20.04.2012 5075

Структура и содержание военно-патриотической подготовки офицеров запаса в системе высшего профессионального образования в гражданских вузах

 

Военно-патриотическая подготовка офицеров запаса в системе высшего профессионального образования в гражданских вузах осуществляется на военных кафедрах. Военная кафедра Ставропольского государственного университета осуществляет подготовку по дополнительной военно-учетной специальности 021000 «Боевое применение мотострелковых подразделений, частей и соединений», причем система подготовки офицеров запаса в гражданских вузах не идентична системе подготовки кадровых офицеров в высших военных учебных заведениях.

Подготовка офицеров запаса базируется на следующих основополагающих документах:

- Приказ Министра обороны РФ и Министра образования РФ от 3 мая 2001 года № 203/1936 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы». В инструкции определены:

- задачи обучения граждан РФ по начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах организаций;

- функции органов управления образованием и военного управления, а также преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, и должностных лиц учебных пунктов по организации обучения;

- порядок организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, в том числе порядок организации и проведения учебных сборов.

- «Положение о подготовке граждан РФ к военной службе», которое включает в себя общие положения и порядок обязательной подготовки граждан к военной службе:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организации независимо от формы собственности;

- военно-патриотическое воспитание;

- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

- медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обучение по дополнительной образовательной программе подготовки офицера запаса относится к добровольной подготовке граждан Российской Федерации, обучающихся в высших учебных заведениях, к военной службе. Оно осуществляется путем профессиональной переподготовки будущих специалистов через освоение ими программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при высших учебных заведениях параллельно с освоением основной образовательной программы в вузе. Целью обучения является формирование гражданина в качестве военного специалиста - офицера запаса Вооруженных сил, способного выполнять функциональные обязанности по первичной офицерской должности в соответствии с полученной военно- учетной специальностью.

Нормативная трудоемкость программы подготовки офицера запаса при очной форме обучения гражданина в вузе составляет 1008 часов, из них 450 часов учебной аудиторной работы в вузе (6 часов в день), 225 часов самостоятельной внеаудиторной учебной и воспитательной работы в вузе (3 часа в день), 216 часов аудиторной и внеаудиторной учебной и воспитательной работы на учебном сборе (или стажировке) в учебном центре, военно-учебном заведении, воинской части, на полигоне Минобороны России; 90 часов на подготовку и проведение экзаменов и 27 часов организационно-транспортных затрат времени.

Таким образом, военная кафедра реализует программу подготовки офицеров запаса выпускников высших учебных заведений по определенной военно-учетной специальности и приравнивает их к структурному подразделению дополнительного профессионального образования специалистов, организуемому в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах относятся к дополнительным (военным) образовательным программам профессиональной переподготовки специалистов, осуществляемой в целях совершенствования их знаний для выполнения нового вида профдеятельности - в военно-профессиональной сфере на базе параллельно осваиваемых выпускниками основных образовательных программ, с учетом направленности их общепрофессиональной и специальной подготовки. Овладение указанными дисциплинами обеспечивает получение студентом знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно командовать мотострелковыми подразделениями в современном общевойсковом бою и обучать подчиненных в мирное время.

Офицер запаса - выпускник должен отвечать следующим требованиям:

- обладать высокой духовностью, развитым чувством любви и преданности своему Отечеству, профессии офицера;

- быть патриотом Родины, верным Военной присяге и воинскому долгу, беззаветно и честно служить своему Отечеству, способным мужественно и умело защищать интересы России, стойко переносить все трудности военной службы;

- знать основы Конституции Российской Федерации; этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; законы, регламентирующие прохождение воинской службы; требования общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации; другие нормативные документы, регламентирующие воинскую службу, уметь учитывать их в служебной деятельности;

- иметь соответствующий уровень военно-профессиональных знаний, умений и навыков, морально-психологических и нравственных качеств, обеспечивающих успешное исполнение должностных обязанностей в боевой и повседневной деятельности, а также в экстремальных ситуациях;

- обладать развитым абстрактно-логическим мышлением, собственным компетентным мнением, уметь принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки и организовывать их выполнение, осуществлять в подразделении воспитательную работу, мероприятия по поддержанию воинской дисциплины и организации службы войск, соблюдению требований безопасности, защите окружающей среды и сохранению государственной тайны, самостоятельно действовать в пределах предоставленных прав;

- работать над совершенствованием своего профессионального мастерства, интеллектуального, нравственного и физического развития, поддерживать образцовый внешний вид и строевую выправку, вести здоровый образ жизни;

- обладать научным мировоззрением, соответствующим современному уровню гуманитарных и социально-экономических знаний, уметь мыслить и оценивать, исходя из интересов Отечества, происходящие в мире процессы, понимать место и роль Вооруженных Сил Российской Федерации;

- владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) сформулировать и оформить его результаты;

- освоить основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста по специальности.

Таким образом, студент-выпускник должен обеспечивать:

- боевую и повседневную деятельность подразделения;

- боевую подготовку подразделения;

- морально-психологическое обеспечение боевой и повседневной деятельности подразделения;

- воспитательную работу;

- воинскую дисциплину;

- эксплуатацию вооружения, военной техники и других материальных средств подразделения. Хотелось отметить, что организация учебного процесса по военной подготовке на военных кафедрах включает: учебную работу, повышение квалификации преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, методическую работу, военно-научную, научно-исследовательскую, изобретательскую и рационализаторскую работу, мероприятия по материально-техническому обеспечению учебного процесса, военно- патриотическое воспитание и оборонно-массовую работу со студентами, мероприятия по поддержанию дисциплины, внутреннего порядка и соблюдению режима секретности, учебные сборы (стажировку) студентов в воинских частях и на кораблях, зачеты, курсовые и выпускные экзамены, руководство и контроль за качеством военной подготовки студентов.

Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать, что подготовка офицеров запаса в гражданских вузах включает в себя два блока: обучающий и воспитательный.

Воспитательная работа осуществляется по двум направлениям:

- систематичная и целенаправленная работа по гражданскому, нравственному, эстетическому, воинскому и физическому воспитанию студентов, обучающихся по дополнительной военно-учетной специальности 021 ООО - Боевое применение мотострелковых подразделений, частей и соединений;

- систематичная и целенаправленная работа по воинскому и патриотическому воспитанию студентов, обучающихся на других факультетах вуза (привлечение обучающихся к получению дополнительной военно- учетной специальности; патриотическое воспитание молодежи).Кратко рассмотрим каждое из указанных направлений.

Гражданское воспитание студентов представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания.

Гражданское воспитание включает в себя формирование политического сознания как совокупности общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентации, формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным, национальным группам и людям. Это осуществляется через содержание изучаемых студентами дисциплин (например, через цикл общественно- государственных дисциплин, изучаемых студентами дополнительной специальности).

Нравственное воспитание студентов связано с дальнейшим развитием их нравственного сознания, которое представляет собою сложное явление. Как известно, оно складывается из первичных нравственных представлений, усложняющихся и обогащающихся в течение жизни, интегрирующихся в нравственные понятия. Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения.

Нравственное воспитание студентов на военной кафедре осуществляется как целостный процесс педагогической организации всей жизни студентов, соответствующей нормам общечеловеческой морали: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Эстетическое воспитание студентов на военной кафедре представляет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве. Этот вид воспитания включает в себя эстетическое развитие - организованный процесс, обеспечивающий активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления. Эстетическое воспитание и развитие студентов осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства. Необходимо подчеркнуть, что студенты основной и дополнительной специальностей выступают не только как объекты эстетического воспитания. Во время изучения спецкурса «Патриотическое воспитание молодежи» они получают представление о методике воздействия средств искусства на учащихся общеобразовательных учреждений с целью формирования патриотического сознания.

Физическое воспитание представляет собой многовариантный процесс, составляющий специфическую часть воспитания физической культуры, направленную на психофизическое и спортивное совершенствование личности.

В свою очередь физическая культура, по определению Соловьева Г. М., это область общей культуры и истории человечества, социальный феномен, представляющий собой исторически определенный уровень материальных, духовных, научно-теоретических и практических достижений общества, полученных в процессе специфической деятельности системы физического воспитания и спорта, образования и науки, и интегрированных в культуру образа жизни и психофизическое здоровье общества. Другими словами, это часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию.

Однако большинство студентов, обучающихся на военной кафедре, слабо развиты физически, не осознают важности занятий физической культурой. В связи с этим перед преподавателями кафедры стоит задача просвещения и убеждения студентов в совершенствовании их физических сущностных сил, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям. Более того, студенты получают достоверную информацию о том, что пассивно-созерцательное отношение к физкультуре и спорту наносит ущерб здоровью.

Особое место в системе воспитательной работы, безусловно, занимает воинское воспитание.

Обратимся к определению воинского воспитания. В широком смысле слова оно представляет собой целенаправленный непрерывный процесс формирования у студентов на базе их гражданственности высоких мораль- но-психологических и боевых качеств, вооружения их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения обязанностей в воинской службе и защите Отечества.

Составной частью воинского воспитания офицеров запаса является военно-патриотическое воспитание. Оно направлено на формирование моральных, профессионально-боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения конституционного долга по защите Отечества.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с трудовым воспитанием, поскольку военная служба - тяжелый труд.

Налицо связь военно-патриотического и физического воспитания, поскольку и ультрасовременная боевая техника не снимает вопроса о высокой физической подготовленности воина к выполнению долга перед Родиной. Кроме того, хорошо известно, что в процессе физического воспитания могут и должны решаться задачи морально-волевой, психологической подготовки учащихся к военной службе.

Очевидна связь военно-патриотического и эстетического воспитания, поскольку чрезвычайно велика роль литературы и искусства в формировании эмоциональной сферы, патриотических чувств защитников Родины.

И наконец, объективна взаимосвязь военно-патриотического и умственного воспитания: последнее формирует культуру умственного труда, значение которой огромно в свете современных высоких требований военной службы, предполагающих наличие у каждого воина способности оперативно находить самые оптимальные решения в особо экстремальных условиях.

Мы считаем, что система военно-патриотического воспитания представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение будущих офицеров запаса с целью подготовки их к выполнению своего воинского долга перед Родиной.

В свою очередь военно-патриотическая подготовка - это составная часть организации учебного процесса по военной подготовке на военной кафедре, направленная на реализацию содержания военно-патриотического воспитания офицеров запаса вуза.

Функции, осуществляемые военно-патриотической подготовкой, определяют ее структуру. В организационном плане компонентами (звеньями) подготовки являются: учебный процесс, вне учебная воспитательная работа, вне вузовская работа. Специфика же военно-патриотической подготовки офицеров запаса в системе высшего профессионального образования выявляется при рассмотрении структуры данной системы в содержательном плане. В этом случае компонентами подготовки являются моральная, психологическая, военно-физическая, военно-техническая, начальная военная подготовка.

Моральный компонент военно-патриотической подготовки офицеров запаса связан с формированием у них духовных и нравственных ценностей, консолидирующих идей, мобилизующих на выполнение поставленных задач.

Обновленная система ценностей воспитания личного состава Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов условно может быть разделена на три сферы:

- общественно-государственную - защита социально- экономических, духовных, геополитических интересов россиян, их свободы и независимости, а также суверенитета и целостности страны;

- патриотическую - любовь к своей Родине, своему народу, национальное самосознание, верность гражданскому и воинскому долгу;

- профессионально-нравственную - следование собственной совести, добросовестное отношение к военной службе, честность, коллективизм и взаимовыручка, сохранение и развитие лучших воинских традиций, уважение к старшим и соблюдение воинского этикета.

Среди ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяются патриотизм и готовность к защите Отечества. Именно они являются стержнем содержания воспитательной работы среди личного состава Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, относятся:

- гражданский долг - потребность личности в нравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства;

- воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающаяся в готовности отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников;

- профессионализм - степень овладения различными категориями специальностей личным составом Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;

- воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности военнослужащего (воинской части, подразделения), характеризующийся высокой степенью готовности к выполнению задач военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий.

В соответствии с этим российская идеология военно- патриотического воспитания может рассматриваться как система формирования важнейших духовных, нравственных, социальных и иных ценностей, поддерживаемых обществом с учетом фактора многонационального состава Российской Федерации и связанного с этим многообразия национально- этнических культур.

Психологическая подготовка будущих офицеров запаса предполагает:

- формирование волевой устойчивости, позволяющей достигать поставленной цели, несмотря на сильные противодействующие обстоятельства;

- выработку способности действовать точно и решительно даже в условиях крайнего психофизического напряжения;

- формирование умений и навыков саморегуляции, самоконтроля и т.д., позволяющих воину в нужный момент максимально мобилизовать себя на решение боевой задачи;

- формирование психологической готовности к работе на боевой технике;

- вооружение знаниями, навыками и умениями создавать необходимую психологическую атмосферу в воинском коллективе, экипаже, расчете и т.д.

Резко возросло количество специальностей в Вооруженных силах по сравнению с довоенным периодом; сегодня их насчитывается свыше 2000. Новые специальности требуют быстрой реакции, внимательности и аккуратности, умения работать на приборах управления, знания теории подготовки данных, прочных и обширных познаний в области математики, физики, химии, астрономии. Объем информации, который необходимо сообщить в процессе боевой подготовки механику-водителю танка, любому младшему специалисту, в настоящее время превышает объем подобной информации довоенного периода в 2-3, а иногда в 5-7 раз. Полагаем, что и приведенной раскладки достаточно, чтобы подтвердить сложность и ответственность задач военно-технической подготовки.

Оснащение Вооруженных сил самой современной техникой, вобравшей в себя последние достижения научной мысли, никак не умаляет роли военно-физической подготовки. Распространенная еще недавно среди некоторой части молодых людей так называемая «кнопочная теория», согласно которой совершенная боевая техника не требует разносторонней физической подготовки, на самом деле не выдерживает никакой критики. Динамичный характер современных боевых действий с применением ракетно- ядерного оружия, различного рода боевой техники ставит воина в очень сложные условия, оказывает на него сильное морально-психологическое и физическое воздействие.

Всесторонняя физическая подготовка воина - объективное требование любого рода войск. Например, в экипаже танка заряжающему при выполнении стрельб штатным снарядом приходится за 1-1,5 минуты при ограниченных размерах башни переносить снаряды весом 140-150 кг, а при выполнении стрельб в составе подразделения на заряжающего падает еще большая физическая нагрузка: по команде командира танка в течение 7-8 секунд он должен перенести груз в 350 кг, учитывая при этом разновидность снарядов и ведя наблюдение за полем боя.

Суммируя сказанное о требованиях армии к физической готовности воина, заметим, что эти требования в совокупности своей и определяют сущность и задачи военно-физической подготовки: выработка устойчивости к перегрузкам, укачиванию, кислородному голоданию, перегреванию и т. д.

Логично предположить, что необходимой основой для решения подобных задач является всестороннее физическое развитие, всемерное укрепление здоровья, обстоятельное знакомство с нормами санитарии и личной гигиены.

В целом же, по поводу содержательных компонентов военно- патриотической подготовки офицеров запаса, следует отметить следующее:

- все компоненты органически связаны между собой;

- особенно велика роль моральной подготовки будущих офицеров запаса, от успешного решения задач которой во многом зависит в целом решение комплекса задач военно-патриотического воспитания;

- с учетом принципа комплексного подхода крайне важно предусмотреть, чтобы по возможности большинство форм военно- патриотической подготовки решали одновременно задачи ряда компонентов подготовки;

- задачи каждого компонента реализуются в процессе военно- патриотического просвещения и непосредственной военно-патриотической деятельности, значение которой особенно велико;

- нет оснований умалять значимость ни одного из компонентов подготовки, во-первых, в силу их взаимосвязи и, во-вторых, задачи всесторонней подготовки защитника Родины;

- наиболее перспективными (как показывают исследования) путями реализации комплекса задач всех компонентов военно-патриотической подготовки можно считать повышение внимания к комплексным ее формам, усиление сотрудничества с воинскими коллективами и проч.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, задачами военно- патриотической подготовки являются:

- формирование и развитие личности офицера запаса, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота, способной активно участвовать в созидательном процессе жизни общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой;

- целенаправленная подготовка надежных защитников Отечества, обладающих необходимым уровнем готовности для его защиты.

В целях реализации указанных задач военная кафедра постоянно поддерживает связь с воинскими частями, военными образовательными учреждениями профессионального образования, оказывает помощь общественным организациям в проведении военно-патриотической работы в образовательных учреждениях.

Отметим, что задачи по военно-патриотической подготовки офицеров запаса решаются в процессе занятий, во вне учебное время совместно с другими кафедрами, факультетами, общественными организациями.

Содержание дисциплин, изучаемых студентами, предоставляет широкие возможности для военно-патриотического воспитания студентов.

Так, содержание учебной программы получения гражданами начальных знаний в области обороны и подготовки по основам военной службы в учебных пунктах организаций включает в себя следующие разделы: «Начальные знания в области обороны» («Основы обороны государства»), «Воинская обязанность», «Гражданская оборона»; «Основы военной службы» («Военная служба»), «Боевые традиции ВС России». Оно направлено на изучение следующих разделов:

- Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.

- Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основа патриотизма.

- Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите.

- Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина ВС России. Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.

- Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить звание защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и Военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости и конституционного строя России, народа и Отечества.

Укажем, что в результате изучения определенных дисциплин («Общественно-государственная подготовка», «Общевоинские уставы ВС РФ» и пр.) студенты узнают требования Законов РФ «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «Об образовании», Постановления Правительства РФ о подготовке молодежи к военной службе, Приказы и директивы по вопросам военно-патриотического воспитания учащихся; исторический опыт русского и других народов по защите Отечества, причины развязывания войн; военно-прикладное значение физической подготовки как средства подготовки молодежи к защите Отечества. Происходит формирование следующих умений: планировать, организовывать и качественно проводить занятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся; готовить юношей к службе в Вооруженных силах РФ; использовать военно- исторические знания в интересах воспитания учащихся, привития им чувств верности народу, Конституции, любви к Отечеству, уважения к Вооруженным силам, их традициям и т. д.

Как мы уже подчеркивали, военно-патриотическая подготовка студентов осуществляется не только в учебное, но и во внеучебное время: встречи студентов с ветеранами Великой Отечественной войны, Вооруженных сил РФ, воинами-интернационалистами, военизированные походы по местам боевой славы советского народа, экскурсии в воинские части и военные музеи, просмотры и обсуждения кинофильмов по военной тематике, читательские конференции по военно-исторической и военно-мемуарной литературе, соревнования по военно-прикладным и техническим видам спорта, другие мероприятия. Причем студенты из числа воинов запаса привлекаются в качестве помощников офицеров-преподавателей.

Большую роль в плане военно-патриотической подготовки играет наглядность. Выпуск стенных газет, оформление стендов, плакатов, листовок позволяет отражать повседневную напряженную деятельность кафедры; освещать актуальные вопросы обучения и воспитания студентов; предоставлять информацию о наиболее значимых событиях, имеющих отношение к военной службе и пр.

Анализ военно-патриотической деятельности, осуществляемой на военных кафедрах в высших учебных заведениях, позволил нам выделить следующие подходы к реализации военно-патриотической подготовки офицеров запаса.

Личностно-деятельностный подход предполагает максимальное развитие индивидуальных особенностей личности через вовлечение ее в различные виды деятельности; а также максимальную обращенность к внутреннему миру личности; обеспечивает активизацию процессов саморазвития, самообразования, самовоспитания. Аспектами этого подхода являются отношенческий и «событийный» подход. Первый связан с гуманизацией отношений, возникающих в различных видах деятельности, при помощи специально создаваемых ситуаций. Смысл второго заключается в том, чтобы каждую встречу со студентами, каждое дело организовать так, чтобы оставить след в их памяти, чтобы оно стало увлекательным, интересным, чтобы стало «событием» в жизнедеятельности коллектива.

Амбивалентный подход (от лат. ambo - оба, valentia - сила) предполагает возможность управления двойственностью переживаний, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства (любовь и ненависть, удовольствие и неудовольствие), причем одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Этот подход также предполагает выявление, установление меры (например, поощрения и наказания, доброты и суровости, ласки и рассудочности) в организации целостного педагогического процесса, ибо амбивалентность - это и «механизм единства исключающих друг друга полюсов дуальной оппозиции, механизм их взаимного изменения, взаимодополнения, взаимопроникновения».

Средовой подход связан с идеей включения образовательного учреждения в окружающую среду (и наоборот). Сегодня интеграция влияний всех институтов педагогического процесса актуализируется в связи с созданием региональных образовательных программ, региональных педагогических систем.

Заметим, если реализация личностно-деятельностного и амбивалентного подходов зависит от личности отдельного педагога, то средовой подход может быть реализован лишь в условиях специального центра интеграции при усилиях всего педагогического коллектива.

Как нам представляется, наибольшая эффективность в реализации задач, стоящих перед преподавателями, осуществляющими военно- патриотическую подготовку офицеров запаса в гражданских вузах, возможна при комбинировании элементов всех трех подходов, поскольку в каждом из них есть составляющие, которые могут быть задействованы в решении актуальных проблем военно-патриотического воспитания.

Анализ массовой практики взаимодействия вуза, военной кафедры и общественности в области военно-патриотической подготовки офицеров запаса позволяет нам выявить некоторые условия ее эффективности:

- на базе вузов необходимо создавать советы по военно- патриотическому воспитанию, координаторами которых будут выступать военные кафедры, активно привлекающие в их деятельность ветеранов, вои- нов-шефов;

- целесообразно так планировать выступления воинов, ветеранов (входящих в совет), чтобы в конечном итоге они способствовали решению конкретных учебно-воспитательных задач по военно-патриотической подготовке офицеров запаса, существенно расширяли бы кругозор студентов в целом и военно-патриотический в частности;

- желательно активное участие общественности не только в военно- патриотическом просвещении (беседы, лекции и т.д.), но и в организации непосредственной военно-патриотической деятельности студентов, а также в совершенствовании учебно-материальной базы для военно- патриотического воспитания;

- если иметь в виду взаимодействие военной кафедры (вуза) и армии, то надо признать особую эффективность таких его форм, которые строятся на паритетных началах (совместные подготовка и проведение обзорных и тематических диспутов, конференций, литературных вечеров, викторин по истории военного дела, оружия, Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и т.д.);

- нельзя допустить иждивенческой позиции военной кафедры (вуза), крайне важной представляется ее собственная инициатива в организации паритетного взаимодействия.

Анализ научно-литературных источников, а также изучение практического опыта позволяют утверждать, что традиционная военно- патриотическая подготовка офицеров запаса в высшем профессиональном образовании в гражданских вузах представляет собой систему, состоящую из ряда компонентов: формирование патриотического сознания офицеров запаса; системы знаний, умений и навыков в военно-технической области; физического совершенствования будущих офицеров запаса.

Проблема военно-патриотической подготовки офицеров запаса в системе высшего профессионального образования в гражданских вузах должна рассматриваться в контексте изучения понятия «патриотизм», который в научной литературе рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание. Такое многообразие подходов к определению сущности понятия обусловлено, прежде всего, сложностью и многогранностью данного социального феномена. Исходя из принципа обобщения, нами было сформулировано следующее определение понятия «патриотизм» - это многогранная система мировоззренческих взглядов, убеждений и чувств, связанных с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, преданностью и служением им, готовности к защите и самопожертвованию во имя процветания их.

В науке выделяются следующие виды патриотического воспитания: военно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; национально-патриотическое воспитание; гражданское воспитание; гражданско-патриотическое воспитание.

 

АВТОР: Кудря А.Д.