18.04.2012 2444

Социальная среда как фактор укрепления охранительно-стабилизирующей системы деятельности отечественной общеобразовательной средней школы (1931 - 1953 гг.)

 

Характеристика охранительно-стабилизирующей системы деятельности отечественной общеобразовательной средней школы (30-е гг. ХХ в.). В августе 1930 г. в стране вводится всеобщее обязательное начальное обучение, а в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках (где начальное обучение к этому времени стало уже всеобщим) - обучение в системе семилетки. Официальная педагогики констатировала, что к августу 1931 г. коренным образом изменился состав учащихся: «дети рабочих и широких масс трудящихся в деревне, не имевших ранее возможности обучать своих детей в школе, являются основным контингентом школы».

В это время произошла смена типа школы: она отошла от превращения в «трудовую школу», школу активной общественно-полезной деятельности, - превращаясь снова в «школу учебы», где главное - обучение, а воспитание осуществляется в основном как «воспитывающее обучение», дополненное развитием «внеклассной», «внешкольной» работы, которая по существу проводится по той же логике обучения, т.е. с ориентировкой главным образом на усвоение знаний, а не на опыт поведения и деятельности.

Соответственно сменился тип официальной педагогики: утверждается и развивается «дидактическая педагогика», обслуживающая школу, целью которой становится подготовка к дальнейшему обучению в техникуме и вузах. В воспитании во главу угла ставится формирование мировоззрения, основанного на системе научных знаний. В методологию, теорию и методику воспитания внедряется аксиома: «от знания - к убеждению и действию». Господствующее положение приобретает интеллектуалистическая трактовка сознания и поведения человека, его воспитания и развития.

Сужение социальной базы школы, ослабление ее воспитательной функции в это время компенсируются развитием функции учебно-образовательной, включающей элементы воспитания.

Вначале 1931 г. действовала «инерция» предыдущего этапа. В соответствии с решением I Всероссийского политехнического съезда центральные государственные и общественные органы страны приняли совместное постановление «О прикреплении школ к предприятиям».

В марте было постановление «Об организации педагогической работы в республике».

В речи на пленуме научно-педагогической секции ГУСа в апреле 1931 г. А. С. Бубнов, говоря о глубокой перестройке школы на политехнических началах, об укреплении «основы пролетарской школы - школы коммунистического воспитания», - дал развернутую критику теории «отмирания школы», считая, что это «дело политически вредное». О всеобщем применении «методов проектов» он сказал как о «вреднейшем прожектерстве», с которым надо решительно бороться. Опыт американской школы неприемлем, т.к. он принижает значение полноценного общего образования.

В 1931-1935 гг. в руководстве народным образованием начинают действовать специальные постановления ЦК ВКП (б), иногда принимаемые совместно с правительством (СНК СССР). Как утверждает на основе изучения архивных материалов центральных партийных и советских органов Л.Холмс (проф. университета Южная Алабама, США), данные постановления были вынужденной мерой, т.к. отражали неблагополучное положение, сложившееся к тому времени в системе образования, это положение вызвало тревогу и всеобщее недовольство. Принятые меры отвечали насущным потребностям времени, позволили решить многие проблемы. «Успехи советской школы в 30-е годы были многочисленны. Как и ее проблемы».

Опубликованное 25 августа 1931 г. постановление ЦК ВКП (б) показывало, что школа в решении главной задачи: воспитание всесторонне развитых членов коммунистического общества - «значительно продвинулась вперед по пути соединения обучения с производительным трудом и общественной работой». Для дальнейшей политехнизации школы необходимо развивать сеть школьных мастерских «в сочетании с проводимым прикреплением школ к заводам, совхозам, МТС и колхозам». При этом общественно-производительный труд учащихся должен быть «подчинен учебным и воспитательным целям»; политехнизацию нельзя отрывать от изучения основ наук.

Необходимо «развернуть решительную борьбу против легкомысленного методического прожектерства», попыток положить в основу всей школьной работы «метод проектов», ведущий фактически к разрушению школы. Отрицая «антиленинскую теорию «отмирания школы», постановление нацеливало на поиск «новых методов воспитания инициативных и деятельных участников социалистического строительства».

Постановление обязывало педагогов решительно перестраивать школьную воспитательную работу. Коренной недостаток школы: она «не дает достаточного объема общеобразовательных знаний», неудовлетворительно готовит к поступлению в техникумы и вузы. Решающим звеном ее работы должна стать «борьба за овладение основами наук». Необходимо поднять роль учителя.

Во втором полугодии 1931/1932 учебного года были введены в действие новые учебные планы школы, построенные на основе учебных предметов, и программы по основным предметам, обозначающие «точно очерченный круг систематизированных знаний».

Считая, что школа должна охватывать «все элементы воспитательного воздействия», А.С.Бубнов не рассматривал школу как «застывшую организацию». Он хотел, чтобы школа совершенствовала и развивала свою структуру и содержание учебно-воспитательной работы, укрепляя связь с жизнью, социалистическим строительством. Он был против словесно пассивного обучения и воспитания, видел возможность зарождения в школе нового «коренного недостатка» - «книжности и мертвых знаний».

В 1931 г. И.Ф.Свадковский издал «Методологические основы марксистско-ленинской педагогики». Появилась статья Ф.Ф.Королева «Пора объявить решительную борьбу механическим течениям в педологии» (в ж. «Педология», № 3).

В 1931/1932 учебном году школа и педагогика приступили к работе, которая с 1934 г. в стране проходила под лозунгом: «Кадры решают все» (кадры высокой производственно-профессиональной и научной квалификации). Приоритет социально-гуманитарной направленности в школьном образовании постепенно устранялся, образование начинало все более приобретать технократический характер, значительно сокращая тем самым воспитательный потенциал обучения.

Специальное постановление ЦК ВКП (б) о работе пионерской организации (апрель 1932г.) сделало ее главной задачей «выработку социалистического отношения к учебе, труду и общественно-практической работе», борьбу за качество учебы в школе и укрепление школьной дисциплины. Необходимо было устранить перегруженность учащихся общественными обязанностями, развивать оздоровительную, военно-физкультурную, культурно-массовую работу, организацию досуга. Государственные организации, комсомол должны были в 1933 г. обеспечить массовое строительство детских школьных учреждений.

Будучи «массовой политической организацией детей», важнейшим средством коммунистического воспитания, пионерская организация в своей деятельности направлялась на борьбу с «проникновением в детскую среду чуждой пролетариату идеологии». Указано на две неправильные линии: «оппортунистические попытки ликвидировать пионер движение путем его «слияния со школой» - и «левацкое извращение», попытка передать функции школы пионер движению (по теории «отмирания школы»).

Постановление ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме начальной и средней школы», принятое в августе 1932 г., требовало переработки принятых в 1931 г. программ и такой перестройки системы преподавания, чтобы оно обеспечивало «прочное и систематическое усвоение детьми основ наук».

В обучении восстанавливались все атрибуты классно-урочной системы: урок - организационная форма учебной работы; постоянный состав класса, четкое расписание занятий, систематический индивидуальный учет учебных успехов, введение в конце года «проверочных испытаний для всех учащихся». Результаты индивидуальных успехов по каждому предмету предлагалось оформлять, не прибегая к «сложным схемам и формам учета и отчетности». Были четко обозначены методы учебной работы. Исключался «лабораторно-бригадный метод», разрушающий состав класса и систему индивидуального контроля за ходом обучения.

Не допускалась перегрузка учащихся общественно-политическими заданиями. Необходимо было улучшить в школе «воспитательную работу», повысить дисциплину учащихся.

Школьный сектор Наркомпроса в 1932 г. принял постановление «О единоначалии в школе», в соответствии с которым произошли серьезные изменения в руководстве школой: отменены выборы руководителя школы и учителей, ограничены функции школьного совета и самоуправления. Появляется должность учителя-групповода (в 1934 г. он стал называться классным руководителем).

В 1935 г. начал решаться вопрос о введении в школах свидетельства о переводе в следующий класс и об аттестации учебных успехов и поведения школьников оценками «отлично», «хорошо», «посредственно», «плохо», «очень плохо». Вводятся похвальные грамоты при переводе в следующий класс и аттестат об окончании школы. С отметкой в аттестате «отлично» по основным предметам и «хорошо» по остальным, выпускник освобождался от вступительного вузовского экзамена. Директору школы вменялось в обязанность иметь личное дело на каждого учащегося, отражая весь срок пребывания в школе. Ставился вопрос о введении школьной формы.

Наркомпрос указывал на «весьма важную роль общего порядка в школе и тона учителя».

На фоне общего улучшения материального положения народа (отмены в 1934 г. карточной системы на хлеб и другие продукты, введенной в начале первой пятилетки) в апреле 1935 г. было принято решение о повышении зарплаты учителям и другим школьным работникам. Разным категориям учителей она увеличивалась в полтора-два раза, достигнув уровня зарплаты инженерно-технических работников. Ранее выплата зарплаты задерживалась на 1-2 месяца.

СНК и ЦК ВКП (б) установили порядок выплаты зарплаты учителям: три раза в месяц. «Ни один случай нарушения этого постановления не может быть пропущен, и виновные должны привлекаться к ответственности». Исполнение этой меры определялось специальным приказом А. С. Бубнова. Повышение зарплаты при наметившемся снижении цен на товары народного потребления существенно улучшило материальное положение учительства. Была устранена традиционная для школы XIX в. большая разница в оплате труда учителей начальной и средней школы.

Государственным постановлением (апр. 1935 г.) определен порядок присвоения звания учителя начальной и средней школы.

Он предусматривал: уровень педагогического образования (педтехникум, учительский институт, педагогический институт или университет) и признание пригодности к педагогической работе. Учительский институт давал право преподавания лишь в первых семи классах.

В стране бурно росла численность учителей: в 1914/1915 учебном году их было 280 тысяч; в 1930/1931 - 481 тысяча (в 1940/1941 учебном году их будет 1 миллион 200 тысяч). Количество учащихся общеобразовательной школы составляло: в 1914/1915 учебном году - 9,7 миллионов; в 1930/1931 - 17,9 миллионов (в 1940/1941 - 35,6 миллионов). В Западной Сибири, например, до 1910 г. не было ни одной гимназии; в 1940 г. там действовало 900 общеобразовательных средних школ.

Развивался неблагоприятный для того времени процесс феминизации учительского корпуса. В 1939 г. 63,8% педагогов стали составлять женщины.

Пионерская организация постепенно перенесла свою деятельность в школу, подчиняясь задачам и режиму ее работы. «Пионерское движение» как детская социально-политическая организация ослаблялось. В ее работе начали преобладать формы школьного «воспитывающего обучения». Н.К.Крупская с огорчением замечала (1939): работа дворца пионеров стала «продолжением учебы» по отдельным предметам.

Она указывала на возникновение и другого негативного явления: «...Мы начинаем перегружать наших ребят развлечениями. Надо понять до конца, что такое счастливое детство. Это вовсе не значит, что ребенка, как какого-то капиталистического сынка, надо обслуживать, обслуживать и обслуживать. Когда все приедается ребятам, им становится скучно».

В системе воспитания большие значение стал приобретать новый фактор - сеть внешкольных учреждений: дворцов и домов пионеров, детских туристических баз и станций, клубов, театров и кино, библиотек, станций юных натуралистов и техников, станционных пионерлагерей, детских парков и физкультурных учреждений, детских железных дорог, морских клубов и др. Действуя обособленно от школы, они брали на себя большую часть ее воспитательных функций, усиливали ее значение как «школы учебы». Обучение и воспитание дифференцировалось по учреждениям двух типов: школа и внешкольные учреждения. Отсутствие центрального организующего звена в их взаимодействии не позволяло это системе действовать с высокой степенью эффективности.

Активизация педологии, выявление большого числа «трудных» детей привели в середине 30-х гг. к возникновению школ с особым режимом.

Н.К. Крупская обращала внимание руководства народным образованием на то, что положения постановлений ЦК ВКП (б) о школе 1931-1932 гг., касающиеся ее связи с производством и политехнического обучения, - не выполняются. В апреле 1936 г. она направила в отдел школ ЦК ВКП (б) М. П. Малышеву замечания к проекту школьных программ по труду, где говорила: «если раньше половина работы школы проходила вне стен школы», то последние годы в ее работе развивается «замкнутость», «отрыв от живой жизни». Производственный труд школьников превращается в обучение «процессам труда», он приобретает «индивидуальный характер».

В июле 1936 г. она передала в ЦК ВКП (б) проект докладной записки о политехническом обучении, где указывала на то, что «трудовое политехническое обучение» в школах становится необязательным, в ряде школ оно уже ликвидировано. Трудовые занятия превращаются в «мертвую учебу», формирование некоторых трудовых навыков. Производятся «никому не нужные предметы, валяющиеся потом в подвалах».

В апреле 1936 г. Х съезд комсомола до предела сузил задачи школьных комсомольских организаций, поставив в центр их деятельности «систематическую работу по организации учебы за овладение основами наук, за высокую успеваемость учащихся». На этой базе следовало укреплять дисциплину, повышать политический и культурный уровень учащихся, развивать интерес к науке, технике и искусству. Ленинский принцип «учиться коммунизму», соединяя овладение знаниями с социально значимой работой и трудом народа, был трансформирован в лозунг просто «учиться, учиться и учиться» - в классе, по школьным программам, умозрительно.

Основным недостатком школы этого времени Н.К.Гончаров в 1960 г. назвал «отрыв обучения от жизни» «преимущественное значение словесных методов воспитания».

В соответствии с постановлением правительства, летом 1933 г. произошла реорганизация Наркомпроса, упразднен Главный Ученый совет. Главсоцвос и другие подразделения НКП были заменены соответствующими управлениями. К началу 1933/1934 учебного года школы получили стабильные (рассчитанные на использование в течение ряда лет) учебники, соответствующие новым программам. Началось издание журнала «Начальная школа» и методических журналов по преподаваемым в школе предметам.

В 1934 г. принят Устав начальной, неполной средней и средней школы - взамен Устава советской политехнической школы (1923). В теории и практике воспитания на первый план выходит проблема школьной дисциплины (Е.Л.Брюнелли и др.). При этом продолжает действовать идея недопустимости каких-либо наказаний, они вуалируются термином «меры воздействия». В этом отношении примечательна статья Е.И.Радиной «Почему нельзя наказывать ребенка» (Впервые термины «поощрение» и «наказание» употребляются в постановлении СНК и ЦК ВКП (б) 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», применительно лишь к детдомам). В декабре 1934 г. Наркомпрос издал приказ «О дисциплине и воспитательной работе».

Термин «воспитательная работа» становится ведущим в теории и практике воспитания, отражая новый подход к нему как к особой деятельности, которая состоит из отдельных «воспитательных мероприятий». Кардинально изменяется содержание главного фактора воспитания - «образа жизни» школы: обедняются социально-нравственные основы ее деятельности, теряется реальная общественная значимость этой деятельности. Ограничивается «опыт поведения» учащихся. Воспитание начинает приобретать черты искусственности, преобладающим становится словесный метод воспитания.

В 1934-1935 гг. выходят первые пособия в помощь классному руководителю. Оформление школьного класса в качестве первичной ячейки ученического коллектива происходит за счет резкого сокращения воспитательной роли единого школьного коллектива педагогов и учащихся («школьной общины»). Повышение авторитета учителя, усиление педагогического руководства и укрепление дисциплины сопровождаются возрождением негативных явлений, свойственных гимназическому воспитанию. Возникает обособление педагогов и учащихся, развивается авторитарный стиль управления и отношений в школе.

Доминирование учебной деятельности, сокращение до символического минимума общественно полезной работы и устранение трудовой основы коллектива порождают в воспитании противоречие между тем, чему учит школа на словах, в ходе «воспитательных мероприятий», и тем, что говорит учащимся их практический опыт жизнедеятельности школы. На этой основе появляется двойственность сознания и поведения. Она далеко не сразу осознается самими педагогами и учащимися.

Ослабление общешкольной воспитательной системы побуждает к всемерному усилению роли классного руководства и его ответственности за воспитание в целом. Установка на «руководящую роль учителя» как на воспитателя «в единственном числе» предельно сузила сферу воспитания и его содержания, социально-нравственный смысл. Воспитание «по классам» по существу «малыми группами» вело к отходу коммунистического воспитания к ценностям, основанным лишь на общении с «близкими», на взаимных интересах, персональных взаимоотношениях.

Все это, однако, не мешало считать, что воспитание имеет хорошую, прочную основу и осуществляется вполне в коммунистическом духе. Эта иллюзия со временем даст о себе знать в расхождении между предполагаемыми и реальными воспитательными результатами, между уровнем обученности (образованности) и воспитанности нового поколения.

Недостатки школьного воспитания в это время в немалой степени компенсировались системой внешкольных учреждений (преимущественно в городах) и традиционным участием детей в домашнем труде, на семейном приусадебном участке, в летних работах в своем колхозе, совхозе (в сельской местности).

Воспитание подкреплялось мощным влиянием общественной среды, духом бурного развития государственности, экономики и культуры, ростом авторитета страны в мире, героическими и трагическими событиями общественной жизни, общим социально-психологическим напряжением в обстановке угрозы войны с фашизмом.

Поколение школьников 30-х гг. затем мужественно сражалось на фронтах и трудилось в тылу в годы Великой Отечественной войны, было молодежной опорой страны во время восстановления разрушенного войной хозяйства, обеспечивало экономический и культурный прогресс советского общества в период новой научно-технической революции.

Н. К. Крупская, продолжая отстаивать трудовые основы советской политехнической школы, в феврале 1937 г. обратилась с письмом к А.А.Жданову. Узнав о том, что в ЦК ВКП (б) ставился вопрос о прекращении преподавания труда в школе и о закрытии школьных мастерских, она просила не соглашаться с теми, кто говорит, что «в школах нужна учеба, а не труд». За последние годы и так «преподавание труда в школе сведено на нет». «...Как ни плоха была еще постановка труда в школе, но она давала ребятам определенную зарядку, дисциплинировала их».

Но школьные мастерские были закрыты: трудовое обучение учебным планом неполной средней и средней школы РСФСР 1937 г. уже не предусматривалось.

Из новой педагогики и школы был изъят их центральный элемент - соединение воспитания и обучения с общественно-производительным трудом. И если в 20-х гг. это соединение осуществлялось главным образом в целях воспитания, с уклоном к практике, то в дальнейшем произошел крен в сторону обучения, научно-технического знания, лабораторно-практических занятий. Это отразилось в определении: «словесный политехнизм», дающий во многом знания ради знания. Он не будет в должной мере способствовать развитию производства, социально-культурному прогрессу.

В 1937 г. начал выходить журнал «Советская педагогика», орган Наркомпроса РСФСР. Редкими стали публикации по проблемам воспитания (воспитательной работы): это статьи С.Л.Брюнелли, Н.А.Лялина. В это время в периодической педагогической печати на темы воспитания в школе выступали: Н.И.Болдырев - о нравственном воспитании; С.М.Ривес и Л.Е.Раскин - о воспитании сознательной дисциплины; И.И.Степанов - о взысканиях в школе; Н.И.Новиков - об ученическом комитете и др. Вышла книга: Н.Е.Магарик. О поощрениях и взысканиях в школе. Наркомпрос издал Положение об ученических организациях в школе. Детское самоуправление ограничивалось и в дальнейшем действовало лишь на уровне класса и комсомольской, пионерской организаций.

В 1939 г. были изданы учебники педагогики, составленные с учетом действующего типа школы, - П.Н.Шимбирева, Б.П.Есипова и Н.К.Гончарова, под редакцией И.А.Каирова (авторы Е.Н.Медынский, Н.К.Гончаров, К.И.Львов и др.; здесь впервые появилась глава о воспитании коммунистической морали).

В этом же году более 4-х тысяч учителей были награждены орденами и медалями.

Социальная среда как фактор изменений в охранительно-стабилизирующей системе деятельности отечественной общеобразовательной средней школы (40-е - начало 50-х гг. ХХв.). Напряженное финансово-экономическое положение страны побудило правительство СССР ввести в октябре 1940 г. плату за обучение в старших классах общеобразовательной школы. В Москве, Ленинграде и столицах союзных республик она равнялась 200 руб. в год, во всех остальных городах и поселках -150 руб. Эта мера не стала препятствием для получения среднего образования (Плата была отменена в 1956 г.).

Война 1941-1945 гг. помешала решению новых социально-педагогических задач. Отсрочка до конца 50-х гг. реформирования школы по пути укрепления ее связи с жизнью, производительным трудом нанесла серьезный урон системе школьного воспитания, стала одной из причин деформации всех областей советской общественной жизни, включая экономику.

В годы Великой Отечественной войны советская школа продолжала развиваться по намеченному вначале 30-х гг. курсу. Учителя школ снабжались продуктами питания и промышленными товарами по нормам рабочих промышленных предприятий. В соответствии с решением правительства при детских домах и некоторых школах стали открываться учебно-производственные мастерские. Создавались ученические бригады на предприятиях, в бытовом обслуживании. Расширилась работа школьников-подростков в сельском хозяйстве.

Вначале 1942 г. правительством был принят план борьбы с детской безнадзорностью, вызванной уходом отцов на фронт, занятостью родителей на производстве. На местах были созданы специальные комиссии и инспектура, развернута сеть детприемников, организовано трудоустройство подростков.

В середине 1942/1943 учебного года решением правительства в учебный план школы был включен новый учебный предмет - «Военное дело»: начальная военная подготовка в V-VII классах и допризывная в VIII-X классах; в начальных классах уроки физкультуры стали включать элементы строевой подготовки, некоторые умения и навыки военно-патриотического характера. Этот предмет осваивался и мальчиками, и девочками. В школах появилась должность военрука. В быт школы вводились элементы «военизации» (дневальство и др.).

В 1943 г. в стране была создана сеть школ рабочей и сельской молодежи (для работающих).

На Урале, в Сибири, Средней Азии действовало много детдомов для эвакуированных детей. В них был накоплен ценный опыт воспитания на основе коллектива, самоуправления, хозяйственно-трудовой деятельности.

Важным фактором в истории школьного воспитания стало введение в 1943/1944 учебном году раздельного обучения мальчиков и девочек - по постановлению правительства в июле 1943 г. В основу этого решения был положен учет особенностей физического развития мальчиков и девочек, подготовки их к труду, практической деятельности, военному делу и обеспечение требуемой дисциплины. Этим нововведением была охвачена примерно 1/5 часть неполных средних школ страны (в столицах союзных и автономных республик, областных и краевых центрах, крупных промышленных городах).

На Всероссийском совещании по народному образованию 15 августа 1944 г. В. П.Потемкин так охарактеризовал результаты раздельного обучения: «повысилась деловитость в учебной работе учащихся этих школ; проще и серьезнее держится в раздельных школах наша молодежь; изживается грубость, наблюдающаяся порою в смешанных школах во взаимоотношениях между мальчиками и девочками».

В дальнейшем раздельное обучение и воспитание породило серьезные педагогические проблемы, вызванные искусственностью жизненной основы деятельности школы; оно было отменено в 1954 г., этого требовали педагоги, родители, общественность.

Интересным и поучительным в области воспитания стал опыт суворовских и нахимовских училищ, открытых в 1944 г. для детей 10-12 лет, родители которых погибли в войну. Это общеобразовательная школа с пансионом, где воспитание опирается на режим, приближенный к условиям высшего военного учебного заведения (куда затем поступают выпускники), - с учетом возрастных особенностей детей.

В октябре 1943 г. правительство приняло постановление об организации Академии педагогических наук РСФСР, ее президентом стал В. П. Потемкин (с 1946 г. - И.А.Каиров, с 1949 г. Министр просвещения РСФСР).

В связи с постановлением правительства 10 января 1944 г. школа перешла от пятибалльной словесной оценки успеваемости и поведения к цифровой. Соответствующей инструкцией предусматривалось, что «выдача свидетельств и аттестатов допускается только при отличном поведении ученика (балл «5») со следующей записью: «при отличном «5» поведении». При балле «2» ученик подлежал исключению из школы; это решение педагогического совета школы направлялось на утверждение районного (городского) отдела народного образования.

Усиление внимания к конечным результатам деятельности школы предусматривало и постановление правительства, принятое в июне 1944 г. Оно установило обязательную сдачу выпускных экзаменов оканчивающими начальную и семилетнюю школу и экзаменов на аттестат зрелости оканчивающими среднюю школу. Было введено награждение золотой и серебряной медалью выпускников школы, учащихся-отличников. Позднее, в мае 1945 г., правительство утвердило Положение о золотой и серебряной медали и образец аттестата зрелости.

В 1944/1945 учебном году всеобщее обязательное обучение начало осуществляться с 7 лет.

Приказом наркома просвещения в январе 1944 г. была запрещена практика оценки работы школы и учителя на основе средних процентов успеваемости. Отмечалось, что формальные показатели росли, а в действительности ученики не становились грамотнее и образованнее. Этот приказ существенно не повлиял на школьную практику, т.к. других показателей работы школы и учителя определено не было.

В 1944 г. работу более 5 тысяч учителей и других работников народного образования правительство отметило наградами, орденами и медалями.

В августе 1944 г. были отменены уроки военного дела в школе. С сентября этого года начала действовать новая программа допризывной военной и физической подготовки юношей в VIII-X классах, предусматривающая 20-дневный лагерный сбор для учащихся IX класса в летние каникулы. Работа военруков сохранялась в должности преподавателей физической подготовки.

В 1949 г. в стране начался переход к всеобщему обязательному 7-летнему образованию.

В советской педагогике и школе начала 50-х гг. в сфере воспитания нарастали негативные явления, которые в «Законе об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958) были охарактеризованы как серьезное отставание «от требований коммунистического строительства». Главным недостатком школы стала «слабая подготовленность оканчивающих школы к труду, практической деятельности».

 

АВТОР: Козлова Г.Н.