18.04.2012 5784

Методика организации социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности

 

Способы и формы организации социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности могут быть описаны на опыте работы Института педагогики и психологии Костромского государственного университета им. Н. А Некрасова. Институт педагогики и психологии является одним из структурных подразделений университета. Он был создан на базе факультета педагогики и психологии и социально-педагогического факультета университета, чей опыт в значительной степени предопределил содержание и традиции воспитательной работы в институте. Воспитание студентов в институте педагогики и психологии осуществляется в соответствии с концепцией воспитательной работы со студентами Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.

Значительную роль в практике организации социального творчества студентов института играет специально созданное структурное подразделение - социально-педагогическая служба. В ее задачи входит координация и интеграция воспитательных усилий кафедр, преподавателей и сотрудников института. Социально-педагогическая служба является основным организатором процессов целеполагания и планирования воспитания, обеспечивает взаимодействие студентов с преподавателями, паритет интересов сторон. В составе службы - специалисты из числа преподавателей и аспирантов института. Руководство службой возложено на заместителя директора по социально-педагогической деятельности. Кроме того,- он выступает и в качестве специалиста службы. Распределение функций между специалистами варьируется в зависимости от их состава и подготовленности.

Перечень основных функций социально-педагогической службы можно представить следующим образом:

- организация целеполагания и планирования, анализа воспитательной деятельности в институте;

- организация и проведение программы ключевых дел;

- участие в создании и поддержка деятельности студийных объединений института;

- стимулирование деятельности студентов, особенно студенческого актива;

- консультирование творческих групп и студенческого актива по вопросам методики проведения мероприятий;

- индивидуальная педагогическая помощь студентам - представителям студенческого актива в самоопределении и самореализации;

- координация и интеграция усилий всех субъектов воспитания;

- информационное обеспечение воспитательного процесса;

- взаимодействие с подразделениями института (кафедры, службы) в целях координации воспитательного процесса как части образовательного процесса;

- взаимодействие с подразделениями университета в целях координации воспитательного процесса внутри института с мероприятиями других факультетов, университета и многое другое.

Организация социального творчества в институте связана с функционированием системы кураторства. Эта система предполагает следующую структуру: кураторы по специальностям (назначаются из числа преподавателей кафедр на заседаниях кафедр); кураторы по организации мероприятий (студенты - старшекурсники и представитель социально - педагогической службы); кураторы по работе с группой (студенты 4 курса). Кураторская работа включает помощь студентам в адаптации в институте, стимулирование студентов к участию во внеаудиторной деятельности, консультирование по вопросам организации мероприятий (особенно мероприятий, требующих использования профессиональных знаний и умений), анализ со студентами результатов их деятельности, оказание индивидуальной педагогической помощи в самоопределении, самореализации, саморазвитии.

Главными организаторами социального творчества во внеаудиторной деятельности института являются студийные объединения студентов. Преподаватели и специалисты социально-педагогической службы выступают в первую очередь экспертами, консультантами и координаторами работы.

Период существования студийных объединений ограничен, как правило, работой над определенным совместным проектом. В зависимости от этого они могут функционировать:

- в рамках определенного воспитательного события (например, группа организаторов конкретного мероприятия, режиссерская и актерская группы, объединение администраторов и т.д.);

- в течение полугодия (например, координационный совет фестиваля социальных акций);

- весь учебный год (например, объединение кураторов 1 курса);

- несколько лет (например, объединение культоргов института, методическое, хореографическое, вокальное объединения и др.).

Цикличность жизнедеятельности объединения связана с зарождением нового проекта студии и моментом окончания работы над ним. В рамках каждого цикла студия проживает несколько этапов деятельности. Первый этап - зарождение проекта, предварительная работа. На этой стадии мастер собирает вокруг себя группу единомышленников, вдохновляет их своими идеями и замыслами, рисует перспективы деятельности. Второй этап - это коллективное планирование, когда совместно ставится цель, мастер задает критерии качества желаемого творческого результата. Третий этап включает пошаговое планирование организации деятельности, коллективную подготовку к демонстрации продукта. Кульминация в жизнедеятельности объединения - презентация созданного проекта. За ней следует коллективное подведение итогов, анализ работы объединения. Заключительный этап цикла - последействие. После непродолжительного периода отдыха студийное объединение либо продолжает свою работу (вступая в новый цикл жизнедеятельности, работая над новым творческим проектом), либо заканчивает свое существование. Следует отметить, что социально-педагогическая служба по своей сути также является творческим студийным объединением.

Рассмотрим подробнее сущность студийных объединений, функционирующих в институте педагогики и психологии.

Для эффективной организации деятельности студентов существует объединение культоргов и объединение профоргов института. В каждой академической группе института работает один или два культорга и профорг. В компетенции культоргов находится организация внеаудиторной деятельности студенческих групп, профоргов - правовая и социальная защита студентов. Работу всех культоргов координирует культорг института, профоргов - профорг института, избираемые из числа студентов старших курсов. Они сотрудничают с социально-педагогической службой института, а также со студенческим клубом и профкомом студентов университета.

В объединение организаторов фестивалей входят культорги и другие активные студенты второго курса. Они тесно взаимодействуют с методическим объединением. Объединение организаторов было создано по инициативе студентов после итогового сбора-анализа 2003 - 2004 учебного года в целях установления эффективного взаимодействия и взаимопомощи между группами при организации основных Фестивалей института.

В состав методического объединения входят студенты-старшекурсники (3, 4 и 5 курсы) в количестве около 7-10 человек, а также специалисты службы. Они выступают кураторами учебных групп 2 курса при организации последними различных мероприятий. Задача куратора в данном случае состоит в том, чтобы помочь группе успешно и качественно организовать мероприятие. Куратор консультирует группу по методике организации определенной формы работы, а также по методике организации работы творческой группы, показывает существующие приемы творческого придумывания. По проведении мероприятия куратор анализирует с группой организаторов процесс и результаты их деятельности.

Координационный совет фестиваля социальных акций. Разработка организационной схемы проекта и механизма информационного обеспечения фестиваля социальных акций возложена на творческую группу студентов третьего курса. Они в процессе организации фестиваля занимают ключевую позицию. В состав координационного совета входят специалисты социально-педагогической службы, кураторы по специальностям из числа студентов третьего курса. Усилиями координационного совета при поддержке со стороны социально-педагогической службы проводятся семинарские занятия для студентов 1 и 2 курсов по организации акций; заключаются договоренности с преподавателями кафедр об оказании ими консультаций студентам по содержанию социальных акций; устанавливаются контакты с образовательными и социальными учреждениями города; организовывается информационный центр.

Объединение «Школа профессионального вожатого». Цель, которую ставили перед собой ее организаторы, состояла в том, чтобы подготовить студентов 1 и 2 курсов к работе с временными детскими объединениями. В качестве преподавателей в Школе выступают студенты 3,4,5 курсов. Школа отразила появляющуюся новую тенденцию к студенческой самоорганизации, поскольку уже в первый год своего существования в полной мере проявила себя как организованная структура, совместно управляемая как преподавателями, так и студентами. Необходимо отметить, что на базе этого объединения возникла новая группа, связанная с анимацией детского и взрослого досуга и активного отдыха.

Объединение кураторов 1 курса состоит из студентов 3-4 курса. В течение года студенты-старшекурсники занимаются с группами студентов 1 курса, каждый по своей специальности. Кураторы - это два-четыре студента-представителя каждой специальности, обычно они обладают достаточно высоким социальным статусом в своей учебной группе, преуспевают в учебной деятельности и проявляют активную позицию во внеаудиторной жизни института. Как правило, эти студенты заявляют о своей готовности работать с первокурсниками. У кураторов есть своеобразный и достаточно богатый опыт взаимодействия и работы в различных сферах. Для старшекурсников работа в качестве куратора группы является самостоятельной работой в качестве педагога (кураторы продолжают работать со своей группой и после окончания сборов, выступая по отношению к первокурсникам с педагогических позиций). За каждым куратором закрепляется группа студентов 1 курса, с которой он работает в течение учебного года. Объединение кураторов предназначено для того, чтобы старшекурсники могли обмениваться опытом, совместно разрабатывали планы своей работы с учебными группами.

Хореографическое и вокальное объединения состоят из студентов разных курсов и групп института. Обычно состав студии варьируется от 10-20 до 90-100 человек. То есть в создании танца на открытие фестиваля могут быть задействованы 10-15 человек, а в постановке танцев в рамках Фестиваля «Студенческая весна» желают принять участие от 80 до 100 студентов института. Руководят такими творческими группами студенты-старшекурсники, чьи мастерство и опыт работы были признаны в организации. Участники студии работают над определенным заказом, который поступает от специалистов службы или группы организаторов фестиваля либо реализуют свой собственный проект. С 2005-2006 учебного года данные объединения стали работать непрерывно на протяжении всего цикла ключевых дел. До этого момента они создавались только для работы в рамках фестиваля «Студенческая весна».

Кроме этого студенты могут реализовывать свои собственные проекты в других, созданных самостоятельно, объединениях. Каждая новая создающаяся творческая группа объединяется для работы в рамках фестиваля «Студенческая весна». Также такие группы могут создаваться в процессе работы над любым другим фестивалем (например, Фестивалем Творчества или Фестивалем Социальных Акций).

Режиссерское объединение. В его состав могут входить студенты, аспиранты и преподаватели института. Цель, которую преследуют участники объединения - обмен опытом работы (по поводу выстраивания взаимоотношений внутри коллектива, подбора и постановки произведения и др.).

Актерские объединения. Такие труппы, как правило, создаются спонтанно. Появляется человек и идея, которую он хочет реализовать, он собирает вокруг себя группу единомышленников, которая. начинает воплощать идею в жизнь. Жизнедеятельность таких объединений поддерживается при содействии со стороны специалистов социально-педагогической службы (информирование студентов об особенностях организации совместной деятельности, одобрение проекта деятельности, эмоциональная поддержка и т.д.)

Объединение администраторов создается только в рамках программы «Студенческая весна». Это связано, в первую очередь, с тем, что все программы этого фестиваля достаточно трудоемкие и сложные с точки зрения организации. Объединение администраторов состоит из 4 человек - представителей каждой программы фестиваля и специалиста социально-педагогической службы, который координирует их работу. Группа занимается расчетом финансовых смет на программы, основными организационными вопросами (приглашение гостей, обеспечение необходимого реквизита, договоренности с залом для выступления и многое др.) Администраторы - это связующее звено между всеми программами института в рамках Студенческой весны. Участники объединения разделяют функции между собой, координируют деятельность организаторов программ и участников в рамках фестиваля.

Таким образом, во всех студийных объединениях студенты под руководством мастера в лице специалиста службы или студентов-старшекурсников придумывают различные идеи для воплощения и наиболее интересные ходы в их реализации.

В соответствии с идеей изменения позиции студента от объекта воздействия преподавателя до активного участника развития и преобразования собственной личности, отношений с окружающим миром, любой фестиваль предусматривает определенную роль и место в процессе организации социального творчества для студентов каждого курса (смена ролей в соответствии с моделью макроуровня).

Методика макроуровня представлена совокупностью используемых форм и приемов воспитания студента в течение пяти лет обучения в вузе.

Первоочередная задача первокурсника, пришедшего в институт - включение в деятельность. Молодой человек должен увидеть, понять и осознать суть выбранной профессиональной сферы, а также оценить и принять (а может быть не принять) атмосферу и субкультуру, присущую институту. Позицию студента-первокурсника при этом можно охарактеризовать как активное участие во всех предлагаемых проектах внутри института, апробация себя в разных ролях (участник, исполнитель, организатор, сценарист, генератор идей и т.д.), а также в педагогической позиции (например, при проведении социальных акций для детей). Все эти процессы осуществляются через комплекс ключевых мероприятий института. Организаторами предъявления студентам ситуаций образцов, знакомства их с традициями университета, факультета являются преподаватели и студенты-старшекурсники.

На этапе включения в деятельность сопровождение предусматривает личностно-ориентированное информирование молодого человека о возможностях внеаудиторной деятельности и содействие в первых пробах группе и личности в осуществлении социально-значимой деятельности. Включение молодого человека в любую деятельность должно быть подготовлено. Необходимо создать не только благоприятную эмоциональную атмосферу, но и предоставить студенту как можно больше информации об особенностях предстоящей деятельности.

Процесс включения в деятельность для студентов института педагогики и психологии начинается с инструктивно-методического сбора, на котором происходит первое погружение первокурсника в среду воспитательной организации. Традиция сборов заимствована из практики историко-педагогического и социально-педагогического факультетов.

Целями инструктивно - методического сбора ИПП является: во-первых, коллективообразование (в академической группе, по специальностям и курсам); во-вторых, знакомство с институтом, специальностью, профессией, со спецификой учебной и внеаудиторной деятельности в институте; в-третьих, формирование положительного отношения к институту, профессии, специальности; осознание собственных потенциалов и возможностей в профессиональной сфере; установка на активное включение в учебный процесс и общественную жизнь института. Кроме того, большое место уделяется индивидуальной и групповой рефлексии студентов, общению со старшекурсниками, выработке у студентов навыков организации социального творчества, совместной деятельности, самовыражению и самореализации студентов.

Инструктивно-методический сбор проводится в конце августа - начале сентября перед началом учебных занятий. Организаторами сборов выступают преподаватели, аспиранты и актив студентов старших курсов института. Примерная программа сборов рассчитана на 5 дней. Каждый из дней имеет свою тематику. Цель дня - последовательно познакомить студентов с различными сферами их будущей профессии, учебы и жизни в институте. Каждый день сборов предполагает определенный набор мероприятий и учебных занятий, выстроенных в соответствии с тематикой дня. («Я и группа», «Я и институт», «Я и организаторская деятельность в институте», «Я и специальность», «Я - студент ИПП»). В программу сборов включены занятия, которые позволяют сформировать начальные прикладные навыки, необходимые в процессе организации социального творчества.

Результаты инструктивно-методического сбора достаточно многосторонни. Студент знакомится с историей и традициями института, с преподавателями кафедр; у молодого человека формируются представления об особенностях учебного процесса. Первокурсник знакомится с существующими в институте творческими объединениями студентов, получает умения необходимые ему в процессе организации социального творчества: организации группы, разработки и реализации собственного проекта, вдохновения группы на работу и др. Происходит первичное самоутверждение в учебной группе; развитие навыков организации творчества. Таким образом, происходит первое погружение первокурсника в среду института.

Включение первокурсников во внеаудиторную деятельность института происходит на протяжении всего учебного года через организацию таких форм работы, как:

- собрания культоргов первого курса. Собрания проводит культорг института совместно с представителем социально-педагогической службы. Культоргов знакомят с планами работы на ученый год, объясняют задачи каждого фестиваля, демонстрируют возможные варианты участия в нем.

- содействие кураторов студентам своей академической группы. Куратор помогает первокурсникам в организации выступлений, настраивает их на совместную деятельность, консультирует студентов по специфике формы и вопросам организации мероприятия, дает экспертную оценку, транслирует идеи и ценности института, его субкультуру.

- собрания академических групп. Обычно проводятся преподавателями и специалистами службы для групп первого курса. Основные задачи собрания - проинформировать студентов о возможных вариантах участия в рамках конкретного фестиваля и, как следствие, о дальнейших перспективах деятельности.

- индивидуальное консультирование. Студенты первого курса достаточно часто обращаются к кураторам групп или специалистам социально-педагогической службы для того, чтобы им помогли разобраться в возникшей ситуации. Специалисты службы оказывают эмоциональное содействие и информирование о разрешении проблем включения молодого человека в академическую группу, проблем эффективной организации деятельности внутри группы. Кроме этого, некоторые студенты-первокурсники нуждаются в совместном с педагогом поиске площадок для самореализации.

Студенты второго курса в институте педагогики и психологии выполняют роль организаторов всех мероприятий внутри института. Данная роль позволяет им успешно использовать знания, получаемые на занятиях, осваивать и применять на практике организаторские умения и навыки, уточнить для себя особенности профессиональной деятельности.

На этапе организации социального опыта молодого человека второкурсники выступают как основные субъекты подготовки и проведения мероприятий, проводимых в институте педагогики и психологии. Отсюда организация социального опыта происходит в процессе практической деятельности. Этим обосновано наличие:

- Во-первых, информирования студента об алгоритмах эффективной организации социального творчества во внеаудиторной деятельности института. Информирование осуществляется посредством методического консультирования студента специалистами социально-педагогической службы, куратором по специальности и участниками методического объединения. Цель консультирования в том, чтобы у молодого человека сложилось представление об эффективных алгоритмах организации совместной деятельности, о потенциальных возможностях окружающей среды и способах привлечения этих возможностей для реализации своего проекта; студент должен понимать смысл основного содержания мероприятия и требования, предъявляемые к конечному результату.

- Во-вторых, на данном этапе происходит содействие в осмыслении ситуаций взаимодействия в процессе социального творчества. Осмысление происходит в ходе групповой и индивидуальной рефлексии, организованных специалистами социально-педагогической службы, куратором и методистами. Групповая рефлексия необходима, когда в группе в процессе организации возникают конфликтные ситуации, а также по завершению совместной деятельности. Индивидуальная рефлексия организовывается в основном для лидеров групп и затрагивает вопросы выстраивания отношений диалога с окружающими, понимания своего места в группе, соотнесения своих личных возможностей и способностей с требованиями, предъявляемыми к лидеру в данной группе.

Главным делом третьего курса в течение года становится Фестиваль социальных акций. Этот фестиваль предполагает проведение студентами общественно-полезных дел, в том числе в образовательных и социальных учреждениях. Студенты третьего курса координируют осуществление социальных проектов вне стен института, являются организаторами фестиваля. Они вовлекают в него другие курсы, проводят семинарские занятия и консультации для студентов младших курсов по проведению социальных акций, взаимодействуют с администрацией учреждений, для которых проводятся акции, координируют деятельность студентов разных курсов по специальностям.

Студенты четвертого курса выступают в роли кураторов студентов первого курса. Поручения кураторов-студентов близки задачам работы кураторов из числа преподавателей. Кураторство становится своеобразной пробой себя в выполнении отдельных педагогических функций: обучения студентов младших курсов основам актерского мастерства, вокалу и т.п., подготовка с ними их выступлений, эмоциональное заражение младших и своих однокурсников, анализ и рефлексия с группой по результатам проведенного мероприятия и т.п. Как правило, в качестве кураторов выступают немногие студенты - 17-20 человек. Однако они организуют взаимодействие студентов 4 курса со студентами 1 курса своей специальности. Кроме этого, всем желающим четверокурсникам предлагается попробовать себя в роли методиста или инструктора школы вожатых, поскольку в институте действует методическое объединение и школа вожатых.

К пятому курсу студент определяет индивидуальные траектории в учебе, науке, внеаудиторной деятельности, поэтому здесь представляется наиболее эффективной работа со студентами по подбору индивидуальных ролей и поручений. Кроме того, существует тенденция, что среди пятикурсников появляется несколько человек, которые стремятся к самореализации в качестве педагогов, участвуя в разных проектах, мероприятиях, творческих объединениях института.

Кроме того, студенты 3, 4 и 5 курсов стараются реализовать педагогическое содержание, как в своих выступлениях, так и при организации мероприятий. Показывают высокий уровень подготовки выступлений в исполнительском мастерстве, могут выступать кураторами студенческих групп 1 курса, оказывать методические консультации организаторам мероприятий, являться руководителями студийных объединений студентов в институте. Студенты старших курсов теперь могут самостоятельно организовывать проекты, собирать для работы над ними группу людей, планировать и анализировать собственную деятельность. Но тут у студентов могут возникать некоторые внутренние проблемы. С одной стороны, молодой человек владеет некоторым алгоритмом деятельности организации социального творчества, а с другой стороны, он не всегда уверен в своих силах или наоборот слишком много сил и желания действовать, но нет видимой (для студента) площадки для реализации своих возможностей, часто молодой человек нуждается в одобрении своего проекта со стороны более опытного и знающего человека.

Отсюда этап экстериоризации предполагает со стороны педагога содействие студенту-старшекурснику в осознании своих возможностей и целей участия во внеаудиторной деятельности:

- Во-первых, для того чтобы молодой человек мог определить свои планы и интересы во внеаудиторной деятельности на учебный год, специалисты службы в индивидуальных беседах помогают студенту увидеть личный смысл участия, возможные площадки для самореализации в процессе организации социального творчества во внеаудиторной деятельности и вытекающие из этого обязанности студента. Совместно с педагогом студент анализирует плюсы и минусы возможной ситуации, строит перспективы личного роста.

- Во-вторых, специалисты социально-педагогической службы оказывают эмоциональную поддержку представителям студенческого актива института. Это создание условий, которое проявляется в особенном отношении к активу. Им уделяется самое большое количество времени педагогов, их выделяют среди остальной массы студентов института, их поддерживают в начинаниях, в группе к ним особенное отношение, у них есть кабинет для работы.

- В-третьих, оказание информационной поддержки по поводу организации социального творчества (например, проекта работы студии). Поддержка оказывается либо когда педагог видит, что возникает проблемная ситуация, либо когда молодой человек сам обращается за помощью. Смысл информационной поддержки на данном этапе в том, чтобы помочь старшекурснику увидеть, как процесс организации деятельности сделать наиболее эффективным.

Практика работы показывает, что для успешной реализации собственной инициативы студенту необходимо сопровождение со стороны педагога. Запуск процесса самоорганизации студентов, их самодеятельности, проявление социальной активности и творческого поиска неминуемо приводит к значительному снижению уровня организации социального творчества. Но этот момент можно сгладить, продолжая реализовывать при этом студенческую самодеятельность. Это возможно при условии, что педагог (в нашем случае специалист службы) осуществляет кураторство, сопровождение инициативных студентов и творческих групп в содержательном и организационном аспекте. Содержательный аспект предполагает прояснение вместе со студентами смыслов их деятельности и самой программы, отслеживание соответствия идеи программы форме ее воплощения, эффективности работы творческой группы по подготовке мероприятий. Организационный аспект, включает координацию условий (времени, места) проведения всех программ, помощь в привлечении необходимых ресурсов, контроль сроков подготовки программ.

Применяемая ежегодно, эта система распределения ролей каждый раз через разнообразие ситуаций предоставляет студенту возможность изменять собственную роль и деятельность в ней, продвигаясь от этапа включения в деятельность к этапу экстериоризации - определения личностных смыслов и развитие.

Практика организации социального творчества во внеаудиторной деятельности студентов вуза на мезоуровне может быть представлена программой «Палитра Фестивалей». Программа включает в себя цикл ключевых дел - фестивалей и связанных с ними шести циклов организации внеаудиторной деятельности самодеятельными объединениями студентов и преподавателями. Фестиваль как событие - это наличие разных площадок для реализации творческих проектов, наличие различных ролей в совместной деятельности. Это праздник, в котором каждое представление имеет значение для студентов и преподавателей. Отдельно взятый фестиваль предполагает проведение нескольких мероприятий, каждое из которых предоставляет возможность студентам разных курсов попробовать себя в различных ролях (участник, исполнитель, организатор и т.д.) и видах творчества (художественное, интеллектуальное, социальное).

В рамках Фестиваля специальностей, проходящем в сентябре, студенты, обучающиеся по каждой из специальностей вуза, демонстрируют собственную специальность, себя как будущих специалистов и свою ведущую кафедру. Фестиваль представляет собой комплекс конкурсных программ, проходящих в течение одного дня. Программа дня строится по следующей логике:

- «Открытие Фестиваля специальностей». Как правило, открытие всегда проходит в форме линейки, где каждый из участников показывает свою готовность к началу учебного года. Основная задача этого мероприятия - запуск фестиваля. Все начинается с того, что директор института поздравляет студентов с началом учебного года, организаторы оглашают режим работы и основные площадки фестиваля, студенты 5 курса показывают творческие выступления, посвященные специальностям. Их оценивает жюри, в составе которого заведующие кафедрами института. Студенты остальных курсов и преподаватели являются активными участниками открытия

- «Ярмарка ИПП». Ярмарка - это возможность студентов 3-4 курса образно, ярко и содержательно представить свою специальность. Для всех остальных студентов и преподавателей это возможность познакомиться с другими специальностями института. Площадки Ярмарки организуют студенты 3 и 4 курса (студенты 3 курса представляют свою специальность и кафедру, свои достижения, студенты 4 курса представляют технологии работы по своей специальности). Посетители Ярмарки ИПП - студенты 1 и 2 курса в полном составе, студенты 3 и 4 курсов (кроме тех, кто не является организатором площадки), студенты 5 курса (по желанию). Качество представленных площадок оценивает жюри, в состав которого входят заведующие кафедрами и директор института.

- «Знакомьтесь - 1 курс». Это мероприятие является не только первым самостоятельным опытом организации собственной деятельности первокурсников, оно предоставляет возможность студентам 1 курса первый раз показать, проявить себя в институте. Участники мероприятия - студенты всех групп 1 курса - представляют выступления на 5 - 7 минут на тему «Мы такие разные», в качестве членов жюри выступают студенты 5 курса.

Участие каждого курса происходит в соответствии с его ролевым предписанием в институте. Студенты 3 и 4 курсов организуют в рамках «Ярмарки ИПП» несколько творческих площадок, где демонстрируются полученные знания и практические умения. Студенты 2 курса выступают организаторами всего фестиваля, а также представляют стенные газеты по специальности. Пятикурсники каждой специальности готовят визитную карточку одного из своих представителей, который принимает участие в конкурсе профессионального мастерства либо демонстрируют агитбригады по проблемам своей специальности. Первокурсники впервые выходят на сцену перед другими студентами института с театральными миниатюрами, посвященными своей специальности. Преподаватели выступают в качестве консультантов и жюри всех конкурсов. Фестиваль традиционно, как и прочие фестивали, начинается линейкой открытия и завершается подведением итогов и вручением призов, особо отличившимся участникам.

Одна из значимых задач Фестиваля специальностей - объединение студентов и преподавателей, эмоциональный запуск работы в новом учебном году. При этом представлению особенностей и содержания специальностей, их проблемам и перспективам развития уделялось недостаточное внимание. Поэтому в 2004-2005 учебном году место Фестиваля специальностей 'занял День Института как день объединения и старта совместной работы.

Фестиваль лета проводится в течение двух дней в октябре в стенах института. Основная задача фестиваля - познакомить студентов со спецификой работы в загородных детских оздоровительных центрах и «авторских» лагерях Костромской области, подвести итоги летней педагогической практики. Основными участниками этого фестиваля являются студенты - члены педагогических коллективов загородных детских оздоровительных центров и «авторских» лагерей Костромской области. Они готовят газеты о себе, своей работе летом, реализованных идеях и программах. Смысл их участия в программе можно охарактеризовать так: фестиваль - это создание площадки для обмена опытом, самовыражения, набора кадров. В рамках фестиваля организуется научно-практическая конференция, на которой студенты докладывают о проведенных летом исследованиях, происходит обмен опытом по решению методических и педагогических проблем. Для студентов 1-2 курсов наиболее опытные представители педагогических отрядов проводят семинары-практикумы по различным вопросам педагогической деятельности в лагере. Фестиваль дает старт работы «Школе профессионального вожатого», которая будет работать в течение всего учебного года.

Фестиваль предоставляет возможность каждому проявить себя. Первокурсники выступают основными зрителями, они смотрят, участвуют, учатся. Второкурсники, являясь основными организаторами мероприятий, как и на других фестивалях, учатся основам эффективной организации деятельности, в чем им помогают методисты. Третьекурсники представляют отчет по итогам летней педагогической практики. Старшекурсники вправе выбирать роль и площадку для своего участия в фестивале. Заведующие кафедрами выступают в качестве членов жюри. В течение Фестиваля они определяют претендентов на номинации премии «Лето». Преподаватели-руководители практики помогают студентам третьего курса готовить отчеты по лету. На фестивале обязательно присутствуют гости, связанные с работой в летних оздоровительных центрах, как правило, они вручают основные призы и номинации на церемонии вручения премии «Лето». Присутствующие директора баз представляют загородные детские оздоровительные центры.

Первый день Фестиваля Лета предполагает проведение нескольких мероприятий:

- Презентация газет коллективов лагерей, участвующих в конкурсной программе фестиваля. Содержание газеты отражает информация о прошедшей смене, а также об истории лагеря, содержании и специфике его программы, педагогическом коллективе, традициях и делах, воспитанниках и т.д.

- Открытие фестиваля лета. Здесь присутствуют студенты 1 и 2 курса, а также представители лагерей. Педагогические коллективы лагерей творчески представляют свой лагерь, коллектив и смену (они готовят выступлении - визитную карточку на 2-3 минуты).

- Круглые столы. Цель мероприятия: информационный обмен методиками решения проблем, встречающихся в работе каждого вожатого в каждом лагере, и представление новых методических приемов из практики прошедшего лета. Например, в 2005 учебном году были заявлены круглые столы по проблемам социально-педагогической деятельности в работе с временными детскими объединениями. В связи с этим был определен примерный перечень тематик выступлений: «Технологические аспекты деятельности педагога-организатора» (назначение, технологический алгоритм, особенности использования в разных ситуациях); «Массовые мероприятия в программе лагеря» (назначение, содержание, методика и особенности организации дел); «Образовательные аспекты программы лагеря» (назначение, содержание, методика и особенности организации занятий); «Управление педагогическим коллективом лагеря» (структура педагогического коллектива, принципы, формы, стили, проблемы управления). Каждый круглый стол проводится в отдельной аудитории, слушателями выступают не только участники, но и студенты 2 курса. Кроме этого, в рамках круглого стола «Массовые мероприятия в программе дагеря» проходит конкурс «Дело года». Каждый педагогический коллектив представляет методическую разработку мероприятия, разработанного и проведенного в рамках своей смены (программы)..,'

- «Звезды лета». Первый день фестиваля традиционно завершается песенным вечером, где звучат любимые песни педагогических отрядов. Педагогические коллективы представляют две песни и готовят их словесную презентацию. Этот вечер открыт для всех желающих принять в нем участие. «Настроение» вечера располагает к общению участников, напоминает представителям педагогических коллективов о работе с детским коллективом, предоставляет возможность еще раз погрузиться в атмосферу лагерной смены.

Второй день программы Фестиваля включает:, s Творческий отчет педагогических коллективов загородных оздоровительных детских центров. Студенты 3-4 курсов, работающие педагогами-организаторами в летних загородных программах, представляют творческий отчет о проведенной смене, рассказывают о базе, на которой они работали, о специфике работы и особенностях коллектива смены. Это не только отчет о проведенной летней практике, но и анонсирование тех лагерей и смен, в которых ребята проходили практику. Зрителями выступают студенты 1 и 2 курсов и представители педагогических коллективов лагерей, участвующих в конкурсной программе фестиваля.

- Мастер-классы педагогических коллективов лагерей. Проводятся для студентов 1-2 курсов института педагогики и психологии, также в мастер-классах в качестве участников и зрителей могут быть по желанию студенты старших курсов. Обычно содержание мастер-класса связано с какими-либо аспектами практической педагогической деятельности с временным детским объединением (например, изготовление визиток, сюрпризок; проведение коммуникативных игр, организация конкретной формы мероприятия, основы проведения часа песни и др.) Длительность мастер-класса - 50 минут, перерыв между ними - 10 минут. Таким образом, каждый мастер-класс может проходить 3 раза или меньше. Каждый лагерь может предложить для проведения один или несколько мастер-классов.

Открытие Школы Профессионального Вожатого, куда приглашаются студенты 1 и 2 курсов. Их знакомят с руководителями школы, студентами-старшекурсниками, которые будут вести занятия на протяжении всего учебного года, режимом работы школы, основными темами лекций, практикумов и др. '

- Церемония вручения премии «Лето» стала уже традиционной. На протяжении двух лет она является финалом Фестиваля Лета. Это финальная шоу-программа, напоминающая по своей сути церемонию награждения «Оскар». Каждый педагогический коллектив представляет один творческий номер (не более 3-4 минут). В течение всей программы происходит награждение коллективов. Компетентное жюри из числа преподавателей института, много лет работавших в сфере летнего детского отдыха и оздоровления, на протяжении всего фестиваля оценивает результаты работы, представленные коллективами, и присуждает им победу в соответствующих номинациях. Традиционно педагогическим коллективам лагерей присуждаются следующие номинации: «Изменим мир вокруг себя», «Верность традициям», «Сердце отдаю детям», «Если не творчески, то зачем?», «Настоящая команда», «Лето круглый год», «Мастера своего дела».

Также программа фестиваля предлагает всем желающим принять участие в следующих делах:

- Выставка методической литературы: педагогические коллективы представляют свои методические разработки (как в печатной, так и в рукописной форме), результаты педагогических исследований, результаты инновационной деятельности.

- «Стол заказов»: здесь можно оставить свою заявку на организацию какого-либо события (встречи между лагерями, мастер - класса, круглого стола и т.д.) или свое пожелание. И тогда дело будет организовано другими участниками Фестиваля. На основании данных заказов организовывается программа второго дня.

- Презентация газет лагерей. Педагогические коллективы, работающие летом, представляют свою газету, где рассказывают о смене прошедшего лета, а также об истории лагеря, содержании и специфике его программы, педагогическом коллективе, традициях и делах, воспитанниках, и т.д. Газета будет размещаться на стенах этажа института.

Фестиваль творчества позволяет студентам проявить себя в различных видах художественного творчества. Он проводится в течение трех дней ноября. Цель фестиваля - создание условий для творческой самореализации студентов и преподавателей института педагогики и психологии. Первоочередными задачами являются обеспечение возможностей реализации творческих способностей студентов и преподавателей института педагогики и психологии в различных сферах творчества и возможностей для осуществления студенческой самодеятельности, а также обеспечение необходимого педагогического и методического сопровождения процесса. В фестивале творчества принимают участие самые разные творческие объединения студентов: учебные группы, студии, самоорганизующиеся группы ребят на основе общности интересов как с одного, так и с разных курсов. Этот фестиваль - своего рода основа отбора талантов для подготовки к общеуниверситетскому фестивалю «Студенческая весна».

Фестиваль предполагает организацию нескольких творческих- программ:

- Лирический вечер, где на малой сцене представляются разные жанры (декламация, танец, авторская песня, театрализация, художественное искусство и т.д.) по определенной тематике. В 2005-2006 учебном году лирический вечер был заменен на другую форму проведения - «Арбат ИПП». Это связано с тем, что лирический вечер был рассчитан на 20-30 участников и не мог предоставить возможность самореализации большему количеству студентов. «Арбат ИПП» позволил всем студентам института проявить себя и продемонстрировать свои достижения. Форма мероприятия представляет собой интерактивную выставку творческих личностей института педагогики и психологии и результатов их творчества: стихи, песни, рисунки, фотоматериалы, коллекции, поделки и т.д. К участию приглашаются студенты и преподаватели института педагогики и психологии. Во время отведённых полутора часов организаторами обеспечивается презентация выставки и работа трех творческих демонстрационных площадок на этаже института педагогики и психологии. На этих площадках молодые люди представляли, во-первых, авторские песни, во-вторых, читали авторскую прозу и стихи собственного сочинения, а также демонстрировали свои достижения в прикладном и художественном творчестве (вышивка, резьба по дереву, выжигание, кулинария, искусство оригами, фотовыставка и галерея картин, карандашных рисунков студентов и многое другое) и в любых других жанрах (игры с залом, миниатюры одного актера, пантомима и т.д.);

- Конкурс театрального мастерства, на котором студенты и преподаватели представляют различные по характеру миниатюры. Это традиционное дело Фестиваля Творчества. Оно предполагает представление творческих миниатюр студенческими коллективами. В 2005 году культоргами института на планировании года была выбрана тематика, которую условно и в общем смысле можно назвать «О свободе человека». Студенты первого курса принимают участие учебными группами, организаторами подготовки выступления являются культорги групп. Для старших курсов предполагается участие в конкурсе театральных миниатюр творческими объединениями. Конкурс позволяет определить актуальные темы, режиссёрские и актёрские способности участников.

- Праздник песни и танца, где преобладают эстрадные жанры, причем сам конкурс становится эмоциональным завершением, пиком всего фестиваля. Праздник позволяет обеспечить самореализацию представителей института педагогики и психологии в песенном и танцевальном жанрах. Перечень творческих номеров конкурса составляется на основе индивидуальных и групповых заявок организаторами мероприятия. Также предполагается участие творческих объединений, существующих в институте педагогики й психологии. Интересно то, что все чаще в этом празднике принимают участие творческие коллективы учреждений общего и дополнительного образования города. Как правило, художественными руководителями этих коллективов являются студенты-старшекурсники института.

В феврале-марте проводится Фестиваль социальных акций, где студенты каждой из специальностей организуют общественно-полезные дела для учреждений, организаций города, сотрудничающих с институтом педагогики и психологии КГУ, и совместно с ними. Это учреждения и организации города и области: общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования, интернатные учреждения и реабилитационные центры, Центр социального здоровья, Центр психотерапии и практической психологии, Комитеты по делам молодежи администрации города и области и т.д. Организуемая студентами акция должна быть социально значима, соответствовать специальности, по которой обучаются студенты, носить творческий характер (в процессе реализации, организации или подготовки) и быть результатом самодеятельности студентов. Весьма важной является тенденция к тому, чтобы социальные акции стали составляющей внеаудиторной деятельности студентов в течение всего учебного года, а фестиваль - этапом наиболее интенсивной реализации акций.

Координаторами всех проводимых в институте педагогики и психологии социальных акций являются студенты третьего курса и координационный совет фестиваля. В его задачи входит:

- информирование студентов и преподавателей Института педагогики и психологии о сроках и условиях проведения Фестиваля социальных акций;

- осуществление подготовительной работы по разработке социальных акций; подготовительная работа включает определение организационной структуры Фестиваля, формирование творческих групп студентов и преподавателей, разработку идей социальных акций, определение места и времени, адресатов конкретных акций;

- проведение открытия Фестиваля социальных акций;

- контроль за реализацией социальных акций;

- организация закрытия Фестиваля социальных акций, подведение итогов Фестиваля, анализ проекта.

Реализация проекта фестиваля включает в себя следующие организационные структуры.

- Директорат ИПП и заведующие кафедрами института: управление деятельностью служб, преподавателей и студенческих объединений по организации и проведению фестиваля социальных акций.

- Преподаватели - кураторы по специальностям: конкретизация задач Фестиваля социальных акций для своей специальности, педагогическое обеспечение организации социальных акций студентами своей специальности, координация осуществляемых социальных акций, сбор отчётной документации, анализ Фестиваля со студенческими группами в соответствии с поставленными задачами.

- Учебная часть, административная часть, социально-педагогическая служба: организационное обеспечение фестиваля. Социально-педагогическая служба ИПП. В задачи службы входит информационное обеспечение Фестиваля социальных акций, организация взаимодействия.

- Организаторы социальных акций: установление контактов с образовательными учреждениями и учреждениями социального обслуживания; разработка и организация мероприятия; привлечение средств на благотворительные нужды и организацию мероприятий; подготовка отчета по проведению акции. Предполагается проведение одной или нескольких социальных акций каждой учебной группой.

Основные мероприятия Фестиваля социальных акций:

- Сбор культоргов учебных групп. Решает задачи информирования студентов о предстоящей деятельности в рамках Фестиваля социальных акций. Организаторами сбора являются социально-педагогическая служба и культорги института.

- Практикум со студентами 1-2 курса по разработке социальной акции. Организаторами практикума являются методисты института - студенты старших курсов.

- Организационные сборы по специальностям. Участники сбора: культорги учебных групп специальности, актив специальности (по 3-4 человека от группы), представители координационного совета Фестиваля,- методисты. Организатором сбора является куратор по специальности, назначенный кафедрой. Сроки определяют кураторы.

- Открытие фестиваля социальных акций. Организаторами открытия выступает учебная группа 2-го курса. Участниками являются студенты и преподаватели института педагогики и психологии. На открытии Фестиваля предположительно представляются варианты проектов социальной акции, творческие выступления о категориях людей своей специальности, нуждающихся в помощи, возможны творческие встречи кураторов со студентами первого курса для определения задач и вариантов их участия в Фестивале.

- Оформление газет по итогам социальных акций. Организаторами этого события является координационный совет Фестиваля. Участники - группы, организаторы социальных акций.

- Закрытие Фестиваля социальных акций. Проводится в рамках Ежегодного итогового концерта Института педагогики и психологии. Организаторы закрытия - кураторы от кафедр, координационный совет Фестиваля.

- Сбор - анализ Фестиваля социальных акций. Организаторами анализа выступают социально-педагогическая служба, кураторы от кафедр, координационный совет Фестиваля. Цель этого мероприятия - увидеть основные плюсы и минусы в координации фестиваля, организации совместной деятельности студентов и проведении социальных акций, устранить ошибки в организации, а также определить перспективные направления деятельности.

Немаловажное значение имеет информационный центр фестиваля, который представляет информацию, необходимую участникам и организаторам акций (где и когда можно провести социальную акцию, к кому необходимо обращаться в учреждении, кто в институте может оказать необходимую помощь в подготовке и проведении акции). Также информационный центр оформляет итоги фестиваля.

В апреле в рамках всероссийского конкурса проходит Фестиваль «Студенческая весна». Институт педагогики и психологии ежегодно принимает участие в этом конкурсе, представляя на суд зрителей несколько программ:

- Отчетный концерт института подводит итоги года. Идея концерта не только в том, чтобы предоставить студентами возможность продемонстрировать лучшие сценические номера года (вокал, хореографию, театральные постановки и др.). Кроме этого, на концерте происходит награждение тех студентов и преподавателей, которые сделали значимый вклад в работу института в течение года. Здесь все награждения можно представить; в виде нескольких блоков, в которых отмечают: организаторов основных событий института в течение года - культоргов и актив студентов второго курса; членов координационного совета фестиваля, организаторов самых значимых акций, проведенных студентами института; студентов, занявших призовые места в конкурсе «Шаг в будущее», всех активно участвующих в научных проектах института, вуза, города; спортсменов за личные достижения, участников и победителей эстафеты «Гонка за лидером», футбольную команду института и др.; руководителей студийных объединений института; участников методического объединения; культорга и профорга института; преподавателей за продуктивную работу на кафедре и воспитательную работу со студентами в течение учебного года. Кульминацией Отчетного концерта является награждение премией «Человек года». В течение двух недель до отчетного концерта организаторы проводят социологический опрос, в котором принимают участие студенты и преподаватели института. Опрос проходит в два тура: первый - направлен на то, чтобы очертить круг основных претендентов на премию; второй - предполагает выявление человека года. При выборе кандидатов, как отмечают сами студенты, они выбирают людей, деятельность которых является социально значимой и важной не только для самого человека и воспитательной организации, но и для окружающих. Этот человек должен обладать такими качествами характера, как активность, ответственность, инициативность и демонстрировать творческий подход к делу.

- Спектакль преподавателей. Впервые в рамках фестиваля «Студенческая весна 2003» был поставлен спектакль преподавателей «Колесо жизни» по мотивам рассказов А. Аверченко. Всем студентам интересно увидеть своих педагогов в новой роли. Кроме этого, процесс совместной деятельности по подготовке спектакля позволяет создать творческий настрой и отношения среди коллектива преподавателей. Спектакль преподавателей является не только актом воспитательного воздействия, но и моментом творческого объединения преподавателей, их сопричастности жизни студентов.

- Камерная постановка. Последние три года (с 2003-2004 учебного года) в рамках фестиваля «Студенческая весна» демонстрируется ещё одна программа - камерная театральная постановка, автором и режиссером которой является кто-либо из студентов. Первый авторский спектакль «Моя история» поставили студенты 5-го курса. Он стал инициативой студентов, поддержанной преподавателями. Написание сценария, режиссура и организация данной программы была осуществлена пятикурсниками самостоятельно. В последующие годы камерные постановки стала осуществлять одна из студенток института. Первый свой спектакль «Дыхание жизни» был поставлен ею на 2 курсе обучения. Естественно, ей оказывалась организационная и содержательная поддержка со стороны преподавателей. Второй спектакли «Утро завтрашнего дня», поставленный ею самостоятельно, занял третье место в фестивале «Студенческая весна - 2006» в рамках университета. Эти постановки, с одной стороны, яркое и самодостаточное событие, с другой - «проба пера» режиссером с перспективой постановки смотра.

- Смотр художественной самодеятельности - это спектакль, по жанру близкий к мюзиклу, в подготовке которого принимает участие до 200 студентов и преподавателей института. В него включаются вокальные и хореографические номера, подготовленные студийными объединениями. Как для любой театральной постановки, готовятся декорации, реквизит, костюмы, подбираются музыка, свет. Смотр является кульминацией вне аудиторной деятельности студентов в течение года. Это традиция, воспринятая институтом еще из опыта историко-педагогического факультета. Постановщиками смотра тогда были студенты. В течение четырех лет эта задача возлагалась на преподавателей, однако тенденция к самоорганизации и самодеятельности студентов привела к тому, что режиссером смотра « Студенческой весны -2005» стал студент. Обычно в процессе подготовки смотра появляется группа студентов-старшекурсников (актеров, администраторов, руководителей студийных объединений и др.), которая вместе с режиссером-постановщиком спектакля создает в институте определенную творческую атмосферу, определяет нормы взаимодействия. Смотр предоставляет большие возможности для развития взаимодействия студентов института, например, в процессе подготовки спектакля студенты всех курсов и групп активно общаются друг с другом. Кроме того, это уникальная форма сотрудничества студентов и преподавателей института.

Очевидно, что в процессе этого Фестиваля «Студенческая Весна» формируется и развивается свой особенный социально-психологический климат и культура отношений в институте.

Завершением годового цикла ключевых дел является Фестиваль науки. Этот фестиваль подводит итоги научного творчества в течение года, предоставляя студентам возможность продемонстрировать собственные научные разработки. В ходе фестиваля науки проводятся научно-практические конференции в соответствии с темами, определяемыми кафедрами института, выставки научных и прикладных разработок, осуществлявшихся в ходе профессиональных практик студентов, представления проектов исследований, планируемых к осуществлению во временных детских объединениях в ходе летней воспитательной практики.

Все мероприятия в рамках фестивалей организовываются группой студентов. Отсюда наиболее эффективной будет организация, в основе которой лежит алгоритм коллективно - творческой деятельности:

- предварительная работа (стартовые беседы с группами, специальностями, активом студентов, руководителями студий и др.);

- совместное планирование (придумывание контекста фестиваля, распределение полномочий, определение контрольных сроков и др.);

- совместная подготовка мероприятий;

- коллективное проведение фестиваля;

- совместное подведение итогов с группами участников, организаторов мероприятий (вербализация ощущений, оценивание, анализ, рефлексия);

- ближайшее последействие (выполнение собственных решений, новые поиски, замыслы).

Коллективно - творческая деятельность отличается от Фестиваля как ключевого дела. На наш взгляд, Фестиваль - это некое событие, которое мы организовываем, проходя этапы коллективно - творческой деятельности, с учетом некоторых составляющих. Организация социального творчества на микроуровне предусматривает организацию каждого отдельного фестиваля как воспитательного события, которое можно охарактеризовать при помощи определенных компонентов.

Очень важной составляющей события в институте педагогики и психологии является Открытие и Закрытие фестиваля. Для того, чтобы открытие стало ярким запуском события, а закрытие - своеобразной финальной эмоциональной точкой, необходимо наличие нескольких составляющих. Площадка для проведения мероприятия должна быть достаточно большой, чтобы вместить всех желающих, музыкальное и художественное оформление должно быть ярким, запоминающимся и соответствовать тематике проводимого фестиваля. Чаще всего открытие проходит в форме линейки или презентации. Закрытие - это всегда шоу-программа. Как правило, на открытии в начале и на закрытии в конце звучит речь значимого для данной воспитательной организации человека (например, директора института, декана факультета или их заместителей). Кроме этого, на открытии необходимо огласить режим работы в течение фестиваля, а также представить площадки и участников мероприятий. Все выступления на запуске и финале фестиваля должны быть подготовлены и четко отрепетированы. Запуск создает настрой на дальнейшую работу участников в процессе всего фестиваля. Финальная точка определяет настроение людей и впечатления от всего фестиваля, которые они унесут с собой.

Обязательно наличие конкурсов. Конкурс позволяет определить лучших в конкретном деле, в определенном направлении деятельности. Предоставляет возможность увидеть не только результат, но и сам процесс работы, и людей, на которых можно «равняться» в деятельности. Конкурс, как правило, проходит между студентами и преподавателями (например, конкурс песни и танца), группами (например, «Знакомьтесь - 1 курс»), специальностями (ярмарка специальностей, а также фестиваль социальных акций). Как показывает практика, преподаватели выступают вне конкурса (их выход на сцену всегда вызывает у зрителей положительные эмоции). Раскрывая суть конкурса между курсами, необходимо говорить, прежде всего, о негласном соревновании и оценке результатов.

Естественно, что наличие конкурса невозможно без награждения отличившихся. Суть процесса награждения в том, чтобы каждый участник фестиваля остался доволен своей работой и работой своих коллег (именно поэтому организаторы стараются отметить как можно большее количество человек). Также награждение предоставляет возможность выделить лидеров, успешных студентов в конкретной сфере. Кроме всего прочего, конкретно для студента награждение - это момент признания его труда, а для всех остальных участников организации - представление эталона успешной, эффективной деятельности.

На протяжении всего фестиваля можно наблюдать яркие проявления культуры воспитательной организации. Например, при создании института педагогики и психологии в 2001 году был организован конкурс на лучший гимн, эмблему и флаг ИПП. С появлением гимна института возникла коллекция наиболее любимых и популярных среди студентов песен. Эмблема института применяется как в художественном оформлении мероприятий, так и при оформлении призов (эмблема, цвета и название института на блокнотах, ручках, папках, значках, футболках, кружках и др.). При организации мероприятий организаторы и выступающие носят особую форму одежды - футболка, джинсы и разноцветные галстуки (по форме похожие на пионерские галстуки). У студентов института есть «свои» шутки, слоганы. Так, например, фраза «Мы - сила!» стала девизом для студентов института еще в 2003 году и существует до сих пор. В настоящее время гимн, флаг, эмблема и слоган института активно используют при проведении фестивалей.

Все фестивали ИПП отличаются большим количеством гостей - представителей учреждений и организаций, сотрудничающих с институтом, выпускников, студентов и преподавателей других факультетов, вузов. Гости могут не только присутствовать на мероприятиях, но и принимать активное участие в них (например, в качестве членов жюри). Для студентов института выпускники - это связь с прошлым института и понимание того, что будет будущее. Наличие гостей на мероприятиях фестиваля подтверждает тот факт, что организация открыта для сотрудничества. Это своеобразное расширение пространства воспитательной организации. Фестиваль становится не только внутренним событием, это нечто большее, теперь он «выходит» за пределы воспитательной организации, демонстрируя тем самым, что ценности, транслируемые в организации, разделяются не только студентами и выпускниками института, но и определенным сообществом людей. Поскольку гости фестиваля - это зачастую представители объединений, сотрудничающих с институтом, их присутствие можно расценивать как некий момент подтверждения сотрудничества.

Необходимо выделить такую составляющую, как экспертная оценка готовности дел. Это своего рода художественный совет. За несколько дней до мероприятий (как правило, на генеральной репетиции или чуть раньше) специалисты социально-педагогической службы совместно со старшекурсниками - «мастерами» студийных объединений просматривают и корректируют выступления студентов, дают советы, как можно улучшить ситуацию, что необходимо добавить, а от чего лучше отказаться, почему это необходимо сделать. Это определенный момент транслирования и поддержания ценностей, присущих сообществу.

Очень важным для студентов моментом является проявление отношения преподавателей к процессу и результатам совместного творчества в их оценках в качестве жюри, выступлениях на мероприятиях. Студентам необходимо видеть, насколько преподаватели одобряют (или не одобряют) участие во внеаудиторной деятельности. Свое отношение к происходящему в воспитательной организации педагоги стараются демонстрировать в творческих выступлениях, где с одной стороны студенты получают «обратную связь» о своей деятельности, а с другой стороны преподаватели задают определенные ценностные и организационные рамки.

Следующей составляющей события для воспитательной организации является наличие площадок для демонстрации творческих продуктов студийных объединений института. Такие площадки предусмотрены в каждом фестивале. В студии единый эталон не декларируется, хотя дается информация о стандартах и канонах, мастер предлагает образцы и варианты своего творческого решения проекта или модели наравне с участниками объединения. В таком процессе участник студии имеет возможность осуществлять поиск индивидуального пути самовыражения и самоопределения, рассчитывая на понимание, поддержку и сотрудничество. В этой связи важно признание результатов труда.

Важной составляющей является момент оформления итогов фестиваля. Для студентов очень важно увидеть результаты своего труда. В течение одного-двух дней после завершения фестиваля специалисты службы оформляют стенд, где отображают все итоги прошедшего события. Ребята с удовольствием рассматривают фотографии и грамоты, с увлечением читают заметки в газетах и творческих отчетах. Большой популярностью у студентов пользуется организованный просмотр видеозаписей фестиваля, когда все участники прошедшего события (организаторы, участники и даже зрители) вновь собираются вместе, для того чтобы не просто увидеть себя и других на сцене, но и обменяться эмоциями по поводу прошедшего фестиваля.

 

АВТОР: Козырева Т.В.