19.04.2012 5816

Исследования этнической идентичности в психологии

 

Поскольку традиционно этническая идентичность рассматривается как часть социальной идентичности личности, большинство исследователей подходят к данной проблематике именно с социально - психологической точки зрения. В данном ракурсе этнос можно определить как «устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие» [Стефаненко Т., 1998]. Этническая идентичность при этом представляет собой результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов. Следует оговориться, что термины «этническая» и «национальная» идентичность употребляются в настоящем исследовании как синонимы.

В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента - когнитивный и аффективный.

Когнитивный      компонент этнической идентичности включает в себя знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик.

Аффективный компонент предполагает оценку качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства. Аффективный компонент проявляется в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных.

Некоторые авторы выделяют еще и поведенческий компонент социальной идентичности, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы.

Этнос, как психологическая общность, выполняет следующие важные для человека функции: ориентирует в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; задает общие жизненные ценности; защищает, отвечая не только за социальное, но и подчас за физическое самочувствие [Стефаненко Т., 1999]. Эти функции становятся все более необходимыми для современных людей, существующих в условиях социальной нестабильности, политического и экономического превосходства одних народов над другими, активных межэтнических контактов и конкуренции. Данные обстоятельства породили всплеск этнической идентичности, который рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине двадцатого века.

Особое значение в определении этнической идентичности имеет процесс социального сравнения. Очевидно, что этническая идентичность имеет значение только в ситуациях, в которых две или более этнические группы находятся в контакте в течение длительного времени [Phinney J., 1992]. Внутри одной группы, в этнически гомогенных сообществах само понятие этнической идентичности теряет смысл. Осознание собственной национальной идентичности - это «динамический многомерный процесс, являющийся результатом межгруппового взаимодействия» [Rosenthal D., Hrunevch С, 1985].

Столкновение двух и более разных культур связано с взаимовлиянием различных норм, ценностей, традиций, способов поведения и т.д. Этот процесс часто сопровождается культурным конфликтом. Большинство исследований данного процесса посвящены взаимодействию этнических меньшинств и базовой культуры национального большинства [Phinney J. 1990].

В подавляющем большинстве случаев для человека характерна моноэтническая идентичность со своей этнической группой. Однако, в полиэтническом обществе, в ситуации активных культурных контактов и конфликтов весьма распространены и другие формы групповой идентичности [Berry J. etal, 1989, 1992].

Это может быть моноэтническая идентичность с чужой этнической группой, которая возможна в случаях, когда индивид проживает в иноэтническом окружении, а чужая группа расценивается им как более привлекательная в экономическом, социальном или культурном плане, чем своя собственная. Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой ведет к полной ассимиляции, т.е. принятию норм, обычаев, верований, языка чужой группы вплоть до полного растворения в ней.

Сильная идентификация с обеими взаимодействующими группами ведет к формированию биэтнической или интегрированной идентичности. Имеющие такую идентичность люди обладают особенностями обеих групп, осознают свое сходство с обеими культурами. Множественная идентичность позволяет человеку использовать опыт одной группы для адаптации к другой, овладевать богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

Но возможна и слабая, четко не выраженная этническая идентичность как со своей, так и с чужой этническими группами - маргинальная этническая идентичность. В этом случае человек колеблется между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них. Подобные маргиналы, путаясь в идентичностях, часто испытывают внутри личностные конфликты. И именно поэтому внешне они могут быть агрессивно настроенными националистами - в пользу своей или в пользу чужой группы, в зависимости от того, какая из них имеет более высокий статус в обществе.

В подавляющем большинстве случаев людям свойственно стремиться поддерживать собственную позитивную этническую идентичность. Представителям национального большинства, как правило, не приходится прикладывать для этого никаких усилий. Члены низко статусных групп, национальные меньшинства, обычно выбирают одну из вышеперечисленных стратегий - ассимиляцию, маргинализацию или биэтничность. Возможна еще также модель сепарации, когда национальное меньшинство отказывается от каких-либо контактов с доминирующей культурой и замыкается в рамках собственной этнической группы. Для поддержания позитивной этнической идентичности низко статусные группы могут использовать также стратегию социального творчества, которая приобретает разные формы [Стефаненко Т., 1998]. Так, например, возможна стратегия пересмотра оснований для сравнения, когда акцентируются сильные стороны или выбираются иные нормы и ценности как наиболее значимые. В других случаях, для сравнения выбираются еще более слабые и менее успешные группы, что дает субъективное ощущение собственного благополучия. Возможен также вариант социальной конкуренции, когда позитивные различия устанавливаются в прямом соревновании, посредствам которого группа может занять более высокое положение в обществе. Однако когда интересы по поддержанию позитивной этнической идентичности нескольких этносов сталкиваются друг с другом, социальная конкуренция часто перерастает в ситуации межэтнической напряженности и открытых конфликтов.

В этой связи особый интерес для исследования представляет проблематика еврейской этнической идентичности. В силу культурно-исторических особенностей еврейский народ веками жил в положении притесняемого национального меньшинства. Многовековое существование евреев в диаспоре в условиях постоянного антисемитизма со стороны окружающего национального большинства, а также внутренние исторические, социальные и психологические процессы развития еврейского национального самосознания послужили основанием для формирования особого типа идентичности.

 

АВТОР: Копылкова Е.А.