20.04.2012 17709

Политическое мировоззрение как социально - психологическая категория

 

Прежде чем определить содержание понятия «политическое мировоззрение» необходимо остановиться на характеристике понятия «мировоззрение». Данная категория является предметом исследования в философии, политологии, социологии, психологии, педагогике, культурологии.

Мировоззрение - устойчивая система взглядов и отношений человека к тому, что происходит в окружающем его мире. Мировоззрение - система представлений о мире, нас самих и обществе - как осознанных, так и неосознанных, - отмечает американский психолог Джон Гудвин.

Мировоззрение включает в себя цели и ценности жизни, социальные установки, убеждения человека, различные взгляды, мнения, ориентации. Мировоззрение делится на виды в зависимости от того, какую систему взглядов оно действительно представляет. Мировоззрение может быть научным, житейским, философским, экономическим, правовым, религиозным и т.п. Мировоззрение создает для данного человека общую картину окружающего мира, которой он руководствуется, принимая те или иные жизненно важные решения и совершая те или иные социально значимые поступки. В качестве субъекта мировоззрения выступают социальная группа и личность. Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политические, философские, религиозные, эстетические, научно-теоретические ориентации человека.

В науке различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем имеются и определенные различия. Общая картина мира - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Цельное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие, миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, для которого характерна еще более высокая интеграция знаний.

Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент мировоззрения составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы. Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его вкусы, быт, интересы.

Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.

В обществе издавна существовало сознательное стремление выработать целостное и обоснованное мировоззрение, в рамках которого была бы осмыслена вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Сознательное стремление выработать такого рода мировоззрение проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нем основу не только духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества.

В мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности. Можно сказать, что полнота социально-психологического содержания личности определяется содержанием, целостностью, психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение личности непосредственно влияет на ее индивидуальные и социально-психологические качества, на поведение, действия и поступки.

У каждого человека его мировоззренческие взгляды, складываются в результате длительной, сложной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции и установки. Мировоззрение отдельной личности, социальной группы, определенного общества хотя и оказываются взаимосвязанными, но существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию.

Психологическая литература содержит некоторые особенности в подходе к определению понятия «мировоззрение». «Психологи исходят из того, отмечает Н.А.Менчинская, - что мировоззрение личности есть форма индивидуального сознания, имеющая специфические особенности, обусловленные возрастными, индивидуальными различиями. В сформированном мировоззрении отраженные образцы наиболее общих закономерностей природы, общества, психологической жизни человека сливаются с собственным, личностным отношением к ним». С.Ю.Головин так определяет мировоззрение: «... это ядро общественного и индивидуального сознания, включающее жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».

Таким образом, несмотря на различия в определении самого термина «мировоззрение», все они удовлетворяют тому требованию, что фиксируют единство, слитность объективного (гносеологического) и субъективного (аксиологического), рационального и эмоционального в содержании этого понятия.

Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Будучи единицей мировоззрения, убеждение призвано реализовать определенные личностные ценности. Поэтому убеждение может выступать в качестве эталона, способного служить критерием при сравнении между собой конфликтующих мотивов (целей, средств их достижения, отмечает Г.Е.Залесский. Часто понятие «убеждение» отождествляют с понятием «социальная установка». Исходя из анализа научной литературы, в своей работе мы придерживаемся той точки зрения, что попытки отождествлять эти понятия, недостаточно обоснованны.

Установка, как известно, тесно связана с ситуацией действия, включает в себя как момент мотива, так и момент ситуации, чаще функционирует на неосознанном уровне. Напротив, убеждение принято рассматривать как осознанное образование, которое выступает «как надстройка, обеспечивающая над ситуативную ориентировку».

Мы полагаем, что, несмотря на тесную взаимосвязь стоящих за ними психических явлений, понятие «убеждение» и «установка» нельзя смешивать. Убеждение представляет собой особое психическое образование, обладающее специфическими функциями, которые оно выполняет в структуре мировоззренческой деятельности. Оно служит побудительным импульсом для отбора знаний и способов их практической реализации в проявлении личной позиции (мотивирующая, побудительная функция) и основанием для выбора в качестве ориентиров определенной желаемой системы ценностей и норм (когнитивная функция). В последнем случае оно участвует в выборе мотивов, целей и поступков, чем обеспечивается влияние личных ценностей на характер социально- ориентировочной деятельности. Когнитивная функция убеждения позволяет ему выступать в качестве психологического регулятора между личностью и обществом. Здесь убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка».

Убеждение как регулятор представляет собой, по нашему мнению, осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в деятельности. Убеждение является нравственно-оценочной опорой, с позиций которой человек осознает результаты своей деятельности, проверяет, насколько в ней воплощены его личностные ценности. Именно в таком смысле убеждение рассматривается нами как единица мировоззрения. Поэтому оно способно выполнять свою регулирующую функцию и в экстремальных ситуациях, компенсируя недостаток нужной для принятия решении информации за счет использования в качестве эталонов те знания, оценки, нормы, стереотипы, которые являются личностно значимыми и в ценности которых субъект уверен (даже если эти знания существуют в форме предубеждений, мифов, слухов) (М.Н.Алексеев, Г.Е.Залесский, Н.А.Менчинская, Т.К.Мухина, Р.М.Рогова).

Большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой убеждение рассматривается как единица мировоззрения личности, придающая ему действенный характер (М.Н.Алексеев, Н.А.Менчинская, Р.Ф.Рогова, Г.Е.Залесский, А.Г.Спиркин) В психологии убеждения связывают с мотивационной сферой личности и традиционно определяют как «систему мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением».

Вместе с тем, и это следует специально подчеркнуть, в психологической литературе представлена и другая позиция относительно природы убеждений, сторонники которой указывают на неправомерность отождествления исследуемого понятия с понятиями мотива и установки (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, В.Момов, А.В.Зосимовский, Э.И.Рахманов, И.В.Сысоенко, Г.И.Школьник). Эта группа авторов предпочитает рассматривать убеждения как особые знания, суждения, мнения, которые связаны с глубоким признанием и переживанием их истинности, бесспорной убедительности.

Констатируя отсутствие единства определений этого понятия, Г.Е.Залесский обращает внимание на то, что в многообразии мнений отчетливо вычленяется некий инвариант, позволяющий рассматривать убеждение как «органическое единство», «сплав» трех основных компонентов: знание как основа принятия решений, позитивное личное отношение к этому знанию, потребность поступать в соответствии с имеющимися знаниями. Данной точки зрения придерживаемся и мы в своем исследовании.

Исходя из вышеизложенного, в качестве предмета исследования, мы выбрали изучение когнитивной стороны политического мировоззрения, смысловой единицей которого являются убеждения. Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности (А.Г.Спиркин, Г.Е.Залесский, Н.А.Менчинская, С.Н.Булгаков, П.В.Алексеев, А.В.Панин и др.).

Политическое мировоззрение является структурным компонентом политического сознания. Большинство исследователей политического сознания рассматривают его как многомерное, неоднородное, «пульсирующее», внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с политикой и рациональное к ней отношение.

Отечественная наука трактует политическое сознание как вариант общественного сознания, отражающий, прежде всего, социально- экономические условия быта людей. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях и в различных ситуациях. Политическое сознание представляет собой систему теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений, чувств, посредством которых происходит отражение социальными субъектами (индивидами, группами) сферы политической жизни. Сущность политического сознания - результат и процесс восприятия и осмысления политической реальности с учетом социальных интересов людей, - отмечает В.Г.Крысько. Содержанием политического сознания выступают политические идеи, теории, взгляды, интересы, настроения и чувства людей, испытывающих влияние политики.

Политическое сознание относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий. К числу понятий, которые не могут быть определены и классифицированы усилиями только одной науки, относится и политическое мировоззрение, как структурный компонент политического сознания.

В современной науке выделяются две основные тенденции к определению сущности политического мировоззрения:

- во-первых, в силу огромных масштабов и разнообразия современных научных знаний и их быстрого приращения целостное мировоззрение вообще невозможно построить (Б.М. Бим-Бад, М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др.), т.к. этот процесс сочетается с широким распространением суеверий и современных мифов, нередко облаченных в научные «одежды»;

- во-вторых, содержание понятие «политическое мировоззрения» постоянно расширяется, и многие ученые предлагают рассматривать его в каком-либо одном аспекте. Наиболее распространенным является включение в понятие «мировоззрение» политических ценностей (Д.А.Леонтьев, О.Г.Дробницкий, Юлдашев Л.Г., В.Н.Шилов и др.). Политические ценности можно определить как ценности, которые уже реализуются с помощью политической власти, при опоре на государственный аппарат, или ради осуществления которых ведется борьба за политическую власть, за обладание государственным аппаратом. Обязательным аспектом политических ценностей являются моральные.

Д.П.Гавра, Н.В.Соколов, М.А.Василик, Г.Г.Дилигенский включают в данное понятие политические ориентации и считают, что «...мировоззрение и ориентации не разделены какой-то гранью, они взаимосвязаны и частично сливаются друг с другом».

В свою очередь М.А.Василик, Ю.В.Ирхин, В.Д.Зотов и др. полагают, что понятие «политическое мировоззрение» является компонентом политической культуры, наряду с политическими стереотипами, мифами и символами и составляет часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы или социальной общности. Наибольшее влияние на характер политического мировоззрения оказывают те политические ценности, которые относятся к категории устоявшихся, получивших определенную эмоционально-чувственную окраску, ценности «пропущенные» не только через сознание, но и через «душу» человека.

К.С.Гаджиев склоняется к тому, что «политическое мировоззрение следует считать цементирующим элементом политической культуры, поскольку оно оказывает большое влияние на характер политических ориентации, ценностно-нормативных установок симпатий и антипатий людей».

А.А.Швецов, Е.А. Климов отмечают, что «мировоззрение - это не просто осведомленность, информированность, а система разносторонне обоснованной ориентировки в мире. Речь идет об обоснованности тех или иных взглядов, например, политических, логическими доводами, рассуждениями, фактами, личной жизненной практикой, авторитетом власти и т.д. Благодаря рациональной составляющей подобные взгляды приобретают признаки побуждений, мотивов; они нераздельно связаны с готовностью человека к соответствующим действиям».

В соответствии с целью исследования мы рассматриваем когнитивное содержание политического мировоззрения определенной социальной группы (студенческой молодежи). Необходимо уточнить, какой смысл мы вкладываем в понятие «когнитивное содержание». Мы основывались на следующих точках зрения:

- В начале 60-ых годов прошлого века психотерапевты А. Бек и А. Эллис в противовес психоаналитической и бихевиористской теориям личности сформулировали подход, который получил название когнитивной или рационально-эмоциональной психотерапии. В его основе лежит совокупность психотерапевтических методов, признающих первичность сознательной, рациональной стороны психики в разрешении психологических проблем, в том числе личностных и эмоциональных. Когнитивные элементы познания представляют собой базисные посылки, в которых содержатся глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самой себе.

- Задача определения «знания вообще», как свидетельствует история философии и особенно опыт развития эпистемологии последних десятилетий, не имеет единого решения. Однако она не может быть отнесена к числу псевдо проблем. Именно этот вопрос оказывается в центре внимания многих ведущих специалистов в области методологии науки и теории познания. Нам хотелось бы специально выделить в этом плане работу И.Т.Касавина, представляющую, на наш взгляд, весьма содержательное и продуктивное исследование проблем так называемой неклассической теории познания. И.Т.Касавин справедливо полагает, что предикат «являться знанием» неотличим от предиката «считаться знанием» или «функционировать как знание», а отсюда следует, что не только истинное научное знание, но и забчуждения, фантазии, обыденные представления, нравственные решения и т.п. являются формами знания. «У нас нет достаточных оснований для связывания понятия знания с каким- либо его отдельным историческим типом; у знания нет и какой-то одной структурно или содержательно адекватной формы; идентификация знания как знания не должна непременно осуществляться на основе некоторой иерархии, лишающей определенные формы сознания когнитивного содержания». С этих позиций знание есть любое «когнитивное содержание», наличествующее у субъекта в данном интервале. Это «содержание» имеет явную или неявную пропозициональную структуру, в которой выражается отношение субъекта к этому «содержанию». Пропозициональная структура - одно из проявлений интенциональности всякого сознательного состояния. Наличие «содержания» уже несет в себе отношение к нему субъекта.

И.Т. Касавин выделяет три основных типа знания:

- практическое знание, функционирующее в контексте производственных и политических практик; «оно непосредственно связано с деятельностью, не вырабатывающей специальных, в том числе рефлексивных, когнитивных структур»;

- духовно-практическое знание, которое представляет собой знание об общении, бытовое, культово-регулятивное, художественное знание; его основные формы и функции - «образное описание, нормирование, целеполагание и построение идеалов»;

- теоретическое знание, которое возникает из «деятельности исследования», выражается в определенной степени специализированным языком, вырабатывает и представляет общие принципы, нормы и т.п. в виде общих понятий.

Существует традиция трактовки истины как одного из способов «принятия» определенного «когнитивного содержания», т.е. как «особого качества веры» (Б. Рассел) - обоснованного, доказанного, подтвержденного, проверенного «принятия» данного знания, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым к истинному знанию. Целостность и структурированность когнитивного содержания - сознания и его составляющих - создаются аналитической и синтетической работой мышления.

Таким образом, «когнитивное содержание» - это не что иное, как базисные посылки, в которых содержатся глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самой себе; это не только истинное научное знание, но и заблуждения, фантазии, обыденные представления, нравственные решения и т.п. являющиеся формами знания как любого «когнитивного содержания», наличествующего у субъекта в данном интервале. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что убеждения личности имеют когнитивное содержание, включают в себя не только истинное знание, но и заблуждения, мифы, стереотипы и т.п.

Рассмотрев существующие точки зрения на понятие «политическое мировоззрение», в ходе исследования мы определили его содержание следующим образом: это когнитивные убеждения личности и социальных групп относительно политического устройства общества и места социально- политических общностей и личности в нем.. Важно отметить, что политическое мировоззрение должно включать в себя не только принципы, убеждения, установки, ориентации, фантазии, представления, но и механизмы, инструменты, способы, средства реализации этих идеалов, убеждений, ориентаций. В рамках данного исследования рассматривается только содержание мировоззрения и связь политических убеждений с социально- психологическими особенностями личности.

В политическом мировоззрении концентрировано выражаются политические, экономические, социальные и духовные отношения, в которые включены социальные группы. Разнообразные убеждения в четырех основных сферах общества (политическая, экономическая, социальная, духовная) усваиваются или не усваиваются личностью в процессе ее социализации. Принятие данных убеждений как собственных положений, которыми личность руководствуется в своей деятельности взаимосвязано, во- первых, с индивидуально-личностными особенностями, во-вторых, с особенностями положения личности в малой группе, в-третьих, с идентификацией личностью своего места в большой социальной группе.

 

АВТОР: Кулешова И.Н.