20.04.2012 3188

Семья - основа первичного гражданского воспитания детей с использованием цветовых воздействий

 

Проблема первичного гражданского воспитания детей в семье представляет видение семейного социума с различных сторон собственной жизни и быта. В этой связи возникает необходимость рассмотрения семьи по роду ее базового статуса как социального института.

В это же число факторов, влияющих на гражданское воспитание детей, входят религиозные и социально-бытовые обычаи, культурно-исторические традиции семьи. Под воздействием семейных устоев формируется образ жизни ребенка, его взгляды и отношения к окружающему миру.

Все вышеперечисленные функции разнохарактерны по своему содержанию, возможностям и специфике их проявления в воспитании детей-дошкольников средствами цветового воздействия.

В этой связи воспитательный потенциал семьи следует рассматривать не только с позиций комфортного состояния семейной жизни, но и наличия в ней напряженных психических состояний нерешенности различных жизненных ситуаций, которые косвенно или непосредственно влияют на первичный процесс гражданского воспитания детей тормозят инновационные подходы к воспитанию детей с использованием цветовых эффектов. Среди таких причин негативного действия в первую очередь следует назвать разногласия членов семьи в предпочтениях цветовой гаммы. Следовательно, сама жизнь и деятельность семьи, практика работы психолого-педагогической службы подтверждают необходимость психолого-педагогической помощи и поддержки детям и взрослым в коррекции собственных взглядов и отношений к явлением и процессам социума, в том числе к цвету как: фактору, несущему в себе важные составляющие социальных и духовных оснований реального социума.

Следует особо остановиться на проблемах семьи, взрослые члены которой вовлечены в интенсивную трудовую деятельность. Дети в этих условиях лишены должного родительского внимания Они нередко излишне самостоятельны и психогенной девиантности, что неизбежно приводит к дискомфортным и конфликтным ситуациям в семейном воспитании.

Как правило, дети выполняют элементарные задания с использованием представлений о цветовой среде, приобретают отдельные навыки работы с техникой, но у них не формируются необходимые знания о цвете и целостные представления о его социальных и ценностных значениях. Чаще всего воспитательную работу с такой категорией детей ведут специалисты государственной детской службы, так как возникает объективная необходимость не только в организации первичного гражданского воспитания, но и в углубленной психолого-педагогической профилактической работе. Какой же сегодня представляется оптимально организованная деятельность семьи в контексте первичного гражданского воспитания детей факторами средового цветового воздействия, если в ходе исследования выявлены столь различные формы ее обеспечения?

Главной целью первичного семейного гражданского воспитания детей цветовыми факторами окружающей среды можно считать: достижение благоприятной семейной обстановки, комфортной нравственно психологической атмосферы как результата, приобретенного в процессе деятельности с цветом в ближайшем окружении; приобретение детьми знаний, умений и навыков конструктивной деятельности с цветом; понимание детьми адекватных социуму ценностных ориентации в цвете для полноценной реализации своих возможностей в условиях эстетической деятельности.

К задачам семейного первичного гражданского воспитания дошкольников факторами среды относятся: повышение воспитательного потенциала семьи в процессе совместной деятельности с цветом в ближайшем окружении; содействие в развитии преемственности семейных обычаев (в их числе традиции ценностных отношений к цветовой гамме) в различных возрастных поколениях; удовлетворение и коррекция личностно-ориентированных эстетических предпочтений дошкольника в цвете в макро-и микросоциуме; сохранение и приумножение лучших семейных цветовых традиций; распространение знаний по вопросам цвета в предметно-пространственной среде среди всех членов семьи; оздоровление и психологическая разгрузка членов семьи средствами цветового воздействия в предметно-пространственной среде; социальная защита и психолого-педагогическая поддержка семей, оказавшихся в новых условиях проживания (в том числе система мер с использованием цветовых символов в воспитании детей). Реальными приоритетами среди названных задач являются личностно-ориентированная психолого-педагогическая реабилитация детей (перенесших стрессовые ситуации - пожар, наводнение, аварии, физические увечья и т.д.) в процессе совместной семейной деятельности с цветом в окружающем социуме, цветовых программ.

Завершая рассмотрение важнейших составляющих процесса первичного гражданского воспитания детей факторами цветовой среды в семье, следует отметить, что все ее аспекты: организованная эстетическая деятельность с цветом в предметно-пространственной среде, привлечение психологов, искусствоведов, педагогов, социологов, юристов, специалистов социальной работы, комплекс семейной психолого-педагогической реабилитации детей, формирование эстетических знаний о культурно-исторических ценностях цвета в практике семейного образования и воспитания детей тесно связаны между собой, поэтому очертить жесткие границы их дифференцированного влияния всех членов семьи практически невозможно.

На основе полученных результатов исследования следует сделать вывод, что процесс первичного семейного гражданского воспитания детей с использованием цветовой среды требует дальнейших углубленных исследований и прикладных разработок.

Все упомянутые выше направления исследования осуществлялись применительно к конкретным условиям Краснодарского края. Наша концепция предполагала «открытые институты» в виде инфраструктуры ближайшего окружения дошкольника и в первую очередь семью, которая составляет первичное звено целостного, непрерывного, воспитательного процесса. В этой модели «открытого типа», апробируемой в нашем исследовании, мы попытались обосновать и практически реализовать новые подходы к содержанию и организации семейного процесса гражданского воспитания детей с педагогически направленным использованием цвета на интеллектуальное и духовное развитие детей. В данном контексте обозначились приоритетные функции: освоение детьми дошкольного возраста семейных культурно-исторических традиций цвета; выявление способностей и развитие ребенка в процессе включения его в доступные виды взаимодействия с различными искусствами и в игровой деятельности и т.д.; направленное использование средств цветового воздействия в условиях семейного социума в целях психотерапевтической реабилитации детей с отклоняющимся поведением и общим развитием; подготовка детей в семье к дальнейшему обучению и воспитанию в учреждениях профилактического профиля, осуществляющих программы художественно-творческой подготовки детей, в том числе с аспектами цветоведческой направленности.

Каждая из рассмотренных функций представляет сложную систему внутренних связей и взаимодействий.

В ходе исследования нами сформулированы принципы деятельности в семейном социуме по гражданскому воспитанию детей с использованием цветовых условий и символов: принцип мотивационно-творческой направленности, означающий исследование связей и отношений детей с цветом ближайшего окружения, стимулирующий развитие у них познавательных и эмоциональных устоев к цветовым предпочтениям семейного социума, развитие их собственного образного, духовного мироощущения, которое содержит в себе такие элементы как эстетические чувства,, вкус; принцип художественно-предметный, отражающий содержательную основу деятельности ребенка с цветовой гаммой в семье, способностей к художественному творчеству; принцип гуманно-патриотической направленности, удовлетворяющий побудительную причину ребенка в художественно-ценностном познании культурно-исторической среды, отраженной в цвете, которая была организована подобно цветовой среде его родительского дома и отражала традиции и обычаи человека, его предметы реальной жизни, мир окружающей природы; принцип ценностно-ориентационный способствует развитию у ребенка знаний, умений и навыков при раскрытии им историко-культурных контекстов цвета. При этом, чтобы дошкольник мог учиться оценивать и отбирать для себя информацию, которая бы способствовала глубже понять культурное развития своей семьи, своего народа и ощущать движение времени; принцип диалогичности позволяет в доступных для детей формах обращаться к ретроспективам их видения всего многообразия окружающего мира, в том числе в различных видах искусства, в природной среде и т.д.

В настоящее время проблемы семьи и воспитания обретают приоритетное значение в условиях происходящих социальных перемен, поскольку на всех уровнях жизненного бытия резко проявляется динамика социального расслоения. Отсюда практика социального воспитания объективно востребовала обращение к осмыслению норм и принципов этического поведения (А.И. Шемшурина) в изменившемся социуме.

Область исследования процесса семейного гражданского воспитания одновременно предусматривает создание специальных экспериментальных ситуаций, в которых изучается поведение семьи, непосредственно детей-дошкольников с целью выявления причин или других оснований наличия или отсутствия интереса, желания, возможности сотрудничества детей и взрослых в использовании цвета как фактора воспитания.

Другой возможностью таких исследований может быть форма; анонимного опроса членов семьи. В этой связи данная диагностика семейно-творческой деятельности детей и взрослых с цветом предполагает изучение следующих аспектов: культурно-исторические ценности цвета, отражающиеся в предпочтениях конкретных семейных традиций и обычаев (национальные, религиозные и т.д.); чувственно-эмоциональное удовлетворение дошкольника социально-ролевым положением в данном семейном социуме; устремления детей - с учетом их возраста выбрана конкретная (патриотическая, нравственная, эстетическая и т.д.) совместная семейная творческая деятельность с цветом в предметно-пространственной среде. В зависимости от целей исследования основ первичного гражданского воспитания детей в семье диагностика вышеперечисленных ситуаций может быть полной или выборочной.

Первая группа олицетворяет начальные результаты процесса гражданского воспитания в семье. Вторая группа констатирует фактические результаты сформированности у детей соответствующих личностных качеств в результате гражданского воспитания факторами цветовой среды. В третьей группе диаграмма отражает результаты завершения процесса гражданского воспитания с использованием средств цветового воздействия. Каждая из трех шкал говорит о приоритете трудовой, изобразительной, игровой деятельности с цветом в социуме.

Для детей, ввиду отсутствия у них должной подготовки предусмотрен разговор со специалистом, фиксирующим его результаты. Для взрослого населения предусмотрена работа с анкетами-опросниками и дополнительная беседа по неясно отработанным вопросам.

Общеизвестно, что сущность и особенность оптимальных вариантов развития воспитательных макро- и микросистем, в том числе в семейном социуме выявляются в процессе их моделирования. В нашем варианте суть моделирования заключается в том, что в игровую деятельность включается деятельность детей с цветом в ближайшем окружении взрослых. И на этой основе, модель эксперимента предполагает превращение простейшей деятельности ребенка в ближайшем социуме в более сложную, которая близка к реальной практике. Таков, типичный пример действующей модели, раскрывающей смыслообразующие ситуации процессов гражданского воспитания дошкольника. Сегодня распространенным общенародным праздником, в котором наиболее ярко воспроизводится реальность цветовой гаммы в национальных и региональных атрибутах, одежде, фольклоре и т.д., является «День города», «День района», «День округа» и т.д. Смоделированная деятельностная ситуация во время этих мероприятий позволяет использовать наглядные для детей формы деятельности с цветом в ближайшем окружении, о возможностях новых цветовых сочетаний, о потребностных ценностях цвета в контексте возрождения культурно-исторических традиций данного города, региона. Безусловно, единой идеально разработанной и повсеместно внедренной в практику модели организации семейного процесса гражданского воспитания детей цветовой средой еще не существует. Причиной является многообразие различных подходов и процессов, разработанных для данной деятельности с цветом.. Однако можно назвать оптимальным вариантом для организации семейного первичного гражданского факторами цвета в предметно-пространственной среде, моделирование эстетической деятельности, связанной с цветом дизайна интерьера, одеждой, предметами быта, изобразительной, трудовой, театральной, игровой, программно-компьютерной деятельностью, касающейся включения ребенка в процесс логического мышления и познания элементарных культурно-исторических и материальных ценностей цвета.

Другим вариантом моделирования может быть ознакомление детей с красотой цвета в природе, которая сегодня все чаще становится центром внимания и родителей и детей.

Разумеется нельзя исключить «незапланированные» разработки и сценарии моделирования, исходящие от членов семьи дошкольника в ходе экспериментального процесса. В таких случаях разработанная модель должна отличаться простотой, доступностью для ее освоения детьми дошкольного возраста. В ней должен соблюдаться принцип: от простого к сложному, от частности к конкретности.

Конечная структура модели коррекционной семейной деятельности в модели отражает последовательность выполняемых воспитательно образовательных функций, первичного гражданского воспитания детей, в том числе с использованием цветовых воздействий. Как правило, в ней отражается не только поведенческий аспект ребенка дошкольного возраста в процессе творческой деятельности, но и деятельность членов семьи, их мотивационно-целевая ориентация и педагогическая подготовка к работе дошкольниками по отдельным программам художественного творчества.

Особое внимание в ходе исследования было обращено на работу с родителями, воспитывающими детей с ярко выраженными особенностями поведения. Проявление у ребенка нервно-эмоционально-чувственных нарушений (повышенная конфликтность и агрессивность) в поведении на его общем состоянии и характере поступков осложняет ситуацию общения с такими детьми, в том числе в процессе творческой работы с ними в семье и дошкольном учреждении. В отдельных случаях это связано с; неблагополучными взаимоотношениями взрослых, сверстников старших или младших братьев и сестер в семье. Как показывает психолого-педагогическая практика, в первую очередь нервные нарушения на поведенческом уровне приводят к проблемам не только в процессе гражданского воспитания в дошкольном возрасте, но и могут отразиться в дальнейшей учебной деятельности детей. Вот почему прежде необходимо пропагандировать не только здоровый образ жизни в семье, но и любовь, и взаимное терпение, и уважение друг к другу.

Известно, что характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа «Я» в дошкольном возрасте, позиции ребенка по отношению к миру, в том числе к миру цвета в предметно- пространственной среде. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, а самое главное, эмоционального отношения к родителям, другим членам семьи, другим людям, что создает основу для развития личности дошкольника в целом.

Конечные результаты модели не только объективно отражают источники вдохновения, позитивно влияющие на детей, но и позволяют выявить причины дезорганизующего поведения дошкольника, которые способны разрушить выстроенную структуру деятельности с цветом в окружающем социуме и в целом весь процесс гражданского воспитания.

Моделирование ситуации, снимающей различную степень напряженности у дошкольника, неотрывно связано с приемами, методами, способами выполнения корректирующих воспитательных мероприятий.

Оценка конечного результата их деятельности в модели обусловлена приемлемой самодисциплиной членов семьи и приоритетом выполненных заданий с включением в них цвета в предметно-пространственной среде. Конечные результаты (в разработанной модели) обусловливают поиски альтернативных решений и новые цели в совершенствовании процесса и деятельности. Одновременно эти результаты отражают эмоциональный уровень удовлетворенности от проделанной работы и подготовленность родителей и других членов семьи для апробации процесса гражданского воспитания в домашних условиях. В нем просматривается, уровень взаимодействия разновозрастного поколения в процессе деятельности с цветом в макро- и микросоциуме и количество выполненных заданий. И, наконец, конечные результаты обуславливают новый поиск эффективного решения текущих психолого-педагогических проблем, возникающих в процессе гражданского воспитания факторами среды.

Согласно оценке конечного результата в модели отмечается прирост актуальных заданий с цветом в предметно-пространственной среде, их «полезность» в жизни семейного социума, и очевидно внедрение детского задания в семейное коллективное творчество. Результаты оценки позволяли зафиксировать регламентированные сроки исполнения индивидуальной и коллективной эстетической деятельностью с цветом в ближайшем окружении. Но самым важным можно считать то, что оценка конечных результатов создала возможность одновременно просмотреть варианты творческой деятельности и у родителей, тогда как они сами активизировали дошкольников на какую-либо деятельность. Оценка конечных результатов способствовала возможности проанализировать потребность в знаниях о цвете у детей. Тогда как они сами, своими вопросами, требованиями и потребностями повышали активность в освоении знаний умений и навыков деятельности с цветом родителей.

Работа с родителями и другими членами семьи осуществлялась в двух формах, а именно: в индивидуальной и групповой формах.

При использовании индивидуальной работы с членами семьи, включая родителей, формировались навыки и приемы сотрудничества с дошкольником, образовательно-воспитательной работы.

С членами семьи отрабатывались проблемные вопросы, которые они поднимали сами. Как правило, родителей волновали два вопроса, а именно: что необходимо знать о цвете в предметно-пространственной среде и что нужно делать, чтобы осуществить процесс гражданского воспитания с дошкольниками. В первом и во втором случае рассматривалась область специальных знаний. В первом случае поднимались вопросы о культурно-исторических ценностях цвета, его значимости для государственных символов страны, о его поэтических образах в литературных сочинениях, образных характеристиках в народном фольклоре, значимости в традициях и обычаях своей семьи, своего народа и населения в целом. Во втором случае поднимались вопросы о внедрении полученных знаний в практику конструктивной деятельности в процессе первичного гражданского воспитания. Рассматривались организационные психолого-педагогические подходы для организации практической деятельности с цветом в предметно-пространственной среде.

Основная идея в практике ориентированной деятельности должна призывать детей к активному включению в творческую деятельность с цветом, в котором трансформировались необходимые знания о цвето-пространственной среде и о каких-либо особенностях цвета в природе, либо, о культурно-исторических ценностях цвета в материальной и духовной культуре и т.д.

Основной целью в вышеназванном психолого-педагогическом консультировании должен явиться контроль над дошкольником (на основе представлений о нормативном содержании и периодизации процесса гражданского воспитания). При этом должны выделяться конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей. А именно: выявление на раннем этапе признаков несформированности гражданского воспитания факторами среды, их коррекция, совершенствование в поведении и деятельности; выявление причин и характера отсутствия организации первичного процесса гражданского воспитания факторами среды у обследуемого дошкольника, а также определение степени психолого-педагогической запущенности детей в данном направлении; выявление индивидуально-психологических особенностей личностного и индивидуального развития детей; определение семейных условий жизнедеятельности дошкольника; обоснование психолого-педагогического прогноза; организация психолого-педагогической работы с родителями и детьми; разработка индивидуальной программы гражданского воспитания дошкольника факторами среды совместно с родителями и детьми.

Однако, решение любых психолого-педагогических проблем, в том числе касающихся гражданского воспитания дошкольников в семье, не может быть успешным без внимательного рассмотрения их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа, без учета закономерностей психофизиологического развития в целом.

Для психического и личностного развития детей необходима своевременная их перестройка на каждом возрастном этапе. Самым сложным для детей в процессе разрешения проблемной ситуации с цветом в ближайшем окружении являлось необходимое обоснование собственной деятельности, раскрытие целесообразности её для семьи и общества, непосредственно для самого автора творческой деятельности с цветом.

Способы самостоятельного выполнения заданий с цветом в предметно-пространственной среде у дошкольников (в начале работы) чаще всего напоминают хаотические действия. Далее методом проб и ошибок ребенок осваивает практическое действие с цветом в ближайшем окружении. Завершают свою практическую деятельность дошкольники методом зрительной ориентировки относительно эталонов цвета в природе.

В процессе гражданского воспитания: детей факторами цвета адекватность действий определяют как соответствие действий ребенка условиям задания с цветом характеру материала и требования инструкций.

Деятельность членов семьи ориентируется на выполнение несложных заданий с цветом в предметно-пространственной среде, которые выполнимы детьми дошкольного возраста.

В творческой деятельности необходимо особый уклон делать на речевую инструкцию или использование необходимых указательных жестов.

В подобных случаях на уровне элементарного подражания и оценки; собственных действий дошкольник может усвоить от родителей способы выполнения тех или иных заданий. Однако количество инструктивных показов выполнения заданий не должно превышать более двух раз. Обучаемость в процессе исследования, то есть переход дошкольника от более низкого способа ориентирования в знаниях, умениях и навыков деятельности с цветом в ближайшем социуме к более высокому уровню, свидетельствует о потенциальных творческих возможностях ребенка.

Отношение дошкольников к результату собственной деятельности с цветом в предметно-пространственной среде отражается не только в чувственно-эмоциональных всплесках и возгласах, но и в активном интересе к будущим заданиям с цветом в ближайшем социуме.

Такой подход оценочной деятельности позволяет родителям определить не только «актуальный» уровень гражданского воспитания собственного ребенка дошкольного возраста, но и ближайший уровень его гражданского воспитания. Согласно каждому баллу в оценочной системе, можно составить индивидуальную программу, направленную на повышение эффективности искомого процесса гражданского воспитания факторами среды. С целью ликвидации погрешностей и ошибок в самостоятельной деятельности с цветом в предметно-пространственной среде необходимо привлечение ребенка в коллективную деятельность с взрослыми членами семьи, в которой у дошкольников более эффективно прививаются знания, умения и навыки конструктивной и совместной деятельности.

Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у детей не только интенсивно развиваются все психологические и психофизиологические функции, формируются сложные виды творческой деятельности, игровой деятельности, общение с взрослыми, сверстниками, но и закладываются основы самостоятельных познавательных способностей.

В раннем дошкольном возрасте ведущим началом в процессе гражданского воспитания является эмоциональная познавательная деятельность- В дальнейшем она заменяется предметно-деловой познавательной деятельностью, а затем познавательной речевой деятельностью. Для дошкольников характерна система показателей гражданского воспитания, включающая степень сформированности не менее пяти типов познавательных действий в области цвета в предметно-пространственной среде. А именно: целенаправленные пробы первичной деятельности с цветом в ближайшем социуме; практическое применение собственных сил к деятельности с цветом в ближайшем окружении; зрительная ориентировка в цвето-пространственной среде; ряд интеллектуальных (мыслительных) действий относительно цвета в предметно-пространственной среде, образного и логического мышления.

В трудах ученых, например А.В. Запорожца, приводится сообщение о том, что дети дошкольного возраста способны более эффективно воспринимать словесные рекомендации - при восприятии наглядного изображения, в связи с чем в процессе гражданского воспитания появляются новые возможности интенсивного развития и воспитания личности, как игра с цветом в предметно-пространственной среде, в процессе которой начинается развитие таких нравственных качеств, как формы поведения в коллективе и формирование элементов трудовой деятельности. В игровой деятельности активно возрастает познавательная активность. В реализации этих знаний дети активно обращаются к родителям. Вместе с тем как формируется полнота знаний, информация о конкретной проблеме цвета в предметно-пространственной среде, совершенствование перцептивных действий и сенсорных эталонов, можно определить, соблюдая нормы этики, в ходе бесед, наблюдений, анализа результатов деятельности полную картину усвоенных эталонов геометрических форм и цветов спектра.

На каждом возрастном этапе можно проследить степень игровой вовлеченности с цветом в предметно-пространственной среде, а именно: в трех-четырехлетнем возрасте дети работают по образцу, выделяя при этом границы цвета, а также способны выполнять пространственные отношения с ним в ближайшем социуме (декорирование предметной окружающей среды).

В результате завершения семейного процесса гражданского воспитания, отмечается следующее: дети более активно внедряются в игровую деятельность с цветом в ближайшем окружении, у них появляется возможность при выполнении посильных, знакомых задач находить решения значительно быстрее и эффективнее, чем раньше.

В пяти-шестилетнем возрасте дети значительно продвигаются вперед, свободно оперируя знаниями, умениями и навыками деятельности с цветом в предметно-пространственной среде, сформированными в процессе семейной гражданского воспитания. У него начинают развиваться элементы культуры -эстетической, нравственной, патриотической и др. Именно в этот период в процессе семейного гражданского воспитания факторами цвета в предметно-пространственной среде закладываются элементы деятельности - бытовой, трудовой, изобразительной, игровой, конструктивной, театральной, литературной и т.д.

Семейное воспитание и гражданское воспитание факторами цвета в предметно-пространственной среде - это целенаправленный процесс семейной деятельности с цветом в окружающей среде, в результате которой происходит взаимодействие родителей и детей, соответственно одновременно формируются элементы культуры, осуществляется развитие личности. Следует признать, что практически не встречается ни один ребенок, который был бы полностью нейтрален по отношению к семейной деятельности с цветом в предметно-пространственной среде. Даже то, что дети иногда рождаются с некоторыми зрительными аномалиями, так или иначе восприятие цвета в окружающем социуме положительно сказывается на его развитии, особенно, если в семье обеспечивается процесс целенаправленного и систематического воспитания. Цветовая среда как фактор гражданского воспитания, можно сказать, становится средовым фактором и развития личности ребенка дошкольного возраста, так как, взаимодействуя с цветовой средой, в процессе деятельности и общения ребенок дошкольного возраста, непрерывно работает над собой, проявляет встречную активность, то есть происходит процесс саморазвития и самовоспитания под влиянием цветовых факторов.

Существуют разные трактовки семейного воспитания. В нашем понимании под семейным воспитанием понимается сумма определенных мероприятий с цветом в окружающем социуме мер воздействия на ребенка, а прежде всего соответствующая организация жизни и деятельности детей в цветовой среде, взаимоотношений с членами семьи, всей темы отношений к: цветовой действительности.

Практика семейного гражданского воспитания детей факторами цвета в окружающем социуме, показывает, что не существует идеального варианта для обеспечения вышеназванного процесса, не требующего той или иной степени коррекции. Поэтому наиболее действенными приемами являются «классические» устные способы воздействия на дошкольников в процессе деятельности с цветом. Особенностях цвета в окружающем мире может формироваться лишь на базе высокоразвитого восприятия и представлений. Эти вербальные средства общения посредством цвета в предметно-пространственной среде в семье включают представления о труде взрослых членов семьи, событиях семейной жизни.

Предлагаемый комплекс методик гражданского воспитания детей факторами среды позволит, с одной стороны, осуществлять контроль над ходом развития детей, обучающихся и воспитывающихся в семейных условиях, с другой стороны, выявить неблагоприятные варианты психолого-педагогического развития дошкольников в целях коррекции личностных качеств и формирования готовности к обучению в школе и позволит моделировать семейный процесс гражданского воспитания детей факторами среды.

Отражающим уровнем внутрисемейных отношений в процессе гражданского воспитания факторами среды, представлена не только детская, но и родительская включенность в процесс деятельности. Поэтому процесс проектирования детской и взрослой деятельности сводится к формированию исходной нормативной структуры взаимоотношений с ее параметрами допусков и ограничений на эти параметры, способы коррекции и регуляции поведения. Оценка структуры деятельности проводится на уровне решения или не решения задач, например, по их количеству и продолжительности сроков действия.

Главным качественным и количественным показателем выступает результат как показатель количественно и качественно объективно решенных проблем. Их анализ показывает, что разнообразные проблемы семейного гражданского воспитания, обусловленные воздействием среды, становятся источником жизненных различных ситуаций. По мере реализации намеченной цели, согласно способам решения проблем, проводились деятельностные мероприятия.

В контексте решения возникающих проблем отрабатывались различные подходы к условиям разрешения воспитательной ситуации. Среди вышеизложенных подходов применялся также и метод математического решения проблем. Внешне параметры данной схемы в математическом выражении выглядят так: данные итоговых диагностических процедур показали, что в семейном гражданском воспитании детей наиболее часто поднимаемые вопросы о цвете как факторе в предметно-пространственной среде разделились на две группы. Каждая группа вопросов соотносилась с «внешними» и «внутренними» проблемами семьи.

Познание и активизация цвета как фактора позитивного гражданского воспитания детей позволяет полностью или частично находить оптимальные варианты его использования в семье. Как очевидно, внешние параметры поднимаемых вопросов сводятся к патриотическому, эстетическому и культурологическому, экологическому и биологическому аспекту. Внутренние потребности в цвете предметно-пространственной среды сводятся к культурно-историческим и: бытовым семейным интересам. Все это придает в оценке цвета в предметно-пространственной среде не только противоречивый характер, но и высокую патриотическую, эстетическую, нравственную значимость. Следовательно, предстоит ответить на вопрос, - какие характеристики цвета в предметно-пространственной среде необходимо учитывать при вынесении суждения о том, является ли данный объект эффективным для искомого процесса гражданского воспитания, каково относительное влияние цвета в окружающем социуме, в том числе на детей. Соответственно критерии оценки цвета в предметно-пространственной среде должны быть определены для всех разновозрастных членов семьи, у которых он вызывает соответствующий интерес. Такой подход к критериям оценки цвета в предметно- пространственной среде в процессе семейного гражданского воспитания придает ей основательность, определенность, стабильность и относительность в суждениях. Исключает шаблонность и стереотипность в высказываниях, особенно в методике его использования. Данные суждения одновременно выявляют уровень развития членов семьи, их социальных связей в обществе и семейного психологического комфорта. Полагаясь на полученные выводы в процессе исследования, можно сказать, что практика работы семьи в первичном процессе гражданского воспитания детей подтверждает целесообразность использования цвета в предметно-пространственной среде как фактора гражданского воспитания детей. В процессе опытно-экспериментальной работы определилась графическая модель, а именно: модель «Семья - основа первичной гражданского воспитания детей в цветовой предметно-пространственной среде».

Существенно осложняют процесс гражданского воспитания детей структурные изменения в семье (разводы, семейные трагедии, связанные с потерей близких членов семьи, и т.д.) и нарушения морально-психологического климата в семье (наркомания, пьянство и т.д.) В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме миграции населения, связанной с объективными сложностями в стране, а также отсутствием работы и соответственно с минимальным прожиточным уровнем, которые приводят семьи к различным личностным деформациям.

 

АВТОР: Котенко И.В.