08.04.2012 6785

Характер воинского коллектива

 

Стратегические ракеты - оружие коллективного действия. Подготовка и пуск ракет осуществляются общими усилиями различных специалистов. Каждый из них выполняет свои функциональные обязанности, и все вместе решают судьбу боевой задачи. Каждого человека нужно подготовить к участию в боевой или общественной коллективной работе, создать боевой настрой. Для этого необходимы личная примерность офицеров, твердая дисциплина и требовательность, оказание помощи и взаимопомощи в работе по выполнению боевой задачи. Боевые расчеты должны безупречно выполнять свои функциональные обязанности, повышать классную квалификацию, общую и профессиональную культуру, обеспечивать слаженность и взаимозаменяемость в работе.

Основой для сплочения воинского коллектива становится единое стремление образцово выполнить боевую задачу, которого добиваются в результате проведения воспитательной работы, добиваясь единства помыслов и действий номер боевых расчетов, их полного взаимопонимания и слаженности, исключения малейшей несогласованности и психологической несовместимости.

Большую помощь в этом плане оказывают регламентные работы. Офицеры должны быть убеждены, что при обслуживании боевой техники нет и не может быть мелочей и второстепенных операций. Все они рассматриваются как обязательные звенья в единой цепи выполнения операций по обеспечению безотказности и надежности ракетного оружия. На этом постулате строится вся воспитательная работа военнослужащих (вечера вопросов и ответов, технические викторины, консультации, обмен опытом выполнения регламентных работ, демонстрация приемов и технологий отдельных операций, индивидуальные задания и задания для малых групп). Воинский коллектив выявляет ряд факторов, его характеризующих: специфический вид деятельности, включающий эффективное выполнение боевой задачи; обязательное несение нарядов и караульной службы, в качестве части этого специфического вида деятельности; работа на тренажерах как часть боевой подготовки; изучение техники на учебных комплексах, оснащенных учебными ракетами, агрегатами, системами, пультами и другими элементами учебно-материальной базы; несение боевых дежурств; отношение каждого члена коллектива к внешнему виду - ограничения в манере поведения, связанные с ношением формы; специфика поведения, связанная с выполнением требований уставов - внутренней службы, дисциплинарного, строевого; особые межличностные отношения, основанные на принципах единоначалия со строгой субординацией и безотлагательным выполнением приказов вышестоящих начальников.

Указанные факторы должны привести к созданию локально-экзистенциальной с инвариантными характеристиками среды воспитания военнослужащих, качественным показателем которой является наличие сплоченного и боеспособного воинского коллектива. Хотя В. Франкл высказывает в своих трудах предостережение следующего рода. Тенденция к избеганию бремени ответственности оказывается мотивом для любых форм коллективизма. Истинное сообщество - это сообщество ответственных личностей; толпа - это просто множество обезличенных существ. В. Франкл считал, что, когда дело доходит до оценки человеческих поступков, коллективизм приводит к нелепым заблуждениям. Вместо личной ответственности формируется комфортность и уважение к социальным нормам. Индивид предстает как усредненный тип. Но человек не машина, и оценка по типу не проходит. Чем более стандартизирована машина, тем она лучше; но чем больше стандартизирована личность, тем больше она растворяется в своем социальном слое, национальности или характерологическом типе. Чем больше она соответствует стандартному среднему, тем ниже она в нравственном отношении.

В нравственном плане, по мнению В. Франкла, идея коллективизма приводит к понятию коллективной вины: с людей спрашивают за то, за что они ответственность не несут. Тот, кто судит их, ответственности за приговор не несет. Тем не менее, мы считаем, что сплоченность воинского коллектива должна способствовать тому, чтобы люди с разными характерами, уровнями культуры и образования, ценностями и интеллектуальными способностями представляли собой не просто определенную арифметическую сумму военнослужащих, а единый коллектив, достойно выполняющий свой долг перед Родиной. Круг задач, которые должны быть решены в данном коллективе, представлен работой по формированию сознательной дисциплины, четкой организации ратного труда, соблюдением уставных взаимоотношений между военнослужащими и направлен на создание ценностно-значимого для военнослужащих отношения к решению боевых задач. Каждый командир, успешно решающий задачи по формированию дееспособного воинского коллектива, должен знать основы практической военной психологии, уметь прикладывать педагогические законы к определенным ситуациям, касающихся индивидуальной воспитательной работы, личной примерности начальника, налаживания уставных взаимоотношений между военнослужащими разных сроков службы. Командир-воспитатель должен рассчитывать в деле сплочения воинского коллектива на роль младших командиров, оказывать им помощь и поддержку, анализировать конкретные педагогические ситуации, возникающие ежедневно; способствовать профессиональному росту младших командиров, без которого невозможно укрепление их авторитета; поощрять их самостоятельность при работе военнослужащих на тренажерах, при проведении разного рода занятий и учений, при несении нарядов, караульной службы, при организации культурно-досуговой работы.

Из всех вышеуказанных факторов, способствующих созданию сплоченного воинского коллектива, наиболее значимым нам представляется формирование сознательной дисциплины. Сознательная дисциплина - это явление нравственное и политическое; это интегративное свойство личности, закономерно включающее весь процесс ее формирования; определяется мировоззрением, гражданскими убеждениями; предполагает целеустремленное сосредоточение внимания, воли, всех интеллектуально-творческих способностей и физических сил на решении задач обновления своей личности. В.И. Ленин в свое время писал, что в армии и флоте нужна дисциплина «не из-под палки, а на основе сознательности, преданности, самоотвержения» самих людей. Воинская дисциплина требует, чтобы каждый военнослужащий сознательно подчинял свои желания, намерения и действия внутреннему распорядку, воинским уставам, приказам командира (начальника). Приказ командира - закон для подчиненных. Воинская дисциплина - это испытанное средство достижения единства воли и действий большого числа людей в самых трудных и опасных условиях для того, чтобы с честью выполнить боевую задачу. Сознательная воинская дисциплина - это непреложное условие обеспечения высокой боевой готовности В.С. Сущность воинской дисциплины определена Дисциплинарным Уставом ВС РФ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 1993 года, и обязывает каждого военнослужащего быть верным Военной Присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации; выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество; стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга; строго хранить военную и государственную тайну; поддерживать определенное воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество; оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу; с достоинством вести себя в общественных местах. Требования Дисциплинарного Устава обеспечивают возможность понимания справедливости и разумности его положений, восприятия их не как насилия и произвола, а как жизненной неизбежности, как стимула приятной или неприятной, но необходимой и полезной деятельности. Основаниями дисциплины являются выполнение требований вышестоящих командиров, понимание полезности этих требований, превращение дисциплины в жизненную необходимость. Углубление сознательной дисциплины достигается духовно-нравственным просвещением военнослужащих, т.е. их осмыслением основ общественной жизни, таких как долг, добросовестность, национальная гордость, патриотизм, интересы коллектива.

Результатом дисциплины являются продуктивная военная деятельность ее субъектов, их безболезненное включение в систему разнообразных отношений. Дисциплина включает результаты воплощения нравственно-духовного богатства человека и нравственного климата воинского коллектива. Нравственный климат воинского коллектива - это социально-психологическая среда жизни и службы каждого отдельного военнослужащего. Она создается самими военнослужащими друг для друга и для себя: их словами, переживаниями, действиями. Это идеи, мысли, чувства, которые циркулируют в данной группе военнослужащих и влияют на их жизнь и деятельность. Можно говорить о структуре нравственного климата воинского коллектива и об отдельных его элементах: ценностях, взаимоотношениях, настроениях, традициях. Ценности - это основа климата и в то же время - факторы, предопределяющие его параметры. Ценности предопределяют то, о чем говорят, спорят в подразделении; чем заняты мысли людей, на что направлены их внимание, интеллектуальные запросы, что они читают, смотрят, чем интересуются.

Феденко Н.И. предлагает градацию оценок состояния психологического климата по его влиянию на эффективность деятельности коллектива: высокая, средняя и незначительная степень благоприятности; начальная, средняя и сильная не благоприятность. Эту градацию офицер-воспитатель может использовать в своей работе. Она помогает лучше видеть динамику и состояние морально-психологической обстановки в том или ином подразделении. Психологический климат изучается путем наблюдений, бесед, выявления преимущественных отношений, составления характеристик. Обобщенный материал, полученный на основе периодических анализов имеющихся данных, целесообразно накапливать в педагогическом дневнике, который целесообразно, на наш взгляд, вести военному психологу. Многоплановая работа по поддержанию здорового психологического климата требует включения в нее ряда факторов: 1) определенного уровня воспитательной работы, направленной на формирование определенного отношения к выполнению служебных обязанностей; 2) четкая система подбора и расстановки личного состава: оптимальное соотношение возраста, образования, жизненного опыта военнослужащего в группе; 3) высокая организация службы и боевой учебы личного состава: сплочение военнослужащих, здоровая целенаправленность их поступков и поведения; прочность внутренних побудительных мотивов к выполнению своих обязанностей; 4) внимательный учет настроения общественного коллектива; 5) совместное обсуждение планов, выводов, возможностей, событий, запросов, желаний и устремлений военнослужащих; подведение итогов их боевой подготовки; 6) внимательная работа по предупреждению возникновения отрицательных явлений в коллективе: ложные слухи, праздные разговоры, пересуды, наветы; необъективная информация, отвлекающая людей от дела, тормозящая их служебную и общественную активность; 7) последовательная борьба с пренебрежительными, грубыми межличностными отношениями; стремлением унизить достоинство другого человека, попранием норм воинской этики; ликвидация ложного лидерства и групповщины - ложная группа или референтная группировка.

Прочность социально-психологического единства воинского коллектива (его сплоченность) появляется в результате целенаправленной работы командира, его заместителя по воспитательной работе с учетом рекомендаций военного психолога. Критерии сплоченности воинского коллектива должны служить корректировке воспитательной работы командиров и быть им известны. Они имеют следующие направления: 1) социально-психологическая совместимость и срабатываемость военно-служащих в воинском коллективе; 2) социально-психологическое содержание воинской активности; 3) оформление официальной структуры воинского коллектива; 4) социально-психологические связи между военнослужащими в воинском коллективе: его неофициальная структура. Социально-психологическая совместимость - это определенное благоприятное сочетание отношений между военнослужащими в форме общих симпатий, способности к сопереживанию, совпадение взглядов, мнений, позиций, которые при соответствующих условиях и средствах деятельности повышают ее эффективность. Следствием совместимости является достаточная удовлетворенность воинов характером общения и процессом совместного труда. Социально-психологическое содержание коллективности проявляется во взаимоотношениях военнослужащих между собой как «по вертикали» (начальник и подчиненные, старшие и младшие), «по горизонтали» (между равными по воинскому званию и должности), так и «по диагонали» (взаимоотношения между военнослужащими различных подразделений, не составляющих основу данного первичного коллектива). Основу официальной структуры воинского коллектива составляют служебно-функциональные, штатно-организационные и общественно-политические подструктуры. В силу этого усилия командиров в момент создания подразделения направляются на подбор, подготовку и расстановку специалистов, актива подразделения. Этим создаются предпосылки для оформления отношений: «военнослужащий - подразделение», «личность - воинский коллектив».

Оформление устойчивых социально-психологических связей между военнослужащими представляет процесс интеграции взглядов, суждений, оценок, волевых усилий. Из индивидуальных оценочных суждений формируются групповые мнения, которые выступают в качестве психологического регулятора внутригрупповой и внутри коллективной жизни. Следует особо подчеркнуть тот факт, что решение задач сплочения воинского коллектива может быть эффективным, если оно осуществляется на основе комплексного подхода не только усилий командира и воспитателя, но и деятельности самих воинов. Служебные взаимоотношения проявляются в процессе взаимодействия военнослужащих при решении служебных задач: боевых, учебных, хозяйственных, и др. Эти отношения предполагают закрепленные уставами правила поведения военнослужащих при общении друг с другом. И если реальные взаимоотношения соответствуют требованиям воинских уставов, их называют уставными. В противоположном случае они будут неуставными.

Общественно-политические взаимоотношения возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения собраний, лекций, тематических вечеров, «круглых столов», диспутов, торжественных построений и других мероприятий. Здесь взаимоотношения определяются документами: уставами, инструкциями, директивами, планами воспитательной работы в подразделении.

Внеслужебные (бытовые) отношения складываются за пределами служебной деятельности: в часы досуга, при проведении индивидуальной работы командира с подчиненными, на спортивных и культурно-досуговых мероприятиях.

Во всех этих взаимоотношениях - служебных, общественно-политических и неслужебных (бытовых) - всегда имеет место личностный, психологический аспект - симпатии, антипатии, взаимные оценки, мнения, притязания, подражание и другие социально-психологические явления. И на службе, и вне службы взаимодействуют люди, обладающие разумом, чувствами, волей. Поэтому нельзя отрывать служебные и другие объективные отношения от личностных, так же как неправомерно личностные отношения отрывать от служебных отношений.

Вместе с тем, психологический, личностный аспект взаимоотношений военнослужащих может быть выражен в большей или меньшей степени. Поэтому есть необходимость различать взаимоотношения формальные (официальные), зримые, четко обозначенные, легко воспринимаемые и неформальные (неофициальные), менее зримые, нечетко выраженные.

Официальные отношения, как правило, служебные, уставные, в рамках воинских положений норм, правил. В них не всегда в достаточной мере представлены реальные социально-психологические явления, возникающие в процессе общения военнослужащих, - симпатии или антипатии, взаимные оценки, авторитет и т.д. Воспитанный военнослужащий неукоснительно соблюдает требования уставов, правила воинской вежливости, хотя внутренние, возможно, у него нет особых симпатий к определенному сослуживцу. Вот эти реальные явления и выражают собой неформальные (неофициальные) взаимоотношения. И для изучения подлинного характера взаимоотношений в воинском коллективе, всей их сложности и порой противоречивости офицеру и психологу недостаточно анализировать лишь непосредственно наблюдаемые факты и формальные отношения, а следует учитывать поведение военнослужащих в разных ситуациях, обстоятельствах - в сопоставлении с учетом возможных вариантов их последствий.

Профессионально компетентные офицеры строят свои взаимоотношения с подчиненными в соответствии с требованиями уставов, морали и нравственности и последовательно проводят в жизнь принцип единоначалия и строгой субординации как важнейшее условие обеспечения сплоченности и организованности армейских рядов. Этот принцип предполагает непреклонную требовательность, сочетающуюся с постоянной заботой и уважением личного достоинства воинов. Высокая, но справедливая требовательность, равные отношения командира к подчиненным являются ведущей стороной их отношений, т.к. это обусловлено характером воинской деятельности, ее спецификой и записано в воинских уставах. Высокая требовательность не должна иметь ничего общего с грубостью, так как начальник, нарушая этим устав, в известной степени, утрачивает моральное право по всей строгости требовать чего-либо от подчиненного.

Во взаимоотношениях офицеров с подчиненными должно проявляться взаимное доверие, морально-психологическая значимость которого очень велика. Оно вызывает у военнослужащего стремление оправдать проявляемое к нему доверие, повышает его чувство собственного достоинства, стимулирует его личность к самовоспитанию, порой становится решающим фактором перевоспитания отдельных военнослужащих. Разумеется, доверие не должно иметь ничего общего с попустительством к проступкам военнослужащих, недобросовестно относящихся к ратному труду, имеющих низкие моральные качества.

Необоснованное недоверие начальника к подчиненным, педагогическая сущность которого заключается в недооценке сил, возможностей и положительных качеств подчиненных и в переоценке своих собственных сил и достоинств, противоречит принципам уставов, снижает активность и инициативу воинов, порождает ошибки в управлении и руководстве людьми, что приводит к моральным конфликтам, причиной которых является личностное реагирование военнослужащих на существующие противоречия в коллективе. Моральный конфликт представляет собой ситуацию, в которой соответствующее острое нравственное противоречие достигло высшей фазы своего развития, выражающее столкновение моральных интересов, и в которой субъект деятельности поставлен перед необходимостью сделать свой выбор в виде одной из двух взаимоисключающих моральных ценностей. Рассмотрим, какие причины субъективного порядка порождают нравственные конфликты. На наш взгляд, такие причины можно подразделить на моральные, вне моральные и связанные с управленческой деятельностью.

Моральные причины конфликтов: незнание основ морали, понимаемой как личностный момент, который оценивается внешним объектом - социум, толпа, соседи, сослуживцы и нравственности, понимаемой как внутренний регулятор - самоконтроль, как внутренняя мораль; низкий уровень моральной воспитанности личности воина; отсутствие у личности воина должной культуры морального выбора, умения принимать правильные решения, прибегая к выбору из рода поступков, способов поведения в различных ситуациях воинской деятельности и в процессе общения; наличие отрицательных нравственно-ценностных установок, отсутствие действительно коллективистских ценностей и идеалов; социально-нравственная индефферентность, эгоцентрическая жизненная позиция, линия поведения; противоречие между «сущим» и «должным», возможным и действительным, целью и средством, между старыми привычками и новыми условиями, несостоявшиеся ожидания, чувство ложного престижа, необоснованные претензии на лидерство в коллективе; непрофессиональная организация морально-психологического направления воспитания.

Вне моральные конфликты, которые могут перерастать в моральные имеют причины, обусловленные наличием у военнослужащего негативных черт характера и привычек следующего вида: черты характера и привычки, определяемые социальными условиями до призыва в армию (эгоизм, жестокость, избалованность, стяжательство, ложное понимание товарищества, пренебрежение к труду, нормам морали и социалистического общежития, нечестность, склонность к пьянству); неуравновешенность характера у отдельных военнослужащих обусловлена психическим складом личности, неумением контролировать себя, неуравновешенностью, невыдержанностью, мнительностью, болезненной восприимчивостью к словам; особенности характера отдельных военнослужащих, граничащие с болезненностью (придирчивые, завистливые, грубые, склонные к сплетням, скандалам, любящие стравливать людей, вздорные личности), имеющие болезненное самолюбие, высокие претензии; некоторые негативные черты характера, привычки, традиции, обусловленные социально-политическими, национально-бытовыми и психологическими особенностями военнослужащих; возможное в процессе службы смещение личных установок у отдельных военнослужащих от задач службы, снижение старательности и служебного рвения, переориентации интересов, устремлений и усилий на узкогрупповую сферу (как правило, это характерно для военнослужащих второго года службы).

Недостатки управленческой деятельности, вытекающие из свойств личности и стиля работы руководителя воинского коллектива: отсутствие общей и профессиональной культур; а также - управленческой культуры; неумение строить диалог при общении с равными и подчиненными военнослужащими; неразвитость речи; использование авторитарного стиля руководства; слабая профессиональная подготовка, неопытность офицера в работе с личным составом по решению служебных задач, что приводит к недоработкам в организации несения службы, воспитательной работы, повседневной жизни и быта военнослужащих; недостаточные знания руководителя в вопросах военной психологии и педагогики, неумение применять эти знания в своей работе с людьми; недостаточная моральная воспитанность руководителя, проявляющаяся в черствости, несправедливости, отсутствии чуткости и такта в общении с подчиненными и т.д.; негативные черты характера руководителя (грубость, вспыльчивость, невыдержанность, болезненное самолюбие и т.д.); недоверие начальника к подчиненным, выражающееся в излишней опеке и подмене подчиненных при выполнении-ими своих обязанностей; предвзятое отношение начальника к подчиненному, заключающееся в заранее сложившемся отрицательном мнении.

 

АВТОР: Плескачева Н.М.