20.04.2012 1927

Цвет как один из факторов развивающего и воспитывающего воздействия на личность. Состояние и постановка проблемы

 

Процесс гражданского воспитания детей, как и любая другая область знаний отражает сложные механизмы взаимодействия объективных условий и субъективных факторов, определяющих сущность и особенность целостного воспитательного пространства, одним из компонентов которого является дифференцированная цветовая гамма. Но прежде необходимо еще раз рассмотреть сущность и условия гражданского воспитания детей, а затем уже вычленять особенности развивающего и воспитывающего воздействия цвета на личность. Остановимся на понятии «гражданское воспитание», первые описания которого приходятся наконец 40-х и начало 50-х гг. Согласно данным источникам, понятие трактуется как взаимодействие человека с обществом (А. Парк, Д. Доллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.).

Среди различного рода трактовок гражданского воспитания, для нас представляет интерес та, которая рассматривает воспитание как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе, которого происходит ее адаптация в пространстве социума.

Если рассматривать развивающее, воспитывающее воздействие цвета на личность через призму данного понятия, то можно сказать, что ребенок: дошкольного возраста, помещенный в цветовую среду взрослыми, вынужден приспособиться, иначе, адаптироваться к условиям цветовой среды на определенный отрезок жизни. Уровни его адаптации в цветовой среде могут вызывать различные психологические реакции и состояния личности. Но, прежде следует обратиться (в целях изучения результата адаптированности человека к различным социальным ситуациям, к макро- и микрогруппам) к разработанным уровням различной социальной адаптации в различных средах (А.Маслоу, Я. Щепаньский, Ж. Пиаже и др.). Анализ ранее разработанных уровней социальной адаптации личности в средах макро - и микросоциума позволил сформулировать уровни адаптации, применимые к гражданскому воспитанию детей элементами цветоведения.

Уровень социальной адаптации детей в различных средах поэтапно приближается к полной его завершенности, то есть к полной ассимиляции, что в целом сближает рассмотренные уровни адаптации детей в цветовой среде с научными взглядами отечественных психологов и педагогов на данную проблему. Так, например, отечественные психологи представляют процесс гражданского воспитания как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Естественным и уместным становится вопрос о механизмах, с помощью которых реализуется процесс гражданского воспитания факторами среды. Согласно Л.С. Выгодскому, гражданское воспитание, где цвет выступает как развивающий и воспитывающий фактор, оказывающий воздействия на личность, практически тождественно процессу «окультуривания» ребенка. Наука и практика характеризуют психолого-педагогические подходы к цвету в процессе его социализирующего воздействия на личность как «ступеньки» в познании цветового мира, окружающего цветового пространства. Современные педагогическое подходы и их содержание (М. И. Шилова) представили понимание и сопереживание родителями, представителями социально-педагогической работы тех же эмоциональных состояний, которые испытывает ребенок под воздействием цвета в предметно-пространственной среде. В них отражены общение с цветом в предметно-пространственной среде - деятельностная (ассоциирующаяся с цветом) сторона индивида; деятельностная (направленная на процесс гражданского воспитания факторами цвета) сторона родителей, педагогов воспитателей, специалистов социальной работы. Интеракционистский подход, который предполагает взаимодействие человека и цвета, общение без которого невозможно. С одной стороны, становление личности и восприятие ею цветовой картины мира и с другой стороны, данное взаимодействие объективно обеспечивает двусторонний процесс гражданского воспитания. Интериоризационный подход, где гражданское воспитание факторами цвета представляет собой освоение личностью цветовых норм, ценностей, стереотипов и установок, выработанных обществом за определенный отрезок времени, в результате чего у человека складывается привычная система оценок и внутреннего восприятия различных качественных признаков цветовой гаммы. Факторно-институционный подход, в котором гражданское воспитание определяется как совокупность действия цветовых факторов в макро- и микросоциуме социальных институтов семьи, дошкольных учреждений, школы, внешкольных учреждений и агентов гражданского воспитания, в роли которых выступают педагоги-воспитатели, родители. Интраиндивидуальный подход, в котором гражданское воспитание не исчерпывается адаптацией человека в цветовой среде социума, а является стимулом творческой самоорганизации личности и функционирует такой процесс гражданского воспитания как деятельностная, ассоциирующаяся с цветом модель.

Все педагогические проекты и модели, обеспечивающие цветовое воздействие на личность, составляют социально-педагогические и психологические ценности. В своей целостности они структурно и содержательно отражены в онтогенезе (процесс усвоения личностью цветового опыта макро - и микросоциума, включение его в систему общественных отношений) и филогенезе (передача цветового опыта от конкретного общества к конкретному индивиду). Любая концепция, теория, научное положение о воспитывающем воздействии цвета содержит оценочный момент, так как не может не возникать вопрос, во имя чего все делается, исследуется, формулируется: во благо народа, государства, на перспективу или временно?

В этой связи обратимся к истории нашего государства. С 1917 года цвет стал символом «белой» и «красной» партий, в 40-е годы цвета коричневый и черный стали носителями идей антигуманистического направления - фашизма. Черный или белый цвета присутствуют при проведении культовых обрядов, иногда противозаконных. Следует особо отметить, что в отдельных группировках молодых людей, имеющих место в новой России, проявляются предпочтения фашистской цветовой символики. Зеленый цвет находим в символах, олицетворяющих религиозное исламское движение. Как правило, интерпретация одного и того же цвета, трактовка его образной характеристики у разных групп населения планеты различное. И порой сложно определить правомерность их выбора применительно к ситуации или приверженности к определенным ценностям. Обратимся к ценностно-психологической характеристике каждого цвета в цветовом спектре. Красный цвет россияне сравнивают с солнечным светом и с древних времен соотносят данное сравнение с архитектурным сооружением, какой-либо деятельностью человека и так далее. Эти сравнительные характеристики широко распространены в фольклоре, в литературных жанрах. Отметим также, что Гете одним из первых сделал выводы о том, что чистый красный цвет особенно нравится людям энергичным, здоровым и грубым. Розовые оттенки в красном цвете он соотносил с юностью во всей ее привлекательности. Ломоносов писал о том, что в жизни нашей большая часть прохлады и утех зависит от цветов. В этой связи первое место отводилось красному цвету как цвету тепла, кровяного давления и мускульного напряжения, ритма дыхания в организме человека. Кандинский соотнес красный цвет с чувством силы, энергии, решительности, состоянием триумфа, победы, веселья. Правда красные тона в холодной гамме, включая фиолетовый, он находил в слабости, угасающей печали. Макс Люшер в 1948 году дал подробную характеристику красному цвету, причислив его возможности к эрготропной функциональной способности организма. Ученые X. Вольфранг, Л. Бонде, Л. Буш, В.Г. Грибачев, В. Келлер, В. Лукхардт, Д. Корво, Г. Цойгнер и др. связывают красный цвет с сигнально-предупреждающей системой, которая не только возбуждает, но и утомляет. Известно, что ни одна сфера профессиональной социальной деятельности, связанная с безопасностью жизни людей, не обходится без отбора цвета в сигнальной системе (милиция, скорая помощь, пожарные и т.д.), отвечающей за сохранность здоровья человека и продуктов его деятельности. Важное место в развитии теории и методики обеспечения необходимых мер регулирования жизненно важных ситуаций заняли оранжевые, желтые, красные, зеленые цвета. Общеизвестно, что черные, желто-оранжевые сочетания в природе (насекомые, рептилии) ив быту (знаки внимания) свидетельствуют об определенной опасности, требуют повышенной осторожности. Природная сущность желтого цвета выражается в его легкости, яркости и светлоте. Он в сравнении с другими сильнее отражает падающий на него свет, в связи с чем создается впечатление чего-то самосветящегося. Гете, Кандинский и другие придерживаются одного мнения, что цвет этот чистый, теплый, создающий чувство комфорта и уюта. В процессе абстрагирования выкристаллизовываются ценностные ориентации, отражающие наиболее значимые стороны познаваемого цветового явления. Подчеркнем, что процесс познания цвета подчиняется общей закономерности: от созерцания конкретного явления кабстрактному мышлению, а от него к общественной практике. Логика этого процесса очевидна и в практике детского творчества, а именно: несмотря на обычное сравнение солнца с красным цветом, в детских рисунках, как правило, в его изображении используются желтый и оранжевый цвета.

Рассмотренные представления и образуемые понятия о цветовых факторах в разной степени отражают направленность личностных интересов, потребностей, эстетических вкусов личности, то есть реакции конкретной социокультурной действительности. Так, желтый цвет избран в качестве символа буддизма. Это означает, что содержание цветовых явлений, зафиксированных в систематизированной теоретической форме, находит свое отражение и на обыденном уровне сознания в форме представлений, отношений, чувств, симпатий, антипатий и т.п.

В сознании личности связи и отношения предстают в конкретно-чувственной форме. Так например, согласно оптической и эмоциональной таблице Г. Цойгнера, И.П. Глинской, желтые и оранжевые цвета по оптическому воздействию удаляют и приближают, в зависимости от тональности, освещают и объединяют. Психофизическое влияние цвета ощущается через образное представление тепла, сухости, легкости и так далее. В этой связи желтый и оранжевый цвета настраивают на определенные ассоциации, связанные с блеском благородных металлов, солнцем, жаркой пустыней, тропическими фруктами и плодами и т.д. По мнению психологов в ближайшем окружении ребенка, где присутствуют желтые и оранжевые сочетания цвета, создается радостная, стимулирующая обстановка. Это особенно заметно на примере следующего цветового спектра - зеленого. Но прежде всего наиболее ценно то, что практически мгновенно у ребенка возникают эмоционально-чувственные отношения к ближайшему окружению, продуктам собственного и общественного производства. В дальнейшем это обеспечивает наиболее эффективный путь раннего его включения в процесс гражданского воспитания факторами цвета. Ш. Ферри, исследовавший проблему цвета в самых разнообразных аспектах пришел к решению, что по степени возбуждающего влияния на человека, цвета располагаются в том же порядке, в каком они находятся спектре, и интенсивность зрительной чувствительности меняется в зависимости от частоты волны. Ученые-физики придерживаются единого мнения о том, что в природе возникновению зеленого цвета предшествует длина волны синего цвета. В качестве противоположной волны она тормозит встречную желтую волну, вследствие чего дальнейшее колебание вновь синей, приводит к тому, что оба противоположных движения взаимно уничтожаются и возникает полная неподвижность или покой. Особенный акцент ученые-психологи делают на приемлемое самой природой определение цвета ее новой молодой жизни. Социальная конкретика действий с цветом сводится к тому, что с зеленым цветом в предметно-пространственной среде человек имеет тесный контакт как с красным и желтым. Практика подтверждает, что он прочно вошел в сферу текстильной промышленности, особенно армейской. К нему чаще всего обращаются станкостроительные объединения. Наряду с практико-ориентированным использованием зеленого цвета, в том числе в школьных и внешкольных учреждениях, как часть дизайнерского комплекса, с одной стороны, приемлем вариант для профилактических мер по регуляции нервно-психического напряжения учащихся в процессе учебно-воспитательной работы, с другой стороны. Светло-зеленая гамма цвета активно включается в детский интерьер дошкольных учреждений. Среди многих социально-психологических характеристик, присвоенных зеленому цвету, наиболее гуманная обязана тому, что в 90-е годы отмечается объединение активистов, связанных общей идеей - спасения и восстановления природной среды. В роли мирового общепринятого символа в вышеназванной акции выступил зеленый цвет.

Создание благоприятных духовно-психологических условий для воздействия на сознание и поведение ребенка (с дальнейшей целью гражданского воспитания факторами цвета) показывает, что некоторые цвета охватывают своим однозначным проявлением обширное средовое пространство, один из них - голубой цвет. Голубой цвет и синий цвет в конкретном акте восприятия олицетворяют в природе цвет воздушной среды, водной стихии со всеми ее превращениями в новые образования. Безусловно, голубизна льда, синева снега, синий цвет неба способны создать чувство прохлады, холода и, следовательно, вызвать адекватную реакцию у человека. Исходя из характеристики Цойгнера, эти цвета участвуют в создании иллюзорной картины, способны уводить от реальной действительности, наталкивают на мысль о мире и свободе. Социально-политическое значение в настоящее время этот цвет приобрел в символике России статус государственного значения. Среди многих признаний, касающихся символики голубого и синего цветов, фундаментальное значение имеет их олицетворение с миром и планетой Земля. Так, например, «мир на планете» обусловлено значением цвета - символа миротворцев - «голубые береты», «голубые каски» и так далее. Оценочно-аналитический подход с психологической, социальной, искусствоведческой точки зрения к характеристике фиолетового цвета позволил убедиться в том, что он не обретает широкого социально значимого предпочтения. Известные художники чаще соотносят фиолетовый цвет с эмоционально-чувственным состоянием человека. Так, с точки зрения Кандинского, фиолетовый цвет выражает 'слабость и печаль. Другие выдающиеся ученые (Цойгнер) в фиолетовом цвете видят способность сжимать, омрачать чувства, лишать волевых качеств, наводить грусть, в тоже время они не лишают человека благородства, торжественности и, одновременно, мистичности и скромности.

Завершая рассмотрение семи цветов, согласно их включения в цветовой спектральный круг, пришли к выводу, что общение ребенка с цветом в предметно-пространственной среде протекает при определенных психофизиологических и эмоциональных состояниях личности, что составляет предметно-пространственную основу целостного педагогического процесса с его социализирующими и воспитывающими функциями. Физическая характеристика цвета включает его волновую ограниченность во времени, непрерывность протекания в течение определенных сроков выполнения конкретной задачи, интенсивность проявления в предметно пространственной среде при какой-либо с ним деятельности. Придавая цвету условно-образные характеристики, возникают противоречия между наличием у ребенка определенного опыта общения с цветом и его возможностями в осознании и использовании полученных сведений в работе с цветовым спектром. Особенно следует отметить, что цветовые характеристики достаточно характерны для определенных народов, их национальных, региональных и религиозных традиций, обычаев, конфессий. Один и тот же цвет может вызывать совершенно противоположные трактовки. Особенно это проявляется в цветах ахроматического ряда. Например, у европейцев белый цвет олицетворяет символ чистоты, непорочности и присущ в торжественных обрядах, тогда как у народов Востока он имеет смысловое значение глубокого траура. Это же относится и к черному цвету. С этим цветом соотносятся все трагические характеристики происходящих событий, деятельности и личности. Он генетической нитью связан с нашим предыдущим поколением и несет информацию об уничтожении всего живого. Е.В. Ковешникова считает, что восприятие цветов ахроматического ряда требует большей затраты энергии от человека и, следовательно, это объективно снижает эстетическую ценность ахроматических цветов. Первый подход к цвету создает призрачные образы возникшие в процессе собственной фантазии, либо на основе материала существующего в литературных источниках. Второй, ассоциативный, образ цвета возникает на основе конкретного контакта с ним в практике жизни. Кроме того, в отдельных случаях, для создания условно-образной характеристики, цвет может иметь информационно-психологическое сопровождение и поддержку, цель которых направить индивида в правильном выборе определения и создания предварительной базы знаний о цвете. Эти и другие подходы, раскрывая социально-психологические начала в цвете, акцентируют внимание на важности междисциплинарных связей в процессе комплектования базы знаний. Причем многие авторы, условно придающие цвету социальную значимость, пришли к этому выводу на основе самостоятельной аналитической деятельности. Так, состояние безразличия, духовной бедности и нищеты у отдельного индивида ассоциируется с серым цветом ахроматического ряда. В то же время в природе серый цвет сравнивается с туманом, вечерними сумерками, характеризуя достаточно кратковременное природное явление. В литературном и изобразительном искусстве серый цвет концентрирует в себе нейтральность художественного образа. Это нельзя сказать об ассоциациях, вызванных цветом коричневого ряда. Они условно приближают человека к земле, к ее природным богатствам. Вызванные эмоционально-чувственные образы умозрительно связывают человека не только с плодородием, но, и одновременно с физическим трудом. Таким образом, исследуемая проблема предстает в виде упорядоченной последовательной системы восприятия, осознания, создания социальной модели цвета. В качестве характерного примера сделаем экскурс в учебную и воспитательную практику обучения, где коричневому цвету отдавалось соответствующее предпочтение. С особой уверенностью можно сказать, что в прошедшее десятилетие этот цвет входил в состав обязательной форменной одежды школьников. В эти годы, очевидно, за счет активного внедрения в массы форменного цвета одежды в учебной практике, происходило рациональное гражданское воспитание различных категорий населения. Первым сложил цвета согласно цветам радуги в природе И. Ньютон. Совмещая цвет и звук, он собрал цвет в виде музыкальной диатонической гаммы и обозначил в том порядке, в каком они были рассмотрены выше. Однако в природе эти тона достаточно размыты и имеют свои переходные оттенки, в связи, с чем в 1772 году во Франции были составлены атласы цветов. Спектр изменил свою линейную основу и принял положение круга, треугольника, квадрата. Возвращение конечного тона к начальному тону, обусловлено переходным состоянием одного цвета с оттенками в другой, в итоге цепь цветовой гаммы была замкнута. В этом же году цветовой ряд был расширен внесением в него новой геометрической фигуры-пирамиды Ламберта. Автор внес изменение цвета по его светлоте и насыщенности. В 1810 году Рунге провел анализ и систематизацию цвета, внес свои коррективы в основные цвета, дополнив их белым и черным цветом, которые в трехмерной модели системы цветов находятся в полюсах шара. Существенно в своих исследованиях изменил цветовую картину В. Освальд (1853-1932). Он положил в основу шкалу из 16 серых цветов, и цветовой круг разделил на 100 ступеней. Ученый представил взаимосвязи основных характеристик цвета в виде пространственной цветовой двойной пирамиды.. Созданный Освальдом атлас содержал 2500 цветов с рекомендацией для художников, каким способом был получен тот или иной оттенок цвета в процессе смешения красок и какие красочные пигменты были задействованы. Более 680 цветов вошли в производства набора красок и меньше, согласно сокращенному варианту цветовой шкалы. А.Г. Менсел (1859-1918) соединил идею цветового шара Рунге и обозначил трех основных переменных по Гельмгольцу как цветовой тон, светлота и насыщенность. Его цветовой круг имеет спектр цветов в следующем цветовом ряде - красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый с промежуточными между ними цветовыми оттенками. Атлас Альберта Генри Менсела содержит 10 таблиц, из которых каждая имеет один цветовой тон, обновленный по светлоте и насыщенности. В наше время использование компьютерной техники позволяет расширить колористические возможности. Так называемая цветовая система «Евроколор», может предложить миллионное обозначение цветов, возможности совершенствования в этом процессе не имеют ограничения. В нашей стране систематизация цвета проводилась в 1956 году Е.Б. Рабкиным. Его атлас цветов содержал девять основных цветов, между которыми находились четыре производных. Таким образом, полный цветовой круг включал в себя 45 цветов. В цветовом образовании участвовала ахроматическая шкала из 36 цветов. Атлас цветов «Радуга « восьмикрасочной системы смешения содержит 259 красочных образцов. С использованием восьми основных цветов было получено 36 равномерно распределенных по тональности основных соцветий.

Сегодня педагогический раздел изучения цвета, рассматривающий проблемы цветоощущений, включает в себя понимание цвета как природное явление, воспринимаемое человеческим глазом. Например, в учебниках по изобразительному искусству, как правило, вносятся сведения о соответствующей цветовой гамме в государственных символах, тогда как интерпретация культурно-исторических ценностей каждого цвета в данных символах находится в другом учебнике «Рассказы по родной истории» (Н.И.. Ворожейкина, В.М. Соловьев, М.Т. Студеникин). В декоративно-прикладном искусстве цвет несет нагрузку главного фактора в создании художественного образа и поэтому обретает достаточно часто декоративную, эмоционально- образную, символическую функцию.

Познавательный смысл цвета в литературном жанре искусства включает в себя отражение, какого-либо цветового образа, который образовывался ассоциативно-образными представлениями о цвете конкретного предмета, имеющего соответствующие качества (малиновый, вишневый, лимонный цвет и т.д.).

Конструктивно-утилитарная функция цвета, как формообразующего элемента, проявляется в произведениях архитектуры, интерьера зданий. В данном случае цвет конструктивно преобразует плоскостные формы, придает им свойство цветовой неоднородности.

В искусстве цвет «присваивается» человеком объекту в процессе зрительного восприятия этого объекта. Таким образом, создаются видимые и умозрительные связи внутреннего пространства с внешним миром. Как выразительное средство живописного искусства цвет всегда остается эмоционально-содержательным, сохраняя определенный смысловой подтекст, смысловую нагрузку. Цвет как мощное композиционное средство представляется в плакате, неотъемлемой части произведений изобразительного искусства. В театральном искусстве цвет предстает в роли цветовой пластической пространственной среды, где, как правило, большое значение имеет значение эффект цветного освещения. Большое значение приобретает формообразующая функция цвета в построении паркового пространства. В данном случае цвет берет на себя функции композиционного центра, связующего элемента, объединяющего отдельные компоненты ансамбля. Цвет в мире искусства кино, телевидения, компьютерных программ представляет эффекты цветового движения, организующее личностное эмоционально - чувственное пространство. Представители архитектурного искусства считают, что цвет - явление воспринимаемое сознанием. Он косвенно связан с различными учебными дисциплинами, не имеющими прямых пересечений с цветом как области его изучения. Так, например, географией - с топографическим ее разделом, физкультурой - в связи с условно-цветовым обозначением спортивных команд и т.д. С точки зрения представителей отдельных области научного знания, наука, занимающаяся изучением цвета, должна базироваться на самых разнообразных разделах точных и прикладных наук - на физиологии и психологии, на физике и химии, а также светотехнике, являющейся дисциплиной, основанной на тех же разделах естествознания.

 

АВТОР: Котенко И.В.