08.04.2012 6720

Заочная форма обучения в системе непрерывного образования

 

Запросы развития экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития выдвигают новые требования к профессиональному образованию.

В концепции модернизации российского образования до 2010 года определена основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности к удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования.

Вместе с тем, в течение десятилетий государство, общество, представители педагогической науки и практики выражали и продолжают выражать неудовлетворение качеством и уровнем эффективности функционирования системы отечественного профессионального образования в целом и каждым её структурным звеном в отдельности. Длительно продолжающийся кризис образования порождается комплексом причин, причём, одной из ведущих причин системообразующего характера является качество подготовки профессиональных работников системы образования. Ведь именно они, в конечном итоге, определяют эффективность функционирования всей системы образования в целом и каждого ее звена в отдельности.

В концепции высшего профессионального педагогического образования указывается, что в поиске решения проблемы повышения качества педагогического образования необходимо выделить ее основные направления:

- первое связано с предметным содержанием образования;

- второе - с поиском путей усиления межпредметных связей, выявления возможностей создания интегрированных курсов, блоков, модулей;

- третье направление связано с развитием личности студента, формирования у него необходимой мотивации в приобретении профессиональных умений, навыков, практического опыта.

Именно третье направление, основанное на работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова и других отечественных ученых, на наш взгляд, предлагает идею развития личности, «ориентацию на идею саморазвития и самореализации личности».

Основываясь на данном положении, считаем, что основная цель педагогического образования не столько в том, чтобы вооружить своего выпускника знаниями, сколько в том, чтобы обеспечить его профессиональную подготовку воспитывать, передавать знания, учить, включать самого ребенка в процесс активного овладения знаниями, учить управлять процессом получения знаний. С позиций такого гипотетического утверждения педагогическое образование представляется как целенаправленный процесс формирования профессиональной готовности к творческой деятельности и непрерывному профессиональному росту. Среди прогрессивных идей отечественной педагогической науки существенное место занимает сегодня именно идея непрерывного образования. Ее главный смысл - постоянное творческое развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни.

Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы непрерывного педагогического образования, стимулом обновления содержания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и его практической направленности.

В свете программных установок, положений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, решений о перестройке высшего и среднего специального образования, в концепции модернизации российского образования, концепции высшего профессионального педагогического образования встает проблема непрерывного образования..

Как отмечает в своих работах A.M. Новиков, понятие непрерывности образования можно отнести к трем объектам:

- личности. Человек учится постоянно, либо в образовательном учреждении, либо занимается самообразованием;

- образовательным процессам. Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития;

- организационной структуре образования. Создание пространства образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить образовательные потребности каждого человека.

Синтезируя представленные подходы, полагаем, что непрерывность образования должна обеспечить возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения.

Для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм обучения. В системе образования происходило, да и сейчас происходит совершенствование различных форм обучения. Наряду с очным обучением существуют и другие формы: заочное, вечернее, экстернат, дистанционное и др.

В условиях рыночной экономики далеко не у каждого молодого человека, а тем более у взрослого, имеется возможность обучаться по очной форме. Поэтому в системе образования неизбежно будет происходить развитие заочного, вечернего и других форм обучения без отрыва от производства.

С нашей точки зрения, именно заочная форма обучения обеспечивает переход к непрерывному образованию, позволяет более оптимально приобретать навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, позволяет решать важные социальные проблемы. Система заочного обучения как важное звено непрерывного образования призвана повышать образовательный, профессиональный и культурный уровень населения; удовлетворять потребности личности и экономики в квалифицированных специалистах; обеспечивать повышение квалификации и переподготовку кадров.

Представления о связи непрерывного образования с заочным находят свое отражение в работах С.И. Архангельского, А.Г. Барабанова, А.П. Владиславлева и др. В ряде работ обращается внимание на тесную связь в непрерывном образовании теории с практикой (К.А. Нефедова, Р.И. Плотников, M. Черемухин, Т.И. Шамова и др.).

Непрерывное образование часто рассматривается в контексте самообразования (А.П. Владиславлев, В.Г. Онушкин, И.А. Виноградов, B.C. Леднев, Г. Федорович и др.).

Самообразование - это целенаправленная образовательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуре и т.п.

В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль связующего звена между ступенями и стадиями организованной учебы, придавая образовательному процессу целостный, восходящий характер самодвижения.

Под самодвижением понимается самопроизвольное изменение субъекта под воздействием внутренне присущих ему фактов, внутренних противоречий, а также определенных внешних условий. В диалектике самодвижение рассматривается как одно из основных свойств материи, оно трактуется в аспектах перехода к более высоким ступеням организации. На психолого-педагогическом и социальном уровнях самодвижение рассматривается как саморазвитие, самопознание, самоанализ, самоорганизация, самоуправление, самовоспитание и т.п.

Основные факторы успешной учебной деятельности в высшей школе все больше перемещаются из сферы репродуктивного обучения в сферу психических состояний и активного сознания, не доступных ни прямому, ни опосредованному внешнему контролю. В соответствии с этим решающее значение в процессе обучения должно принадлежать самостоятельной работе, самоконтролю за собственными действиями, полному осознанию целей и следствий своей деятельности.

Проблеме самостоятельной учебной деятельности студентов в психолого-педагогической науке уделяется достаточно большое внимание (А.Я. Арет, Т.Е. Баева, С.Я. Батышев, В.В. Гузеев, А.П. Давыдова, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др.). Ученые считают, что одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего профессионального образования является оптимизация самостоятельной работы студентов, которая варьируется по объему от 100% при обучении экстерном до, примерно 50%, в очной форме обучения. При заочной форме обучения объем самостоятельной работы составляет около 75%, именно поэтому в педагогической литературе особое внимание уделено самостоятельной работе студентов-заочников.

Среди принципиально новых вопросов здесь рассматривается внедрение структурно-логических схем, которые позволяют студенту легче ориентироваться в изучаемом материале (В. Дмитриева, О. Козлова, В. Прокофьев, П. Самойленко). Самостоятельная работа студентов-заочников исследуется по отдельным дисциплинам учебного плана. Рассматриваются методические аспекты самостоятельной работы с учетом специфики содержания конкретных дисциплин (A.M. Караваев, А.Н. Москвичев, B.C. Николаев).

Подробное рассмотрение проблемы развития самостоятельности студентов, специфики ее организации при заочной форме обучения не является предметом нашего исследования, вместе с тем оно подводит нас к пониманию сущности заочной формы обучения, ее ценности среди прогрессивных идей непрерывного образования.

Остановимся более подробно на сущностной характеристике заочного обучения, истории становления данной формы обучения в России, положительных и отрицательных аспектах ее организации.

В контексте нашего исследования, для более точного определения специфики заочной формы обучения, считаем необходимым конкретизировать такие понятия как «заочное образование» и «заочное обучение» (в научной литературе часто встречается их синонимическая трактовка).

Заочное образование - это разновидность дистанционного образования, построенная главным образом на регулярной переписке между «образователем» и субъектом учебно-познавательной деятельности и потому в переводе на некоторые языки называемая обучением посредством корреспонденции. Исторически возникло как социальный институт, компенсирующий взрослым членам общества, отсутствовавшие в детско-юношеском возрасте или неиспользованные возможности достигнуть образовательного уровня, необходимого для того, чтобы заниматься квалифицированным и приносящим удовлетворение трудом. Во многом продолжает оставаться таковым и в наши дни, давая возможность людям, испытывавшим экономические затруднения, совмещать учебу с оплачиваемым трудом. Обычно это специализированное образование, практикуемое в учреждениях двух типов: а) учебные заведения, реализующие свои программы исключительно через заочную форму обучения; б) заочные отделения в регулярных учебных заведениях.

Заочное обучение - одна из форм организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью, это часть системы непрерывного образования. Заочное обучение предполагает посещение студентами краткосрочного курса установочных лекций, самостоятельного прохождения учащимися отдельных разделов учебных курсов в соответствии со специально разработанными учебными программами и планами, выполнение контрольных заданий, проверяемых преподавателем специализированного учебного заведения, и очная сдача в нем установленных экзаменов. Диплом заочного отделения приравнивается к диплому, полученному в стационарном отделении образовательного учреждения.

На основе сказанного можно констатировать, что заочное образование как социальный институт и заочное обучение как форма обучения направлены на повышение профессионального и общекультурного уровня будущих специалистов.

Являясь массовой формой обучения и имея важное личностно-экономическое значение, заочная форма обучения имеет как целый ряд преимуществ, так и недостатков, на сегодняшний день имеются различные точки зрения отечественных ученых на видение представленной проблемы (И. Зимаков, Б. Мельник, Н. Семина, В. Осянников, В Утенков, И.Г. Шамсутдинов и др.). Рассмотрим лишь некоторые из них.

И. Зимаков, Б. Мельник, Н. Семина подчеркивают, что заочная форма обучения является незаменимой для тех, кто вынужден сочетать учебу с трудовой деятельностью и имеет ряд преимуществ, среди которых:

- исключается или сокращается этап адаптации заочника к профессии после окончания вуза, в результате не снижается производительность труда, уровень решения производственных задач;

- не требует решения сложная проблема трудоустройства выпускника;

- продвижение по службе выпускников-заочников в основном осуществляется быстрее, чем у молодых специалистов, закончивших обычные вузы;

- более высока мотивированность обучающегося к систематическому повышению уровня собственных знаний, направленность на конструирование собственных образовательных и профессиональных маршрутов;

- заочное обучение обходится государству значительно дешевле, чем очное образование, что имеет немаловажное значение в ситуации сокращения государственного финансирования вузов;

- у выпускников-заочников наблюдается большая оперативность, самостоятельность, уверенность в принятии тех или иных решений, основанная на более глубоком знании профессиональной деятельности и др.

Кроме того, как отмечает в своих исследованиях A.M. Новиков, «в отношении связки «заочное обучение - производство» есть также очень интересная особенность: подавляющее большинство руководящего состава заводов, фабрик, строек и т.д. составляют выпускники именно заочных вузов, которые в свое время окончили ПТУ или техникумы и затем продолжили образование по заочной форме - они вырастали в производственных коллективах и осваивали специфику производственных отношений, к чему выпускники очного обучения оказались неприспособленными и на заводе не задерживались».

Список положительных характеристик можно было бы продолжить и вспомнить, что заочная система образования практикуется многими промышленно-развитыми странами (США, Япония, Франция и др.), которые, несомненно, многократно проверяли и оценивали достоинства заочной формы образования.

Наряду с положительными характеристиками заочной формы обучения в ней имеется и ряд недостатков.

Попков В.А., Коржуев А.В. в своих исследованиях отмечают, что всех студентов-заочников можно с достаточной долей условности разделить на две категории.

Первая - это люди старшего возраста, желающие получить второе высшее образование. Это может быть связано с желанием сменить профессию или необходимость дополучить объем знаний по тем специальностям, которых еще несколько лет назад просто не существовало. Все они хорошо представляют себе процесс учебы, т.к. уже были когда-то студентами и, самое главное, имеют хотя бы минимальный необходимый запас знаний по фундаментальным дисциплинам. Именно эта категория студентов обычно принимается во внимание в современной отечественной системе образования.

Вторая категория таких студентов - люди, по каким-либо причинам не получившие в положенное время высшего образования, но стремящиеся восполнить данный пробел в основном для карьерного роста или с целью сохранения имеющегося места работы.

Нам представляется возможным выделить и еще одну категорию студентов, выбравших заочную форму обучения. Это бывшие выпускники школ, которые по тем или иным причинам (как правило, материальным) не могут обучаться по очной форме, и таких студентов, по нашим исследованиям, около 35%.

Исходя из представленных выше категорий студентов-заочников и исходя из собственного опыта, считаем, что с такими студентами работать достаточно сложно, так как преподавателю необходимо тщательно отбирать и дозировать учебный материал, максимально упрощать программы на начальном этапе и постепенно, поэтапно включать все более сложный материал. В работе со студентами второй группы необходимо четко представлять себе не только то, чему учить таких студентов, но особенно - как учить. Если вчерашнего школьника, еще не отвыкшего от «руководящей и направляющей роли» учителя, еще можно убедить, что получаемые знания ему пригодятся в дальнейшем, то «зрелому» студенту необходимо очень четко объяснять, зачем он изучает тот или иной материал, где конкретно он сможет в дальнейшем применить полученные знания.

В учебном процессе при заочном обучении наибольшие трудности для студентов вызывают установочные лекции в начале учебного года, когда практически в течение 5-6 дней заочникам предстоит освоить базовый объем теоретических и методологических знаний по 3-4-м учебным предметам, позволяющий ориентироваться в материале курсов, самостоятельно прорабатывать учебную литературу, выполнять контрольные задания и готовиться к экзаменам. Эти условия требуют от преподавателя особой тщательности в подготовке и планировании лекций, выборе оптимальных средств изложения материала, доказательств и т.п..

Журавлева О.М. в своей диссертационной работе «Предупреждение отчисления и повышения качества учения слушателей экстерната и заочного обучения в системе вузов МВД России (СПб, 2000) выделяет 4 группы трудностей, с которыми сталкиваются студенты-заочники:

- студентам-заочникам выдается весь программный материал, предусмотренный Государственным стандартом высшего профессионального образования в обзорном, концентрированном виде, тогда как рубежный контроль усвоения знания и его качество осуществляется в его полном объеме;

- заочники сдают экзамены так же, как и студенты очной формы обучения, тогда как преподаватели в учебном процессе встречаются с ними значительно реже, и, естественно, высокие оценки ставят с большей осторожностью, поэтому оценки студентов-заочников несколько ниже, чем у студентов очного отделения. Это обстоятельство можно объяснить следующим фактом. Преподаватель, который читал лекции в усеченном виде, естественно, не ожидает от студента необходимой полноты ответа, к тому же заочник, как правило, передает в своем ответе то, что прочитал в учебнике, вероятно, упуская информацию, которая излагалась лично преподавателем-экзаменатором;

- преподаватели отмечают недостаточное знание личностных, социально-психологических особенностей своих обучаемых, что, надо полагать, усложняет организацию и проведение учебно-воспитательного процесса;

- если студент очного обучения, как правило, вчерашний школьник, то студенты-заочники - это достаточно самостоятельная категория обучающихся, избирательно относящаяся к передаваемой учебной информации, полагающая, что сама знает, что ей нужно, а что нет.

Смирнов С.Д. отмечает еще такой недостаток заочного обучения: «объем непосредственных контактов учащихся и преподавателей резко снижен, доминируют преимущественно самостоятельные формы деятельности. В заочном обучении присутствует в основном рубежный и выпускной контроль, объем изучаемого материала неизбежно редуцирован».

Таким образом, одной из важнейших трудностей в системе заочного обучения является тщательный отбор и конструирование содержания образования, максимально «прицельный» и спроектированный на имеющийся у студентов уровень знания, особенности их профессиональной деятельности, т.к. среди обучающихся заочников в одной группе встречаются представители различных возрастных групп, уровней подготовленности, мотивированности.

Кроме того, существующая унифицированная система подготовки специалистов без отрыва от производства далека от ориентации на развитие личности. Поэтому необходимы коренные изменения, которые предполагают решение ряда задач. Среди них:

- выявление способностей и склонностей, сформированных потребностей и интересов личности;

- определение достигнутого личностью уровня общего и профессионального развития;

- выбор приемлемого для личности варианта обучения;

- обеспечение подготовки специалиста в оптимально короткие сроки, с использованием наиболее эффективных методов и средств обучения.

В целях повышения эффективности обучения, создания условий для ускоренного прохождения курса подготовки необходимо вводить интегрированные дисциплины, причем, в учебном году их не должно изучаться более трех-четырех. Студентам необходимо предоставить широкие возможности для выполнения различного рода творческих работ, досрочной сдачи зачетов и экзаменов. Смещение обучения в сторону самостоятельной творческой работы студентов повысит роль консультирования, что потребует от преподавателей более высокого уровня профессиональной подготовки. Демократизация образования обусловлена необходимостью расширения прав обучающихся без отрыва от производства. Студент-заочник должен иметь право прервать учебу, восстановиться, перейти с одного учебного плана на другой, выбрать удобные для себя формы и методы учебной работы.

Заочное обучение, при качественной его постановке, во всем мире рассматривается как «высокая технология» получения образования, и количество студентов, обучающихся по этой форме, постоянно растет. В настоящее время по форме заочного и вечернего обучения в различных вузах Российской Федерации обучаются около 35-40% студентов от общего числа обучающихся.

Таким образом, многолетняя практика подготовки специалистов педагогического профиля по системе заочного обучения подтвердила ее эффективность и право на равноправное существование с другими системами обучения. Вместе с тем, данная форма обучения на современном этапе развития отечественного образования требует ее модернизации.

 

АВТОР: Путеева С.В.