07.04.2012 2488

Реализация организационного и содержательного компонентов обучения слушателей в системе дополнительного профессионального образования

 

Система дополнительного профессионального образования в современных условиях представляет собой качественно новую социально-педагогическую систему в образовании взрослых, ориентированную на социальные цели и функционирующую под влиянием социально ориентированного экономического механизма и реальных запросов конкретных людей или групп людей, постоянно расширяющую зону своего влияния, включая в себя разработку и внедрение новых образовательных программ, новые формы организации учебно-воспитательного процесса, иные механизмы управления и координации и т.д.

Основной целью новой социально-педагогической системы дополнительного профессионального образования, на наш взгляд, является содействие самоактуализации человека в период его самостоятельной жизни, оказание социально-образовательной помощи индивиду в адаптации к новым условиям существования, в определении его личного участия в производственной, социальной и культурной жизни общества, в выработке социального иммунитета и адекватного поведения в экстремальных условиях.

В процессе организации деятельности отделения дополнительного образования колледжа мы решали следующие вопросы: создание отделения, реализующего программы дополнительного профессионального образования на высоком современном уровне; пополнение и модернизация его материальной базы; обновление содержания и разработка новых образовательных программ; сохранение и увеличение контингента слушателей; комплектование отделения высоко профессиональными педагогическими кадрами.

Для успешной деятельности отделения в новых социально-экономических условиях мы считаем необходимым обращение к маркетинговой информационной системе управления, которая помогает выявить постоянно меняющиеся, в соответствии с темпами развития отрасли, запросы учреждений практического здравоохранения в подготовке кадров, ожидания и интересы самих слушателей, позволяет влиять на формирование потребительского спроса и формирование контингента слушателей.

В условиях отделения дополнительного образования колледжа содержание маркетинга может осуществляться посредством аналитической и рекламной деятельности. Аналитическая деятельность осуществляется нами по следующим направлениям:

- изучение запросов учреждений практического здравоохранения с целью выявления потребностей в специализации и повышении квалификации сотрудников;

- ознакомление с направленностью деятельности других учреждений дополнительного профессионального образования на региональном и федеральном уровнях;

- изучение запросов непосредственно самих средних медицинских работников с целью выявления их потребностей в образовательных услугах;

- анализ и коррекция образовательной деятельности отделения;

- определение дальнейшей стратегии развития отделения;

- разработка системы повышения педагогического мастерства;

- определение содержательного сотрудничества с Центрами дополнительного профессионального образования и различными общественными и научными структурами.

С целью выяснения мнения слушателей нами используются различные методы: анкетирование; беседы с руководителями различных подразделений практического здравоохранения и пр.

Маркетинговая деятельность в системе дополнительного профессионального образования рассматривается нами как деятельность по управлению продвижением образовательных услуг от производителя (колледж) к потребителю (слушатель), или как процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на образовательные услуги посредством обновления содержания уже имеющихся циклов специализации и повышения квалификации средних медицинских работников и разработки и внедрения новых циклов. Рекламной деятельности в нашей работе отводится не только информационная, но и стимулирующая роль. Наиболее действенными видами рекламы, на наш взгляд, являются следующие:

- создание сайта в системе Интернет с подробной информацией о курсах, рассчитанной на привлечение контингента слушателей не только ближайших регионов, но и всей страны;

- публикация информации об отделении в газетах, журналах, справочниках «Деловой атлас Ставрополья», «Учебные заведения Ставропольского края» и т.д.;

- демонстрация рекламных роликов по телевидению и сообщение информации о предлагаемых образовательных услугах по радиовещанию;

- подготовка и рассылка информационных писем руководителям учреждений здравоохранения и в региональные правления ВОС;

- разработка рекламных буклетов колледжа, содержащих информацию об отделении дополнительного образования;

- создание и распространение видеофильмов и аудиокассет с подробной информацией о тематических циклах усовершенствования, пробуждающих у слушателей интерес и желание посетить заинтересовавшие их курсы;

- публикация статей в региональной и федеральной периодической печати, в научно-методических журналах, занимающихся вопросами среднего профессионального образования, участие в научно-практических конференциях с последующей публикацией статей в сборниках;

- создание рекламно-информационных листов и распространение их во всех регионах страны, через слушателей, посещающих курсы.

Основной задачей нашей рекламной политики является в большей мере побудительная, нежели информационная направленность. Вся предоставляемая потенциальному слушателю информация построена таким образом, чтобы пробудить в нем интерес к предлагаемым образовательным услугам, показать их практическую значимость в его деятельности и вызвать желание получить необходимую ему информацию из первых рук (от создателей видеофильмов, авторов монографий, учебников, статей).

Как видно из диаграммы за истекшие пять лет численность слушателей отделения дополнительного образования колледжа увеличилась почти в два раза, что свидетельствует о росте популярности учебного заведения и о правильности, выбранного нами курса рекламной политики.

В ходе эксперимента на начальном этапе в первые дни комплектования групп мы проводили анкетирование слушателей, позволяющее определить доминирующие потребности и мотивы в получении дополнительного профессионального образования. Поскольку занятия по специальности «медицинский массаж» проводятся в интегрированных группах, включая слушателей из числа инвалидов по зрению, определенный интерес для нас представляет сравнительный анализ социально значимых мотивов обучения. Это исследование дает необходимые исходные данные для постановки задач и поисков дидактических путей формирования социально - значимых мотивов в получении дополнительного профессионального образования и совершенствования профессионализма средних медицинских работников.

Мотивация получения дополнительного профессионального образования слушателями медицинского колледжа.

Полученные результаты показывают, что большинство слушателей (включая слушателей с ограниченными физическими возможностями) основным мотивом считает личное осознание образования, как условия собственного развития. Для многих слушателей большое значение имеют увеличение заработной платы, получение (или повышение) квалификационной категории и требование руководства учреждения. Следует отметить, что такие мотивы, как желание продвинуться по службе, получить новую должность, стремление к общественному признанию, уступают боязни потерять работу (причем слушатели-инвалиды боятся потерять работу в большей степени, чем их зрячие коллеги), а желание открыть или эффективно вести свое собственное дело (массажный кабинет, косметический салон, оздоровительный центр и т.п.) больше у незрячих и слабовидящих слушателей.

При решении задач формирования сознательного отношения к обучению в отношении медицинских сестер по массажу из числа инвалидов по зрению мы опирались на выводы, показывающие влияние уровня

образования на познавательную, интеллектуальную и трудовую деятельность слепых и слабовидящих (Т.П.Головина, В.П.Гудонис, А.И.Зотов, М.И.Земцова, А.Г.Литвак, И.С.Моргулис, А.В.Политова, Л.И.Солнцева, Э.М.Стернина, В.А.Феоктистова и др.).

Теоретические и экспериментальные исследования подтверждают отсутствие зависимости формирования отношения к труду и к обучению от глубины дефекта зрения. Проблема формирования сознательного отношения к обучению у слепых, как и у зрячих слушателей обусловлена формированием и развитием нравственных качеств личности, развитием эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности личности. Но в работе со слушателями с нарушенным зрением эта проблема осложняется устранением инвалидных установок, иждивенческих настроений и нацелена на создание новой активно-познавательной направленности личности - самостоятельной, творческой, обращенной к окружающему миру и стремящейся к общественно-полезной деятельности.

Вопросы соответствия личностных мотивов содержанию, целям и условиям реальной образовательной деятельности имеют для нас первоочередное значение, т.к. именно они оказывают доминирующее влияние на процесс и характер социальной адаптации, на продуктивность деятельности и удовлетворенность ею. Н. А. Свиридов указывает на то, что «мотивы не только выступают сами в качестве факторов адаптации, но и опосредуют влияние внешних по отношению к индивиду условий, обстоятельств, воздействий. Будучи субъективным моментом интереса, мотивы определяют оценку различных условий профессионально-трудовой деятельности». Мотивы деятельности личности всегда тесно связаны с актуальными потребностями общества, поэтому изучение социальной адаптации личности невозможно в отрыве от анализа общих процессов и явлений, происходящих в обществе, членом которого является личность.

Общественно значимая деятельность, участие в решении актуальных задач современности, солидаризация с ценностями общества представляют собой важнейшие факторы адаптации.

В эффективной деятельности отделения дополнительного профессионального образования колледжа важнейшей составляющей являются постоянно обновляющиеся образовательные программы и принципиально новые программы тематических циклов усовершенствования по медицинскому массажу. Основным средством повышения творческого потенциала педагогических кадров отделения является их активное участие в научно-исследовательской работе, охватывающей современные медицинские и педагогические технологии, результатом которой являются издание учебников нового поколения, учебно-методических пособий, диссертационные исследования, создание новых образовательных программ усовершенствования по специальности «Медицинский массаж».

В основу разрабатываемых нами образовательных программ было положено важнейшее требование - обеспечить возможность всестороннего развития слушателей (в рамках отведенного времени) в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности и рекомендациями Министерства здравоохранения РФ. Так, рабочие программы всех циклов специализации усовершенствования содержат единый общемедицинский блок по теории сестринского дела.

Данные программы составлены таким образом, чтобы предотвращать перегрузки слушателей, учитывая, что на большинстве циклов занятия проводятся с частичным отрывом от производства; обеспечивать целесообразный подбор тем и рациональное распределение времени для теоретических и практических занятий; гармонично сочетать общекультурное, общемедицинское и узкопрофессиональное образование.

При разработке всей учебно-программной документации мы учитывали физиологические, возрастные особенности слушателей и специфику отделения (интегрированное обучение в общих группах, слушателей из числа инвалидов по зрению).

В настоящее время отделением дополнительного образования Кисловодского медицинского колледжа реализуются 17 образовательных программ тематических циклов усовершенствования по медицинскому массажу:

- «Массаж и кинезотерапия в клинике вертеброневрологии»;

- «Массаж в клинике педиатрии»;

- «Массаж и ЛФК в детской неврологии»;

- «Косметический массаж. Основы косметологии.»;

- «Массаж в клинике урологии»;

- «Гинекологический массаж»;

- «Элементы мануальной диагностики и терапии»;

- «Остеопатическая техника коррекции позвоночника, таза и внутренних органов»;

- «Антицеллюлитный массаж»;

- «Ю-МЭЙ-ХО - японский массаж»;

- «Шиацу»;

- «Соединительнотканный массаж»;

- «Точечный массаж и электропунктура»;

- «Рефлекторно-сегментарный массаж»;

- «Массаж в клинике артрологии»;

- «Массаж при лечении болевых синдромов в клинике вертеброневрологии»;

- «Массаж и ЛФК при заболеваниях опорно-двигательной системы и бронхиальной астме в клинике педиатрии».

Исключительная роль постоянного внедрения в практику работы нашего отделения новых тематических циклов усовершенствования обусловлена прежде всего тем, что они ответственны за обновление и обогащение интеллектуального потенциала общества в лице специалистов со средним медицинским образованием, а также способствуют подготовке творчески работающих медицинских сестер по массажу, достигающих высоких лечебных результатов, разумно сочетая все возможные формы мануальной медицины.

Важно отметить, что большинство слушателей-массажистов являются нашими бывшими выпускниками. Это огромная цифра (более трех тысяч человек), если учесть, что на сегодняшний день колледжем сделано почти пятьдесят выпусков. Повышать свою квалификацию они стремятся в том же учебном заведении, где они приобрели данную специальность. В первую очередь это связано с тем, что по месту жительства им не могут предложить такого широкого выбора циклов усовершенствования, региональные отделения повышения квалификации не имеют опыта работы с незрячими и слабовидящими слушателями, в результате чего курсы зачастую имеют чисто формальный характер. Поэтому география регионов, присылающих слушателей на курсы повышения квалификации, очень широка и имеет тенденцию к еще большему расширению в результате активной маркетинговой деятельности.

Важным, на наш взгляд, мотивом, привлекающим на наши курсы бывших выпускников, является преемственность базовых и последипломных образовательных программ. Преподаватели, совмещающие педагогическую деятельность на отделениях базового и дополнительного образования, хорошо знают исходный уровень слушателей из числа наших выпускников и осуществляют дифференцированный подход в повышении их профессионального мастерства, делая их пребывание на курсах максимально эффективным в плане получения новых теоретических знаний и практических навыков.

Творчески работающие специалисты стремятся повышать свою квалификацию значительно чаще, чем один раз в пять лет (как того требуют нормативные документы, регламентирующие допуск к профессиональной деятельности средних медицинских и фармацевтических работников). Этот факт является одним из важных стимулов для педагогического коллектива в постоянном расширении тематики и обновлении содержания курсов усовершенствования по медицинскому массажу.

Поскольку Кисловодский медицинский колледж Министерства здравоохранения РФ расположен на территории Ставропольского края, большинство слушателей, обучающихся на отделении дополнительного образования являются жителями Ставропольского края (45,7%), так же велик процент слушателей из соседних краев и областей, республик Северного Кавказа и Дагестана, Центрального федерального округа. Количество слушателей из других федеральных округов (северо-западный, приволжский, уральский, сибирский, дальневосточный) составило 15,1%, что говорит об их заинтересованности в предоставляемых колледжем образовательных услугах, несмотря на дальние расстояния и наличие региональных учреждений дополнительного профессионального образования.

Все составленные нами рабочие образовательные программы предназначены для реализации требований Государственного образовательного стандарта последипломной подготовки по специальности «Медицинский массаж» и соответствуют нормативам распределения учебной нагрузки на изучение теоретических вопросов и практическую подготовку слушателей. Приводим в качестве примера учебную программу курсов усовершенствования по медицинскому массажу по теме: «Медицинский массаж и кинезотерапия в клинике вертеброневрологии», разработанную на отделении дополнительного образования Кисловодского медицинского колледжа преподавателем медицинского массажа высшей категории Бондаренко М.Г.

Курсы усовершенствования по медицинскому массажу рассчитаны на 144 часа аудиторной подготовки (4 недели по 6 часов в день), содержат 102 часа узкоспециализированной медицинской подготовки по одной из тем и 42 часа общемедицинской подготовки по теории сестринского дела, здоровому образу жизни, компьютерной грамотности и т.д., предусматривают теоретические и практические занятия, содержат элементы рубежного контроля, завершаются итоговым семинарским занятием, дифференцированным зачетом или экзаменом. Слушатели окончившие полный цикл занятий на курсах и успешно выдержавшие итоговые испытания, получают свидетельство государственного образца. Соискатели, желающие получить сертификат специалиста по специальности «медицинский массаж» по окончании курсов могут подать заявление в квалификационную комиссию, принять участие в сертификационном экзамене и при успешной сдаче получить сертификат специалиста или продлить его сроком на пять лет.

Все учебные программы рассматриваются на цикловой методической комиссии и утверждаются председателем ЦМК. Программа рецензируется одним внутренним и одним внешним рецензентами.

Все занятия на отделении дополнительного образования проводятся во второй половине дня, что позволяет, на наш взгляд, во-первых, рационально использовать имеющиеся площади (заканчиваются занятия на базовых отделениях); во-вторых, работающим слушателям, проходить повышение квалификации с частичным отрывом от производства или без него; в-третьих, слушателям приехавшим издалека таким образом планировать свободное время, что в первой половине дня они могут поправить свое здоровье на лечебных базах г.Кисловодска. Мы предоставляем такую возможность нашим слушателям, помня о том, что часть из них, являясь инвалидами, сами нуждаются в реабилитации, лечении и отдыхе. Поэтому мы поддерживаем связь с лечебными базами курорта, которые оказывают нашим слушателям услуги (в основном это бальнео - и физиолечение), т. о. способствуя медицинской реабилитации и укреплению их здоровья.

Так же в свободное от занятий время слушатели могут воспользоваться услугами библиотеки, в фондах которой имеется много дополнительной специальной литературы (в том числе и брайлевская); посетить лингафонный кабинет, где можно прослушать аудиозаписи лекций по массажу и посмотреть видеофильмы (отделение дополнительного образования располагает собственной видеотекой). Желающие могут заказать для себя, заинтересовавшие их видео -, аудио- и плоскопечатные методические материалы по изучаемой теме.

При разработке новых учебных программ и при обновлении содержания тематических циклов усовершенствования по медицинскому массажу мы учитываем результаты анкетирования слушателей и рекомендации специалистов практического здравоохранения. Так, отделение дополнительного образования колледжа сотрудничает с клиникой вертеброневрологии, на базе которой функционирует кафедра вертеброневрологии с курсом мануальной медицины Ставропольской Государственной медицинской академии; с отделением повышения квалификации медицинской академии, где проходят курсы усовершенствования по специальности наши преподаватели массажа; с врачебно-физкультурным диспансером, окружным военным госпиталем пограничных войск и другими лечебно-профилактическими учреждениями города, на которых работают наши слушатели и которые предоставляют нам базы для практического обучения.

Большое значение в научно-методическом обеспечении эксперимента по реформированию отделения дополнительного образования колледжа и повышению качества образовательного процесса отводилось росту профессионального мастерства преподавателей и вовлечению их в инновационную деятельность. Все преподаватели регулярно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в региональных и федеральных семинарах и конференциях, занимаются научно-исследовательской работой, результаты которой публикуются в виде статей, методических и учебных пособий. Основным направлением научно-исследовательской работы преподавателей является ориентация на профессиональную деятельность слушателей в условиях современного реформирования здравоохранения, вооружение их таким арсеналом знаний, умений и навыков, которые позволят быстро адаптироваться к динамическим изменениям в здравоохранении и обществе.

Научно-исследовательская работа, охватывающая не только современные медицинские, но и педагогические технологии, является основным средством повышения творческого потенциала педагогических кадров, вызывает все больший интерес, способствует повышению педагогического мастерства и уровню преподавания, а как следствие, повышению качества подготовки средних медицинских работников.

В настоящее время два преподавателя имеет ученую степень кандидата медицинских наук, два преподавателя готовятся к защите кандидатских диссертаций, 9 - имеют высшую квалификационную категорию, 8 - первую квалификационную категорию. Процент преподавателей с высшей квалификационной категорией составляет 45% от общего числа преподавателей отделения, а с первой категорией - 40%.

Таким высоким преподавательским уровнем мы объясняем тот факт, что за относительно короткий период было создано 17 авторских тематических циклов повышения квалификации по медицинскому массажу, разработаны рабочие образовательные программы, календарно-тематические планы и оформлено учебно-методическое обеспечение циклов. Все программы, планы, дидактические материалы, используемые преподавателями отделения дополнительного образования колледжа, рассмотрены и получили одобрение предметной методической комиссии по медицинскому массажу. Каждый преподаватель имеет приоритетные направления, по которым он работает, но коллеги всегда интересуются наработками друг друга, на отделении широко распространены взаимопосещения занятий, многие преподаватели проходят полностью весь цикл курсов усовершенствования по интересующей их теме, что в случае необходимости может обеспечить взаимозаменяемость преподавателей на курсах.

Предметная методическая комиссия по медицинскому массажу, занимая ведущее положение в деятельности отделения дополнительного образования колледжа, обладает организаторско-управленческой функцией, участвуя в распределении педагогической нагрузки, организации внутри отделенческого контроля, в освоении передового опыта и новейших педагогических технологий, в проведении аттестации преподавателей, научно-исследовательской и экспериментальной работе. В результате, как наиболее оптимальные направления деятельности ПМК, мы можем выделить следующие:

- организационное, дидактическое и методическое обеспечение преподавания курсов первичной специализации и усовершенствования по медицинскому массажу;

- разработка и внедрение в практику работы отделения дополнительного образования новых тематических циклов усовершенствования по специальности «медицинский массаж»;

- осуществление контроля, в рамках полномочий предметной методической комиссии, за состоянием обучения, реализацией учебных программ, в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов;

- организация педагогического и профессионального обучения членов комиссии, изучение и освоение передового педагогического опыта, современных образовательных технологий и научных разработок;

- организация посещений медицинских училищ и колледжей, осуществляющих последипломное образование специалистов аналогичного профиля, с целью обмена опытом работы;

- планирование и проведение научно-практических семинаров, конференций, открытых уроков и внеклассных мероприятий, участие в аттестации преподавателей;

- планирование и руководство научно-экспериментальной работой преподавателей;

- рассмотрение и рецензирование методических разработок, научных статей, учебников и дидактических материалов, подготовленных преподавателями ПМК по медицинскому массажу;

- определение новых тем усовершенствования и направлений в работе предметной методической комиссии и отделения дополнительного образования колледжа.

Большое значение в работе отделения дополнительного образования отводится росту профессионального и методического мастерства педагогических кадров, вовлечению их в инновационную деятельность в целях дидактического обеспечения экспериментальной работы и повышения качества образовательного процесса. Для работы на отделении привлекаются преподаватели, имеющие большой практический опыт педагогической работы из числа штатных преподавателей колледжа, многие из которых продолжают медицинскую деятельность в лечебно-профилактических учреждениях города, привлекаются преподаватели-совместители из числа ведущих специалистов практического здравоохранения. Понятно, что повышением квалификации могут заниматься только специалисты, в совершенстве владеющие данной специальностью, а не преподаватели-новички, которым предстоит еще многому учиться самим. Но мы не сбрасываем со счетов работу с молодыми талантливыми педагогами, за которыми видим будущее нашего отделения.

Преподаватели колледжа являются авторами уникальных учебных и методических пособий. Так издательством «Логос» ВОС издано практическое пособие «Традиционный китайский массаж», издательством АНМИ учебное пособие «Соединительнотканный массаж», включено в план выпуска 2003 года учебное пособие «Шиацу».

В процессе учебной деятельности преподаватели изучают и используют современные педагогические технологии и рекомендации по социально - ориентированному подходу к слушателям, педагогике сотрудничества, которая наиболее необходима в работе со взрослыми людьми, методике здоровье сберегающих технологий, дифференцированной реабилитационной работе со слушателями с ограниченными физическими возможностями.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа по реализации организационного и содержательного компонентов обучения слушателей в системе дополнительного профессионального образования, помогла нам выработать ряд требований к решению вопросов по дальнейшему совершенствованию работы отделения дополнительного образования колледжа.

Среди них следующие:

- оценка состояния и прогнозирование дальнейшего развития отделения дополнительного профессионального образования;

- совершенствование структуры управления;

- формирование материально-технической базы отделения и решение вопросов его финансово-экономического обеспечения;

- обеспечение поддержки инновационной образовательной деятельности, научных исследований, обновления и создания новых учебных программ;

- содействие интеграционным процессам системы дополнительного среднего профессионального медицинского образования и реального сектора практического здравоохранения;

- соответствие структуры и объемов образовательных услуг, предлагаемых отделением, потребностям регионального рынка труда;

- создание мотивационной среды для привлечения слушателей к обучению на отделении дополнительного образования;

- формирование мотивационной среды для привлечения лечебно-профилактических учреждений, общественных объединений (в первую очередь системы ВОС), промышленных предприятий и т.п. к решению проблем развития отделения;

- обеспечение через систему дополнительного профессионального образования поддержки слушателей, нуждающихся в социальной защите (прежде всего из числа слушателей с ограниченными физическими возможностями).

 

АВТОР: Пекут М.В.