07.04.2012 6162

Системный поход к решению проблемы обеспечения безопасности дорожного движения

 

Во всем мире одной из важнейших социально-общественных проблем является проблема обеспечения безопасности дорожного движения. Однако в самом катастрофическом положении среди развитых стран оказалась Россия. Сегодня в стране потери от дорожно-транспортных происшествий в несколько раз превышают ущерб от катастроф на железнодорожном, морском, авиационном и других видах транспорта вместе взятых.

Риск совершения происшествия в России в 3-4 раза выше, чем в странах с развитой автомобилизацией. За последние 20 лет количество ДТП и число пострадавших в них увеличилось более чем на четверть. При этом отмечаемое за последние годы снижение аварийности на дорогах существенно не повлияло на многолетнюю тенденцию.

По данным, опубликованным в ЕЭК ООН, в России за год происходит около 160 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых имеется около 180 тыс. пострадавших и из них 30 тысяч погибших, т.е. столько же, сколько в Чехии, Венгрии, Польше, Франции, Германии, Италии и Великобритании вместе взятых. При этом численность населения упомянутых стран вдвое превышает население России, а парк автотранспортных средств (АТС) составляет 99 млн. единиц против 30 млн. в России.

Цифры людских потерь в дорожно-транспортных происшествиях велики и продолжают расти. Неутешительна статистика детского дорожно-транспортного травматизма. Ежегодно погибают и получают травмы до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.

В 2000 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано 157596 ДТП, в которых погибли 29594 и получили ранения 179401 человек. По сравнению с предшествующим годом число погибших практически не изменилось - снижение значения этого показателя составило лишь 0,4 %, тогда как количество ДТП и число раненых в них людей сократилось соответственно на 1,4 % и 1,5 %.

Если сопоставить число детей, погибающих ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий с общими демографическими тенденциями России, то гибель, например, в 1999 году 2000 детей означает потерю более 40 тыс. россиян в 21 веке.

Анализ перспектив в области безопасности дорожного движения позволяет утверждать следующее.

Формирование в стране новых социально-экономических отношений сопровождается резким, «взрывным» ростом автомобильных парков городов. Это положение характерно в первую очередь для крупных городских поселений. Сегодня в России насчитывается более 30 млн. автомототранспортных средств и прицепов. При этом число автомобилей в стране продолжает увеличиваться на 1,5-2 млн. автомобилей ежегодно. По прогнозам специалистов уровень автомобилизации в России может достичь к 2010 году уровня стран с развитой автомобилизацией, т.е. 35-40 автомобилей на 100 жителей. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения.

В течение последних 50 лет городское население России увеличилось почти в 10 раз и составляет около 75% всего населения страны. При этом особенно возросла численность населения в крупных административных и промышленных центрах, которые вследствие проводимой в течение многих десятилетий инвестиционной политики сформировались как центры преимущественно тяжелой и оборонной промышленности. В результате крупные городские поселения России концентрируют до 60% населения страны, в 2-2,5 раза превышая аналогичные показатели, например, США.

Это обстоятельство способствует тому, что условия дорожного движения на городских территориях постоянно усложняются. Ежегодный рост интенсивности движения составляет 10-20%, а пропускная способность сети - 5%. В городах и населенных пунктах Российской Федерации происходит 75% ДТП, в которых погибают и получают ранения более 100 тыс. человек.

Улично-дорожная сеть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза. Техническое состояние местных автомобильных дорог критическое. Три четверти дорог с твердым покрытием не рассчитаны на осевую нагрузку более 10 тонн.

Наиболее остро складывается ситуация с инфраструктурой дорожного движения в городах. Именно здесь совершается более половины дорожно-транспортных происшествий. Плотность дорожной сети в крупных городах, которая по нормам должна составлять 2,2-2,4 километра на квадратный километр территории, фактически осталась на уровне 1970-1980 гг. и в большинстве городов не превышает 1,5-1,6 километра на квадратный километр территории.

На состояние аварийности значительное влияние оказывает несовершенство конструктивно-эксплутационного состояния автотранспортных средств, надежность подготовки водителей. Большинство эксплуатируемых автомобилей, автобусов и мотоциклов являются модификациями моделей, освоенных в производстве более 20 лет назад, и не отвечают современным требованиям государственных стандартов.

Положение обостряется в связи со значительным поступлением в страну зарубежных автомобилей и автобусов. Так, например, автобусный парк, более половины которого составляют машины, эксплуатирующиеся свыше 8-10 и более лет. Каждый третий автобус произведен в странах дальнего зарубежья. Удельный вес иномарок уже составляет: легковые автомобили - 25%, а грузовые - 15%.

Актуальной является проблема контроля за соблюдением нормативных актов в области подготовки водительских кадров. По ряду объективных причин уровень профессиональной подготовки водительских кадров резко понизился. Требуются новые подходы к определению критериев качества подготовки водителей. Каждый третий кандидат в водители не обладает необходимыми теоретическими знаниями и навыками управления автомобилем. Процент сдачи экзаменов в автошколах России на получение водительского удостоверения с первого раза в среднем составляет 70-80%.

Системный анализ, определяемый А.А. Кыверялг как «совокупность приемов и методов для изучения сложных объектов - систем, представляющих собой сложную совокупность взаимодействующих между собой элементов» процесса дорожного движения с учетом прогнозных оценок специалистов, дает основания предполагать, что в ближайшие годы в России предполагается увеличение количества дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших в них.

Актуальность проблемы подтверждается данными Министерства образования РФ: «если принять все виды несчастных случаев, от которых пострадали дети в 1997 году за 100% (суда относятся и ДТП, и суицид, гибель на воде, поражение электрическим током, отравления, убийства, бытовая смертность), то в ДТП погибло 28,8% детей - из них в городе 30,8%, в сельской местности - 25%, т.е. по существу каждый третий погибший ребенок - жертва ДТП».

Рассматривая вопросы обеспечения безопасности дорожного движения следует, прежде всего очертить круг проблем. Выделить из них наиболее важные, определить причины их появления, в какой мере они связаны непосредственно с автомобильным транспортом и что конкретно можно сделать, чтобы улучшить существующее положение.

На наш взгляд наиболее удачным является определение понятия «система безопасности дорожного движения» Института SWOV (Нидерланды): «Система безопасности дорожного движения - это система, в которой дорожная инфраструктура соотнесена с ограниченной вместимостью путем адекватного планирования разработки дорог. При этом вождение машины должно быть максимально упрощено для гарантии защиты наиболее уязвимых участников дорожного движения - детей и стариков. Все участники дорожного движения должны иметь специальную подготовку, быть хорошо информированы. В случае необходимости все попытки опасного поведения на дорогах должны быть предотвращены. Сам человек должен стать стандартом безопасного поведения на дорогах, что позволит решить проблему обеспечения безопасности дорожного движения в самом ее корне. Принципы гарантии безопасности были приняты как основные на пути к системе безопасного движения (система функционального, однородного и предсказуемого использования дорожной системы), и именно на основе этих принципов началась практическая разработка современной концепции безопасности дорожного движения».

Одной из важнейших составляющих обеспечения безопасности любого транспортного процесса - это специальная подготовка человека к безопасному участию в нем. В полной мере данное суждение относится к дорожно-транспортному процессу «Человек-транспортное средство-дорожная среда» (Ч - Тс - Дс). А т.к. в этом процессе принимает участие почти 95% всего населения страны, то и подготовка человека к его безопасному участию в этом процессе должна носить системный характер.

- инженерно-техническое, экономическое и организационное обеспечение безопасности движения;

- учебно-воспитательная, пропагандистская и агитационная деятельность;

- правовое регулирование в обеспечении безопасности дорожного движения.

Данное положение подтверждается Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» и утвержденной Правительством РФ «Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в России» на 1996-1998 годы и продленной до 2000 года, разработанной министерствами Российской Федерации: транспорта, МВД, здравоохранения, образования, при участии других министерств и ведомств. Законом и мероприятиями этой программы, наряду с решением технико-экономических и организационных вопросов, предусмотрено создание целевой системы обучения населения безопасному поведению в дорожном движении.

Эффективность организации подготовки населения к безопасному участию в дорожном движении может быть достигнута только при системном подходе к обучению граждан. По мнению академика МАНЭБ О.Н. Русака «существующая система образования в области безопасности плоха именно отсутствием системности. Сообщаемая информация носит частный, рецептурный прерывистый характер».

А.А. Кыверялг считает, что «системный подход дает возможность значительно расширить уровень научного познания, так как он позволяет достичь наиболее широкого синтеза научных знаний, создания целостного представления об изучаемых объектах и явлениях. Это возможно вследствие приложения к одним и тем же объектам исследования логических и методологических средств, применяемых в различных областях науки».

Чтобы лучше раскрыть смысл системного подхода, надо прежде всего определить понятие «система».

Л.В. Занков дает следующее определение системы: «Система - это целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и действующих во взаимной связи частей. Обязательным признаком системы служит ее целостность. Для системы характерна взаимозависимость ее частей и связей между ними. Требование заключается в том, что бы части и стороны учебно-воспитательного процесса представляли собой единое целое, является особенным существенным. И их место в школьном образовании, и возрастные особенности школьников служат основанием этому».

По мнению А.А. Кыверялга «с помощью системного подхода можно целостно исследовать такие объекты, которые состоят из множества разно - родных элементов. Системный подход дает также возможность оценить взаимосвязи между элементами системы и установить определяющие, т.е. формирующие систему устойчивые и системные связи». Под внутренним строением структуры системы мы понимаем относительно устойчивую основную связь между элементами системы. При системном подходе в структуре системы изучаются не отдельные автономные элементы, составляющие целое, а взаимоотношения и связи различных элементов целого.

Таким образом, основная цель образования - сделать так, чтобы организация подготовки населения к безопасному участию в дорожном движении представляла собой стройную систему, элементами которой являются:

- квалифицированные педагоги, владеющие знаниями безопасности дорожного движения и методикой обучения данному предмету;

- соответствующая учебно-методическая база: специальные программы, литература, учебные пособия и методики, иллюстративные и другие материалы;

- учебно-техническая база: технические средства обучения - видеотехника, информационные технологии, макеты, модели, проекционная аппаратура;

- специально оборудованные классы (кабинеты безопасности дорожного движения) и тренировочные площадки с дорожной разметкой и моделями действующих светофоров и дорожных знаков и т.д.

Очевидно, что высокая культура дорожно-транспортных отношений, от которой всецело зависит безопасность людей на дороге, улице и в транспорте, должна закладываться и формироваться в человеке с момента его первых шагов в жизни. Эффективность организации подготовки подрастающего поколения к безопасному участию в дорожном движении может быть достигнута только при системном подходе к непрерывному обучению и воспитанию у детей безопасного поведения в дорожном движении, строгой дисциплины и высокой культуры поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Отечественная и зарубежная педагогическая практика убедительно доказывает, что образовательный успех всецело зависит от того, как построена и функционирует та или иная система обучения и воспитания.

Исходя из этого для решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения необходимы:

- системный подход к анализу причин и условий, порождающих явление аварийности, и комплексный подход к устранению этих причин и созданию безопасных условий движения;

- реализация принципа непрерывности в обучении детей безопасному поведению на дорогах и улицах;

- комплексное решение экологических проблем, возникающих в процессе автомобилизации общества;

- научный подход к управлению дорожно-транспортным процессом и системой обеспечения безопасности движения.

 

АВТОР: Пискарев Н.Н.