06.04.2012 8654

Средства и методы, используемые в подготовке спортсменов

 

Процесс обучения в любом виде деятельности и, в частности, в спортивной, должен осуществлять в единстве общеобразовательную, воспитательную, и общеобразовательную функции.

Педагогикой и психологией установлено множество закономерных связей, касающихся средств и методов, составляющих различные стороны учебно-тренировочного процесса. Одним из важных принципов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, в спортивной деятельности, является научная организация труда, в основу которой входит выбор наиболее эффективных средств и методов подготовки. С каждым годом всё острее, в спортивной деятельности встаёт проблема оптимизации подготовки, особенно многолетней. Неуклонный рост спортивных результатов в мире, заставляет учёных и тренеров изыскивать и создавать наиболее оптимальные средства и методы подготовки спортсменов, иногда совершенно новых, применительно к современным условиям. В последние годы, всё чаще, появляются научно-исследовательские работы, показывающие необходимость комплексного воздействия так называемых традиционных средств и методов в сочетании с новыми и не традиционными.

Говоря об оптимальности организации учебно-тренировочного процесса, многие авторы исходят из двух взаимозависимых фактов: рост содержания самого педагогического процесса (оснащение новейшими средствами и методами) и квалификацией самих занимающихся, т.е. что доступно высококвалифицированному спортсмену - недоступно «новичку». До настоящего времени наблюдается одностороннее «увлечение» той или иной проблемой обучения: программированием, проблемным обучением, моделированием, неувязка их в единую комплексную систему, не могли принести максимальный педагогический эффект. Не удалось также объединить в достаточной степени исследования, касающиеся перцептивных процессов: Развитию принципа оптимизации в педагогическом процессе спортивной деятельности способствует развитие математических методов определения эффективности подготовки В.М.Зациорский.

В последние годы в педагогических и других гуманитарных науках стали широко использоваться методы математической статистики. Редкая научно-исследовательская работа по теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки обходится без солидного математического анализа, без проведения множественных корреляционных связей между отдельными признаками и элементами изучаемой системы и др. Следует отметить, что из перечисленных научно-исследовательских работ, все без исключения авторы пользовались методами математической статистики предложенной в книге «Биометрия» Н.А.Плохинским. Подавляющее большинство работ основывалось на методах ранговой корреляции, определяемой по формуле Спирмена. Кроме этого использовался критерий Стьюдента для установления различий наблюдаемых признаков для исследуемых групп спортсменов.

Для оптимизации учебно-тренировочного процесса весьма важно выделить главное звено в общей методологии подготовки спортсмена обнаружить некую связь между образованием и воспитанием, особенно при многолетней подготовке спортсмена, при этом все возникающие задачи решать комплексно. Общая физическая подготовка в любом виде спорта, в частности - единоборствах должна быть направлена на развитие физических качеств: выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости. Специальная физическая подготовка так же включает в себя развитие необходимых физических качеств, но и физических способностей в избранном виде спорта.

Тактико-техническая подготовка направлена на разучивание тактико-технических приёмов данного вида спорта и подготовку занимающегося к соревнованиям. Поэтому физическая и спортино-техническая подготовка тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой.

Большинство перечисленных выше авторов в своих работах излагают технические действия в «связке» с тактическими действиями. Из этого следует, что в большинстве работ касающихся тактики исследуемого вида спорта рассматриваются тактико-технические действия в органическом единстве. С каждым годом в общем, процессе подготовки спортсмена всё большее значение приобретает общая интеллектуальная и специальная подготовка необходимая для творческой реализации тактической концепции в общем учебно-тренировочном процессе, где наряду с системой общеобразовательных мероприятий. Эта система, в некоторых работах, получила название: «специальная спортивная подготовка» С.В.Малиновский; А.В.Родионов и др. В основе «специальной спортивной подготовки» лежат дидактические принципы, на которых строится весь учебно-воспитательный процесс, это связь обучения с действительностью, научность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, сознательность и активность, прочность запоминания знаний. Все эти дидактические принципы сформулированы в педагогических науках и вытекают из закономерностей эффективного обучения: Л.И.Лубшева; С.В.Малиновский, Ф.П.Суслов; С.Д.Неверкович; А.В.Родионов; В.Н.Селуянов; Ф.П.Суслов; А.Г.Станков; Л.П.Матвеев и А.А.Новиков; В.П.Филин, Н.А.Фомин и др.

Среди закономерностей эффективного построения учебно-воспитательного процесса, прежде всего, следует обусловленность задач и содержания, необходимых для всестороннего горманического развития личности. До настоящего времени педагогическая теория спорта развивается, главным образом в рамках теории и методики физического воспитания. Уже много лет она выделена в относительно самостоятельную дисциплину. Для подавляющего большинства методических и научно-исследовательских работ дисциплина-теория и методика физического воспитания является, методической основой, на базе которой строятся большинство научных исследований в спортивной деятельности. С другой стороны, большую роль для системы научных исследований играют такие науки как психология, педагогика, биомеханика, математика и пр. В последние годы многие научно-исследовательские работы в спорте решаются с помощью психологических методов, авторы перечисленных работ решают педагогические задачи рассматривая их со стороны как возрастной психологии, так и с привлечением экспериментальных материалов, куда включаются научное обоснование особенностей тактического мышления, оценка обстановки выбор и принятие решения.

В этих работах рассматривается содержание и логическое построение учебно-тренировочного процесса с группами спортсменов разного возраста и квалификации. Кроме этого даётся анализ общепсихологических понятий специфической спортивной деятельности, рассматриваются виды «идеального» мышления оперативного мышления, привлечение для подготовки адекватного использования основных психологических понятий. Конкретизируется общее понимание того, как в истории многолетней спортивной подготовки, дидактики и педагогической психологии возникают реальные трудности при попытках правильного решения проблемы взаимозависимости умственного развития детей и системы подготовки. Научно-исследовательских работ опирающихся на «чисто» педагогические методы значительно меньше: и др., хотя все работы перечисленные до них именно педагогического содержания. Научно-исследовательских работ имеющих биологическую направленность, проходящих по исследуемой специализации тоже не очень много и др. Из анализа перечисленных работ, можно сделать следующий вывод, что все научно-исследовательские основываются либо на психолого-педагогических методах и средствах, либо биологических подходах включая биомеханику. Научно-исследовательских работ связанных с чисто-математическим анализом крайне мало.

Наиболее ярким, и, пожалуй, наиболее сложным, является метод психологического моделирования, создание моделей сначала в «лабораторных условиях», а затем - при мысленном усвоении воплощение в «полевых условиях» П.А.Рудик говоря о психологической структуре спортивной деятельности, выделяет обязательно присутствие в ней элементов психомоторики (обеспечивающие совершенствование техники данного вида спорта):- эмоциональные состояния, выражающиеся в положительном или отрицательном общем тонусе нервно-мышечной системы; интеллектуально-волевые процессы («действенное мышление»), наиболее ярко проявляющиеся в сложных видах спорта, которые характеризуются быстро и неожиданно меняющимися ситуациями. Анализ имеющихся работ по программированию и моделированию показал следующее: научно-исследовательские и научно-методические работы С.В. Малиновский положили начало использования методов программирования в спортивной деятельности. Автор широко использовал в своих исследованиях машинные (с помощью обучающих программ «экзаменаторов») и безмашинные (с помощью бланков) методы программирования, им были разработаны обучающие и контрольные программы, предлагаемые занимающимся по линейной и разветвлённой схеме. Решение контрольных задач осуществлялось с помощью специально разработанных алгоритмов. Разработанные методы программированного и проблемного обучения были положены в основу системы психологического моделирования тактико-технических действий спортсменов с целью формирования оперативно-тактического мышления необходимого спортсмену при восприятии, осмысливании и выборе наиболее эффективного действия из нескольких вариантов. Методика моделирования позволяла решать оперативные задачи в экстремальных условиях (дефицит времени решения, высокий эмоциональный накал, сопротивление противника, большая моральная ответственность). На основании многочисленных экспериментов по моделированию и программированию автором была разработана универсальная комплексная система (УКС), позволившая создать «идеальную» модель спортсмена. В других работах: Г.В. Александрова рассматривалось моделирование соревновательной деятельности с учётом резервных возможностей спортсменов. Основной целью, которой явилась подготовка спортсмена к соревнованиям. А.А. Белкин использовал идеомоторную подготовку к выполнению определённых действий. В.В.Вальцев, подобно Г.А. Александрову использовал моделирование основных структур взаимодействий дзюдоистов и обучение специальным тактико-техническим приёмам. Ю.В. Верхошанский использовал программирование в целях организации тренировочного процесса, а не как систему обучения с внедрением обучающих и контрольных программ, которые предлагались бы с помощью определённых алгоритмов. В отличие от Ю.В. Верхошанского, В.С. Роднов использовал комплекс технических средств и методов программированного и проблемного обучения в процессе профессиональной подготовки в борьбе самбо. Автором были разработаны две основные программы, которые использовались и для обучения, и для контроля за усвоением изучаемого материала. И.Д. Свищёв использовал модель технических действий при обучении техники приёмов дзюдоистами-юношами 14-15 летнего возраста с целью поэтапного их состояния. В.Н. Селуянов использовал в своих исследованиях систему имитационного моделирования для специальной физической подготовки спортсменов высокой квалификации. Таким образом, завершая раздел касающийся средств и методов, используемых в подготовке спортсменов вообще и, единоборцев в частности следует отметить, что «традиционные» средства и методы присутствовали почти во всех научно-исследовательских работах изученных нами. Все эти методы, в основном были «стандартными» и только экспериментальные работы С.В. Малиновского внесли много нового в методологию подготовки спортсменов различных возрастных групп и квалификации. В работах присутствует система универсализма, которая может быть использована в различных видах деятельности от спортивной до специальной трудовой (деятельность «операторов»).

 

АВТОР: Пашинцев В.Г.