20.04.2012 1985

Психолого-педагогические основы изучения проблемы цвета в предметно-пространственной среде в процессе гражданского воспитания детей

 

Успешному осуществлению социально-педагогической задачи -гражданского воспитания детей - способствует включение подрастающего поколения в сферу социокультурных и эстетически направленных взаимодействий в среде обитания. Что касается выявления активных форм и средств педагогических влияний на личность ребенка посредством рационального использования цветовых факторов в предметно-пространственной среде, то реализация подобных профильных программ и проектов пока еще сдерживается слабым комплексированием таких разработок, локальным характером, отражающим аспекты использования цветовых воздействий в проектах и моделях воспитания. Уделяя внимание различным проблемам цвета в предметно-пространственной среде можно сказать, что все они неотъемлемы в целях достижения воспитательного эффекта. Так «Гражданское воспитание детей средствами цветового воздействия» - это психолого-педагогическая организованная комфортная цветовая среда, в которой обеспечивается жизнедеятельность ребенка его адаптация к культурно-историческому наследию, отраженному в определенной цветовой гамме, осмысление, принятие, присвоение данных условий на высоком эмоциональном уровне. «Воспитание детей средствами цветового воздействия это целенаправленная подготовка подрастающего поколения к жизни посредством государственных символов, религиозных и общенародных традиций и обычаев, отраженных в цвете в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. «Воспитывающая цветовая среда» - это совокупность окружающих личность ребенка цветовых символов и знаков, отражающих социально ценностный смысл реального опыта, в пределах которого комфортно развивается самодеятельная инициатива детей дошкольного возраста. «Педагогическая, технология гражданского воспитания детей средствами цветового воздействия» означает одновременно сближение по стилю и эмоциональной насыщенности работы педагога-воспитателя с деятельностью художника, артиста, литератора, историка, эколога, в том смысле, что он ярко, эстетично-увлекающе выражает свое собственное отношение к красоте цвета в окружающем мире и тем самым его собственное мнение становится доступным ориентиром для восприятия и понимания дошкольников. Педагог-воспитатель, профессионально использующий объективное влияние на личность цветовых факторов в предметно-пространственной среде придает этому процессу целевую педагогическую направленность, тем самым, создавая воспитывающую цветовую среду.

Будет неверным, если не сказать, что сегодня профессиональная деятельность, необходимая для информационного социального воспитания в процессе гражданского воспитания детей факторами цвета, сталкивается с определенными трудностями из-за разнообразного толкования проблемы в теории и практике. Помимо этого, имеют место научные исследования проблем цвета в предметно - пространственной среде, направления которых по своей сути сведены к диагностическим тестам, профессиограммам и т.д. вместо получения более глубокой информации об использовании ресурсов цветоведения в целях повышения эффективности процесса гражданского воспитания. В другом случае прикладная сторона теории о цвете в предметно - пространственной среде слабо адаптированная к подробностям реального процесса воспитания, в лучшем случае ориентированна на сферу психологического и педагогического всеобуча, направленность которого применительно к области гражданского воспитания с использованием цветовых эффектов слабо учитывает данную специфику целеполагания. Анализ различных точек зрения (В.Г. Бочарова, А.А. Бодалев, В.А. Беличева, Б.З. Вульфов, С.И.Григорьев, И.А. Зимняя, И.А.Липский, А.В. Мудрик, Г.Н.Филонов), позволяет сказать, что по своей сути организаторская, социальная и психолого-педагогическая деятельность, предполагает для свершения процесса гражданского воспитания детей актуализацию деятельности специалиста любого педагогического профиля.

Существенное внимание также следует уделить социально-педагогической культуре самого учителя, воспитателя, социального работника, его педагогическому такту, психологической грамотности как необходимой основы их готовности к участию в процессе гражданского воспитания ребенка. Психолого-педагогический потенциал, реализуемый в социальной деятельности, направленной на гражданское воспитание детей с использованием средств цветоведения, становится средством многомерного педагогического влияния на данный процесс по мере познания и адекватной адаптации цветоведческого эффекта к конкретной психолого-педагогической ситуации. Просмотреть готовность вышеперечисленных специалистов к организаторской деятельности позволяют чаще всего результаты массовых обследований, которые создают возможность получить достоверную картину диагностируемых явлений. Среди различных диагностик, направленных на изучении готовности педагогов, воспитателей и других специалистов, привлеченных к воспитательной деятельности, можно также выделить те из них, которые касаются развития ребенка под влиянием различных факторов социума, в том числе средств цветового воздействия. Психолого-педагогическая деятельность в процессе гражданского воспитания детей с использованием регулируемого потенциала социума предполагает несколько аспектов: организаторская готовность специалиста к работе с детьми при использовании цветовых средств воздействий, самодостаточный уровень профессиональной культуры педагога, социального работника, воспитателя. Позиция педагога должна быть ориентированна на активное изменение детских ценностных представлений о цветовой символике, если она становится отражением общепризнанных гуманистических ценностей

В исследовании нами избран цвет в предметно-пространственной среде. Так, например, наиболее наглядное использование смыслообразующих представлений детей о Родине, Отечестве, патриотизме возможно путем соотнесения цветовой расцветки с конкретными характеристиками Государственной символики. В качестве примера, можно представить противостояние семейных и общественно - политических позиций отраженных в символах демократического (красный, белый, синий), коммунистического движения (красный), или исламского движения (зеленый) и т.д. Увлечение в семье и обществе одними и теми же цветовыми символами (желтый цвет - идейный символ буддизма, белый цвет - идейный цвет «белого братства», черный цвет - идейный символ монашества и т.д.) или, наоборот, отрицание конкретно другого цвета, как идейного символа, сопровождается затруднениями в гражданском воспитании детей.

Сущность и эффективность процесса гражданского воспитания зависят от осознания и понимания ее значимости учителями, воспитателями, специалистами, организаторами учебно-практических занятий с детьми. Однако, на фоне успеха, следует также учесть и трудности в организаторской социальной и психолого-педагогической деятельности. Они обусловлены противоречиями, которые обнаруживаются в самом опыте этой работы и связанны, как правило, с различием возможностей педагогов, воспитателей, и других специалистов. Вместе с тем, наличие высокой профессиональной подготовки учителей, воспитателей, специалистов в области социальной работы и отставание в реализации заданных программ, с их спецификой мер и действий по использованию цвета в гражданском воспитании личности ребенка. Кроме того, профессиональная подготовка и готовность у специалистов к осуществлению данной деятельности с цветом слабо стимулирует возможности и развитие потребностей ребенка к этой деятельности. С психологическими трудностями дети сталкиваются, как только изначально прослушивают различные оценки о цветовых факторах. Вслед за этим наблюдается индивидуальные суждения о цвете, в них прослеживаются не только положительные, но и негативные оценки-характеристики. Собственное самопознание ребенком различий цветовых факторов в окружающей среде, как правило, осуществимо только путем проб, поступков и, соответственно, неизбежно возникающих ошибок.

В ходе исследования установлено, что деятельное проявление личности ребенка дошкольного возраста во взаимодействии с элементами цветовой среды не окажется полноценно выраженным процессом, отражающим влияние его эмоциональных контактов с цветом без участия «посредника»- специалиста- педагога, психолога, воспитателя, социального работника. Только в процессе совместной деятельности с цветом детей и взрослых активизируется процесс становления личности ребенка.

Социальные и психолого-педагогические взгляды на проблемы цвета, сущность его функционального влияния на процессы гражданского воспитания детей в зарубежном и отечественном образовании не однозначны по своему направлению.

В рассматриваемом нами интеракционистском подходе в процессе гражданского воспитания детей, прослеживается одновременно контактирующее взаимодействие ребенка и цвета вплоть до выявления результатов общения ребенка с элементами цветовой гаммы.

В современной отечественной педагогике, философии, психологии и социологии процесс в гражданском воспитании представлен как единый универсальный филогенетический и онтогенетический процесс (С. Батенин, И. Кон, О. Иванов и др.).

Один из них - онтогенетический подход, ученые характеризуют как процесс усвоения личностью социального опыта и включение ее в систему социальных отношений.

Другой - филогенетический определяет гражданское воспитание как особенный специфический способ усвоения личностью жизненного опыта в процессе трансформации его обществом. Таким образом, гражданское воспитание в условиях социума с использованием различных цветовых воздействий на личность ребенка осуществляется в процессе взаимодействия индивида с компонентами социокультурной жизнедеятельности, приобретающими для ребенка воспитывающий смысл и характер в результате педагогики регулируемых отношений детей к значимой символике в цветовой предметно-пространственной среде.

В чем же заключается сущность и успешность гражданского воспитания средствами цветового воздействия в предметно-пространственной среде?

Во-первых, для изучения взаимодействия цвета с факторами предметно- пространственной среды, следует рассмотреть три аспекта его функционирования.

Они представлены помимо биологического, социальными системообразующими подходами, т.е. цвет в окружающем пространстве

становится важной составляющей сущности определеннойэстетической культуры, а также социальных и иных общественно значимых норм и принципов, которые отражают состояние развития общества и личности.

Сегодня наблюдается глобальное распространение новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), которые подчас вносят и популяризируют совершенно неприемлемые образцы цветовых символов, олицетворяющих антиобщественные, антигуманные начала. Одновременно, нельзя сказать, что влияние телекоммуникации оценивается однозначно отрицательно.

Безусловно, это, как правило, положительное явление.

Однако перенасыщение каналов рекламной продукцией, цветового воздействия, что вызывает естественную реакцию не восприятия не только конкретно рекламируемого продукта, но и оформительского цветового стиля. Причем информационное рекламное поле нового типа проникает во все сферы жизни, тем самым, затрагивая воспитательные процессы в различных социальных институтах.

Особенно вытесняет социальное межличностное общение между детьми активное внедрение компьютерных игр. Они лишают ребенка свободного времени, трансформируют его личностные потребности в направлении самоизоляции и эстетических устремлений в личном самоопределении.

На основании анализа - психолого-педагогических проблем гражданского воспитания и детей в цветовой предметно-пространственной среде возможны, на наш взгляд, следующие выводы:

- Исследование данных проблем предопределяет управляемый психолого-педагогический потенциал цветовой пространственной среды с последующим его использованием в процессе гражданского воспитания детей.

- Процесс гражданского воспитания с использованием средств цветового воздействия происходящий с ребенком при активном сопровождении педагогов и родителей одновременно обусловлен интенсивным влиянием макросоциальных факторов окружающего социума.

- Общественная социальная реальность условно и нормативно детерминирует качественные соотношения цвета с реалиями предметно-пространственной среды, тем самым образуется общий педагогически регулируемый фон ориентации гражданского воспитания детей.

- Изучение действующих моделей гражданского воспитания детей еще раз подтверждает, что централизация этого процесса в целом оставляет достаточное пространство для вариативного многообразия образовательно-воспитательных систем, которые определяют фактические границы, организационно-педагогические формы, его ценностно-нормативное состояние, вариативность подходов в оптимальном использовании цветовых воздействий на личность ребенка в целях его гармонического воспитания и развития.

 

АВТОР: Котенко И.В.