08.04.2012 5149

Характер «малых групп» в воинском коллективе

 

Малые группы, функционирующие в каждом коллективе, являют собой пример группового взаимодействия и групповых взаимоотношений. Петровский А.В. отмечает, что групповое взаимодействие он рассматривает как совокупность коммуникативных, операционных, межиндивидуальных связей, которые определяются конкретной, актуализированной в данный момент в малой группе задачей ее деятельности. Под взаимоотношением понимается система межличностных установок ориентации, ожиданий, определяемых оценками и эмоциями, возникающими в процессе внутригруппового общения, а в группах высшего уровня развития, прежде всего, общественно ценностным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Для членов малых групп характерно нахождение в непосредственном взаимодействии друг с другом, при котором возникают эмоционально психологические отношения, перемежающиеся с социальными. Стабильные и устойчивые связи и отношения определяют существование и развитие малой группы. Социальная сущность малой группы определяется ее видом деятельности.

Малые группы в воинских коллективах в РВСН создаются вследствие объективной необходимости и действуют совместно в процессе ратного труда. Объективная необходимость в сотрудничестве при осуществлении работ разного рода дополняется субъективной потребностью в общении, проявляя себя как субъект и объект деятельности, личность же в групповой деятельности приобретает свою социальную сущность. В процессе участия в общей военной деятельности в группе возникают система ценностей и норм поведения. Их основу составляют нормы и ценности общества и тех социальных групп, к которым принадлежат члены малой группы. Однако эти ценности и нормы в процессе групповой жизни подвергаются определенной модификации, которая определяется характером межличностных групповых отношений.

В соответствии с отмеченными выше чертами и общими характеристиками малые группы можно определить так: «Малая социальная группа - малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находится в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения».

Существует несколько критериев выделения разных видов малых социальных групп. В зависимости от структуры групповых отношений группы делятся на формальные и неформальные. По степени близости к личности выделяют первичные и вторичные группы. В зависимости от группового членства различают членские и референтные группы. Рассмотрим перечисленные виды малых групп. Формальная группа - чисто социальная группа, элемент социальной структуры общества. Она существует объективно, и ее собственная структура и тип поведения определяются группой большего масштаба или обществом как целым. Формальная группа по отношению к индивидам, ее составляющим, выступает чем-то внешним, не зависимым от их воли, желаний, эмоций и т.д. Вступив в формальную группу, индивид как бы теряет свои личностные качества, превращаясь в функционера, исполнителем той или иной социальной роли, предписанной формальной организацией группы. Итак, формальной обычно называют группу, положение и поведение отдельных членов которой строго регламентируется официальными правилами организации. Подчинение отдельных членов формальной группы другим предопределяется их должностью, а не личными качествами. Межличностные отношения в группе складываются внутри рамок, установленных официально. Самым простым примером официальной группы может служить бригада, структура и функции которой строго регламентированы правилами производственной организации. Неформальная группа часто носит название «психологической» или «социально-психологической», так как в основе ее образования лежат чисто психологические, эмоциональные отношения между членами. При образовании неформальных групп существенную роль играют ситуация и наличие общих интересов, поэтому иногда их называют «группами по интересам». Поскольку потребности людей очень разнообразны, постольку существует множество видов неформальных групп. При этом неформальная группа имеет другую природу образования, нежели формальная, формируясь на личностной основе в результате инициативы индивидов, ее составляющих. Последние при этом играют активную роль, и в группе в целом самопроизвольно развивается система поведения, способствующая удовлетворению потребностей ее членов. Неформальные группы могут быть образованы как в рамках формальной группы, так и вне таковых. В первом случае неформальные группы вторичны по отношению к общей организации. Педагоги и психологи отмечают, что малая группа обычно подразделяется на подгруппы - относительно замкнутые, сплоченные и самостоятельные группировки. Так, В.И. Селиванов считает, что в любой группе всегда бывают «микрогруппы в два-три человека», которые складываются стихийно, по землячеству, соседству и общежитию. Н.А. Березовин и Я.Л. Коломинский рассматривают группировки, как неизбежный элемент структуры межличностных отношений в группе, а пребывание того или иного индивида в составе группировки - как существенный и постоянный фактор, который необходимо учитывать. Такого же мнения придерживается В.Н. Голубева, А.К. Киричук, О.В. Лунева. Во втором случае такие группы образуются на основе пространственной близости (соседи), общности интересов (коллекционеры), личной симпатии (друзья) и т.д. При этом контакты членов группы носят ярко выраженный личностный характер. Межличностные отношения в неформальной группе основаны на выработанных ею традициях, уважении авторитета и т.д. Для сплочения такой группы решающими факторами являются стремление к самозащите, напоминание о семье, симпатии, привычки, интересы ее членов. Характерные особенности неформальной организации - наличие в ней неформального лидера, личностные характеристики и цели которого близки группе в целом; группы находятся в постоянном движении: распадаются, видоизменяются, создаются. Цели группы не всегда выражены достаточно четко и не всегда осознаются всеми членами группы.

В зависимости от степени близости к личности первичные группы характеризуются особенно теплой атмосферой общения и доброжелательными взаимоотношениями ее членов. Этим первичная группа отличается от всех других малых групп. Вторичная группа характеризуется, напротив, отсутствием непосредственного, личного контакта между ее членами. Референтная группа - это реальная или идеальная социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном, причем индивид не является членом данной группы. Членские же группы подразумевают то, что человек, выполняющий и принимающий нормы, правила и ценности данной группы, является реальным ее членом. Таким образом, малые социальные группы играют очень важную роль в воспитании и формировании личности, ее социализации в процессе межличностных отношений. Они служат для нее проводником тех идей, установок, ценностей и норм, которые существуют в данном обществе, человек осознает свою принадлежность к обществу и свои общественные интересы через конкретные группы и организации, посредством деятельности и взаимоотношений, в которых они участвуют.

Одной из форм отношений между воинами, оказывающих существенное влияние на жизнь и деятельность воинских коллективов, являются мелкие, иногда насчитывающие два человека, стихийно складывающиеся группы военнослужащих. Они возникают на почве общих интересов (положительных или отрицательных), единых целей деятельности, одинакового (положительного или отрицательного) отношения к службе.

Большинство таких микрогрупп складывается на основе общих положительно направленных интересов, добросовестного отношения к службе, стремления к полезным делам. Они положительно влияют на остальных сослуживцев, задают тон в отношении к службе, способствуют общему успеху, установлению духа дружбы и войскового товарищества. Это - положительно направленные микрогруппы. Взаимоотношения в них строятся на основе равенства, дружбы, не терпящей диктата, взаимопомощи, искренности, принципиальности, в соответствии с нормами, с требованиями воинских уставов.

В то же время, в подразделениях возникают и отрицательно направленные микрогруппы с тенденцией противопоставить себя коллективу. В основе их образования лежат, как правило, узкоэгоистические цели и стремления, противоречащие общественным интересам, отрицательное отношение к службе. Нередко члены таких групп стремятся противодействовать воинскому порядку, пытаются уклониться от тягот и лишений воинской службы, проявляют недовольство высокой требовательностью командиров.

Отрицательно направленные микрогруппы создают почву для возникновения и усиления отрицательных качеств личности, ее стремлений. Взаимоотношения здесь характеризуются отсутствием психологического равенства между людьми: одни занимают обычно позицию активного преобладания, давления на равных по службе (лидер, вожак), другие - позицию подчинения, приспособленчества, нездоровой зависимости. Все это порождает, формирует и упрочивает такие отрицательные нравственные черты личности, как эгоизм, высокомерие, пренебрежение к товарищам или же угодничество и приспособленчество.

Рассматривая факторы, влияющие на структуру межличностных отношений и определяющие взаимные выборы и «притяжения» членов подгруппы друг к другу в воинском коллективе, необходимо отметить а) отношение каждого воина к своей роли в воинском коллективе; б) качественный «окрас» до армейского социального окружения; в) социально-демографическая характеристика в виде места проживания до вступления в ряды ВС РФ; г) национальная принадлежность объединяющихся в небольшие подгруппы воинов, т.к. национальное окружение как среда-хранитель национальной культуры, традиций и обычаев играет при этом заметную роль. На межличностные отношения влияют субъективные факторы, которые концентрируются в особенностях восприятия человека человеком. Известно, что восприятие не является механическим отражением внешнего мира, существенное влияние на него оказывают личностные особенности людей. Среди таких особенностей исключительно важное значение имеет жизненный опыт воспринимающего. В зависимости от конкретных условий, в которых формируется личность человека и проходит его жизнь, он приучается считать одни вещи, явления, качества более значимыми, чем другие. В соответствии с этим представители различных демографических, профессиональных и иных групп по-разному воспринимают и оценивают других людей, это явление получило название апперцепция. Большую роль в восприятии человека человеком в личностных отношениях между ними играет собственная «теория личности» воспринимающего - его осознание или не вполне осознанные представления о людях «вообще», о том, насколько они добры, отзывчивы и т.п. Многие индивиды руководствуются в своем подходе к другим людям так называемыми «житейскими представлениями».

Изучая процесс восприятия, социальные психологи установили некоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые офицер-воспитатель может представить военнослужащим нового призыва в качестве критерия оценки личности, с которой он хочет установить определенные отношения: а) эффект «ореола» означает влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо затушевываются, либо, так или иначе, оправдываются. И наоборот. Под влиянием «эффекта ореола» воспитатель может проглядеть первые шаги «вечного нарушителя» к исправлению; б) эффект «последовательности» состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают первоначальные сведения (при противоречивой информации), то есть сведения, которые даны интересующемуся человеку в первую очередь: первые, которые пришли в голову, а если дело касается знакомого человека, то представляют тщательно отобранные, продуманные, хорошо сформулированные сведения; в) термином «проекция» обозначают неосознаваемую тенденцию переносить собственные нежелательные качества на другого. Поэтому самооценка воспринимающего оказывает значительное влияние на восприятие другого человека; г) эффект «снисходительности» проявляется в излишней благожелательности при восприятии и оценивании другого человека. Чаще всего он наблюдается у тех, кто получает обильную эмоциональную поддержку со стороны других людей и не подвержен тревогам.

Способность адекватно понимать другого человека иногда связывается с развитием эмпатии. Эмпатия - это способность эмоционально (а не только рационально) воспринимать другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. В процессе восприятия человека человеком у людей возникают определенные - положительные или отрицательные - эмоциональные отношения, переживания, чувства. При всем многообразии их подразделяют на две группы: чувства конъюнктивные, то есть способствующие сближению людей, облегчающее сотрудничество, и чувства дизъюнктивные, разъединяющие людей, затрудняющие совместные действия. Формирование данных чувств становится возможным уже на первой стадии общения, вхождения индивидов в контакт. Также на возникновение либо положительных, либо отрицательных переживаний влияет первое впечатление, при установлении контакта, посредством которого устанавливается образ познаваемого человека.

Первое восприятие - сложный психологический феномен, многокомпонентный и многоуровневый. Содержание первого восприятия обусловлено рядом факторов, таких как половой, возрастной, культурный. На формирование первого впечатления о ранее незнакомом человеке, наряду с прочими факторами, значительное влияние оказывает специфика профессии познающего субъекта, его профессиональный опыт. В том случае, если индивиды успешно контактируют, общаются и устраивают друг друга, они являются взаимопривлекательными. Составляющими компонентами взаимной привлекательности являются симпатия и притяжение. Наряду с взаимной привлекательностью, индивиды объединяются на основе общих целей, интересов и мотивов. Изучение мотивов объединения членов малых групп друг с другом представляют как теоретический, так и практический интерес. Так, единство мотивов, объединяющих членов малых групп, рассматривается, как ценностно-ориентированное единство - важнейший параметр, характеризующий сплоченность малых групп, и, в конечном счете - их социальную эффективность и уровень их социального развития.

 

АВТОР: Плескачева Н.М.