательно следить за всеми действиями соперника, ни на миг, не отвлекаясь от обстановки.

Одним из важных звеньев оперативно-тактической деятельности спортсмена в процессе непрерывного слежения за ситуационной обстановкой поединка является разносторонняя система взаимосвязанных характеристик, в результате чего синтезируется целостный, чётко дифференцированный образ или модель ситуации, осуществляется ориентировка в создавшейся обстановке, уясняются и формируются тактико-технические задачи требующие немедленного решения.

Следующий этап спортивной деятельности обычно связан с возникновением замысла решения проблемной задачи. Осмысливая и одновременно анализируя, спортсмен уясняет условия возникшей перед ним тактико-технической задачи, формулирует операционный подход к её решению и, максимально быстро осуществляет свой замысел. Для успешной реализации сформированного замысла, спортсмен исходя из практического опыта подбирает наиболее эффективное действие. Таким образом, он решает возникшую проблемную задачу: С.В.Малиновский; А.В.Родионов; В.С.Роднов; Orenman D. и др.

В перечисленных работах решение тактических задач в спортивной деятельности рассматривается в широком аспекте, оно не замыкается на одном каком-либо виде спорта. В данном случае решение тактических задач представляет собой разновидность человеческого мышления, получившая название «оперативного мышления».

В представленных работах С.В.Малиновского решение оперативно тактических задач в спорте по своей психологической структуре сравнивается с оперативным мышлением «операторов» АЭС и авиационными диспетчерами, где выбор решения зависит от сложности создавшейся ситуации. В отличие от операторов мышление в изучаемых трудовых процессах, в спортивной деятельности оно выступает, в подавляющем большинстве случаев, в условиях дефицита времени и всегда требуют от спортсмена не только хорошо тренированного локомоторного аппарата, но и высоких интеллектуальных способностей.

 

АВТОР: Пашинцев В.Г.