20.04.2012 13396

Современное состояние военно-патриотического воспитания в России

 

Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы военно-патриотического воспитания обучающихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования.

В дошкольных образовательных учреждениях дети через народный фольклор, живопись, искусство знакомятся с историей родного края, культурой, обрядами и традициями. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы и т.д. Во многих дошкольных учреждениях созданы различные музеи «Боевой и трудовой славы», «Народные промыслы и ремесла» и др.

В общеобразовательных учреждениях первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувства уважения и любви к Отечеству. На всех ступенях обучения наряду с традиционными предметами вводится преподавание нетрадиционных курсов, например, «Фольклор и культура родного края», «Литературное краеведение» и др.

Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений является краеведение.

Уже несколько лет действует программа туристско-краеведческого движения «Отечество», разработанная совместно с Союзом краеведов России и одобренная Министерством образования Российской Федерации. Движение основано и действует на принципах добровольности и открытости. Участники движения работают по 20 тематическим программам, среди них «Летопись родного края», «Родословие», «Великая Отечественная война».

Программа движения «Отечество» стала основой для создания различных региональных программ, таких, как «Юные - за возрождение Петербурга», «Россия» в Калужской области, «Восхождение к истокам» в Москве и многих других.

Ежегодно проводятся Всероссийская и региональные конференции участников движения «Отечество». В них принимают участие дети и педагоги из разных уголков Российской Федерации. Все это свидетельствует о востребованности данной работы в системе образования.

В названной Программе большое место отводится вопросам военно- патриотического воспитания; используется опыт, накопленный системой образования в организации и проведении туристских походов по местам боевой славы.

Традиционно важное место в системе воспитательной работы образовательных учреждений занимают школьные музеи. Школьный музей - это многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах и экспедициях, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч. Музей, его экспонаты активно используются в работе образовательных учреждений: на уроках, на факультативных и кружковых занятиях, в организации дополнительного образования и др.

В настоящее время в системе образования насчитывается около 5 тыс. паспортизированных музеев, из них почти 1400 - военно-исторические.

Все музеи относятся к категории общественных. В 1980-1990 гг. сложилась система взаимодействия системы образования и культуры. Однако по ныне действующему законодательству такой категории, как общественные музеи, нет, соответственно, нет и нормативной базы для такого межведомственного сотрудничества.

Особое место в воспитании гражданина и патриота Отечества занимает деятельность более 400 поисковых отрядов и групп образовательных учреждений России, объединяющих свыше 15 тыс. детей и подростков. Они выявляют имена погибших, места их гибели, участвуют в перезахоронении с почестями останков воинов, сообщают родным и близким о месте гибели и захоронения. Мы полностью разделяем точку зрения ряда исследователей в том, что в системе образования сложилось детское и педагогическое сообщество, сохраняющее память о минувшей войне и ее людях. Дети, занимающиеся этой работой в поисковых отрядах образовательных учреждений, постепенно переходят в поисковые отряды, которые находятся в ведении комитетов по делам молодежи. Единая цель и стремление выполнить свой долг позволяют выстроить систему, обеспечивающую преемственность в работе поисковых объединений.

В статье 59 Конституции Российской Федерации записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», принятый в 1998 г., обязывает образовательные учреждения осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу.

Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определенная психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию.

Основной формой такой подготовки в образовательных учреждениях является изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В программе данного курса для обучающихся X-XI классов общеобразовательных учреждений, начального и среднего профессионального образования введен раздел «Основы военной службы».

Содержание учебных программ курса включает: получение начальных знаний в области обороны государства, правовые основы военной службы, военно-патриотическое воспитание, основы медицинских знаний, здорового образа жизни и др.

Кроме теоретических занятий, Программа предусматривает проведение пятидневных учебных сборов в период летних каникул на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами или учебными подразделениями РОСТО.

В ряде субъектов Российской Федерации практические навыки армейской жизни юноши получают на летних военно-спортивных сборах, на учебно-полевых слетах в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях.

Движение учащихся «Школа безопасности», помимо вопросов личной и коллективной безопасности, способствует также подготовке школьников к службе в Российской армии, прививает им любовь к Отчизне и чувство уважения к боевым и трудовым традициям нашего многонационального государства.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам воспитания у детей и подростков навыков и умений обеспечивать безопасность своей жизни. Министерством образования и науки совместно с МЧС создается Всероссийская ассоциация «Юный спасатель», в образовательных учреждениях создаются классы юных спасателей, профессионально ориентирующих на последующую службу в системе МЧС России.

В современных условиях в содержании воспитания учащихся в классах «Юный спасатель» в качестве приоритетных выделяются такие духовно-нравственные ценности, как гражданственность, патриотизм, преданность своему Отечеству, самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений, чувство собственного достоинства.

В высших учебных заведениях на военных кафедрах в программе подготовки офицеров запаса со студентами, проходящими военную подготовку, изучается дисциплина «Гуманитарная подготовка», включающая в себя организацию воспитательной деятельности с личным составом, различные формы и методы воспитания, историю славных побед российского воинства и русского оружия, правовое положение и порядок прохождения военной службы.

В вузах проводятся тематические вечера, беседы, встречи с ветеранами войны, воинами-интернационалистами, ветеранами Вооруженных сил; оформляются стенды, посвященные знаменательным датам военной истории России, вопросам военного законодательства и службы в Вооруженных силах Российской Федерации; работают военно-спортивные и спортивно- технические клубы; организуются и проводятся экскурсии в музеи военных округов, Центральный музей Российской армии, Музей пограничных войск и др.

В настоящее время около 300 профессиональных училищ (преимущественно сельских) осуществляют подготовку водителей автомобилей из числа юношей, подлежащих призыву на военную службу, а также призывников, обучающихся по родственным гражданским профессиям. Ежегодно в них проходят обучение более 3,5 тыс. человек, в том числе 14 тыс. водителей. Призывники все чаще служат в воинских частях и на кораблях по полученной специальности. В данной подготовке задействованы Министерство образования и науки России, Минобороны России, РОСТО.

В последние годы развивается сеть профильных образовательных учреждений, таких как военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы-интернаты. Открываются кадетские классы на базе общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, детских домов и других учреждений.

Кадетские корпуса стали возрождаться с 1992 г. На протяжении более 250-летней истории воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость нашего народа, дали не только России, но и всему миру выдающихся полководцев, государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры (Румянцев, Кутузов, Брусилов, Карбышев, Нахимов, Корнилов, Крузенштерн, Лермонтов, Тютчев, Рахманинов, Радищев, Достоевский, Толстой, Куприн и др.).

К настоящему времени в России создано более 50 кадетских образовательных учреждений. Только в Москве уже действует 6 кадетских школ-интернатов, одна кадетская школа, и более 15 школ имеют кадетские классы, и тенденция в росте их стабильна. На территории Ставропольского края также функционирует несколько подобных учебных заведений.

В кадетских учебных заведениях введена военная подготовка как обязательная учебная дисциплина, изучаются два иностранных языка. Ряд кадетских учебных заведений ориентированы на конкретный военный профиль, поэтому поддерживается связь с соответствующими военными академиями и университетами. Можно говорить о том, что кадетское образование успешно развивается, потому что оно дает возможность в какой-то мере решить острейшие проблемы, захлестнувшие общество: растущую беспризорность, подростковую наркоманию и преступность. Кроме этого, кадетское образование позволяет реализовать стремление многих родителей из неполных семей дать своему сыну не только качественное образование, но и хорошее воспитание, обеспечить ему достойное будущее.

По сути, в системе общего среднего образования создаются учебные заведения нового типа, цель которых не просто дать своим ученикам знания по основам наук, а подготовить юношей к служению Отечеству на государственном, военном, общественном поприщах.

Задачам патриотического воспитания в кадетском корпусе, прежде всего, отвечает курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Данный курс базируется на законах «Об обороне», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды» и других постановлениях Правительства. Изданы учебники и методические пособия по ОБЖ, укрепляется учебно-материальная база, ведется работа по привлечению в школы преподавателей прежде всего из числа офицеров запаса.

Опорной базой, своеобразной стажерской площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины является юноармейское движение. Сегодня это движение в ряде регионов представляет стройную систему внеклассной, внешкольной воспитательной работы. Оно вовлекает в процесс воспитания все общественные и государственные институты. Формы работы разнообразны: соревнования, конкурсы, эстафеты, слеты, смотры, игры и т.д. Проводимые Министерством образования и науки Российской Федерации Всероссийские конкурсы методических материалов, проектов, программ по организации военно-спортивных игр учащихся еще раз показали, что в ряде субъектов Российской Федерации (республики Чувашия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Краснодарский и Ставропольский края, Брянская, Воронежская, Курганская, Пермская, Самарская и другие области) сохранены лучшие традиции в проведении военно- спортивных игр «Зарница», «Орленок» с введением элементов, учитывающих местные условия, традиции, обычаи. Эти игры стали включать задания и конкурсы по выработке у учащихся навыков поведения в условиях чрезвычайных ситуаций в природной и техногенной среде.

Всероссийская военно-спортивная игра «Победа-55» (июнь 2000 г., ВДЦ «Орленок», Краснодарский край), Всероссийский слет военно- патриотических клубов и объединений «Равнение на Победу» (сентябрь 2001 г., Волгоград) и другие мероприятия еще раз подтвердили необходимость поддержки юнармейского движения учащихся и регулярного проведения военно-спортивных игр как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Важнейшими звеньями в организации воспитательного процесса, подготовке к военной службе являются военно-патриотические, военно- спортивные клубы, объединения юных десантников, пограничников, моряков, летчиков. Их в системе образования насчитывается около 500. Свыше 300 тыс. подростков занимаются в этих учреждениях. С юнармейцами ведут занятия тысячи ветеранов войны, армии и флота, действующих офицеров, объединяющих вокруг себя подростков с целью воспитания в них гордости за свою Родину, уважения к ее богатейшим историческим традициям. Клубы организуют работу в тесном взаимодействии с воинскими частями, военкоматами, УВД, общественными организациями, ветеранами. Многие клубы проводят летние военно-спортивные сборы, соревнования на базе воинских частей, которые помогают им в выделении техники, оборудования, а также высококвалифицированных специалистов для проведения занятий.

Комплексная программа военно-патриотических, военно-спортивных клубов и объединений позволяет подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно- прикладными видами спорта.

Многие исследователи отмечают, что такие клубы, работающие по 4- 5-летним образовательным программам, могут составить социально- педагогическую основу системы подготовки кадров для профессиональной армии.

Следует также отметить, что большое внимание Министерство образования и науки уделяет вопросам повышения квалификации и переподготовки кадров следующих категорий: педагогов-организаторов по ОБЖ, руководителей военно-патриотических клубов, объединений, работающих не только в образовательных учреждениях системы образования, но и в учреждениях других ведомств.

Совместно с Министерством обороны России издано учебное пособие для педагогов-организаторов ОБЖ, руководителей патриотических клубов, организаторов воспитательной работы в образовательных учреждениях «Гражданином быть обязан», сборник нормативных правовых документов и методических материалов по патриотическому воспитанию обучающихся и подготовке их к военной службе.

В информационно-методических журналах «Внешкольник», «Военные знания», «ОБЖ» периодически освещается опыт работы образовательных учреждений субъектов Российской Федерации по данной проблематике, печатаются нормативные документы в помощь преподавателям.

Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны и реализуются на практике межведомственные программы по патриотическому воспитанию детей и молодежи.

В республиках Башкортостан, Карелия, Удмуртия, Чувашия, Марий Эл, Хакасия, Алтайском, Ставропольском, Краснодарском краях, Брянской, Воронежской, Волгоградской, Владимирской, Кемеровской, Калужской, Костромской, Московской, Пермской, Ростовской, Оренбургской, Тульской, Читинской областях, в Москве и Санкт-Петербурге на высоком профессиональном уровне ведется работа по нравственному, патриотическому воспитанию обучающихся и подготовке их к военной службе. Безусловно, в этих регионах есть надежная и деловая поддержка законодательной и исполнительной власти, которая считает образование, патриотическое воспитание приоритетной государственной задачей.

Так, в Ставропольском крае успешно реализуется план патриотического воспитания детей и молодежи. Он имеет четкие методики воспитания, пути реализации, конкретные сроки и ответственных исполнителей. Главными направлениями плана можно назвать:

- информационно-методическую деятельность;

- развитие научно-теоретических основ патриотического воспитания;

- методико-педагогическое обеспечение, организационные мероприятия.

Основные организационные мероприятия:

- обучение руководителей военно-патриотических объединений;

- шефство учащихся над ветеранами Великой Отечественной войны;

- показ кинофильмов патриотической тематики;

- проведение фестиваля патриотической песни «Солдатский концерт».

Показательна организация военно-патриотического воспитания в г. Пятигорск Ставропольского края. Вся работа планируется и организуется Центром военно-патриотического воспитания, в котором работает 21 человек. Пятнадцать из них - преподаватели системы дополнительного образования детей и молодежи. Его основными задачами являются:

- подготовка молодежи к военной службе;

- популяризация истории России и боевого прошлого ее Вооруженных сил;

- познание духовно-нравственных ценностей российского общества и государства;

- формирование общей культуры и нравственных качеств;

- укрепление здоровья молодежи.

Формами воспитания и образования молодежи, проводимыми в Центре, являются: ежегодное восхождение на гору Бештау, посвященное Дню защитника Отечества, военно-спортивные игры «Осень», «Десантник», «Патриот» и «Зарница». Многие мероприятия проводятся совместно с воинскими частями, расположенными в Пятигорске. Отличившиеся юнармейцы в качестве поощрения посещают города-герои, места боев Великой Отечественной войны. Финансирование указанных мероприятий осуществляется из средств бюджета края и местных бюджетов.

В Ставропольском крае юнармейская игра «Зарница» вообще не прекращала деятельности и проводится уже в течение 27 лет. В ней принимают участие и команды, представляющие другие субъекты Российской Федерации, а также страны СНГ (Белоруссия, Украина).

На сегодняшний день работа по патриотического воспитанию вообще и по военно- патриотическому воспитанию в частности проводится достаточно большая. Вместе с тем исследователи выделяют ряд проблем, мешающих эффективной организации этой деятельности, а именно:

- несовершенство законодательной базы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся;

- коммерциализация сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов;

- отсутствие у детских, подростковых и молодежных клубов своих помещений;

- не достаточная заинтересованность некоторых СМИ в пропаганде патриотического воспитания обучающихся и подготовке их к военной службе;

- малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;

- сокращение числа оборонно-спортивных лагерей и воинских частей, помогающих в их проведении.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Опросы показывают, что в обществе происходят глубинные процессы переоценки нравственных ценностей военной службы, особенно среди гражданской молодежи. Военная служба перестает быть символом мужества, доблести и славы, осознанной необходимостью для каждого гражданина.

Общественное мнение все более терпимо относится к фактам уклонений от исполнения конституционного долга. Предпринимаются попытки насадить в обществе абстрактный пацифизм, оправдать какими-то политическими мотивами либо «неимоверными» трудностями армейского быта такие образцы поведения, которые во все времена и у всех народов считались недостойными: трусость, дезертирство, предательство и т. д.

Негативное воздействие на общественное сознание оказывает деятельность некоторых средств массовой информации. Предпринимаются попытки нападок на военную историю, передергивание фактов, очернительство авторитета Вооруженных сил в глазах народа. В результате размываются ценности армейской службы. Лишь каждый пятый из числа опрошенных призывников считает ее делом государственной важности.

Мы указали на проблемы, препятствующие эффективной организации военно-патриотической работы. Однако следует отметить, что в последнее время на государственном уровне делаются попытки разрешить хотя бы некоторые из них.

Во-первых, создается законодательная база по военно- патриотическому воспитанию обучающихся. Причем приняты правовые акты как косвенного действия, так и прямого. Перечислим некоторые из них.

К нормативным правовым актам косвенного действия относятся:

- Федеральный закон «Об обороне» (от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ), в пункте 1 статьи 7 раздела III которого указывается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают подготовку граждан к военной службе и организуют работу по их военно-патриотическому воспитанию, а в статье 15 раздела IV указывается, что одной из основных функций Генерального штаба является анализ и координация проведения в Российской Федерации мероприятий по подготовке граждан к военной службе.

- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3), раздел III которого посвящен обязательной и добровольной подготовке гражданина к военной службе.

- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» (от 31 декабря 1999 г. № 1441).

К нормативным правовым актам прямого действия можно отнести:

- Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (от 15 октября 1999 г. № 1372), в статье 12 которого указывается, что основными задачами военных комиссариатов являются в том числе:

- организация и проведение мероприятий по военно- профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, и граждан, поступающих на военную службу по контракту, а также осуществление мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу;

- содействие и оказание практической помощи образовательным учреждениям среднего (полного) общего образования, образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования, общественным объединениям в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе;

- участие в военно-патриотическом воспитании населения и ведение информационно-рекламной работы в целях добровольного поступления граждан на военную службу.

- Инструктивное письмо заместителя Министра образования Российской Федерации от 25. 10 1999 г. № 06-9ин/28-06 и заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 26.10. 1999 г. № 315К/5/4036 «О военно-патриотическом воспитании молодежи», в котором в целях улучшения патриотического и гражданского воспитания обучающихся, подготовки их к военной службе рекомендуется органам управления образованием и военным комиссариатам субъектов Российской Федерации проводить мероприятия по военно-профессиональной ориентации граждан в ходе их подготовки к военной службе.

Особо следует остановиться на Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», имеющей государственный статус. Реализация Программы должна способствовать сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны.

Программа, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству. При этом учитываются опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества.

В Программе дается четкое определение патриотического воспитания. Это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Составной частью патриотического воспитания является военно- патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Как справедливо указывается в Программе, события последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, в частности, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Эта система должна включать в себя соответствующие государственные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.

Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Целью Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания;

- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- воспитание личности гражданина-патриота своей Родины, способного встать на защиту ее государственных интересов;

- формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Первым пунктом реализации Программы является создание нормативной правовой базы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

В программных мероприятиях предусматриваются:

- подготовка проектов законодательных актов, включающих вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

- внесение изменений в Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», дополнений в перечень объектов для включения в реестр музеев, составляющих национальное достояние России;

- разработка положений об общественных музеях, о проведении всероссийских военно-спортивных игр;

- подготовка постоянно действующего конкурса проектов, программ, форм и методов патриотического воспитания в современных условиях, а также соответствующих законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Предполагается разработка нормативного правового механизма взаимосвязи и взаимодействия субъектов патриотического воспитания, определение места, роли, социально-правового статуса, задач и функций каждого органа и организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики, а также изменений, произошедших в стране за последние годы.

Вторым пунктом выступает совершенствование деятельности институтов государственной власти в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

В числе первоочередных мер предусматривается разработка концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации как системы взглядов на формирование гражданина-патриота Родины в современных условиях, которая послужит основой для подготовки федерального закона о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, создающего правовую основу для реализации государственной политики в области патриотического воспитания. Предполагается расширить полномочия Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, ее рабочих органов в области патриотического воспитания на федеральном уровне. В регионах предлагается создание координационных советов и центров патриотического воспитания. Предусмотрено продолжить проработку и согласование вопросов о возможности создания в отдельных регионах опорных зон для апробации системы патриотического воспитания, разных подходов к ее регулированию.

На всех этапах реализации Программы определены меры федерального и регионального уровня для подготовки кадров по патриотическому воспитанию, в том числе меры, направленные на выработку единых подходов к организации патриотического воспитания, в частности, создание курсов, проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» по вопросам патриотического воспитания, а также организация всероссийского съезда общественно-патриотических объединений, всероссийских организационно-методических и учебно-методических сборов, совещаний руководителей патриотических объединений и клубов.

Третьим пунктом является разработка системы мер государственных институтов по совершенствованию процесса патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Системой государственных мер предусматривается формирование у граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий военно- патриотической работы, создание музейных экспозиций и организация деятельности патриотических и военно-патриотических, военно-исторических и культурно-исторических, военно-технических и военно-спортивных клубов и объединений, клубов и учебных пунктов будущего воина, офицера, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, военно- патриотической работы и подготовки к военной службе, «Вахт памяти» и поисковых мероприятий, военно-спортивных игр и походов.

Четвертый пункт предполагает консолидацию и координацию деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Это направление предусматривает систему мер по государственной поддержке общественных объединений и организаций в области патриотического воспитания, создание условий для повышения эффективности их работы в этой сфере.

Рекомендуется активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе с молодежью, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций. Определить меры по консолидации и координации деятельности общественных объединений и организаций при подготовке и проведении мероприятий, связанных с памятными событиями воинской славы России, а также новые активные формы коллективного воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование патриотического сознания россиян.

В результате осуществления Программы ожидается:

- в социально-идеологическом плане - обеспечение духовно- нравственного единства общества, снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации;

- в социально-экономическом плане - обеспечение заинтересованности общества в развитии национальной экономики и на этой основе снижение социальной напряженности, поддержание общественной и экономической стабильности;

- в области обороноспособности страны - стремление молодежи к службе в Вооруженных силах, готовность граждан к защите Отечества, сохранение и развитие славных боевых и трудовых традиций.

Конечными результатами реализации Программы должны стать социально-экономический, духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности.

В целях привлечения к проблеме военно-патриотического воспитания широких слоев населения, а также активизации работы с молодежью в этом направлении в 2002 году было создано государственное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (приказ Министерства образования РФ от 13 июня 2002 г. № 2207) в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122, решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 10.04.01 № 8/2 «О проблемах и перспективах реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации» и Положением Министерства образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 258 (с изменениями и дополнениями).

Центр является некоммерческой организацией, не имеющей основной своей целью извлечение прибыли. В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,

указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», нормативными правовыми актами Министерства образования России и Уставом. Осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои филиалы и представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Уточним, что центр создан в целях развития общественно- государственной системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Российской Федерации, способной на основе формирования гражданско-патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации. Основными задачами Центра являются:

- формирование сознания детей и молодежи России на основе культурно-исторических, духовных ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- формирование у молодежи активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств, готовности к участию в общественно полезной деятельности и защите государственных интересов страны;

- развитие многовековых духовных традиций Отечества, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, сохранение и приумножение национального культурного, духовного наследия;

- реализация положений Национальной доктрины образования, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, и концепции государственной безопасности по формированию системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан;

- формирование комплекса нормативного правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы гражданского и патриотического воспитания;

- содействие федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественным объединениям в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи России в духе преданности и любви к своему Отечеству и своему народу;

- разработка и представление в федеральные органы исполнительной власти предложений по созданию и совершенствованию механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы гражданского и патриотического воспитания;

- поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- развитие и поддержка федеральной и региональных систем информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей;

- реализация целевых федеральных, межрегиональных, международных и других программ, мероприятий в области гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России;

- организация и участие в разработке федеральных и региональных примерных образовательных программ и учебных планов, повышения квалификации руководящих и педагогических работников системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

- организация работы постоянно действующих федеральных межрегиональных и региональных курсов по подготовке специалистов разных категорий в сфере гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи;

- организация научно-исследовательской работы по развитию и совершенствованию программно-методической базы дополнительного образования детей и молодежи;

- разработка программно-методического обеспечения по патриотическому воспитанию;

- организация и проведение экспертизы программ, нормативов, методических материалов, пособий, средств обучения, используемых в целях патриотического воспитания;

- выявление, изучение, обобщение и распространение через средства массовой информации опыта работы учреждений, организаций и общественных объединений, занимающихся гражданским становлением, патриотическим, духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи России.

Для реализации поставленных задач Центр имеет право осуществлять следующие функции:

- осуществлять организационное содействие и материально- техническое обеспечение военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений, ведущих работу по увековечению памяти защитников Отечества;

- создавать и вести информационный банк данных о проектах и программах учреждений, организаций, общественных объединений в области гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи;

- проводить межрегиональные, всероссийские и международные конференции, симпозиумы, фестивали, конкурсы и другие мероприятия по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи;

- организовывать межрегиональные, всероссийские и международные молодежные и детские лагеря по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи;

- проводить в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, благотворительные мероприятия, аукционы;

- организовывать научные разработки, исследования в области гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, привлекать ведущих ученых и специалистов, формировать временные творческие коллективы для выполнения работ на договорной основе;

- взаимодействовать с региональными центрами, осуществляющими гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи;

- создавать обособленные структурные подразделения (филиалы и представительства) по направлениям уставной деятельности, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, утверждать положения о филиалах и представительствах и назначать их руководителей, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

- планировать свою деятельность и определять перспективы развития исходя из основных экономических показателей, наличия спроса на выполняемые работы, оказываемые услуги, производимую продукцию;

- осуществлять деловые контакты в Российской Федерации и международную деятельность за ее пределами с российскими и зарубежными предприятиями, организациями и учреждениями, международными научными организациями, фирмами и их представителями, а также с российскими и иностранными гражданами, заключать соглашения и контракты по вопросам, связанным с деятельностью Центра в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и международными договорами;

- учреждать и распространять печатные издания, вести редакционно- издательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке (выборочно).

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день в Российской Федерации сложились объективные предпосылки для:

- создания и развития при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации координационных центров по патриотическому воспитанию, в состав которых войдут все заинтересованные ведомства;

- регулярного проведения научно-практических конференций, семинаров, дискуссий, совещаний, заседаний педагогических советов по организации военно-патриотического воспитания молодежи;

- оказания всесторонней поддержки деятельности детских и молодежных организаций патриотической направленности, общественных военно-патриотических клубов и объединений, поисковых формирований;

- всемерного содействия развитию сети учреждений дополнительного образования детей для осуществления работы патриотической направленности;

- периодического освещения в средствах массовой информации тем совместной деятельности в данном направлении;

- содействия созданию в учебных заведениях музеев (комнат) боевой славы, отражающих историю и нынешний этап развития Вооруженных Сил, воинские подвиги выпускников этих учебных заведений; оказания методической и иной помощи в их оформлении;

- развития сотрудничества между военными комиссариатами, командованием воинских частей и органами управления образованием в воспитании гражданственности, патриотизма, подготовке юношей к военной службе;

- предоставления высвобождаемых при сокращении воинских частей, учебных центров материальную базу для работы военно- патриотических клубов и классов военной направленности, объединений в учебных заведениях. Предоставлять материально-техническую базу воинских частей (полигонов, стрельбищ, тиров, учебного оружия, обмундирования), военных образовательных учреждений для оборонно-спортивных лагерей, проведения мероприятий с учащимися, практических занятий по ОБЖ;

- способствования развитию шефских связей воинских соединений (частей) с образовательными учреждениями, в том числе детскими домами, учебно-воспитательными учреждениями, общественными клубами и объединениями;

- уделения особого внимания взаимодействию с ветеранскими организациями и организациями воинов запаса при реализации планов и программ по военно-патриотическому воспитанию;

- повышения общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального - на основе отечественных традиций и современного опыта.

 

АВТОР: Кудря А.Д.