09.04.2012 25603

Развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности ведущими представителями отечественной педагогики второй половины XIX века

 

Общественный прогресс, связанный с переходом от феодализма к капитализму способствовал дальнейшему развитию педагогической мысли, педагогической науки и непосредственно теории нравственного воспитания. В этот период переоцениваются все основные концепции нравственного воспитания, осуществляются попытки с более научных позиций подойти к разработке теории нравственного воспитания, переосмысливается его социальная роль, нравственные понятия обогащаются новым содержанием в соответствии с изменившимися условиями. Характерной особенностью развития педагогической мысли второй половины XIX века является то, что видные прогрессивные русские педагоги А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие рассматривали цель, содержание и методы воспитания детей с глубоко гуманистических религиозно-нравственных позиций. Л.В. Загрекова отмечает, что в русской педагогике XIX века «нравственное воспитание ставилось «во главу угла» всего воспитательного процесса, осуществляемого семьей, школой, обществом, и опиралось на потребность в нравственной деятельности, возникающей из основных свойств духовной природы человека. Нравственные чувства, начинаясь с симпатии к своей семье, в процессе умственного развития переходят через любовь к племени (нации) и отечеству в любовь к человечеству».

Огромный теоретический и практический опыт в духовно-нравственном развитии личности мы находим в работах выдающегося русского педагога второй половины XIX века К.Д. Ушинского, который всю свою жизнь посвятил делу воспитания и просвещения простого народа, оказав огромное влияние на развитие всей педагогической науки и теории нравственного воспитания. Центральной идеей педагогической системы К.Д. Ушинского является идея народности в общественном воспитании, исходя, из которой он определял цели и задачи нравственного воспитания. По К.Д. Ушинскому, вслед за народностью, как основой всего воспитания, идет христианство в форме православной религии. Дело народного воспитания должно быть освящено церковью, а школа должна быть «преддверием церкви». Третья основа есть наука. Развитие сознания, без сомнения, одна из главнейших целей воспитания, и истины науки являются орудием для этого развития», - пишет ученый в работе «О народности в общественном воспитании».

К.Д. Ушинский считал, что «воспитание русского человека нуждается не во внешних формах, не в замене прежнего, вышедшего уже из моды костюма новым, иностранным, чуждым, но в своей самобытности, самостоятельности, в своем, исконно русском источнике. Этот источник - народность». Он подчеркивает, что для воспитания народа нужны народные учителя, народные школы не только потому, что они учат народ, а потому, что они вышли из среды народа, воплощают его лучшие качества и черты характера. Чтобы подготовить таких учителей, необходимо использовать опыт Запада (Англии, Германии) в деле образования, но сохранив при этом свою самобытность.

Таким образом, пропагандируя идею народности, К.Д. Ушинский был чужд национальной ограниченности. Он не игнорировал тех достижений европейской школы и педагогики, которые могут содействовать творческому развитию педагогической науки школы. В основу теории нравственного воспитания личности, как и воспитания в целом, К.Д. Ушинский положил принцип народности, основными положениями которого являются:

- каждый народ создает свою собственную национальную систему воспитания;

- опыт других народов в деле воспитания - есть драгоценное наследие для всех. Используя этот опыт, каждый народ создает свою систему воспитания;

- система общественного воспитания, которая не согласуется с общественными убеждениями и требованиями, окажется бессильной и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества;

- возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улучшений по этой части.

Ярким выражением идеи народности, по К.Д. Ушинскому, является требование воспитания и обучения на родном языке, ибо ребенок, не овладевший родным языком, будучи взрослым, не поймет народа, останется человеком без Отчизны. Родной язык понимается К.Д. Ушинским как продукт многовековой духовной жизни народа, его первый наставник. Как центральный предмет обучения родной язык группирует вокруг все другие учебные предметы. В таких произведениях, как хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861 г.) и книгах для чтения «Родное слово» (1864-1870 гг.), он показывает роль и значение великого русского языка в духовно-нравственном формировании личности, рассматривая родной язык как полнейшую и вернейшую летопись всей духовной, многовековой жизни народа, как величайшего народного наставника, учившего народ тогда, когда еще не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает в то же время мысли и чувства тысяч предшествовавших ему поколений. К.Д. Ушинский отмечал немалое воспитательное значение природы, оказывающей влияние на нравственное формирование личности. Вспоминая о детстве, проведенном в небольшом имении родителей вблизи Новгорода-Северского, педагог писал об огромном воспитательном влиянии живописных окрестностей на его чувства и мысли: «Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью» (цит. по А.И. Удалову).

Нравственное формирование человека К.Д. Ушинский рассматривал в зависимости от прирожденных задатков, среды и воспитания, влияние которых опосредуется активной деятельностью самого человека. Люди не ограничиваются тем духовным наследством, которое достается им от предшествующих поколений, а продолжают его развивать дальше, а это, в свою очередь, требует активной деятельности. Доминантной чертой личности педагог считал целостность духовно-нравственных и интеллектуальных качеств.

Важнейшую задачу воспитания К.Д. Ушинский видел в формировании духовно-нравственных качеств, а развитие ума и укрепление физических сил человека должны быть подчинены формированию нравственности: «Убеждение в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Высшее достоинство личности, по К.Д. Ушинскому, служение общественному благу, а важнейшая сторона ее развития - трудолюбие: «Самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни, зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достаточной, ни счастливой». Конечно, предупреждал К.Д. Ушинский, «труд - не игра и не забава, он всегда серьезен и тяжел. Мечтать - легко и приятно, но думать - трудно». В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он подчеркивал мысль о том, что более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце, нравственность. При этом К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя духовная сила труда служит источником человеческого достоинства, счастья, нравственности. «Жизнь без труда теряет свою цену. Без личного труда человек не может идти вперед: тело, сердце, ум человека требуют труда. Без труда две дороги: неутолимого недовольства жизнью, мрачной, апатии и бездонной скуки, или дорога самоуничтожения, по которой человек спускается до скотских наслаждений. Личный труд есть жизнь». С уничтожением необходимости личного труда сама история развития человечества прекращается. Педагог подтверждает свою мысль примером: отец, человек, проложивший сам себе дорогу, бьется изо всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться и, наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Оно губит их умственные и физические силы, делает их несчастными.

Первостепенное значение в раскрытии красоты труда педагог-гухманист придавал таким компонентам, как красота цели, процесса, результата. Любой труд, физический ли, умственный ли должен иметь конкретную, реальную и благородную цель. Более того, только полное сознание необходимости достижения той или иной цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда. В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему - лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач».

Успех в работе, красота продукта, сделанного своими руками, доставляет истинную радость: «Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее?». Не преувеличивая роли воспитания в преобразовании общества, педагог пришел к выводу, что в формировании и развитии ребенка воспитанию принадлежит особое значение. К.Д. Ушинский обращал внимание на то, что общественные условия требуют гармоничного развития умственных способностей, физических сил и нравственных достоинств личности.

Сущность нравственного воспитания К.Д. Ушинский видел в формировании патриотизма, любви к родине, в необходимости воспитания в человеке стремления к проявлению желания бороться со злом, честности, справедливости, искренности, трудолюбии, дисциплинированности, чувства ответственности и долга, скромности, чувства стыда, без которого личность не может быть нравственно-совершенной. Худшие и лучшие человеческие чувства К.Д. Ушинский выводил из единого основания - стремления к совершенству. Духовные особенности, которыми обладает человек, делают его человеком, и этим отличают его от животного.

Огромное значение педагог придавал деятельности и общению ребенка со взрослыми и товарищами, в котором у детей формируются нравственные нормы. На основе физиологических и психологических знаний о человеке К.Д. Ушинский установил ряд особенностей развития ребенка, имеющих исключительно важное значение для формирования нравственного поведения.

Ученый считал, что моральные сентенции приносят больше вреда, чем пользы, что мораль заключается не в словах, а в самой жизни. «Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литература - все, из чего слагается историческая жизнь народа, - составляют его действительную школу. Невозможно так изолировать воспитание, чтобы окружающая ребенка со всех сторон жизнь не имела на него влияния. Она постоянно будет вносить свои убеждения». Высшим этапом развития человека как личности великий педагог считал нравственные чувства. Если А. Бэн, шотландский педагог - автор первого в мире учебника по педагогике, в основе нравственного чувства видит авторитет общества, то есть различные формы внешнего принуждения; Ж.Ж. Руссо видит источник нравственных чувств в любви к себе и отождествлении себя с другими, то К.Д. Ушинский связывает это понятие с категориями самосознания и самооценки, считая способность самосознания, самооценки и стремление к истинному совершенству, основаниями человеческой морали.

«Нравственное чувство - благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует ни ухода, ни присмотра и не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие, нежнейшие растения». По К.Д. Ушинскому, нравственное чувство, как и чувство эгоизма, рождается вместе с человеком. В зависимости от развития нравственного чувства нравственное формирование может принимать положительное или отрицательное направление. В нравственном воспитании, по мнению К.Д. Ушинского, чрезвычайно значимы привычки. «Добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему; капитал этот растет беспрестанно, процентами его пользуется человек всю жизнь. Но если хорошая привычка есть нравственный капитал, то дурная в той же мере, есть нравственный неоплаченный заем, который в состоянии заморить человека процентами, беспрестанно нарастающими, парализовать его лучшие начинания и довести до нравственного банкротства. Сколько превосходных начинаний и даже отличных людей пало под бременем дурных привычек». Основными условиями, формирующими привычки, педагог считал: правильный режим дня, роль воспитателя, дозирование в воспитании привычки, постоянство и так далее. «Нельзя вырабатывать сразу несколько привычек - это требует много энергии, нужна повторность разумных действий. При этом нужно добиваться - насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка». Средствами нравственного воспитания по К.Д. Ушинскому являются: обучение, личный пример учителя, убеждение, умелое обращение с учащимися (педагогический такт), меры предупреждения (поощрения и взыскания).

В процессе нравственного воспитания педагог всегда отмечает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки. Рассматривая роль воспитания в формировании нравственных качеств, привычек, К.Д. Ушинский подчеркивал, что педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. Главным фактором, определяющим взаимоотношения учителя и ученика, воспитателей и воспитанников, К.Д. Ушинский считал личные качества педагога, раскрывающиеся в совместной деятельности с ними. Нравственное достоинство учителя проявляется, в частности, в характере обращения к детям, в содержании его требований, форме и тоне их предъявления, которые необходимо приводить в соответствие с высокими моральными нормами и, тем самым совершенствовать и свою нравственную природу, которую считал главным фактором личных качеств педагога. Личность педагога и воспитателя К.Д.

Ушинский считал центральными фигурами, главными звеньями педагогической системы. По К.Д. Ушинскому, влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. По его убеждению, воспитатель должен жить общей жизнью с детьми, подавать добрый пример во всем. К.Д. Ушинский сравнивает воспитателя с художником, школу - с мастерской, где из куска мрамора возникает подобие божества. Задачей воспитателя он считал духовное обновление человека, воспитание той личности, без которой любые социально-экономические и культурные реформы терпят фиаско. Поэтому «народное воспитание нуждается в людях, способных к этому великому делу, нуждается в народных учителях потому, что они вышли из среды народа, вынесли с собой его лучшие, характеристические свойства».

Таким образом, духовно-нравственное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью, твердый характер, волю, чувство долга, стойкость, деятельную любовь к Родине, уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и! справедливое отношение к ним.

К.Д. Ушинский разрабатывал вопросы воспитания с прогрессивных позиций, исходя из того, что воспитание должно служить прогрессу общества, утверждать высокие идеалы добра и справедливости, способствовать формированию творческой целеустремленной личности.

В целом, педагогическая система К.Д. Ушинского оказала благоприятное влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли России: Его педагогическое наследие на всех этапах современного развития выступало в роли ориентира для многих направлений отечественной и мировой педагогической науки. К.Д. Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой педагогической системы, автором замечательных учебных книг. Педагогический гений К.Д. Ушинского способствовал появлению плеяды замечательных педагогов 60-70 годов - последователей К.Д. Ушинского: Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, Н.А. Корфа, Л.Н. Модзалевского, Д.Д. Семенова и других.

Особенно ярко общие задачи духовно-нравственного становления личности конкретизированы в трудах А.Н. Острогорского, одного из известных представителей русской педагогики конца XIX - начала XX вв. Его мировоззрение формировалось под влиянием общественного движения 60-х годов XIX века, в котором он принимал активное участие. Прогрессивный педагог разделял взгляды Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, считавших целью общественной и частной жизни - благо человека, но революционная направленность их общественно-политических взглядов не была им усвоена. Теоретик и практик, считающий, что подходить к воспитанию надо всесторонне, рассматривая его в тесной взаимосвязи с другими жизненными явлениями, он однако не учитывал социально-исторических условий, определяющих характер воспитания в классовом обществе.

В общей системе духовно-нравственного воспитания личности прогрессивный педагог большое место отводил вопросам нравственного воспитания. Высказанные им в работах «О влиянии умственного развития на нравственное воспитание» (1869), «Нравственные привычки» (1869), «По вопросу о нравственности» (1887), «Педагогические экскурсии в область литературы» (1897) мысли о высоких идеалах жизни и нормах морали были далеки от официальных установок и потому имели положительное значение для педагогики того времени.

Нравственное воспитание А.Н. Острогорский ставил в определенную зависимость от умственного развития, положительно сказывающегося на нравственной культуре человека, помогающего делать выбор между различными побуждениями, принимать решения, намечать цели и способы действия, вырабатывать способность осмысливать жизненные наблюдения. «Надо заботиться не только о развитии ума ребенка, но и воспитании у него благородных чувств - любви к Родине, народу, уважения к человеческой личности, честности, состраданию». В образовании нравственных понятий, по А.Н. Острогорскому, существенную роль играют те же умственные процессы, которые ведут к формированию научных понятий - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Поэтому чем больше развиты умственные силы, тем совершеннее нравственные понятия: «Надо, однако же, сказать правду, что умный и образованный человек не всегда бывает непременно нравственным. Умные бестии в жизни кишат на каждом шагу. Многим образование, по-видимому, служит только для того, чтобы обдуманнее, искуснее преследовать свои корыстные цели, правдоподобнее иезуитничать и т. д.».

«Значительное участие умственных процессов в образовании нравственности человека и заставляет искать опоры для действий воспитателя в умственном образовании, тем более, что влияние его на другие элементы образования нравственных понятий сравнительно довольно мало». «Во всякой житейской сфере умственное развитие делает человека более способным применяться к обстоятельствам, научает его усовершенствованным видам труда и вообще сообщает человеку большую ловкость и успехи во всех отношениях».

Однако двигателем человеческих поступков является не только ум, но и сердце, чувства. Идеи побуждают человека к действию, если они не подкреплены чувствами. По мнению великого педагога, надо заботиться не только о развитии ума у ребенка, но и воспитывать в нем чувство любви к отечеству, глубокое уважение к человеческой личности, правдивость, честность, отзывчивость, сострадание. Большое внимание А.Н. Острогорский уделял развитию в ребенке нравственных привычек: «У людей, стоящих на очень низкой ступени развития, нет и не может быть нравственных понятий, но уже есть обычаи, поверья, поговорки, в которых выражается мораль, выведенная из повседневной деятельности большинства, а последняя большей частью определяется далеко не разумными причинами. История заметила, что у людей, живущих охотой и рыболовством, нравственные требования ограничивались мужеством, верностью, благодарностью, потом является признание прав собственности и уже позже выступает еще одно требование - уважение личности». Нравственные привычки предшествуют всегда осознанию собственных поступков. «Привычка - вторая натура. Чем чаще и охотнее будут повторяться одни и те же занятия, тем сильнее привыкнет к ним дитя. Чем чаще на него воздействуют те или другие впечатления, тем скорее он свыкнется с ними», - подчеркивает А.Н. Острогорский. Он проанализировал факторы, от которых зависят нравственные привычки, образующиеся у человека: внешние влияния и качества субъекта, воспринимающего и перерабатывающего впечатления окружающего мира. Отвлечься от собственного впечатления и понять действительные чувства других может не всякий. Это приобретается наблюдательностью, образованием, умственным развитием. Во взаимоотношениях людей важны искренность, правдивость. Привычка быть правдивым приобретается лишь в соответствующих условиях, в которые поставлен ребенок. Привычка приобретает свое значение и сохраняется прочно настолько, насколько чувствуется интерес к ней. Когда условия жизни заставляют человека принять определенный образ действий и он подчиняется ему, то у него всегда будет желание освободиться от неприятных условий, чтобы устроить свою жизнь по личным видам. Напротив, при возможности расположиться комфортабельнее, он применяется к условиям жизни и, ценя свой выбор, более дорожит своими отношениями, порядком, им устроенным, и складывающимися вследствие этого нравственными привычками».

В работе «По вопросу о нравственности» А.Н. Острогорский затрагивает вопрос разноголосицы взглядов в этом отношении. «Нравственный запрос есть в действительности вопрос о смысле жизни, о самооценке, о спокойствии совести. Не знать, хорошо ли я живу, то ли делаю, что следует, правильно ли понимаю свои отношения к людям, не уметь решить для себя вопроса, кто я, честный или слабый человек, шел ли в жизни твердо или самообманывался, - значит, потерять веру в самого себя. Понятно, что сомнения, неуверенность в этом крайне тяжелы для человека, потому что лишают его духовного мира». С большим сожалением ученый отмечает тот факт, что ищущие решения основных нравственных вопросов составляют меньшинство, тогда как основная масса общества равнодушна ко всякого рода нравственным вопросам.

Педагог рассматривает в своей работе различные формы ответственности человека за свои поступки: от самой примитивной, выражаемой в признании человеком прямых деяний своих поступков, до высшей формы ответственности, уже чисто моральной, - ответственностью перед своей совестью. И хотя пока еще круг таким образом мыслящих людей невелик, но Л.Н. Острогорский уверен, что «близко уж время, когда будут не только выслушиваться слова мыслящих людей, но и задумываться над ними. Отмечая, что среди массы всегда есть люди с прочно установившимися взглядами, он констатирует наличие противоположного множества людей без убеждений, легко меняющих свое мнение, часто без колебаний на другие, иногда прямо противоположные, если они им представляются более удобными в практической жизни. Вопрос ответственности человека за свои поступки всегда волновал людей, побуждая искать правильные решения, прислушиваясь с особенным доверием к научным авторитетам: «Между тем философия и этика, по признанию самих ученых, посвящающих свои труды на их разработку, переживают кризис».

Доля истины, в них заключенная и располагавшая мыслителя в пользу этих систем, начинает сменяться сомнениями, опровержениями, указаниями на ошибки в выборе метода. Понятно, что и в массе так называемого образованного общества этот кризис в науке должен отражаться шатаньем от одного философа к другому, насколько отголоски научных споров достигают этого общества».

Ученый-педагог утверждает, что общество всегда и везде состоит из людей разного умственного и нравственного склада: «Есть личности, помыслы которых почти целиком направлены на благо ближних. Главное содержание их жизни составляют заботы об улучшении материального и нравственного быта неимущих и страждущих людей, включая в их число детство и дряхлую старость. Личные потребности их всегда очень скромны, в их мысли вовсе не входят расчеты на благодарность. Они не выставляют своей деятельности, и окружающие часто только после их смерти узнают массу сделанного ими добра.., другие не чувствуют потребности облегчать чужие страдания, но зато каждый раз, когда представляется случай помочь человеку, они с полной готовностью делают все, что в их силах. Таких больше, чем первых, но и такой доброжелательностью наделено далеко не большинство».

А.Н. Острогорский призывает бороться против упадка нравственности. Необходимо будить совесть, проверять себя, свои поступки судом честных людей, быть ближе к людям: «Нравственность родилась и выросла среди людей. Некоторые психологи замечают, что в одиночестве человек очень опускается и всегда катится ко всему зверскому, низкому... Молодежи свойственно тянуться к свету и надо, чтобы около нее были хорошие люди». Говоря о роли педагога в духовно-нравственном становлении личности, А.Н. Острогорский справедливо замечает: «Сдерживая своего питомца, когда он скользит вниз, зовя его вверх на свет божий, он только в вере и способности созерцать бездну вверх может найти силу для своей работы».

Необходимым и обязательным компонентом детских отношений является справедливость, без которой нельзя жить ни государству, ни обществу, ни семье. В статье «Справедливость в школьной жизни» А.Н. Острогорский пишет: «Справедливость - основной элемент нравственности, необходимое условие всякого общежития. Выше справедливости только любовь, когда человек ради другого человека способен на бескорыстную жертву. При простых отношениях справедливым быть не трудно, но в жизни гораздо больше сложных отношений. Если хочешь быть справедливым, что могут от нас требовать, как нам вести себя, определить это в виде общего руководящего начала». Объем понятий о справедливости не представляет чего-либо постоянного, законченного. Он увеличивается с повышением нравственного уровня, развитием индивидуальности требования.

О духовно-нравственном воспитании в условиях семьи А.Н. Острогорский говорит в работе «Семейные отношения и их воспитательное значение»: «Семья - это отдых от забот, обид, неудач общественной жизни. Надо уметь управлять собой, сдерживать себя в дурном. Именно в семье дети приучаются к порядку, труду, дружелюбию, правдивости и честности».

По А.Н. Острогорскому, «семья - самая ранняя и самая влиятельная пища, которой питается человеческий дух. Дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается. Жизнь семьи тем сильна, что ее впечатления постоянны, они укрепляют дух человека. Педагог называет признаки микроклимата семьи, имеющие благотворное влияние на нравственное формирование личности: «Хорошая семейная атмосфера, забота, нравственная требовательность любящей матери. В общении с родителями ребенок расширяет свой кругозор, учась у них трудолюбию, справедливости, прямодушию, участию чужому горю».

Таким образом, проблема духовно-нравственного становления личности является ведущей в трудах А.Н. Острогорского, в которых он говорит о единстве, органическом сочетании нравственных знаний и нравственного опыта. В основе его концепции - представление о гуманной личности, вера в существование добрых начал в человеке. А.Н. Острогорский считал необходимым прививать человеку нравственные привычки, воспитывать такие нравственные качества, как чувство ответственности за свои поступки, твердость убеждений, справедливость и доброжелательность к людям, умение управлять собой. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в наследии А.Н. Острогорского сохраняют свою актуальность. Изучение опыта ученого сегодня важно тем, что помогает в творческом поиске новых путей развития педагогической науки. Педагогическая деятельность и труды А.Н. Острогорского составляют одну из ярких страниц в истории русской прогрессивной педагогики.

В период революционной ситуации 1859-1861 годов многие демократически настроенные педагоги провозглашали идею равноправия в отношениях с воспитанниками и поддерживали идею «свободного» воспитания Ж.Ж. Руссо. У истоков этого направления в педагогике стоял великий русский писатель, педагог-новатор Л.Н. Толстой, в Яснополянской школе которого наиболее полное воплощение получила идея «свободного» воспитания. Он по-новому раскрыл сущность обучения и воспитания, выдвинув в качестве основной задачу развития творческих сил ребенка. При выборе методов обучения и воспитания он советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу, утверждая верность только того способа преподавания, которым довольны ученики. Он указывал, что нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами, поэтому не следует придерживаться какого-либо одного метода; и наилучшей «методой» будет та, которая отвечает на все возможные затруднения, встречаемые учеником. Говоря о нравственном воспитании в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?», Л.Н. Толстой указывает на то, что нравственные основы заложены в традициях и устоях русского народа. Поэтому дальнейшее развитие общества он связывал с моральным прогрессом, основа которого - идея самосовершенствования и самовоспитания. Он отвергал всякое насилие в обществе и искал опоры своим взглядам в мировоззрениях крестьянства, уклад жизни которого воплощает высокий нравственный идеал. Л.Н. Толстой выступал с проповедью свободы личности. Остро критикуя современную школу, Л.Н. Толстой противопоставил ей свою систему воспитания, которую стремился построить на уважении к личности ребенка, развитии нравственных качеств. Педагог был глубоко уверен в том, что нравственные убеждения не внушаются ребенку насильственно, а вырабатываются им самим на основе свободного осмысливания моральных требований к личности. Л.Н. Толстой рассматривал деятельность как средство нравственного воспитания. Он считал, что в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися - чему и как они хотят учиться, а не принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов; задача учителя - следовать и развивать природу ребенка.

Вместе с тем нельзя не отметить то, что Л.Н. Толстой понятие «нравственность» трактовал в духе христианской морали, связывая ее с проповедью непротивления злу насилием как осознанного закона жизни для каждого отдельного человека и всего человечества в целом: «Пусть между полным неучастием в насилии и существующим положением вещей непреодолимое расстояние, бесчисленное количество ступеней, важно лишь одно: подниматься и не прекращать движения, к идеалу. Чтобы стремление подняться как можно выше не ослабевало, нельзя допускать ни малейшего принижения идеала» (цит. по АЛ. Чернявскому).

Внутренняя сторона проповеди Л.Н. Толстого - настойчивое напоминание, что «подняться на более высокую ступень нравственного сознания намного важнее и труднее, чем совершить даже самый героический поступок», - делает вывод из сказанного Л.Н. Толстым А.Л. Чернявский в статье «Еще раз о мировоззрении Л.Н. Толстого». Великий писатель предостерегает от упрощенного подхода к нравственности. Основной принцип нравственности он связывает со стремлением человека уяснить свое назначение в жизни, постоянно стремиться к самосовершенствованию, подчиняться нравственным требованиям. Отсюда нравственность он рассматривал в качестве главного критерия прогресса человечества. В улучшении внешних условий жизни человека - социальных, экономических и прочих педагог видит средство для более быстрого движения к нравственной цели. Своего рода источником педагогической деятельности для Л.Н. Толстого была Яснополянская школа. Этой деятельности он отдался полностью, считал ее частью своей жизни: «Преподавание, учение есть, должно быть частью жизни, также непосредственно воспринимаемо, как каждое отправление жизни». И далее Л.Н. Толстой пишет: «Вы знаете, что такое была для меня школа, с тех пор, как я открыл ее. Это была вся моя жизнь, это был мой монастырь, церковь, в которую я спасался и спасся от всех тревог, сомнений и искушений жизни».

Работая в Яснополянской школе, Л.Н. Толстой стал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», в котором печатал свои теоретические статьи по педагогике и ярко написанные отчеты о работе школы. В свет вышло всего лишь 12 книжек журнала. Они привлекли к себе всеобщее внимание и были высоко оценены многими писателями, педагогами. Так, например, Н. Страхов писал, что положительная сторона журнала «Ясная Поляна» состоит в необычайно поэтическом чутье всех явлений нравственной души русских детей: «В новой школе, - полагал Л.Н. Толстой, - учителя не должны грубо вмешиваться в духовный мир детей, в школе должна царить атмосфера естественно складывающихся деловых отношений между учителем и учениками; надо, чтобы учащиеся могли самостоятельно мыслить и работать» (цит. по В.А. Вейкшану). Как тонкий знаток духовного внутреннего мира детей, педагог правильно подметил, что в каждом ребенке есть внутренний нравственный стержень. Вот почему воспитание духовно-нравственной личности Л.Н. Толстой считал важнейшей задачей Яснополянской школы - воспитать у детей чувства ответственности, правдивости, искренности, сознательного отношения к своим обязанностям. Защищая принцип свободы в воспитании детей, Л.Н. Толстой писал о том, что задача школы состоит в предоставлении полной свободы ученикам учиться и «ведаться между собой», как им хочется. Задушевные беседы с детьми, во время которых они раскрывали перед Л.Н. Толстым свои мысли и чувства, помогали понимать их личностные качества и индивидуальные особенности.

«Школьники - люди, - говорит Толстой, - хотя и маленькие, - но люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же путями мыслящие; они все хотят учиться, затем только и ходят в школу, и потому им весьма легко будет дойти до заключения, что нужно подчиняться известным условиям для того, чтобы учиться». Учитель при умелом подходе к делу всегда может установить должный порядок без палки и окриков. «При нормальном, ненасильственном развитии школы, чем более образовываются дети, тем они становятся способнее к порядку, тем сильнее чувствуется ими самими потребность порядка и тем сильнее на них в этом отношении влияние учителя».

Л.Н. Толстой считал воспитание «величайшим делом»: «Дело это не то что первой важности, а самое важное в мире, потому что все то, что мы желаем, может осуществиться только в следующих поколениях». И годы, когда он был полностью занят школьным делом, он считал счастливым временем своей жизни. Яснополянская школа ставила своей задачей не только сделать детей грамотными, но и способствовать всестороннему развитию личности.

Таким образом, вся педагогическая деятельность Л.Н. Толстого - это страстное утверждение человеческого достоинства ребенка. Он выступал против всякого насилия над детьми. Л.Н. Толстой хотел, чтобы «ученик шел в школу с легким сердцем, зная, что его не ждут там унизительные наказания, окрики и принуждения. Его должны привлекать туда интересные занятия». Но это возможно, по мнению Л.Н. Толстого, тогда, когда учитель - личность, непрестанно работает над собой, совершенствует свое мастерство, не навязывает свои взгляды, но организует дело таким образом, чтобы его влияние на учащихся было плодотворно. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель, - писал Л.Н. Толстой.. О том, с какой любовью относился Л.Н. Толстой к крестьянским детям, говорят следующие строки из его письма Л.А. Толстой: «Нельзя рассказать, что это за дети - надо их видеть. Из нашего милого сословия детей я ничего подобного не видал». Эти слова ярко характеризуют его самого как педагога, исключительное мастерство которого, глубокое знание духовных и нравственных особенностей детского возраста, умение проникать в психологию ребенка отмечали многие его современники.

На исключительную роль Л.Н. Толстого в становлении русской религиозности, духовности второй половины XIX века указывает Н.А. Бердяев: «Он был пробудителем религиозной совести в обществе, враждебном христианству. Он вызвал искание смысла жизни. Русская человечность выразилась в его бунте против всякого насилия, в его любви к простому трудовому народу».

Итак, в разностороннем педагогическом наследии Л.Н. Толстого много ценного, положительного, новаторского, обогатившего русскую педагогическую мысль и дореволюционную школу России. И главное, что отличает педагогические взгляды Л.Н. Толстого - это глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать лучшие духовно-нравственные качества личности, тонкий психологический анализ особенностей каждого ученика. Это чрезвычайно важно в условиях, когда «в России вынашивалась идея братства людей и народов. Это русская идея, но она утверждалась в отрыве от христианства. Христианство есть не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке», - отмечает Н.А. Бердяев.

 

АВТОР: Рада Н.В.