07.04.2012 7498

Характеристика системы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности

 

В настоящее время в Российской Федерации началась работа по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Основные направления модернизации общего образования были определены в Концепции структуры и содержания общего образования, в экспериментальном Базисном учебном плане, в концепциях образовательных областей и учебных предметов.

С 1 сентября 2001 года в ряде общеобразовательных учреждений России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.03.2001 г. № 224 начал проводиться эксперимент, призванный определить пути совершенствования структуры и содержания курса ОБЖ.

Одним их ключевых направлений обновления содержания общего образования является обязательное обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности на всех ступенях общеобразовательной школы и выделение самостоятельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».

Деятельность Министерства образования Российской Федерации по подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и обучению учащейся молодежи в образовательных учреждениях по безопасности жизнедеятельности на сегодняшний день осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 13.03.96 № 12-ФЗ «Об образовании» и постановлений Правительства Российской Федерации от 24.07.95 № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» и от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и на основе совместно разрабатываемых с МЧС РФ учебных планов и программ.

Система непрерывного образования по вопросам безопасности жизнедеятельности реализуется в образовательных учреждениях, начиная от дошкольного учреждения и заканчивая послевузовской профессиональной подготовкой. Эта система нацелена на подготовку учащихся и студентов к безопасному поведению в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях мирного времени и организована следующим образом.

- Дошкольное образование

Минобразования России, МЧС России, МВД России, Минздраво-хранения России за последние годы усилили внимание к проблемам безопасности детей дошкольного возраста. В этих целях в 1997 г. подготовлена и издана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и комплект методических пособий.

Цель данной учебно-методической литературы - научить детей осознанно вести себя в опасных ситуациях на улице, в транспорте, при общении с людьми, животными, растениями. В целях реализации этой программы разработан учебно-методический комплект, утвержденный МЧС России, для работы с детьми 6-7 лет, а также для воспитателей и родителей.

- Общее среднее образование

За последние годы в учреждениях общего полного среднего образования Минобразования России совместно с МЧС России проведена определенная работа по становлению курса ОБЖ и его внедрению в учебный процесс.

В 1994 г. были разработаны первые программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 1-11 классов. В соответствии с программами разработаны вариативные учебники и пособия. Учебники прошли экспертную оценку, имеют гриф Минобразования России, более тридцати наименований из них включены в Федеральный перечень учебников и пособий, рекомендованных Минобразования России, и изданы тиражом более трех миллионов экземпляров.

В 1998-1999 гг. разработаны обязательные минимумы содержания по курсам ОБЖ и «Окружающий мир» для всех ступеней общеобразовательной школы, а также требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников и материалы итоговой аттестации для основного общего и среднего (полного) общего образования, примерные программы по курсу «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов и по курсу ОБЖ для учащихся 5-9 и 10-11 классов.

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений России подготовка учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера предусмотрена в ходе изучения курсов «Окружающий мир» для начальных классов и ОБЖ для учащихся 10-11 классов за счет времени инвариантной части плана.

В настоящее время в связи с планируемым переходом общеобразовательных учреждений на 12-летнее обучение Минобразования России разработана Концепция развития курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в которой курс ОБЖ предлагается выделить в самостоятельную образовательную область.

- Начальное и среднее профессиональное образование

В учреждениях начального профессионального образования обучение проводится по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности», который введен приказом Минобразования России от 22.06.94 №215.

Институтом развития профессионального образования с привлечением сотрудников МЧС России разработаны:

- общие рекомендации по планированию курса ОБЖ (1995 г.);

- программа по курсу ОБЖ (1995 г.);

- комплект тестовых заданий и методические рекомендации (1998).

Студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования изучают дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» (на базе основного общего образования) и дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» (на базе среднего (полного) общего образования).

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования предусматривают изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 90 учебных часов для технических специальностей и 60 учебных часов для гуманитарно-социальных специальностей.

Миинобразования России совместно с Научно-методическим центром среднего профессионального образования и МЧС России организовало курсы повышения квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ, подготовку и переподготовку преподавателей-предметников, разработало программу по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и курсу ОБЖ. В настоящее время Минобразования России подготовлен к изданию новый учебник по основам безопасности жизнедеятельности для учреждений среднего профессионального образования. В сентябре 2000 г. для ссу-зов подготовлена новая Примерная программа по курсу ОБЖ, в которой отражены частично и элементы ГО.

В целях координации усилий министерств и ведомств в развитии и совершенствовании преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях России при Минобразования России создан Координационный совет (приказ Минобразования России от 22.01.2001 № 178).

- Высшее профессиональное образование

В учреждениях высшего профессионального образования подготовка студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в ходе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и курса ГО.

В государственных педагогических университетах ведется подготовка студентов по программам «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» в объеме 150 часов и «Медико-биологическая подготовка и безопасность жизнедеятельности» в объеме 180 часов.

В новом поколении Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в общепрофессиональный цикл дисциплин практически всех направлений и специальностей. Для педагогических вузов подготовлен новый государственный образовательный стандарт по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности».

Министерством утверждены рекомендации по дифференцированному включению курса безопасности жизнедеятельности в направления и специальности высшего профессионального образования, разработанные Научно-методическим советом по безопасности жизнедеятельности. В 1999 г. для студентов издан базовый учебник «Безопасность жизнедеятельности», а также ряд учебных пособий по защите в чрезвычайных ситуациях.

- Послевузовское образование

В целях совершенствования подготовки студентов вузов в области безопасности жизнедеятельности в феврале 1999 г. проведен учебно-методический сбор с руководящим и преподавательским составом кафедр вузов г. Москвы и Московской области, осуществляющих подготовку по безопасности жизнедеятельности. В ходе сбора был осуществлен анализ состояния подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности и намечен ряд мер по повышению эффективности и активизации подготовки студентов.

В 1999 г. в Академии гражданской защиты МЧС России начат эксперимент по подготовке бакалавров в рамках специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». В настоящее время подготовлен и утвержден государственный образовательный стандарт по данной специальности. В Академии гражданской защиты МЧС России прошли переподготовку и повышение квалификации 62 преподавателя вузов.

В целях реализации непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности приказом Министерства образования РФ №178 от 22.01.2001 года создан координационный совет по безопасности жизнедеятельности для «координации усилий заинтересованных министерств и ведомств в развитии и совершенствовании преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях России».

Заместитель министра МЧС РФ Г.А. Казанцев отмечает, что «Совет будет осуществлять координацию действий образовательных учреждений различных уровней - общеобразовательного, начального, среднего и высшего профессионального образования - для обеспечения непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности».

Известные отечественные ученные С.В. Белов и В.А. Девисилов разработали концепцию непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности, которая состоит из 10 уровней получения знаний. Вызывает интерес то, каким образом авторы распределяют доли знаний (%) от общего объема знаний в области БЖД по уровням обучения и приобретаемой квалификации.

Однако, на наш взгляд, доля знаний выпускника средней полной школы должна составлять более 40 % при объеме курса ОБЖ 180 часов.

Важным фактором устойчивого функционирования системы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности является реализация комплекса дидактических принципов, выделенных М.Б. Суллой и О.В. Сергеевой и являющихся специфическими для данной образовательной области. Так, по мнению названных авторов все принципы непрерывного образования по безопасности жизнедеятельности можно сгруппировать в три блока.

Первый блок - общедидактические принципы: принцип гуманизма, принцип всеобщности и демократизма, принцип гибкости и вариативности содержания, принцип системности и междисциплинарности, принцип интеграции знаний с практической деятельностью.

Второй блок - методические принципы: принцип проблемности, принцип учета региональных особенностей, принцип взаимодействия системы «Человек-среда», принцип взаимосвязи опасностей, их причин и последствий.

Третий блок - организационно-педагогические принципы: принцип преемственности образовательных программ, принцип вертикальной интеграции образовательных учреждений, принцип горизонтальной координации деятельности образовательных учреждений с межведомственными структурами.

Важнейшей проблемой формирования региональной системы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности является качественная разработка ее структуры с максимальным использованием сложившихся звеньев образовательной сферы. В число таких звеньев входит дошкольное воспитание, общее среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовка кадров.

 

АВТОР: Пискарев Н.Н.